Пожарные рукавные автомобили выполняют задачу по доставке в зону возгораний запаса пожарных рукавов до 5000 м, их механизированной прокладке и уборке магистральных линий. Используются для подачи объема воды и огнетушащих средств на значительном удалении. Совместимы с другими техническими средствами, обеспечивающими работу пожарных расчетов в зоне крупных аварий: передвижными насосными станциями, автоцистернами и АНР.
По ГОСТу Р 53247-2009 рукавный пожарный автомобиль относится к спецтехнике. Специфика его эксплуатации становится определяющим фактором переоборудования базовых машин. Обязательным условием является полноприводное шасси, благодаря чему можно реализовать функцию раскатки линий во время движения автомобиля. Из-за значительного метража имеющихся в комплекте рукавов в основное оборудование включен механизм для их скатки и погрузки. Далее они, сложенные гармошкой, транспортируются в специальных отсеках кузова или на крыше АР. Обязательное условие – наличие вентиляции под кузовом.
Сегодня на вооружении МЧС стоят рукавные пожарные автомобили АР-2 на шасси ЗИЛ, Урал и КамАЗ.
Пожарные рукавные автомобили
АР-2 пожарный автомобиль используется при ликвидации пожаров на предприятиях и городских объектах. Рукавные линии прокладываются напрямую от насосной станции к месту возгорания, что позволяет эффективно справляться с разного рода воспламенениями.
АР-2 (КамАЗ-43502)
История создания
Впервые пожарный рукавный автомобиль появился в 1920-х годах в пожарных гарнизонах в Москве и Ленинграде. Его появление здесь объясняется тем, что во время крупных возгораний необходим достаточный запас рукавов, а обеспечить его только лишь стандартными пожарными машинами невозможно.
Было решено выделить специальный транспорт, который будет отвечать за поставку рукавов в очаг воспламенения. Сперва использовались стандартные прицепы. Спустя некоторое время стали функционировать обычные грузовики, переоборудованные для транспортировки рукавов.
На заметку. Во время войны рукавные пожарные машины были оснащены необычным для настоящего времени снаряжением – бронещитами. Именно они позволяли прокладывать рукава во время ведения боевых действий.
В 50-е годы прошлого столетия были выпущены первые специализированные АР-2 на шасси ЗИС-150.
Предназначение
АР-2 применяют для установки и свертывания рукавных линий, уничтожения воспламенений на предприятиях и крупных объектах в населенных пунктах.
Температура при эксплуатации такого транспортного средства должна быть в норме от –45 до +40 °C. Допустимо использовать АР-2 по бездорожью и при непогоде.
Задачи пожарного рукавного автомобиля:
- Проложить рукавную линию от водоисточника до места возгорания.
- Обеспечить достаточное количество рукавов при больших и длительных пожарах.
- Осуществить свертывание рукавов и их обратную транспортировку в пожарное подразделение.
Модели
В качестве одних из самых известных моделей АР-2 можно выделить:
- АР-2 (ЗИЛ-131). Доставка пожарного подразделения и прокладка рукавов (диаметр 150, 100 или 77 мм) к месту возгорания.
- АР-2 (Урал-5557). Пожарный транспорт с рукавами, который используется для устранения обширных возгораний. Вооружение пожарного подразделения крепко фиксируется в кузове с помощью зажимов.
- АР-2 (КамАЗ-43502). Часто применяемая модель АР-2 на шасси КамАЗ.
АР-2 (ЗИЛ-131)
Пожарный зил 130
Производство автоцистерн ац 40 началось в 1970-е годы. Пожарные автомобили 130 предназначены для доставки к месту пожара команды пожарных из 7 человек и необходимого оборудования.
Автоцистерна пожарная ац 40 130
Пожарная автоцистерна изготавливается на базе грузовых автомобилей ЗИЛ, на платформу которых устанавливается специальное оборудование.
Автомобильная база ЗИЛ неприхотлива в эксплуатации и обслуживании. Также автоцистерну можно использовать в разных климатических условиях, за счет маневренности она ставиться в необходимом положении, компактность позволяет тушить пожар в городских условиях, где свободное пространство ограничено.
Ремонт автомобиля ЗИЛ обходится недорого, а обслуживание может проводиться штатными механиками.
Распространенной маркой считается пожарная машина ЗИЛ 130. Было выпущено 10 моделей этих авто. Популярной моделью считается ЗИЛ ац 40 130 63б. Это усовершенствованный вариант модели 63А. В новой модели напорные патрубки разместили внутри надстройки. Эта марка оборудована цистерной объемом 2360 л и дополнительным баком для пенообразователя. Кабина представляет собой цельнометаллическую конструкцию с 2 рядами посадочных мест. На крыше размещаются пеналы, в которых хранятся пожарные рукава. Быстрый выход пожарных из машины обеспечен 4 дверьми кабины.
Специализированное оборудование размещается в отсеках кузова. В задней части автомобиля находится центробежный насос.
Задние колеса ац 40 130 63б выполнены в двухскатной комплектации, что обеспечивает устойчивость на дороге и высокую проходимость автоцистерны. Для проезда по сельской местности можно установить арочные шины. Имеется гидроусилитель руля.
Изменения были внесены и в шасси. Автоцистерна выпускалась с тормозной системой грузовых машин КАМАЗ. В связи с тем, что требовалось заполнить воздух в тормозную систему, выезд автоцистерны задерживается.
Двигатель 4-х тактный, бензиновый, v-образный, установлен перед кабиной. Воздух к двигателю подводится по воздушному каналу, который соединяется с воздушным фильтром гофрированным патрубком.
В 1980-х годах была произведена партия машин, оборудованных немецким насосом Magirus P516H.
Технические характеристики
В 1968 году была разработана модель ац 40 131, выполненная на базе грузового автомобиля ЗИЛ. За время производства машины модернизировались и усовершенствовались. Все изменения улучшали различные качества авто.
Технические характеристики и описание ЗИЛ 131 :
- тип используемого шасси — ЗИЛ 131;
- колесная формула — 6*6;
- конфигурация колес односкатная;
- карбюраторный тип двигателя;
- мощность двигателя — 110 кВт, 150 л.с.;
- 7 посадочных мест;
- вес снаряженного автомобиля — 11050 кг;
- водопенная система тушения;
- вместимость цистерны — 2400 литров;
- вместимость пенообразователя — 150 литров;
- тип лафетного ствола — ПЛС-П 20 с пенной насадкой;
- время непрерывной подачи пены — 20 л/с;
- ручное управление лафетным стволом;
- дальность подачи водяной струи — 50 м, пенной струи — 60 м;
- насосный отсек обогревается выхлопными газами;
- имеется место для радиостанции.
- максимальная скорость — 80 км/ч;
- электрическая или газовая сирена;
- пожарный насос П Н 40 УВ.
Базовое шасси
При производстве автоцистерн важным этапом является выбор шасси, так как этот комплект агрегатов определяет функциональные возможности пожарной машины. Шасси автомобиля состоит из 3 частей:
- Трансмиссия.
- Ходовая часть.
- Механизм управления.
Существуют 2 схемы шасси:
- Рамное шасси состоит из балок, на которых установлены все узлы машины. Рамная конструкция позволяет перевозить большие грузы.
- Несущий кузов. С целью уменьшения веса автомобиля функции рамы перенесены на кузов. Такая конструкция увеличивает скорость движения и обеспечивает комфорт, но не позволяет перевозить большие грузы.
Рамные конструкции бывают:
- лонжеронные;
- хребтовые;
- периферийные;
- решетчатые.
Для изготовления машин используются полноприводные и неполноприводные шасси грузовых автомобилей. На полноприводные устанавливаются шины для движения по грунтовым дорогам и по ровным поверхностям. Также должна быть возможность установки на ведущие колеса противоскользящих цепей.
Шасси пожарного автомобиля ЗИЛ имеют лонжеронную раму и повышенный уровень надежности. Целостность несущей конструкции, при полной загруженности машины, обеспечивают специальные вставки, которыми усилены лонжероны.
Подвеска может быть зависимой и независимой. Основное назначение подвески — поглощение вибраций во время движения. Колесная база состоит из 6 ведущих колес.
Также производились на таких шасси насосные установки, на смену которым пришли пожарные машины ЗИЛ.
Особенности конструкции АР-2
Элементами конструкции пожарных рукавных автомобилей являются шасси и кузов, НПР (напорно-пожарные рукава), система управления транспортом и другими механизмами, электроустройства.
Шасси
Шасси, используемые при конструировании рукавного автомобиля, должны быть полноприводными. Это позволяет прокладывать рукавные линии во время движения транспорта.
К электрооборудованию базового шасси также устанавливают:
- фара-сигнал, фара-прожектор;
- задняя фара;
- освещение кузова;
- фонари на кузове.
Кузов
Кузов пожарного автомобиля с рукавами закрепляется к шасси. Внутри находятся шесть секций, в которые складывают смотанные рукава. Центровая секция служит в качестве места для прохода при укладке рукавных конструкций.
На крыше кузова находится лафетный ствол. Для того чтобы подняться к нему, используют лестницу, которая установлена спереди кузова.
Имеются задние и боковые откидные выходы. Сбоку на нижних отсеках тоже есть двери со специальными спусковыми подножками, которые предназначаются для экстренного спуска.
Пожарные рукава
Для прокладки рукавной линии используются задние шторные проходы. Прокладка может быть осуществлена непосредственно во время движения транспорта, но при условии, что включена первая передача.
Внимание! Допускается использование лафетного ствола, закрепленного поверх кузова, вместе с насосной станцией во время устранения возгорания. Это ускоряет работу НПР.
После окончания пожаротушения линию НПР разделяют на рукава. Затем, используя устройство намотки, возвращают в кузов пожарной машины.
Электрооборудование
В комплекс электрустройств пожарного автомобиля с рукавами входят:
- шасси;
- устройство смотки и развертывания рукавов;
- пульт управления;
- осветительные механизмы.
Электрическое питание пожарного автомобиля происходит постоянным током в 24 В.
АР-2 (Урал-5557)
Из мелкой мастерской в крупное производство
Сегодня ПК «Пожмашина» продолжает заниматься разработкой и изготовлением пожарной техники: как простых автоцистерн, так и сложных специализированных пожарных машин. За годы своего существования завод испытал взлёты и падения, был на пике славы и приходил в упадок.
Датой основания предприятия считается 6 сентября 1928 года. За 10 лет на базе мелких мастерских было выстроено крупное производство. Первой продукцией стали фонари и огнетушители. Постепенно были освоены раздвижные трёхколенные лестницы, лестницы-штурмовки, а перед войной – изготовление автомобильных кузовов. Численность рабочих в конце 1930-х составляла на предприятии 1500 человек.
С началом войны в 1941 году завод был эвакуирован на Урал, в Челябинскую область. Прежде история знала немало примеров о переселении народов, но никогда ещё ни в одной стране мира не было примеров массовой эвакуации ключевых производств в другую точку света. Так, в челябинском Шадринске и посёлке Щучье (позже Щучанский завод противопожарного машиностроения, Курганская обл.) было организовано производство сначала военной продукции, а затем и огнетушителей. После войны предприятие освоило выпуск пожарных автомобилей.
Технические характеристики АР-2
Технические данные об устройстве АР-2 включают в себя информацию о типе и мощности встроенного двигателя, допустимой скорости передвижения, о напорных рукавах и т. д.
ТТХ АР-2 (КАМАЗ-43114)-55ВР приведены в таблице.
Шасси | КамАЗ-43114 (6х6) |
Двигатель | дизель |
Мощность | 176 КВт |
Скорость | 90 км/ч |
Места | 3 |
Напорные рукава (77 мм) | 1 200/60, м/шт. |
Напорные рукава (150 мм) | 800/40, м/шт. |
Расход лафетного ствола | 40 л/с |
Намотка рукавов | механизированная |
Масса | 15 100 кг |
Габариты, мм | 8 100×2 500×3 450 |
1970–1980 гг.
В период застоя был освоен выпуск пожарного вездехода ВПЛ(71)-149 для тушения лесных пожаров на базе среднего гусеничного транспортёра-снегоболотохода ГТ-СМ (ГАЗ-71, позже ГАЗ-3403). Для аэродромных служб началось производство пожарного автомобиля аэродромной службы АА-60(543)-160, разработанного в ОКБ-8. В 1979 году производство пожарных машин составило 3135 шт., т. е. каждый рабочий день (без учёта праздников) сходило более 11 машин.
Комплектация АР-2
В комплектацию АР-2 входят следующие компоненты:
- Комплект дополнительных частей и инструментов.
- Прожектор.
- Фонари.
- Рукава (77 и 150).
- Лампы паяльные.
- Три пары защитных перчаток и ботинок.
- Огнетушащее устройство воздушно-пенное.
- Канатик длиной 25 метров.
- Разветвление РТ-80.
- Две колодки противооткатные.
- 8 креплений рукавных (ЗР-80, ЗР-150).
- Отогреватель рукавных соединений.
- Перекрывной механизм.
- 8 задержек рукавов (77 и 150).
- Запас комплектов устройств и частей конструкции.
Внимание! В зависимости от модели некоторые параметры и опции комплектации АР-2 меняются. Пример: АР-2 (131)133 может иметь в комплектации:
- 67 НПР, d=150 мм, длина=1 340 м;
- 88 НПР, d=110 мм, длина=1 760 м;
- 102 НПР, d=77 мм, длина=2 040 м.
Фото всех моделей и расшифровки их ТТХ можно найти в интернете.
2012–2018 гг.
Производство пожарной техники переориентировано на иностранные шасси, а также шасси автомобилей КрАЗ и МАЗ. Освоены в производстве АЦ-18(LPT-613)-411, АЦ-4-60(5401НЕ)-515К, АЦ-4-40(5309)-505М. Первой пожарной автолестницей на иностранном шасси стала АЛ-30(HD120)-512H, собрали её летом 2022 года, а впервые представили жителям посёлка и гостям на праздновании 90-летия завода. В 2022 году предприятие изменило логотип. В поисках собственной эмблемы выбрали пример из животного мира. Если у Bronto в эмблеме изображён бронтозавр, то в продукции Ладана теперь присутствует изображение слона.
Преимущества АР-2
Пожарные рукавные автомобили надежно зарекомендовали себя при тушении возгораний на крупных объектах. Основные плюсы использования техники:
- Магистральные рукавные линии могут быть проложены на большие расстояния, а значит, это упрощает соединение водоисточника и места возгорания.
- При пожаротушении используются рукава различного диаметра в зависимости от местности и типа сооружения.
- С помощью рукавов можно практически бесперебойно подавать большое количество огнегасящего вещества на расстояния.
Появление пожарных рукавных автомобилей значительно упростило работу пожарных подразделений. Теперь нет необходимости задействовать дополнительную пожарную технику для транспортировки рукавных устройств, что существенно ускоряет процесс пожаротушения и делает его более эффективным.
1990–2004 гг.
Освоен выпуск порошкового автомобиля АП-4(43105)-222. В серийное производство попал центробежный насос НПЦ-40/100, комбинированный насос НЦПК-40/100-4/400. Запущены в серийное производство пожарные автомобили на шасси «ГАЗели» АШ-6(32213)-275, АПП-4(2705)-276.
Устройство и функционирование винтовок семейства AR-15/M16
Винтовки AR-15/M16 имеют автоматику конструкции Юджина Стонера, работающую по схеме отвода части пороховых газов из канала ствола внутрь ствольной коробки, через отверстие в стенке ствола по газовой трубке. Часть пороховых газов во время выстрела отводится из канала ствола через поперечное отверстие в газовый блок, в большинстве случаев, являющийся дополнительно основанием мушки. Далее пороховые газы поступают в газоотводную трубку, изготавливаемую из нержавеющей стали, которая расположена над стволом. Эта трубка входит напрямую в ствольную коробку. В самой ствольной коробке тыльная часть газовой трубки входит в насадку, находящуюся вверху затворной рамы. Из газоотводной трубки пороховые газы сквозь канал насадки проходят во внутреннюю полость затворной рамы. Пороховые газы расширяются внутри данной полости и толкают назад затворную раму, но затвор поджимается ими к казеннику ствола, чем несколько ослабляется нагрузка на боевые упоры, при помощи которых затвор сцепляется с казенной частью ствола и запирает его канал.
Когда затворная рама перемещается назад, взаимодействие ее спирального паза с поперечным штифтом поворачивает затвор. Когда затвор поворачивается, его боевые упоры выходят из зацепления с казенником ствола. Далее затвор вместе с затворной рамой перемещаются назад, в процессе хода извлекают из патронника стреляную гильзу и выбрасывают ее через окно в ствольной коробке. В это время взводится курок и происходит сжатие возвратной пружины. После достижения затворной группой крайнего заднего положения, если в магазине еще имеются патроны, под действием возвратной пружины она идет обратно вперед, в процессе хода досылая из магазина в патронник следующий патрон. Ближе к крайнему переднему положению затворная рама поворачивает затвор, запирая канал ствола и останавливается в крайнем переднем положении до следующего выстрела. Так как запирание канала ствола осуществляется за его казенную часть, ствольная коробка не подвергается нагрузкам во время стрельбы и благодаря этому изготавливается из менее прочного чем сталь, но обладающего меньшей массой легкого сплава на основе алюминия.
Первые винтовки семейства AR-15/M16 и многие современные варианты имеют цевье, приклад и пистолетную рукоятку управления огнем из черного пластика, благодаря чему это оружие получило в США прозвище «Black rifle» («Черная винтовка»). Однако сегодня на гражданском рынке оружия имеется широчайший выбор фурнитуры для винтовок типа AR-15 с гигантским количеством вариантов по габаритам, конфигурации и цвету, который может быть камуфляжным, темно-зеленым или песочным. Все большую популярность приобретает алюминиевое цевье, имеющее одну, две, три или четыре направляющих Picatinny rail («Планка Пикатинни») стандарта Mil-Std 1913. При помощи данных направляющих к цевью могут крепиться самые разные аксессуары — тактические фонари, сошки, передние рукоятки удержания, лазерные целеуказатели, различные прицелы. Имеются два основных типа приклада — это постоянный не регулируемый приклад и регулируемый по длине телескопический. Не регулируемыми прикладами снабжаются в основном винтовки с длинными стволами, а регулируемыми — карабины. Сами приклады производятся также в широчайшей номенклатуре различных вариантов исполнения.
Рукоятка взведения затвора имеет Т-образное сечение и размещается в тыльной части ствольной коробки, над прикладом. Во время стрельбы рукоятка взведения остается неподвижной. С правой стороны ствольной коробки имеется досылатель затвора (forward assist), предназначенный для ручного его закрытия, в случае недостаточности усилия возвратной пружины. Окно для выброса стрелянных гильз закрывается подпружиненной пылезащитной шторкой, открывающейся при взведении затвора автоматически. Гражданские версии винтовок типа AR-15 представляют собой самозарядное стрелковое оружие, которое может стрелять только одиночными выстрелами и не имеет возможности ведения огня очередью.
Набор верхних частей ствольных коробок («апперов») компании PWS с газоотводными системами, имеющими газовый поршень, для установки на любой стандартный «ловер» винтовки или карабина типа AR-15.
Ряд производителей оружия в настоящее время предлагает винтовки и карабины семейства AR-15/M16 и отдельно продающиеся верхние части ствольной коробки с газовым поршнем, вместо газовой трубки. Такое решение устраняет наиболее известный недостаток семейства AR-15, заключающийся в скапливании нагара в затворной группе и ствольной коробке из-за прямого газоотвода при стрельбе дешевыми низкокачественными патронами. Поршень может иметь как длинный, так и коротких ход, и размещается внутри цевья над стволом. При выстреле поршень толкает назад затворную раму, воздействуя на нее с помощью длинного штока. Данные конструкции рекламируются производителями в качестве усовершенствованных версий AR-15, обладающих значительно большей надежностью работы, а кроме того требующих меньше усилий для чистки и меньше нагревающихся при стрельбе. Но в данном решении есть и минус, заключающийся в том, что при использовании некоторых наборов для переделки, имеющих затворные рамы обычного стандарта семейства AR-15, на ствольную коробку начинают воздействовать повышенные нагрузки из-за асимметричных сил, прилагаемых к затворной раме, и стремление затворной группы к перекосу, что приводит к ускоренному износу ствольной коробки. Решением этой проблемы является комплексное использование комплектующих для переделки стандартной винтовки в «поршневую», к примеру, приобретение верхней части ствольной коробки в сборе со стволом, газоотводным узлом с газовым поршнем и затворной группой.
Ударно-спусковой механизм (УСМ) серийных винтовок типа AR-15 куркового типа, имеет спуск без предупреждения. В настоящее время на рынке имеются матчевые УСМ для высокоточной стрельбы, которые имеют спуск с предупреждением и регулировкой его хода и усилия. Рычаг флажкового, управляемого вручную, предохранителя находится с левой стороны нижней части ствольной коробки. Положения предохранителя обозначены как Fire (огонь) — стрельба и Safe (безопасно) — предохранитель включен. На винтовки типа AR-15/M16 можно устанавливать двусторонние рычаги предохранителя.
Ствольная коробка винтовок и карабинов семейства AR-15/M16 состоит из верхней и нижней частей, которые в англоязычных странах именуют «upper receiver» и «lower receiver» соответственно, а в русскоговорящих — «аппер ресивер» («аппер» или «верхний ресивер») и «ловер ресивер» («ловер» или «нижний ресивер»). В винтовках типа AR-15 оригинальной конструкции эти части изготавливаются методом ковки из легкого сплава 7075-T6 на основе алюминия, а после проходят механическую обработку и анодирование поверхностей. Существуют также ствольные коробки, производящиеся из алюминиевых заготовок на станках с числовым программным управлением (ЧПУ), и изготавливаемые из пластика. Верхняя и нижняя части ствольной коробки соединяются при помощи двух поперечных стальных штифтов, которые находятся в задней и передней частях нижней части ствольной коробки. При разборке оружия эти штифты остаются в ствольной коробке с целью исключения риска их утери. Практически все из выпускающихся в настоящее время верхних и нижних частей ствольной коробки винтовки типа AR-15 в целях унификации имеют стандартные посадочные размеры, за счет чего они взаимозаменяемы внутри целого семейства винтовок и карабинов данного типа. В верхней части ствольной коробки находится ствол, затворная группа, рукоятка взведения затвора, а также на ней находятся мушка и крепление основания целика. Нижняя часть ствольной коробки объединяет приемник магазина, ударно-спусковой механизм с предохранителем, крепление трубки буфера противоотскока, узел затворной задержки, приклад, пистолетную рукоятку управления огнем и спусковую скобу.
Винтовка Knights SR-M110 SASS
Основная часть производителей качественных винтовок типа AR-15 изготавливают стволы с хромированным патронником и каналом, но высокоточные винтовки для стрельбы на большие дистанции могут иметь стволы с не хромированным каналом, изготавливаемые из нержавеющей или обычной стали, которые обладают относительно меньшим эксплуатационным ресурсом, но большей точностью стрельбы. В оружии семейства AR-15 ствол крепится в верхнюю часть ствольной коробки по средством муфты с резьбой. Конструкция позволяет относительно быстро и просто заменить ствол самостоятельно, при небольших навыках и наличии нужного инструмента. Это позволяет владельцу произвести конверсию своей винтовки под определенные задачи, установив, к примеру, тяжелый матчевый ствол, короткий ствол, либо ствол с другим шагом и профилем нарезов.
Питание винтовок типа AR-15 боеприпасами производится из коробчатых отъемных двухрядных магазинов. Ранние магазины времен Вьетнамской войны прямые и вмещают 20 патронов, но для большей надежности работы в тяжелых условиях эксплуатации его рекомендовалось снаряжать не более чем 18-ю патронами. Позднее, к 1970 году, стали выпускать удлиненные и изогнутые книзу магазины емкостью 30 патронов, однако и эти магазины рекомендовалось снаряжать 28 патронами. В настоящее время на рынке гражданского оружия представлены магазины для винтовок и карабинов типа AR-15/M16 с емкостью от 5 до 150 патронов. Самыми популярными являются магазины на 30 патронов. Современные магазины изготавливаются из ударопрочного пластика, но выпускаются также и из стали и легкого сплава на основе алюминия. Наиболее предпочтительными являются магазины с пластиковым и стальным корпусом, но в любом случае, с винтовками семейства AR-15/M16 необходимо использовать только качественные магазины для бесперебойного функционирования оружия. На правой стороне нижней части ствольной коробки, за приемником магазина, размещается кнопочная защелка магазина. Как и в случае с предохранителем, на рынке варианты с кнопками защелки магазина на обеих сторонах ствольной коробки. При нажатии на кнопку защелки магазин выпадает вниз из приемника магазинов ствольной коробки под собственным весом. Свободное выпадение магазина ускоряет перезарядку оружия в условиях боя, но пользоваться таким способом при тренировочных стрельбах недопустимо, так как магазин может получить повреждения, которые скажутся задержками в стрельбе.
Гражданские версии винтовок семейства AR-15/M16 в стандартном исполнении снабжаются механическими прицельными приспособлениями, идентичными армейским автоматическим штурмовым винтовкам М16А1, либо М16А2. Мушка крепится на основании, являющимся газовым блоком. Целик перекидной, диоптрический, установлен внутри рукоятки для переноски, которая в базовых вариантах является едины целым с корпусом верхней части ствольной коробки. Но к началу 2000-х гг. такие рукоятки для переноски были практически вытеснены с рынка ствольными коробками с так называемым плоским верхом «flat top upper receiver», на верхних гранях которых имеется направляющая Picatinny, при помощи которой владелец может крепить к оружию самые разные типы прицелов и других аксессуаров исходя из собственных требований и задач. К такому «апперу» могут крепиться коллиматорные (к примеру Aimpoint или EOTech), различные оптические (включая прицелы малой кратности, такие как Trijicon или ACOG) и ночные прицелы, лазерные дальномеры и целеуказатели, либо комбинированные их сборки. В дополнении к направляющим Пикатинни на ствольной коробке, винтовки типа AR-15 могут снабжаться направляющими того же стандарта, расположенными на газовом блоке вместо мушки. Используя направляющие на «верхнем ресивере» и на цевье или на газовом блоке, к оружию могут крепиться съемные механические прицельные приспособления, которые могут быть складными. Произвести их замену на коллиматорный или оптический прицел можно весьма короткий промежуток времени. На направляющие «аппера» может также быть установлена рукоятка для переноски типа М16А2.