Применяемость валов коленчатых ЯМЗ
Двигатели ЯМЗ семейств ЯМЗ-236, 238 всех модификаций и комплектаций при поставках как на заводы комплектации, так и в запасные части комплектуются коленчатыми валами с размерами коренных и шатунных шеек 2-х номинальных размеров. На одном коленчатом валу допускается сочетание 2-х номинальных размеров шеек, при этом все одноименные шейки должны иметь один размер. При 2-ом номинальном размере используется дополнительная маркировка коленчатого вала: • коренных шеек – «К1» или «К»; • шатунных шеек – «Ш1» или «Ш». Указанная маркировка наносится на необработанной поверхности 5 – ой щеки коленчатого вала ( для 6 – ти, 8 – ми цилиндровых двигателей ) после номера детали, выполненного в поковке.
Возможные случаи маркировки коленчатых валов в зависимости от размеров коренных и шатунных шеек представлены в таблице:
Дополнительная маркировка коленчатого вала | —-* | «Ш1» | «К1» | «Ш1 К1» |
Диаметр коренных шеек, мм | 110,00-0,022 | 110,00-0,022 | 109,75-0,022 | 109,75-0,022 |
Маркировка коренного вкладыша | 236-1005170-В и 236-1005171-В | 236-1005170-В и 236-1005171-В | 236-1005170-В и 236-1005171-В | 236-1005170-В-Р1 и 236-1005171-В Р1 |
Толщина коренного вкладыша, мм | 2,965-0,012 | 2,965-0,012 | 3,090-0,012 | 3,090-0,012 |
Диаметр шатунных шеек, мм | 88,00-0,022 | 87,75-0,022 | 88,00-0,022 | 87,75-0,022 |
Маркировка шатунного вкладыша | 236-1004058-В | 236-1004058-В-Р1 | 236-1004058-В | 236-1004058-В-Р1 |
Толщина шатунного вкладыша, мм | 2,490-0,012 | 2,615-0,012 | 2,490-0,012 | 2,615-0,012 |
Двигатели ЯМЗ семейств ЯМЗ-240 всех модификаций и комплектаций при поставках как на заводы комплектации, так и в запасные части комплектуются коленчатыми валами с размерами коренных опор и шатунных шеек 2-х номинальных размеров. На одном коленчатом валу допускается сочетание 2-х номинальных размеров шеек, при этом все одноименные шейки должны иметь один размер. При 2-ом номинальном размере используется дополнительная маркировка коленчатого вала:
- коренных опор — «К1» или «К»;
- шатунных шеек — «Ш1» или «Ш».
Указанная маркировка наносится на переднем торце 1 — ой щеки коленчатого вала после номера детали, выполненного в поковке и на наружном диаметре 4-ой опоры.
Возможные случаи маркировки коленчатых валов в зависимости от размеров беговых дорожек коренных опор и шатунных шеек представлены в таблице:
Дополнительная маркировка коленчатого вала | —-1 | «Ш1» | «К1» | «Ш1 К1» |
Диаметр коренных шеек, мм | 191,92-0,029 | 191,92-0,029 | 191,42-0,029 | 191,42-0,029 |
Маркировка подшипника качения2 | 2ВО2622134 ЛМ или 2ВО2622134 ЕМ | 2ВО2622134 ЛМ или 2ВО2622134 ЕМ | 2ВО2622134 ЛМ или 2ВО2622134 ЕМ | 2ВО2622134 ЛМ или 2ВО2622134 ЕМ |
Диаметр шатунных шеек, мм | 88,00-0,022 | 87,75-0,022 | 88,00-0,022 | 87,75-0,022 |
Маркировка шатунного вкладыша | 236-1004058-В | 236-1004058-В-Р1 | 236-1004058-В | 236-1004058-В-Р1 |
Толщина шатунного вкладыша, мм | 2,490-0,012 | 2,615-0,012 | 2,490-0,012 | 2,615-0,012 |
Примечание: 1- размеры и маркировка вкладышей при использовании коленчатого вала, имеющего беговые дорожки коренных опор и шатунные шейки 1-го номинального размера; дополнительная маркировка отсутствует. 2- маркировка ЛМ, Л1М в обозначении подшипника обозначает материал сепаратора — латунь; ЕМ, Е1М — полиамид. Порядковый номер вала и сокращенное обозначение детали маркируется на наружном диаметре 4 — ой опоры, рядом с беговой дорожкой. На торце вала со стороны маховика (на расстоянии 32 мм от оси вала) маркируется порядковый номер месяца и год выпуска (две последние цифры).
Двигатели ЯМЗ семейств ЯМЗ-840, 850 всех модификаций и комплектаций при поставках как на заводы комплектации, так и в запасные части комплектуются коленчатыми валами с размерами коренных опор и шатунных шеек 2-х номинальных размеров. На одном коленчатом валу допускается сочетание 2-х номинальных размеров шеек, при этом все одноименные шейки должны иметь один размер. При 2-ом номинальном размере используется дополнительная маркировка коленчатого вала:
- коренных опор — «К2» или «К»;
- шатунных шеек — «Ш2» или «Ш».
Указанная маркировка наносится на 1 — ой щеке коленчатого вала после номера детали, выполненного в поковке. Возможные случаи маркировки коленчатых валов в зависимости от размеров беговых дорожек коренных опор и шатунных шеек представлены в таблице:
Дополнительная маркировка коленчатого вала | —-* | «Ш2» | «К2» | «Ш2 К2» |
Диаметр коренных шеек, мм | 117,00+0.018 -0,008 | 117,00+0.018 -0,008 | 116,75+0.018 -0,008 | 116,75+0.018 -0,008 |
Маркировка коренного вкладыша | 840.1005170 и 8406.1005171 | 840.1005170 и 8406.1005171 | 840.1005170 и 8406.1005171 | 840.1005170 и 8406.1005171 |
Толщина коренного вкладыша, мм | 4,000+0.050 -0,062 | 4,000+0.050 -0,062 | 4,125+0.050 -0,062 | 4,125+0.050 -0,062 |
Диаметр шатунных шеек, мм | 90,00+0.018 -0,008 | 89,75+0.018 -0,008 | 90,00+0.018 -0,008 | 89,75+0.018 -0,008 |
Маркировка шатунного вкладыша | 840.1004058 | 840.1004058-Р2 | 840.1004058 | 840.1004058-Р2 |
Толщина шатунного вкладыша, мм | 2,490-0,012 | 2,615-0,012 | 2,490-0,012 | 2,615-0,012 |
Примечание: * — размеры и маркировка вкладышей при использовании коленчатого вала, имеющего коренные и шатунные шейки 1-го номинального размера; дополнительная маркировка отсутствует. Порядковый номер вала выбивается на 1-ой щеке коленчатого вала ударным методом. Нумерация валов начинается с «1» с начала каждого календарного года.
Комплектация коленчатыми валами основных типов двигателей ЯМЗ-236,238
Коленчатый вал в сборе (с коренными и шатунными вкладышами) | Марка стали, термообр. | Маркировка на 5-ой щеке коленчатого вала | Маркировка на наклейке | Отличительные особенности |
ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-236Г, ЯМЗ-236А1 | ||||
236-1005009-Д2 (236-1000107-В4) | 50Г нормализ. | ЯМЗ-236-1005015-Е ЯМЗ-236-1005015-Е К1 ЯМЗ-236-1005015-Е Ш1 ЯМЗ-236-1005015-Е КШ1 | 236-1005012-А 23600 1005012 010 | На 2-ой щеке одна бобышка |
ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НБ, ЯМЗ-236НД, ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236БЕ2 | ||||
236НЕ-1005009 (236НЕ-1000107) 236Н-1005009 (236Н-1000107)4 | 50Г улучшенн. (42Х1ФА улучшенн., азотиров.) | ЯМЗ-236Н-1005015 ЯМЗ-236Н-1005015 К1 ЯМЗ-236Н-1005015 Ш1 ЯМЗ-236Н-1005015 КШ1 | 236НЕ-1005012-А 23626 1005012 000 | На 2-ой щеке одна бобышка, На 1-ой щеке две бобышки |
ЯМЗ-236Д | ||||
236Д-1005009 (236Д-1000107) | 50Г улучшенн. | ЯМЗ-236Д-1005015 ЯМЗ-236Д-1005015 К1 ЯМЗ-236Д-1005015 Ш1 ЯМЗ-236Д-1005015 КШ1 | 236Д-1005012-А 23605 1005012 000 | На 2-ой щеке одна бобышка, На 1-ой щеке две бобышки, глубокое отверстие 51 на глубину 52 в заднем конце, штифт 236Д-10051322 |
ЯМЗ-236ДК | ||||
236ДК-1005009-30 (236ДК-1000107-30) | 50Г улучшенн. | ЯМЗ-236ДК-1005015 ЯМЗ-236ДК-1005015 К1 ЯМЗ-236ДК-1005015 Ш1 ЯМЗ-236ДК-1005015 КШ1 | 236ДК-1005012-Б 23695 1005012 020 | На 2-ой щеке одна бобышка, На 1-ой щеке две бобышки, конус на переднем конце вала |
ЯМЗ-7601.10 | ||||
7601.1005009 (7601.1000107) | 42Х1ФА улучшенн., азотиров. | ЯМЗ-7601-1005015 ЯМЗ-7601-1005015 К1 ЯМЗ-7601-1005015 Ш1 ЯМЗ-7601-1005015 КШ1 | 7601-1005012 76010 1005012 000 | На 2-ой щеке одна бобышка, отверстие под подшипник 62 |
ЯМЗ-7601.10-01 | ||||
7601.1005009-10 (7601.1000107-10) | 42Х1ФА улучшенн., азотиров. | ЯМЗ-7601-1005015 ЯМЗ-7601-1005015 К1 ЯМЗ-7601-1005015 Ш1 ЯМЗ-7601-1005015 КШ1 | 7601-1005012-10 76010 1005012 010 | На 2-ой щеке одна бобышка, отверстие под подшипник 62 конус на переднем конце вала |
ЯМЗ-238М2, ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238НД2, ЯМЗ-238НД3, ЯМЗ-238НД4, ЯМЗ-238НП, ЯМЗ-238Г, ЯМЗ-238ГМ2, ЯМЗ-238АМ2 (кроме ЯМЗ-238АМ2-3), ЯМЗ-238ИМ2, ЯМЗ-238КМ2 (кроме ЯМЗ-238КМ2-2, -3), ЯМЗ-238ВМ | ||||
238-1005009-Г2 (238-1000107-В4) | 50Г нормализ. | ЯМЗ-238-1005015-Е ЯМЗ-238-1005015-Е К1 ЯМЗ-238-1005015-Е Ш1 ЯМЗ-238-1005015-Е КШ1 | 238-1005012-А 23800 1005012 010 | На 2-ой щеке одна бобышка |
ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238БВ, ЯМЗ-238БЛ, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238НД5, ЯМЗ-238Л | ||||
238БЕ-1005009 (238БЕ-1000107) 238Н-1005009 (238Н-1000107)4 | 50Г улучшенн. (42Х1ФА улучшенн., азотиров.) | ЯМЗ-238Н-1005015-У3 ЯМЗ-238Н-1005015-У К1 ЯМЗ-238Н-1005015-У Ш1 ЯМЗ-238Н-1005015-У КШ1 | 238БЕ-1005012 23825 1005012 000 | На 2-ой щеке одна бобышка, На 1-ой щеке две бобышки |
ЯМЗ-238АК (кроме 4-й компл.), ЯМЗ-238АМ2-3, ЯМЗ-238ЕК | ||||
238АК-1005009-20 (238АК-1000107-20) | 50Г нормализ. | ЯМЗ-238АК-1005015-20 ЯМЗ-238АК-1005015-20 К1 ЯМЗ-238АК-1005015-20 Ш1 ЯМЗ-238АК-1005015-20 КШ1 | 238АК-1005012-Б 23891 1005012 020 | На 2-ой щеке одна бобышка, конус на переднем конце вала |
ЯМЗ-238БК, ЯМЗ-238ДК | ||||
238ДК-1005009-20 (238ДК-1000107-20) | 50Г улучшенн. | ЯМЗ-238ДК-1005015-20-У ЯМЗ-238ДК-1005015-20-У К1 ЯМЗ-238ДК-1005015-20-У Ш1 ЯМЗ-238ДК-1005015-20-У КШ1 | 238ДК-1005012-Б 23895 1005012 020 | На 1-ой щеке две бобышки, на 2-ой щеке одна бобышка, конус на переднем конце вала |
ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7514.10 | ||||
238ДК-1005009-20 (238ДК-1000107-20) | 42Х1ФА улучшенн., азотиров. | ЯМЗ-238ДК-1005015-30 ЯМЗ-238ДК-1005015-30 К1 ЯМЗ-238ДК-1005015-30 Ш1 ЯМЗ-238ДК-1005015-30 КШ1 | 238ДК-1005012-В 23895 1005012 030 | На 1-ой щеке две бобышки, на 2-ой щеке одна бобышка, конус на переднем конце вала, отверстие под подшипник 62 |
ЯМЗ-238КМ2-2, ЯМЗ-238КМ2-3, ХТЗ | ||||
238-1005009-Д (238-1000107-Д) | 50Г нормализ. | ЯМЗ-238-1005015-Д ЯМЗ-238-1005015-Д К1 ЯМЗ-238-1005015-Д Ш1 ЯМЗ-238-1005015-Д КШ1 | 238-1005012-Д 23800 1005012 050 | На 2-ой щеке одна бобышка, На 1-ой щеке две бобышки, глубокое отверстие 51 на глубину 52 в заднем конце |
ЯМЗ-238АК-4, Херсон | ||||
238АК-1005009-30 (238АК-1000107-30) | 50Г нормализ. | ЯМЗ-238АК-1005015-31 ЯМЗ-238АК-1005015-31 К1 ЯМЗ-238АК-1005015-31 Ш1 ЯМЗ-238АК-1005015-31 КШ1 | 238АК-1005012-Г 23891 1005012 040 | На 2-ой щеке одна бобышка, конус на переднем конце вала, отверстие под подшипник 62 |
Примечания: *1 — в графе «Двигатель» приведены только модель и модификация силового агрегата, но следует понимать, что коленчатый вал соответствующий определенной модификации устанавливается и на все комплектации данного двигателя, за исключением когда комплектация указана; *2 — на всех остальных модификациях двигателей устанавливается штифт коленчатого вала 7511-1005132; *3 — буквы «Н» и «У» клеймятся ударным методом.
*4 — сняты с производства
Комплектация коленчатыми валами основных типов двигателей ЯМЗ-240
Двигатель | Коленчатый вал в сборе (с коренными подшипниками и шатунными вкладышами) | Марка стали, термообр. | Маркировка на 4-ой опоре на наружном диаметре рядом с беговой дорожкой | Маркировка на переднем конце 1-ой щеки коленчатого вала |
ЯМЗ-240М2 ЯМЗ-240НМ ЯМЗ-240НМ2 ЯМЗ-240ПМ2 ЯМЗ-240БМ2 | 240-1005000-А2 (240-1000107-Б6) | 60ХФА-Ш ТУ 14-1-1547-75 | Г3 Г3К1 Г3Ш1 Г3К1Ш1 | Г4 Г4К1 Г4Ш1 Г4К1Ш1 |
Комплектация коленчатыми валами основных типов двигателей ЯМЗ-840, 850
Двигатель | Коленчатый вал в сборе (с коренными подшипниками и шатунными вкладышами) | Марка стали, термообр. | Маркировка на 4-ой опоре на наружном диаметре рядом с беговой дорожкой | Маркировка на переднем конце 1-ой щеки коленчатого вала |
ЯМЗ-8401.10 | 840.1005010 (840.1000107) | 42ХМФА ТУ 14-132-213-2002 | ЯМЗ-840-1005010 ЯМЗ-840-1005010 К2 ЯМЗ-840-1005010 Ш2 ЯМЗ-840-1005010 КШ2 | 2 шестерни на заднем конце вала; вставка в переднем конце вала. |
ЯМЗ-845.10 ЯМЗ-8451.10 | 845.1005010 (845.1000107) | 42ХМФА ТУ 14-132-213-2002 | ЯМЗ-840-1005010 ЯМЗ-840-1005010 К2 ЯМЗ-840-1005010 Ш2 ЯМЗ-840-1005010 КШ2 | 2 шестерни на переднем конце вала; 1 шестерня на заднем конце вала; без вставки. |
ЯМЗ-850.10 ЯМЗ-8501.10 ЯМЗ-8502.10 | 850.1005010 (850.1000107) | 42ХМФА ТУ 14-132-213-2002 | ЯМЗ-840-1005010 ЯМЗ-840-1005010 К2 ЯМЗ-840-1005010 Ш2 ЯМЗ-840-1005010 КШ2 | 2 шестерни на заднем конце вала; 1 шестерня на переднем конце вала; без вставки. |
Конструкция + замена коленчатого вала дизеля ЯМЗ-238
Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от инерционных сил движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы, в сборе с которыми вал балансируется. Кроме того, в систему уравновешивания входят две выносные массы, одна из которых выполнена в виде выемки на маховике, закрепленном на заднем конце коленчатого вала, другая представляет собой противовес, установленный на переднем конце коленчатого вала.
Осевая фиксация вала осуществляется четырьмя бронзовыми полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры. Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими пазами входят в штифты, запрессованные в крышку заднего коренного подшипника.
Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными манжетами.
На передний конец коленчатого вала напрессована шестерня коленчатого вала и передний противовес, закрепленный гайкой момент затяжки 176,4 — 294 Нм (18 — 30 кгс·м).
Коленчатый вал двигателей ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 имеет конус на переднем конце. На конус устанавливается ступица, на которой закрепляются жидкостный гаситель крутильных колебаний и шкив. При ремонте двигателя следует помнить, что удары и вмятины на гасителе крутильных колебаний выводят его из строя, что неизбежно приведет к поломке коленчатого вала. Хранить и транспортировать гаситель следует только в специальной таре в вертикальном положении.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ устанавливается коленчатый вал 238БЕ-1005009 (маркировка 238Н-1005015-У), а на двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 — коленчатый вал 238ДК-1005009-30 (маркировка 238ДК-1005015-30).
Маркируется коленчатый вал в поковке на 5-й щеке.
Шейки коленчатого вала могут быть двух номинальных размеров и поэтому возможны следующие варианты маркировки и применение соответствующих им вкладышей.
Маркировка коленчатого вала | 238ДК – 1005015-30 или 238Н – 1005015-У | 238ДК – 1005015-30 Ш1 или 238Н – 1005015-У Ш1 | 238ДК – 1005015-30 К1 или 238Н – 1005015-У К1 | 238ДК – 1005015-30 Ш1К1 или 238Н — 1005015-У Ш1К1 |
Диаметр коренных шеек, мм | 110-0,022 | 110-0,022 | 109,75-0,022 | 109,75-0,022 |
Маркировка коренных вкладышей | 236-1005170-В и 236-1005171-В | 236-1005170-В и 236-1005171-В | 236-1005170-В Р1 и 236-1005171-В Р1 | 236-1005170-В Р1 и 236-1005171-В Р1 |
Толщина коренного вкладыша, мм | 2,965-0,012 | 2,965-0,012 | 3,090-0,012 | 3,090-0,012 |
Диаметр шатунных шеек, мм | 88,00-0,022 | 87,75-0,022 | 88,00-0,022 | 87,75-0,022 |
Маркировка шатунного вкладыша | 236-1004058-В | 236-1004058-В | Р1 236-1004058-В | 236-1004058-В Р1 |
Толщина шатунного вкладыша, мм | 2,490-0,012 | 2,615-0,012 | 2,490-0,012 | 2,615-0,012 |
Примечание: Буквы «ДК», «Н», «У», «Ш», «К» и цифры «30», «1» клеймятся при маркировке ударным способом.
МАХОВИК
Маховик отлит из серого чугуна. Маркирован маховик в выемке на нерабочей поверхности в отливке. На двигатели могут быть установлены маховики следующих видов:
− 238-1005115-К (под зубчатый венец с модулем 4,25);
− 238-1005115-Н (под зубчатый венец с модулем 3,75).
Данные маховики в сборе с зубчатыми венцами между собой невзаимозаменяемы.
Маховик 238-1005115-К (под зубчатый венец с модулем 4,25) устанавливается со стартером модели 2501.3708-01, а маховик 238-1005115-Н (под зубчатый венец с модулем 3,75) – со стартером модели 2501.3708-21.
Маховик крепится к коленчатому валу болтами. Под болты устанавливается стальная пластина высокой твердости (одна под все болты). Отсутствие самоотворачивания болтов обеспечивается моментом затяжки 235-255 Н·м (24-26 кгс·м). Для точной фиксации маховика относительно шеек коленчатого вала служат два штифта, при этом, отверстия с маркировкой на маховике и на пластине должны совпадать со смещенным штифтом на коленчатом вале. Смещенный штифт расположен в плоскости первого кривошипа. Маркировка на пластине в виде точки должна быть снаружи.
Двенадцать радиальных отверстий в маховике предназначены для проворачивания коленчатого вала при регулировках двигателя. Доступ к отверстиям возможен при снятой крышке нижнего люка картера маховика.
ШАТУН
Рис. 3 — Шатун стальной, двутаврового сечения, с косым разъемом нижней головки.
Шатун окончательно обрабатывается в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы. На крышке и шатуне со стороны короткого болта выбит порядковый номер цилиндра, а со стороны длинного болта выбиты метки спаренности в виде числа, одинакового для шатуна и крышки.
В нижнюю головку шатуна устанавливаются сменные вкладыши, а в верхнюю — запрессована сталебронзовая втулка.
Втулка обрабатывается после запрессовки в шатун.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливаются шатуны 7511.1004045-02 (маркировка на стержне 7511.1004045), у которых увеличено на 15 мм расстояние между осями отверстий в верхней и нижней головках, скосы на верхней головке, увеличен до 52 мм диаметр отверстия под поршневой палец и отсутствует масляный канал в стержне.
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 7511.1004052-21 с наружным диаметром 56 мм.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ устанавливаются шатуны 236-1004045-Б3 (маркировка 236-1004045-Б2) с масляным каналом в стержне.
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка 840.1006026-10 с наружным диаметром 54 мм.
ВКЛАДЫШИ
Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна (рис. 4) – сменные, тонкостенные, имеют стальное основание и рабочий слой из свинцовистой бронзы.
Рис. 4
Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленчатого вала не взаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.
Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы.
На двигателях ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ через отверстие во вкладыше масло подводится к втулке верхней головки шатуна и поршневому пальцу.
ОЧИСТКА ПОЛОСТЕЙ ШАТУННЫХ ШЕЕК
При каждом снятии коленчатого вала с двигателя очистить полости шатунных шеек, предварительно удалив заглушки 2 (рис. 4), которыми закрыты полости. Заглушки заменить новыми, их повторное использование не допускается.
Рис. 5
Перед установкой заглушек запилить вспучивание металла у кромок отверстий от предыдущей раскерновки, промыть вал и продуть масляные каналы. Заглушки запрессовать на глубину 5–6 мм от кромки отверстия, после чего раскернить внутри отверстия в трех точках, равнорасположенных по окружности, для предотвращения самопроизвольного выпрессовывания заглушек.
УСТАНОВКА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА НА ДВИГАТЕЛЬ
При установке коленчатого вала на двигатель обеспечить соответствие размеров вкладышей подшипников размерам шеек вала (см. таблицу).
Перед установкой обеспечить чистоту наружных поверхностей и внутренних полостей коленчатого вала и других сопряженных поверхностей. Смазать шейки и рабочие поверхности чистым моторным маслом.
Для облегчения установки маховика в правильное положение относительно коленчатого вала на ступице маховика нанесена цифра «8» для восьмицилиндровых двигателей, которую при сборке совместить с цифрой «2» на торце коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы; при их установке следить, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке.
Затяжку крышек коренных подшипников начинать с вертикальных болтов и затягивать в два приема с крутящим моментом после повторной затяжки 430…470 Нм (43…47 кгс·м), затем затянуть в два приема горизонтальные болты с окончательным моментом затяжки 90…120 Нм (9…12 кгс·м).
Перед затяжкой заднего упорного коренного подшипника выровнять осевой зазор, для чего, слегка притянув болтами крышку подшипника, перемещать коленчатый вал вперед-назад в осевом направлении до упора при помощи ломика сначала вперед, затем назад, выравнивая положение крышки. Затянув болты, проверить щупом осевой зазор. Он должен быть одинаковым с обеих сторон крышки.
ЗАМЕНА ШЕСТЕРНИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Шестерню коленчатого вала можно заменить без снятия коленчатого вала с двигателя.
Рис. 6
Снять шкив привода. Для снятия ступицы со шкивом и гасителем с конического конца коленчатого вала восьмицилиндрового двигателя использовать съемник, показанный на рисунке 6. При снятых шкиве и передней крышке блока передний противовес и шестерню спрессовать с помощью съемника. Перед установкой шестерню и передний противовес нагреть до температуры 105…155ºС и последовательно подпрессовывать их до упора с помощью специального приспособления.
Сталь 40Х ГОСТ 4543-71 Закалить, отпустить 34…39 HRCэ
Все необходимые детали можно приобрести в нашем каталоге
Коленвал ЯМЗ-238,238Д,Б,Н,БЕ Турбо (ПАО Автодизель) 238-1005009-Г3
В наличииОптом и в розницуКод: 238-1005009-Г3
Купить
Узнать партнерские цены
- +74852594588 МНОГОКАНАЛЬНЫЙ
- +79023339310
- +88003504588 БЕСПЛАТНЫЙ ЗВОНОК
- Условия оплаты и доставки
- График работы
- Контакты
- Условия возврата и обмена
238БЕ-1005009 Вал коленчатый ЯМЗ (Автодизель) стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Все поверхности вала азотированы, глубина азотированного слоя не менее 0,35мм. Применяется на моделях двигателей ЯМЗ-238Д-1, ЯМЗ-238Д-2, ЯМЗ-238Б-1, ЯМЗ-238БВ и их модификациях.
Вес: 115.00 кг.
Комплектация коленчатыми валами основных типов двигателей ЯМЗ-236,238
Коленчатый вал в сборе (с коренными и шатунными вкладышами) | Марка стали, термообр. | Маркировка на 5-ой щеке коленчатого вала | Маркировка на наклейке | Отличительные особенности |
ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-236Г, ЯМЗ-236А1 | ||||
236-1005009-Д2 (236-1000107-В4) | 50Г нормализ. | ЯМЗ-236-1005015-Е ЯМЗ-236-1005015-Е К1 ЯМЗ-236-1005015-Е Ш1 ЯМЗ-236-1005015-Е КШ1 | 236-1005012-А 23600 1005012 010 | На 2-ой щеке одна бобышка |
ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НБ, ЯМЗ-236НД, ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236БЕ2 | ||||
236НЕ-1005009 (236НЕ-1000107) 236Н-1005009 (236Н-1000107)4 | 50Г улучшенн. (42Х1ФА улучшенн., азотиров.) | ЯМЗ-236Н-1005015 ЯМЗ-236Н-1005015 К1 ЯМЗ-236Н-1005015 Ш1 ЯМЗ-236Н-1005015 КШ1 | 236НЕ-1005012-А 23626 1005012 000 | На 2-ой щеке одна бобышка, На 1-ой щеке две бобышки |
ЯМЗ-236Д | ||||
236Д-1005009 (236Д-1000107) | 50Г улучшенн. | ЯМЗ-236Д-1005015 ЯМЗ-236Д-1005015 К1 ЯМЗ-236Д-1005015 Ш1 ЯМЗ-236Д-1005015 КШ1 | 236Д-1005012-А 23605 1005012 000 | На 2-ой щеке одна бобышка, На 1-ой щеке две бобышки, глубокое отверстие 51 на глубину 52 в заднем конце, штифт 236Д-10051322 |
ЯМЗ-236ДК | ||||
236ДК-1005009-30 (236ДК-1000107-30) | 50Г улучшенн. | ЯМЗ-236ДК-1005015 ЯМЗ-236ДК-1005015 К1 ЯМЗ-236ДК-1005015 Ш1 ЯМЗ-236ДК-1005015 КШ1 | 236ДК-1005012-Б 23695 1005012 020 | На 2-ой щеке одна бобышка, На 1-ой щеке две бобышки, конус на переднем конце вала |
ЯМЗ-7601.10 | ||||
7601.1005009 (7601.1000107) | 42Х1ФА улучшенн., азотиров. | ЯМЗ-7601-1005015 ЯМЗ-7601-1005015 К1 ЯМЗ-7601-1005015 Ш1 ЯМЗ-7601-1005015 КШ1 | 7601-1005012 76010 1005012 000 | На 2-ой щеке одна бобышка, отверстие под подшипник 62 |
ЯМЗ-7601.10-01 | ||||
7601.1005009-10 (7601.1000107-10) | 42Х1ФА улучшенн., азотиров. | ЯМЗ-7601-1005015 ЯМЗ-7601-1005015 К1 ЯМЗ-7601-1005015 Ш1 ЯМЗ-7601-1005015 КШ1 | 7601-1005012-10 76010 1005012 010 | На 2-ой щеке одна бобышка, отверстие под подшипник 62 конус на переднем конце вала |
ЯМЗ-238М2, ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238НД2, ЯМЗ-238НД3, ЯМЗ-238НД4, ЯМЗ-238НП, ЯМЗ-238Г, ЯМЗ-238ГМ2, ЯМЗ-238АМ2 (кроме ЯМЗ-238АМ2-3), ЯМЗ-238ИМ2, ЯМЗ-238КМ2 (кроме ЯМЗ-238КМ2-2, -3), ЯМЗ-238ВМ | ||||
238-1005009-Г2 (238-1000107-В4) | 50Г нормализ. | ЯМЗ-238-1005015-Е ЯМЗ-238-1005015-Е К1 ЯМЗ-238-1005015-Е Ш1 ЯМЗ-238-1005015-Е КШ1 | 238-1005012-А 23800 1005012 010 | На 2-ой щеке одна бобышка |
ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238БВ, ЯМЗ-238БЛ, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238НД5, ЯМЗ-238Л | ||||
238БЕ-1005009 (238БЕ-1000107) 238Н-1005009 (238Н-1000107)4 | 50Г улучшенн. (42Х1ФА улучшенн., азотиров.) | ЯМЗ-238Н-1005015-У3 ЯМЗ-238Н-1005015-У К1 ЯМЗ-238Н-1005015-У Ш1 ЯМЗ-238Н-1005015-У КШ1 | 238БЕ-1005012 23825 1005012 000 | На 2-ой щеке одна бобышка, На 1-ой щеке две бобышки |
ЯМЗ-238АК (кроме 4-й компл.), ЯМЗ-238АМ2-3, ЯМЗ-238ЕК | ||||
238АК-1005009-20 (238АК-1000107-20) | 50Г нормализ. | ЯМЗ-238АК-1005015-20 ЯМЗ-238АК-1005015-20 К1 ЯМЗ-238АК-1005015-20 Ш1 ЯМЗ-238АК-1005015-20 КШ1 | 238АК-1005012-Б 23891 1005012 020 | На 2-ой щеке одна бобышка, конус на переднем конце вала |
ЯМЗ-238БК, ЯМЗ-238ДК | ||||
238ДК-1005009-20 (238ДК-1000107-20) | 50Г улучшенн. | ЯМЗ-238ДК-1005015-20-У ЯМЗ-238ДК-1005015-20-У К1 ЯМЗ-238ДК-1005015-20-У Ш1 ЯМЗ-238ДК-1005015-20-У КШ1 | 238ДК-1005012-Б 23895 1005012 020 | На 1-ой щеке две бобышки, на 2-ой щеке одна бобышка, конус на переднем конце вала |
ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7514.10 | ||||
238ДК-1005009-20 (238ДК-1000107-20) | 42Х1ФА улучшенн., азотиров. | ЯМЗ-238ДК-1005015-30 ЯМЗ-238ДК-1005015-30 К1 ЯМЗ-238ДК-1005015-30 Ш1 ЯМЗ-238ДК-1005015-30 КШ1 | 238ДК-1005012-В 23895 1005012 030 | На 1-ой щеке две бобышки, на 2-ой щеке одна бобышка, конус на переднем конце вала, отверстие под подшипник 62 |
ЯМЗ-238КМ2-2, ЯМЗ-238КМ2-3, ХТЗ | ||||
238-1005009-Д (238-1000107-Д) | 50Г нормализ. | ЯМЗ-238-1005015-Д ЯМЗ-238-1005015-Д К1 ЯМЗ-238-1005015-Д Ш1 ЯМЗ-238-1005015-Д КШ1 | 238-1005012-Д 23800 1005012 050 | На 2-ой щеке одна бобышка, На 1-ой щеке две бобышки, глубокое отверстие 51 на глубину 52 в заднем конце |
ЯМЗ-238АК-4, Херсон | ||||
238АК-1005009-30 (238АК-1000107-30) | 50Г нормализ. | ЯМЗ-238АК-1005015-31 ЯМЗ-238АК-1005015-31 К1 ЯМЗ-238АК-1005015-31 Ш1 ЯМЗ-238АК-1005015-31 КШ1 | 238АК-1005012-Г 23891 1005012 040 | На 2-ой щеке одна бобышка, конус на переднем конце вала, отверстие под подшипник 62 |
Примечания: *1 – в графе «Двигатель» приведены только модель и модификация силового агрегата, но следует понимать, что коленчатый вал соответствующий определенной модификации устанавливается и на все комплектации данного двигателя, за исключением когда комплектация указана; *2 – на всех остальных модификациях двигателей устанавливается штифт коленчатого вала 7511-1005132; *3 – буквы «Н» и «У» клеймятся ударным методом.
*4 ― сняты с производства
Характеристики
Техническая характеристика двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
На главную К списку литературы
Техническая характеристика двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Техническая характеристика двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 | ||
Тип двигателя | Четырехтактный, с воспламенением от сжатия | |
Число цилиндров | 6 | 8 |
Расположение цилиндров | V-образное, с углом развала 90° | |
1-4-2-5-3-6 | 1-5-4-2-6-3-7-8 | |
Диаметр цилиндра, мм | 130 | |
Ход поршня, мм | 140 | |
Рабочий объем цилиндров, л | 11,15 | 14,86 |
Степень сжатия | 16,5 | |
Номинальная мощность, л. с. | 180 | 240 |
Номинальное число оборотов, об /мин | 2100 | |
Максимальный крутящий момент, 1 кГм | 67 | 90 |
Число оборотов при максимальном крутящем моменте, об /мин | Не более 1500 | |
Минимальное число оборотов холостого хода, об/мин | 450 — 55 | |
Максимальное число оборотов холостого хода, об/мин | 2225 — 2275 | |
Минимальный удельный расход топлива, г/э.л.с.ч. | 175 | |
Способ смесеобразования | Непосредственный впрыск | |
Камера сгорания | Неразделенного типа в поршне | |
Фазы газораспределения (угол поворота коленчатого вала), град: | — | |
— впускной клапан | — | |
— открытие | 20 до в. м. т. | |
— закрытие | 56 после н.м.т. | |
— выпускной клапан | — | |
— открытие | 56 до н.м.т. | |
— закрытие | 20 после в.м.т. | |
Число клапанов на цилиндр | Один впускной и один выпускной | |
Диаметр головки клапана, мм: | — | |
— впускного | 61,5 | |
— выпускного | 48 | |
Подъем клапанов, мм | 13,5 | |
Расположение клапанов | Верхнее | |
Зазор между торцом клапана и носком коромысла (в холодном состоянии), мм | 0,25 — 0,30 | |
Распределительный вал | Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом | |
Топливоподающая аппаратура | Разделенного типа | |
Подкачивающий насос | Поршневого типа с приводом от эксцентрика кулачкового вала | |
Установочный угол опережения, град | 18 или 20. Указан на торце впрыска, корпуса муфты опережения. Точность установки ± 1° | |
Муфта опережения впрыска | Автоматическая, центробежная, прямого действия | |
Топливный насос высокого давления | Шестиплунжерный | ВосьмиплунжерныЙ |
Плунжеры | Золотникового типа, диаметр плунжера 9 мм, ход — 10 мм | |
Порядок работы секций топливного насоса | 1-4-2-5-3-6 | 1-3-6-2-4-5-7-8 |
Регулятор числа оборотов | Центробежный, всережимный | |
Форсунки | Закрытые, с многодырчатыми распылителями | |
Давление начала подъема иглы форсунки, кГ/см2 | 150+5 | |
Топливные фильтры: | ||
— предварительной очистки | Со сменным фильтрующим элементом из хлопчатобумажной ровницы;установлен вне двигателя | |
— тонкой очистки | Со сменным фильтрующим элементом из древесной муки на пульверба-келитовой основе; в крышке фильтра установлен перепускной клапан | |
Топливо | Дизельное, малосернистое по ГОСТ 4749—49 | |
Давление в масляной системе при номинальных оборотах, кг/см2 | 4 — 7 | |
Давление в масляной системе минимальных оборотах холостого хода кГ/см | Не менее 1 | |
Давление в масляной системе после длительной эксплуатации кГ/см2 | Не ниже 3,5 — при номинальных, оборотах и 0,5 — при минимальных | |
Масло | Дизельное по ГОСТ 5304—54 и 8581—63 с присадкой ВНИИ НП-360 в количестве 6—8%: зимой ДП-8 и ДС-8, а летом ДП-11 и ДС-11 | |
Система смазки | Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхней головки шатуна, втулки коромысел клапанов, втулки промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг и втулки толкателей. Зеркало цилиндров, зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием | |
Воздушный фильтр | Инерционно-масляный с контактным элементом | |
Температура охлаждающей жидкости | 75-95 | |
Масляные фильтры: | ||
— грубой очистки | С фильтрующим элементом из металлической сетки | |
— тонкой очистки | Центробежный с реактивным приводом | |
Система охлаждения масла | Масляный радиатор, установленный вне двигателя | |
Система охлаждения двигателя | Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости | |
Вентилятор и его привод | Осевого типа, с шестеренчатым приводом | |
Пусковое устройство | Электрический стартер СТ103 мощностью 7 л. с, | |
Генератор | Г107-Б, 24 в, мощностью 500 вт | |
Реле-регулятор | РР107 | |
Блок цилиндров | Отлит из легированного чугуна вместе с верхней частью картера | |
Гильзы цилиндров | Мокрого типа, отлиты из легированного чугуна | |
Коленчатый вал | Стальной, с привернутыми противовесами; поверхности шеек закалены т.н.ч. | |
Количество опор коленчатого вала | 4 | 5 |
Подшипники коренные | Скольжения, со сменными вкладышами | |
Подшипники шатунные | Скольжения, со сменными вкладышами | |
Поршень | Алюминиевый | |
Количество поршневых колец: | — | |
— компрессионных | 3 | |
— маслосъемных | 2 | |
Пальцы поршневые | Плавающие, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами | |
Шатуны | Стальные, двутаврового сечения, в верхнюю головку запрессованы бронзовые втулки | |
Маховик | Чугунный со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером | |
Вентиляция картера | Осуществляется через сапун, расположенный на заднем торце левого ряда блока цилиндров | |
Количество опор распределительного вала | 4 | 5 |
Габаритные размеры, мм: | — | |
— длина | 1020 | 1245 |
— ширина | 1000 | |
— высота (с воздушным фильтром) | 1245 | |
Сухой вес, кг: | — | |
— без вспомогательного оборудования (по ГОСТ 491—55) | 800 | 1000 |
— с коробкой передач, сцеплением и вспомогательным оборудованием | 1140 | 1377 |
Ремонт коленчатого вала двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ
Коленчатый вал заменяют при наличии трещин любого размера и расположения, задиров на шатунных и коренных шейках и биении коренных шеек, не устраняемых шлифованием под последний ремонтный размер. Биение средних коренных шеек относительно крайних допускается не свыше 0,08 мм. Проверка производится индикатором при установленных на призмы крайних коренных шейках.
При износе хотя бы одной коренной или одной шатунной шейки сверх допустимого (табл. 1), а также при наличии хотя бы на одной из шеек глубоких
рисок или задиров все коренные или шатунные шейки перешлифовывают под один ремонтный размер. Номер ремонтного размера шатунных шеек может отличаться от номера ремонтного размера коренных шеек.
Шлифовка шеек коленчатого вала под ремонтные размеры производится в пределах величин, приведенных в табл. 1. При этом необходимо выполнение следующих условий:
переход цилиндрических участков шеек в галтели должен быть плавным (радиус галтелей 5,5—6,0 мм), без подрезов, прижогов, грубых рисок; шероховатость поверхностей шеек не должна превышать 0,20 мкм, шероховатость галтелей не ниже 0,32 мкм;
величина радиусов осей всех кривошипов вала должна быть 70±0,12 мм;
непараллельность осей средних коренных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек не должна превышать 0,010 мм, непараллельность осей шатунных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек должна быть не более 0,015 мм;
овальность, конусность, вогнутость и бочкообразность коренных и шатунных шеек не допускаются более 0,01 мм.
Отсутствие трещин проверяют магнитным дефектоскопом с обязательным последующим размагничиванием.
При каждом снятии коленчатого вала с двигателя для замены вкладышей полости шатунных шеек рекомендуется очищать, предварительно удалив заглушки, которыми закрыты полости. Повторное использование заглушек не допускается.
Перед установкой заглушек вспученный металл у кромок отверстий от предыдущей раскерновки запиливают, промывают вал и продувают масляные каналы. Заглушки запрессовывают на глубину 5—6 мм и раскернивают внутри отверстии в трех точках, равномерно расположенных по окружности, для предотвращения самопроизвольного выпрессовывания заглушек.
Рис. 10. Оправка для установки поршня в гильзу цилиндра: I — гильза цилиндра; 2— блок цилиндров; 3— обжимное приспособление; 4 — поршневые кольца; 5 — поршень
Шестерню коленчатого вала заменяют при контактном разрушении зубьев, сколах, трещинах, выработке в виде канавок, а также при боковом зазоре в зацеплении с шестерней распределительного вала свыше 0,3 мм. Шестерню коленчатого вала можно заменить без снятия коленчатого вала с двигателя. При снятых шкиве и передней крышке блока передний противовес и шестерня спрессовываются с помощью съемника. Перед установкой шестерню и передний противовес необходимо нагреть до температуры 105 °С и последовательно под-прессовывать их до упора с помощью специального приспособления.
Замена вкладышей коренных и шатунных подшипников. Коленчатые валы двигателей ЯМЗ обладают высокой износостойкостью. После 80-—100 тыс. км пробега рекомендуется профилактическая замена вкладышей, которая продлит срок службы коленчатого вала до перешлифовки. Для замены вкладышей коренных и шатунных подшипников двигатель снимают с автомобиля. Вкладыши необходимо заменять в условиях, исключающих попадание грязи на подшипники и шейки коленчатого вала. Новые вкладыши должны иметь номинальные размеры.
Шатунные вкладыши меняют по порядку, начиная с подшипника первого цилиндра. Снятые вкладыши тщательно осматривают. При наличии повреждений, имеющих характер неестественного износа, определяют их причину. Масляные каналы коленчатого вала очищают от загрязненного масла и отложений, протирают шейку мягкой чистой ветошью (шейка должна быть гладкой, без глубоких рисок, заусенцев и наволакивания металла).
Перед установкой подшипников на вал шейку вала и вкладыши смазывают моторным маслом. Болты крепления шатунных подшипников затягивают с приложением момента 20—22 кгс-м.
Вкладыши коренных подшипников можно заменять при помощи штифта, не снимая коленчатый вал. Штифт
представляет собой стальной стержень длиной 25 мм, диаметром 6 мм и имеет головку диаметром 15 мм, высотой 3 мм. Для снятия верхнего вкладыша коренного подшипника штифт вставляют в отверстие масляного канала коренной шейки. Для выталкивания вкладыша коленчатый вал вращают. Для установки вкладыша в постель ее накладывают на шейку и усилием руки частично вводят в зазор между шейкой и постелью. Затем штифт вставляют в отверстие масляного канала и, проворачивая вал, устанавливают вкладыши на место. Вертикальные болты крепления крышек коренных подшипников затягивают с приложением момента 43—47 кгс-м, а горизонтальные— 10—12 кгс-м.
Необходимость замены вкладышей определяется величиной износа по толщине и диаметральным зазорам в сопряжении (табл. 2). Если износ по толщине превышает 0,05 мм или если диаметральный зазор более 0,23 мм, вкладыши заменяют новыми. Толщина вкладыша измеряется в его середине. Зазор проверяют измерением диаметра шейки коленчатого вала и внутреннего диаметра подшипника (после затяжки болтов крепления крышки). Вкладыши подшипников заменяются, если на них имеются забоины, трещины, смятие усика для удержания вкладыша в гнезде.
Таблица 2
При повторной установке вкладыши устанавливают только в те постели, из которых они были вынуты ранее. Верхний и нижний вкладыши подшипника коленчатого вала невзаимозаменя-емы, так как в верхних вкладышах имеются отверстия для подвода масла и канавки для его распределения. Оба вкладыша нижней головки шатуна взаимозаменяемы.
Для ремонта коленчатого вала предусмотрено шесть ремонтных размеров вкладышей. Клеймо ремонтного размера нанесено на тыльной стороне вкладыша недалеко от стыка. Номер ремонтного размера вкладыша должен соответствовать номеру ремонтного размера соответствующей шейки коленчатого вала. Вкладыши подшипников коленчатого вала следует заменять только полностью на всем двигателе.
Восстановление герметичности клапанов. Для восстановления герметичности клапанов нужно снять головку (или головки) цилиндров, как указано выше; очистить их от масла и нагара, а затем нанести метки на тарелках клапанов, чтобы при сборке установить их в те же седла. Пользуясь приспособлением (рис. 11), сжать пружины, вынуть сухари и, освободив пружины, снять клапаны, тщательно очистить их от нагара, промыть в керосине и внимательно осмотреть для определения степени ремонта.
Рис. 11. Приспособление для снятия и установки клапанов газораспределения: 1 — упорный винт; 2 — нажимная тарелка; 3 — рукоятка
При незначительных износах и мелких раковинах на фаске клапана и седла, при отсутствии коробления тарелки клапанов и прогаров герметичность клапана может быть восстановлена притиркой пастой, которая приготовляется путем тщательного перемешивания 1,5 частей (по объему) микропорошка зеленого карбида кремния 63С-М28 ОСТ 2-144—71 с одной
частью летнего моторного масла и 0,5 части дизельного топлива Л-0,2-40 ГОСТ 305—82. Перед употреблением притирочную смесь тщательно перемешивают, так как микропорошок способен осаждаться.
Процесс притирки состоит из возвратно-вращательного движения клапана при помощи специальной притирочной дрели, автоматически изменяющей направление вращения. При отсутствии специальной дрели можно пользоваться обычной ручной дрелью. Во всех случаях связь приспособления (для проворачивания клапана) с тарелкой клапана осуществляется с помощью резинового присоса.
Для притирки на фаску равномерно наносят тонкий слой пасты, смазывают стержень клапана чистым моторным маслом и ставят его на место. Если притирка ведется ручной дрелью, то следует, слегка нажимая, провернуть клапан на 1/3 оборота, затем в обратном направлении на 1 /4 оборота и т. д. Нельзя делать притирку круговыми движениями. Клапан необходимо периодически поднимать для нанесения на его фаску новой порции притирочной пасты. Внешним признаком удовлетворительной притирки является получение на фасках клапана и седла непрерывного матового пояска шириной не менее
1,5 мм. Разрыв матовой полоски и наличие рисок на ней не допускаются.
По окончании притирки клапаны и седла следует промыть керосином и насухо вытереть и, установив клапаны
и пружины на свои места, проверить герметичность. Для этого во впускные и выпускные окна заливают керосин и выдерживают в течение 3 мин. Течь или просачивание керосина при повороте клапана на любой угол не допускаются.
Проверить качество притирки можно и с помощью карандаша. Для этого поперек фаски мягким графитовым карандашом наносят через равные промежутки 10—15 черточек. Осторожно вставив клапан в седло, сильно нажимают на него и одновременно проворачивают на 1 /4 оборота. После этого все черточки на фаске должны быть стерты. При неудовлетворительных результатах проверки притирку клапана нужно повторить. Если герметичность клапана не удается обеспечить притиркой или одной притирки недостаточно (следы прорыва газов, углубления на рабочих фасках и т. д.), то прошли-фовывают седла и клапаны, а затем повторяют притирку. Для шлифовки седел клапанов применяют шлифовальное устройство или электродрель, имеющую необходимый шлифовальный круг и оправку. Центрирование шлифовального круга в данном случае осуществляется хвостовиком оправки, входящей в направляющую втулку клапана. Если направляющие втулки клапанов необходимо заменить, то седла шлифуют только после замены втулок.
содержание .. 1 2 3 8 ..