Главная Бренды МАЗ МАЗ-107
МАЗ-107 – автобус односекционного типа с тремя осями, который относится к классу особо больших. Эксплуатация автобуса запрещена, как в стране-производителе Республика Беларусь, так и в России. Исключением является город Москва, который обладает огромным пассажиропотоком. Власти города изучили достоинства автобуса и приняли его на вооружение.
Модель имеет большое сродство с МАЗ-103, который построен на базе простых инженерных решений, что позволило упростить конструкцию новой модели и удешевить ее. Первая презентация состоялась в 2001 году, тогда же сошли и первые экземпляры с конвейера. Рестайлинг модели произошел в 2008 году. Рейстайлинг был плановым, в результате которого произошли изменения дизайна, салона, а также существенно были исправлены недочеты в техническом плане, что сделало модель еще более надежной.
Габариты
Уникальность автобуса МАЗ-107 заключается как раз в его габаритах. Автобусы особо большого класса пользовались огромным успехам в Европейских странах, в частности в Германии, в 90-ые годы, поскольку там был постоянно высокий пассажиропоток. Эту идею позаимствовала и компания из Минска. В результате автобус получил цельнометаллический кузов несущего типа, который был укомплектован тремя дверьми сдвижного типа. Передняя половина передней двустворчатой двери для водителя.
Габариты:
- Он может похвастаться своей длиной, которая немного не дотягивает до 15 метров и составляет 14 480 мм;
- Автобус имеет стандартную для всех моделей линейки ширину – 2 500 мм;
- Высота – 3 210 мм;
- Полная масса составляет 24 100 кг. Большую часть массы на себя забирает средняя ось автобуса – 11 500 кг.
Жесткое шасси
Тело Южного Тихого океана Scania K113TRBL Четырехосный автобус 14,5 м (47 футов 7 дюймов) в Канберра ДЕЙСТВОВАТЬ
Трехосный двухэтажные автобусы
распространены в рабочих средах с высокой пропускной способностью, где не используются сочлененные автобусы, например Гонконг и Сингапур. Трехосные автобусы также широко используются в Дублин, Ирландия. Импортные трехосные автобусы изначально использовались Мегабус для недорогих междугородних поездок с большой вместимостью в Великобритании.
Трехосные двухэтажные автобусы
были использованы для размещения лишнего веса. Модели также внедряются на междугородних маршрутах с большой пропускной способностью, например, оператором. Мегабус.
А тренер с двойным рулевым управлением
это редкий тип трехосного тренера; где двойные оси находятся спереди и управляются, как в Бедфорд VAL или же Bustech CDi.
В Neoplan Мегалинер был первым четырехосный двухэтажный автобус
, и используется в Япония. Дополнительные примеры включают Scania K380IB 8×2.
Салон кабины
Большинство автобусов с данными габаритами имели механизм «гармошки», который существенно отражался на компоновке и удобстве пассажиров. Здесь же этого нет. Сам салон имеет 3-рядное расположение кресел. Два кресла слева, а одно справа. В районе дверей есть большие накопительные площадки, также для дверей доступны пневмоприводы, которыми могут воспользоваться пассажиры для их открытия при аварии. Над каждым креслом МАЗ-107 расположилась кнопка «остановки по требованию». После остановки автобуса водителю не придется открывать двери. Ему достаточно дать разрешение на выход, а он сам откроет ближайшую к месту пассажира дверь.
Материалы отделки салона вполне приемлемы, тканевая обивка создает особенный комфорт.
Водительское место хорошо оборудовано, рулевое колесо не закрывает обзор на органы управления, а изобилие различных сигналов и индикация вовремя сообщит о какой-либо неисправности.
Водительское место в большинстве случаев ограждено пластиковой перегородкой, однако, в московских модификациях такой опции нет.
Автобус может быть, как городским, так и пригородным. Во втором случае 4-рядная компоновка. Первая модификация имеет 24-29 мест, а всего вместимость пассажиров составляет до 140 человек.
Вторая модификация имеет 36 посадочных мест, а общая вместимость ограничена 115 пассажирами.
Шарнирно-сочлененное шасси
Трехосный прицеп автобуса Восточный Ланк здоровый Volvo B9TL трехосный двухэтажный автобус в объединенное Королевство
Трехосный мост — это стандартное расположение двух частей. сочлененные автобусы.
На сочлененных автобусах иногда используется четырехосная компоновка, чтобы выдержать дополнительный вес кузовов, как в этом четырехосный автобус с шарнирно-сочлененной рамой
Сочлененный автобус Volvo[
постоянная мертвая ссылка
], а
двухэтажный четырехосный автобус с шарнирно-сочлененной рамой
, то Неоплан Джамбокруизер. Четырехосное устройство также является эксклюзивным вариантом для трех частей.
двухсочлененные автобусы
.
Редкая причина[нужна цитата
] почему автобус может иметь несколько осей в случае прицеп автобуса, где пассажирская кабина автобуса выполнена в виде кузова полуприцеп буксируется отдельным тягач.
Технические характеристики МАЗ-107
Для автобуса доступны дизельные 6-цилиндровые силовые агрегаты с турбонаддувом и системой впрыска топлива Common Rail.
Базовый мотор – Daimler OM 906LA, объем которого составляет 6.4 литра, а максимальная развиваемая им мощность составляет 285 л.с., а крутящий момент – 1120 Нм.
В роли второго мотора выступает Daimler OM 926LA, объем которого увеличен до 7.2 литра, а мощность составляет 326 л.с. Крутящий момент возрос до 1 300 Нм.
Машина комплектуется двумя различными АКПП – Voith Diwa или Allison. Все мощность они переносят на среднюю ось, а разгоняется автобус до 110 км/ч.
По подвеске автобус «вкруг» зависим, и базируется на пневматических баллонах: спереди – два баллона, сзади – четыре. Рулевое управление дополнено гидроусилителем, а тормоза представлены барабанной системой с пневмоприводом.
Причины использования нескольких осей
В Бедфорд VAL тренер с двумя управляемыми колесами, дополнительная ось которого позволяла использовать более легкие колеса меньшего размера и меньшую высоту пола
Обычно органы лицензирования транспортных средств разных стран устанавливают законодательные ограничения на количество веса, которое может быть перенесено на каждую ось. в Великобритания, недавнее расширение законного предела продолжительности жесткие автобусы и тренеры привело к более широкому использованию трех осей для размещения более тяжелого шасси и пассажирской нагрузки. Некоторые страны применяют исключения из правил для транспортных средств для определенных операций.
Дополнительные оси также могут быть установлены на более коротких автобусов и тренеры для размещения дополнительного оборудования, такого как пассажирские лифты, или таких удобств, как туалеты, телевизоры, климат-контроль. Кроме того, в некоторых случаях возникает необходимость в грузовых автобусах, когда для больших грузовых отсеков и большого веса груза требуются дополнительные оси.
Добавление осей в конструкцию шасси выполняется по определенным причинам, таким как вес или законность, поскольку наличие дополнительных осей означает дополнительные расходы для оператора с точки зрения шина замена, и в некоторой степени, более высокая расход топлива.
В некоторых автобусах крайний задний мост соединен с рулевое управление, при этом задняя часть рулевого управления находится в направлении, противоположном передней оси. Такое расположение рулевого управления позволяет более длинным трехосным автобусам преодолевать повороты с большей легкостью, чем это было бы в противном случае.
Описание модели
МАЗ-107 выпускается уже более десяти лет (с 2001 года). В течение этого времени в конструкцию автобуса было внесено большое количество усовершенствований (например, улучшенное планирование салона; подруливающая третья ось и другие). МАЗ-107 имеет ряд особенностей. МАЗ-107 является городским автобусом, который предназначен для перевозки большого количества пассажиров и работы на маршрутах с большим пассажиропотоком. Длина составляет 14,48 метра; радиус разворота, однако, относительно небольшой (около 13 метров). По своей конструкции автобус схож с Neoplan N4020, выпускавшимся фирмой Neoplan Polska (сейчас называется Solaris Bus & Coach
), так как является дальнейшей эволюцией моделей 103 и 101, которые, в свою очередь, были созданы на базе N4014.
Кузов
Основой кузова автобуса является жесткий каркас, изготовленный из труб из высокопрочной оцинкованной стали, на который крепятся все узлы и агрегаты. Рама интегрирована в кузов и выполняет функцию укрепления всей конструкции. Наружная обшивка выполняется листами высокопрочной оцинкованной стали, снижающей риск коррозии. Кузов имеет ресурс работы не менее 10 лет. Колесные арки автобуса МАЗ-107 изготовлены из нержавеющей стали и также полностью обработаны антикоррозионными эмалями как один из самых подверженных коррозии участков.
Автобус может иметь как классический вид (на фотографии), так и несколько видоизменённый вид передней и задней панелей (например, вместо одиночных фар несколько раздельных или замена крупного чёрного бампера на сливающийся с кузовом меньший), при этом интерьер и место водителя остаются теми же. Стандартной окраски у МАЗ-107 нет.
Передок
Схема построения передка следующая: обшивка выполняется из листа оцинкованной стали, а позже облицовывается стеклопластиковой оболочкой. Лобовое стекло автобуса выполнено большим стеклопакетом, разделённым на две части, который, тем не менее, обеспечивает водителю высокий уровень обзорности; по бокам облицовывается профилями из резины. Лобовое стекло безосколочное: стеклопакет представляет собой два слоя стекла, склееных между собой тонким прозрачным слоем полимера, функция которого — удерживать осколки стекла в случае его повреждения.
Стеклоочистители автобуса трёхскоростные, параллелограммного типа, оснащаются большими полотно-насадками и очищают максимально возможную поверхность лобового стекла. Предусмотрена функция стеклоомывателя, когда на стекло выпрыскивается пена из бачка (или бачков), расположенного под облицовкой передка.
Фары и бампер
В классическом варианте МАЗ-107 светотехника на передке представлена двумя квадратными плафонами с несколькими фарами в каждом: противотуманными, ближнего и дальнего света. Фары оснащены линзами. В отличие от МАЗ-105, в классическом варианте МАЗ-107 противотуманные фары не встраиваются в бампер, а размещены вместе с другими в плафоне. Бампер на большинстве модификаций крупный и чёрного цвета.
В обновлённом варианте МАЗ-107 головная светотехника представлена восемью отдельными фарами маленького размера и округлой формы. Фары дальнего света размещены посередине каждого блока головной оптики. Крупный чёрный бампер заменён на компактный окрашенный в цвет кузова стальной бампер нового дизайна с интегрированными противотуманными фарами.
Прочие элементы передка
Эмблема Минского автомобильного завода расположена посередине передка. Во многих классических вариантах прямо под лобовым стеклом находится надпись «МАЗ 107»; у новых моделей это почти не встречается.
Иные обозначения на передке:
- изображение человека в инвалидной коляске на синем фоне, обозначаеющее, что автобус оборудован необходимыми приспособлениями для перевозки пассажиров в инвалидных колясках (опция);
- символ с человеком с тростью (редко): обозначает, что автобус приспособлен для пенсионеров и маломобильных людей.
Над лобовым стеклом автобуса размещен передний рейсоуказатель. На первых вариантах автобуса это простые таблички, на большинстве сегодняшних автобусов МАЗ 107 он электронный. Электронные рейсоуказатели могут различаться: ранний вариант — табло с раздельными ячейками для каждого символа, обновлённый — сплошное табло блинкерного типа с бледно-жёлтыми или бледно-зелёными символами. Боковые зеркала заднего вида сферического типа, оснащены электроподогревом, а также (иногда) антибликовым покрытием.
Задняя панель также изменена с рестайлингом: задние фонари теперь раздельные, округлые, вертикального расположения вместо горизонтальных и прямоугольных ранее; заднее стекло автобуса затонировано.
Двигатель и трансмиссия
Моторный отсек автобуса МАЗ 107 находится в заднем свесе, размещён продольно слева и занимает все пространство снизу доверху — в салоне помещается моторная шахта, известная как «шкаф».
МАЗ 107 может оснащаться различными моделями двигателей. В ранних вариантах устанавливались двигатели белорусского производства ММЗ. Устанавливался также двигатель французского производства Renault MIDR, однако он оказался слабым для этого достаточно массивного автобуса. Новые экземпляры комплектуются дизельными двигателями MAN D0826 (MAN, Германия), Mercedes-Benz OM906LA II и Mercedes-Benz OM906LA III (Mercedes-Benz, Германия); возможны и другие модели. Все они как правило являются четырёхтактными, шестицилиндровыми с общим рабочим объёмом 6,37 литра и соответствуют экологическим нормам Euro-2, Euro-3 и Euro-4. Топливный бак автобуса вмещает 220 литров; крышка топливного бака находится в правой боковине. Система охлаждения двигателя включает два воздухопоглотителя: в левой боковине и на задней панели; под первым из них размещён люк для дополнительного охлаждения.
Автобус может оснащаться автоматической коробкой передач от Voith, механической МАЗ, а также трансмиссиями других производителей.
Подвеска и рулевое управление
Автобус трёхосный. Третья ось автобуса имеет подруливающий эффект, который приводится в действие нажатием на клавишу в кабине водителя. Мосты автобуса производятся немецкой фирмой ; ведущий мост — центральный.
Имеется блокировка дифференциала, что облегчает старт на сложных поверхностях (гололёд, укатанный снег) и является редкостью для автобусов подобного класса даже в мировом масштабе.
Подвеска передней и центральной осей независимая пневматическая; задняя подвеска — пневматическая зависимая. В качестве дополнительной опции может присутствовать система автоматической централизованной смазки фирмы Lincoln
(Германия), избавляющая от необходимости смазывать все детали вручную.
Рулевое управление у МАЗ-107 унифицировано с другими МАЗами первого поколения и оснащено гидроусилителем.
Тормозная система автобуса
- рабочий тормоз
пневматический, двухконтурный (разбиение на контуры по оси); - тормозные механизмы
барабанного типа; - моторный тормоз
(применяется для притормаживания на спусках). Принцип заключается в прекращении подачи топлива в цилиндры двигателя с одновременным перекрытием выхода отработавших газов. - стояночная тормозная система
представлена ручным краном, действующим на тормозные механизмы ведущего моста. Ручной кран небольшой, по форме напоминает джойстик; - ABS
: антиблокировочная система Knorr-Bremse или WABCO; - ASR
(антипробуксовочная система).
Салон
Доступ в салон автобуса МАЗ-107 обеспечивают три двустворчатые двери с большой площадью остекления тонированными безосколочными стеклопакетами; дверные отсеки сделаны из оцинкованной стали и покрыты антикоррозийным покрытием. Редко МАЗ 107 могут оснащать системой, предотвращающей защемление пассажиров, и блокировкой движения автобуса при открытых дверях.
В большинстве автобусов МАЗ, включая МАЗ-107, одна из створок передней двери отгорожена от пассажирского салона и служит для доступа в водительскую кабину. В некоторых модификациях МАЗ-107 вся передняя дверь отведена для пассажиров и принадлежит пространству салона.
Автобус полунизкопольный: в большей части салона высота ступеньки составляет 33,5 сантиметра, однако от средней двери к задней части салона уровень пола увеличивается до 58 сантиметров. Система kneeling
позволяет автобусу «присесть» на 6 сантиметров, облегчая вход в салон.
Пол салона застелен цельным листом линолеума серого цвета, иногда с блёстками. В отделке салона использованы негорючие материалы (например, термостойкая пластмасса), а в случае существенного повышения температуры активируются специальные аэрозольные капсулы, размещённые в боковинах. Поручни изготавливаются из стальной трубы, покрытой полимерной краской, обеспечивающей коррозионную устойчивость. Вертикальные поручни тонкие, прямые или изогнутые (иногда), крепятся к полу салона или с помощью кронштейнов к ручкам сидений. Горизонтальные перила тянутся по всей длине салона и могут оснащаться специальными подвесными ручками, сделанными из каучука, заменителя кожи или других материалов.
Боковые окна автобуса тонированные. В салоне автобуса может устанавливаться информационное табло-«бегущая строка» для отображения информации о рейсе, дате и т. п. В автобусе имеются довольно развитые системы вентиляции и отопления. Первая стандартно представлена сдвижными форточками, размещаемыми на боковых окнах; в крышу салона встроены вентиляционные люки. Опционно предлагаются электровентиляторы или кондиционер (в том числе в кабине водителя).
Система отопления связана с системой охлаждения двигателя. В салоне размещается от одного до трёх воздушных электрических обогревателей-конвекторов, в кабине водителя устанавливается отдельный конвектор.
МАЗ-107 оборудуется автоинформатором, однако микрофон в кабине водителя также имеется.
Сиденья для пассажиров
Сиденья автобуса могут выполняться из различных материалов. Стандартно устанавливаются сиденья, обшитые синтетической тканью различных цветов. У стандартных сидений спинка и подушка полностью обшиты синтетикой, а задняя спинка и ручка для пассажиров изготовлены из пластика. Возможны полностью пластиковые сиденья, выполненные из негорючей пластмассы.
Салон 107-го МАЗа имеет трёхрядное планирование — на один ряд приходится три сидячих места, где слева от центрального прохода размещены два сидения, а справа — одно, таким образом, количество сидячих мест не превышает 25-31. В пригородных модификациях возможен вариант четырёхрядного планирования (по два сидения справа и слева; количество сидячих мест увеличивается до 51).
Общая пассажировместимость МАЗ-107 составляет приблизительно 150 человек, что сопоставимо с ёмкостью двухсекционного МАЗ-105 в 170 человек.
Возможности для инвалидов
Опционно автобус может комплектоваться аппарелью для обеспечения доступа в салон людям, перемещающимся в инвалидных колясках.
Кабина и место водителя
Кабина водителя полностью отделена от салона перегородкой, для входа и выхода водителю отведена передняя половинка передней двери, которая открывается автономно. В некоторых модификациях передние двери полностью отведены для пассажиров. Водительская кабина закрытого типа достаточно просторна.
Пластиковая приборная панель автобуса имеет форму дуги и выполняется в чёрном или тёмно-сером цвете. Панель предоставляет быстрый доступ ко всем органам управления. В её правой части размещен комплект клавиш, с помощью которых открываются и закрываются двери, с функцией одновременного закрытия всех дверей и двумя отдельными кнопками для открытия и закрытия створки кабины водителя. Там же размещены клавиши управления автоматической коробкой передач, выключатель света и противотуманных фар, а также тумблер моторного тормоза, кнопки управления автоинформатором и клавиша включения аварийной сигнализации. В левой секции находятся клавиши включения света в салоне и на месте водителя, отопления, ABS, ASR и других функций.
По левую руку от водителя находится дополнительная панель, где размещены джойстик стояночного тормоза и некоторые другие рычаги и кнопки.
Посередине приборной панели размещены спидометр с большим циферблатом фирмы VDO, оцифрованный до 125 км/ч с интегрированным электронным одометром. Справа от спидометра находится тахометр, оцифрованный до 30×100 оборотов коленчатого вала в минуту. Правее тахометра находятся указатель уровня топлива, манометр и показатель температуры охлаждающей жидкости. Слева от спидометра находится ещё один манометр, а также показатель бортового напряжения.
Имеются два подрулевых рычага: левый служит для включения и выключения сигналов поворота, правый управляет работой стеклоочистителей. Включатель приборов и стартера размещается в рулевой колонке. Водительское кресло мягкое и удобное, оснащено пневмоподвеской и регулировкой по высоте. Управление движением автобуса происходит с помощью двух или трёх педалей в зависимости от оснащения его автоматической или механической коробками передач соответственно.
На автобусе применяется 28-вольтовый автомобильный генератор. Для отопления кабины водителя служит 1 воздушный конвектор, боковые зеркала заднего вида также оснащаются электроподогревом; в новых автобусах МАЗ-107 для водителя предлагается также кондиционер.