КамАЗ-5490 — новая серия российских грузовиков с немецким двигателем и кабиной, созданной по чертежам Mercedes Benz Axor 2001 модельного года. КамАЗ-Мерседес оснащается зарубежными коробками передач, мостами и электроникой.
КамАЗ 5490 относится к магистральным тягачам, которые используются для перевозок грузов на большие расстояния. Обновленная кабина с двумя спальными местами является большим преимуществом перед аналогичными моделями, т.к. позволяет сделать рабочий процесс более комфортным.
Работая на базе мерсовского двигателя с турбонаддувом Евро-5, новый грузовой автомобиль стал еще надежнее. 16-ступенчатая коробка передач ZF позволяет делать расход топлива еще более экономичным. Также КамАЗ 5490 имеет круиз-контроль, обеспечивающий слежение за скоростью, ее регулирование на определенных участках дороги без участия водителя.
Этот автомобиль имеет отличные ТТХ и довольно внушительные размеры: длина – 6,1 метра, высота кабины – 3,3-3,7 метра, ширина – 2,5 метра (без учета зеркал), полная масса автопоезда – 44 тонны. Колесная формула – 4х2, задний привод, также имеется блокиратор дифференциала.
Какие модели комплектуются
Двигатель и кабина Mercedes Benz устанавливаются на следующие модели и модификации:
- КамАЗ-5490 — базовая модель седельного тягача с нагрузкой на седло 10,5 т.
- КамАЗ-65206 — магистральный тягач с полуприцепом и нагрузкой на седло 16,6 т.
- КамАЗ-65207 — бортовой грузовик с грузоподъемностью 15 тонн и макс. массой прицепа 14 тонн.
- КамАЗ-6580 — самосвал с колесной формулой 6х4.
- КамАЗ-65801 — самосвал с колесной формулой 8х4.
- КамАЗ-65802 — самосвал с колесной формулой 6х6.
Оксана Карахова, ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС: мы производим технику такого же качества, как в Германии
К: 20 000 грузовиков Mercedes и Fuso за семь лет – много это или мало? Насколько это количество совпадает с планами, которые были в самом начале проекта?
О.К.: Мы молодая компания, которая начала свою деятельность в 2010 году, и 20 000 грузовиков за 7 лет — это очень неплохой показатель, особенно если считать его хорошим заделом на будущее развитие. Безусловно, на цифре сказались кризисные скачки. Не будь их, а также серьезного спада на рынке коммерческого транспорта, и эта цифра имела все шансы быть больше.
Тем не менее, у нас есть свои стратегические цели по доле рынка, по прибыльности, и мы должны эти планы реализовать. Свою долю мы постоянно увеличиваем, каждый год наблюдаются положительные тенденции роста. Мы начинали с 10% рынка. На данный момент наша доля составляет более 20%. А если рассчитывать на улучшение в российской экономике, то наше развитие станет стремительнее и существеннее. Все мы игроки одного рынка — это рынок европейских брендов коммерческой техники. И у всех нас есть определенные цели и амбиции, но есть и границы.
На фото: Mercedes-Benz Actros ‘2011–н.в.
К: Какова структура бизнеса компании, какая часть приходится на локальное производство, а какая на импорт?
О.К.: Когда мы запускали производство в 2010 году, мы планировали, что выпускаемая продукция составит в обороте компании порядка 70%, то есть, 70% производится в Набережных Челнах, 30% импортируется из Германии. В первый год запуска производства нам пришлось на деле убеждать клиентов в качестве грузовиков российской сборки, которая полностью соответствует высоким европейским стандартам.
Сейчас уже всем ясно, что мы производим технику точно такого же высокого качества, как в Германии (если мы говорим о марке Mercedes-Benz) и в Японии (если говорить о марке Fuso). Мы планомерно уменьшаем долю импорта. Сейчас доля грузовиков MB, произведенных в Набережных Челнах, составляет 75%, FUSO — 100%.
К: Скажите, а линейка Unimog — она импортируемая, или есть локальное производство?
О.К.: Мы можем производить грузовики Unimog на заводе в Набережных Челнах, и покупатель может заказать сборку у нас. Также мы можем привезти для клиента автомобиль из Германии. Все зависит от комплектации, навесного оборудования. Unimog — это уникальная машина с исключительными возможностями. Интересно, что у нас есть клиенты, которые покупают их в личное пользование, например, для охоты.
Mercedes-Benz Unimog U423 ‘2013–н.в. |
К: Какова структура по маркам – Mercedes-Benz, Fuso, Unimog, Setra?
О.К.: Распределение в компании следующее. У нас есть бизнес-подразделение Mercedes-Benz, к которому относятся непосредственно грузовики марки Mercedes-Benz, модели Zetros и Unimog. Мы представляем бизнес-подразделение Fuso, а также в нашем портфолио присутствует линейка автобусов Mercedes-Benz и Setra.
На фото: Mitsubishi Fuso, Mercedes-Benz
К: Какое место в бизнесе занимают автобусы?
О.К.: В 2016 году компания выиграла тендер ГУП «Мосгортранс» на поставку автобусов Setra Comfort Сlass городу Москве. В мае этого города все единицы техники были предоставлены столице.
Статьи / Интервью Илья Бочкарев, Mitsubishi Fuso: полноприводные варианты в нашей линейке обязательно появятся Сегмент городских среднетоннажных грузовиков в «семействе» Даймлер КАМАЗ Рус представлен техникой японского происхождения – Mitsubishi Fuso. О перспективах производства в России, расширении… 1886 0 0 09.11.2017
К: Как строится работа с КАМАЗ, что получает эта марка, какие технологии?
О.К.: Прежде всего, КАМАЗ — это наш акционер, который в равных долях с Daimler AG владеет . КАМАЗ — наш стратегический партнер. В плане технологического партнерства мы реализуем крупный совместный проект с колоссальным объемом инвестиций, который составляет порядка 200 миллионов евро. Это проект завода по производству кабин. Определённый объем кабин завода пойдет на конвейеры КАМАЗ, а часть — на наше производство. В этом проекте мы работаем совместно, при этом КАМАЗ получает доступ к современным технологиям и обучается навыкам в организации производственных процессов. В этом плане у Daimler есть чему поучиться.
В отношении КАМАЗ важно также упомянуть и о дилерской сети. У нас есть перекрёстные сильные дилеры. Если мы и допускаем мультибрендовое дилерство, то это возможно только в отношении марок Mercedes-Benz, Fuso и КАМАЗ. В принципе, совместные дилеры являются большим вкладом КАМАЗа в наше предприятие как акционера.
К: А как росла дилерская сеть после образования компании?
О.К.: Создав компанию, мы начинали практически с нуля. Сейчас у нас около 70 дилерских центров и сервисных партнеров, совместных с КАМАЗом из них — порядка 15.
К: Грузовое подразделение Mercedes демонстрирует очень неплохие темпы роста в связи с оживлением рынка, но все-таки меньшие, чем Volvo и DAF. С чем это связано, и не опасно ли?
О.К.: Я занимаю должность финансового директора — соответственно, я всегда тщательно анализирую такого рода статистику, поскольку в мою работу входит и прогнозирование. Действительно, такого роста, как наблюдается в нашем сегменте в этом году, никто не ждал. Тем не менее, ясно, что сказался отложенный спрос, и для многих клиентов смена парков пришлась на 2016-2017 годы.
Статьи / Интервью Герман Гильфанов, Даймлер КАМАЗ Рус: марки Mercedes-Benz и КАМАЗ не будут вредить друг другу Вышел ли рынок грузовиков из кризиса? Какие покупатели чувствуют себя в нынешних экономических реалиях комфортнее всего? Есть ли внутренняя конкуренция внутри альянса Daimler и КАМАЗ? Об это… 2504 0 2 27.10.2017
К: Скажите, а на каких клиентов вы ориентируетесь: на частных владельцев, на небольшие компании с парками в 2-4 автомобиля, на «середняка» или на крупные флитовые продажи?
О.К.: Мы довольно успешны в продажах крупным клиентам. У нас были сделки по поставке более 1 000 единиц техники. Здесь нас можно сравнить с Volvo, потому что и у них, и у нас доля продаж крупным клиентам очень высока. Тем не менее, если говорить о дальнейшей перспективе, наша цель — это увеличение продаж через дилерские сети в ритейл, что означает смещение фокуса от больших клиентов к средним и мелким.
Компания не может быть финансово здоровой, если будет ориентироваться исключительно на крупных покупателей, хотя сделки с ними дают большой прирост доли рынка. Финансовое благополучие компании строится на увеличении доли розничных продаж.
К: Ну и последний вопрос. Как вы строите взаимоотношения между вашей компанией, клиентами и производителями надстроек, то есть разнообразных кузовов и спецтехники на ваших шасси?
О.К.: В компании есть отдельное подразделение по работе с производителями надстроек. Мы заказываем у производителей кузова и делаем для них собственное одобрение типа. Некоторые же производители наоборот — сами закупают у нас шасси и продают их клиентам.
На фото: Mercedes-Benz Atego ‘2013–н.в.
Устройство и технические характеристики двигателя
В качестве базового двигателя предлагается рядный 6-цилиндровый дизельный силовой агрегат Mercedes Benz OM 457LA.V/3 с рабочим объемом 11970 куб. см, мощностью 401 л. с. при 1900 об./мин. и крутящим моментом 2000 Нм при 1100 об./мин. Система питания — с непосредственным (прямым) впрыском топлива, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (интеркулером) и турбонаддувом высокого давления.
Более мощная версия — Mercedes Benz OM 457LA с 6 цилиндрами, расположенными в ряд. Рабочий объем тот же. Мощность увеличена до 428 л. с. при 1900 об./мин., крутящий момент повышен до 2100 Нм при 1100 об./мин.
Отличия от российского мотора
Основное конструктивное отличие дизеля Mercedes Benz от российского мотора КамАЗ серии 740 — это рядное расположение 6 цилиндров. Российская конструкция предусматривает 8 цилиндров с V-образным их расположением.
Для производителя из Набережных Челнов мерседесовский двигатель — первая рядная шестерка. До КамАЗа серии 5490 все силовые агрегаты были V-образными.
Второе отличие КамАЗа с мерседесовским двигателем — это коробка передач. Отечественный дизель комплектуется механической 12-ступенчатой коробкой передач ZF-AS-Tronic 12AS-2131. Немецкий дизель оснащается автоматической 16-ступенчатой КПП ZF 16S-2221.
Обе коробки работают в паре с одноступенчатым задним мостом Daimler HL6 с гипоидной главной передачей, с механизмом блокировки межколесного дифференциала, с пневмоподвеской.
Третье отличие немецкого дизеля от отечественного конкурента — это ресурс. Заявленный ресурс двигателя «Даймлер» — 1 млн км, хотя на практике они легко выхаживают до 1,5 млн км и более. Межсервисный интервал — 80000 км.
Возвращение Zetros и не только: Daimler KAMAZ подвел итоги года и рассказал о планах на будущее
Представители большой европейской семерки производителей коммерческой техники традиционно по весне рассказывают о работе за прошедший год и прогнозируют будущее развитие деятельности. Первым в этом году свои данные представил MAN, а следом за ним отчитался об итогах 2020-го и дал прогноз на год нынешний и Daimler KAMAZ.
Напомним, что в России эта компания отвечает за продажи грузовиков Mercedes и Fuso — их крупноузловым методом собирают на заводе в Набережных Челнах. Там же действует и завод по производству кабин для грузовиков Mercedes и для КАМАЗов — именно на этом заводе была сделана кабина тягача 54901, который недавно водил Федор Лапшин.
На заводе в Набережных Челнах производятся кабины для Мерседесов и КАМАЗов
Что же до итогов, то, по данным году европейцам удалось продать в России чуть больше 20 тысяч грузовиков. Под маркой Mercedes было продано 2935 грузовиков — таким образом, компания заняла примерно 17% рынка. Еще 577 автомобилей было реализовано под маркой Fuso. При этом со сборочного конвейера в Челнах сошло 2802 автомобиля, а кабин для Мерседеса и КАМАЗа было произведено 2727. Также было увеличено количество локализованных деталей, и началось более массовое применение российских сталей.
Прогнозы на 2022 год более оптимистичные. Так, в компании предполагают, что рынок европейцев вырастет до 23 тысяч проданных единиц техники, а сам Daimler KAMAZ планирует реализовать больше пяти тысяч автомобилей и довести свою долю до 20%. Как это будет достигаться?
Беззеркальный Actros уже начали выпускать в России
Во-первых, увеличится число различных модификаций локальных автомобилей — на заводе даже планируют начать выпуск праворульных версий. Автомобили локальной сборки получат и новые системы — к примеру, на них по заказу можно будет установить те самые камеры с экранами в кабине вместо зеркал заднего вида. Вдобавок к телематическим системам, которыми сейчас оснащаются все новые тягачи Mercedes, в апреле 2022 года будет запущено и специальное приложение для их владельцев. Также планируется продолжать и увеличивать производство грузовиков с моторами экологического класса Евро-6 — в прошлом году в России их было выпущено больше 150 штук.
Будет дополнительное развитие и в более мелких сегментах: уже в 2020 году в компании активно занялись увеличением гаммы шасси для коммунальной техники и лесовозов на базе моделей Actros и Arocs. Забавно, что на испытаниях мусоровоз Actros на шасси 6х2 развернулся в узком пространстве с тем же радиусом, что и представительский S-класс, — неплохая маневренность для грузовика.
Ну и наконец, в 2022 году на российский рынок должен вернуться полноприводный капотник Zetros — в свое время мы его тестировали на полигоне. Он покинул Россию несколько лет назад, поскольку не имел версии с двигателем, отвечающим нормам Евро-5, — ну а теперь этот недостаток устранен и обновленный Zetros возвращается. Планируется, что в гамме Цетросов будут тягачи, самосвалы и бортовые машины.
Автобусы под маркой Mercedes слишком дорогие — в прошлом году их было продано лишь около 20 штук
Впрочем, понятно, что в данном случае речь идет о единичных поставках: производство модели в России пока не планируется, а импортируемые грузовики точно будут стоить как чугунный мост. Но возможно, о выпуске Цетроса зайдет речь в недалеком будущем — мы уже писали о камазовских прототипах с носатой мерседесовской кабиной. В этом случае и гоночная команда КАМАЗ-мастер наконец легально сможет использовать свой уже немолодой капотник на Дакаре.
Ну и пару слов о Fuso. Еще в прошлом году в компании перешли на прямые продажи этих автомобилей — открыв несколько офисов в разных регионах страны. Дилерам при этом были оставлены услуги по послепродажному обслуживанию. В компании надеются, что этот шаг позволит увеличить спрос: в планах — поднять продажи на 21% и в сегменте автомобилей массой 5—10 т занять не менее 19%.