Mercedes-Benz 316 NGT Sprinter 906КА35 на природном газе

Альтернативный спринт

Андрей Филиппов, фото автора

Производитель:Daimler AG
Модель:Mercedes-Benz 316 NGT Sprinter
Начало продаж в России:2010 г.
Цена:1 750 000 руб.

Тема использования метана как альтернативного топлива отслеживается нашей редакцией давно. Мы уже тестировали малолитражки на сжатом газе с грузоподъемностью всего полтонны и машинку, способную увезти более двух тонн. Настал черед самого популярного у нас класса «полуторок». Хотя, если уж быть совсем честным, наш MB 316 NGT Sprinter берет на борт всего тонну двести, но ведь в его линейке есть техника и посерьезнее. Так что для теста он вполне подходит.

Mercedes-Benz Sprinter 316 NGT


Mercedes-Benz Sprinter 316 NGT
Mercedes-Benz Sprinter 316 NGT

Если бы не расписные борта этого «Спринтера», на него, пожалуй, никто не обратил бы внимания — «триста шестнадцатые» на дороге не редкость. Но я-то знаю: эта машина необычная. Дело в том, что ее двухтопливный двигатель одинаково хорошо приспособлен для работы на бензине и на сжатом газе. Причем предпочтения чему-то одному нет — я имею в виду двигатель. Мое же очевидно: конечно, газ! Аргумент в его пользу простой и железный — расходы на горючее сокращаются более чем вдвое!

Mercedes-Benz Sprinter 316 NGT

Говорят, двигатель, работая на газе, теряет около 15% мощности. Это справедливо, когда газовую аппаратуру устанавливают на мотор, изначально спроектированный под бензин. Но природный газ обладает куда более высокой антидетонационной стойкостью, поэтому при сохранении «бензиновой» степени сжатия (а она при переходе с одного топлива на другое, разумеется, не меняется) вполне можно использовать наддув.

Этот прием использовали на битопливном «Спринтере» — двигатель оснастили механическим нагнетателем, а электроника управления двигателем следит за согласованной работой наддува, системы питания и охлаждения. Кроме того, теплотворная способность метана составляет 13175 ккал/кг, а если учесть, что его плотность равна 0,71 кг/м³, то получается, что в одном кубометре содержится 9354 ккал. Бензин чуть менее «энергичен»: в нем 10 572 ккал/кг, или 7718ккал/л. Отсюда и больший пробег на газе при одинаковом с бензином массовом расходе.

Мерседес Спринтер 316

Такой излюбленный водителями маршрутных такси Мерседес Спринтер получил заслуженную славу рестайлинговой модели, именуемой Мерседес Бенц Спринтер 316 в 2000-2006 годах. Этот маневренный и отлично управляемый автомобиль пригоден не только в качестве грузового варианта, но и станет комфортабельным средством для перевозок пассажиров, ведь все в нем устроено для повышенного личностного удобства.

Мерседес Спринтер 316 CDI оснащен довольно мощным двигателем, объем которого составляет 2,2 литра и мощностью 156 л/с. Благодаря шестиступенчатой коробке передач, маневренность и управляемость автомобиля стала гораздо качественнее, тем более в условиях междугородних перевозок.

Кроме того, по желанию клиента, можно оснастить Спринтер и автоматической КПП, только она будет пятиступенчатой. Вы сможете подтвердить статус надежной компании, если в арсенале вашего автопарка появится Мерседес Спринтер 316, такой внушительный и современный.

Максимальная вместительность Спринтера – до 17 сидящих пассажиров и до 26, с учетом стоящих. Но ведь мы понимаем, что в таком комфортном салоне никто стоя ездить не будет, ведь намного лучше утопать в мягких креслах анатомической конструкции с приятной тканевой обивкой. В таком кресле можно и подремать во время долгой дороги.

Удобно устроены не только кресла внутри салона, но и подлокотники, которые есть на сидениях со стороны прохода, а с кондиционером даже самый жаркий день пролетит незаметно. Такой автомобиль подойдет не только для бизнеса, но и будет уместен в качестве семейного минивэна, особенно если ваша семья насчитывает много родных. К тому же, немцы позаботились и о безопасности, добавив в машину два огнетушителя, два молотка и аптечку.

Также в новой модели есть независимая передняя подвеска, а амортизаторы и стабилизаторы задней подвески позволяют сделать ямы и ухабы на дорогах минимально заметными.

Всем хорош Спринтер Мерседес 316, его грузоподъемность составляет от 1 тонны 500 кг до 1700 кг, есть несколько вариантов колесной базы – длинная, средняя и короткая, а также два варианта крыши – низкая с высотой 1630 мм и высокая – 1850 мм. То есть, ехать можно в модификации авто с высокой крышей и стоя, но в этом случае нужно быть осторожным, любое падение может привести к травме.

Экстерьер автомобиля также удачно продуман: раскосые «глаза» — передние фары, блестящий логотип, удачная радиаторная решетка, все это говорит о мелочах, которые заботливо подготовил для вас производитель Мерседеса.

И газовый штуцер, и бензиновая горловина расположены под одним лючком.


И газовый штуцер, и бензиновая горловина расположены под одним лючком.
И газовый штуцер, и бензиновая горловина расположены под одним лючком.

Только для хранения на борту сжатого до 200 атм газа нужны соответствующие емкости. Здесь их шесть: три стальных баллона поперек под задним свесом и три вдоль в пределах базы, общим объемом без малого 300 л. Весит это железо немало — вместе с сопутствующим оборудованием 335 кг, но для довольно большого автомобиля это не столь существенно. Зато запас хода на газе и бензине (его в баке 100 л) 1000–1200 км.

В салоне девять мест, включая водительское, что формально позволяет управлять машиной обладателю категории В. Но если немного пожертвовать комфортом и кресла расставить по-хозяйски, как в «Газели»-маршрутке, то пассажиров войдет в два раза больше. При этом ходить по оставшемуся коридору можно в полный рост — потолок высокий.

Рабочее место водителя организовано очень удобно (в «Мерседесе» по-другому и не бывает!). Минимум кнопочек и крутилочек, столь модных в современных машинах, но все, что нужно, есть, и как раз там, где и должно быть. Компактный рычаг коробки передач «растет» из панели приборов, и из-за руля можно легко пройти в салон.

Конь – метановый огонь

Это был мой самый протяженный и самый разнообразный драйв автомобиля на газе. Я успел потолкаться по пробкам Москвы, прокатиться по Дмитровской трассе, которая после закрытия для фур «Ленинградки» стала «NEW Ленинградкой» со всеми ее черепашьими скоростями. Проехал от Москвы до самой границы с Белоруссией, а потом насладился великолепными дорогами братской страны. На круг вышло около 3000 км, что вполне достаточно для некоторых выводов.

Первое впечатление – порожний фургон просто не едет. В привычном диапазоне 1900–2500 мин-1 Sprinter больше похож на стайера. Плавный разгон, посредственное ускорение, в общем, тихоход какой-то. Тестовые машины обычно стараются упаковать по максимуму, поэтому от двигателей объемом меньше 2,0–2,5 л на фургонах такого класса я просто отвык. Я бы и дальше недовольно бурчал себе под нос, что не могу оторваться от потока, если бы мой коллега Павел Гаманьков не прочитал внимательнее техпаспорт, а там… Рабочий объем двигателя – 1796 cм3.

После такого «открытия» тема маломощности была закрыта навсегда. Педаль газа поближе к полу, стрелку тахометра в диапазон от 3000 до 4000 мин-1, и где тот поток? Правильно, в великолепных зеркалах нынешнего MB Sprinter. Единственное отличие от дизельного двигателя – джойстиком КП приходится шуровать более активно.

Кстати, все основные параметры были еще нанесены и на ветровое стекло, и как я их не заметил… Зато тем, кому интересно, как можно ездить с надписями на стекле, отвечаю – прекрасно. Взгляд обычно фокусируется гораздо дальше и букв водитель просто не замечает.

Довелось мне проехаться и на бензине, правда, немного, километров 150. Никаких особых преимуществ или недостатков нет. Определить по ощущениям, на чем едешь, лично я не смог. Динамика, шумовой и виброкомфорт – все абсолютно одинаково.

Бак у MB Sprinter полноценный на 100 л, за что конструкторам отдельное спасибо. Для России как раз, а будь он поменьше, я может, и не рискнул бы исследовать газовый путь до границы с Европой.

Зато не было «запаски». Риск, конечно, дело благородное, но при отправлении я все же прикупил баллон с герметиком, а на обратном пути из Минска раскошелился еще и на насос. Потенциальным покупателям в который раз рекомендую не экономить и сразу докупить запасное колесо – так оно надежнее будет.

Напоследок уточню – газа в баллонах хватает на 496 км в трассовом режиме движения, что вполне достаточно для работы на межобластных перевозках.
Техническая характеристика MB 316 NGT Sprinter 906КА35

Полная масса, кг3500
Снаряженная масса, кг2235
Грузоподъемность, кг1265
Допустимая нагрузка на 1-ю/ 2-ю оси, кг1650/ 2250
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н.м
M271 E18 ML, газ/ бензин, I-4 1796 156 при 5000 мин-1 240 при 3000–4000 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/ назад
NSG 370, механическая 6/ 1
ПодвескаРессорная
Тормозная системаAdaptive ESP, ABS, ASR, BAS, EBD
Колесная формула4х2
Минимальный радиус поворота, м13,6
Вместимость топливного бака, л100
Вместимость газовых баллонов, л208

Вынуть сиденья и превратить салон в грузовой фургон — дело нескольких минут.


Вынуть сиденья и превратить салон в грузовой фургон — дело нескольких минут.
Вынуть сиденья и превратить салон в грузовой фургон — дело нескольких минут.

Все по-автобусному просторно и вместе с тем функционально. Те же автобусные манеры и в движении. Суетливые перестроения из ряда в ряд такой машине не к лицу, хотя при желании удаются без труда — обзор во все стороны отличный, динамики достаточно что на газе, что на бензине, а подвеска не допускает угрожающих кренов. Переход с одного топлива на другое и какие-то изменения в поведении машины уловить невозможно.

Пресс-релиз и коллеги-журналисты утверждают, что эффект достигнут благодаря поочередному, а не одномоментному переходу цилиндров на другое топливо. А разве может быть как-то иначе? Есть порядок работы цилиндров, который и предписывает очередность. Быстрее, чем за два оборота коленвала, никак не получится. Определить, на чем работает мотор, можно лишь по клавише «газ-бензин» на панели приборов. Кстати, пуск, независимо от ее положения, происходит на бензине, с последующим автоматическим переключением на газ, если выбран именно этот режим.

Единственное внешнее отличие от обычного «Спринтера», кроме шильдика NGT (Natural Gas Technology) на задней двери, — запаска в салоне, притулившаяся в уголке за последним рядом сидений. Ее штатное место под задним свесом занято баллонами с газом. Но, похоже, в штатной комплектации запаски нет вовсе: в ящике под пассажирским сиденьем лежит ремкомплект для экспресс-ремонта шин — баллончик с герметиком и компрессор.

Крышка поднимается…

Газовое оборудование устанавливается на заводе, поэтому поднимать крышку капота и заглядывать под нее неинтересно. Мотор как мотор, никаких бросающихся в глаза отличий. Лучше сразу смотреть под днище. Все баллоны именно там, под надежной защитой металлических коробов. Причем размещены они так, что увидеть те, что в базе, можно только припав к земле. Так что перегибы дороги и смотровые ямы MB Sprinter не страшны. Правда, задний свес, вернее защита, немного длинновата и при крутых съездах может упереться в землю, ну так на роль вседорожника фургон и не претендует.

Баллоны сделаны не из композитного материала, а из металла. Представители завода говорят, что металл более пластичен и потому более надежен при случайном повреждении. К тому же емкость хоть и выходит более тяжелой, но менее дорогой. Заправочные горловины выведены на одну сторону и прикрыты стандартным лючком, прижимаемым дверью. По мне – очень удобно. Не надо отдельных крышек с замками, достаточно пластикового колпачка на штуцер. Да и лишние пробежки вокруг фургона не нужно совершать. Опять же и карман для переходника в водительской двери как нельзя кстати.

Пару слов о шкале топлива. Работать с ней очень сложно, а полагаться на 100% опрометчиво. После заправки в жару или при движении в пробке одного деления хватает всего на 18 км, что сначала просто ужасает. Но стоит дозаправиться прохладным утром, когда газ занимает меньший объем и его в баллоны входит больше, или проехать по трассе, как то же деление погаснет только через 40 км. К тому же, если в дизельных версиях все деления привязаны к одному и тому же количеству топлива и километражу, то два последних столбика (всего их десять) у газовой версии исчезают неожиданно быстро. Причем мигание крайнего длится всего 4 км, после чего он гаснет, но машина некоторое время все еще едет на остатках газа – очень странная настройка.

В остальном все прозрачно. Переход на газ осуществляется автоматически, по мере прогрева двигателя, но есть и старая добрая кнопка NGT – для принудительного выбора вида топлива, которую я безуспешно искал на других машинах. На чем MB Sprinter едет в конкретный момент, легко определить по лампочке на кнопке NGT либо по вышеупомянутой шкале, в окне на панели включается тот или иной ряд столбиков. Когда газ кончается, на панели появляется желтый символ баллона.

Вот и все основные отличия MB Sprinter NGT.

В заводской комплектации вместо запаски — ремкомплект, но его возможности сильно ограничены.


В заводской комплектации вместо запаски — ремкомплект, но его возможности сильно ограничены.
В заводской комплектации вместо запаски — ремкомплект, но его возможности сильно ограничены.

Замечу, что запаска все же понадежнее — едва попробовал примерить компрессор, как его наконечник развалился прямо в руках. Уж не в китайском ли кооперативе заказывали этот аксессуар? Запаска же, пусть и занимает место в салоне, вселяет куда больше уверенности. Впрочем, это к особенностям газобаллонного автомобиля не относится.

Mercedes-Benz Sprinter 316 NGT: сухой паек

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]