Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Перейдя из статуса самостоятельного завода под крыло МЗКТ, белорусское автосборочное производство «Неман» проделало значительную работу по совершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности. Знакомимся с не очень известным в России автобусом, построенным на удлинённом шасси Iveco Daily.
Михаил Ожерельев
Неман-420224-511-01 Габаритная длина: 8,78 м Начало продаж: 2019 г. Цена: 4,5 млн руб.
Этот автобус длиной чуть меньше девяти метров в шутку называют «ракетным». А всё потому, что предприятие «Лидские автобусы «Неман» с 2014 года является филиалом Минского завода колёсных тягачей (Volat), который находится в ведении государственного военно-промышленного комитета Белоруссии. Между прочим, автобусы «Неман» сейчас самое массовое (по количеству изготавливаемых экземпляров) изделие МЗКТ.
На рабочем месте водителя, по сегодняшним меркам, всё стандартно.
Российская премьера нового, третьего по счёту поколения «Неман-4202» состоялась на выставке Busworld Russia 2022. Продажи начались в 2022 году. Сейчас в линейке представлено пять модификаций «Неман-4202»: городская, пригородная, междугородная, туристическая и школьная. Все они относятся к среднему классу и строятся на удлинённом шасси Iveco Daily 70C17 (колёсная база — 4350 мм), оснащённом 170‑сильным двигателем Iveco F1C класса Евро-5, который работает в паре с 6‑ступенчатой механической КП ZF 6S 400. Задняя подвеска — пневматическая.
Уровень пола на задней площадке можно отрегулировать вручную — есть специальные клавиши.
«Iveco-Неман» 2022 модельного года отличается оригинальным дизайном. В нём явно прослеживаются итальянские мотивы. И дело не только в импортном шасси: ранее автобусостроители из Лиды тесно сотрудничали с кузовным ателье Cacciamali Spa. Впрочем, сегодня мы имеем дело с иным продуктом, к которому приложили руку белорусские дизайнеры. Кроме ставшего ещё длиннее (в сравнении с прежней версией) капота с крыльями доработке подверглись и другие элементы передней части — ветровое стекло уменьшилось в высоту, а пластиковая крыша, наоборот, немного увеличилась. Остекление, как и прежде, панорамное, причём боковые стёкла в зоне водителя — с подогревом. Для лучшей ремонтопригодности задняя маска теперь получила отдельные блоки фонарей, расположенные в самых удароопасных местах — раньше они выполнялись единым элементом, и менять их в случае ДТП было накладно. К слову, прежде ряд кузовных элементов предприятие заказывало у сторонних поставщиков, теперь все стеклопластиковые детали изготавливают сами. Что же касается каркаса — он сварен из стальных труб прямоугольного сечения. Облицовка бортов и сервисных люков — из алюминия. Двери автобуса — тоже из «крылатого металла».
Шаг расстановки пассажирских сидений неодинаков.
Ручки на спинках играют роль поручней, они позволяют перевозить стоящих пассажиров.
Мы имеем дело с пригородной версией автобуса. Его индекс — 420224‑511‑01. Данная комплектация рассчитана на перевозку 31 пассажира, мест для сидения — 29. Мягкие кресла производства польской компании Intap оборудованы трёхточечными ремнями безопасности, складывающимся подлокотником и ручками на спинках (играющие роль поручней, они позволяют перевозить стоящих пассажиров, что дополнительно увеличит рентабельность при городских перевозках). Спинки имеют регулировку по наклону. Что интересно, шаг кресел неодинаков — по нашим замерам, длина междурядного пространства варьировалась от 69 до 90 см, при этом чёткой закономерности в размещении узких и широких мест не прослеживается, будто кресла расставлялись не по чертежам, а по месту. Серьёзно это или мелочь, пусть решают сами перевозчики, наше дело констатировать…
Над головами пассажиров расположены вместительные полки для ручной клади. Суммарный объём багажных отделений справа, слева и сзади — скромные 2 кубометра. Для работы на междугородных маршрутах этого, конечно, маловато, а для линии город-пригород — вполне.
Отопление пассажирской зоны комбинированное — конвекторы расположены вдоль бортов, а два калорифера — в зоне накопительных площадок. В контур системы охлаждения двигателя включен автономный подогреватель Eberspaecher. Вентиляция естественная, приточно-вытяжная, через люк в крыше.
Над головами пассажиров расположены вместительные полки для ручной клади.
Интерьер рабочего места водителя, перекочевавший с Iveco Dail новейшего поколения, в особых комментариях не нуждается. На капитанском мостике — почти как в легковом авто. Разве что размещение обязательной для автобусов «тревожной кнопки» ЭРА-ГЛОНАСС реализовано неаккуратно. Всё, что касается кузовных систем — освещения, отопления, управления дверями, — расположено слева от водителя. Дотянуться до клавиш можно не отрывая спины от спинки кресла. Водительское кресло Isri оснащено подлокотником и надувной поясничной поддержкой. А вот травмобезопасная рулевая колонка имеет всего одну регулировку — по наклону.
Для хранения путевых документов предусмотрен запираемый ящик.
Список опций обширен. Автобусы можно дооснастить парктрониками, камерой заднего вида, USB-коннекторами для зарядки мобильных телефонов, а также точкой доступа в интернет по Wi-Fi. По желанию клиента предусмотрена установка DVD-системы с двумя потолочными мониторами, микрофоном и дополнительного места для гида.
С относительно недавних пор автобусы комплектуют ЗИПом, упакованным в деревянный ящик.
Есть ещё один интересный момент, связанный с тем, что к «Неманам» приложил руку МЗКТ. С относительно недавних пор автобусы комплектуют ЗИПом, упакованным в деревянный ящик, такой же, как у многоосных шасси. Эдакий привет покупателям автобусов от производителя ракетовозов. Ящичек, безусловно, в хозяйстве пригодится.
Все точки заправки технологических жидкостей и ежедневного контроля максимально доступны.
Передняя подвеска независимая торсионная, со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя — зависимая пневматическая. Такое удачное относительно плавности хода сочетание является редкостью для автобусов среднего класса. Кстати, воздух в подвеску подкачивается компактным электрическим компрессором, смонтированным в герметичном контейнере на балке заднего моста.
Задняя подвеска на пневмо-баллонах.
Динамика разгона тестируемого автобуса показалась мне не просто отличной, а даже чересчур резвой. Если сюда добавить манёвренность, отточенные реакции на поворот руля, прекрасные тормоза (дисковые механизмы на всех колёсах) и мягкий ход — получается мечта водителя маршрутного такси. А наличие в трансмиссии шестой передачи оценят те, кто работает на пригородных маршрутах. Средний расход топлива при движении по трассе, согласно данным бортового компьютера, составляет 13,5 л/100 км. Межсервисный интервал — 20 000 км, этим параметром автобус не отличается от фургона Iveco Daily.
Пока автобусы «Iveco-Неман» остаются экзотикой на наших дорогах: в месяц по всей России продаётся по десятку машин. Однако в планах руководства подъём продаж. Но конкуренты тоже сильны. Главный, конечно, VSN-700, который делает (см. Автопарк № 7/2016). Таких автобусов в одной только Москве — сотни. Стали они появляться и в других регионах РФ. Другой, не менее серьёзный соперник также родом из Нижегородской области, хотя и именуется на импортный лад — Foxbus 22501 от из города Ворсмы (подробнее об этом — см. «Автопарк» № 4/2015). Тираж «Фоксбусов» меньше, но счёт идёт как минимум на десятки построенных экземпляров.
По дизайну — все красавцы. Значит, надо будет блистать ещё и качеством изготовления, а с этим на МЗКТ как раз чрезвычайно строго. Конечно, не только качеством, но и ценой надо будет «играть», а это белорусы тоже делать умеют.
- Уютный салон с удобными креслами, неплохо организованное рабочее место водителя.
- Малый объём багажного отсека.
Технические характеристики Неман-420224-511-01
Пассажировместимость | 31 чел. |
Количество мест для сидения | 29 |
Снаряжённая масса | 4650 кг |
Полная масса | 7000 кг |
Габариты (длина/ширина/высота) | 8780/2550/3840 мм |
Колёсная база | 4350 мм |
Объём багажного отсека | 2 м3 |
Двигатель | Iveco F1C, дизель, рядный, 4 цилиндра, 3 л, 170 л. с. при 1900 мин-1, 350 Нм при 2100 мин-1 |
Коробка передач | 6МКП |
Подвеска (передняя/задняя) | независимая торсионная/зависимая, пневматическая |
Тормоза | дисковые |
Размерность шин | 225/75R16 |
Заводская гарантия | 2 года без ограничения пробега |
Межсервисный пробег | 20 000 км |
Конкуренты | «Нижегородец» VSN-700, Foxbus 22501 |
Редакция рекомендует:
Почему залегают поршневые кольца и как это предотвратить
Сотрудник ГИБДД обыскал мою машину: имел ли он на это право?
Россияне могут остаться без иномарок: западные автоконцерны остановили поставки машин в нашу страну
Во Франции задержан корабль, который вез автомобили в Россию
В России закрылась половина автозаводов
Новости СМИ2
Обсуждение Отменить
Туристический автобус НЕМАН 420224-511 на базе IVECO DAILY
Технические характеристики
Полная масса транспортного средства – | 7850 кг |
Масса снаряженного транспортного средства – | 5600 кг |
Допустимые нагрузки по осям (пер/зад) | 2500/5350 кг. |
Габаритные размеры, мм: длина/ширина/высота – | 8730/2340/3000 мм |
Колесная база – | 4750 мм |
Колея передних колес – | 1725 мм |
Колея задних колес – | 1660 мм |
Длина переднего свеса – | 1010 мм |
Длина заднего свеса – | 2690 мм |
Пассажировместимость, (число мест для сидения) чел – | 28 (29/30 + 1) |
Максимальная скорость – | 90 км/ч (ограничитель) |
Двигатель
- Двигатель (дизель) – IVECO F1C, R4, EURO-5
- Мощность – 170 л.с. (107 кВт / 350 Нм)
- Объём – 3,0 л.
- Защита поддона картера ДВС
- Топливный бак – 115 л.
- Обогреваемый топливный фильтр
- Контрольный расход топлива – 15,0 л./100 км
Электрооборудование
- 12V, генератор увеличенной мощности 140А
- АКБ 110 А/ч
- Аварийный выключатель массы
- Тахограф цифровой
- Иммобилайзер
- Аудиоподготовка (антенна, 1 колонка)
Сцепление/Привод сцепления
- Фрикционное, сухое, однодисковое, с гидравлическим приводом. Внешний диаметр: 11” (280 мм).
Коробка передач
- КПП FPT 2840.6, механическая, синхронизированная, количество скоростей 6+1
Подвеска
- передняя – торсионная независимая, со стабилизатором поперечной устойчивости и гидравлическими телескопическими амортизаторами
- задняя – пневмоподвеска с системой ECAS, со стабилизатором поперечной устойчивости и гидравлическими телескопическими амортизаторами
Тормозная система:
Шасси IVECO DAILY оснащается гидравлической системой ESP9 с активными датчиками и новыми функциями для еще большей безопасности и дисковыми тормозами на всех осях. Система ESP9 включает в себя: ABS – Антиблокировочная система Предотвращает блокировку колес при торможении EDB – Электронная система распределения тормозных усилий Распределяет тормозное усилие между передними и задними колесами ASR – Противобуксовочная система Управляет двигателем и тормозами для предотвращения пробуксовки колес MSR – Система регулировки торможения двигателем Регулирует обороты и торможение двигателем при отпускании педали газа ESP – Электронная система стабилизации Притормаживает каждое колесо по отдельности и понижает обороты двигателя при потере автомобилем устойчивости HBA – Гидравлическая система помощи при торможении Увеличивает давление в тормозной системе при экстренном торможении Hill Holder – Система помощи при трогании на подъеме Активирует тормоза для удержания машины при трогании с места на подъеме LAC – Адаптивная система оценки массы автомобиля Распознает распределение груза в продольном направлении TSM – Система предотвращения раскачки прицепа Определяет наличие прицепа и соответствующим образом адаптирует работу системы ESP HRB – Гидросистема для повышения тормозного усилия на задних колесах Повышает тормозное усилие на задней оси при экстренном торможении HFC – Система компенсации уменьшения эффективности тормозов Определяет и компенсирует снижение эффективности тормозов RMI&ROM – Система контроля начала опрокидывания и его предотвращения Предотвращает опрокидывание автомобиля в экстренной ситуации
Рама:
- Шасси автобуса имеет самостоятельную раму. Каркас кузова крепится к раме шасси на специальных подушках. Лонжероны — стальной швеллер, трубчатые поперечины. Размеры лонжеронов: ширина 69 мм, высота 184 мм, толщина 5 мм.
Колеса / Шины:
- Колесные диски стальные, 225/75 R16, включая запасное колесо
Рулевое управление:
- с гидроусилителем, травмобезопасная рулевая колонка
Доп.оборудование:
- Аптечка, знак аварийной остановки, переносной фонарь, противооткатные башмаки (2шт.), подготовка под огнетушитель (кронштейн). Клапан сапуна вентиляции картерных газов. Молоточки. Крышка топливного бака с замком, передние и задние брызговики. Поручни салона. Кнопки требования остановки и связи с водителем.
Гарантия
Предоставляется заводская гарантия:
- 1-й год на весь автомобиль в сборе без ограничения пробега
- 2-й год на силовую линию (двигатель, система впрыска топлива, трансмиссия, трансмиссионный вал, мосты) при величине пробега не более 200 000 км;
- Техническое обслуживание производится каждые 20 000 км
Технические характеристики автобуса Неман 4202
Модель предназначается для городских перевозок, но при этом ее корпус облицован стальным листом. Это позволяет использовать транспорт и для более далеких маршрутов. В салоне помещается 23 сидячих места, а для входа и выхода предусмотрены две двери. Общая пассажировместимость достигает 35 человек. Проходы сделаны широкими, предусмотрены поручни.
Комплектуется автобус турбодизельным двигателем Yuchai (Euro 3) и пятиступенчатой механической коробкой передач. Мощность мотора составляет 115 л.с., а расход топлива на 100 км достигает 15 л. дизеля или 25 л. бензина. Максимальная скорость, которую может развивать автобус, определяется как 70 км/ч.