КамАЗ-54115 – седельный тягач производства Камского автомобильного завода. Модель получила ряд конструктивных особенностей, существенно повысивших ее грузоподъемность. В сравнении с модификацией КамАЗ-5410 автомобиль имел иное расположение элементов позади кабины (бак, воздушный фильтр, ресиверы, запасное колесо и другие).
Грузовик относился к бескапотному типу. Его выпуск продолжался с 2000-го по 2011-ый года.
КамАЗ-54115 представлял собой классический седельный тягач. На отечественном рынке модель распространилась очень быстро и вскоре появилась и в других государствах. Усовершенствованная и модернизированная версия применялась в качестве перевозочной техники и могла эксплуатироваться в различных климатических зонах. Автомобиль выполнял задачи в районах крайнего Севера, в пустыне, тропиках и на высокогорье.
Общее описание
Грузовой автомобиль КамАЗ серии 54115 относится к классическим тягачам, которые не функционируют без связки и работают только с полуприцепами. Новые для КамАЗ 54115 характеристики – седельно-сцепной механизм, посредством которого машина соединяется с опорной площадкой и высокая кабина, прототип последующих серий.
В сравнении с предыдущей модификацией КамАЗ 5410, конструктивным отличием этого грузовика является измененное расположение комплектующих сзади кабины. После выпуска модель пользовалась большим спросом, КамАЗ 54115 активно покупали как в пределах РФ, так и за ее пределами.
Популярность усовершенствованного тягача объясняется его характеристиками – модернизация позволила расширить эксплуатационные условия, в которых применялась новая версия. Транспортное средство предназначено для грузоперевозок в следующих погодных условиях:
- на крайнем Севере;
- в условиях повышенной тропической влажности;
- на высокогорье;
- в пустыне и других зонах со сложными параметрами среды.
Максимальная грузоподъемность тягача находится в пределах 20100 кг, что позволяет нагружать его одновременно несколькими элементами, в числе которых не только полуприцепы, но и цистерны.
Конструкция кабины
Кабина КАМАЗ 54115
Особого внимания заслуживает внутренняя часть кабины. После проведенной модернизации появилось спальное место, в результате чего поездки на дальние расстояния стали более комфортными. В процессе езды водитель получил возможность в любое время остановиться и отдохнуть. Отсутствие капота, широкое лобовое стекло и высокая крыша открывают полный обзор и снижают риск возможного столкновения с другими участниками движения. Высокая посадка водителя также облегчает управление.
Кабина автомобиля КамАЗа-54115 похожа на те, что производятся в настоящее время. Внутри эргономично установлены 3 сиденья. Водительское кресло отличается повышенной комфортабельностью и имеет анатомическую форму. Удобный руль с гидроусилителем облегчает управление и позволяет снизить нагрузку на руки водителя.
Несмотря на некоторый минимализм, кабина достаточна удобна. Система подачи теплого воздуха позволяет быстро нагреть салон даже в холодное время года. Возможность взять пассажиров особенно актуальна для тех, кому предстоит дальний путь.
Рабочее место водителя КамАЗа-54115
Таблица: технические характеристики КамАЗ 54115
Снаряженный вес | 7,4 т |
Полный вес | 19,55 т |
Полный вес полуприцепа | 26,85 т |
Полный вес автопоезда | 34,4 т |
Грузоподъемность | 20,1 т |
Нагрузка на передний мост/при полном весе | 3,78 т/4,58 т |
Нагрузка на заднюю ось/при полном весе | 3,62 т/14,97 т |
Нагрузка на седельно-сцепной агрегат | 12 т |
Предельная скорость | 90 км/ч |
Привод | 6х4 |
КПП | механическая, 10 скоростей |
Устройство тягача
Модельный ряд КамАЗ 54115 разрабатывался в соответствии с передовыми стандартами. Применение новых конструктивных решений сделало этот тягач более современным в техническом отношении:
- Меньший вес конструкции. Использование новых облегченных материалов позволило значительно облегчить общий вес автомобиля без ущерба для прочности составных элементов.
- Удешевление расходников и обслуживания. Комплектующие элементы и используемое в автомобиле топливо ориентированы на российский рынок и отечественного производителя.
Присущие КамАЗ 54115 технические характеристики обусловлены новыми технологиями, материалами и изменением ряда конструктивных элементов. Эти параметры позволили разработчикам создать более надежный и экономичный в эксплуатации вариант.
Плюсы и минусы
Перед покупкой стоит рассмотреть преимущества и недостатки именно этой модели.
Плюсы машины
К плюсам можно отнести следющее:
- выдающаяся проходимость;
- просторная кабина;
- достаточно небольшой радиус поворота;
- простота в эксплуатации и ремонте;
- невысокая стоимость обслуживания;
- наличие спального места;
- комфортное водительское сидение;
- стоимость;
- надежность в использовании;
- наличие различных модификаций;
- грузоподъемность.
Минусы машины
Но стоит учитывать и минусы, к которым можно отнести следующее:
- немалое потребление топлива;
- часто возникают поломки;
- отсутствует полный привод.
Габариты базовой модели
Основная модификация седельного тягача из линейки КамАЗ 54115-010 имеет следующие размеры:
Параметры | Размер, мм |
высота | 3110 |
длина | 6155 |
ширина | 2500 |
колесная база | 4160 |
колея передняя | 2050 |
колея задняя | 1890 |
клиренс (дорожный просвет) | 290 |
минимальный радиус поворота | 9000 |
Общий вес грузовика при отсутствии нагружения (снаряженная масса) составляет 7400 кг. Допустимая нагрузка на переднюю ось 4580 кг, на заднюю – 14970 кг. Значительный вес тягача не оказывает особого влияния на динамические показатели, поскольку часть нагрузки перераспределяется на полуприцеп. Скорость представителей этого модельного ряда находится в пределах 90 км/ч, с преодолением подъема с 18% уклоном.
Назначение
На роль базового тягача КамАЗ-54115 с его техническими характеристиками подходил идеально. Причем модель могла использоваться сразу с несколькими полуприцепами, включая бортовые элементы и цистерны. Максимальная грузоподъемность автомобиля составляла 20000 кг.
Техника функционировала с разными прицепами, но наибольшее распространение получили два типа комплектации:
- прицеп общего назначения, представляющий бортовое колесное приспособление, применяемое для транспортировки штучных грузов с определенными габаритами и массой (коробки с крупой, вещами, бытовой химией, фруктами, бутылками и схожими товарами);
- полуприцепы для транспортировки опасных грузов, оборудованные специальными проблесковыми маячками.
В кабине КамАЗ-54115 появилось спальное место, потому автомобиль позволял осуществлять перевозки на дальние расстояния. Колесная формула шесть на четыре обеспечивала хорошую проходимость и устойчивость. Модель отличалась надежностью и прекрасно показала себя в процессе эксплуатации.
Автомобиль предлагался в нескольких исполнениях. Главные отличия заключались в размере топливного бака (350 или 250 л) и типе прицепов, взаимодействующих с техникой. Базовый вариант комплектовался классической выхлопной системой, незащищенной электрикой и малым топливным баком.
У других исполнений могли быть следующие отличия:
- бронированный топливный бак;
- модернизированная выхлопная система с иным расположением переднего бампера, дополненного искрогасителем;
- проблесковый маячок на крыше;
- экранированная электросистема.
Наибольшую популярность получили следующие модификации модели:
- классический вариант КамАЗ-54115-010;
- КамАЗ-54115-010-13;
- КамАЗ-54115-011-13.
Параметры двигателя
Грузовик комплектуется дизельным двигателем, оснащенным функцией турбонаддува. Мотор относится к внутренним разработкам завода с учетом нормативов стандарта Евро-2 и разрешен к эксплуатации в областях, предъявляющих требования в рамках этого стандарта. Мотор 740.31-240 л. с. обладает следующими параметрами:
- V-образная конфигурация двигателя;
- номинальная мощность 165/176 кВт;
- 8-цилиндровый 4-тактный мотор;
- промежуточное охлаждение;
- объем мотора 10,85 л;
- максимальный момент силы 834 Нм.
Модельный ряд КамАЗ 54115 имеет разные типы баков для топлива (емкость 250 и 350 л). Усредненное потребление горючего находится в пределах 3,55 л/10 км, при степени сжатия ДТ 16,5.
Основные неисправности
Причина неисправности | Способ устранения |
Двигатель не пускается | |
Отсутствие топлива в баке | Заполнить топливный бак, прокачать систему питания топливом |
Наличие воздуха в системе питания топливом | Прокачать систему |
Замерзание воды, попавшей в топливные трубки или на сетку заборника топливного бака | Осторожно прогреть топливные фильтры, трубки и бак ветошью, смоченной горячей водой или паром, нельзя пользоваться открытым пламенем для подогрева |
Двигатель не развивает необходимой мощности, работает неустойчиво, повышенное дымление | |
Засорение воздушного фильтроэлемента или колпака воздухозаборника | Провести техническое обслуживание воздухоочистителя |
Загустевание топлива (в холодный период времени) | Заменить топливо на соответствующее сезону. Включить электроподогрев топлива, прокачать систему питания топливом |
Засорение топливных фильтроэлементов в ФГОТ, ФТОТ | Заменить фильтроэлементы |
Повышенный расход масла | |
Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода | Без необходимости не работать на оборотах холостого хода двигателя |
Утечки масла через неплотности в смазочной системе | Проверить состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок |
Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника | Провести обслуживание воздухоочистителя или очистить сетку колпака |
Понижение давления в смазочной системе | |
Неисправность датчика давления масла | Проверить исправность датчика давления масла |
Засорение заборника масляного насоса | Промыть заборник |
Низкий уровень масла в масляном картере | Проверить и, при необходимости, долить масло до о |
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения | |
Загрязнение сердцевины радиатора | Очистить от грязи сердцевину радиатора |
Дополнительные параметры
Лучшую маневренность тяговому автомобилю придают усиленная рама и коробка передач, которые имеют следующие характеристики:
- рама дополнена 2 лонжеронами, которые связаны между собой;
- полуэллиптические рессоры на передней подвеске;
- улучшенная коробка передач, функционирующая на 10 положениях.
Все седельные тягачи серии КамАЗ 54115 хорошо управляемы, устойчивы на дороге и имеют высокую проходимость на сложных грунтах.
Шасси
Рама КамАЗ-54115 усилена парой лонжеронов постоянного сечения, они соединены между собой поперечными балками. Все соединения на заклепках. Передняя ось на зависимой подвеске и паре полуэллиптических рессор, задняя – рессорно-балансирная.
Вернуться к содержанию
Стоимость автомобиля
Модельный ряд снят с производства, но тягачи по настоящее время пользуются спросом. Средняя цена не эксплуатируемой базовой модели находится в пределах 1,5 млн. рублей. За бывший в эксплуатации грузовик 2000-2004 г. выпуска продавцы просят от 500 до 650 тыс. рублей. Ориентировочная цена почасовой аренды составляет 1400-1900 руб/ч.
Все модификации КамАЗ-54115 надежны в эксплуатации, выносливы в плохих погодных условиях и экономичны в содержании. Недостатками этих грузовиков является плохо оборудованная кабина с отсутствием комфорта и высокий расход топлива.
Модификации
На основе базовой модели производилось 4 модификации.
КамАЗ-54115-010. Основное назначение – перевозка полуприцепов со стандартными грузами для строительства, ремонта дорог, уборочных работ и т. п.
КамАЗ-54115-911. Предназначен для транспортировки опасных грузов. Особенности конструкции модели:
- усиленная защита бака с топливом;
- уникальная выхлопная система, расположенная в передней части автомобиля;
- экранирование электросистемы;
- наличие сигнальных маячков сверху кабины.
Оранжевая окраска кабины обеспечивает дополнительную безопасность благодаря привлечению повышенного внимания со стороны других участников транспортного движения.
КамАЗ-54115-010-13. Модель отличается повышенной силовой тягой для перевозки особо тяжеловесных грузов. Соответствует ЕВРО-1.
КамАЗ-54115-15. Оснащен мощным двигателем с 240 л. с., отвечающим требованиям ЕВРО-2.
Годы выпуска КамАЗ-54115 – 2000–2012. В настоящее время модель не производится.