КамАЗ-45143: описание, технические и эксплуатационные характеристики


КамАЗ-45143: среднетоннажный универсальный самосвал

При разработке этой модели грузовика, инженеры и конструкторы Камского автомобильного завода ориентировались на потребности сельскохозяйственной и строительной отраслей. Именно здесь ощущался острый спрос на надежный, экономичный и не слишком дорогой самосвал для перевозки сыпучих грузов. Разработка модели КамАЗ-45143 велась еще с семидесятых годов прошлого века, а первые машины были представлены к продаже в середине 1982 года.

Началась тридцатилетняя история модели (КамАЗ-45143 производился до 2012 года), которая включала в себя несколько модернизаций. Отметим, что мелкосерийными партиями сельхозник производился вплоть до 2022 года. За это время несколько раз менялась грузоподъемность машины, ее внешний и внутренний вид, изменялись характеристики силовых агрегатов и трансмиссии. Автомобиль освоил несколько смежных профессий, в частности его часто используют в качестве мусоровоза.

Конструктивно КамАЗ-45143 представляет собой трехосный рамный грузовик (колесная формула шесть на четыре), с передним расположением дизельного двигателя и бескапотной кабиной. Клепаная рама усилена продольными лонжеронами и поперечными балками. Отметим, что грузовик предназначен для использования по дорогам с различными видами покрытия: он отлично чувствует себя на грунтовке и на дороге с асфальтированным покрытием. Одной из особенностей модели, является то обстоятельство, что она не может использоваться для транспортировки щебня и камня.

Кабина

Теперь здесь выпускаются не только традиционные КамАЗы, которые получили широкое распространение на территории СССР, но и другая техника автобусы, тракторы, мини-электростанции, а также комплектующие к ним. За счёт задействования запасной тормозной системы водитель может притормаживать на скользкой дороге, перемещая ручку приблизительно на треть хода вверх.

Экстерьер и интерьер КамАЗ-45143

В большинстве случаев модель КамАЗ-45143 можно отличить по ярко-оранжевому окрасу кабины и кузова. На дорестайлинговые модификации грузовика устанавливалась стандартная малокомфортная кабина, с металлическим бампером и лобовым стеклом, разделенным молдингом. После рестайлинга автомобиль получил модернизированную кабину с квадратными фарами, ударопрочным пластиковым бампером, цельным лобовым стеклом и внешними зеркалами с разными углами обзора.

В салоне устанавливается два или три кресла на (водительское на пневмоподвеске) с регулировками во всех плоскостях. Чаще всего, машина комплектуется достаточно широким и удобным спальником, автономный отопитель доступен в базовой комплектации. Водители и владельцы автомобиля отмечают новую, более эргономичную приборную панель. Индикаторы и приборы управления имеют удобное расположение, панель получила антибликовое покрытие.

В связи с завершением производства, новый КамАЗ-45143 сегодня купить невозможно. В то же время в сети достаточно предложений о продаже автомобиля с пробегом. Самосвал-зерновоз 2016-2017 года выпуска, с небольшим пробегом, можно приобрести по цене от 2 500 000 рублей.

Цены на машины 2010-2011 года намного ниже: 1 200 000 – 1 500 000 рублей.

Об истории модели

Автомобиль-самосвал КамАЗ-45143 в модельном ряде КамАЗа стал продолжением популярного ранее КамАЗ -55102, который также называли «сельхозником». По сравнению со своим предшественником, 45143-й КамАЗ получил увеличенную с 7-ми до 12-ти тонн грузоподъемность.

КамАЗ-45143 серийно выпускался Камским автозаводом с 1982 года, за тридцатилетний срок пребывания на конвейере не раз модернизировался и дорабатывался. В настоящее время уступил место в производственной программе предприятия другому самосвалу-«сельхознику»: КамАЗ-45144. Его грузоподъёмность – уже 14 тонн.

КамАЗ-45143 с «дорестайлинговой» кабиной.

Тотальная катастрофа и разорение, постигшее отечественное сельское хозяйство в 90-х годах ХХ века, сменились в начале годов 2000-х на постепенный, но неуклонный прогресс в этой сфере. Оправившиеся от «шоковой терапии» крестьяне (вернее, малая их часть – те кто не спился или не подался на заработки в города) сумели построить на обломках бывших колхозов и совхозов новые рентабельные хозяйства; убедились в том, что и в растениеводстве можно зарабатывать серьёзные деньги; получили средства для обновления машино-тракторного парка.

Сегодня не только крупные, но даже и средние крестьянские хозяйства и агрофирмы больше не желают арендовать автомобили для транспортировки урожая, а заводят собственный автопарк тяжёлых самосвалов – уже могут себе это позволить. Поэтому спрос на КамАЗы-«сельхозники» стабильный. Сорить деньгами селяне не имеют привычки: модель КамАЗ-45143 (как и её преемник КамАЗ-45144) действительно очень удачная, и со своими задачами справляется на все сто процентов.

Это интересно: Самосвалы Вольво (Volvo) технические характеристики

Габаритные размеры и грузоподъемность

Автомобиль производился в нескольких модификациях, большинство самосвалов имеют двустороннюю разгрузку. В зависимости от модификации может отличаться грузоподъемность машины: от 10 тонн до 12,55 тонн. Нижеприведенные характеристики актуальны для грузовика, грузоподъемностью 12,1 тонны.

  • Длина шасси/по кузову: – 7 615/8 590 миллиметров;
  • Высота по трубе воздухозаборника: 2 900 мм;
  • Ширина, без учета внешних зеркал: 2 500 мм;
  • Межосевое расстояние: 3 690 мм;
  • Габаритный радиус поворота: 9,8 метра;
  • Снаряженная масса самосвала: 9 850 килограмм;
  • Грузоподъемность: 12 100 кг;
  • Максимальный вес с прицепом: 36 тонн;
  • Объем платформы со стандартными бортами: 7,8 м3;
  • Объем кузова с надставными деревянными бортами: 10 м3;
  • Объем платформы с надставными металлическими бортами – 15,4 м3;
  • Размер шин: 10.00 R20 (280 R508);
  • Максимальная скорость – 80 км/час.

Эксплуатационные характеристики

11-8V-10,85-240-10М 32,2 Д КрАЗ-256, -256Б, -256Б1, -256Б1С 48,0 Д КрАЗ-6505 50,0 Д КрАЗ-6510 48,0 Д МАЗ-510, -510Б, -510В, -510Г, -511, -512, -513, -513А 28,0 Д МАЗ-5516 ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М 42,0 Д МАЗ-5516-030 ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М 47,8 Д МАЗ-5516-30 ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М 48,0 Д МАЗ-551603-021 ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-8М 46,3 Д МАЗ-5549, -5551 28,0 Д МАЗ-5551-020 Р2 ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-5М 35,7 Д МоАЗ-75051 85,0 Д САЗ-3502 28,0 Б САЗ-3503, -3504 26,0 Б Урал-45286-01 ЯМЗ-236НЕ2-6V-11,15-230-5М 44,5 Д Урал-5557 34,0 Д Урал-55571 ЯМЗ-236-6V-11,15-180-5М 34,5 Д. Модель коробки передач ZF6S1000TO Тип коробки передач Механическая 6-ступенчатая с системой синхронизации Сцепление Сухое, однодисковое Передаточные числа 1 передача 6,75 2 передача 3,60 3 передача 2,12 4 передача 1,39 5 передача 1 6 передача 0,78.

Линейка двигателей и расход топлива КамАЗ-45143

В зависимости от периода производства, на КамАЗ-45143 устанавливался один из трех основных силовых агрегатов:

  • КамАЗ 740.31 240;
  • КамАЗ 740.622-280;
  • Cummins ISB6.7 300.

КамАЗ 740.31 240. Проверенная Камазовская V-образная восьмерка, с системой турбонаддува и технологией промежуточного принудительного охлаждения наддувочного воздуха. Этот четырехтактный турбодизель отличается качественной газотурбиной и надежными турбокомпрессорами. По заявлению производителя, его моторесурс составляет 800 000 километров. Рабочий объем дизеля – 10,86 литра, при скорости вращения коленчатого вала 2 200 об/мин, номинальная мощность достигает 240 лошадиных сил. По экологическим параметрам, мотору КамАЗ 740.31 240 присвоен индекс Евро 2.


Двигатель камаз 740.31 240 л.с.

КамАЗ 740.622-280. Еще один отечественный турбодизель с рабочим объемом в 11,76 литра и номинальной мощностью в 280 лошадиных сил. Двигатель оборудован качественной топливной системой Common Rail и электронным блоком управления, которые помогают экономить топливо и уменьшают количество вредных выбросов в атмосферу (Евро 4).

Cummins ISB6.7 300. Двигатель производится на китайском заводе компании Камминз. Конструктивно – это рядная шестерка с диаметром цилиндра в 107 миллиметров и максимальным крутящим моментом 1 087 Нм. Двигатель оборудован системой турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха, здесь применена безгильзовая конструкция цилиндров. За счет использования топливной системы Common Rail и качественного топливного насоса высокого давления (ТНВД) достигается высокая экологичность мотора (Евро 5), также он отличается низким потреблением горючего. При рабочем объеме в 6,7 литра Cummins ISB6.7 300 развивает мощность в 292 лошадиные силы.


Cummins ISB6.7e5 300

Расход топлива на КамАЗ-45143 зависит от нескольких факторов, в первую очередь от модели двигателя, установленного на грузовик. Норма расхода топлива исправного автомобиля, оснащенного турбодизелем Cummins ISB6.7 300 составляет около 26 литров в летнее время, зимой расход может подниматься до 28-30 литров горючего на сто километров пути. В базовой комплектации КамАЗ-45143 поставляется с топливным баком, объемом 500 литров.

Тормоза, колёса, электрооборудование • Модификации автомобиля

Расход топлива грузовиков КамАЗ. Норма расхода топлива КАМАЗ на 100 км необходимы для работы АТП и организаций, относящихся к системе управления и контроля транспортных средств, индивидуальных предпринимателей ИП , использующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей КАМАЗ для расчетов нормативного значения норм расхода топлива КАМАЗ на 100 км по месту потребления, для ведения статистической и экономической отчетности. Рама и грузовая платформа у сельхозника очень крепкие, варить или красить не приходится; коррозии, по крайней мере первые 5-6 лет использования, не наблюдается.
  • Надежный двигатель с длительным межремонтным периодом;
  • Качественная коробка передач;
  • Высокая ремонтопригодность автомобиля и наличие большого количества оригинальных запчастей;
  • Неприхотливость качеству топлива.

Трансмиссия и электропитание КамАЗ-45143

В зависимости от модификации и установленного мотора, КамАЗ-45143 оборудуется одной из девятиступенчатых коробок передач: КамАЗ 152, Камаз 154 и ZF-9S. Все агрегаты собираются в Набережных Челнах, они отличаются высокой надежностью и обеспечивают хорошую динамику набора скорости. «Механика» состоит из двухступенчатого делителя, планетарного демультипликатора и основной коробки. Управление всеми МКПП осуществляется дистанционно, при помощи рычага качающегося типа. Взаимодействие мотора и коробки переключения передач осуществляется при посредничестве диафрагменного двухдискового сухого фрикционного сцепления модели ZF&SACHS или MFZ 430 с гидроприводом и пневматическим усилителем. Конструкторы предусмотрели возможность межколесной блокировки шасси и блокировки межосевого дифференциала.


Механизм сцепления мод MFZ — 430: 1 — ведущий вал; 2 — маховик; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — упорное кольцо; 6 — диафрагма; 7 — кожух сцепления; 8 — муфта выключения сцепления; 9 — вилка выключения сцепления; 10 — вал вилки выключения сцепления; 11 — кольцо ограничительное; 12 — коробка передач; 13 — пневмогидроусилитель .

Электропроводка автомобиля КамАЗ-45143 выполнена по однодротовой технологии. Электронные приборы и электросхемы питаются от двух кислотно-щелочных 12-вольтовых батарей, суммарной емкостью 380 А/часов. Помимо этого грузовик оснащается двухкиловаттным генератором, и преобразователем напряжения.

Обзор устройства

КамАЗ, обладая высокой надежностью, маневренностью, экономичностью, выгодно выделяется среди представителей аналогичной техники. Он оптимален для использования в любых отечественных регионах, за рубежом.

Автомобиль выпускается в нескольких модификациях. Главное отличие их — в дополнении базовой модели различным оборудованием, надставками. Есть версии, в которых конструкция кузова приспособлена для перевозки сена и предусмотрена разгрузка на три стороны.

Существует разная комплектация моделей. Она обусловлена незначительными конструктивными особенностями, небольшими изменениями вида.

Автомобиль оборудован улучшенной в результате рестайлинга кабиной, которая может наклоняться. Она цельнометаллическая, с высокой крышей, рассчитана на водителя и двух пассажиров. Размещена над силовой установкой. Снабжена термо- и шумозащитой, местом для сна. Ранее последнее в базовой комплектации отсутствовало.

Управляется самосвал с помощью механической коробки передач с 9 скоростями. Используются модели 152, 154 (выпускаются КамАЗом), ZF-9S. Последняя раньше поставлялась из Германии, сейчас изготавливается в Набережных Челнах. Крутящий момент передается на трансмиссию через двухдисковое сцепление. Оно сухое, фрикционное, работает от гидропривода и пневмоусилителя.

Тормозная система и подвеска КамАЗ-45143

Безопасность автомобиля обеспечивается барабанными тормозами и антиблокировочной системой АВС, которая предотвращает блокировку и скольжение колес. Каждое колесо КамАЗ-45143 оборудовано тормозным механизмом с диаметром барабана 400 миллиметров и шириной тормозных накладок 140 мм. Кроме основного, грузовик оборудован резервным, вспомогательным и стояночным тормозом.

Конструкция подвески выглядит стандартно, на всех тележках установлены рессоры, также присутствуют поперечные стабилизаторы. В конструкции передней подвески предусмотрено наличие телескопических амортизаторов, задняя усилена за счет большего количества рессор.

Подробные технические и эксплуатационные характеристики самосвала КамАЗ-45143:

Тип транспортного средстваСамосвал
Базовое шассиKAMAZ — 65115-3063-А5
Колесная формула6х4
Полная масса автопоезда, кг35950
Полная масса автомобиля, кг21950
Снаряженная масса автомобиля, кг9850
Грузоподъемность, кг12100
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг5270
Допустимая нагрузка на заднюю тележку, кг16680
Длина, мм7040
Ширина, мм2550
Высота, мм2850
Межосевое расстояние, мм3690+1320
Передний свес, мм1260
Задний свес, мм1710
Размер шин11.00 R20
Тип кузоваСамосвальная платформа
Объем платформы, м. куб.15,2
Размеры платформы, мм5258х2320х1270
Тип разгрузкиБоковая
Тент, каркасНет
Тип кабиныРестайлинговая
Спальное местоЕсть
Экологический стандартЕВРО-5
Модель двигателяCummins ISBe6,7 Е5
Мощность л.с.300
Топливная аппаратураТНВД BOSCH
Объем топливного бака, л500
Модель КППZF 9
Модель сцепленияZF&SACHS/MFZ 430
Подвескарессорная
Межосевая блокировка дифференциалаЕсть
Межколесная блокировкаЕсть
Передаточное отношение главной передачи5,43
НасосЕсть
Коробка отбора мощностиЕсть
Управление КОМЕсть
Тип сцепного устройстваШкворень-петля

Технические характеристики в цифрах

10-8V-14,86-400-9М 22,2 Д МАЗ-7310, -73101, -7313 98,0 Д МАЗ-7916 138,0 Д МАЗ-MAN-543268 MAN-2866 F20-6L-11,967-400-16М 20,0 Д МАЗ-MAN-642269 MAN-6L-12,816-460-16М 21,5 Д Урал-375С, -375СК. Но в отношении самосвалов КамАЗ данный расчетный параметр имеет наибольшее значение, поскольку автомобиль включает множество модификаций, каждая из которых отличается индивидуальным расходом горючего.

О чем говорят на форумах: отзывы владельцев и водителей КамАЗ-45143

Никита Домбровских, 35 лет, Гомельская область:

У меня КамАЗ-45143, 2010 года выпуска с двигателем Камминз и коробкой от ZF. Используется для перевозки зерна, удобрений, других сельскохозяйственных грузов. По мотору, коробке и ходовой особых проблем нет, сборка кабины тоже сносная. Хуже дела обстоят с лакокрасочным покрытием. Кузов покрылся ржавчиной уже через пять лет эксплуатации, еще через год появились рыжие пятна на кабине. Пришлось все убирать и перекрашивать. Пока нормально – значит дело не в металле и не в условиях эксплуатации, а именно в заводской покраске.

Сфера применения

Удачная конструкция и особенно мощный дизельный двигатель в сочетании с оригинальной подвеской и ходовой частью позволили грузовику от Камского автозавода занять лидирующее положение в рейтинге крупногабаритной техники. Имея колесную базу 6х4 (6 колес, из которых 4 ведущих), автомобиль беспрепятственно преодолевает любые преграды. Судя по отзывам автолюбителей, он способен перевозить большие объемы материалов.

Одной из ключевых особенностей техники является возможность опорожнения платформы в обе стороны – влево и вправо. Из-за этого, утверждают специалисты, самосвал востребован в сельском хозяйстве. Но нашел он свое применение и в иных отраслях человеческой деятельности, в которых требуется транспортировка:

  • Сыпучих материалов.
  • Крупнообломочного мусора.
  • Продукции сельскохозяйственного сектора.
  • Химически активных веществ (минеральных удобрений, металлургического сырья).

Для перевозки практического любого типа материалов можно использовать КамАЗ-45143. Технические характеристики не позволяют лишь транспортировать крупнообломочные скальные породы, булыжники. Но это единственный его недостаток.

Особенности

КамАЗ-45143 пользуется до сих пор большой популярностью среди потребителей. Он имеет отличные технические и эксплуатационные характеристики, приближенные к иностранным аналогам, но в отличие от последних обладает более доступной стоимостью, причем как на сам грузовик, так и на его расходные материалы и запасные детали.

Водители лестно отзываются о двигателях. По их словам, используемые здесь моторы имеют хорошую тягу в широком диапазоне оборотов. 740-е двигатели к тому же имеют повышенную стойкость к топливу низкого качества и суровым условиям эксплуатации, что делает модель особо популярной в отдаленных регионах.

Грузовик имеет отличную маневренность. За счет этого он может применяться в условиях с ограниченным свободным пространством. Широкое лобовое стекло обеспечивает превосходную обзорность с рабочего места, а большие зеркала заднего вида в значительной степени сокращают количество слепых зон. Над лобовым стеклом внутри кабины присутствует полка с несколькими закрываемыми отсеками, в которых водитель может хранить различные документы и личные вещи. Для отдыха в свободное от дороги время было установлено довольно комфортное спальное место. Но существуют модификации, где оно отсутствует.

Немало положительных отзывов адресовано теплоизоляции и отопительной системе автомобиля. Отопитель отличается повышенной эффективностью. По своему принципу он схож с легковыми автомобилями, поскольку его система соединена с системой охлаждения двигателя.

Подвеска хоть и осталась прежней, но заметно улучшилась плавность хода. К тому же в тормозной системе появилась система ABS, благодаря которой грузовик сохраняет управление в случае экстренного торможения.

Наличие блокируемых межколесных дифференциалов на ведущих мостах позволило увеличить проходимость автомобиля, что для данного класса техники является не менее важным параметром.

Отдельного внимания заслуживает высокая ремонтопригодность. При создании самосвала конструкторы использовали проверенные временем конструктивные решения, которые уже очень хорошо известны любому водителю, когда-либо работавшему на КамАЗах. Сама же конструкция вышла максимально простой и понятной, благодаря чему обслуживание или же различные ремонтные работы не вызовут больших затруднений. Кроме этого в связи с высокой унификацией КамАЗ-45143 с другими машинами бренда, отыскать необходимую деталь или же расходники очень просто. Причем по сравнению с иностранной техникой, ремонт отечественного грузовика обойдется значительно дешевле.

Благодаря всем этим особенностям самосвальный грузовик КамАЗ-45143 остается в строю и в настоящее время. В сельских хозяйствах и других подобных отраслях на него действительно очень большой спрос.

Недостатки

Уровень комфорта в салоне КамАЗ-45143 приемлемый лишь для 1980-х годов. В настоящее же время данная модель сильно уступает своим современным аналогам. И дело не только в качестве сборки, но и в устаревшем дизайне интерьера.

Кроме этого в кабине при работе стоит гул двигателя. Конечно, по сравнению с предшественниками шумоизоляция здесь лучше, но полностью избавиться от посторонних шумов разработчикам все же не удалось.

Также владельцы отмечают, что расход топлива, заявленных производителем, существенно отличается от реального. Даже с пустым кузовом грузовик расходует не меньше 30 литров на 100 километров пробега. В случае же с полной нагрузкой расход может перевалить и за 40 литров.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]