Модификации и технические характеристики экскаватора ЭО-4121

Экскаватор «ЭО-4121» стал самым первым в Советском Союзе полноповоротным гидравлическим экскаватором на гусеничном ходу, который был запущен в серийное производство. Он принадлежит к 4-й размерной группе и предназначен для выполнения работ с ковшами ёмкостью 0,65 — 1,5 кубических метров. «ЭО-4121» – типичный гусеничный экскаватор для большинства стройплощадок СССР второй половины 70-х – конца 80-х годов ХХ века. Серийный выпуск данной модели и её модернизированных версий «ЭО-4121А» и «ЭО-4121Б» осуществлялся на Ковровском экскаваторном заводе с 1974 по 1991 годы.

Предназначение экскаватора «ЭО-4121» – самый широкий спектр земляных работ: разработка грунтов, устройство котлованов и траншей, строительство новых или очистка существующих мелиоративных каналов, погрузка сыпучих материалов и мелкодробленых скальных пород с величиной кусков до сорока сантиметров в диаметре. «ЭО-4121» может выполнять земляные работы с грунтами I-IV категорий – от лёгких сыпучих песков до вечной мерзлоты и тяжёлых глинистых почв.

Об истории модели и предприятия-изготовителя

Дебютный экземпляр данной землеройной техники был собран в 1970-м году. После прохождения всесторонних испытаний, серийное производство экскаваторов «ЭО-4121» было налажено в 1974 году на Ковровском экскаваторном заводе, Владимирская область.

Ковровский экскаваторный является изготовителем первого в нашей стране экскаватора и, в целом, – одним из старейших предприятий всего отечественного машиностроения. Он был основан на производственной базе железнодорожных мастерских, работающих с 1861 года при станции Ковров Московско-Нижегородской железной дороги.

В 1930 году мастерские были преобразованы в завод по ремонту землеройных машин иностранного производства. А уже 21 апреля 1931 года здесь был построен первый в истории советский экскаватор, ставший родоначальником обширного семейства экскаваторов «Ковровец».

И в советские времена, и поныне Ковровский экскаваторный завод – одно из передовых и ведущих отечественных предприятий данной отрасли. За годы работы с его конвейера сошло около ста тысяч единиц землеройной техники, а количество различных моделей и модификаций достигло 64-х видов. Экскаватор «ЭО-4121» продержался на заводском конвейере вплоть до 1991 года, а прямыми его «потомками» стали модели «ЭО-4124», «ЭО-4125», «ЭО-4224», «МТП-71» («ЭО-4221»). Современным воплощением концепции «ЭО-4121» можно назвать экскаватор «ЭО-4225» – более прогрессивную и совершенную версию.

Сегодня Экскаваторный специализируется на выпуске полноповоротных гидравлических гусеничных экскаваторов: «КиТ-26», «ЭО-4225А-071», «ЭО-4225А-061» с полным спектром навесного оборудования. Производит также лесозаготовительную и погрузочную технику.

Особенности конструкции и сфера применения «ЭО-4121»

Конструкция экскаватора«ЭО-4121» включает в себя гусеничную платформу с поворотным механизмом. На поворотной части располагаются рабочее оборудование (стрела и ковш), системы управления, топливный бак, бак гидросистемы, дизельный двигатель, три гидравлических мотора, 5 гидроцилиндров и прочие компоненты гидросистемы, кабина машиниста и противовесы (в задней части). Поворотная платформа опирается на раму ходовой части через роликовое опорно-поворотное устройство.

Один из гидравлических моторов поворачивает платформу экскаватора, а два других в индивидуальном порядке приводят в движение гусеницы. Ходовое устройство на данном экскаваторе – тракторного типа, а натяжение гусеничных лент осуществляется с помощью гидроцилиндра. В состав основного рабочего оборудования экскаватора вошли: обратная лопата с ковшами ёмкостью от 0,3 до 1,25 м3, грейфер, прямая лопата и прямая лопата с поворотным ковшом, погрузчик, гидромолот.

Экскаватор предназначается для работ при температурных условиях от -40 до +40 градусов (в тропическом исполнении – до +55 градусов). Благодаря использованию ковшей различных объёмов и универсальности платформы, экскаватор «ЭО-4121» эффективно выполняет не только земляные работы (рытьё траншей, ям и котлованов), но и погрузку сыпучих и мелкодробленых материалов (в том числе при помощи вил или грейфера); дробление твёрдых пород гидромолотом; рыхление грунта съёмным зубом.

Устройство

Спецтехника выпускается в продажу в двух сборках:

  • «Стандарт». Рабочий диапазон температур -40°С/+40°С, отлично справляется с работой в холодных климатических условиях.
  • «Тропический». Рабочий диапазон температур -20°С — +55°С, подходит для работы в тропическом климате.

Каждая сборка состоит из 3 основных частей:

Поворотная платформа с капотом и механизмами. На ней размещены:

  1. двигатель;
  2. привод поворота;
  3. гидрооборудование (трубопроводы и т. п.)
  4. кабина водителя (в неё находится система управления спецтехникой);
  • Гусеничная тележка;
  • Рабочее оборудование;

Ходовая часть экскаватора состоит из:

  • сварной рамы;
  • гусеничных лент;
  • двух приводов гусениц;
  • колёс с функцией сдавания;
  • поворотной опоры (крепится к раме):
  • катков;

Важно Технические характеристики и инструкция по эксплуатации военного грузового автомобиля КрАЗ-260

В стандартной комплектации экскаватора идут 2 аккумуляторных батареи, генератор, стартер, а также обычные для спецтехники сигнализаторы:

  • температуры;
  • уровня топлива;
  • тока;
  • давления;

Нужно отметить, что система автоматического контроля работает как часы и моментально сигнализирует о каких-либо отклонениях от нормы.Рассматривая стандартную комплектацию, можно заметить множество достоинств, таких как:

  • Приспособленность к суровым российским зимам.
  • Приспособленность к работе в условиях повышенной влажности и температуры («тропическая» сборка).
  • Удобная кабина с широким обзором, обогревателем с функцией обдува переднего стекла.
  • Изготовленные на российских заводах комплектующие. Это снижает затраты на техническое обслуживание.
  • Прочность и надёжность. Стрела, рама и рукоять экскаватора выполнены из легированной стали, имеющей класс прочности 390.

Экскаватор ЭО-5126 разрабатывался на основе конструкторских бюро Министерства обороны, потому сбалансирован в характеристиках, надёжен и выдерживает экстремальную эксплуатацию.

Габаритные размеры

Характеристика (в транспортном положении)Значение
Масса32 т.
Длина10,4 м
Ширина (гусеницы 600 мм)3,17 м
Ширина (гусеницы 900 мм)3,47 м
Высота3,1 м
Ширина поворот. платформы3,04 м


Характеристики ковша:

Тип – базовый, землеройный ковш. Объем устанавливаемого ковша – 1.45 кубических метра. Наибольший объем устанавливаемого ковша – 1.8 кубических метра.

Тип – траншейный ковш. Объем устанавливаемого ковша – 0.8 кубических метра.

Тип – усиленный землеройный ковш. Объем устанавливаемого ковша – 1.25 кубических метра.

Двигатель экскаватора «ЭО-4121»

На экскаваторах«ЭО-4121» устанавливались дизельные двигатели марки«А-01» и А-01М» Алтайского моторного завода, город Барнаул. Это простой по конструкции и обслуживанию, неприхотливый, добротный мотор, который выпускается до сих пор и устанавливается на ряд сельскохозяйственных, промышленных и лесопромышленных тракторов, на дорожно-строительную технику.

Шестицилиндровый четырёхтактный безнаддувный дизель типа «А-01» оснащён двухклапанным механизмом газораспределения на каждом цилиндре. Расположение цилиндров – рядное, вертикальное. Способ смесеобразования – непосредственный впрыск топлива. Способ охлаждения – жидкостное.

Двигатель «А-01М». Выпускается и поныне для широкого спектра спецтехники.

В конструкции мотора были использованы гильзы из спецчугуна, с обработкой рабочей поверхности методом плосковершинного хонингования; поршни с трёхколечным комплектом поршневых колец, оптимизированным профилем боковой поверхности и графитизированной юбкой; блок-картер с увеличенной прочностью и с улучшенным охлаждением гильз цилиндров. Двигатель обладает солидным моторесурсом(до 12000 моточасов).

  • Рабочий объём цилиндров: 11,15 л;
  • Номинальная мощность: 99 кВт, или 135 л.с.;
  • Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4;
  • Диаметр цилиндров: 130 мм;
  • Ход поршня: 140 мм;
  • Степень сжатия: 16,5 (+/- 0,5);
  • Номинальная частота вращения коленчатого вала – 1700 об/мин;
  • Номинальный коэффициент запаса крутящего момента – 25%;
  • Удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности – 221 г/кВт.ч (163 г/л.с.-ч);
  • Относительный расход масла на угар – 0,3% к расходу топлива.


Топливный насос высокого давления двигателя «А-01» – золотникового типа, а не плунжерного. Форсунки установлены с многодырчатым распылителем. Воздушный фильтр – центробежный циклонного типа. Запуск производится посредством одноцилиндрового пускового двигателя «ПД-10У» с мощностью в 10 л.с. Он заправляется бензином с 1/15 частью моторного масла.

Двигатель«А-01» приводит в действие два гидравлических насоса с регулируемой производительностью. Оба насоса установлены в одном корпусе и приводятся через редуктор. Дополнительно устанавливается предпусковой подогреватель «ПЖБ-300В», который облегчает запуск мотора в условиях особенно низких температур.

Размерные параметры экскаваторов с жесткой подвеской оборудования

При работе прямой лопатой

Таблица 21

Показатель ЭО-4121А ЭО-4123 ЭО-4321 ЭО-5122 ЭО-6121
Глубина копания ниже уровня стоянки, м 3,6 3,34 3,04 4,13 4,85
Наименьший радиус копания, м 4,12 4 44,7 5,3
Наибольший радиус копания, м 7,25 7,45 7,45 8,93 10,15
Наибольшая высота подъема ковша, м 7,5 7,4 7,7 9,65 10,3
Наибольшая высота выгрузки, м 5,03 6,1 6,4 5,1 4,95
Радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м 5 6 6 4,62 6,7

При работе обратной лопатой

Таблица 22

Показатель ЭО-3121Б ЭО-3322А ЭО-4121А ЭО-4123 ЭО-4121 ЭО-5122
Длина рукоятки, м 2,8 2,58 2,99 2,93 2,93 2,97
Наибольшая глубина копания, м: 4,5 4,2 5,8 5,6 5,5 6
Наибольший радиус копания, м 7 7,6 9,2 8,95 10,16 9,6
Наибольшая высота выгрузки, м 5,5 4,7 6 5,88 6,18 5
    1. Машины и приспособления для вспомогательных работ Корчеватели

Таблица 23

Показатель ДП-8А ДП-3 ДП-2 Д-695А ДП-25
Базовый трактор Гусеничный

ДТ-75Б-С2

Гусеничный

Т-100МЗГП

Гусеничный Т-100МЗ Гусеничный Т-100МЗГБП Гусеничный Т-130.1Г-1
Мощность двигателя, кВт 55,1 79,4 79,4 79,4 117,6
Ширина отвала, м 2,13 1,5 1,54 3,53 1,38
Габаритные размера, м:
длина 5,05 5,61 5,55 6,36 5,83
ширина 2,68 3,3 3 3,87 3,25
высота 2,3 3,05 3,05 2,75 3,05
Ширина захвата, м:
корчевателя 0,72 1,38 1,38 2,09 1,38
корчевателя-собирателя 2,18 1,38 1,38 3,53 1,38
Наибольший диаметр корчуемых пней, м 0,5 0,45 0,45 0,5 0,45
Производи

тельность:

При корчевке пней, шт/ч 45 40 40 59 40
При корчевке кустарников и сборе пней, га/смену 1,6 3,5 3-5 2,4 3

Бурильные машины

Таблица 24

Показатель БМ-204 БМ-205 БМ-202 БМ-302 БМ-802С БМ-303 БМ-251
Базовая машина Колесный трактор Автомобиль

ГАЗ-66-02

Автомо

биль

Гусеничный трактор
МТЗ-52Л МТЗ-82Л КрАЗ-257 Т-74-С2 ДТ-75-С2
Глубина бурения, м 2,1 2 2 3 8 3 2,5
Диаметр скважины, м 0,35; 0,5; 0,8 0,35; 0,5; 0,8 0,35; 0,5; 0,8 0,3; 0,4; 0,65 0,35; 0,5; 0,8 0,6; 0,8; 1
Бульдозерный отвал:
длина, м 2 2,1
высота, м 0,65 0,64
Габаритные размеры в транспортном

положении:

длина 6,3 6,1 6,55 6,55 12,41 5,67 4,88
ширина 2 2,25 2,34 2,34 2,78 2,15 1,75
высота 3,96 3,72 3,05 3,37 3,93 3,74 3,16
Габаритные размеры в рабочем

положении:

длина 6,2 6,1 6,55 6,55 12,41 4,8 4,7
ширина 2 2,25 2,34 2,34 2,78 2,15 1,75- 2,27
высота 5,16 4,8 3,65 4,2 3,93 8,85 3,96

studfiles.net

Ходовая часть

Ходовая часть представляет собой гусеничный механизм, в котором каждая гусеница получает усилие от индивидуального гидромотора посредством редуктора. Гидроцилиндр отвечает за натяжение гусеничной ленты. В конструкции ходовой части предусмотрено оборудование уширенными звеньями, позволяющими существенно сократить давление на грунт. Подобный вариант предназначается для использования на переувлажненных и слабых грунтах.

Механизм поворота включает трехступенчатый редуктор, поворотную шестерню и гидромотор, состоящий из предохранительной и распределительной аппаратуры, сдвоенного насоса и исполнительных рабочих органов. Производительность насосов, смонтированных в едином корпусе, может регулироваться. Сами они запускаются от дизельного моторами посредством раздаточного редуктора. На поворотной платформе за кабиной находятся распределительные блоки золотников.

Гусеничная тележка экскаватора «ЭО-4124» оснащена гусеницами из литых траков, с цевочными зацеплениями. В наше время подобное решение уже не применяется, либо используется достаточно редко. Однако оно обеспечивает отличные показатели надёжности и износоустойчивости гусениц экскаватора. Как правило, сроки эксплуатации траков такой конструкции бывают в два-три раза больше, по сравнению с гусеницами обычными.

Достоинства и недостотки

Большинство моделей обладает:

  1. Малой себестоимостью. Они производительные, не требуют больших расходов при эксплуатации.
  2. Высокой ремонтопригодностью.
  3. Мобильностью, высокой проходимостью.
  4. Работают зимой и в жару без перебоев.
  5. Не боятся пыли.
  6. Обладают или могут снабжаться сменным навесным оборудованием, что расширяет их универсальность.

Из недостатков можно отметить:

  • слабые шланги гидросистем;
  • сложный запуск моторов в мороз;
  • сложность в освоении управления.

Гидравлическая система экскаватора «ЭО-4121»

Гидравлический привод экскаватора включает в себя: сдвоенный насос, распределительную и предохранительную аппаратуру, исполнительные рабочие органы. Гидронасосы регулируемой производительности, смонтированные в едином корпусе, приводятся в действие от дизельного двигателя через раздаточный редуктор. Распределительные блоки золотников закреплены на поворотной платформе, позади кабины. Давление рабочей жидкости в гидравлическом контуре привода рабочих органов экскаватора было обеспечено на уровне 250 кг/см, что для тех времён было рекордным показателем как для Советского Союза, так и для Европы.

Лопата (трубопроводы не показаны)

  1. гусеничное ходовое устройство; 2- опорно-поворотное устройство;

3-поворотная платформа; 4- двигатель; 5- кабина машиниста; 6- шарнир

соединения стрелы с поворотной платформой; 7- нижняя часть стрелы;

8- верхняя часть стрелы; 9- тяга; 10,11,12- гидроцилиндры; 13- рукоять;

14- рычаг ковша; 15- ковш.

Экскаватор обратная лопата разрабатывает грунт ниже отметки стояния. При работе обратной лопаты реализуются большие усилия, так как сопротивление грунта при копании преодолевается не только усилием, развиваемым рабочим оборудованием, но и массой всей машины. Кроме показанной на рис. 2, применяют неразъемные (моноблочные) стрелы и удлиненные рукояти, профильные ковши для рытья и очистки каналов и кюветов.

Перемещение стрелы, рукояти и ковша при копании и разгрузке ковша осуществляется согласованной работой соответствующих гидроцилиндров.

Для сокращения времени цикла и повышения производительности машинист совмещает подъем рабочего оборудования с поворотом платформы к месту разгрузки, опускание стрелы с обратным поворотом к забою.

-5-

Рис. 3. Рабочее оборудование прямой лопаты

Экскаватора эо – 4121а

а- с неповоротным ковшом; б- с поворотным ковшом.

  1. стрела; 2- рукоять; 3- тяга; 4- зуб ковша; 5- ковш; 6- петля днища

ковша; 7,8,9,10- гидроцилиндры; I и II – положения ковша при копании.

Экскаватор прямая лопата разрабатывает грунт выше отметки стояния. Ковш может быть присоединен к рукояти жестко с помощью тяги 3 и тогда для открывания днища устанавливают специальный гидроцилиндр 7. Если ковш крепят к рукояти шарнирно (позиция «б»),то его поворот относительно горизонтальной оси осуществляется с помощью гидроцилиндра 10; корпус гидроцилиндра шарнирно прикреплен к проушинам рукояти, а шток также шарнирно присоединен к ковшу.

На большинстве гидравлических экскаваторов (в том числе и на ЭО – 4121А) при монтаже оборудования прямой лопаты используют (полностью или частично) стрелу обратной лопаты.

Прямой лопатой с поворотным ковшом можно выполнять не только разработку и погрузку грунта, но и планировку забоя; недоборы грунта при работе гидравлической прямой лопаты меньше, чем для механического экскаватора.

Экскаватор драглайн (Рис. 4) всегда имеет гибкую подвеску рабочего оборудования и механический (одномоторный) или дизель-электрический (многомоторный) привод (см. Рис.5).

Драглайн разрабатывает грунт ниже отметки стояния. Цикл работы драглайна складывается из заброса ковша, подтаскивания ковша с одновременным его наполнением срезаемым грунтом, подъема ковша, поворота стрелы на разгрузку и обратного поворота в забой.

-6-

Рис. 4. Экскаватор драглайн

  1. стрелоподъемный барабан лебедки; 2- тяговый барабан лебедки;

3-неподвижные блоки; 4- подъемный канат; 5- тяговый канат; 6- ковш;

7- подвижные блоки; 8- стрела; 9- головной блок стрелы; 10- подъемные цепи; 11- тяговые цепи; 12- разгрузочный канат; 13- наводка; 14- канат;

15- канатные тяги.

При забросе ковша 6 с барабана лебедки 2 сбрасывается подъемный канат 4, проходящий через головной блок 9 стрелы 8, а с другого барабана двухбарабанной лебедки 2 (см. Рис.4 и Рис. 6), сбрасывается тяговый канат 5, проходящий через наводку 13 и прикрепленный к ковшу посредством тяговых цепей 11.Стрела удерживается под заданным углом с помощью полиспаста, состоящего из подвесной траверсы с подвижными блоками 7, неподвижных блоков 3 и каната 14, идушего на стрелоподъемный барабан лебедки 1. Траверса и головная часть стрелы связаны канатными тягами 15.

Перемещение ковша по откосу забоя и наполнение его грунтом осуществляется с помощью тягового каната при одновременном сбросе подъемного каната. После наполнения ковш поднимается и удерживается цепями 10 при одновременном натяжении тягового каната. При повороте к месту разгрузки отпускают тяговый канат, разгрузочный канат 12 ослабляется; так как ось подвески ковша на подъемных цепях не проходит через центр тяжести (он находится ближе к режущей части), ковш опрокидывается и освобождается от грунта. При большем угле поворота разгрузка ковша в отвал выполняется при круговом движении поворотной части.

-7-

Рис. 5. Принципиальная схема многомоторного дизель-электрического привода экскаватора драглайн.

(показана только одна «ветвь» привода)

  1. дизель; 2- фрикционная муфта; 3- электрический генератор;

4-распределительное устройство; 5- пуско-регулирующее устройство;

6- электродвигатель; 7- соединительная муфта и колодочный тормоз;

8- редуктор; 9- исполнительный механизм.

Дизель и генератор составляют, по существу, передвижную электростанцию, обеспечивающую питание электродвигателей. Многомоторный привод компактен; электродвигатель, муфта и редуктор конструктивно составляют единый блок и располагаются непосредственно у исполнительного механизма. Автономность каждой ветви позволяет выполнять функции управления независимо и делает возможным совмещение рабочих операций.

На Рис. 6. показана кинематическая схема привода двухбарабанной лебедки драглайна (тяговый и подъемный канаты на Рис.4)

Рис. 6. Кинематическая схема привода двухбарабанной лебедки

  1. электродвигатель; 2- соединительная муфта; 3- редуктор;

4- фрикционная пневмокамерная муфта; 5- ленточный тормоз; 6- барабан тяговой лебедки; 7- барабан лебедки подъема ковша.

Электродвигатель с помощью муфты соединен с двухступенчатымредуктором, на валу которого жестко закреплены ведущие полумуфты пневмокамерных муфт. Барабаны лебедок 6 и 7 вращаются свободно, их включение происходит при подаче воздуха в пневмокамеры. При выключении привода барабан затормаживается.

-8-

studfiles.net

Кабина экскаватора «ЭО-4121»

Поскольку«ЭО-4124» была самой первой моделью полноповоротного экскаватора в СССР, перед её конструкторами стояли задачи уравновешивания его на поворотной платформе. При этом нужно было создать значительный перевес в задней части –это бы позволило заметно усилить развиваемое на ковше усилие. По этим причинам кабина и двигатель экскаватора «ЭО-4121» разнесены на два метра, что в наше выглядит довольно экзотично. Можно также отметить, что 2 капотные дверцы находятся также в задней части экскаватора, а не в боковой. В том же месте устанавливается и дополнительный противовес.

Кабина, с современной точки зрения – обычная «жестяная будка», напоминающая «скворечник», с самым минимальнейшим набором удобств для машиниста. Однако она оборудована вентиляцией и отоплением, тепло- и шумоизоляцией, сиденьем с мягкой подушкой, а также рядом контрольно-измерительных приборов и рычагами управления. Предусмотрены лампочки для освещения и сигнализации.

В большинстве случаев экскаватор ЭО-4124 эксплуатируется с ковшом обратной лопатой, вместимостью 0,6 м. Это позволяет разрабатывать предварительно не разрыхленные грунты. На гидравлическую стрелу можно установить около 50 видов различного навесного оборудования: гидромолоты различной мощности, погрузочный ковш, ковш для рыхлого грунта на объем 1,3 м и другое.

Определение и назначение

Экскаватор – это машина для копания грунта. Рабочим органом является ковш. Он может быть различной конструкции. Для расширения функциональности применяется сменное оборудование: кран (крюк), гидромолот, сваебойный копер и т.п. Кроме «классической» техники, существуют экскаваторы-погрузчики и мини-экскаваторы. По принципу работы, экскаваторы делятся на следующие виды:

  • Цикличные (циклического действия). Сюда относятся одноковшовые машины.
  • Непрерывного действия. В эту группу входят: многоковшовые роторные, с фронтальной фрезой, траншейные с зубчатой цепью.
  • Вакуумные.

Ниже рассматривается только первая категория – экскаватор с ковшом. По назначению принята следующая классификация:

  • Строительные. Объем ковша до 3 м3. Используются, в основном, на земляных или погрузочно-разгрузочных работах. Большинство моделей являются универсальными (т.е. имеют 4 и более видов сменного оборудования).
  • Карьерные. Комплектуются рабочим оборудованием от 2 м3 до 8 м3. Применяются в карьерах на разработке скальных пород, угольных или рудных месторождений.
  • Вскрышные. Вместимость ковша от 6 м3. Используются при необходимости снять (вскрыть) верхний слой породы, под которым залегают полезные минералы. Отличительная особенность – удлиненная стрела и большая мощность.

В отдельную группу выделяют специальную технику. Сюда входят торфяные, разрушительные, тоннельные, спасательные, подземные, железнодорожные, подводные, болотные и другие модели. Для них нужны специальная оснастка и навесное оборудование.

Сменное рабочее оборудование

На экскаваторах «ЭО-4121» можно устанавливать поворотный либо неповоротный ковши. Поворотный в значительной степени расширяет области применения экскаватора, так как им можно не только разрабатывать и грузить грунт, но и планировать забой.Особенность рабочего оборудования грейфера для экскаватора «ЭО-4121» состоит в использовании базовой и головной частей стрелы, рукояти и гидроцилиндра рукояти обратной лопаты. Ковш грейфера состоит из двух челюстей и двух тяг.

Ковши прямой и обратной лопат ёмкостью 1 кубометр предназначены для разработки грунтов вплоть до четвёртой категории, а ковш ёмкостью 0,65 кубометров– для работы с дроблеными скальными породами и разрыхлёнными мёрзлыми грунтами. Ковшом погрузчика ёмкостью в 1 кубометр грузят грунты и материалы с объёмной массой до 2,2 тонны на метр кубический, а ковшом ёмкостью в полтора кубометра – грунты и прочие материалы объемной массой до 1,6 т/м3.

К постоянному оборудованию экскаватора «ЭО-4121» относятся рукоять и один из видов лопаты. К сменному причисляется оборудование, которое устанавливается специально, в зависимости от вида и характера выполняемых в данный момент времени работ. Перечень сменного оборудования«ЭО-4121» таков: обратная лопата с рукоятью разной длины; профильный ковш; прямая лопата с ковшом; захватно-клещевой механизм; погрузочные вилы; гидравлический молот; рыхлитель; гидроножницы; магнитная плита; грейферное оборудование.

Устройство

Одноковшовый экскаватор «ЭО-3322» состоит из следующих основных составных частей и сиcтем: пневмоколёсного ходового устройства, поворотной платформы, рабочего оборудования, гидравлической системы, системы пневмоуправления, электрического оборудования.

Пневмоколёсное ходовое устройство экскаватора, выполненное на двух ведущих мостах, обеспечивает скорость передвижения до 20-ти км/ч на рабочих площадках и по дорогам, а также возможность буксировки экскаватора тягачом. Передний мост – управляемый, на одинарных шинах, балансирно крепится к ходовой раме.

Задний мост — неуправляемый, имеющий двойные шины, жёстко соединённый с ходовой рамой.

Привод мостов осуществляется от низкомоментного гидромотора через коробку перемены передач и карданные валы. Во время произведения земляных работ для повышения устойчивости экскаватор опирается на откидные опоры и опору-отвал.

Поворотная платформа крепится к опорно-поворотному устройству, смонтированному на ходовой раме. На поворотной платформе установлены: дизельный двигатель, топливный бак, механизм поворота, кабина, отопительно-вентиляционная установка, гидравлическое оборудование (гидробак, гидрораспределители, маслоохладительная установка), элементы электрооборудования и пневмооборудования, контр-груз. Рабочее оборудование экскаватора устанавливается в проушинах поворотной платформы и крепится с помощью пальцев.

Рабочее оборудование

Экскаватор «ЭО-3322» оборудован стандартным ковшом в 0,5 кубометра, зафиксированным на обратной лопате. Помимо данного ковша «штатного» размера с этим экскаватором используется ковши объемом в 0,2; 0,4, 0,65 и 0,8 кубометра, что облегчает работы по погрузке сыпучих материалов или взрыхленного грунта. Опора-отвал существенно расширяет технологические возможности экскаватора «ЭО-3322», обеспечивая ему возможность засыпки траншей, ям и планирования небольших участков поверхности.

Также экскаватор совмещается и с другими типами навесного оборудования, а именно:

  • с различными моделями рыхлителей, относящихся к статическому типу – для предварительной разработки особо твердых грунтов (каменистых, мёрзлых, скальных);
  • с гидравлическим молотом «СП-71» и аналогичными;
  • с 5-ти челюстным ковшом в 0,5 или 0,35 кубометра;
  • с удлинённой рукоятью;
  • с 2-х челюстным грейферным ковшом объёмом в 0,5 или 0,32 кубометра.

Сохранившиеся на данный момент на вторичном рынке спецтехники экскаваторы «ЭО-3322» зачастую могут быть оснащены «неродными» элементами и узлами конструкции, гораздо более новых выпусков; а также более мощным гидравлическим оборудованием и т.д. Эти самодельные нововведения, в совокупности с изначальной крепостью, надёжностью и функциональностью экскаватора дают ему возможность не уступать, а иногда даже превосходить по производительности новые образцы строительной и коммунально-хозяйственной экскаваторной спецтехники.

Важно Чем хороши технические характеристики трактора Кировец К-424

Кабина

На экскаваторе установлена цельнометаллическая кабина с большой площадью остекления, которое располагается, в том числе и ниже сиденья механизатора. Кабина экскаваторов «ЭО-3322» более поздних годов выпуска оборудована подрессоренным сиденьем, с изменяемым наклоном спинки. Положение сиденья можно регулировать по глубине и высоте.

Переднее стекло кабины может быть откинуто и зафиксировано в этом положении.

Дверь снабжена замком. На левой наружной стенке кабины имеется фиксатор для удержания двери в постоянно открытом положении. Пол кабины покрыт виброизолирующим ковриком из прочной резины.

Для обеспечения нормальных условий работы механизатора в кабине смонтирована отопительно-вентиляционная установка. Обогрев воздуха в кабине осуществляется благодаря циркуляции горячей воды от системы охлаждения двигателя к теплообменнику отопителя и обратно по рукавам. При включении вентилятора, воздух, находящийся в кабине, продувается через теплообменник. В тёплое время года поступление горячей воды в теплообменник прекращается с помощью запорного крана.

Для обеспечения доступа в кабину наружного воздуха необходимо с помощью рукоятки открыть заслонку отопителя. В случае отключения подачи охлаждающей жидкости отопитель кабины «ЭО-3322» можно использовать как обычный вентилятоp.

Чем может комплектоваться

Все модификации ЭО-3322 комплектуются ковшами, на выбор: 0,2; 0,32; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8 м³ – для прямой и обратной лопаты. Модели Б, Д комплектуются:

1. грейферное оборудование:

  • 2-челюстные ковши 0,32; 0,5 м³;
  • 5-челюстные 0,35; 0,5 м³.

2. Гидронавесное:

  • молот;
  • рыхлитель;
  • погрузчик

В зависимости от размеров и типа оборудования, может уменьшаться или увеличиваться производительность.

Технические характеристики в цифрах

Общие параметры экскаватора«ЭО-4121» :

  • Колёсная формула – 4 на 4;
  • Длина без ковша – 4,9 м, ширина – 2,9 м, высота – 3,060 м;
  • База гусеничного хода – 2,750 м;
  • Размер гусеничного хода – длина 2,93 м, ширина ленты 0,58 м;
  • Число оборотов платформы в минуту – 6;
  • Ширина платформы – 3 м;
  • Дорожный просвет под поворотной платформой – 942 мм;
  • Высота оси пяты стрелы – 2,02 м;
  • Расстояние от оси пяты до оси вращения – 520 мм;
  • Масса с прямой лопатой – 19,87 т, с обратной лопатой – 20,9 т, с грейфером – 20,9 т, с погрузчиком – 19,87 т;
  • Скорость передвижения – 2,8 км/час.
  • Преодолеваемый уклон пути – 22 градуса;
  • Производительность – до 150 кубометров в час.


Характеристики рабочего ковша модели:

  • Ёмкость – от 0,65 до 1,5 кубометров;
  • Радиус копания – 9,2 м (обратной лопатой); 7,25 м (прямой лопатой); 8,9 (грейфером); 3,75 м (погрузчиком);
  • Радиус, описываемый хвостовой частью платформы – 3,13 м;
  • Глубина копания – 5,8 м (обратной лопатой); 3,6 м (прямой лопатой); 3,2 м (грейфером);
  • Высота загрузки – 5 метров;
  • Усилие на зубьях ковша – 14 200 кгс;
  • Продолжительность цикла – с прямой лопатой и погрузчиком: 16 секунд; с обратной лопатой: 20 секунд.

В зависимости от использованного вида ковша, эти данные могут незначительно варьироваться. Показатель удельного давления на грунт у экскаваторов марки «ЭО-4121» составляет 63,6 кПа, минимальная продолжительность цикла при 90-градусном угле поворота – 18 секунд.

Видео

Экскаватор является классическим представителем сегмента строительной техники 70-80-х годов. Модель смело можно отнести к родоначальникам полноповоротных землеройных машин, поскольку именно на ней впервые применили принцип гидравлического поворота оснащения. Ключевым моментом стало увеличение давления в гидравлической системе до 250 кгс/кв.см., что позволило максимизировать мощность и производительность оснащения.

Другим преимуществом экскаватора стала простота в обслуживании, обусловленная легкостью доступа к любым узлам и механизмам экскаватора. Подобное качество сделало более дешевой эксплуатацию техники и ускорило процесс ремонта.

Детали силовой установки, корпуса и оснащения ЭО-4121 изготавливались из высокопрочного металла, что защищало от коррозии и предотвращало быстрое разрушение. Наглядным свидетельством невероятной долговечности модели является то, что некоторые единицы техники функционируют и в настоящее время.

Оптимальное расположение центра тяжести и наличие противовесов позволило достичь повышенной устойчивости при работе.

ЭО-4121 выпускался со сменным рабочим оснащением (обратной или прямой лопатой, погрузчиком, грейфером) и ковшами емкостью от 0,65 до 1,5 кубометров. Экскаватор предназначался для работы в районах с умеренным климатом и температурными условиями от -40 до +40 градусов (в тропическом исполнении – до +55 градусов).

Выпуск данной модели был обусловлен существенной экономической эффективностью в сравнении с техникой категории Э-625Б с механическим приводом.

Отзывы об экскаваторах «ЭО-4121»

Отзывов людей, которые действительно имели опыт работы на экскаваторах «ЭО-4121», в интернете немного.Большинство их сводится к одному: добротный был экскаватор, простой, надёжный и неприхотливый.

При любом раскладе, гидравлические экскаваторы – более производительные и удобные в работе, чем экскаваторы с канатно-блочной системой управления. Поэтому создание и внедрение экскаватора «ЭО-4121»в значительной степени улучшило производство землеройных работ на советских стройплощадках.

Отмечается в отзывах и то, что экскаваторы на гусеничном ходу – намного устойчивей и безопасней при работе, чем экскаваторы на пневмоколёсном ходу. Правда, скорость гусеничных экскаваторов чрезвычайно малая, и перевозить их с одного объекта на другой нужно только на трейлерах.

Бывшие машинисты экскаваторов «ЭО-4121» отмечают, что конструкция его имеет минимальное число деталей (не в ущерб функциональности), и он очень ремонтопригоднен. Обладает довольно высокой степенью унификации с многими моделями отечественных и импортных экскаваторов (в частности, гидравлика). Это позволяет сравнительно легко подобрать для него необходимые запасные части.

Кабине экскаватора, конечно, не хватает удобства и эргономичности. Во время применения ножных педалей дотягиваться до рычагов получается далеко не всегда, а при наиболее целесообразном управлении рычагами – ноги начинают упираться в стекло. Такие недоработки, вкупе с общим неудобством «скворечника», вынуждают машиниста экскаватора работать в неудобной позе и напрягать спину. Что в конечном итоге приводит к снижению эффективности его работы и производительности.

Модификации

Всего было выпущено две модифицированные версии этого гусеничного экскаватора, а именно это ЭО-4121А и ЭО-4121Б. Наиболее популярной версией из них стала вторая модификация.

ЭО-4121Б отличается от базового экскаватора усиленной стрелой, благодаря чему была расширена сфера применения техники. Машина стала использоваться для разработки карьеров и разрыхления скальных пород. К тому же, данное изменение позволило экскаватору работать с весьма тяжелыми весами, что также является большим плюсом.

ЭО-4121Б

Машина может применять в рабочем процессе гидравлический отбойный молот, захват клещевого типа, а также рыхлительное оборудование. Все это как раз и позволяет технике проделывать вскрышные работы в мерзлых и скальных грунтах.

Кабина оператора располагается на резиновых амортизаторах, которые поглощают сильные вибрации и удары, возникающие в процессе работы. Также кабине имеет сидение с возможностью регулировки и транспортный кондиционер (устанавливается опционально).

Цена б/у экскаватора «ЭО-4121»

Новых экскаваторов марки«ЭО-4121» в наше время уже не существует, поскольку производство этой модели завершилось уже почти три десятка лет тому назад. Подержанных экскаваторов на вторичном рынке очень и очень мало, по той же причине– слишком велико их чисто физическое устаревание. «ЭО-4121» 80-х годов выпуска за 80-100 тысяч рублей предлагаются для использования на запасные части. За экземпляры на ходу просят больше – до 300-350 тысяч рублей.Стоимость машино-часа работы на «ЭО-4121» будет в пределах 1000 рублей (+/- пару сотен).

Аналогами модели «ЭО-4121»можно назвать экскаваторы «МПТ-71», «ЭО-4225» и «ЭО-4125», более новые и совершенные землеройные машины, пришедшие ему на замену.

Варианты приобретение модели ЭО-4112

На экскаватор ЭО-4112 цена может быть абсолютно разной. На поддержанные модели более ранних годов выпуска стоимость будет составлять в пределах 800 000 рублей. Что касается моделей, которые были выпущены в поздний период и характеризуются минимальным пробегом и отличным техническим состоянием то стоимость может возрасти до 3 млн. рублей. Покупка данной техники оправдана ее техническими показателями и высокой производительностью в разных условиях. Если нужно выполнить работы разового значения, то целесообразнее арендовать технику на определённый промежуток времени. Стоимость аренды модели ЭО-4112 сегодня будет варьироваться в пределах 12 000 рублей за 8-ми часовой рабочий день. При доставке техники на место выполнения работы могут быть увеличены расходы. Зная все расценки можно определить какой вариант лучше всего подойдёт в конкретном случае.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]