2K 7 мин.
Продажи коммерческих автомобилей в России отыгрывают падение двух предыдущих лет. Но, как и в легковом сегменте, всплеск спроса на фоне локдаунов, производственных и логистических проблем привел к дефициту машин.
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
После спада спроса последних двух лет рынок коммерческих автомобилей в текущем году ожил: по данным «Автостата», по итогам первых пяти месяцев текущего года продажи средне- и крупнотоннажных грузовых автомобилей в России (полной массой свыше 3,5 т) составили 36,5 тыс. единиц, что на 38% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Еще более увеличился спрос на легкие коммерческие автомобили (LCV): за первые пять месяцев 2022 года объем этого рынка достиг 52,2 тыс. штук, что на 50,2% больше, чем за такой же период 2020-го.
Безусловно, показатели такого уверенного подъема связаны с низкой базой прошлого года, когда локдаун и пандемия сильно ударили по продажам коммерческого транспорта. Однако и по сравнению с позапрошлым годом нынешние показатели смотрятся неплохо: продажи грузовиков по сравнению с первыми пятью месяцами 2019-го увеличились на 24% (тогда на рынке было продано 29,5 тыс. грузовых машин), LCV на 27% (41 тыс. легких коммерческих авто).
Спрос на коммерческие авто формируют несколько ключевых факторов.
Успеть до подорожания
Исторически рекордные показатели спроса на коммерческие автомобили в России фиксировались девять лет назад, когда в 2012 году продажи, например, грузовиков достигали 129 тыс. единиц. Потом после кризиса и девальвации рубля продажи упали более чем вдвое: дна рынок коснулся в 2015-м, когда было продано 51 тыс. грузовиков. Позже сегмент начал постепенно выбираться из провала: в 2022 году дилеры уже смогли реализовать 82,3 тыс. автомобилей. Но очередные экономические турбулентности потянули продажи коммерческих машин вниз: в 2022 году рынок отступил на 2%, до отметки 80,7 тыс. штук, а в 2020-м потерял позиции на 9%, до 74,7 тыс. штук.
Нынешнее повышение спроса на рынке коммерческих автомобилей, к сожалению, не свидетельствует о растущем благосостоянии клиентской базы. Дело в другом: как и в случае с легковыми машинами, ценники на грузовики меняются в сторону увеличения едва ли не каждый месяц. И владельцы автопарков резонно стремятся успеть купить автомобильный транспорт до подорожания.
«На продажи коммерческих автомобилей в России прежде всего влияет повышение цен,— констатирует аналитик инвестиционной Евгений Миронюк.— Растут издержки бизнеса, в том числе связанные с выпуском коммерческих машин, увеличиваются цены на материалы. По данным Росстата, к примеру, индекс цен производителей промышленных товаров в июне 2022 года вырос на 19,9% к декабрю 2020-го. В таких условиях покупатели коммерческого автотранспорта спешат совершить покупку по старым ценам как можно быстрее».
«Спрос на коммерческие автомобили в России увеличивается благодаря трем факторам,— говорит руководитель департамента продаж японской Дмитрий Парфенов.— Во-первых, действует эффект низкой базы, вызванный падением заказов в прошлом году, когда были введены карантинные ограничения в связи с пандемией коронавируса, поэтому логистические операторы притормозили обновление собственных автопарков. Во-вторых, налицо активизация грузовых перевозок, вызванная восстановлением внутреннего рынка. В-третьих, определенную роль могло сыграть подорожание стального проката, и отдельные перевозчики принялись покупать новые машины, исходя из возможности их сильного подорожания, так как подорожание стали толкает вверх и цены на автомобили».
Рынок коммерческих автомобилей в 2022 году: снижение, но не обвал
Пандемия, кризисы в экономике, неблагоприятные политические события — все это не предвещало рынку коммерческого транспорта в нашей стране ничего хорошего. Многие прогнозы обещали чуть ли не двукратное падение продаж. К счастью, сбыться им не удалось. По данным агентства Автостат, никакого обвала не произошло, а налицо лишь очередная, пусть и немалая, просадка рынка.
Продажи новых грузовиков (массой более 3,5 т), шт | |||
Марка | 2020 | 2019 | % |
КАМАЗ | 27 768 | 27 610 | 0,6 |
ГАЗ | 6 820 | 8 867 | –23,1 |
Scania | 4 924 | 5 621 | –12,4 |
Volvo | 4 486 | 5 655 | –20,7 |
Урал | 4 067 | 3 196 | 27,3 |
MAN | 3 833 | 5 015 | –23,6 |
МАЗ | 3 729 | 3 847 | –3,1 |
Mercedes | 3 381 | 4 132 | –18,2 |
Isuzu | 2 632 | 3 077 | –14,5 |
DAF | 1 698 | 2 584 | –34,3 |
Shacman | 1 698 | 1 391 | 22,1 |
Hyundai | 1 232 | 1 168 | 5,5 |
НефАЗ | 1 112 | 1 040 | 6,9 |
Hino | 1 093 | 1 199 | –8,8 |
САЗ | 933 | 964 | –3,2 |
IVECO | 853 | 1 313 | –35,0 |
Renault | 846 | 1 218 | –30,5 |
Jac | 698 | 502 | 39,0 |
Faw | 688 | 394 | 74,6 |
Fuso | 686 | 510 | 34,5 |
Howo | 470 | 464 | 1,3 |
Ford | 447 | 288 | 55,2 |
Foton | 232 | 199 | 16,6 |
XCMG | 126 | 83 | 51,8 |
Daewoo | 84 | 65 | 29,2 |
Другие | 244 | 243 | 0,4 |
Всего | 74 780 | 80 645 | –7,3 |
Сильнее всего она отразилась на продажах тяжелых грузовиков: в 2020 году они снизились на 7,3% по сравнению с 2019-м. При этом у лидера рынка, компании КАМАЗ, продажи не то что не упали, а даже слегка выросли — на 0,6%. Первенствует в его гамме по-прежнему полноприводник модели 43118. Но если его продажи все же немного снизились (на 4,4%, или на 300 машин), то тягачи-КАМАксоры модели 5490, занимающие второе место, уверенно прибавили 6,3% по сравнению с прошлым годом.
Продажи новых грузовиков по моделям, шт | |||
Модель | 2020 | 2019 | % |
КАМАЗ-43118 | 6 485 | 6 785 | –4,4 |
КАМАЗ-5490 | 5 592 | 5 259 | 6,3 |
Газон Next | 4 966 | 6 031 | –17,7 |
КАМАЗ-65115 | 4 682 | 5 263 | –11,0 |
КАМАЗ-6520 | 3 227 | 2 715 | 18,9 |
Volvo FH | 3 008 | 3 709 | –18,9 |
Mercedes Actros | 2 892 | 2 853 | 1,4 |
Scania R | 2 090 | 1 984 | 5,3 |
MAN TGS | 1 755 | 2 172 | –19,2 |
MAN TGX | 1 667 | 2 556 | –34,8 |
DAF XF | 1 596 | 2 476 | –35,5 |
Volvo FM | 1 456 | 1 929 | –24,5 |
Scania G | 1 315 | 1 819 | –27,7 |
Scania P | 1 293 | 1 722 | –24,9 |
ГАЗ-3308 | 1 221 | 1 931 | –36,8 |
Урал-4320 | 1 115 | 1 480 | –24,7 |
Hyundai HD 78 | 1 077 | 1 021 | 5,5 |
Урал Next | 980 | 287 | 241,5 |
НефАЗ-4514 | 894 | 764 | 17,0 |
Isuzu NPR | 891 | 968 | –8,0 |
Shacman SX3258 | 883 | 0 | — |
КАМАЗ-43253 | 865 | 961 | –10,0 |
КАМАЗ-53605 | 851 | 1 159 | –26,6 |
МАЗ-6312 | 806 | 834 | –3,4 |
КАМАЗ-6580 | 762 | 459 | 66,0 |
Другие | 22 411 | 23 508 | –4,7 |
Всего | 74 780 | 80 645 | –7,3 |
Ну а самый серьезный рост показал миасский Урал: продажи выросли сразу на 27,3%. Причем если классическое семейство 4320 в продажах просело почти на четверть (с 1480 экземпляров в 2019-м до 1115 в 2020-м), то автомобили семейства Next продемонстрировали буквально взрывной рост: если в 2022 году их было продано всего 287 штук, то в прошлом — почти тысяча.
А вот ГАЗ, наоборот, потерял очень много: в 2022 году ему удалось реализовать лишь 6820 грузовиков против почти девяти тысяч штук в 2019-м. При этом основная часть продаж приходится на Газон Next, который потерял за год 17,7%. Впрочем, возможно, в нынешнем году ситуацию Горьковского завода улучшит новый Валдай, о котором мы недавно подробно рассказывали.
Грузовики европейских марок на рынке РФ, шт | |||
Марка | 2020 | 2019 | % |
Scania | 4 924 | 5 621 | –12,4 |
Volvo | 4 486 | 5 655 | –20,7 |
MAN | 3 833 | 5 015 | –23,6 |
Mercedes | 3 381 | 4 132 | –18,2 |
DAF | 1 698 | 2 584 | –34,3 |
IVECO | 853 | 1 313 | –35,0 |
Renault | 846 | 1 218 | –30,5 |
А вот европейцам на нашем рынке нелегко. Среди представителей «большой семерки» борьба явно шла не за то, кто больше прибавит, а за минимизацию потерь — серьезно потеряли все. Наименее плачевно дела обстоят у шведов: Scania и Volvo потеряли соответственно 12,4% и 20,7% рынка и заняли первое и второе места среди западных производителей. Ну а больше всех просели продажи у таких марок, как DAF, IVECO и Renault.
Продажи новых легких коммерческих автомобилей, шт | |||
Марка | 2020 | 2019 | % |
ГАЗ | 44 481 | 50 704 | –12,3 |
УАЗ | 14 531 | 17 320 | –16,1 |
Ford | 13 970 | 13 000 | 7,5 |
Лада | 12 610 | 11 090 | 13,7 |
Volkswagen | 4 129 | 5 709 | –27,7 |
Peugeot | 3 362 | 3 133 | 7,3 |
Mercedes | 3 225 | 3 323 | –2,9 |
Hyundai | 2 378 | 2 663 | –10,7 |
Citroen | 2 270 | 1 980 | 14,6 |
Fiat | 1 250 | 1 067 | 17,2 |
Другие | 2 105 | 2 216 | –5,0 |
Всего | 104 311 | 112 205 | –7,0 |
Рынок легких коммерческих автомобилей просел чуть меньше, чем у тяжеловозов: потеря относительно прошлого года составила семь процентов. Лидером здесь по-прежнему является ГАЗ, продажи у которого, впрочем, упали на 12,3%. Газель Next продолжает безоговорочно лидировать, но и она в 2022 году показала снижение на 14,7% — а это целых 4316 машин.
Второе место занял УАЗ — в основном благодаря обилию моделей в гамме, ведь ни одна из них не поднялась выше пятого места в общей статистике. Собственно, на нем обосновалась грузопассажирская версия «буханки» с индексом 3909, продажи которой в прошлом году снизились на 10%. Что же до новой полуторки УАЗ-Профи, то ее продажи буксуют, так же как и заднеприводные версии этого грузовичка на бездорожье: они упали на 31,6%, или 1122 машины.
Продажи новых легких коммерческих автомобилей по моделям, шт | |||
Модель | 2020 | 2019 | % |
Газель Next | 25 017 | 29 333 | –14,7 |
Ford Transit | 13 867 | 12 618 | 9,9 |
Лада Ларгус | 10 904 | 9 260 | 17,8 |
ГАЗ-3302 | 10 318 | 10 756 | –4,1 |
УАЗ-3909 | 7 356 | 8 176 | –10,0 |
ГАЗ-2752 | 3 734 | 3 572 | 4,5 |
УАЗ-Профи | 2 424 | 3 546 | –31,6 |
ГАЗ-3221 | 1 799 | 3 027 | –40,6 |
УАЗ-2206 | 1 779 | 2 085 | –14,7 |
Mercedes V-Class | 1 692 | 1 548 | 9,3 |
Другие | 25 421 | 28 284 | –10,1 |
Всего | 104 311 | 112 205 | –7,0 |
На этом фоне удивительный рост демонстрирует Ford, который умудрился в 2022 году продать почти на тысячу машин больше, чем в 2019-м. При этом Transit, прибавив целых 10% относительно прошлого года, уверенно опередил не только старые Газели, но и вазовский «каблучок» Ларгус, продажи которого, кстати, тоже неслабо выросли.
Продажи новых автобусов, шт | |||
Марка | 2020 | 2019 | % |
ПАЗ | 6 348 | 8 049 | –21,1 |
ЛиАЗ | 2 514 | 1 610 | 56,1 |
НефАЗ | 1 551 | 1 053 | 47,3 |
МАЗ | 693 | 466 | 48,7 |
КАвЗ | 423 | 424 | –0,2 |
Volgabus | 311 | 401 | –22,4 |
Yuotong | 274 | 590 | –53,6 |
КАМАЗ | 205 | 170 | 20,6 |
Higer | 164 | 257 | –36,2 |
MAN | 134 | 98 | 36,7 |
Другие | 548 | 715 | –23,4 |
Всего | 13 165 | 13 833 | –4,8 |
Ну а самое небольшое снижение показал российский рынок автобусов: он потерял 4,8% относительно результатов 2022 года. Первенствуют представители Группы ГАЗ. ПАЗ потихоньку теряет позиции (минус 21,1% относительно 2022 года), но благодаря массовым и недорогим моделям 3205 и 3204 сохраняет лидерство. ЛиАЗ, напротив, благодаря поставкам в города страны, увеличил продажи более чем наполовину. Похожие результаты в процентах демонстрирует и дочерний НефАЗ, занимающий третью строчку. Прибавил и белорусский МАЗ: в прошлом году было реализовано почти 700 автобусов этой марки.
Продажи новых автобусов по моделям, шт | |||
Модель | 2020 | 2019 | % |
ПАЗ-3205 | 3 168 | 3 604 | –12,1 |
ПАЗ-3204 | 1 967 | 2 700 | –27,1 |
ЛиАЗ-5292 | 1 758 | 718 | 144,8 |
НефАЗ-5299 | 1 551 | 1 053 | 47,3 |
ПАЗ-4234 | 963 | 1 193 | –19,3 |
ЛиАЗ-4292 | 368 | 238 | 54,6 |
КАвЗ-4238 | 242 | 316 | –23,4 |
МАЗ-203 | 241 | 44 | 447,7 |
ЛиАЗ-6213 | 235 | 382 | –38,5 |
КАМАЗ-6282 | 205 | 170 | 20,6 |
Другие | 2 467 | 3 415 | –27,8 |
Всего | 13 165 | 13 833 | –4,8 |
Успехи иностранцев куда скромнее. У китайцев продажи серьезно просели, а среди европейцев в десятку лучших попал только MAN — и то благодаря объемному контракту для Мосгортранса, который был заключен еще в 2022 году.
Российские марки держат оборону
Доминируют в сегменте коммерческой техники по-прежнему российские , по итогам первых пяти месяцев текущего года в сегменте грузовых машин лидирует КамАЗ с показателем 13 тыс. машин (рост продаж на 34,9%), а также ГАЗ (3,5 тыс., рост 34,3%). Таким образом, вместе с идущим на седьмом месте «Уралом» (1,8 тыс., рост 23,8%) российские марки занимают сейчас 21% всех продаж. К другим ключевым игрокам относятся иностранные марки Scania (2,8 тыс., рост 107%), МАЗ (2,2 тыс., +95%), Mercedes-Benz (1,5 тыс., +27%) (см. таб. 1).
В сегменте LCV в топе также отечественные марки, причем даже с более высокой совокупной долей продаж. В текущем году ГАЗ реализовал 21,5 тыс. автомобилей (прирост 37%), а идущие на третьем и четвертом местах УАЗ и Lada соответственно 6,8 тыс. и 6,4 тыс. (прирост 31% и 91%). Таким образом, на долю российских производителей в сегменте LCV приходится более 40% всех продаж.
Рынок подержанных грузовых автомобилей
Среди российских регионов лидером по емкости рынка грузовиков с пробегом стала Московская область. В регионе по итогам января-апреля 2022 г. было продано подержанных грузовых автомобилей на 14,7 млрд руб. Также в лидирующую тройку вошли Краснодарский край и Москва, где на покупку грузовой техники с пробегом было потрачено 9,8 млрд руб. и 9,6 млрд руб. соответственно.
Во всех регионах из ТОР-10 сохранилась положительная динамика финансовой емкости. Это обусловлено увеличением средневзвешенной цены и продаж подержанных грузовиков в данных регионах. В Самарской области, несмотря на сокращение спроса на грузовую технику на вторичном рынке, также сохранилась положительная динамика финансовой емкости.
Средневзвешенные цены и финансовая емкость рынка подержанных грузовых автомобилей, ТОР-10 регионов, январь-апрель 2022 г.
Регион | Средневзвешенная цена, руб. | Динамика, 2021/2020 гг., % | Емкость, млн руб. | Динамика, 2021/2020 гг., % |
Московская область | 2 414 440 | 10,0 | 14 745 | 39,4 |
Краснодарский край | 2 256 283 | 21,9 | 9 761 | 56,7 |
Москва | 2 724 649 | 16,9 | 9 591 | 52,9 |
Санкт-Петербург | 2 632 047 | 12,3 | 7 872 | 35,2 |
Татарстан Республика | 2 335 374 | 13,2 | 6 810 | 15,2 |
Ростовская область | 1 980 759 | 16,9 | 5 104 | 39,0 |
Ханты-Мансийский АО | 2 580 209 | 6,5 | 4 786 | 35,5 |
Нижегородская область | 2 160 254 | 28,5 | 4 370 | 56,6 |
Свердловская область | 2 085 099 | 15,2 | 4 224 | 23,7 |
Самарская область | 2 288 558 | 21,1 | 4 156 | 14,6 |
Источник: Russian Automotive Market Research
В январе-апреле 2022 г. лидером по финансовому результату стал KAMAZ. На покупку подержанных грузовых автомобилей этой марки в рассматриваемом периоде было потрачено 50,0 млрд руб. Также в тройку лидеров по емкости рынка вошли бренды SCANIA (19,5 млрд руб.) и MAN (19,0 млрд руб.).
У брендов из ТОР-10 отмечена положительная динамика финансовых результатов, за исключением бренда URAL, что вызвано снижением продаж подержанных автомобилей этой марки.
Ведущие марки на российском рынке грузовых автомобилей (полной массой свыше 3,5 т).
КАМАЗ | 13 014 | 34,9 | |
2 | ГАЗ | 3 559 | 34,3 |
3 | Scania | 2 892 | 107,3 |
4 | МАЗ | 2 299 | 95 |
5 | Volvo | 2 000 | 4,2 |
6 | MAN | 1 910 | 33,1 |
7 | Урал | 1 876 | 23,8 |
8 | Mercedes-Benz | 1 544 | 27,6 |
9 | Isuzu | 860 | -31,6 |
10 | Shacman | 608 | 17,6 |
Всего | 36 566 | 38,2 |
Источник: «Автостат».
Среди «иностранцев» значимые позиции занимают Ford (7 тыс., прирост 68%), набирают ход марки нового альянса Stellantis — Peugeot, Citroen, Opel (2,4 тыс., 1,3 тыс., 0,8 тыс.), сильны позиции немецких марок Volkswagen, Mercedes-Benz (2,3 тыс., 1,5 тыс.) (см. таб. 2).
«Наиболее успешными марками в сегменте легких коммерческих автомобилей остаются автомобили ГАЗ благодаря широкому модельному ряду, повышению качества продукции и одному из самых конкурентных на рынке ценовому предложению,— комментирует заместитель директора департамента корпоративных продаж автодилера «Авилон» Андрей Гусев.— Отличные результаты у Ford Transit, это один из наиболее привлекательных продуктов по соотношению цены и качества и наличию очень широкого модельного ряда. Lada Largus — бестселлер в сегменте небольших фургонов-каблучков благодаря самой низкой цене. Хорошие показатели у концерна PSA: «близнецы» Peugeot, Citroen, а с недавнего времени и Opel — это современные представители LCV, они производятся в России и продаются по привлекательным ценам».
Что касается наиболее активных потребителей коммерческих машин, то сейчас, по словам участников рынка, в сегменте LCV значимые закупки осуществляются, например, со стороны государства и компаний, связанных с интернет-торговлей. «На продажи в сегменте легких коммерческих авто традиционно влияют государственные закупки, например, для нужд медицины и силовых структур, а также бурный рост онлайн-ритейла и рост связанных с этой сферой бизнеса компаний по доставке заказов, курьерские и почтовые службы,— говорит Андрей Гусев.— Общее состояние экономики в стране традиционно сильно влияет на продажи коммерческих автомобилей: если в экономике намечается рост, то и обновление автопарков происходит более активно».
Динамика средних цен на вторичном рынке коммерческого транспорта и спецтехники с пробегом
По результатам 2022 г. средняя стоимость подержанных грузовиков выросла на 10% и составила, по данным «Авито Авто», 550 000 рублей. Наиболее заметный рост цен по итогам прошлого года показали погрузчики (всех типов), средняя цена на которые достигла уровня 900 000 рублей (+28,6%). Средняя цена в категории «легкий коммерческий транспорт» выросла на 5,7%, составив 370 000 рублей, а цены на тягачи увеличились в среднем на 3,2%.
Средняя стоимость подержанных коммерческих автомобилей и спецтехники по кварталам и динамика цен, вся Россия, 2022 г.
Цена, руб. | Цена, изменение за год, % | |||||||
I кв. 2022 г. | II кв. 2022 г. | III кв. 2022 г. | IV кв. 2022 г. | I кв. 2022 г. | II кв. 2022 г. | III кв. 2022 г. | IV кв. 2022 г. | |
Все типы | 500 000 | 500 000 | 510 000 | 550 000 | 0,2 | 4,2 | 5,2 | 10,0 |
Грузовики | 510 000 | 550 000 | 550 000 | 600 000 | 2,0 | 12,2 | 12,2 | 17,6 |
Легкий коммерческий транспорт | 360 000 | 370 000 | 375 000 | 380 000 | 2,9 | 7,2 | 7,1 | 5,6 |
Погрузчики | 790 000 | 900 000 | 910 000 | 980 000 | 12,9 | 28,6 | 21,3 | 24,1 |
Прицепы | 220 000 | 190 000 | 200 000 | 200 000 | –4,3 | –13,6 | –13,0 | –9,1 |
Тягачи | 1 300 000 | 1 350 000 | 1 250 000 | 1 250 000 | 0,0 | 6,3 | 4,2 | –3,8 |
Машин не хватает
Повышенный спрос на коммерческие автомобили в текущем году привел к появлению такого, казалось бы, чуждого для рыночной экономики явления, как дефицит. Так же, как в сегменте легковых автомобилей, на складах дилеров сейчас остро не хватает грузовиков. Это относится особенно к иностранным маркам: на нехватку авто жалуются дилеры Scania, Volvo, MAN, Mercedes. Срок ожидания поставок автомобилей зачастую внушительный, он превышает отсрочки с легковыми машинами, достигая периода от нескольких месяцев до года и более. «На сегодняшний день срок ожидания коммерческого автомобиля составляет не менее двух месяцев, а среди наиболее популярных моделей заказы принимаются на год вперед. Так, в грузовом сегменте заказы на автомобили брендов Volvo, Mercedes-Benz и Scania расписаны на несколько месяцев»,— говорит генеральный директор по продажам коммерческого транспорта автодилера «АвтоСпецЦентр Котляковка» Илья Молчанов.
«Спрос на рынке превышает предложения, сейчас у нас уже закрыты заказы на второй квартал 2022 года,— продолжает директор по продажам Scania в России Леонид Ткачик.— Пандемия нанесла сильнейший удар по отрасли автомобилестроения, вызвав резкое сокращение спроса, приостановку производств, нарушение привычных связей между производителями, поставщиками и потребителями. Острой проблемой остается дефицит полупроводниковых компонентов и микросхем, ограничивающий производственные возможности отрасли. Восстановление автопрома будет во многом зависеть от стабилизации ситуации на рынке автоэлектроники и преодоления глобальных сбоев в производственных цепочках».
«Мы видим сейчас высокий спрос на автомобили со стороны самых разных заказчиков, традиционно среди наших клиентов пользуются повышенным спросом самосвалы с колесной формулой 6х4 и 8х4,— говорит директор департамента продаж грузовых автомобилей FAW в России Андрей Попов.— Такая ситуация вызвана дефицитом техники, сейчас вся она поставляется на заказ, срок ожидания в среднем составляет два-три месяца, когда на стоке появляется машина — это большая редкость».
Спрос на LCV в 2021 году по регионам России
Первое место по уровню спроса на новый транспорт из категории LCV заняли Москва и Московская область, показавшие 14,12% от общероссийского спроса. Средняя цена лёгкого коммерческого автомобиля в этом регионе составила около 1,7 млн рублей.
На вторую строчку поднялись Санкт-Петербург и Ленинградская область. На долю региона пришлось чуть больше 11,5% всего спроса страны, хотя цена одного транспортного средства оказалась прилично выше средней и превысила 2,1 млн рублей.
Республика Татарстан в случае с LCV чуть сдала позиции и оказалась обладательницей «бронзы» этого рейтинга с результатом в 5,09%. Средняя цена авто в регионе оказалась чуть выше московской, но значительно ниже питерской и составила 1,744 млн рублей.
В двух других регионах из лучшей пятёрки, Республике Башкортостан и Краснодарском крае, средняя цена одной единицы LCV в 2021 году равнялась 1,449 млн рублей и 1,517 млн рублей соответственно, в то время как их доля от федерального спроса составила 4,78% и 4,29%.
Рост цен и дефицит продолжатся
Компаниям придется продвигать свои новинки на рынке в условиях продолжающейся лихорадки: роста цен, дефицита автокомпонентов, непредсказуемой ситуации со спросом на автоперевозки. «Прирост цен на коммерческие автомобили будет продолжаться в следующем году, — прогнозирует Александр Осин. — Однако важно отметить, что производители автомобилей переносят на потребителей свои повышающиеся издержки постепенно, поэтому в ближайшее время можно ожидать сдержанного роста цен на коммерческие авто в рамках 10–15 процентов».
По мнению аналитиков, рынок будет сдерживать и высокий уровень закредитованности как населения, так и корпоративного сектора. Близятся к потолку и продажи в лизинг, который, например, в сегменте грузовиков уже достиг 80% суммарного объема продаж грузовиков в РФ. Впрочем, есть и хорошие новости для рынка коммерческих авто: в некоторых сегментах, скорее всего, будет продолжать расти спрос на логистические .