Рынок грузовиков и автобусов РФ–2020: итоги продаж за год

2K 7 мин.

Продажи коммерческих автомобилей в России отыгрывают падение двух предыдущих лет. Но, как и в легковом сегменте, всплеск спроса на фоне локдаунов, производственных и логистических проблем привел к дефициту машин.

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

После спада спроса последних двух лет рынок коммерческих автомобилей в текущем году ожил: по данным «Автостата», по итогам первых пяти месяцев текущего года продажи средне- и крупнотоннажных грузовых автомобилей в России (полной массой свыше 3,5 т) составили 36,5 тыс. единиц, что на 38% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Еще более увеличился спрос на легкие коммерческие автомобили (LCV): за первые пять месяцев 2022 года объем этого рынка достиг 52,2 тыс. штук, что на 50,2% больше, чем за такой же период 2020-го.

Безусловно, показатели такого уверенного подъема связаны с низкой базой прошлого года, когда локдаун и пандемия сильно ударили по продажам коммерческого транспорта. Однако и по сравнению с позапрошлым годом нынешние показатели смотрятся неплохо: продажи грузовиков по сравнению с первыми пятью месяцами 2019-го увеличились на 24% (тогда на рынке было продано 29,5 тыс. грузовых машин), LCV на 27% (41 тыс. легких коммерческих авто).

Спрос на коммерческие авто формируют несколько ключевых факторов.

Успеть до подорожания

Исторически рекордные показатели спроса на коммерческие автомобили в России фиксировались девять лет назад, когда в 2012 году продажи, например, грузовиков достигали 129 тыс. единиц. Потом после кризиса и девальвации рубля продажи упали более чем вдвое: дна рынок коснулся в 2015-м, когда было продано 51 тыс. грузовиков. Позже сегмент начал постепенно выбираться из провала: в 2022 году дилеры уже смогли реализовать 82,3 тыс. автомобилей. Но очередные экономические турбулентности потянули продажи коммерческих машин вниз: в 2022 году рынок отступил на 2%, до отметки 80,7 тыс. штук, а в 2020-м потерял позиции на 9%, до 74,7 тыс. штук.

Нынешнее повышение спроса на рынке коммерческих автомобилей, к сожалению, не свидетельствует о растущем благосостоянии клиентской базы. Дело в другом: как и в случае с легковыми машинами, ценники на грузовики меняются в сторону увеличения едва ли не каждый месяц. И владельцы автопарков резонно стремятся успеть купить автомобильный транспорт до подорожания.

«На продажи коммерческих автомобилей в России прежде всего влияет повышение цен,— констатирует аналитик инвестиционной Евгений Миронюк.— Растут издержки бизнеса, в том числе связанные с выпуском коммерческих машин, увеличиваются цены на материалы. По данным Росстата, к примеру, индекс цен производителей промышленных товаров в июне 2022 года вырос на 19,9% к декабрю 2020-го. В таких условиях покупатели коммерческого автотранспорта спешат совершить покупку по старым ценам как можно быстрее».

«Спрос на коммерческие автомобили в России увеличивается благодаря трем факторам,— говорит руководитель департамента продаж японской Дмитрий Парфенов.— Во-первых, действует эффект низкой базы, вызванный падением заказов в прошлом году, когда были введены карантинные ограничения в связи с пандемией коронавируса, поэтому логистические операторы притормозили обновление собственных автопарков. Во-вторых, налицо активизация грузовых перевозок, вызванная восстановлением внутреннего рынка. В-третьих, определенную роль могло сыграть подорожание стального проката, и отдельные перевозчики принялись покупать новые машины, исходя из возможности их сильного подорожания, так как подорожание стали толкает вверх и цены на автомобили».

Рынок коммерческих автомобилей в 2022 году: снижение, но не обвал

Пандемия, кризисы в экономике, неблагоприятные политические события — все это не предвещало рынку коммерческого транспорта в нашей стране ничего хорошего. Многие прогнозы обещали чуть ли не двукратное падение продаж. К счастью, сбыться им не удалось. По данным агентства Автостат, никакого обвала не произошло, а налицо лишь очередная, пусть и немалая, просадка рынка.

Продажи новых грузовиков (массой более 3,5 т), шт
Марка20202019%
КАМАЗ27 76827 6100,6
ГАЗ6 8208 867–23,1
Scania4 9245 621–12,4
Volvo4 4865 655–20,7
Урал4 0673 19627,3
MAN3 8335 015–23,6
МАЗ3 7293 847–3,1
Mercedes3 3814 132–18,2
Isuzu2 6323 077–14,5
DAF1 6982 584–34,3
Shacman1 6981 39122,1
Hyundai1 2321 1685,5
НефАЗ1 1121 0406,9
Hino1 0931 199–8,8
САЗ933964–3,2
IVECO8531 313–35,0
Renault8461 218–30,5
Jac69850239,0
Faw68839474,6
Fuso68651034,5
Howo4704641,3
Ford44728855,2
Foton23219916,6
XCMG1268351,8
Daewoo846529,2
Другие2442430,4
Всего74 78080 645–7,3

Сильнее всего она отразилась на продажах тяжелых грузовиков: в 2020 году они снизились на 7,3% по сравнению с 2019-м. При этом у лидера рынка, компании КАМАЗ, продажи не то что не упали, а даже слегка выросли — на 0,6%. Первенствует в его гамме по-прежнему полноприводник модели 43118. Но если его продажи все же немного снизились (на 4,4%, или на 300 машин), то тягачи-КАМАксоры модели 5490, занимающие второе место, уверенно прибавили 6,3% по сравнению с прошлым годом.

Продажи новых грузовиков по моделям, шт
Модель20202019%
КАМАЗ-431186 4856 785–4,4
КАМАЗ-54905 5925 2596,3
Газон Next4 9666 031–17,7
КАМАЗ-651154 6825 263–11,0
КАМАЗ-65203 2272 71518,9
Volvo FH3 0083 709–18,9
Mercedes Actros2 8922 8531,4
Scania R2 0901 9845,3
MAN TGS1 7552 172–19,2
MAN TGX1 6672 556–34,8
DAF XF1 5962 476–35,5
Volvo FM1 4561 929–24,5
Scania G1 3151 819–27,7
Scania P1 2931 722–24,9
ГАЗ-33081 2211 931–36,8
Урал-43201 1151 480–24,7
Hyundai HD 781 0771 0215,5
Урал Next980287241,5
НефАЗ-451489476417,0
Isuzu NPR891968–8,0
Shacman SX32588830
КАМАЗ-43253865961–10,0
КАМАЗ-536058511 159–26,6
МАЗ-6312806834–3,4
КАМАЗ-658076245966,0
Другие22 41123 508–4,7
Всего74 78080 645–7,3

Ну а самый серьезный рост показал миасский Урал: продажи выросли сразу на 27,3%. Причем если классическое семейство 4320 в продажах просело почти на четверть (с 1480 экземпляров в 2019-м до 1115 в 2020-м), то автомобили семейства Next продемонстрировали буквально взрывной рост: если в 2022 году их было продано всего 287 штук, то в прошлом — почти тысяча.

А вот ГАЗ, наоборот, потерял очень много: в 2022 году ему удалось реализовать лишь 6820 грузовиков против почти девяти тысяч штук в 2019-м. При этом основная часть продаж приходится на Газон Next, который потерял за год 17,7%. Впрочем, возможно, в нынешнем году ситуацию Горьковского завода улучшит новый Валдай, о котором мы недавно подробно рассказывали.

Грузовики европейских марок на рынке РФ, шт
Марка20202019%
Scania4 9245 621–12,4
Volvo4 4865 655–20,7
MAN3 8335 015–23,6
Mercedes3 3814 132–18,2
DAF1 6982 584–34,3
IVECO8531 313–35,0
Renault8461 218–30,5

А вот европейцам на нашем рынке нелегко. Среди представителей «большой семерки» борьба явно шла не за то, кто больше прибавит, а за минимизацию потерь — серьезно потеряли все. Наименее плачевно дела обстоят у шведов: Scania и Volvo потеряли соответственно 12,4% и 20,7% рынка и заняли первое и второе места среди западных производителей. Ну а больше всех просели продажи у таких марок, как DAF, IVECO и Renault.

Продажи новых легких коммерческих автомобилей, шт
Марка20202019%
ГАЗ44 48150 704–12,3
УАЗ14 53117 320–16,1
Ford13 97013 0007,5
Лада12 61011 09013,7
Volkswagen4 1295 709–27,7
Peugeot3 3623 1337,3
Mercedes3 2253 323–2,9
Hyundai2 3782 663–10,7
Citroen2 2701 98014,6
Fiat1 2501 06717,2
Другие2 1052 216–5,0
Всего104 311112 205–7,0

Рынок легких коммерческих автомобилей просел чуть меньше, чем у тяжеловозов: потеря относительно прошлого года составила семь процентов. Лидером здесь по-прежнему является ГАЗ, продажи у которого, впрочем, упали на 12,3%. Газель Next продолжает безоговорочно лидировать, но и она в 2022 году показала снижение на 14,7% — а это целых 4316 машин.

Второе место занял УАЗ — в основном благодаря обилию моделей в гамме, ведь ни одна из них не поднялась выше пятого места в общей статистике. Собственно, на нем обосновалась грузопассажирская версия «буханки» с индексом 3909, продажи которой в прошлом году снизились на 10%. Что же до новой полуторки УАЗ-Профи, то ее продажи буксуют, так же как и заднеприводные версии этого грузовичка на бездорожье: они упали на 31,6%, или 1122 машины.

Продажи новых легких коммерческих автомобилей по моделям, шт
Модель20202019%
Газель Next25 01729 333–14,7
Ford Transit13 86712 6189,9
Лада Ларгус10 9049 26017,8
ГАЗ-330210 31810 756–4,1
УАЗ-39097 3568 176–10,0
ГАЗ-27523 7343 5724,5
УАЗ-Профи2 4243 546–31,6
ГАЗ-32211 7993 027–40,6
УАЗ-22061 7792 085–14,7
Mercedes V-Class1 6921 5489,3
Другие25 42128 284–10,1
Всего104 311112 205–7,0

На этом фоне удивительный рост демонстрирует Ford, который умудрился в 2022 году продать почти на тысячу машин больше, чем в 2019-м. При этом Transit, прибавив целых 10% относительно прошлого года, уверенно опередил не только старые Газели, но и вазовский «каблучок» Ларгус, продажи которого, кстати, тоже неслабо выросли.

Продажи новых автобусов, шт
Марка20202019%
ПАЗ6 3488 049–21,1
ЛиАЗ2 5141 61056,1
НефАЗ1 5511 05347,3
МАЗ69346648,7
КАвЗ423424–0,2
Volgabus311401–22,4
Yuotong274590–53,6
КАМАЗ20517020,6
Higer164257–36,2
MAN1349836,7
Другие548715–23,4
Всего13 16513 833–4,8

Ну а самое небольшое снижение показал российский рынок автобусов: он потерял 4,8% относительно результатов 2022 года. Первенствуют представители Группы ГАЗ. ПАЗ потихоньку теряет позиции (минус 21,1% относительно 2022 года), но благодаря массовым и недорогим моделям 3205 и 3204 сохраняет лидерство. ЛиАЗ, напротив, благодаря поставкам в города страны, увеличил продажи более чем наполовину. Похожие результаты в процентах демонстрирует и дочерний НефАЗ, занимающий третью строчку. Прибавил и белорусский МАЗ: в прошлом году было реализовано почти 700 автобусов этой марки.

Продажи новых автобусов по моделям, шт
Модель20202019%
ПАЗ-32053 1683 604–12,1
ПАЗ-32041 9672 700–27,1
ЛиАЗ-52921 758718144,8
НефАЗ-52991 5511 05347,3
ПАЗ-42349631 193–19,3
ЛиАЗ-429236823854,6
КАвЗ-4238242316–23,4
МАЗ-20324144447,7
ЛиАЗ-6213235382–38,5
КАМАЗ-628220517020,6
Другие2 4673 415–27,8
Всего13 16513 833–4,8

Успехи иностранцев куда скромнее. У китайцев продажи серьезно просели, а среди европейцев в десятку лучших попал только MAN — и то благодаря объемному контракту для Мосгортранса, который был заключен еще в 2022 году.

Российские марки держат оборону

Доминируют в сегменте коммерческой техники по-прежнему российские , по итогам первых пяти месяцев текущего года в сегменте грузовых машин лидирует КамАЗ с показателем 13 тыс. машин (рост продаж на 34,9%), а также ГАЗ (3,5 тыс., рост 34,3%). Таким образом, вместе с идущим на седьмом месте «Уралом» (1,8 тыс., рост 23,8%) российские марки занимают сейчас 21% всех продаж. К другим ключевым игрокам относятся иностранные марки Scania (2,8 тыс., рост 107%), МАЗ (2,2 тыс., +95%), Mercedes-Benz (1,5 тыс., +27%) (см. таб. 1).

В сегменте LCV в топе также отечественные марки, причем даже с более высокой совокупной долей продаж. В текущем году ГАЗ реализовал 21,5 тыс. автомобилей (прирост 37%), а идущие на третьем и четвертом местах УАЗ и Lada соответственно 6,8 тыс. и 6,4 тыс. (прирост 31% и 91%). Таким образом, на долю российских производителей в сегменте LCV приходится более 40% всех продаж.

Рынок подержанных грузовых автомобилей

Среди российских регионов лидером по емкости рынка грузовиков с пробегом стала Московская область. В регионе по итогам января-апреля 2022 г. было продано подержанных грузовых автомобилей на 14,7 млрд руб. Также в лидирующую тройку вошли Краснодарский край и Москва, где на покупку грузовой техники с пробегом было потрачено 9,8 млрд руб. и 9,6 млрд руб. соответственно.

Во всех регионах из ТОР-10 сохранилась положительная динамика финансовой емкости. Это обусловлено увеличением средневзвешенной цены и продаж подержанных грузовиков в данных регионах. В Самарской области, несмотря на сокращение спроса на грузовую технику на вторичном рынке, также сохранилась положительная динамика финансовой емкости.

Средневзвешенные цены и финансовая емкость рынка подержанных грузовых автомобилей, ТОР-10 регионов, январь-апрель 2022 г.

Регион Средневзвешенная цена, руб. Динамика, 2021/2020 гг., % Емкость, млн руб. Динамика, 2021/2020 гг., %
Московская область 2 414 440 10,0 14 745 39,4
Краснодарский край 2 256 283 21,9 9 761 56,7
Москва 2 724 649 16,9 9 591 52,9
Санкт-Петербург 2 632 047 12,3 7 872 35,2
Татарстан Республика 2 335 374 13,2 6 810 15,2
Ростовская область 1 980 759 16,9 5 104 39,0
Ханты-Мансийский АО 2 580 209 6,5 4 786 35,5
Нижегородская область 2 160 254 28,5 4 370 56,6
Свердловская область 2 085 099 15,2 4 224 23,7
Самарская область 2 288 558 21,1 4 156 14,6

Источник: Russian Automotive Market Research

В январе-апреле 2022 г. лидером по финансовому результату стал KAMAZ. На покупку подержанных грузовых автомобилей этой марки в рассматриваемом периоде было потрачено 50,0 млрд руб. Также в тройку лидеров по емкости рынка вошли бренды SCANIA (19,5 млрд руб.) и MAN (19,0 млрд руб.).

У брендов из ТОР-10 отмечена положительная динамика финансовых результатов, за исключением бренда URAL, что вызвано снижением продаж подержанных автомобилей этой марки.

Ведущие марки на российском рынке грузовых автомобилей (полной массой свыше 3,5 т).

КАМАЗ13 01434,9
2ГАЗ3 55934,3
3Scania2 892107,3
4МАЗ2 29995
5Volvo2 0004,2
6MAN1 91033,1
7Урал1 87623,8
8Mercedes-Benz1 54427,6
9Isuzu860-31,6
10Shacman60817,6
Всего36 56638,2

Источник: «Автостат».

Среди «иностранцев» значимые позиции занимают Ford (7 тыс., прирост 68%), набирают ход марки нового альянса Stellantis — Peugeot, Citroen, Opel (2,4 тыс., 1,3 тыс., 0,8 тыс.), сильны позиции немецких марок Volkswagen, Mercedes-Benz (2,3 тыс., 1,5 тыс.) (см. таб. 2).

«Наиболее успешными марками в сегменте легких коммерческих автомобилей остаются автомобили ГАЗ благодаря широкому модельному ряду, повышению качества продукции и одному из самых конкурентных на рынке ценовому предложению,— комментирует заместитель директора департамента корпоративных продаж автодилера «Авилон» Андрей Гусев.— Отличные результаты у Ford Transit, это один из наиболее привлекательных продуктов по соотношению цены и качества и наличию очень широкого модельного ряда. Lada Largus — бестселлер в сегменте небольших фургонов-каблучков благодаря самой низкой цене. Хорошие показатели у концерна PSA: «близнецы» Peugeot, Citroen, а с недавнего времени и Opel — это современные представители LCV, они производятся в России и продаются по привлекательным ценам».

Что касается наиболее активных потребителей коммерческих машин, то сейчас, по словам участников рынка, в сегменте LCV значимые закупки осуществляются, например, со стороны государства и компаний, связанных с интернет-торговлей. «На продажи в сегменте легких коммерческих авто традиционно влияют государственные закупки, например, для нужд медицины и силовых структур, а также бурный рост онлайн-ритейла и рост связанных с этой сферой бизнеса компаний по доставке заказов, курьерские и почтовые службы,— говорит Андрей Гусев.— Общее состояние экономики в стране традиционно сильно влияет на продажи коммерческих автомобилей: если в экономике намечается рост, то и обновление автопарков происходит более активно».

Динамика средних цен на вторичном рынке коммерческого транспорта и спецтехники с пробегом

По результатам 2022 г. средняя стоимость подержанных грузовиков выросла на 10% и составила, по данным «Авито Авто», 550 000 рублей. Наиболее заметный рост цен по итогам прошлого года показали погрузчики (всех типов), средняя цена на которые достигла уровня 900 000 рублей (+28,6%). Средняя цена в категории «легкий коммерческий транспорт» выросла на 5,7%, составив 370 000 рублей, а цены на тягачи увеличились в среднем на 3,2%.
Средняя стоимость подержанных коммерческих автомобилей и спецтехники по кварталам и динамика цен, вся Россия, 2022 г.

Цена, руб.Цена, изменение за год, %
I кв. 2022 г.II кв. 2022 г.III кв. 2022 г.IV кв. 2022 г.I кв. 2022 г.II кв. 2022 г.III кв. 2022 г.IV кв. 2022 г.
Все типы500 000500 000510 000550 0000,24,25,210,0
Грузовики510 000550 000550 000600 0002,012,212,217,6
Легкий коммерческий транспорт360 000370 000375 000380 0002,97,27,15,6
Погрузчики790 000900 000910 000980 00012,928,621,324,1
Прицепы220 000190 000200 000200 000–4,3–13,6–13,0–9,1
Тягачи1 300 0001 350 0001 250 0001 250 0000,06,34,2–3,8

Машин не хватает

Повышенный спрос на коммерческие автомобили в текущем году привел к появлению такого, казалось бы, чуждого для рыночной экономики явления, как дефицит. Так же, как в сегменте легковых автомобилей, на складах дилеров сейчас остро не хватает грузовиков. Это относится особенно к иностранным маркам: на нехватку авто жалуются дилеры Scania, Volvo, MAN, Mercedes. Срок ожидания поставок автомобилей зачастую внушительный, он превышает отсрочки с легковыми машинами, достигая периода от нескольких месяцев до года и более. «На сегодняшний день срок ожидания коммерческого автомобиля составляет не менее двух месяцев, а среди наиболее популярных моделей заказы принимаются на год вперед. Так, в грузовом сегменте заказы на автомобили брендов Volvo, Mercedes-Benz и Scania расписаны на несколько месяцев»,— говорит генеральный директор по продажам коммерческого транспорта автодилера «АвтоСпецЦентр Котляковка» Илья Молчанов.

«Спрос на рынке превышает предложения, сейчас у нас уже закрыты заказы на второй квартал 2022 года,— продолжает директор по продажам Scania в России Леонид Ткачик.— Пандемия нанесла сильнейший удар по отрасли автомобилестроения, вызвав резкое сокращение спроса, приостановку производств, нарушение привычных связей между производителями, поставщиками и потребителями. Острой проблемой остается дефицит полупроводниковых компонентов и микросхем, ограничивающий производственные возможности отрасли. Восстановление автопрома будет во многом зависеть от стабилизации ситуации на рынке автоэлектроники и преодоления глобальных сбоев в производственных цепочках».

«Мы видим сейчас высокий спрос на автомобили со стороны самых разных заказчиков, традиционно среди наших клиентов пользуются повышенным спросом самосвалы с колесной формулой 6х4 и 8х4,— говорит директор департамента продаж грузовых автомобилей FAW в России Андрей Попов.— Такая ситуация вызвана дефицитом техники, сейчас вся она поставляется на заказ, срок ожидания в среднем составляет два-три месяца, когда на стоке появляется машина — это большая редкость».

Спрос на LCV в 2021 году по регионам России

Первое место по уровню спроса на новый транспорт из категории LCV заняли Москва и Московская область, показавшие 14,12% от общероссийского спроса. Средняя цена лёгкого коммерческого автомобиля в этом регионе составила около 1,7 млн рублей.

На вторую строчку поднялись Санкт-Петербург и Ленинградская область. На долю региона пришлось чуть больше 11,5% всего спроса страны, хотя цена одного транспортного средства оказалась прилично выше средней и превысила 2,1 млн рублей.

Республика Татарстан в случае с LCV чуть сдала позиции и оказалась обладательницей «бронзы» этого рейтинга с результатом в 5,09%. Средняя цена авто в регионе оказалась чуть выше московской, но значительно ниже питерской и составила 1,744 млн рублей.

В двух других регионах из лучшей пятёрки, Республике Башкортостан и Краснодарском крае, средняя цена одной единицы LCV в 2021 году равнялась 1,449 млн рублей и 1,517 млн рублей соответственно, в то время как их доля от федерального спроса составила 4,78% и 4,29%.

Рост цен и дефицит продолжатся

Компаниям придется продвигать свои новинки на рынке в условиях продолжающейся лихорадки: роста цен, дефицита автокомпонентов, непредсказуемой ситуации со спросом на автоперевозки. «Прирост цен на коммерческие автомобили будет продолжаться в следующем году, — прогнозирует Александр Осин. — Однако важно отметить, что производители автомобилей переносят на потребителей свои повышающиеся издержки постепенно, поэтому в ближайшее время можно ожидать сдержанного роста цен на коммерческие авто в рамках 10–15 процентов».

По мнению аналитиков, рынок будет сдерживать и высокий уровень закредитованности как населения, так и корпоративного сектора. Близятся к потолку и продажи в лизинг, который, например, в сегменте грузовиков уже достиг 80% суммарного объема продаж грузовиков в РФ. Впрочем, есть и хорошие новости для рынка коммерческих авто: в некоторых сегментах, скорее всего, будет продолжать расти спрос на логистические .

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]