Конструкция и технические характеристики автомобиля КамАЗ-54115


КамАЗ-54115 – седельный тягач производства Камского автомобильного завода. Модель получила ряд конструктивных особенностей, существенно повысивших ее грузоподъемность. В сравнении с модификацией КамАЗ-5410 автомобиль имел иное расположение элементов позади кабины (бак, воздушный фильтр, ресиверы, запасное колесо и другие).

Грузовик относился к бескапотному типу. Его выпуск продолжался с 2000-го по 2011-ый года.

КамАЗ-54115 представлял собой классический седельный тягач. На отечественном рынке модель распространилась очень быстро и вскоре появилась и в других государствах. Усовершенствованная и модернизированная версия применялась в качестве перевозочной техники и могла эксплуатироваться в различных климатических зонах. Автомобиль выполнял задачи в районах крайнего Севера, в пустыне, тропиках и на высокогорье.

Общее описание

Грузовой автомобиль КамАЗ серии 54115 относится к классическим тягачам, которые не функционируют без связки и работают только с полуприцепами. Новые для КамАЗ 54115 характеристики – седельно-сцепной механизм, посредством которого машина соединяется с опорной площадкой и высокая кабина, прототип последующих серий.

В сравнении с предыдущей модификацией КамАЗ 5410, конструктивным отличием этого грузовика является измененное расположение комплектующих сзади кабины. После выпуска модель пользовалась большим спросом, КамАЗ 54115 активно покупали как в пределах РФ, так и за ее пределами.

Популярность усовершенствованного тягача объясняется его характеристиками – модернизация позволила расширить эксплуатационные условия, в которых применялась новая версия. Транспортное средство предназначено для грузоперевозок в следующих погодных условиях:

  • на крайнем Севере;
  • в условиях повышенной тропической влажности;
  • на высокогорье;
  • в пустыне и других зонах со сложными параметрами среды.

Максимальная грузоподъемность тягача находится в пределах 20100 кг, что позволяет нагружать его одновременно несколькими элементами, в числе которых не только полуприцепы, но и цистерны.

Конструкция кабины

Кабина КАМАЗ 54115

Особого внимания заслуживает внутренняя часть кабины. После проведенной модернизации появилось спальное место, в результате чего поездки на дальние расстояния стали более комфортными. В процессе езды водитель получил возможность в любое время остановиться и отдохнуть. Отсутствие капота, широкое лобовое стекло и высокая крыша открывают полный обзор и снижают риск возможного столкновения с другими участниками движения. Высокая посадка водителя также облегчает управление.

Кабина автомобиля КамАЗа-54115 похожа на те, что производятся в настоящее время. Внутри эргономично установлены 3 сиденья. Водительское кресло отличается повышенной комфортабельностью и имеет анатомическую форму. Удобный руль с гидроусилителем облегчает управление и позволяет снизить нагрузку на руки водителя.

Несмотря на некоторый минимализм, кабина достаточна удобна. Система подачи теплого воздуха позволяет быстро нагреть салон даже в холодное время года. Возможность взять пассажиров особенно актуальна для тех, кому предстоит дальний путь.


Рабочее место водителя КамАЗа-54115

Таблица: технические характеристики КамАЗ 54115

Снаряженный вес7,4 т
Полный вес19,55 т
Полный вес полуприцепа26,85 т
Полный вес автопоезда34,4 т
Грузоподъемность20,1 т
Нагрузка на передний мост/при полном весе3,78 т/4,58 т
Нагрузка на заднюю ось/при полном весе3,62 т/14,97 т
Нагрузка на седельно-сцепной агрегат12 т
Предельная скорость90 км/ч
Привод6х4
КППмеханическая, 10 скоростей

Устройство тягача

Модельный ряд КамАЗ 54115 разрабатывался в соответствии с передовыми стандартами. Применение новых конструктивных решений сделало этот тягач более современным в техническом отношении:

  1. Меньший вес конструкции. Использование новых облегченных материалов позволило значительно облегчить общий вес автомобиля без ущерба для прочности составных элементов.
  2. Удешевление расходников и обслуживания. Комплектующие элементы и используемое в автомобиле топливо ориентированы на российский рынок и отечественного производителя.

Присущие КамАЗ 54115 технические характеристики обусловлены новыми технологиями, материалами и изменением ряда конструктивных элементов. Эти параметры позволили разработчикам создать более надежный и экономичный в эксплуатации вариант.

Плюсы и минусы

Перед покупкой стоит рассмотреть преимущества и недостатки именно этой модели.

Плюсы машины

К плюсам можно отнести следющее:

  • выдающаяся проходимость;
  • просторная кабина;
  • достаточно небольшой радиус поворота;
  • простота в эксплуатации и ремонте;
  • невысокая стоимость обслуживания;
  • наличие спального места;
  • комфортное водительское сидение;
  • стоимость;
  • надежность в использовании;
  • наличие различных модификаций;
  • грузоподъемность.

Минусы машины

Но стоит учитывать и минусы, к которым можно отнести следующее:

  • немалое потребление топлива;
  • часто возникают поломки;
  • отсутствует полный привод.

Габариты базовой модели

Основная модификация седельного тягача из линейки КамАЗ 54115-010 имеет следующие размеры:

Параметры Размер, мм
высота 3110
длина 6155
ширина 2500
колесная база 4160
колея передняя 2050
колея задняя 1890
клиренс (дорожный просвет) 290
минимальный радиус поворота 9000

Общий вес грузовика при отсутствии нагружения (снаряженная масса) составляет 7400 кг. Допустимая нагрузка на переднюю ось 4580 кг, на заднюю – 14970 кг. Значительный вес тягача не оказывает особого влияния на динамические показатели, поскольку часть нагрузки перераспределяется на полуприцеп. Скорость представителей этого модельного ряда находится в пределах 90 км/ч, с преодолением подъема с 18% уклоном.

Назначение

На роль базового тягача КамАЗ-54115 с его техническими характеристиками подходил идеально. Причем модель могла использоваться сразу с несколькими полуприцепами, включая бортовые элементы и цистерны. Максимальная грузоподъемность автомобиля составляла 20000 кг.

Техника функционировала с разными прицепами, но наибольшее распространение получили два типа комплектации:

  1. прицеп общего назначения, представляющий бортовое колесное приспособление, применяемое для транспортировки штучных грузов с определенными габаритами и массой (коробки с крупой, вещами, бытовой химией, фруктами, бутылками и схожими товарами);
  2. полуприцепы для транспортировки опасных грузов, оборудованные специальными проблесковыми маячками.

В кабине КамАЗ-54115 появилось спальное место, потому автомобиль позволял осуществлять перевозки на дальние расстояния. Колесная формула шесть на четыре обеспечивала хорошую проходимость и устойчивость. Модель отличалась надежностью и прекрасно показала себя в процессе эксплуатации.

Автомобиль предлагался в нескольких исполнениях. Главные отличия заключались в размере топливного бака (350 или 250 л) и типе прицепов, взаимодействующих с техникой. Базовый вариант комплектовался классической выхлопной системой, незащищенной электрикой и малым топливным баком.

У других исполнений могли быть следующие отличия:

  • бронированный топливный бак;
  • модернизированная выхлопная система с иным расположением переднего бампера, дополненного искрогасителем;
  • проблесковый маячок на крыше;
  • экранированная электросистема.

Наибольшую популярность получили следующие модификации модели:

  1. классический вариант КамАЗ-54115-010;
  2. КамАЗ-54115-010-13;
  3. КамАЗ-54115-011-13.

Параметры двигателя

Грузовик комплектуется дизельным двигателем, оснащенным функцией турбонаддува. Мотор относится к внутренним разработкам завода с учетом нормативов стандарта Евро-2 и разрешен к эксплуатации в областях, предъявляющих требования в рамках этого стандарта. Мотор 740.31-240 л. с. обладает следующими параметрами:

  • V-образная конфигурация двигателя;
  • номинальная мощность 165/176 кВт;
  • 8-цилиндровый 4-тактный мотор;
  • промежуточное охлаждение;
  • объем мотора 10,85 л;
  • максимальный момент силы 834 Нм.

Модельный ряд КамАЗ 54115 имеет разные типы баков для топлива (емкость 250 и 350 л). Усредненное потребление горючего находится в пределах 3,55 л/10 км, при степени сжатия ДТ 16,5.

Основные неисправности

Причина неисправностиСпособ устранения
Двигатель не пускается
Отсутствие топлива в бакеЗаполнить топливный бак, прокачать систему питания топливом
Наличие воздуха в системе питания топливомПрокачать систему
Замерзание воды, попавшей в топливные трубки или на сетку заборника топливного бакаОсторожно прогреть топливные фильтры, трубки и бак ветошью, смоченной горячей водой или паром, нельзя пользоваться открытым пламенем для подогрева
Двигатель не развивает необходимой мощности, работает неустойчиво, повышенное дымление
Засорение воздушного фильтроэлемента или колпака воздухозаборникаПровести техническое обслуживание воздухоочистителя
Загустевание топлива (в холодный период времени)Заменить топливо на соответствующее сезону. Включить электроподогрев топлива, прокачать систему питания топливом
Засорение топливных фильтроэлементов в ФГОТ, ФТОТЗаменить фильтроэлементы
Повышенный расход масла
Длительная работа двигателя на оборотах холостого ходаБез необходимости не работать на оборотах холостого хода двигателя
Утечки масла через неплотности в смазочной системеПроверить состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок
Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборникаПровести обслуживание воздухоочистителя или очистить сетку колпака
Понижение давления в смазочной системе
Неисправность датчика давления маслаПроверить исправность датчика давления масла
Засорение заборника масляного насосаПромыть заборник
Низкий уровень масла в масляном картереПроверить и, при необходимости, долить масло до о
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения
Загрязнение сердцевины радиатораОчистить от грязи сердцевину радиатора

Дополнительные параметры

Лучшую маневренность тяговому автомобилю придают усиленная рама и коробка передач, которые имеют следующие характеристики:

  • рама дополнена 2 лонжеронами, которые связаны между собой;
  • полуэллиптические рессоры на передней подвеске;
  • улучшенная коробка передач, функционирующая на 10 положениях.

Все седельные тягачи серии КамАЗ 54115 хорошо управляемы, устойчивы на дороге и имеют высокую проходимость на сложных грунтах.

Шасси

Рама КамАЗ-54115 усилена парой лонжеронов постоянного сечения, они соединены между собой поперечными балками. Все соединения на заклепках. Передняя ось на зависимой подвеске и паре полуэллиптических рессор, задняя – рессорно-балансирная.

Вернуться к содержанию

Стоимость автомобиля

Модельный ряд снят с производства, но тягачи по настоящее время пользуются спросом. Средняя цена не эксплуатируемой базовой модели находится в пределах 1,5 млн. рублей. За бывший в эксплуатации грузовик 2000-2004 г. выпуска продавцы просят от 500 до 650 тыс. рублей. Ориентировочная цена почасовой аренды составляет 1400-1900 руб/ч.

Все модификации КамАЗ-54115 надежны в эксплуатации, выносливы в плохих погодных условиях и экономичны в содержании. Недостатками этих грузовиков является плохо оборудованная кабина с отсутствием комфорта и высокий расход топлива.

Модификации

На основе базовой модели производилось 4 модификации.

КамАЗ-54115-010. Основное назначение – перевозка полуприцепов со стандартными грузами для строительства, ремонта дорог, уборочных работ и т. п.

КамАЗ-54115-911. Предназначен для транспортировки опасных грузов. Особенности конструкции модели:

  • усиленная защита бака с топливом;
  • уникальная выхлопная система, расположенная в передней части автомобиля;
  • экранирование электросистемы;
  • наличие сигнальных маячков сверху кабины.

Оранжевая окраска кабины обеспечивает дополнительную безопасность благодаря привлечению повышенного внимания со стороны других участников транспортного движения.

КамАЗ-54115-010-13. Модель отличается повышенной силовой тягой для перевозки особо тяжеловесных грузов. Соответствует ЕВРО-1.

КамАЗ-54115-15. Оснащен мощным двигателем с 240 л. с., отвечающим требованиям ЕВРО-2.

Годы выпуска КамАЗ-54115 – 2000–2012. В настоящее время модель не производится.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]