Пожарный автоподъемник (коленчатый АПК и телескопический ТПЛ)


Автогидроподъемники

Пожарная автовышка АКП-50 на базе шасси автомобиля КамАЗ-6540 предназначена для доставки к месту проведения спасательных и противопожарных работ боевого расчета и пожарно-технического оборудования, проведения спасательных работ на высоте до 50 м., подачи огнетушащего вещества на высоту до 50 м. и проведения спасательных работ на месте пожара. Эксплуатация автовышки возможна при температуре окружающего воздуха от — 40 до + 40 градусов по Цельсию и скорости ветра не более 10 м/с.

Комплектация пожарной автовышки АКП-50:

  • сумка — 1 шт.;
  • кирка — 2 шт.;
  • ключ 80 — 2 шт.;
  • анемометр — 1 шт.;
  • лестница ЛП — 1 шт.;
  • лом-ледоруб — 2 шт.;
  • буксирный трос — 1 шт.;
  • лопата штыковая — 2 шт.;
  • лом тяжелый ЛПТ — 2 шт.;
  • топор плотницкий — 1 шт.;
  • резак для кабеля — 1 шт.;
  • огнетушитель ОУ-3 — 1 шт.;
  • генератор ГПС-600 — 2 шт.;
  • гребенка для ГПС-600 — 1 шт.;
  • автомобильная аптечка — 1 шт.;
  • ковер диэлектрический — 1 шт.;
  • боты диэлектрические — 1 пара;
  • лом универсальный ЛПУ — 1 шт.;
  • колодка противооткатная — 2 шт.;
  • подкладки под аутригеры — 4 шт.;
  • знак аварийной остановки — 1 шт.;
  • топор пожарный штурмовой — 1 шт.;
  • перчатки диэлектрические — 1 пара;
  • пояс пожарный спасательный — 2 шт.;
  • ножницы диэлектрические НД-1 — 1 шт.;
  • багор цельнометаллический БПМ — 1 шт.;
  • разветвление трехходовое РТ-80 — 1 шт.;
  • головка соединительная ГП-70х50 — 2 шт.;
  • головка соединительная ГП-80х70 — 2 шт.;
  • ствол лафетный съемный ЛСД-С20У — 1 шт.;
  • набор ключей для ремонта а/м — 1 комплект;
  • нож (резак для ремней безопасности) — 1 шт.;
  • специальное громкоговорящее устройство СГУ — 1 шт.;
  • лебедка с крюком и тросом длиной 25 м — 1 комплект;
  • ствол ручной комбинированный Dy70, РСКЗ-70 — 1 шт.;
  • специальный инструмент и принадлежности — 1 комплект;
  • приспособление для крепления спасательного рукава — 1 шт.;
  • веревка пожарная спасательная ВПС-50 (30 м) в чехле — 1 шт.;
  • фонарь электрический ФПС-4/6 с зарядным устройством — 2 шт.;
  • веревка пожарная спасательная ВПС-30, (30 м) в чехле — 1 шт.;
  • канатно-спусковое устройство пожарное «Стандарт» L=50м — 2 шт.;
  • ствол ручной комбинированный перекрывной Dy70, РСП-70 — 1 шт.;
  • рукав напорный соединительный с арматурой д.77мм, L=20м — 4 шт.;
  • рукав напорный соединительный с арматурой д.66мм, L=20м — 2 шт.;
  • рукав спасательный секционный с узлом крепления РС-С-49 — 1 шт.;
  • пневматическое прыжковое спасательное устройство ППСУ-20 — 1 шт.
Технические характеристики Пожарной автовышки АКП-50
Высота подъема / глубина опускания, м50 / 6
Грузоподъемность люльки, кг400
Угол поворота люльки, о± 30
Максимальный вылет, м19
Угол поворота стрелы, оне ограничен
Время подъема люльки на наибольшую высоту / опускания на землю, сек.220 / 200
Размеры опорного контура, мм4 800 х 5 400
ШассиКамАЗ-6540
Двигательдизельный
Мощность двигателя, кВт (л.с.)191 (260)
Максимальная скорость, км/ч85
Число мест для боевого расчета3
Полная масса, кг29 000
Габаритные размеры, мм12 000 х 2 500 х 3 800

Похожие по характеристикамимодели автовышек:

  1. Пожарная автовышка АКП-50 — МЗКТ-6923
  2. Пожарная автовышка АКП-50 — TATRA-T815

Устройство

Все виды пожарных автоподъемников (см. выше) имеют одинаковое устройство:

Виды пожарных автоподъемников

1 – шасси; 2 – опоры; 3 – механизм блокировки рессор; 4 – поворотная рама; 5 – механизм подъема колен; 6 – комплект колен; 7 – люлька

а – с шарнирным соединением колен; б – с телескопическим соединением колен; в – с шарнирно-телескопическим соединением колен

В дальнейшем будет рассматриваться вариант с телескопическим соединением колен.

Управление стрелами и люлькой осуществляется гидравлическими цилиндрами.

Принципиальная кинематическая схема подъема и выдвигания люльки

1 – гидроцилиндр подъема комплекта стрелы; 2 – механизм поворота; 3 – поворотная рама; 4 – телескопическая стрела; 5 – гидроцилиндр выравнивания люльки; 6 – люлька; 7 –шарнирная стрела; 8 – гидроцилиндр подъема шарнирной стрелы; 9, 10 – рычаги

Гидроцилиндр 1 (их на АПК по два) с размерами 160×110×1200 мм (диаметр поршня, шток, ход поршня) обеспечивает подъем комплекта стрел: телескопической 4 и шарнирной 7. Гидроцилиндр 8 (160×110×1440 мм) подъема шарнирной стрелы 7 обеспечивает рычагами 9 и 10 ее подъем на 180°. На каждой стреле 7 установлен гидроцилиндр 5 выравнивания люльки 6. Его осуществляет специальный блок управления горизонтированием (БУГ).

Люлька грузоподъемностью 300 кг вмещает 4 человека. Она поворачивается специальным гидроцилиндром поворота вправо и влево на 45°.

В люльках как правило устанавливаются лафетные пожарные стволы, либо оборудуются места для их крепления. Ствол может поворачиваться влево и вправо на 50°, а вверх и вниз соответственно на 65° и 40°.

Подача воды к лафетному стволу осуществляется по специальным водоводам телескопического устройства, размещенным внутри стрел, имеющих коробчатое прямоугольное сечение.

Люлька оборудована устройством, ограничивающим грузоподъемность.

В люльке имеется пульт управления.

Схема выдвигания телескопических секций

1 – первая секция; 2, 14 – скользун; 3 – натяжник; 4 – вторая секция; 5, 8, 9, 15, 16 – ролики; 6 – основание телескопа; 7 – цепь сдвигания; 10 – тяга; 11 – шток; 12 – гидроцилиндр; 13 – цепь выдвигания

Телескопическая стрела 4 состоит из трех секций, размещенных одна в другой.

Все секции телескопической стрелы перемещаются относительно друг друга по роликам и скользунам. Шток 11 гидроцилиндра 12 закреплен к торцу основания телескопа 6, а гидроцилиндр 12 свободно перемещается, опираясь скользуном 14 на поверхность первой секции 1. При выдвижении гидроцилиндр 12 перемещается влево и вытягивает вторую секцию, жестко связанную с гидроцилиндром. Одновременно вытягивается цепью 13 и первая секция. Вытягивание первой секции 1 происходит через ролик 5 с помощью цепи 13. Один конец цепи крепится на первой секции, а второй – посредством тяги 10 закрепляется на торце основания телескопа 6.

При сдвигании секций гидроцилиндр 2 перемещается вправо, втягивает вторую секцию 4. Одновременно через ролик 9 цепью 7, соединенной с первой секцией, вся система будет втягиваться в основание телескопа 6. Натяжение цепи 7 производится натяжником 3.

Конструктивные особенности

Пожарные автоподъемники, как и автолестницы, имеют неповоротную и поворотную части. Неповоротные части и механизмы поворота АЛ и АПК идентичны. Основное их различие заключается в устройстве механизмов выдвижения люльки.

Главными механизмами и агрегатами автоподъемников являются:

  • базовое шасси;
  • платформа с опорными конструкциями для транспортного положения стрелы;
  • силовая группа;
  • гидравлическая система;
  • опорное устройство, включающее раму, выносные гидравлические опоры;
  • подъемно-поворотная часть, состоящая из вращающейся башни, стрел подъемной установки и люльки;
  • встроенные водопенные коммуникации;
  • механизм раскладки стрел, поворота башни и разворота люльки вокруг вертикальной оси;
  • электрооборудование с системой блокировки и сигнализации;
  • органы управления.

Обслуживание и освидетельствование

На эту тему ▼

Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей

Виды, порядок, сроки проведения

Обеспечение готовности и надежности пожарных автоподъемников. Для эффективного использования АКП или АЛ предусматривается техническое обслуживание и техническое освидетельствование.

Техническое обслуживание включает все виды проводимых обслуживаний, как и для пожарных автолестниц. Перечень работ регламентируется заводскими инструкциями.

Техническое освидетельствование. Техническое освидетельствование производится в целях обеспечения надежной работы всех механизмов АКП. Проверку работы всех устройств автоматики, блокировки и сигнализации проводят по всей границе поля движения люльки называемого зоной досягаемости. Техническое освидетельствование проводит владелец. Установлено два вида технического освидетельствования:

  1. Частичное – не реже 1 раза в год.
  2. Полное – не реже 1 раза в три года.

Кроме того, производится не реже 1 раза в 6 месяцев испытание ограничителя грузоподъемности.

Рабочее поле (зона досягаемости) – это зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимально допустимыми вылетом и высотой для соответствующей грузоподъемности. Таким образом, она включает область безопасной работы полностью нагруженной люльки, охватывающей высоту подъема и вылет стрелы. Зона устанавливается заводом-производителем.

Рабочее поле пожарного автоподъемника на примере АКП-32(4310)

При частичном техническом освидетельствовании проводят:

  • внешний осмотр (при внешнем осмотре проверяют состояние АКП в целом, его механизмов, элементов конструкций, электропроводку.;
  • проверку работы устройств автоматики, блокировки и сигнализации;
  • динамические испытания.

Полное внеочередное техническое освидетельствование производится в случае замены расчетных элементов и сборочных единиц, а также после капитального ремонта АКП.

Полное техническое освидетельствование включает:

  • внешний осмотр;
  • испытание без нагрузки;
  • проверку работы устройств автоматики, блокировки и сигнализации;
  • статическое и динамическое испытания.

Типоразмеры

Пожарные автоподъемники, в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью разложенного автоподъемника, следует изготовлять следующих типоразмеров:

ТипоразмерВысота подъема люльки, м
АПК 10-1510-15
АПК 16-2116-21
АПК 22-2822-28
АПК 29-3629-36
АПК 37-4837-48
АПК 49-5649-56
АПК 56-6456-64

По заказу потребителя допускается изготовление пожарного автоподъемник с рабочей высотой более 64 м с параметрами по техническим условиям на пожарном автоподъемнике конкретного типоразмера.

Источники

  1. ГОСТ Р 53247-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения».
  2. М.Д. Безбородько, Учебник Пожарная техника
    , Москва, 2004
  3. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. — Санкт-Петербург, 2006.-507с.
  4. Первоначальная подготовка пожарных, пожарная техника: Учебно-методическое пособие. — Барнаул, 2002г.
  5. Приказ МЧС России от 18.09.2012 №555 Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Самый высокий пожарный автоподъемник

На эту тему ▼

Автоподъемник Bronto Skylift F 112 HLA

Описание и ТТХ

Финской компании Bronto принадлежит рекорд высоты среди телескопических автоподъемников. Их телескопический автоподъемник Bronto Skylift F 112 HLA, способен поднять пожарных на высоту 112 метров. Рекордом является и то, что платформа может находиться на высоте 90 метров при вылете стрелы в строну на 25 метров.

Механизм монтируется на стандартном шасси Mercedes-Benz Actros 7660, доработанном в семиосный автомобиль компанией Paul Nutzfahrzeuge. Пять осей необычного шасси управляемые, а четыре являются приводными. В транспортном положении автоподъемник имеет высоту 4 м и длину 19 м, что позволяет передвигаться по дорогам общего пользования. Снаряженная масса «чемпиона» достигает 77000 кг.

Трансмиссия

Ранее самосвалы КамАЗ-6540 и четырёхосные шасси на их основе комплектовались коробками переключения передач КамАЗ-154. Это механическая, трёхходовая, десятиступенчатая КПП, которая состоит из основного пятиступенчатого редуктора и двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки передач. Передачи снабжены синхронизаторами.

Впоследствии (с 2010 года) ей на смену пришли девятиступенчатые МКПП ZF 9S1310, а затем и ZF 9S1315 (ставится в настоящее время). Коробка передач ZF 9S состоит из четырёхступенчатой части с понижающей передачей и задним ходом, с промежуточным валом. Число этих передач удваивается благодаря применению установленного сзади демультипликатора планетарного типа. Таким образом, вместе с понижающей передачей, в общей сложности получаются девять передач для передвижения передним ходом. Передачи с 1й по 4ю относятся к низшему, а передачи с 5й по 8ю – к высшему диапазону демультипликатора. Коробка передач оборудована резервным насосом рулевого управления с приводом от ведущих колес, обеспечивающим работоспособность гидроусилителя рулевого управления в случае отказа основного насоса ГУРа.

Оба вида этих механических коробок передач соединяются с двигателем при помощи однодискового диафрагменного сцепления с гидравлическим приводом (с пневмоусилителем). Передаточное отношение главной передачи – 7,22 или 5,94.

Обозначение и маркировка

Обозначение пожарного автоподъемника имеет следующую структуру:

АКП-32 (43118) мод. ХХА-ХХ ХХ Х,

где:

  • АКП / ТПЛ – пожарный коленчатый автоподъемник или пожарный телескопический автоподъемник с лестницей соответственно;
  • 32 – высота подъема 32 метра;
  • (43118) – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (в данном случае КамАЗ-43118);
  • мод. ХХА – обозначение модели пожарной автолестницы по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т. д.);
  • ХХ – двузначный (трехзначный) цифровой индекс для обозначения модели (01, 02 и т. д.);
  • ХХ – условное буквенное обозначение предприятия-изготовителя;
  • Х – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).

Условное обозначение АПК на схемах тушения пожара Условное обозначение ТПЛ на схемах тушения пожара

Кабина КамАЗ-6540

С 2001 по 2010 годы КамАЗовские четырёхосники комплектовались кабинами старого образца. Эти кабины были поставлены на конвейер ещё в 1970-х годах и даже побили рекорд по длительности выпуска (принадлежавший кабинам ГАЗ-51, которые производились в течение двадцати девяти лет). Модернизации КамАЗовских кабин были, и неоднократно. Однако чаще всего изменения в конструкции оказывались такими несущественными, что результаты были мало заметными или незаметными вовсе для широкого круга автомобилистов.

До 2010 года.

Разговоры об оснащении камских грузовиков принципиально новыми кабинами ходили более десяти лет. Ставка была сделана на приобретение лицензии на снимаемую с производства кабину предыдущего поколения грузовиков какой-нибудь из европейских марок.

Рассматривались ДАФ и МАН (договаривались о покупке кабины предыдущего поколения грузовиков TGA). В итоге соглашение было заключено с «Даймлер», о сборочном производстве кабин грузовиков «Мерседес Актрос» (а затем и «Аксор»). Это была уже не одна дальнобойная кабина для магистральных тягачей, которую ранее демонстрировали в «лакированном виде», а целая гамма кабин, позволяющая КамАЗу завершить модернизацию грузовиков всех моделей.

В кабине КамАЗовского самосвала после рестайлинга.

Комфорта в кабине старого образца было совсем мало, по современным меркам. Она жёсткая, тряская, шумная. Но достаточно тёплая: водители «дореформенных» КамАЗов, работающие в таких регионах, как Ямал, Ханты-Мансийский автономный округ, не дадут соврать.

По уровню комфорта и эргономики новая кабина на пневмоподвеске не сравнима со обычной классической КамАЗовской. С интерьером здесь тоже всё в полном порядке: он ничем не уступает мерседесовскому. Спального места не предусматривается, что является традиционным решением для серийных самосвалов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]