Автобус поколения NEXT Серийное производствов автобуса на базе «ГАЗель Next»

Сергей Ухов Фото автора и завода-изготовителя

На заре появления на Горьковском, а тогда ещё Нижегородском, автозаводе не мудрствовали с обозначениями выходящих из его цехов машин: бортовой грузовик, легковушка, а затем и автобус назывались бы НАЗ-1, НАЗ-2 и НАЗ-3, если бы не распоряжение «сверху» о заимствовании американских обозначений. Спустя 80 лет на ГАЗе вновь прибегают к упрощению наименований моделей, добавляя к их привычному имени слово Next (то есть следующий).

Популярность самого массового в российском автопроме микроавтобуса «ГАЗель» в последние годы идёт на убыль. И тому есть несколько причин: моральное устаревание конструкции, не образцовые надёжность, экономичность и ресурс. А тут ещё и конкуренты с их выгодными предложениями куда более современных микроавтобусов…

Завод, работоспособность которого сегодня зависит исключительно от успешности семейства лёгких коммерческих автомобилей «ГАЗель», не мог не отреагировать на падение спроса. ГАЗ создал машину нового поколения, постаравшись по максимуму избавиться от недостатков прежней конструкции. Серийное производство базовой машины следующего поколения, получившей имя «ГАЗель Next», стартовало в апреле 2013 года. Но даже такой крупный промышленный холдинг, как «Группа ГАЗ», не может позволить себе единовременное крупное финансовое и технологическое вливание, чтобы в одночасье перестроиться на выпуск нового поколения автомобилей. Кроме того, поэтапно выводя на рынок новые модели и модификации Next, параллельно с востребованными моделями прошлого поколения «Бизнес», завод страхует себя от возможного неприятия новинки. Так же и с переходом на оригинальные, более современные узлы и агрегаты, внедрение которых осуществляется постепенно. Всё это даёт компании время аккумулировать необходимые средства и компетенции для создания новых моделей и агрегатов, разработчикам более вдумчиво проработать конструкцию, а испытателям избавиться от так называемых «детских болезней», сопровождающих все новые разработки. Определённую выгоду получает и потребитель, пересаживаясь на хорошо знакомую, но более современную и удобную машину, а не на совершенно незнакомый продукт.

ВЗЯТЬ ВЗАЙМЫ

Само собой, новый автобус позаимствовал у «Некста» не только кабину. Унификация с «Газелью-Некст» широка. Прежде всего это касается силового агрегата. Мощный наддувный дизель «Камминс» хорош не только своей надежностью и долговечностью (пробег до первой серьезной диагностики 750 000 км), но и экономичностью. При полной загрузке маршрутка расходует, как мне сказали испытатели, не больше 15 л солярки на 100 км.

Коробка передач тоже от полуторки, но — с промежуточной опорой валов, благодаря чему способна передавать больший крутящий момент, хотя имеет те же размеры.

Передняя подвеска точно такая же, как у «Некста», — независимая, с мощными рычагами и шаровыми опорами. Пружинная, собрана на подрамнике, на который крепится и рулевая рейка. При такой схеме плавность хода и управляемость должны быть достойными. Задний мост у «Некста»-маршрутки иной, нежели у грузовичка, — из более прочной стали. Ведь его ждут повышенные нагрузки: у маршруток почти не бывает холостых пробегов.

Еще одно конкурентное преимущество — принудительная (с электроприводом) блокировка дифференциала заднего моста «Илокер» (ELocker) американской (Eaton). Для зимних дорог исключительно полезная штука! Посмотреть, как она работает, можно в «дополненной реальности» к этому материалу. Достаточно навести смартфон на значок — и видео появится на экране.

Особенности компоновки

Кузов автобуса выполнен двухдверным не только ради соблюдения требований законодательства к безопасности пассажирской техники, но и для удобства и ускорения посадки/ высадки пассажиров. Высота первой ступеньки передней двери – менее 40 сантиметров. Сзади – около 50.

Проход на место водителя осуществляется через переднюю пассажирскую дверь, а водительское пространство отгорожено от салона только невысоким поручнем с пластиковой перегородкой. Передняя панель полностью повторяет таковую в грузовичке «ГАЗель Next», а вот пространство слева от водителя и над ним полностью оригинальное. Боковая панель, заменяющая водительскую дверь, оснащена большим вещевым карманом, кнопкой включения внутреннего освещения и разъёмом для подключения микрофона. В потолочной панели над водителем врезаны три громкоговорителя. В верхней части стекла установлена традиционная «автобусная» противосолнечная шторка. Решение верное, но не универсальное, так как при гигантской площади остекления салона солнце будет слепить водителя не только спереди, но и справа, и слева, где защитные устройства не предусмотрены. По-автобусному выполнена и форточка в боковом окне, сдвигающаяся при помощи соответствующей ручки.

При полном соответствии с декларируемой производителем пассажировместимостью (18 посадочных мест + 1 стоячее место) на практике машина вполне приспособлена для доставки большего количества стоящих пассажиров. Благоприятствуют этому более чем 1,9-метровая высота салона, а также поручни, расположенные на потолке и сиденьях. Скорее всего общая масса сидящих и стоящих пассажиров превысит разрешённую грузоподъёмность, но, как мы уже о не привыкать работать с перегрузом. На то у них усиленная рессорная подвеска и рама, которой давно лишены автомобили конкурентов.

По удобству перемещения в салоне новый каркасный автобус Next значительно превосходит любую модификацию автобуса поколения «Бизнес». Внутреннее пространство увеличенных по сравнению с цельнометаллическим кузовом габаритов позволило разместить в салоне по 4 сиденья в ширину, оставив при этом место для прохода. А благодаря тому, что стенки кузова каркасного автобуса абсолютно вертикальные и не сужаются, как в цельнометаллических фургонах к верху, на плечи крайних пассажиров ничто не давит. Удобно.

Создатели машины уверяют, что наличие двух салонных отопителей обеспечат комфортную температуру в салоне даже в жёстокий мороз, а атермальные стекла защитят пассажиров от яркого солнца.


Технические характеристики автобуса «ГАЗель Next»
МодификацияА64R42А63R42
НазначениеГородскойПригородный
Пассажировместимость1918
Количество мест для сидения1818
Полная масса, кг42524292
База, мм3745
Габаритные размеры, мм6080х2530х2720
Минимальный дорожный просвет при полной массе, мм170
Минимальный радиус поворота, м6,6
Расход топлива, л/100 км11,5
Максимальная скорость, км/ч110
ДвигательCummins ISF2.8e4R129
ТипДизельный, с турбонаддувом и охладителем надувочного воздуха
Рабочий объём цилиндров, л2,8
Номинальная мощность, нетто, кВт (л.с.)88,7 (120.6)
Подвеска передняяНезависимая, двухрычажная с цилиндрическими пружинами, со стабилизатором поперечной устойчивости
Подвеска задняяПродольные полуэллиптические рессоры с нижними подрессорниками и стабилизатором поперечной устойчивости
Рулевое управлениеРеечного типа, с гидроусилителем, с регулируемой рулевой колонкой
КузовКаркасного типа из стальных труб, с установленными стальными и пластиковыми панелями, с круговым остеклением
ДвериПередняя – служебная, поворотного типа с электромеханическим приводом. Задняя – запасная, распашная с механическим приводом
Гарантия24 месяца или 100 000 км

СПЕШИМ К ОСТАНОВКЕ

О водителе конструкторы позаботились ничуть не меньше, чем о пассажирах. Отменный обзор: панорамное ветровое стекло, низкий нижний край бортового остекления, огромные наружные зеркала, высокая посадка. Ориентироваться и маневрировать даже возле станций метро можно без напряжения. Сиденье — с массой настроек, руль регулируется по высоте.

На ходу автобус на удивление резв. В динамике не уступит иным легковушкам, а потому на Третьем транспортном кольце столицы, где тестировался «Некст», я не чувствовал себя обременением для коллег-автомобилистов. Напротив, благодаря хорошему ускорению и цепким тормозам (с антиблокировочной системой) рваный московский темп давался мне легко.

Финальное испытание провел в качестве пассажира, усевшись в заднем ряду. Попросил коллегу не сбрасывать газ при проезде «лежачих полицейских».

Мягкая подвеска, специально настроенная для автобуса, обозначила препятствие, но на комфортности это не отразилось. Полагаю, с загруженным салоном будет еще мягче.

С момента пуска автобусного производства оно работает в три смены! И это на фоне экономического спада. Спрос на «нексты» огромный — он подстегивается высоким ожидаемым ресурсом машины, минимальными эксплуатационными расходами, широкой сервисной сетью и привлекательной ценой. Перевозчики утверждают, что на бойком маршруте микроавтобус «Некст» окупится за три месяца. А ведь автомобиль только в начале своего пути. Не удивлюсь, если его маршрут протянется далеко за рубеж.

ПЛЮС Всегда чувствовал себя неловко на стоячих местах в маршрутках-иномарках — а здесь намного удобнее

МИНУС Кнопка автоматической двери расположена в одном ряду с другими и не выделяется. Должна быть яркая и крупная!

Тест автобуса «Газель-Next»: в начале маршрута

Перестроение производства

Каркасный автобус – это не обычная пассажирская версия цельнометаллического грузового фургона, а полностью оригинальная конструкция, созданная исключительно для удобства и эффективности пассажирских перевозок. Следовательно, автобус «ГАЗель Next» гораздо сильнее отличается от одноименной «полутоки», нежели пассажирская и грузовая модификации машины прежнего поколения «ГАЗель Бизнес».

У каркасного автобуса не только оригинальный кузов и кабина, но и усиленная ходовая часть, а также переработанная агрегатная база. Увеличенная до 19 мест пассажировместимость повлекла за собой рост полной массы, утяжеления агрегатов и общего укрупнения габаритов машины. В связи с этим даже сборка «каркасника» происходит не на главном конвейере, а в цехе производства спецтехники Горьковского автозавода.

Серьёзному обновлению подверглись досборочные производственные этапы. Так, в случае с «ГАЗелью Next» на автозаводе были введены в строй новые штамповая и сварочная линии. А освоение производства каркасного автобуса Next потребовало серьёзной модернизации цеха производства спецтехники Горьковского автозавода: на площадке установлены новые линии лазерной резки, автоматизированное трубогибочное оборудование, модернизирован окрасочный комплекс, введены новые точки контроля качества. Комплекс для высокоточной сварки каркаса кузова разработан и поставлен одним из лидеров инжиниринга производственной оснастки – компанией LG.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]