Задний мост трактора МТЗ 82: дифференциал, главная и конечные передачи


Демонтаж и разборка заднего моста МТЗ 80,82

После установки задней части техники на ремонтную подставку приступите к разборке. Уберите кабину, снимите задние колеса, топливные баки и кронштейны. Перейдите к трансмиссии. Демонтируйте узлы пневматической системы, топливные трубопроводы: краны, переходник и кронштейны. На силовом регуляторе находятся пять трубок маслопроводов, тяги (позиционная, силовая), валик управления. Открепите гайки и выньте детали. Тяги откиньте назад.

Последующие этапы демонтажа:

  • Приступайте к снятию цилиндра силового и регулятора.
  • Отсоедините шпильки и демонтируйте рычаг управления ВОМ. Уберите гидроаккумулятор, трубки подачи масла АБД, тяги тормозов, тормоза.
  • Демонтируйте крепеж, рукава полуосей заднего моста, крышки. Снимите стаканы дифференциала, стаканы подшипников.

Поместите дифференциал на монтажный столик. Уберите болтовые соединения, шайбы, крышку. Проведите разборку узла, демонтировав крестовину, шестерни, сателлиты. Выньте подшипники, уплотнители. Оцените технические параметры запчастей. Наличие дефектов, острых кромок, заусенцев, забоин недопустимо. При обнаружении неполадок замените изношенные элементы на новые.

Задний мост трактора МТЗ 82: дифференциал, главная и конечные передачи

Задний мост трактора МТЗ 82 применяется для передачи крутящего момента от расположенного продольно вторичного вала КПП посредством главной передачи и дифференциала на конечные передачи и полуоси, на которых установлены ступицы задних колес.

Все устройство заднего моста размещено в чугунном корпусе, к задней стенке которого присоединен редуктор заднего вала отбора мощности, буксирное устройство и крепление механизма задней навески, а к передней — коробка передач. В боковых стенках корпуса в расточки вставлены и присоединены к стенкам при помощи болтов стаканы ведущих шестерен конечных передач, рукава задних полуосей и кожухи тормозов. Сверху корпус заднего моста закрыт крышкой изготовленной из стального листа.

Схема заднего моста трактора МТЗ 82: 1 и 12 — ведущие шестерни конечных передач; 2 — шайба сателлита; 3 — крестовина дифференциала; 4 — сателлит; 5 — корпус дифференциала; 6 — ведомая шестерня главной передачи; 7 — гайка ведомой шестерни; 8 — стопорная пластина; 9 — крышка корпуса дифференциала; 10 — конический подшипник; 11 — болт; 12 — ведомая шестерня конечной передачи; 14, 26 и 36 — подшипники; 15 — крышка люка; 16 — корпус заднего моста, 17 — рукав полуоси; 18 — соединительный диск; 19 — промежуточный диск; 20 — пружина; 21 — отжимной диск; 22 — нажимной диск; 23 — полуось; 24 и 32 — манжеты; 25 — крышка; 27— крышка механизма блокировки; 28 — крышка диафрагмы; 29 — диафрагма; 30 — переходник; 31 — блокировочный вал; 33 — кожух; 34 — корпус муфты блокировки; 35 — крышка стакана; 37 — стакан подшипников; 38 — регулировочные прокладки; 39 — опорная шайба; 40 —полуосевая шестерня; 41 — ведущая шестерня главной передачи; 42 — вторичный вал коробки передач; 43 — крышка заднего моста.

Главная передача

Представляет собой пару конических шестерен оснащенных спиральным зубом. Передаточное число данной пары составляет 3,42 (41:12). Ведущая шестерня консольно смонтирована на шлицах вторичного вала КПП и фиксируется при помощи гайки, накрученной на резьбу хвостовика вала. Ведомая шестерня присоединена к фланцу корпуса дифференциала при помощи гаек и болтов, контрящиеся попарно отгибными пластинами.

Дифференциал МТЗ 82

Устройство дифференциала представляет собой планетарный механизм, использующийся для распределения подающегося крутящего момента между полуосями и создания возможности вращения ведущих колес с разной частотой при поворотах трактора и на неровных участках поверхности.

При поворотах колеса перемещаются по дугам разной длины. В том случае, если колеса устанавливались бы на сплошной оси, тогда они проскальзывали бы относительно грунта и происходило бы закручивание общей оси. В следствии этого, ведущие колеса устанавливаются на разных полуосях, которые соединяются дифференциалом.

Устройство дифференциала

Дифференциал состоит из крестовины, корпуса, крышки, полуосевых шестерен и сателлитов. Крестовина установлена между крышкой и корпусом. Отверстия под призонные болты, при помощи которых стягиваются крышка и корпус, и крестовины выполняются во время совместной обработки собираемых в одно целое корпуса и крышки дифференциала. По данной причине обе детали имеют метки с одинаковым номером. Не допускается разукомплектовывать крышку и корпус, а во время сборки дифференциала необходимо совмещать данные номера на сопрягаемых деталях. На крестовине установлено четыре сателлита с опорными шайбами. Сателлиты постоянно находятся в зацеплении с двумя полуосевыми шестернями, чьи ступицы вставлены в расточки крышки и корпуса дифференициала, а их внутренние шлицы соединяются с валами конечных передач и ведущих шестерен.

Собранный дифференциал вращается на двух конических роликоподшипниках, смонтированных наружными обоймами в расточки стаканов, а внутренними — в на крышку и корпус.

Автоматическая блокировка дифференциала МТЗ 82 (АБД)

Делая легким поворот трактора, дифференциал одновременно способен ухудшить его тяговые свойства. К примеру, при сцеплении одного колеса на скользкой поверхности недостаточное, второе колесо несмотря на то, что имеет более надежное сцепление, не сможет его использовать и создать большую силу тяги, чем колесо на скользкой почве. Для устранения данного недостатка применяется механизм автоматической блокировки дифференциала, обеспечивающий колесам разные по значению тяговые усилия.

Конструкция механизма блокировки дифференциала выполнена в виде фрикционной муфты, размещенной на валу левой ведущей шестерни конечной передачи, а также механизма управления, в устройство которого входит датчик с редукционным клапаном и краном управления, находящиеся в гидроусилителе рулевого управления. Гидравлика усилителя соединена с муфтой блокировки при помощи маслопроводов. Управление трехпозиционным краном датчика блокировки осуществляется непосредственно из кабины трактора.

Ведомый и ведущий диски муфты блокировки соответственно соединяются с пазами корпуса муфты блокировки и со шлицами наружного конца левой ведущей шестерни. Блокировочный вал жестко связан с корпусом муфты. Данный вал проходит сквозь внутреннее отверстие ведущей шестерни и своим шлицевым концом соединяется с крестовиной дифференциала. При поступлении под давлением масла от ГУР в полость между диафрагмой и крышкой, усилие посредством нажимного диска передается на диски муфты. За счет сил трения сжатые диски объединяют левую ведущую шестерню, связанную шлицами с ней левую полуосевую шестерню дифференциала, крестовину и блокировочный вал. В следствии чего происходит блокировка дифференциала, создавая сплошную ось, так как сателлиты не имеют возможность прокручиваться относительно полуосевых шестерен.

Органы управления блокировкой дифференциала находящиеся в кабине и кран датчик расположенный на гидроусилителе руля имеют три положения: первое положение — блокировка выключена, второе — блокировка включена, третье положение — включена принудительная блокировка дифференциала.

Если блокировка дифференциала выключена, то масло не подается к диафрагме, диски муфты разжатые и разблокированный дифференциал функционирует как обычный. При включенной блокировке задействуется автоматическая блокировка дифференциала, в зависимости от положения передних управляемых колес.

Блокировку дифференциала рекомендуется использовать при полевых работах, особенно она эффективна при работе на склонах и пахоте. При выполнении данных работ, блокировка дифференциала не только снижает пробуксовку колес, но и содействует прямолинейному движению трактора. На качественном дорожном покрытие, блокировку рекомендуется отключать во избежание износа шин. На скользких дорожных покрытиях можно работать со включенной блокировкой, однако на скорости не превышающей 10 км/час. Принудительная блокировка применяется кратковременно для преодоления различных препятствий.

Конечная передача МТЗ 82

Конечные передачи являются последней ступенью трансмиссии, которая передает крутящие моменты и вращение от дифференциала и главной передачи к ведущим колесам трактора. Все конечные передачи представляют собой одноступенчатый редуктор, оснащенный парой прямозубых цилиндрических шестерен с передаточным числом 5,308 (69:13).

Ведущие шестерни изготовлены как единое целое с валом, на концах которого имеются шлицы. Один конец вала соединяется с полуосевой шестерней дифференциала, а другим — с соединительными дисками тормозов. Левая ведущая шестерня соединена внешним шлицевым хвостовиком, помимо этого, с дисками муфты блокировки дифференциала. Соединительные диски муфты блокировки и тормозов унифицированы. Каждая из ведущих шестерен вращается на двух роликоподшипниках, внутренние обоймы которых насажены на вал, а внешние — в расточки стаканов.

В отличии от правой, левая ведущая шестерня удлинена и имеет сквозное отверстие, сквозь которое проходит вал блокировки дифференциала.

Ведомые шестерни смонтированы на шлицах полуосей задних колес. Каждая полуось вращается на двух идентичных шарикоподшипниках, один из которых монтируется в расточке перегородки корпуса моста, а другой — в расточке рукава полуоси. Осевые перемещения полуоси и подшипников ограничивают крышка и стопорное кольцо. Полуоси уплотнены самоподжимной манжетой, смонтированной в крышке.

Выступающая наружная часть полуоси имеет паз, в который вставляется шпонка, при помощи которой передается крутящий момент от полуоси к разъемной ступице колеса.

Сборка и монтаж моста заднего МТЗ 80,82

Ведомую шестерню и узлы трансмиссии собирают в обратном порядке. Внимания требует монтаж манжет в крышки стаканов подшипников. Уплотнители устанавливают в определенном направлении. Рабочие кромки должны быть обращены в сторону подшипников.

Венец конической шестерни должен быть неподвижным, подшипники прессуются до упора. Гайки обязательно стопорят фиксирующими приспособлениями, болты – затянуты и попарно закреплены проволокой. После сборки сателлиты и шестерни должны вращаться свободно. Заедания недопустимы.

Последующая сборка:

  • Проведите монтаж рукава полуосей. Соблюдайте последовательность, обратную разборки. Используйте солидол для обработки подшипников при установке крышки. Проверьте вращение узлов. Оно должно быть плавным, без помех.
  • Установите ведущие шестерни и дифференциал. Проверьте зазоры и крепления. Установите прокладки и залейте масло. Поведите сборку всех демонтированных узлов.
  • Боковой зазор в шестерне вторичного вала не должен превышать 0.2-0.55 мм. Проверьте детали, прокручивая шестерню в 3 точках. Проведите регулировку. Для этого перенесите прокладки из-под фланца правого стакана и наоборот. Общее количество прокладок не меняйте.

До начала монтажа рекомендовано промыть топливные баки, масляные, топливные трубопроводы. Посадочные места должны быть обработаны смазочным материалом.

Помощник слесаря

При повышенных шумах и стуках в корпусе заднего моста, течи смазки через уплотнения, биении задних колес на полуосях вследствие разрушения подшипников вскройте задний мост, снимите дифференциал в сборе, конечные передачи, устраните неисправности, заменив непригодные детали.

СНЯТИЕ И РАЗБОРКА. Установите заднюю часть трактора на подставки. Снимите задние колеса. Снимите кабину. Отсоедините и снимите с трансмиссии агрегаты пневматической системы в сборе с трубопроводами: тормозной кран, кронштейн тормозного крана, разобщительный кран, пневматический переходник. Снимите топливные баки и их кронштейны. Отверните гайки и снимите с силового регулятора пять маслопроводов.

Рис. 1. Силовой регулятор. 1 — силовой регулятор; 2 — отвертка; 3 — валик управления силовым регулятором; 4 — маслопроводы цилиндра.
Расшплинтуйте и отсоедините от силового регулятора силовую и позиционные тяги и откиньте их назад по ходу трактора.Открепите валик 3 (рис.1) управления силовым регулятором. Отъедините штуцера шлангов от силового цилиндра. Отъедините цилиндр от кронштейна и откиньте его назад по ходу трактора. Открепите и снимите с трансмиссии силовой регулятор в сборе с кронштейном и сектор управления регулятором в сборе. Расшплинтуйте и снимите рычаг управления ВОМ с заднего правого кронштейна кабины. Снимите гидроаккумулятор. Расконтрите, отсоедините и снимите рычаг переключения ВОМ. Отъедините маслопровод автоматической блокировки дифференциала (АБД). Расконтрите и выверните тяги тормозов регулировочных вилок. Отъедините и снимите АБД в сборе, снимите левый и правый тормоза. Открепите и снимите крышку заднего моста. Отсоедините и снимите рукава полуосей. Разберите поочередно рукава полуосей. Выпрессуйте полуось из рукава (рис. 2).
Рис.2 Выпрессовка шарикоподшипника с полуосью из рукава полуоси конечной передачи. 1 — пресс; 2 — полуось; 3 — рукав полуоси; 4 — подставка
Снимите крышки стаканов дифференциала, отъедините и выпрессуйте стаканы подшипников в сборе с ведущими шестернями, используя демонтажные болты, как показано на рис. 3.
Рис. 3 Снятие стакана подшипников в сборе с ведущей шестерней. 1 — стакан; 2 — болт; 3 — гаечный ключ
Выньте из корпуса дифференциал в сборе и установите его на подставку монтажного столика (рис.4).

Рис. 4. Дифференциал, подготовленный к разборке. а — дифференциал в сборе на приспособлении; б — приспособление; 1 — дифференциал; 2 — приспособление; 3 — верстак; 4 — оправка;5 — основание.
Разберите дифференциал, для чего расконтрите и отверните болты 2 (рис. 5), снимите крышку 7, опорную шайбу 4, полуосевую шестерню 5, крестовину 8 в сборе, другую полуосевую шестерню 5 и опорную шайбу 4, снимите опорные шайбы 3 и сателлиты 6 с крестовины. Выпрессуйте ведущие шестерни из стаканов, снимите с них подшипники. Выньте из стаканов уплотнительные манжеты. Проверьте техническое состояние дифференциала и деталей конечной передачи в соответствии с данными таблицы. На рабочих поверхностях полуосевых шестерен, сателлитов, крестовин и опорных шайб не допускаются заусенцы, забоины, острые кромки и другие дефекты. При необходимости замените детали (корпус и крышку дифференциала разукомплектовывать нельзя). дифференциал и ведомую шестерню конечной передачи (см. рис. 5) в последовательности, обратной разборке.

Рис. 5. Дифференциал в сборе. 1 — контровочная проволока; 2 — болты; 3 — опорная шайба сателлита; 4 — опорная шайба полуосевой шестерни; 5 — полуосевая шестерня; 6 — сателлит; 7 — крышка; 8 — крестовина
Обратите внимание на установку манжет в крышки стаканов подшипников (рис. 6), проверьте неподвижность венца конической шестерни на корпусе; гайки должны быть застопорены отгибными пластинами. Полуосевые шестерни и сателлиты должны вращаться на осях крестовины от руки свободно, без заеданий.
Рис. 6. Крышка стакана в сборе. 1 — крышка; 2 — уплотнительная манжета; 3 — уплотнительное кольцо
Подшипники должны быть напрессованы до упора. Болты крепления крышки дифференциала к корпусу должны быть затянуты моментом 7,5–8 кгс м и попарно, причем натяжение проволоки должно совпадать с направлением завертывания болтов, концы проволоки должны быть туго скручены и обрезаны на расстоянии 5–6 мм от места их соединения. Перед запрессовкой наружных колец конических подшипников в стаканы дифференциала должны быть установлены упорные кольца, фаска на кромке отверстия кольца должна быть обращена в сторону подшипника. Уплотнительные манжеты должны быть установлены в крышки стаканов рабочими кромками в сторону подшипников. Осевой зазор в подшипниках 0,01–0,05 мм. Прокладки должны быть установлены так, чтобы линия разъема была вертикальной. Соберите рукава полуосей в последовательности, обратной разборке. При этом кромка пружины уплотнительной манжеты должна быть направлена в сторону подшипников, манжета должна быть запрессована до упора; при установке крышки рукава в подшипник заложите 40–50 г солидола(УС-1 или УС2). Установите в задний мост дифференциал в сборе и ведущие шестерни конечных передач в сборе со стаканами в последовательности, обратной разборке. Проверьте и отрегулируйте боковой зазор в зацеплении шестерни вторичного вала. Он должен быть в пределах 0,2–0,55 мм. Зазор проверяется при прокручивании шестерен в трех точках. Колебание зазора в этих точках допускается не более 0,25 мм. Регулировку проводите перенесением части регулировочных прокладок из-под фланца левого стакана под фланец правого или наоборот, без изменения общего числа прокладок. При проверке «на краску» зубья должны прилегать не менее чем на 50% поверхности с расположением отпечатка в средней части зуба или ближе к вершине конуса. Установите рукава полуосей в задний мост до упора, смазав посадочные места под подшипники солидолом. Проверьте вращение полуосей в подшипниках (оно должно быть свободным, без заеданий). Установите на задний мост прокладку, предварительно смазав ее с двух сторон солидолом, и крышку в сборе. Залейте в корпус заднего моста трансмиссионное масло Установите на трактор все ранее снятые узлы и детали в последовательности, обратной разборке. Перед установкой промойте снятые топливные и масляные трубопроводы, а также топливные баки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]