Комплектующие детали коробки передач ЯМЗ-236

КПП на ЯМЗ 2361 является механической (5 ступеней), оснащенной синхронизаторами на нескольких передачах. Данное устройство производится Ярославским моторным заводом. Им оснащаются большегрузные машины МАЗ. В зависимости от комплектации, ЯМЗ может встречаться на автомобилях Урал, автобусах МАРЗ.


Внешний вид коробки передач

Следует рассмотреть основные технические характеристики системы трансмиссии.

Состав коробки передач ЯМЗ

Такой агрегат, как коробка передач на ЯМЗ 236 оснащается выполненным из надежных материалов картером сцепления. Количество горючего в картере скоростной коробки около 5.5 л. Система трансмиссии включает рассчитанный на большие нагрузки первичный вал. Вторичный вал КПП на ЯМЗ 236 одной частью опирается на имеющийся подшипник (роликовый), другой на шариковый подшипник. Следует отметить, что на роликовых присутствуют подшипники промежуточного вала.


Продольный разрез коробки передач

Присутствует специальный ходоуменьшитель. Благодаря нему представляется возможным уменьшить скоростной режим. Эффективностью работы отличается масляный насос. Маслозаборник закрыт сеткой. Данный элемент имеет магнит, который необходим для притяжения металлических микрочастиц, что могут иметься в масле. Данная система включает и редукционный клапан. Его основная функция – это поддержание на оптимальном уровне во время передвижения давления на выходе.


Схема КПП ЯМЗ

В верхней крышке коробки передач ЯМЗ 236 имеется механизм, обеспечивающий при передвижении смену скоростных режимов. Характерно для спецтехники то, что установлена коробка (КОМ), рассчитанная на продолжительный ресурс эксплуатации. На ряде комплектаций встречается электронный привод спидометра.


Схема крышки КПП

Масса КПП вместе с картером превышает 240 кг. В то время как вес силового агрегата ЯМЗ 236 доходит до 1000 кг. Добавлять масло в коробку передач ЯМЗ 236 следует через специальное отверстие, которое надежно закрыто пробкой.

На автомобиле установлена коробка передач модели ЯМЗ-236У.

Характеристика: механическая, пятиступенчатая, трехвальная, с непостоянным зацеплением зубчатых колес, частично синхронизированная.

Установка и крепление:крепится к картеру сцепления, который, в свою очередь, крепится к раме. Задняя часть коробки передач устанавливается на специальной поддерживающей опоре.

Устройство(в соответствии с рисунком 101):картер 64 с крышками, редуктор, привод управления, механизм переключения передач, система смазывания, детали крепления и уплотнения.

Картер с крышками.

Отливается из серого чугуна и является базовой деталью коробки передач. В картере, в соответствии с рисунком 2.21, выполнены 4 расточки для установки подшипников валов, в правой и левой боковых стенках люки для монтажа коробки отбора мощности, верхняя часть картера закрывается съемной крышкой, в которой монтируется механизм переключения передач. Все люки и расточки закрываются крышками (проходными и глухими).

Рис.101. Коробка передач Урал – 4320.31:

1 — первичный вал; 2 — крышка подшипника первичного вала; 3 — картер сцепления; 4 — сальник; 5 — подшипник первичного вала; 6 — маслоотводная трубка; 7 — передний подшипник вторичного вала; 8 — синхронизатор IV и V передач; 9-вилка; 10 — рукоятка рычага; 11 — фиксатор; 12 — втулка шестерни III передачи; 13 — сапун; 14 — вилка переключения II и III передач; 15 — синхронизатор II и III передач; 16 — шестерня II передачи ведомого вала; 17 — упорное кольцо; 18 — вилка переключения I передачи и заднего хода; 19 — шестерня I передачи и заднего хода; 20 — задний подшипник вторичного вала; 21 — вторичный вал; 22 — стакан пружины предохранителя; 23 — пружина предохранителя; 24 — ось поводка; 25 — штифт предохранителя; 26 — защитный колпак; 27 — штифт-фиксатор; 28 — пружина рычага; 29 -опора рычага; 30 — крышка коробки передач; 31 — пробка маслозаливного отверстия; 32 — шарик замка штоков; 33 — штифт замка штоков; 34 — установочный винт; 35 -поводок; 36 — фланец; 37 — ось блока шестерен заднего хода; 38 -промежуточная втулка; 39 — игольчатый подшипник; 40 — блок шестерен заднего хода; 41 — сальник; 42 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 43 -крышка заднего подшипника промежуточного вала; 44 — упорная шайба; 45 — задний подшипник промежуточного вала; 46 — промежуточный вал; 47 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 48 — пробка маслосливного отверстия; 49 — шестерня II передачи промежуточного вала; 50 — распорная втулка; 51 — крышка; 52 — пружинное кольцо магнита; 53 — магнит; 54 — заборник масла; 55 — шестерня III передачи промежуточного вала; 56 — шестерня V передачи промежуточного вала; 57-шлицевая втулка синхронизатора; 58 — шестерня III передачи вторичного вала; 59 — пробка маслосливного отверстия; 60 — втулка шестерни V передачи вторичного вала; 61 — шестерня V передачи вторичного вала; 62 — шестерня отбора мощности; 63 — шестерня привода промежуточного вала; 64 — картер коробки передач; 65-масляный насос; 66 — кольцевая гайка

Картер имеет раздельно заливное отверстие (на верхней крышке) и контрольное на левой боковой стенке картера. В средней части картера внутри выполнена перегородка.

Редуктор.

Назначение:служит для изменения крутящего момента по величине, путем увеличения или уменьшения передаточного числа, и направлению, за счет дополнительного блока шестерен.

Характеристика: основной, одноприводный, шестеренчатый, с неподвижными осями, передаточные числа: первая – 5,26; вторая – 2,90; третья – 1,52; четвертая – 1,0; пятая – 0,664; задний ход – 5,48.

Устройство: (в соответствии с рисунком 101):первичный вал с ведущей шестерней 1, промежуточный вал 46 в сборе с зубчатыми колесами 49,55,56,62,63, вторичный вал 21 в сборе с зубчатыми колесами 16,20,58,61, блок шестерен заднего хода 40.

Первичный вал 1изготавливается из легированной стали вместе с ведущей шестерней. Спереди его опорой является игольчатый подшипник, установленный в расточке коленчатого вала двигателя. Сзади его опорой, в соответствии с рисунком 101, является шариковый подшипник 5.

Передний подшипник при сборке заполняется смазкой, уплотняется манжетой и в процессе эксплуатации ухода не требует. Задний подшипник на валу стягивается кольцевой гайкой.

Шестерня косозубая, имеет внутренний зубчатый венец для соединения с зубчатым венцом каретки синхронизатора и осевую цилиндрическую расточку для роликового подшипника передней опоры вторичного вала. Задняя часть шестерни имеет наружную коническую поверхность для создания момента трения между шестерней и синхронизатором при включении прямой передачи.

В осевое отверстие вала вставлена втулка для подачи масла в осевой канал вторичного вала. Для отвода масла из полости крышки подшипника в первичном валу выполнено наклонное сверление. Полость подшипника вала уплотнена сальником, установленным в крышке подшипника.

Вторичный вал 21 изготовлен из легированной стали и установлен в соответствии с рисунком 101, на двух опорах соосно с первичным валом: передняя опора – роликовый цилиндрический подшипник 7, установленный в расточке шестерни первичного вала, задняя опора – шариковый подшипник 20, установленный в расточке задней стенки картера коробки передач.

Вторичный вал на переднем конце имеет шлифованную шейку под подшипник. На заднем конце нарезаны шлицы для установки фланца карданного вала и резьба для гайки крепления фланца. От самоотворачивания гайка стопорится шплинтом, который вставляется в прорези, гайки и отверстие в резьбовой части вала. Выход вала уплотняется сальником. На шлицах вторичного вала установлена каретка синхронизатора 4 и 5 передач 8. Синхронизатор 2 и 3 передач 15 установлен на шлицевой втулке, закрепленной на вторичном валу с помощью сегментной шпонки.

Внутри вала выполнено осевое сверление, в которое поступает смазка от первичного вала. Для подвода смазки к подшипникам шестерен во вторичном валу выполнены радиальные сверления. При установке втулок шестерен при сборке вала, необходимо следить, чтобы отверстия в валу и втулках совпадали. Включение передач первой и заднего хода осуществляется перемещением шестерни-каретки по шлицам вала вперед — 1-я передача, назад — передача заднего хода.

На валу в соответствии с рисунком 101, установлены шестерни 16, 19, 58, 61. Шестерни изготовлены из легированной стали, их рабочие поверхности цементированы и закалены для повышения твердости зубьев.

Шестерня 19 (I передачи и заднего хода) установлена и перемещается по прямым шлицам, нарезанным на валу 21.

Шестерни 61, 58, 16 (V,III,II передач) косозубые, постоянного зацепления с соответствующими шестернями промежуточного вала, установлены на валу на подшипниках скольжения (втулках) и зафиксированы в сборе с одной стороны – упорным кольцом 17, а с другой – специальной упорной зубчатой шайбой и фигурной шпонкой, запирающей шайбу. Втулки изготовлены из стали, цементированы и закалены, имеют отверстия для подвода смазки. На наружных поверхностях втулок выполнены полукруглые канавки, образующие карманы для смазки и удержания частиц износа. Шестерни 61, 58, 16 имеют дополнительные зубчатые венцы для обеспечения переключения передач, зубья которых выполнены с небольшой конусностью по длине. Для обеспечения создания необходимого момента трения между поверхностью шестерни и поверхностью фрикционного кольца синхронизатора шестерни выполнены заодно с конусом.

Промежуточный вал 48 изготовлен из легированной стали и установлен в соответствии с рисунком 101, на двух опорах: переднем роликовом и заднем щариковом 45 (в последних модификациях роликовом) подшипниках. От осевых перемещений задний подшипник зафиксирован стопорным кольцом и крышкой.

Вал откован заодно с венцами прямозубых шестерен первой передачи и заднего хода, в соответствии с рисунком 101, причем на указанных передачах зубчатые колеса входят в зацепление только при включении передач. Зубчатые колеса привода промежуточного вала 63, привода отбора мощности 62, пятой 56, третьей 55 и второй 49 передач косозубые и напрессованы на промежуточный вал, от проворачивания стопорятся сегментными шпонками.

Блок шестерен заднего хода 37 установлен в левой стороне картера и имеет, в соответствии с рисунком 101, два прямозубых зубчатых венца, установлен на оси 37 на двух роликовых подшипниках 39. Ось в картере фиксируется двумя упорными шайбами. В переднем торце промежуточного вала выполнено сверление со шлицами для соединения с валиком масляного насоса 65.

Порядок передачи крутящего момента в коробке передач.

Нейтральное положение – синхронизаторы 5,10 и шестерня-каретка включения первой передачи и заднего хода 12, в соответствии с рисунком 101, выключены. Первичный вал 2 вращается двигателем и вращает через свою шестерню промежуточный вал 17. Шестерни промежуточного вала 19, 21, 22 вращают зубчатые колеса вторичного вала 8, 11. Поскольку зубчатые венцы колес вторичного вала выведены из зацепления с синхронизаторами или шестерней-кареткой, то крутящий момент на вал не передается.

Первая передача – шестерня-каретка, в соответствии с рисунком 102, перемещена назад и зубчатый венец находится в зацеплении с зубчатым венцом шестерни первой передачи промежуточного вала.

Рис.102.Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на первой передаче

Крутящий момент от первичного вала передается на промежуточный, с него на шестерню-каретку вторичного вала и шлицы, вторичного вала. Вторичный вал вращается с частотой (скоростью) в 5,26 раза меньшей, чем первичный, а крутящий момент, подведенный к первичному валу, увеличивается на эту же величину.

Рис.103. Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на второй передаче

Вторая передача – каретка синхронизатора 10, в соответствии с рисунком 103, введена в зацепление с зубчатым венцом шестерни второй передачи 11.

Крутящий момент передается от первичного вала на промежуточный, с него на зубчатое колесо (шестерню) второй передачи вторичного вала, каретку синхронизатора и вторичный вал. Частота вращения вторичного вала в 2,9 раза меньше первичного, крутящий момент на вторичном валу на эту же величину больше.

Третья и пятая передачи – крутящий момент передается, в соответствии с рисункам 104, 105, аналогично второй передаче, за исключением соединяемых с вторичным валом ведомых шестерен.

Рис.104. Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на третьей передаче

Рис.105. Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на пятой передаче

При этом на третьей передаче вторичный вал вращается с частотой (скоростью) в 1,52 раза меньшей, чем первичный, а крутящий момент, подведенный к первичному валу, увеличивается на эту же величину; на пятой передаче частота вращения вторичного вала в 0,664 раза больше первичного, а крутящий момент на эту же величину меньше.

Четвертая передача – каретка синхронизатора 5, в соответствии с рисунком 106, введена в зацепление с зубчатым венцом шестерни первичного вала.

Рис.106. Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на четвертой передаче

Крутящий момент с первичного вала передается на каретку синхронизатора и с нее на вторичный вал. Крутящий момент не преобразуется, прямая передача.

Передача заднего хода – шестерня-каретка, в соответствии с рисунком 107, введена в зацепление с блоком шестерен заднего хода.

Рис.107. Передача крутящего момента в редукторе коробки передач на передаче заднего хода

Крутящий момент от первичного вала через промежуточный передается на блок шестерен заднего хода, затем на – шестерню-каретку и на вторичный вал. Крутящий момент увеличивается в 5,48 раза, скорость вращения вторичного вала меньше на эту же величину, а направление вращения меняется на обратное.

Механизм переключения передач.

Назначение:служит длянадежного включения требуемой передачи.

Установка и крепление:собран в верхней крышке картера коробки передач, синхронизаторы установлены на шлицах вторичного вала.

Общее устройство:в соответствии с рисунком 108, ползуны 3 (3 шт.), вилки 4 (3 шт.), фиксаторы 2, 6 (3 шт.), блокировочное устройство (замок) 5, предохранитель, в соответствии с рисунком 101, синхронизаторы в соответствии с рисунком 101 (2 шт.).

Рис.108. Механизм переключения передач коробки передач ЯМЗ-236У

1 – верхняя крышка коробки передач; 2 – пружина фиксатора; 3 – ползун; 4 – вилка; 5 – блокировочное устройство (замок); 6 – шарик фиксатора

Фиксаторыслужат дляудержания (фиксации) ползунов в определенном положении.

Рис.109. Схема фиксатора

1 – крышка коробки передач; 2 – пружина; 3 – шарик; 4 – ползун; 5 – лунка ползуна

Каждый из трех фиксаторов, в соответствии с рисунком 109, представляет собой подпружиненный шарик 3, находящийся в лунках 5 ползуна и удерживающий его от перемещения.

При воздействии водителя на ползун 4 при переключении передач шарик утапливается в крышку, сжимая пружину 2, и при подходе другой лунки опускается в нее, фиксируя положение ползуна.

Блокировочное (замок) устройствослужитдля исключения одновременного перемещения двух ползунов а, следовательно, и включения двух передач.

Блокировочное устройство включает,в соответствии с рисунком 110, шарики 3 (4 шт.), штифт 4.

Рис.110. Схема блокировочного устройства:

1 — крышка, 2 — ползуны, 3 — шарики, 4 -штифт, 5 — выемки в ползунах.

Размеры шариков 3 и штифта 4, в соответствии с рисунком 110, подобраны таким образом, что суммарная величина диаметров двух соседних шариков больше толщины, разделяющей ползуны перегородки в крышке.

При перемещении одного из крайних ползунов 2 пара шариков перекатывается в выемку 5 среднего ползуна и стопорят его. Одновременно с помощью штифта они воздействуют на два других шарика и перекатывают их в выемку другого крайнего ползуна, осуществляя его стопорение. При перемещении среднего ползуна шарики перекатываются в выемки крайних ползунов и вызывают их стопорение (запирание).

Предохранительслужит дляпредотвращения случайного включения первой передачи или заднего хода и включает,в соответствии с рисунком 111, толкатель 3, шток 2, пружину 1.

Рис.111. Устройство предохранителя:

1 – пружина; 2 – шток; 3 – толкатель

Толкатель не дает возможности ввести в паз головки ползуна нижний конец наконечника рычага переключения передач. Поэтому для включения первой передачи или заднего хода необходимо, вначале, сжать пружину, перемещая шток с помощью толкателя, и только затем перемещать соответствующий ползун.

Синхронизаторы установлены на шлицах вторичного вала.

Назначение: служат для выравнивания частоты вращения соединяемых элементов при включении передач.

Принцип действия: основан на выравнивании угловых скоростей, включаемых (соединяемых) элементов за счет трения между конусными поверхностями синхронизатора и зубчатого колеса.

Характеристика: инерционные, конусные, обоймовые, двухсторонние с блокировочными окнами неразборные.

Устройство (в соответствии с рисунком 112):обойма 1, муфта 5, каретка 3, конусные кольца 7 (2 шт.).

Синхронизаторы 2-3 и 4-5 передач по устройству аналогичны и отличаются только размерами.

Обойма 4

представляет собой полый цилиндр, в соответствии с рисунком 112, имеющий фигурные пазы 10.

Конусные кольца 7

бронзовые фрикционные, приклепаны к торцам обоймы.

Рис.112. Синхронизатор коробки передач Урал – 4320.31:

1 — шарик фиксатора каретки; 2 – пружина фиксатора; 3 – каретка; 4 – обойма; 5 – муфта; 6 – штифт обоймы; 7 – конусные кольца; 8 – заклепка крепления кольца; 9 – шип каретки; 10 — фигурный паз обоймы

Муфта 5 закреплена на четырех выступах каретки 3, входящих в пазы 10 обоймы синхронизатора. Через муфту синхронизатор связан с вилкой переключения передач.

Каретка 3 синхронизатора имеет шлицевое отверстие, которое устанавливается на шлицы вторичного вала (синхронизатор 4 и 5 передач) или на шлицы распорной втулки вторичного вала (2 и 3 передач).

Для соединения с муфтой на каретке выполнены 4 шипа, проходящие через пазы обоймы. Фиксирование нейтрального положения обоймы и каретки осуществляется фиксаторами, представляющими собой подпружиненные шарики, расположенные в 4-х сверлениях каретки. При выключенной передаче шарики входят в канавки обоймы, при включенной — утапливаются в сверления. Для соединения с зубчатыми венцами шестерен на каретке с обеих сторон нарезаны наружные зубья.

Рис.113. Действие синхронизатора:

а – нейтральное положение; б – выравнивание угловых скоростей соединяемых деталей; в – включение передачи (соединение зубчатых венцов)

Действие синхронизатора.При включении передачи, в соответствии с рисунком 113 б, вилка перемещает муфту синхронизатора, которая передвигает вдоль вала связанную с ней каретку и обойму синхронизатора. При соприкосновении конусного фрикционного кольца с конусом зубчатого колеса изменяются их скорости вращения, в результате чего прямоугольные выступы каретки, входящие в прорези обоймы, смещаются и входят в средние боковые углубления прорезей. До тех пор, пока не прекратится взаимное скольжение конических поверхностей и не выровняются скорости вращения обоймы и зубчатых колес, дальнейшее продвижение каретки вдоль оси вала невозможно.

После выравнивания угловых скоростей, в соответствии с рисунком 113 в, каретка перестает прижиматься к средним боковым углублениям прорезей и муфта перемещается вместе с кареткой вдоль оси вала, при этом шарики фиксаторов утапливаются в сверления каретки, освобождая ее от связи с обоймой. Зубчатый венец каретки соединяется с зубчатым венцом шестерни и происходит безударное включение передачи.

Привод управления.

Назначение:служит для передачи управляющего усилия водителя на механизм переключения передач.

Характеристика:непосредственный.

Установка и крепление:крепится к верхней крышке картера коробки передач.

Рис.114.Привод управления коробкой передач ЯМЗ-236У:

1 – корпус; 2 – защитный колпак; 3 – рычаг; 4 – пружина рычага; 5 – опора рычага, 6 – штифт-фиксатор

Устройство(в соответствии с рисунком 114):корпус 1,защитный колпак 2, рычаг управления 3, пружина рычага 4, опора рычага 5, штифт-фиксатор 6.

Рычаг управления рычаг переключения передач, в соответствии с рисунком 114, выполнен цельным, без наконечника. Имеет шаровую опору 5 и установлен в специальном корпусе 1 на штифте — фиксаторе 6 и поджимается пружиной 4. В шаровой опоре выполнен паз, позволяющий рычагу с наконечником качаться в продольной (вдоль оси машины) и поперечной плоскостях. Нижний конец наконечника при этом перемещается в пазах головок ползунов. Качанием в поперечной плоскости производится выбор ползуна, в продольной — включение передачи.

Для уверенного пользования механизмом переключения передач водитель должен четко знать положение рычага при включении той или иной передачи. Для этого в кабине на видном месте передней панели крепится табличка со схемой переключения передач, в соответствии с рисунком 115.

Рис.115. Схема переключения передач в коробке передач Урал – 4320.31

Система смазывания.

Назначение:служит для смазывания под давлением роликовых подшипников зубчатых колес вторичного вала.

Рис.116. Схема смазки коробки передач ЯМЗ-236У:

1 — канал первичного вала; 2 — масляный насос; 3 — канал картера; 4, 6 — сливная пробка; 5 – маслозаборник

Характеристика:комбинированная.

Устройство(в соответствии с рисунком 116):масляный насос 2,заборник масла 5, магистрали 1, 3.

Масляный насос.

Назначение: служит для подачи масла под давлением в систему.

Характеристика:односекционный, шестеренного типа.

Установка и крепление(в соответствии с рисунком 117):крепится к переднему торцу картера коробки передач и приводится в действие от носка промежуточного вала коробки передач.

Рис.117. Масляный насос

1 — валик; 2 — ось; 3, 11 — втулки; 4 — ведомая шестерня; 5 — основание насоса; 6 — пружина клапана; 7 — шарик клапана; 8 — корпус насоса; 9 — пробка клапана; 10 — ведущая шестерня

Устройство(в соответствии с рисунком 117):основание 5, корпус 8, ведущая шестерня 10 с валиком 1, ведомая шестерня 4 с осью 2, редукционный клапана 6, 7, 9.

Редукционный клапан насоса отрегулирован на давление 0,07 — 0,09 МПа (0,7-0,9 кГс/см2).

Заборник масла служит для очистки масла.

Установка и крепление(в соответствии с рисунком 116):крепится изнутри к днищу картера коробки в задней части.

Устройство(в соответствии с рисунком 118):корпус 1,сетка 2, магнит 3, пружина 4.

Рис.118.Заборник масла

Точки смазывания и заправки.

Передний подшипник первичного вала коробки передач, расположенный в расточке коленчатого вала, смазывается при сборке сцепления и коробки передач смазкой МЛи-Ка 3/13-3 (№ 158). В процессе эксплуатации пополнения смазки не требуется.

Заправочная емкость коробки передач 5,5 л.

Применяемое масло: основное при температуре до –30оС — ТМ-3-18 (ТСп-15к), до–50°С-ТМ-5-12РК; дублирующее: до –30оС — М-16-А (т) (МТ-16п), ниже –30оС допускается применять масло ТМ-3-9 (ТСп-10), или масло ТМ-3-18 (к) с добавлением 10-15% дизельного арктического или зимнего топлива.

Заправку производить через заливную горловину (пробку), контроль уровня — с помощью контрольного отверстия. Слив производить через два сливных отверстия. После слива отработавшего масла очистить магнит пробки переднего сливного отверстия от металлических частиц.

Раздаточная коробка

Назначение: служит дляраспределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля, его увеличения при движении в тяжелых дорожных условиях и отбора мощности на привод дополнительного оборудования.

Характеристика: механическая, двухступенчатая, дифференциальная, с постоянно включенным передним мостом.

Установка и крепление: установлена на раме автомобиля позади коробки передач на 4-х опорах с резиновыми подушками. Привод раздаточной коробки – от коробки передач с помощью карданного вала.

Устройство(в соответствии с рисунком 119): картер 30 с крышками, редуктор, дифференциал, механизм переключения передач и блокировки дифференциала, привод управления, детали крепления и уплотнения.

Картер.

Картер 30 отлит из чугуна и является, в соответствии с рисунком 119, базовой деталью раздаточной коробки. В картере выполнено 6 расточек для подшипников вала и люки для монтажа раздаточной коробки. Люки и места выхода валов из раздаточной коробки, а также расточки подшипников промежуточного вала закрываются крышками 4, 17, 20, 23, 31, 35. Для заправки, слива и контроля уровня смазочного масла в картере выполнено заливное (оно же контрольное) и сливное отверстия, закрываемые резьбовыми пробками, в сливной пробке 8 имеется магнит.

Редуктор.

Характеристика:шестеренчатый, с неподвижными осями, четырехвальный, с соосными выходными валами;передаточные числа: низшая передача — 2,15; высшая передача — 1,21.

Рис.119. Коробка раздаточная Урал – 4320.31:

1, 15, 22 — фланцы; 2 — маслосгонное кольцо; 3 — гайка; 4, 17 — крышка подшипников; 5 — корпус заднего подшипника дифференциала; 6- задняя обойма; 11 — передняя обойма; 7 -эпициклическая шестерня; 8 — пробка; 9 — обойма с шестерней нижнего вала; 10 — солнечная шестерня дифференциала; 12 — муфта блокировки дифференциала; 13 — болт; 14 — вал привода переднего моста; 16 — отражатель; 18 — сателлит дифференциала; 19, 25 -шестерни высшей передачи; 20, 23, 31, 35 — крышки подшипников; 21 — кольцевая гайка; 24, 34 — подшипники; 26 — втулка; 27 — крышка; 28 — муфта включения передач; 29, 38 — шестерни низшей передачи; 30 — картер; 32 — штуцер системы герметизации; 33 — первичный вал; 36 — промежуточный вал; 37 — распорная втулка; 39 — вал привода промежуточного и заднего мостов; 40 — шток вилки переключения передач; 41 -шток вилки блокировки дифференциала; 42 — фиксатор; 43 — вилка блокировки дифференциала; 44 — вилка переключения передач 45 – шестерня привода спидометра 46 — червяк привода спидометра

Устройство(в соответствии с рисунком 119): первичный вал в сборе 33, промежуточный вал в сборе 36, вал привода переднего моста в сборе 14 , вал привода задней тележки в сборе 39.

Первичный валв сборе 33, в соответствии с рисунком 119, устанавливается в картере на двух опорах, представляющих собой роликовые конические радиально-упорные подшипники 24 расположенные бочкообразно. На первичном валу устанавливаются фланец карданного вала 22, зубчатые колеса первой (низшей) 29 и второй (высшей) передач 25 и муфта переключения передач механизма управления 28.

Первичный вал изготавливается из легированной стали. В передней и средней частях вала нарезаны шлицы, на которых устанавливаются, соответственно, фланец карданного вала и муфта переключения передач. На заднем конце вала нарезан зубчатый венец для соединения с муфтой включения коробки дополнительного отбора мощности. На шлифованных поверхностях вала устанавливаются на бронзовых втулках зубчатые колеса высшей (спереди) и низшей (позади) передач. Для подвода смазки к втулкам зубчатых колес при работе коробки дополнительного отбора мощности в первичном валу выполнено осевое и радиальные сверления.

Зубчатые колеса косозубые, имеют на ступице дополнительный зубчатый венец соединения с муфтой переключения передач. Для подвода смазки к втулкам в зубчатых колесах выполнены сквозные сверления, через которые масло поступает при движении автомобиля.

Фиксация вала от осевых перемещений осуществляется крышками подшипников 23 и 31, между передней крышкой 23 и картером устанавливаются регулировочные прокладки. В передней крышке устанавливаются две манжеты, уплотняющие выход вала из картера раздаточной коробки.

Промежуточный валв сборе 36, в соответствии с рисунком 119, установлен в картере также на двух опорах – роликовых конических радиально-упорных подшипниках 34, расположенных бочкообразно. На валу устанавливаются зубчатые колеса высшей 19 и низшей 38 передач, дистанционная (распорная) втулка 37 и червяк привода спидометра 40.

Промежуточный вал изготовлен из легированной стали. На поверхности вала нарезаны шлицы для установки зубчатых колес. В местах установки подшипников на валу выполнены шлифованные шейки. Внутренние обоймы подшипников с зубчатыми колесами и дистанционной втулкой стянуты двумя гайками.

Зубчатые колеса – косозубые, имеют внутренние шлицы для соединения с валом. Колесо 19 меньшего диаметра устанавливается впереди (высшей передачи), большего диаметра 38 – сзади (низшей передачи). Длинные стороны ступиц колес направлены друг к другу и между ними устанавливается на валу дистанционная (распорная) втулка.

Червяк привода спидометра 40 установлен на переднем конце промежуточного вала на призматической шпонке и крепится планкой с болтами.

Места установки подшипников в картере закрываются крышками 20 и 35. Под задней крышкой устанавливаются регулировочные прокладки подшипников. В задней крышке имеется резьбовое отверстие, в которое ввернут штуцер трубки системы герметизации агрегатов (сапунирования полости картера).

Вал привода переднего мостав сборе 14, в соответствии с рисунком 119, установлен в нижней части картера. Передний конец вала опирается на шариковый радиально-упорный подшипник, установленный в крышке картера 17, задний шлицованный конец – на детали межосевого дифференциала. На валу устанавливаются муфта блокировки дифференциала 12, солнечная шестерня дифференциала, маслосгонное кольцо и фланец карданного вала привода переднего моста 15.

Вал изготовлен из легированной стали и имеет три шлицевых участка. На переднем конце – для установки фланца карданного вала, на средней части – для установки муфты блокировки дифференциала, в задней части – для солнечной шестерни межосевого дифференциала.

Выход вала из крышки картера уплотняется самоподжимным резиновым сальником. Для снижения нагрузки на сальник перед ним установлено маслосгонное кольцо с меткой «П». При вращении вала винтовые канавки маслосгонного кольца отбрасывают просочившееся масло обратно в картер. Осевые нагрузки на вал воспринимает стопорное кольцо подшипника и крышка.

Вал привода задней тележкив сборе,в соответствии с рисунком 119, также имеет в качестве опор шариковый радиально-упорный подшипник и детали межосевого дифференциала. На валу устанавливаются фланец карданного вала 1 и коронная шестерня (эпицикл) 7 межосевого дифференциала.

Вал изготовлен из легированной стали и имеет два шлицованных участка. На переднем шлицованном конце устанавливается коронная шестерня дифференциала, на заднем – фланец карданного вала. Шлифованная шейка вала опирается на подшипник, устанавливаемый в крышке картера. Выход вала из крышки уплотняется самоподжимным резиновым сальником. Для разгрузки сальника устанавливается маслосгонное кольцо 2 с меткой «3». Действует кольцо также как и на валу привода переднего моста.

Раздаточная коробка, на которую устанавливается коробка дополнительного отбора мощности, имеет удлиненный первичный вал и измененный в зоне крепления дополнительного отбора картер.

Параметры шестерен привода спидометра зависят от передаточного отношения главной передачи ведущего моста и размеров установленных на автомобиле шин.

Дифференциал раздаточной коробки.

Назначение: служит дляобеспечения вращения валов привода переднего моста и задней тележки с разными угловыми скоростями и распределения крутящего момента между ними в соотношении 1:2.

Характеристика: межосевой, несимметричный, планетарный, блокируемый.

Установка и крепление:устанавливается,в соответствии с рисунком 119, в картере раздаточной коробки на двух шариковых радиально-упорных подшипниках. Передний подшипник размещается в перегородке картера, задний – в картере заднего подшипника дифференциала.

Устройство(в соответствии с рисунком 120): передняя обойма 2; обойма с шестерней нижнего вала 7, задняя обойма 8, солнечная шестерня 3, коронная (эпициклическая) шестерня 6, опорное кольцо передней обоймы 4, сателлиты с осями — 4 шт. 5, детали крепления.

Передняя обойма 2, обойма с шестерней нижнего вала 7 и задняя обойма

8 в сборе образуют корпус дифференциала, внутри которого размещаются его остальные элементы.


Рис.120. Межосевой дифференциал раздаточной коробки:

1 — зубчатый венец, 2 — передняя обойма, 3 — солнечная шестерня; 4 – опорное кольцо передней обоймы; 5 сателлиты; 6 — эпициклическая шестерня; 7 — обойма с шестерней нижнего вала, 8 — задняя обойма

Обойма с шестерней нижнего вала

, в соответствии с рисунком 119, имеет удлиненную ступицу, на которой выполнена шлифованная шейка под подшипник и нарезан зубчатый венец для зацепления с зубьями муфты блокировки дифференциала 12. На диске обоймы выполнено четыре отверстия для установки осей сателлитов 18. Второй опорой осей является, в соответствии с рисунком 120, опорное кольцо передней обоймы 4, которое болтами крепится к обойме.

Шестерня нижнего вала – косозубая, находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом низшей передачи промежуточного вала. Таким образом, корпус является ведущим элементом дифференциала, на который передается крутящий момент от промежуточного вала.

Задняя обойма 8

изготовлена в виде чашки с удлиненной ступицей, на которую устанавливается подшипник и гайка крепления подшипника.

Передняя обойма 2

изготовлена в виде кольца, на наружной поверхности которого нарезаны зубья. Между собой обоймы соединяются болтами.

Солнечная шестерня 3

– прямозубая, имеет внутренние шлицы, которыми она устанавливается на вал привода переднего моста. Наружные зубья находятся в постоянном зацеплении с сателлитами.

Коронная (эпициклическая) шестерня 6

представляет собой деталь чашеобразаной формы. В ступичной части эпицикла нарезаны шлицы для установки на вал привода задней тележки. В уширенной части выполнен внутренний прямозубый венец, находящийся в постоянном зацеплении с сателлитами.

Сателлиты 5

– прямозубые шестерни, выполненные заодно с осями. Сателлиты устанавливаются в отверстия передней обоймы и опорного кольца и находятся в постоянном зацеплении с одной стороны – с солнечной шестерней, с другой – с эпициклом. Зацепление сателлитов с эпициклом – внутреннее, с солнечной шестерней – наружное.

Механизм переключения передач и блокировки дифференциала.

Назначение: служит для переключения передач и блокировки дифференциала.

Устройство: (в соответствии с рисунком 119) муфты 12, 28 (2 шт.), штоки 40, 41; вилки 43, 44 (2 шт.), фиксаторы 42 (2 шт.).

Муфта переключения передач 28 и муфта блокировки дифференциала 12

подобны муфте переключения первой передачи и заднего хода коробки передач.

Шток 40 переключения передач

вилкой 44 связан с муфтой 28 переключения передач. На штоке выполнены три лунки для фиксирования положений включения высшей и низшей передач и нейтрали.

Шток 41 блокировки дифференциала

связан вилкой 43 с муфтой 12 блокировки дифференциала. На штоке имеются две лунки, позволяющие фиксировать положение разблокированного и заблокированного дифференциала.

Фиксаторы 42

представляют собой подпружиненные шарики и аналогичны фиксаторам коробки передач.

Привод управления раздаточной коробки.

Назначение: служит для передачи управляющего воздействия водителя на механизм переключения передач и блокировки дифференциала.

Характеристика:дистанционный, механический.

Устройство(в соответствии с рисунком 121): рычаги управления 1, 2 (2 шт.), поводки 7, 8 (2 шт.), тяги 5, 6 (2 шт.).

Рычаги управления 1 и 2

, в соответствии с рисунком 121, установлены на кронштейне и выведены через прорези в кабину. Нижние концы рычагов управления соединены с поводками с помощью тяг 5 и 6 .

Тяги 5 и 6

имеют резьбовые наконечники, позволяющие изменять их длину.

Поводки 7 и 8

установлены на кронштейне, закрепленном на раздаточной коробке, и с помощью пальцев соединены со штоками механизма переключения передач 9, и блокировки дифференциала 10.

Рис.121. Управление раздаточной коробкой Урал – 4320.31:

Возможные поломки

Неисправности коробки передач на ЯМЗ 236 могут быть следующего плана:

  • появление посторонних шумов;
  • уменьшение количества масла, которое заливается в коробку;
  • затрудненное включение скоростей;
  • самопроизвольное выключение скоростных режимов;
  • подтеки жидкости со стороны картера.

При любом из этих проявлений, целесообразно самостоятельно осуществить проверку уровня масла в коробке, насколько прочно подтянуты все крепежные гайки, болты. Если проблема кроется не в этом, автотранспорт следует отправить на диагностику в сервисный центр. Здесь мастера должны при помощи специального оборудования проверить целостность составляющих частей КПП (муфты, подшипники, втулки и т.д.), оценить рабочую способность масляного насоса.

Механики в автоцентре при необходимости могут отрегулировать блокировочную муфту, угол наклона рычага в кабине. В ряде случаев замена неисправных подшипников, шестерен позволяет вернуть КПП в работоспособное состояние. Без профессионального оборудования ремонт КПП своими руками будет осложнен.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]