Российский рынок коммерческих автомобилей: итоги 2022 года


Анализ первичного рынка грузовых автомобилей

Лидером российского рынка грузовиков, как и в 2016 году, является продукция отечественной автомобильной корпорации «КАМАЗ». По итогам 2022 года на долю камского автозавода приходится 33% от общего объема. В количественном выражении этот показатель соответствует 26,4 тыс. единиц, что на 30,6% больше, чем в 2016 году. При этом согласно корпоративному отчету, подразделения единого технологического цикла «КАМАЗа» в декабре произвели 4 238 машкомплектов. Всего за год их выпущено 39 525 единиц — на 12% больше, чем за 12 месяцев 2016 года. На втором месте другой российский с показателем 7,8 тыс. машин, прирост за год составил 6,9%.

Нижегородские машиностроители возлагают большие надежды на новые модели среднетоннажных и легких коммерческих автомобилей «ГАЗон NEXT» и «ГАЗель NEXT», выпуск которых стартовал в декабре 2017 года. По мнению производителя, новые разработки обеспечивают выход компании в новые сегменты российского рынка, где сегодня присутствуют только зарубежные производители. Третье место за шведской компанией Volvo, показатели которой находятся на уровне 6 тыс. единиц, прирост составил 246,6%. В пятерку лидеров также входят автомобили брендов Scania (5,7 тыс. шт., +126,2%) и Mercedes-Benz (5,6 тыс. шт., +173,1%). Стоит отметить, что вся десятка лидеров по итогам 2022 года демонстрирует рыночный рост, причем у половины он выражен трехзначными цифрами. Отличились марки DAF с приростом 286,5% и MAN (+112,8%). Модельную структуру рейтинга также возглавил КАМАЗ.

Обновленный грузовик «КАМАЗ 43118» стал самым популярным на рынке: его показатель составил 5 861 экземпляров. Следом идут: Mercedes-Benz Actros (5,1 тыс. шт., +192,8%), «ГАЗон Next» (5 тыс. шт., +12,9%), «КАМАЗ 65115» (4,7 тыс. шт., +26,8%) и «КАМАЗ 6520» (4,5 тыс. шт., +46,1%). В ТОП-10 также вошли: Volvo FX, DAF TRUCKS XF SERIES, MAN TGS. Необходимо упомянуть, что и в десятке моделей-лидеров наблюдается только положительная рыночная динамика. Что касается структуры парка грузовых автомобилей по федеральным округам, то наибольшая плотность CV-HCV наблюдается в Центральном, Южном, Приволжском округах. Так, в Москве и в Московской области зарегистрировано 321,8 тыс. машин или 8,72 % от общего числа, в Краснодарском крае и Ростовской области 246,2 тыс. единиц (6,7 %).

Такое расположение регионов обусловлено рядом фактором, в их числе: высокая концентрация населения, немалый среднедушевой доход, активная предпринимательская среда и развитая дорожная сеть и наличие крупных мегаполисов.

Рынок комтранса: итоги I полугодия 2022 г.

Набрав неплохие темпы в прошлом году, производство и сбыт коммерческой автотехники и в первом полугодии года нынешнего демонстрируют положительную динамику. Однако не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Во всяком случае, существуют факторы, оказывающие сдерживающее влияние на развитие рынка.

Валерий Васильев
Основными причинами замедления роста в отрасли считают снижение господдержки и слабую покупательную способность населения. Но в целом ситуация в производстве и сбыте оценивается экспертами положительно. Журнал «Автопарк» проанализировал отчеты аналитических агентств за первое полугодие 2022 года.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Начнем со статистики производства, а именно с малотоннажных грузовиков. По данным «АСМ-холдинга», объем выпуска легких коммерческих автомобилей (LCV) в январе-июне увеличился на 13,4 %, достигнув 58,8 тыс. единиц. Наибольший объем производства зафиксировали ГАЗ (+22,4 % к показателям 2022 г.), УАЗ (+36,6 %), АвтоВАЗ (+56,9 %), «Форд Соллерс Елабуга» (+55,5 %), ПКФ «Луидор» (+34,8 %), СТ «Нижегородец» (+21,5 %) и «ВИС-Авто» (+30,1 %).

Производство грузовых автомобилей, включая машины категории N1, составило 71,7 тыс. единиц, что на 5,6 % больше, чем за аналогичный период 2022 г. Выпуск отечественных грузовиков увеличился на 0,7 %, достигнув 58,3 тыс. единиц. Рост производства грузовиков обеспечили: ГАЗ (+10,3 %), КАМАЗ (+10,4 %), АЗ «Урал» (+7,7 %), «ВИС-Авто» (+30,1 %), «Бецема» (+24,8 %), «Спектр Авто» (+5,7 %) и «Чайка-НН» (+5,2 %).

Выпуск грузовых иномарок в январе-июне вырос на 34,1 %, составив 13,4 тыс. единиц. Увеличили производство грузовиков «Форд Соллерс Елабуга» (+62,6 %), «Вольво Восток» (+62,6 %), «Даймлер КАМАЗ Рус» (+41,3 %), «Ивеко-АМТ» (+94,5 %).

Доля иностранных марок в общем выпуске грузовых автомобилей в России составила 18,7 % (в январе-июне 2022 г. — 14,7 %). Предприятия-производители отгрузили потребителям 68,7 тыс. единиц техники (+6,3 %).

Производство и экспорт грузовых автомобилей (включая легкие грузовики) за 2010–2025 гг., тыс. ед.

Производство автобусов, включая модели категории М2, увеличилось на 2,4 %, выпущено 18,6 тыс. единиц. Из общего количества выпущенных автобусов доля отечественных марок составила 14,2 тыс. единиц (+4,4 %), а производство иномарок — 4,4 тыс. (–3,8 %). Увеличили выпуск пассажирских машин ПАЗ (+4,1 %), ПКФ «Луидор» (+34,8 %), СТ «Нижегородец» (+21,5 %), «Форд Соллерс Елабуга» (+19,3 %), НефАЗ (+20,9 %) и «Волгабас» (+25,7 %). Доля иностранных марок в общем выпуске автобусов в России составила 23,6 %. За полугодие производители автобусов отгрузили потребителям 18,3 тыс. машин (+2,2 %).

Производство и экспорт автобусов (включая микроавтобусы) за 2010–2015 гг., тыс. ед.

Объем рынка новых LCV в России составил 52,9 тыс. ед., что на 5,4 % выше показателя годичной давности, сообщает «Автостат». Лидером рынка LCV традиционно стала марка ГАЗ, на долю которой пришлось свыше 45 % от общего объема. В количественном выражении это составляет 23,9 тыс. ед., на 9,5 % больше, чем годом ранее. На втором месте располагается УАЗ, показатель которого снизился до 7,8 тыс. автомобилей (–30,6 %). Замыкает тройку лидеров, как и прежде, Lada с показателем 5,1 тыс. единиц; +8,9 %. В первой пятерке также оказались Ford (4,8 тыс. ед., +59,0 %) и Mercedes-Benz (4,3 тыс. ед., +15,2 %). Отрицательную динамику рынка демонстрируют лишь два бренда из Топ-10: УАЗ (–30,6 %) и Fiat (–15,7 %).

В модельной структуре лидерство принадлежит «Газель Next», объем рынка которой составил 14,1 тыс. единиц, что на 23 % больше, чем годом ранее. Второе место занимает ГАЗ-3302 с показателем 5,1 тыс. экземпляров (–1,3 %). Далее следуют Ford Transit (4,5 тыс. ед., +52,3 %) и фургон Lada Largus (4,2 тыс. ед., +7,9 %).

Несколько иные цифры приводит агентство Russian Automotive Market Research. По его данным, рынок новых LCV в январе-июне 2018 г. вырос на 6,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. и составил 57,7 тыс. ед. Марка ГАЗ заняла 41,2 % российского рынка новых легких коммерческих автомобилей, а прирост ее продаж составил 10,2 %. Среди иностранных марок LCV самым популярным на рынке брендом остался Ford с долей 8,3 %.

Что касается грузовиков массой свыше 3,5 тонны, этот сектор по-прежнему демонстрирует самую высокую динамику роста среди коммерческого транспорта — 20,1 %. Объем рынка новых грузовых автомобилей составил 37,9 тыс. единиц Фаворитом этого сегмента рынка остается КАМАЗ: продажи грузовиков из Набережных Челнов, по сравнению с результатом годичной давности, выросли на 6,4 % (13 826 реализованных машин). На втором месте расположился ГАЗ (4 тыс. автомобилей; +12,2 %). Замыкает первую тройку Volvo Trucks (3,2 тыс. ед.), объем рынка которого вырос в 2 раза. В пятерку лидеров также попали шведская Scania (2,7 тыс. ед., +38,2 %) и немецкий MAN (2,2 тыс. ед., +47 %).

А вот статистика Russian Automotive Market Research говорит о том, что за шесть месяцев 2022 г. в России было реализовано 37,4 тыс. новых грузовиков полной массой свыше 6 тонн. По сравнению с тем же периодом 2022 г., рынок вырос на 20,3 %. Темпы роста рынка новых грузовиков продолжают замедляться. Так, прирост продаж грузовых автомобилей в мае 2022 г. составил 9,1 % к аналогичному периоду прошлого года, а в июне — 0 %.

Самый монополизированный сегмент российского рынка коммерческого транспорта — автобусы — показывает самые оптимистичные показатели. Объем продаж новых автобусов вырос на 32,3 % и составил 7077 единиц. За отчетный период на российском рынке автобусы-иномарки разошлись в количестве 699 единиц. (+58,5 %), включая 126 ед., проданных в июне. Количество проданных автобусов российских марок значительно больше: 6378 ед. (+30 %). Марка ПАЗ остается лидером продаж на рынке новых автобусов, реализовав 3130 единиц техники и улучшив прошлогодний результат продаж на 9,5 % в годовом сравнении. В рейтинг наиболее успешных производителей автобусов по продажам также вошли ЛиАЗ (1132 ед., +36,6 %), ГАЗ (641 ед., +1680 %), НефАЗ (524 ед., +24 %) и МАЗ (374 ед., +46,7 %).

Рынок и прогноз автобусов большого класса (регистрации).

В десятке лучших автобусных брендов на российском рынке китайский Yutong с 3‑кратным ростом — до 0,3 тыс., из которых львиную долю составила модель 6119 с ростом в 2,7 раза. Надо отметить, что автобусы из Китая демонстрировали в первой половине этого года впечатляющие темпы роста (например, Golden Dragon с 4‑кратным ростом), хотя и при относительно малых фактических объемах продаж. Их ключевой ставкой в России стали междугородные лайнеры, которые заменили подержанные машины европейского производства.

Рынок грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн, регистрации первичные и вторичные, тыс. шт.

ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

По расчетам экспертов «АСМ-холдинга», до конца нынешнего года российскими предприятиями будет выпущено 125 тыс. легких коммерческих автомобилей (+1,3 % к результату 2022 г.), 167 тыс. грузовиков, включая шасси и легкие грузовики (+3,7 %), среди которых 145 тыс. составят машины отечественных марок, а 22 тыс. — продукция иностранных брендов, 44 тыс. автобусов (+2,3 %), в том числе 35 тыс. единиц российских марок и 9 тыс. — зарубежных.

Между тем, если говорить о сбыте, в 2022 г. сдерживающим фактором будет снижение мер господдержки. Например, финансирование программы льготного автокредитования и льготного лизинга, включая адресные, составит всего 16 млрд рублей. В результате доля продаж коммерческого транспорта в лизинг по программам субсидирования составит чуть более 10 % против почти 30 % в 2022 г.

Не очень приятным сюрпризом для иностранных производителей стало повышение утилизационного сбора на автомобили. Хотя эта мера, по заявлениям властей, направлена на защиту окружающей среды, участники рынка расценивают ее как ограничение импорта, поскольку для отечественных производителей сбор компенсирует государство. В среднем сбор вырос на 15 %, а для некоторых категорий транспортных средств не изменился. Тем не менее сегмент импортных LCV пострадал сильнее других, что привело к повышению цен. Поэтому конкурентоспособность импортируемых автомобилей на рынке снижается, происходит перераспределение в пользу локально произведенных продуктов.

Предполагается, что в 2022 г. российский рынок коммерческого транспорта покажет умеренный рост в пределах 5–10 %. Главные драйверы роста — государственные субсидии и дотации для автомобилей, производимых в России, а также спрос на автомобили с низкой общей стоимостью владения. Интерес к легкому коммерческому автотранспорту увеличился с оживлением сектора малого и среднего бизнеса. Рост ВВП на 2 % и снижение ставок по кредитам дают основание для подобной оценки.

По мнению экспертов PwC, в 2022 г. рост общего объема продаж LCV составит 12 % и достигнет 121 тыс. единиц. К основным факторам, оказывающим влияние на этот сегмент рынка, можно отнести то, что по мере восстановления экономики растет активность малого и среднего бизнеса. Что касается общего объема продаж грузовых автомобилей, он составит 10 %, рынок достигнет 88 тыс. ед. В ближайшие несколько лет на рынке будет увеличиваться доля грузовиков премиального ценового сегмента, также продолжится рост доли иностранных марок грузовиков.

Спрос на новые автобусы будет зависеть от стратегии обновления изношенного парка. Согласно прогнозу PwC, в текущем году рост общего объема продаж пассажирских машин составит 16 % и достигнет 13,6 тыс. ед. Здесь немалое значение имеет износ парка. Свыше 40 % всех машин старше 15 лет, их необходимо обновить в ближайшем будущем.

Продажи новых автобусов в 2022 г., по анализу Russian Automotive Market Research, покажут положительную динамику (+5,2 % по базовому сценарию прогноза), в количественном выражении они достигнут 12,4 тыс. единиц. Машины малого класса останутся доминирующим сегментом рынка, но их доля в среднесрочной перспективе будет сокращаться. Прогнозируется рост доли рынка моделей большого класса — до 26 % в 2023 г.

Отмечается, что первичный рынок коммерческого транспорта растет в основном за счет Москвы, Петербурга и крупных логистических центров России, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов.

Редакция рекомендует:

Почему залегают поршневые кольца и как это предотвратить
Сотрудник ГИБДД обыскал мою машину: имел ли он на это право?

Россияне могут остаться без иномарок: западные автоконцерны остановили поставки машин в нашу страну

Во Франции задержан корабль, который вез автомобили в Россию

В России закрылась половина автозаводов

Обсуждение Отменить

Анализ вторичного рынка грузовых автомобилей

Лидером вторичного рынка грузовиков, как и прежде, стал «КАМАЗ» с 71,5 тыс. сделок купли-продажи, что составляет 25,8% от общего объема. Правда годом ранее этот показатель был выше на 1%. Второе место занимает отечественный «ГАЗ» с 27,7 тыс. грузовиков (+ 1%). Тройку лидеров замыкает белорусский «МАЗ», его показатели составили 25,4 тыс. единиц (+ 0,5%). В ТОП-5 вошли: российский «ЗИЛ» с 16,4 тыс. перепроданных грузовых машин, что на 15% меньше, чем в 2016 году, а также шведский Volvo с 15 тыс. продаж (- 3%). Самой популярной моделью на рынке подержанной техники является «КАМАЗ 65115»: 9,1 тыс. сделок (- 7%). На втором месте оказался Volvo FH с 8,3 тыс. машин (-0,5%). Третья и четвертая позиции тоже остались за камским автозаводом с его грузовиками «КАМАЗ 55111» и «КАМАЗ 5320» — 6,6 тыс. и 6,5 тыс. единиц соответственно. Замыкает рейтинг самых востребованных брендов «ГАЗ 3309» с 5,9 тыс. перепроданных экземпляров (-0,5%). Стоит упомянуть, что средний возраст грузового парка в РФ – 19 лет, тогда как в Европе или США этот показатель не выше 5-7 лет.

Перспективы российского рынка грузовиков в 2022 году

По мнению экспертов ГК «АвтоСпецЦентр», перспективы роста продаж мало — и среднетоннажных грузовиков в России в 2022 году, скорее положительные. Одной из объективных причин для роста может стать открытие производств на территории России. К примеру, при поддержке правительства Московской области, весной 2022 года начнется строительство завода Hino, что значительно увеличит конкурентоспособность бренда, так как позволит с одной стороны избежать ввозных пошлин и снизить себестоимость продукции, а с другой – претендовать на господдержку в виде индексации утилизационного сбора. Рост рынка грузовых автомобилей обеспечивается и за счет увеличения корпоративных продаж. Экономический кризис несколько лет препятствовал модернизации автопарков, не только у субъектов малого и среднего предпринимательства, но и у крупных игроков, которые в 2022 году станут драйверами роста рынка. Стимулом к покупке новых коммерческих автомобилей послужат и государственные программы поддержки спроса, в том числе адресные – «Свое дело», «Российский фермер» и другие. Набирает популярность выгодная схема покупки грузового транспорта для нужд малого и среднего бизнеса – лизинг. В 2017 году на него приходилось до 40% продаж. Если говорить о региональной структуре продаж на первичном рынке грузовых машин, то рост осуществляется преимущественно за счет Москвы, Санкт-Петербурга и крупных логистических центров России, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов. В свою очередь, до 70% продаж на вторичном рынке приходится на города с населением до 500 тыс. человек.

Стоит отметить, что средняя стоимость реализации подержанного грузового автомобиля составляет 2,7 млн. руб., при этом 2 млн. транспортных средств эксплуатируются 15 лет и более. Очевидно, что еще одной предпосылкой к росту рынка коммерческих автомобилей в 2018 году станет необходимость обновления корпоративного автопарка


Нынешний грузовой салон в Ганновере оказался, пожалуй, наиболее предсказуемым и наименее интересным за все время существования выставки. Почти вся «большая семерка» попросту привезла стандартные машины, узких специалистов вообще почти не было. Хотя совсем без новинок, конечно, не обошлось.
Основная интрига была связана с двумя группировками, главенствующими в грузовом мире. Противником империи Daimler выступил новоиспеченный концерн Traton

. О «Тратоне» у нас будет отдельный материал, а пока сосредоточимся на остальных новинках.

01.

Главным на стенде Мерседеса был, конечно, обновленный Actros – мировая премьера года. Новейших достоинств у него просто масса – экономия топлива аж до 5%, полуавтоматическое движение (система Active Drive Assist), система экстренного торможения (Active Brake Assist 5), интерфейс подключения и мультимедийная концепция кабины Multimedia Cockpit.

02.

А самое главное — система MirrorCam в стандартной комплектации. Что означает видеокамеры заднего вида и экраны-мониторы в кабине вместо наружных зеркал и приборного щитка. На выставке можно было опробовать инновации на макете, что мы и сделали. Мозг, конечно, ломает. Поначалу совершенно неудобно, но, видимо, в будущем станет стандартом. Впрочем, к смартфонам поначалу мы тоже привыкали через ломку, а сейчас без них себя не мыслим.

03.

Да, и чисто внешне, конечно, воспринимается как революционная, совершенно новая модель (сарказм). Видимо, на следующем Ганновере покажут еще какое-нибудь следующее небывалое новшество, типа поворачиваемых вместе с рулем фар, или парктроника для полуприцепа с камерой. Или что там еще в загашнике от легковушек есть?

04.

Традиционно Daimler демонстрировал свои глобальные амбиции. Под шильдой заокеанского Фрейтлайнера выкатили знакомый нам Econic. Вангуем, что особого успеха его не ждет, и года через три он тихо исчезнет из американской программы. Тот же Freightliner уже обломался с собственным аналогом по имени Condor, а сам Мерседес — с Унимогом в США.

05.

Надо сказать, что в области передовых технологий для грузовиков земляки-конкуренты из MAN пошли немного дальше, чем Daimler, и привезли электро-прототип. «Низкий тип посадки, значительное остекление кабины и видео-ассистенты предоставляют водителю полноценный обзор за окружающей ситуацией на дороге», сказано в пресс-релизе. Ну да, нельзя же отставать от соседей по концерну, ведь низкокабинная городская Scania уже серийная. При этом у МАНа такие машины (в основном, мусоровозы) уже были в программе. Правда, электрическими, конечно, они не были.

06.

Кстати, еще об электро-МАНах. Об экспериментальном, но близком к серии, MAN eTGM мы уже рассказывали, но электро-грузовики на агрегатах MAN уже пару лет как изготавливаются серийно силами (и под собственной торговой маркой) немецкой фирмы Framo. У нее на IAA был свой отдельный стенд. Тягач на фото — не новинка, но у нас о таких мало кто знает.

07.

Интересный электро-прототип привезли и вольвовцы. Названный
Vera
автономный электромобиль подключен к облачному сервису и центру управления транспортом. Обилие сонаров и камер позволяет определять текущее положение автомобиля с точностью до сантиметров, детально отслеживать и анализировать, что происходит с другими участниками дорожного движения, и безошибочно реагировать на изменения ситуации.

08.

Внешний вид, безусловно, футуристический, но сама идея не столь нова, учитывая, что автономные грузовики Volvo (как и других марок) вовсю активно испытываются по всему миру. На самом стенде машину почему-то спрятали за ширмой и многие посетители ее наверняка даже не нашли, и не увидели.

Одна из, если так можно выразиться, сенсаций IAA-2018 заключается в том, что впервые за всю историю проведения конкурса Truck of the Year обладателем этого титула стал турецкий грузовик.

09.

Знакомьтесь, перед вами «Грузовик 2022 года»,
Ford F-Max
. Впервые с момента рождения в 1982 году он получил полностью новую кабину шириной 2500 мм. Обновился и собственный двигатель, при объеме 12,7 литров он развивает мощность до 500 л.с. Коробка передач – традиционная ZF. Внешность, правда, страшновата, и напоминает глубокую китайскую переработку Volvo спереди и Scania сбоку.

10.

Не остался в стороне и второй турецкий производитель,
ВМС
. На выставку привезли несколько новейших грузовиков по имени
Tugra
. Кроме того, что имя означает «аверс» или монограмму султана, о машине не известно ничего. Можем только сказать, что дизайном новой серии, в отличие от предшествующей, занималось явно не ателье Pininfarina. Хотя некой самобытности и «ни-на-кого-непохожести» добиться удалось.

Самая интересная для нас новинка располагались на стенде группы «ГАЗ». Нижегородцы в Ганновере были единственными производителями грузовиков из России.

11.

Газовцы продолжают развивать тему полноприводной техники, – сюда они привезли известного нашим читателям «Вепря» и «Садко» поколения Next, да еще и в праворульном исполнении. В Западной Европе эта ниша давно и прочно занята местными авторитетами, но конкурировать с большой семеркой ГАЗ и не собирается. Цель показа в Ганновере — привлечь потенциальных клиентов из стран третьего мира, представителей которых по IAA ходит немало.

Традиционно в Ганновере показывают свои изделия небольшие спец-производители оригинальных полноприводных шасси для спецтехники. Но в этом году таких машин было совсем мало.

12.

Придворный мерседесовский «перепильщик»
Paul
показал очередной нестандартный
Zetros
в версии 8х8, на этот раз с «тридемом» сзади.

13.

А самым внушительным экспонатом всей выставки был бельгийский нефтепромышленный
Mol HF8066
c кабиной от Renault Premium. Масса этого гиганта с грузом, под платформой которого можно было гулять не пригибаясь, может составлять 230 т.

Экзотики, которой прежде был богат Ганновер, сейчас очень не хватало. Некоторых известных производителей нестандартной в этот раз и вовсе не было. Но как бы то ни было, IAA по-прежнему остается главной выставкой грузовиков в мире. Жаль только, что дух от этого мероприятия уже отнюдь не так захватывает, как прежде, а сердце не трепещет. Стареем?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]