КамАЗ-55102 Сельхозник: технические характеристики, объем кузова, габариты


КамАЗ Сельхозник (Колхозник) модели 55102 является незаменимым транспортным средством на период проведения посевных работ, сбора урожая и выполнения множества задач, с которыми приходится сталкиваться аграриям. Машина зарекомендовала себя как надежный, прочный автомобиль с хорошей проходимостью. На фоне зарубежных аналогов она выигрывает в стоимости, простоте устройства и легкости обслуживания. Вездеход приспособлен для буксировки двухосного прицепа по пересеченной местности. Техника ранних годов выпуска соответствует экологическим стандартам Евро-2.

Общая конструкция

Самосвал имеет различные модификации, рассчитанные на условия эксплуатации и специфику выполняемых заданий. Основой транспортного средства является усиленная стальная рама.

На ней закреплены узлы и механизмы:

  1. Кузов из листового металла. С помощью гидравлики он может опрокидываться вправо или влево. Используется для перевозки зерна, рыбы (карась, щука) из ставков, штучных и сыпучих грузов.
  2. Шасси. Состоят из прочных полуосей, системы амортизаторов, широких и высоких колес. Тормозная система барабанного типа. Двухосные задние тележки принимают на себя вес груза до 5000 кг. Модели с манипулятором используются для перевозки бытовок и мелкого оборудования. Трансмиссия механическая, 5-ступенчатая.
  3. Кабина. Зерновоз оснащен стандартной кабиной с минимальным количеством опций. Кондиционеры и стереосистемы устанавливаются на заказ.
  4. Силовая установка. На заводе выпускают модели с двигателем ЯМЗ 238 или более современным КамАЗ-740.11, соответствующим экологическому классу Евро-4.

Питание электрической системы осуществляется от генератора, подающего энергию на приводы и осветительные приборы.

Конструкция автомобиля КамАЗ-5320 [ править | править код ]

Общая компоновка КамАЗ-5320 характерна для грузовых автомобилей того времени. Трёхместная кабина автомобиля располагается над двигателем и при помощи торсионного механизма откидывается вперёд, открывая доступ к двигателю. Двигатель, сцепление и коробка передач образуют единый силовой агрегат, установленный на передних, задних и поддерживающей опорах.

Силовые агрегаты и трансмиссия [ править | править код ]

На КамАЗ-5320 устанавливались четырёхтактные V-образные восьмицилиндровые дизели КамАЗ-740 10,85 л, мощностью 210 л. с., при максимальном числе оборотов 2600 в минуту. Пожар 14 апреля 1993 года разрушил Завод двигателей КамАЗ, выпуск двигателей КамАЗ-740 был временно прекращён. В связи с этим до момента восстановления работы завода в декабре 1993 года на автомобили семейства КамАЗ устанавливались дизельные двигатели Ярославского моторного завода ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. На дизелях КамАЗ-740 применены конструктивные решения, которые на тот момент были новы для отечественного автомобилестроения или ещё не находили широкого применения, например, азотированный коленчатый вал или полнопоточная система фильтрации масла с центрифугой. Автоматический контроль за правильностью работы системы охлаждения осуществляют гидромуфта в приводе вентилятора и два термостата. Система охлаждения сделана закрытой и рассчитана на постоянное использование охлаждающей жидкости «Тосол». Введена система очистки воздуха с фильтром сухого типа и автоматическим отсосом пыли из фильтра посредством эжектора, действующего за счёт энергии отработавших газов. Среди других новшеств можно отметить коллоидно-графитовое покрытие юбок поршней, съёмные металло-керамические направляющие втулки для клапанов, молибденовое покрытие нижнего поршневого кольца, активно-реактивный глушитель шума выпуска. В силовых агрегатах КамАЗ-5320 использованы двухдисковые сцепления. В гидравлическом приводе механизма управления сцеплением имеется пневмо-усилитель, облегчающий пользование педалью. Особенность трансмиссии тягача КамАЗ — делитель (мультипликатор) — дополнительная двухступенчатая коробка передач, установленная после сцепления перед основной коробкой. Одна передача делителя сделана прямой, а вторая — повышающей. Собственно коробка передач — пятиступенчатая, синхронизированная на второй, третьей, четвёртой и пятой передачах. Управление коробкой — дистанционное, с механическим приводом. В делителе передачи переключаются посредством пневматического привода. Карданная передача — открытого типа, состоит из двух трубчатых валов. Карданные шарниры на игольчатых подшипниках с постоянным запасом смазки. Главная передача ведущих мостов сделана двойной: пара конических шестерён со спиральными зубьями и пара цилиндрических косозубых шестерён. В среднем мосте установлен блокируемый симметричный межосевой дифференциал.

Технические характеристики

Транспортное средство имеет рабочие параметры, ненамного уступающие иностранным аналогам последних годов выпуска.

Технические характеристики грузовика:

  • максимальная грузоподъемность — 7000 кг;
  • скорость по шоссе — 80 км/ч;
  • емкость топливного бака — 500 л;
  • расход горючего на 100 км пути — 33 л;
  • минимальный радиус поворота — 850 см;
  • преодолеваемый подъем — 55%;
  • время на подъем груженого кузова — 18 сек.;
  • время опускания пустого кузова — 18 сек.;
  • угол подъема кузова — 50°;
  • колесная формула — 4х6 и 6х6;
  • температурный диапазон эксплуатации — ± 45ºС.

В зависимости от разновидности модели возможности могут изменяться. Также на производительность машины влияет степень износа механизмов и оборудования.

Габариты

Размеры КамАЗа Сельхозник позволяют ему без проблем совершать длительные пробеги по трассам государственного значения, второстепенным дорогам и проселкам.

Габариты транспортного средства такие:

  • длина — 8300 мм;
  • ширина — 2500 мм;
  • высота — 3300 мм;
  • клиренс — 370 мм;
  • размер колес — 10.00 R20 (280 R508);
  • высота с максимально поднятой вверх платформой — 4000 мм;
  • увеличение ширины при откидывании платформы вбок — 1250 мм.

Платформа сварена из листов металла и имеет правильную прямоугольную форму. Боковые борта откидываются и фиксируются в таком положении цепями. Платформа оснащена опрокидывающим гидравлическим механизмом с электропневматическим дистанционным управлением.

Размеры кузова:

  • длина — 6000 мм;
  • ширина — 2200 мм;
  • высота штатного борта — 600 мм при возможности увеличения до 1200 мм;
  • объем кузова — 15,4 м³;
  • площадь грузовой платформы — 12,2 м².

При полной загрузке и снаряжении грузовик весит 15400 кг.

Максимальная масса буксируемого прицепа составляет 11500 кг.

Благодаря таким возможностям один КамАЗ-55102 способен заменить несколько грузовиков среднего класса. Это снижает затраты на аренду и топливо. Для транспортировки легких сыпучих материалов, сена и соломы предусмотрена возможность сборки каркаса и установки тента.

В игровой и сувенирной индустрии [ править | править код ]

Казанским объединением «Элекон» (раннее — «Арек») и китайской выпускаются масштабные модели КамАЗ-5320 в масштабе 1:43. Модели изготавливаются из металла и белого пластика.

КамАЗ-5320 является одним из первых представителей в линейке грузовых автомобилей от Камского завода. Массивный бортовой тягач используется для работы с прицепными компонентами ГКБ-8385. Его предназначение – выполнение транспортировочных процессов в строительной отрасли и практически во всех сферах промышленной и хозяйственной деятельности.

Выпуск КамАЗа-5320 стартовал в 1968-ом году. Долгое время Камский автозавод не решался на рестайлинг модели. Небольшие косметические изменения в грузовике произошли лишь в 2000-ом году.

П

ри рассмотрении технических параметров автомобиля становится ясно, что КамАЗ-5320 отлично подходит для дальней и ближней транспортировки грузов. Тягач одинаково уверенно себя чувствует на городских дорогах и на междугородних трассах. Машина приспособлена к российским условиям и легко заводится даже при сильных морозах.

КамАЗ сельхозник с прицепом

КамАЗ сельхозник на базе шасси 55102 является универсальным среднетоннажным самосвалом. Увеличить количество перевозимых грузов можно с помощью прицепов массой не более 11 тонн.

Широкие шины снижают давление на почву, что позволяет наполнять КамАЗ непосредственно из комбайна прямо на поле.

Разгрузка кузова осуществляется с помощью электропневматической системы на три стороны: боковые и заднюю. Разгрузка прицепа – на боковые стороны.

Обладая отличными техническими характеристиками, позволяющими работать даже в условиях резко континентального климата, КамАЗ сельхозник очень востребован для перевозок внутри регионов, а возможность добавить прицеп делает этот грузовик еще удобнее.

При относительно небольшом расходе топлива грузовик с прицепом может перевозить до 20 тонн груза. Расход топлива у КамАЗа с прицепом – 35 л на 100 км, без него – 24 л на 100 км (при скорости 60 км/ч).

Продажа КамАЗа осуществляется как с прицепом, так и без него. Купить б/у КамАЗ 2007 г.в. с прицепом можно по цене 1,3 млн. рублей. Покупка прицепа отдельно от грузовика может быть незначительно дороже.

Двигатель

На большинстве автомобилей установлены двигатели КамАЗ-740.11 собственного производства. Силовая установка отличается простотой, надежностью, запасом прочности и продолжительным ресурсом. Расположена она внутри кабины под капотом. Такое инженерное решение позволяет водителю получать доступ к двигателю, не выходя из салона.

Характеристика мотора:

  • тип — дизельный;
  • количество цилиндров — 8;
  • расположение цилиндров — V-образное;
  • рабочий объем — 10,75 л;
  • мощность — 220 л.с (154 кВт);
  • охлаждение — жидкостное (вода или антифриз);
  • степень сжатия — 15,6;
  • крутящий момент — 837 Нм;
  • количество оборотов в минуту — 2600;
  • экологический класс — Евро-3.

На двигателе находятся фильтры грубой и точной очистки. Бумажные элементы эффективно выполняют свою задачу. Благодаря стоимости своевременная замена не приводит к лишним расходам.

При эксплуатации в зимних условиях на грузовик устанавливается опциональный электрофакельный аппарат. Его задачей является обогрев воздуха для запуска двигателя при экстремально низких температурах.

История

KAMAZ – это российская компания, специализирующаяся на производстве грузовых авто, успешно функционирующая с 1976 года. Какое-то время под этим именем выпускались автобусы, тракторы и даже небольшие электростанции. Завод-изготовитель находится в Набережных Челнах.

Идея создания компании зародилась в 1960-х годах, когда советская экономика переживала кризис и нуждалась в экстренном увеличении автопарка. Были необходимы машины, которые бы спокойно поднимали от восьми до двадцати тонн, имели экономичные двигатели на дизельном топливе.

В августе 1969 года вышло постановление, определившее строительство автомобильного комплекса в Набережных Челнах. Заводу предстояло восполнить дефицит большегрузных самосвалов. Почему выбрали именно этот город? Все дело в удачном расположении: центр страны, имеющий выход сразу к двум судоходным рекам, и одной железной дороге. Благодаря этому завод было легко оборудовать сырьем и необходимыми ресурсами.

Регулировка сцепления Камаза видео

Крутящий момент коленчатого валового механизма преобразует редуктор моста грузовика. Ключевым показателем данного элемента является соотношение количества зубьев ведущих шестерен и зубьев ведомого шестеренчатого соединения. Именно они определяют тяговые характеристики автомобиля.

КамАЗ-5320 оснащается трансмиссией, представляющей собой многоступенчатую систему, состоящую из:

  • 2-ступенчатого делителя;
  • 5-ступенчатой коробки передач.

Подобный механизм позволяет помимо обычных регуляторов скоростей получить дополнительные передние и задние передачи. На части основных ступеней также имеется синхронизатор.

Грузовик комплектуется 2-дисковым сцеплением, не теряющим своей популярности. Данный элемент функционирует по фрикционному принципу и включается посредством гидравлического пневмоусилителя. Управление им осуществляется через периферийные пружины. Карданная передача включает два вала, запускающие средний и задний мосты.

Рама КамАЗа-5320 производится методом клепания и штамповки. В ее состав входят два лонжерона с сечением швеллерного типа, соединенные поперечными планками. Спереди рамы находится своеобразный буфер и лонжероны, перед которыми установлены специальные крюки, предназначенные для буксировки. Упругие элементы, изготовленные из резиновых материалов, обеспечивают 2-сторонюю амортизацию рамы.

Техническую профилактику КамАЗа-5320 рекомендовано осуществлять после 100 км, обслуживающий сервис – после 8000 км. Техническое обслуживание автомобиля предполагает диагностику механических и электрических систем, крепежные работы и смазывание механических соединений.

Схема тормозной системы

Кабина тягача рассчитана на трех человек. Помимо водительского кресла здесь присутствуют два вспомогательных сиденья. Однако спального места в автомобиле нет. В сравнении с аналогами кабина КамАЗа-5320 выделяется высочайшим уровнем термической изоляции. Безопасную работу обеспечивают специальные сдерживающие ремни. Водительское кресло имеет возможность регулировки под вес и оснащается настраиваемыми спинкой и подушкой.

кабина КамАЗа-5320

В кабине присутствуют все необходимые контрольно-измерительные приборы и индикаторы, позволяющие водителю получить сведения о состоянии автомобиля. На приборной панели также имеется сигнальная система с хорошей обзорностью шкал и переключателей.

Кузов КамАЗа-5320 включает металлическую платформу с задним и боковыми бортами с функцией открывания. Это обеспечивает удобную выгрузку и погрузку транспортируемого груза с любой стороны. Пол платформы сделан из дерева. Дополнительно предусмотрена установка тента.

Благодаря наличию на рынке широкого ассортимента деталей для данного автомобиля замена отдельных элементов в случае их поломки особого труда не составит. В сравнении с зарубежными моделями ремонт КамАЗа-5320 обойдется значительно дешевле.

Размеры кузова

Важная характеристика грузового транспортного средства – грузоподъемность. Она зависит от количества осей автомобиля, испытывающих нагрузку. Но если груз имеет небольшую плотность, на первый план выходит объём кузова, т.е. его размеры – высота, длина и ширина. Данные показатели различаются в зависимости от модели и типа надстройки.

Машина с бортом

Для перевозки грузов строительного назначения, да и другой продукции, не требующей особых условий транспортировки используются автомобили с бортами. Ширина кузова КамАЗа бортового обычно составляет 2 470 мм. Хотя бывают исключения.

В зависимости от модификации, размер кузова бортового КамАЗа имеет следующие значения:

Модель 4308-69 (G5) с металлическими откидными бортами 43118-50 с металлическими откидными бортами 43253-69 (G5) без спального места 5350-66 (D5) с одним спальным местом 65117-48 (А5) с металлическими откидными бортами
Длина (мм) 5162 или 6112 6112 5162 4892 7800 или 6112
Ширина (мм) 2470 2470 2470 2470 2470
Высота (мм) 730 730 730 730 730

Самосвал Сельхозник

Для работы в сельском хозяйстве на грузовики устанавливают специальные бортовые кузова. Они отличаются способом разгрузки – на одну, две или три стороны, а также более высокими бортами. Это сделано для удобства перевозки зерна. За это они и получили своё название – сельхозник.

Габаритные показатели кузова сельхозников наиболее востребованных моделей КамАЗ:

Модель Объем платформы до (м3) Размер платформы (ДШВ, см)
45143 (самосвал-тягач) 15,2 526х232х125
552900 (зерновоз) 18,6 520х255х150
53215 (вездеход-зерновоз) 28 629х247х175

Интересный факт!

В середине 2022 года Камский автомобильный завод представил свое новое детище – большегруз нового поколения грузоподъёмностью 60 тонн. Модель получила собственное имя – Самсоном. Это самый большой грузовик, когда-либо выпускавшийся на КамАЗе.

Грузовик с будкой, КУНГ

Коммерческие автомобили часто комплектуются различными фургонами – промтоварными, изотермическими, рефами. А есть особый тип – пассажирский и грузопассажирский. И речь тут не только о вахтовом автобусе.

КУНГ, а именно так обычно называют пассажирские и грузопассажирские фургоны, хотя расшифровка КУНГа немного другая. Предназначены вахтовки для перевозки людей и грузов в удалённых или труднодоступных местах, например, на буровые или геологоразведочные посёлки.

Наиболее востребованными в модельном ряду КамАЗа являются вахтовки на полноприводном шасси 43118. Высота и ширина пассажирского отсека автомобиля составляет стандартные 2,2 м и 2,46 м соответственно. А вот длина разница от 5500 до почти 7 метров.

Кроме того, фургон с будкой может быть смонтирован на грузовик в различном исполнении:

  1. Пассажирский вариант. Сиденья для пассажиров занимают всё внутреннее пространство фургона;
  2. Грузопассажирский. Часть кузова оборудована местами для сидения, а часть отведена под размещение груза или оборудования;
  3. Специальные. Помимо будки фургона на шасси монтируется специальное оборудование, например, кран-манипулятор и бортовая платформа.

Возвращаясь к вопросу о том, что же такое КУНГ, стоит отметить, что в первую очередь это аббревиатура. Означает они кузов универсальный нулевого (нормального) габарита. Получается, КУНГ – это любая надстройка на шасси не выходящая за ширину самой машины. Следовательно, ширина КУНГа на КамАЗе равна ширине кабины и составляет 2500-2550 мм, в зависимости от модели.

Изотермические и промтоварные фургоны

Для перевозки грузов, чувствительных к воздействию атмосферных осадков, применяются промтоварные и изотермические фургоны. Последние позволяют дольше сохранять температуру выступая в качестве термоса. Тем не менее, не стоит их путать с рефрижераторными установками, которые позволяют поддерживать заданную температуру.

Для надстройки фургонов на автомобилях Камского автозавода чаще всего используются шасси КамАЗ 65117, 53215, 4308. Размеры наиболее востребованных машин такого типа составляют 6500х2500-2600х2300-2500 мм. В среднем грузовик с фургоном имеет ширину 2,5 метра.

Рефрижераторы

При дальней транспортировки замороженной, охлажденной продукции или чувствительных к температуре товаров применяется система искусственного поддержания заданной температуры. Рефрижераторы на шасси КАМАЗ позволяют транспортировать скоропортящиеся грузы на междугородних маршрутах.

Размеры рефрижераторных фургонов зависимости от модели имеют габаритные параметры:

Марка шасси КамАЗ Размеры (ДхШхВ, см) Объем (куб. м)
4308 612х247х073 33,10
43114 490х250х250 30,60
43118 620х250х250 38,70
43253 530х250х250 33,10
65115 620х250х250 10,85
65117 780х250х250 18,40

Бортовые десятитонники

Десятитонный грузовик на базе шасси КАМАЗ – это надежный помощник для тех случаев, когда нужно перевезти грузы, не требующие особых условий доставки материалы. Также, бортовая машина отлично подходит под доставку стройматериалов, включая длиномеры. Дополнительно грузовик может быть оборудован каркасно-тентовой конструкцией.

Бортовой КАМАЗ-53215 оснащён платформой размерностью 6114х2420 мм и высотой бортов 725 мм. Более грузоподъёмных самосвала КамАЗ 65115, его грузоподъёмность 15 тонн, имеет более вместительный кузов – 7410х2470 мм.

Бортовой прицеп СЗАП 8357

Прицепы для автомобилей Камаз имеют определенную популярность, и модель СЗАП 8357 одна из наиболее востребованных и универсальных. Такое оборудование должно работать в паре с машиной тягачом, по своей структуре и специфике работы его называют автопоезд.

Если техника достаточной мощности, то можно смело перевозить несколько прицепов, надежно соединив их друг с другом. Выделяют следующие разновидности:

  • Специализированные — создаются для отдельной категории грузов, к которым относиться цистерны, лесовозы, контейнеровозы и т. д.
  • Универсальные — подходят для большинства грузов, поэтому достаточно популярны. Лучшая модель — СЗАП 8357.
  • Общего назначения.

Конструкция рассматриваемой модели СЗАП 8357 имеет простые элементы, среди которых основными считаются: сварная рама, шасси на две оси, непосредственно платформа, оборудованная 2 осями, поворотная часть, дышло для сцепки. Для хорошей проходимости и надежности производитель расположил на каждую ось рессорную подвеску, присутствуют тормозные системы на каждой оси. Если использовать данный прицеп для промышленных или сельскохозяйственных целей, то по статистике можно сэкономить топлива до 50 %. Также простая конструкция позволяет распределять нагрузку равномерно на каждую ось.

Характеристики прицепа СЗАП-8357

Не стоит забывать и о технических параметрах, ведь на основе их выбирается подходящий прицеп с максимально безопасной эксплуатацией. Максимальная грузоподъемность оборудования составила 12,5 тонны, снаряженный вес составил 3,5 тонны. Борта сзади и по бокам откидного типа, создаются из достаточно толстого металла. По желанию материал заменяется на деревянный. Внутренняя площадь прицепа 15,2 кв. метра. Всего на 2 осях располагается 8 колес размером 260R508.

Именно вышеуказанные характеристики дают возможность применять прицеп на большинстве дорог, даже плохого качества. Прицеп неприхотливый к обслуживанию и достаточно крепкий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]