9 советов по выбору манипулятора: аренда или покупка


Транспортировка грузов с различными габаритами часто требует аккуратной, но быстрой погрузки на автомобиль путем использования подъемного крана. Но не всегда у заказчиков услуги есть желание платить отдельно за погрузку и за ТС для перевозки. В этом случае незаменимым вариантом является автомобиль, оборудованный специальной стрелой. Именно поэтому чаще всего манипулятор заказывают, что бы доставить негабаритный груз относительно дешево и в полной сохранности. Подробнее о погрузочно — разгрузочных работах и перевозке при помощи манипулятора в сегодняшней статье.

Особенности

Для организации транспортировки объектов и конструкций при помощи манипулятора, стоит знать, что это за транспортное средство. Манипулятор (или КМУ) — это грузовой автомобиль бортового типа, оснащенный специальной стрелой (мини подъемным краном) для выполнения манипуляций с погрузкой — разгрузкой груза. КМУ пользуются большим спросом у многих транспортных компаний, так как обладают внушительной грузоподъемностью (около 15 тонн), позволяют выполнить погрузочно — разгрузочные работы быстрее, но с меньшими финансовыми затратами. Используя КМУ чаще всего перевозят:

  • гаражи;
  • бытовки;
  • автомобили;
  • длинномерные конструкции;
  • стройматериалы;
  • почтовые контейнеры.

Конечно, список поклажи не ограничивается озвученными пунктами, все зависит от возможностей манипулятора.

Чтобы выполнить доставку на КМУ, необходимо учесть:

  1. Грузоподъемность. В зависимости от типа перевозимой поклажи, в большинстве транспортных организаций можно выбрать автомобиль, соответствующий по грузовместимости (от 3 до 25 тонн). Наиболее актуально это в случае, когда предстоит перевозка крупногабаритных или тяжеловесных объектов и конструкций.
  2. Вылет стрелы. Важное значение имеет расстояние, на которое выдвигается стрела подъемника КМУ. Эту функцию отмечают как одну из самых важных при выборе ТС. Длина вылета — это на каком максимальном расстоянии от автомобиля может быть поднят груз. У некоторых разновидностей такая длина достигает 20 метров.
  3. Габариты кузова. Длина, ширина, высота бортов. При транспортировке материалов для строительства, леса, а также сельскохозяйственной продукции длина с высотой очень важны. При доставке же крупных или тяжелых грузов, смонтированных конструкций нужна обязательно ширина кузова, точнее ее числовое значение.
  4. Тип хода. В зависимости от местности, где требуется применение крана-манипулятора, влияет тип хода. Колесный или гусеничный. В условиях плохой проходимости или добычи леса актуален транспорт на гусеничном ходу. Конечно, такие авто встречаются чаще всего в горных районах и в Сибири.
  5. Проходимость. Для некоторых регионов требуется доставка необходимых товаров или материалов по водной глади. В малых количествах, но все же имеются КМУ амфибии, способные двигаться как по суше, так по воде.

Знание точных параметров помогает намного быстрее и эффективнее выбрать транспорт для груза, предстоящего к перевозке. Не менее важным моментом при подготовке ТС к поездке является его разновидность.

Для чего применяются КМУ

С помощью подобных машин вы легко сможете, к примеру, транспортировать свой гараж с одного места на другое, либо перевезти готовую баню из бруса на свой дачный участок. Часто заказывают манипулятор, когда требуется перевезти крупногабаритные и тяжеловесные грузы, которые требуют привлечения специальной такелажной техники. Одним словом, использование КМУ избавляет вас от множества дополнительных забот, поскольку вы можете перевозить уже готовые конструкции, не задумываясь о дальнейшем монтаже. Наиболее востребованными краны оказываются в летний период — традиционное для жаркого времени года дачное строительство не обходится без услуг манипулятора.

Важнейшим преимуществом кран-манипуляторной установки является возможность погрузки/выгрузки тяжелых грузов без привлечения дополнительной техники и людей. Все эти операции способен выполнить один человек – водитель. Именно использование манипулятора позволяет в значительной мере снизить расходы, делая транспортировку максимально быстрой и выгодной.

Тип манипулятора

Технические параметры при выборе требуемого транспортного средства необходимы и значимы. Однако, даже у кранов манипуляторов существует своеобразная классификация по совокупности основных характеристик.

  1. Малотоннажные. Габариты соответствуют небольшому грузовику, грузоподъемностью стрелы не более 3 тонн, вылетом 7-8 метров. Общая вместимость ТС не более 5 тонн.
  2. Среднетоннажные. Вылет и мощность стрелы 8-9 метров и 10-12 тонн соответственно.
  3. Крупнотоннажные. Работоспособность стрелы на расстоянии 10-13 метров возможностью поднят единовременно груз до 15 тонн.
  4. Повышенной тоннажности. В таких случаях грузоподъемность ТС должна быть 20-25 тонн, длина кузова и вылет стрелы 10 и 20 метров соответственно.
  5. Эвакуаторы легковых автомобилей. Услуги крана манипулятора при доставке авто к месту временного пребывания (например, на штрафную стоянку) применяются при соответствии длины стрелы и вместимости среднетоннажным КМУ.
  6. Эвакуаторы крупной техники. Требуются при необходимости выполнить перевозку с/х техники и других устройств с масштабными габаритами.
  7. Сверхмощные КМУ. Такие авто выдерживают нагрузку до 80 тонн, когда требуется применение спецсредств.

Помимо габаритных значений и уровня мощности стоит уделить внимание фирме производителю тягача КМУ. Для некоторых заказчиков престижность марки изготовителя весьма важна. Наиболее известными считаются компании Foton, Hyundai и КАМАЗ.

Сочетание маневренности, мощности, а также соответствие характеристик типу груза позволяет выбрать максимально подходящий манипулятор.

ФОРМА ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ СТРЕЛЫ

Профиль стрелы может быть прямоугольным, пяти-, шести- или восьмигранным. По идее, чем больше граней, тем лучше, ведь тогда напряжение будет распределяться по профилю более равномерно, а стрела будет надежнее и прочнее в эксплуатации. С другой стороны, чем сложнее профиль, тем дороже стрела и весь манипулятор. Для устройств с небольшой грузоподъемностью будет достаточно и прямоугольного профиля.

УГОЛ ПОВОРОТА МАНИПУЛЯТОРА

Угол поворота манипулятора обусловлен типом конструкции, но, как правило, составляет 360 градусов, т.е. полную окружность. На практике его ограничивают, так как зона над кабиной считается неустойчивой, и если манипулятор занесет туда тяжелый груз, то машина может перевернуться. Обычно в инструкции производителя указываются опасные зоны, а угол поворота может быть ограничен механическим или электронным способом.

Манипулятор может иметь ручное управление рычагами, ручное управление с платформы, с кресла на колонне манипулятора или дистанционное управление.

Правила выбора

Чтобы арендовать манипулятор без неприятных последствий для заказчика, в первую очередь, потребуется обратить внимание на:

  • Тоннаж транспортного средства, с учетом работоспособности стрелы. Масса груза не должна превышать допустимую нагрузку на манипулятор.
  • Функциональность стрелы. Конкретно важны параметры вылета, мощность подъема и маневренность.
  • Характеристики автомобиля. Габаритные значения платформы КМУ должны не только соответствовать заявленным требованиям арендатора, но и параметрам объекта перевозки.
  • Оператор КМУ. Независимо от функциональных характеристик профессионализм водителя транспорта с подъемной стрелой довольно важен.

При оформлении заявки на выбранный манипулятор рекомендуется обратить внимание на документацию, которую предоставляет организация — перевозчик.

Документация

Оформление документов, контроль подлинности, своевременного продления действия сопроводительных бумаг не только КМУ, но и водителя — серьезный и ответственный этап в процессе подготовки поездки.

В связи с тем, что транспортировка любых объектов при помощи манипулятора характеризуется как стандартная, пакет документов строго регламентирован. Касается это также правил транспортировки, условий погрузки, маркировки и прочих моментов. Регламентирующими положениями для выполнения требований трансфера являются:

  1. Постановление Правительства РФ № 272 от 15 апреля 2011 года. Главный документ, где содержатся сведения о грузоперевозках, правилах составления соглашения между перевозчиком и получателем услуги, а также критерии к сопроводительным бумагам.
  2. Федеральный закон ФЗ №259 от 08 ноября 2007 года, а именно главы №2 (общее о грузоперевозках), №6 (ответственность участников перевозки), №7 (претензионные документы, их оформление), №8 (заключительные положения).
  3. Часть 2 ГК РФ №14-ФЗ, а именно статьи 785 (о соглашении перевозки грузов) и 796 (об ответственности исполнителя, заказчика услуги и посредника, при наличии).

Среди документальных подтверждений подлинности поездки значимым моментом является страхование груза. В случае с международными перевозками оформление страховки просто необходимо, да и некоторые внутренние поездки также страхуют наравне с заграничными.

При обращении в страховую компанию обязательно продумать следующие пункты в соглашении страхования груза:

  • страховые случаи;
  • размер страховых выплат;
  • период действия;
  • франшиза (условно или безусловно).

Чаще всего именно страховое соглашение (а точнее сумма выплат в нем) становится решающим документом для обеспечения сохранности и отсутствия каких-либо непредвиденных ситуаций. Именно поэтому организовывать транспортировку при помощи КМУ стоит только с соответствующим разрешением страховым договором на руках.

Преимущества и недостатки

Как и у любых средств для транспортировки, у кранов-манипуляторов также отмечают положительные и отрицательные стороны. Среди преимуществ выделяют:

  • Гидравлический механизм позволяет выполнять любые действия более бережно, чем обычный подъемный кран с металлической стрелой. Загрузка и разгрузка ТС проводится с наименьшими потерями и дефектами, либо с их полным отсутствием, чего практически невозможно добиться неповоротливым краном.
  • Повышенная маневренность стрелы КМУ при погрузочно-разгрузочных работах.
  • Стоимость услуг. Аренда крана-манипулятора обойдется немногим дороже обычного грузовика без дополнительной погрузочной техники, но ощутимо дешевле найма специальных погрузчиков или прочих доп устройств.
  • Возможность беспрерывной работы, так как не требуется дожидаться приезда или ремонта дополнительных технических средств.

Однако, несмотря на столь внушительные положительные функции, у КМУ тоже обозначают отрицательные моменты:

  • Вылет стрелы влияет на ее грузоподъемность. Рабочая мощность подъемной стрелы напрямую зависит от расстояния ее полного вылета. Эта зависимость проявляется в уменьшении мощности подъема при увеличении длины стрелы. Этот момент стоит учитывать при заказе ТС.
  • Дорогостоящий ремонт. Шанс сэкономить на стоимости услуги или невнимательность при подсчете требуемой грузовместимости может привести к возникновению неисправности гидравлики манипулятора.

Учитывая нюансы работы КМУ и заинтересованность получателя услуги в минимизации неприятных последствий, рекомендовано все же соблюдать технические требования при работе с данным ТС, не допуская использования на предельных значениях.

Применение автомобильных кранов

Автомобильный кран-манипулятор — это грузовой автомобиль, который оснащен КМУ. Наибольшее применение такая техника получила в строительной отрасли. Она используется для перевозки различных строительных материалов — ЖБИ, паллетов с кирпичами и т. д. Кроме того, такую технику можно использовать в качестве замены полноценному крану, если речь идет о строительстве малоэтажных домов. Успешно эксплуатируется она и при ремонтно-строительных работах разного типа, во время проведения озеленительных или дорожных работ.

Что касается отзывов о данной технике, то они самые разные и сильно зависят от выбранной модели. К примеру, модель компании Amco Veba. Владельцы характеризуют ее как удобную машину с хорошей грузоподъемностью. Среди преимуществ также выделяют то, что груз не раскачивается во время транспортировки, а также имеется возможность установки дополнительного оборудования. Из минусов выделяют отсутствие лебедки, а также сложности с опусканием груза в точно определенное место, если он находится выше самого автомобиля.

Организация доставки

Все-таки большинство стандартных грузов перевозят при помощи обычных грузовых автомобилей. Транспортировка же негабаритных, объемных или тяжеловесных объектов требует предварительного рассмотрения и согласования с контролирующими органами.

Поэтому при составлении маршрута поездки, его необходимо проанализировать и предоставить на утверждение службам контроля за безопасностью движения на дорогах.

Подготовительные мероприятия проводятся с учетом следующих критериев:

  • подробности осуществления погрузки и разгрузки транспортного средства;
  • километраж перевозки;
  • характеристики груза (длина, ширина, высота, объем и прочие значения);
  • маркировка груза по классу опасности, если таковой имеется;
  • точные координаты пунктов погрузки, разгрузки и перегруза;
  • исправность дорожного полотна на всей протяженности маршрута;
  • наличие сложных или узких мест прохождения КМУ с негабаритным грузом, пути объезда;
  • надежность креплений схемы фиксации транспортируемого объекта на платформе манипулятора;
  • грамотное расположение груза в кузове крана-манипулятора в соответствии с регламентом транспортировки негабарита;
  • соответствующая маркировка транспортного средства и груза, предупреждающая других участников дорожного движения о типе перевозимого груза.

Также среди обязательных пунктов составления маршрута стоит отметить точность расположения контрольных точек для осмотра груза и ТС, а также их удаленность от населенных пунктов.

Классификация оборудования

Конструкционные особенности и параметры определяют возможности, которыми обладают краны-манипуляторы. Виды подъемного оборудования разделяются по грузоподъемности. Легкие поднимают грузы до 1 тонны, средние способны производить манипуляции с грузами от 1 до 10 тонн, а тяжелые могут использоваться для поднятия объектов свыше 10 тонн. Но такое деление условно. Главный показатель грузоподъемности – грузовой момент. От него зависит способность поднять груз определенной массы при конкретном значении вылета.

Конструкция стрелы имеет две разновидности:

  • L-образные с одним коленом, с длинной телескопической или цельной балкой, которая при транспортировке размещается горизонтально вдоль оси транспортного средства;
  • Z-образные, имеющие 2-3 колена, способные полностью складываться таким образом, что верхняя часть стрелы с грузозахватом располагаются над нижней.

L-образная стрела манипулятора имеет больший грузовой момент. Это определяет более широкий список областей, в которых применяется данный кран-манипулятор. КМУ с Z-образной стрелой в сложенном состоянии занимают меньше места. Они не ограничивают груз по высоте, не уменьшают полезную площадь. Это оптимальная крановая установка для погрузки, транспортировки, выгрузки негабаритных объектов.

Промышленность выпускает полноповоротные, а также неполноповоротные подъемные механизмы. Делятся подъемники по типу привода. Наибольшее распространение получили тросовый и гидравлический виды КМУ. Гидравликой легче управлять. Но использование гидравлических устройств требует своевременного пополнения гидравлической жидкости – полностью избежать протечек из цилиндров через многочисленные уплотнения невозможно. Тросовые модели проще эксплуатировать, они менее требовательны к обслуживанию.

Рекомендации

При заказе аренды крана-манипулятора впервые соблюсти все нюансы достаточно сложно. Конечно, внимательное оформление документов необходимо, но вот некоторые хитрости, которые помогут использовать КМУ еще эффективнее:

  • всегда заказывать транспортное средство с запасом грузоподъемности — это обеспечит отсутствие поломок стрелы или груза;
  • более дешевым станет аренда манипулятора с тросовой стрелой, позволяющей поднимать на борт грузы с больших глубин;
  • для погрузки-разгрузки в условиях замкнутого пространства рекомендуется использовать кран-манипулятор с устойчивой фиксацией подъемной стрелы, механизм которой должен быть обязательно гидравлическим;
  • для большей маневренности и улучшения качества погрузочно-разгрузочных работ использовать стрелу соответствующего типа;
  • качественная система крепления, соответствующая типу груза.

Соблюдение весовых и прочих габаритных критериев при оформлении транспортировки негабаритного груза краном-манипулятором обеспечивает качественное выполнение доставки и минимизирует происхождение нестандартных ситуаций в процессе.

В завершение

Для эффективного и быстрого выполнения запланированных работ необходимо выбирать манипулятор с полностью соответствующими заданию характеристиками, а вот в аренду или в собственность – это уже вопрос регулярности использования манипулятора. Тут можно было бы говорить о еще одной возможности приобретения манипулятора – покупка б/у, но так как у нас используют подобную технику, что называется, до конца, рынок подержанных манипуляторов пока не сформировался.

Статья написана для сайта .

Метки:Строительство

Итоги

Кран — манипулятор, аренда которого обходится достаточно дорого, по сравнению с обычными грузовиками, является практически универсальной техникой для погрузки и разгрузки грузов различного типа. Оформление разрешения на транспортировку негабаритных грузов на платформе КМУ — процесс кропотливый и затратный как по времени, так и финансово. Поэтому, прежде, чем заказывать в транспортной организации транспортное средство с подъемной стрелой, стоит тщательно проверить сроки действия всех сопроводительных документов. Контроль даже самых мелких нюансов снизит риск происхождения неприятных ситуаций, последствий, а также денежные расходы на их устранение. Взвешенное решение выбора транпорта для перевозки значит многое как для исполнителя, так для получателя.

Особенности перевозки различных видов строительных материалов автомобильным транспортом.

Смотрели: 8 336

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]