Кнут и пряник импортозамещения
Даниил Минаев, фото автора
Этот материал своеобразный – в некоторой мере субъективный экскурс на тему: кто какую технику производит, и что из этого попадает под законодательный пресс.
Если вы потенциальный покупатель коммерческого транспорта, но деятельность вашего предприятия попадёт под постановление Правительства РФ, касающегося импортозамещения и запрета на закупки определённых товаров импортного происхождения, в частности, автомобилей, то эта статья для вас. Давайте вместе пробежимся по основным сегментам, посмотрим, какой сегодня есть выбор и возможности. Главное, что нужно понять, – какой тип транспортного средства вам нужен, его тоннаж или пассажировместимость.
Только цитаты, как исходники
4 августа 2015 года на заседании Правительства Российской Федерации принято решение о создании комиссии по импортозамещению, этот факт отражён в постановлении № 785. В структуре комиссии созданы две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса.
По общему правилу при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Аналогичное правило установлено для работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.
Однако в той же ст. 14 Закона № 44-ФЗ предусматривается право Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти устанавливать ограничения допуска иностранной продукции. Правительство РФ имеет право устанавливать соответствующие ограничения допуска или даже запрет на допуск в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ имеет право устанавливать условия допуска иностранной продукции (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ), в том числе и заградительные условия.
Для реализации описанных полномочий Правительство и Министерство экономического развития установили запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров.
- Оборудование для нужд обороны и безопасности.
- Продукты питания.
- Товары машиностроения.
Интер возвращается
Сколько было попыток начать в России продажу новых тягачей американских марок — и все оканчивались ничем! Но до сих пор инициатором была питерская фирма Гудвил Холдинг: сначала она сертифицировала пару Фрейтлайнеров (в их перегоне участвовал и я), затем собрала сотню бескапотных Интеров (тягачей International) из Бразилии, а когда проект заглох, привезла для изучения спроса новый капотный International Prostar.
International Prostar уже адаптирован к российским условиям
Снимок кабины Prostar я сделал, встав на матрас: спальный отсек не самый большой, зато сама кровать…
0 / 0
И вот, два года спустя, на Комтрансе вновь сверкает боками капотный Prostar. Но Гудвил Холдинг уже ни при чем: сам International открыл представительство в центре Санкт-Петербурга и подготовил Prostar в российском исполнении. Его 430-сильный двигатель отвечает европейским нормам Euro 5, но оснащен не «мочевинной» нейтрализацией SCR, а системой рециркуляции EGR (которая, по опыту перевозчиков, крайне чувствительна к качеству топлива). Коробка передач — традиционная для «американцев» несинхронизированная. Уже известна точная цена: такой Prostar стоит у нас 147 тысяч долларов — то есть примерно 110 тысяч евро. Если добавить шесть тысяч евро, можно взять новый Volvo FH! Впрочем, у фирмы есть восемь официальных дилеров (Гудвил Холдинг уже не входит в их число) и проблем с сервисом быть не должно: в стране полно магазинов запчастей к «американцам».
На Комтрансе чуть было не показали и американский Western Star: поскольку это марка концерна Daimler, СП Мерседес-Бенц Тракс Восток решило продавать у нас такие 40-тонные карьерные самосвалы. Но самого самосвала на выставке не было, и за стойкой с эмблемой Western Star стоял автобус другого даймлеровского бренда, Setra…
Автомобили, как товары машиностроения
Из этого дотошного документа косвенно следует, что в целом госзакупки импортной автомобильной техники, не сильно ограничиваются законодательством. Для тех, кто эксплуатирует узкоспециализированную тяжёлую автомобильную технику, вообще может сложиться ситуация, что попросту отечественной альтернативы не существует. Но закон законом, а юридическая практика показывает, что при желании факты можно представить в любом, в том числе искажённом виде, что приведёт к судебному преследованию и наказаниям должностных лиц, принимающих решения о закупках той или иной продукции. Отсюда высокая вероятность того, что большинство таких лиц, принимающих решения, скорее всего будут подстраховываться и ставить задачи техническим исполнителям подбирать сугубо продукцию внутреннего рынка. Означает ли это, что нам с вами придётся созерцать скудный ассортимент не самой современной и надёжной отечественной автоиндустрии? Хотите того или нет, мы все периодически пользуемся городскими автобусами, нуждаемся в автомобилях скорой медицинской помощи, пожарных, а наши улицы требуют механизированной уборки.
MAЗ и MAN
MAN понемногу начал сборку грузовиков на давно обещанном заводе под Санкт-Петербургом: процесс запуска предприятия явно затянулся, и официальной церемонии открытия до сих пор не было.
Лучше поздно, чем никогда: MAN начал сборку грузовиков под Санкт-Петербургом
На выставку прибыл якобы первый экземпляр питерской сборки — тягач TGS WW 6×4 для 65-тонного автопоезда. Правда, насчет того, что он самый-самый первый, есть сомнения: VIN заканчивается цифрами 00038.
«А белорусский МАЗ по-прежнему сотрудничает с МАНом?» — спрашивали нас зарубежные коллеги. Увы: фирма МАЗ-MAN по-прежнему строит грузовики, но не является совместным предприятием, поскольку пути партнеров разошлись.
МАЗ начинает ставить 20-кубовые кузова. Как у «китайцев»!
Тягач МАЗ — не только с мерседесовским «роботом», но и с мерседесовским же джойстиком!
0 / 0
Зато МАЗ вовсю дружит с Меседесом! А вот объединяться с КАМАЗом не собирается, особенно в свете последних политических событий.
Сами мазовцы вложили 35 млн долларов в переворужение производства: катафорезную обработку рам и кабин. А флагманский тягач МАЗ-5440 Простор получил массу компонентов от модели Mercedes Actros MP3. Двигатель — 435-сильный Euro 5, коробка передач — роботизированная PowerShift, с джойстиком на подлокотнике, руль с подрулевыми рычажками тоже мерседесовский. На щитке приборов впервые появился цветной дисплей борткомпьютера, в комплектацию входит климат-контроль. Емкость топливных баков — достойные 1200 литров. Вот это настоящий «СуперМАЗ»! И всего за 2,8 млн рублей.
У модели МАЗ-5440Е9 Простор, — действительно просторная кабина и силовой агрегат от модели Mercedes Actros MP3, включая коробку-робот
Интерьер МАЗа становится все лучше. Среди нововведений — передняя панель полукругом, цветной дисплей, мерседесовский руль, штурманская лампа и USB-разъем
0 / 0
А вот мазовский самосвал с новым 20-кубовым кузовом огорчил. Строители будут на нем выезжать на дороги общего пользования с перегрузом: по российским правилам трехосная машина может весить не больше 25 т, а здесь только груз потянет на 30 с лишним тонн. Оказывается, кузов поставили в угоду покупателям: те жалуются, что у «китайцев» кузова здоровенные, а вот у МАЗов куда меньше. Но мы категорически против подобных решений, из-за того что подобные тяжеловесы разбивают дороги, да и просто опасны. Мало нам катастроф с перегруженными «китайцами»?
Тендерные хитрости
Любой поступок или принятое решение на государственной службе предполагает ответственность. Однако местами законодательство не уточняет детали, давая возможность сделать непростой выбор в рамках правового поля.
Так, например, установив в условиях тендера требования к тяжёлым грузовикам в виде межсервисного интервала не чаще 1 раз в год или 100 000 км пробега можно сразу отсечь львиную долю национальных поставщиков. С другой стороны, цена такой машины будет существенно выше, чем большинство предложений.
В принципе можно поручить технарям-инженерам сделать всесторонний анализ и доказать, что в совокупности свойств стоимость владения будет сопоставимой, а эффективность выше. Но вот насколько должен быть высок авторитет этого должностного лица, чтобы с подобными доказательными выкладками «достучаться до небес»!
Существуют российские инжиниринговые автосборочные компании, которые используют импортные шасси и надстройки, но конечный продукт абсолютно законно считается российским и носит национальный VIN. Но это не самые массовые продукты, пример – посмотрите на спецтехнику московского ЦОДД.
И всё же, если не копать столь глубоко, есть ли выбор между КАМАЗом, ГАЗом или УАЗом? Давайте посмотрим вместе.
Отличительные особенности модификаций
- ГАЗ-66 – имеет отличную проходимость (благодаря колесной формуле 4х4), обеспечивает транспортировку больших грузов на дальние расстояния. Получил грузовик широкое применение во всех отраслях промышленности, сельском хозяйстве, в коммунальной сфере. Отдельное внимание заслуживают модели, выпущенные для нужд армии;
- ЗИЛ-130 – один из самых массовых советских грузовых автомобилей. Обладает грузоподъемностью порядка 6 тонн, масса составляет 4300 килограмм. Транспортное средство использовалось в самых разных целях, начиная от отраслей сельского хозяйства и заканчивая военными нуждами;
- КрАЗ-255 – имеет колесную формулу 6х6, цельнометаллическую платформу с задними бортами открытого типа. Предназначается для последующей транспортировки больших грузов в условиях бездорожья. В армейской среде получил признание благодаря надежности, легкости в обслуживании, удобстве транспортировки людей в открытом кузове;
- Урал-375 – полноприводный грузовик, отличающийся высокой проходимостью. Используется для нужд хозяйства, различных отраслей промышленности, в армии. Масса авто составляет 8400 килограмм. Выпущено более 110000 единиц.
Фургоны и мини-грузовики на базе легковых автомобилей
Это без преувеличения самый бедный сегмент. На автомобильном производстве в Ижевске, принадлежащем сегодня волжскому автозаводу, давно забыли, как выглядят «каблучки», некогда расходившиеся гигантскими тиражами по всей необъятной стране. Если нужно что-то подобное, то предприятие «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» изготовляет небольшие грузовики, даже с рефрижераторными и изотермическими надстройками на базе «Лады Гранты» и ВАЗ-2121, которому недавно вернули имя «Нива» вместо безликого прозвища «Лада 4х4».
Бесспорным лидером этой рыночной ниши в России является «Лада Ларгус», несущая в своей основе Renault Dachia Logan первого поколения 2004 года. Машинка хорошо прижилась благодаря неприхотливости и объёмному грузовому отсеку при «жигулёвских» наружных габаритах.
Несколько особняком стоит продукция из Ульяновска, ныне именуемая семейством «СГР». Архаичные, но реальные «проходимцы» продолжают пользоваться устойчивым спросом, несмотря на недавно отмеченный 60-летний юбилей…
Украина
Производство на КрАЗе упало с 257 до 203 шт. в 2022 году. Основу выпуска составила спецтехника для коммунальных служб. Выпуск легковых автомобилей находится за гранью рентабельности и основное пополнение осуществляется за счёт ввоза новых и подержанных иномарок из стран Восточной Европы – Румынии, Венгрии, Польши и Чехии.
Предприятия «Укравтопрома» выпустили в 2022 году 875 автобусов. Кроме того, 11 автобусов «Электрон А185» поставило заказчикам в 2019 году львовское ООО «Электронтранс» (10 – для Ужгорода и один для порта «Ольвия» в Николаеве). Ещё 2 автобуса под брендом «Тур» изготовило львовское ОАО «Укравтобуспром». Лидер – ОАО «Черкасский автобус» произвёл 441 автобус «Атаман». На втором месте – корпорация «Эталон», которая на ЧАЗе увеличила годовой выпуск со 188 до 202 автобусов. На третьем месте Часовоярский автозавод из Донецкой обл., который выпустил 94 автобуса «Рута». Запорожский автозавод изготовил в общей сложности 70 автобусов, включая новые А08 на шасси Weichai AsiaStar и А09 на шасси Mercedes-Benz. Модернизирован автобус ЗАЗ А10С, а также анонсировал выпуск 12-метрового городского ЗАЗ А18. ГП «Автосборочный выпустил всего 68 автобусов.
Автобусы большого класса на Украине, закупают, как правило, муниципальные АТП и в 2022 году импортировано лишь 204 автобуса МАЗ.
Автобусы, но не автобусики
Благодаря большому количеству предприятий, превращающих цельнометаллические фургоны в микроавтобусы различного назначения, дефицита выбора 12–20-местных пассажирских машин не наблюдается. Но если нужен российский автобус средней и большой вместимости, то выбор относительно не велик, но не так уж и мал. Основная проблема выбора в том, что производителей и моделей несколько, но внутри у них всех набор из одних и тех же агрегатов в разных сочетаниях, как из школьного конструктора…
Целая плеяда небольших российских кооперативчиков без устали строит самые разные «барбухайки» на различных среднетоннажных грузовых шасси, преимущественно японского или китайского происхождения. Некоторые способны изготовить за год десяток-другой, но объёмы производства у большинства из них исчисляются единицами, поэтому они особого интереса для госзакупок не представляют.
Основной и самый надёжный игрок этого поля – группа ГАЗ. Начнём с автобусов средней вместимости. В Павлово-на-Оке можно «затариться» как ветеранами ПАЗ-32053, ПАЗ-4234, так и вполне современным семейством Vector-NEXT, или промежуточным продуктом ПАЗ-3203, ПАЗ-3204. В зауральском городе Кургане по заказу изготовят низкопольный КАвЗ-4239, вполне современный КАвЗ-4270 или давно знакомые госструктурам автобусы семейства «Аврора» КАвЗ-4235, КАвЗ-4238. В подмосковном Ликино-Дулёво вы найдёте широко распространённый с недавних пор ЛиАЗ-4292.
В Нефтекамске, конкурируя с «газовским» изобилием недавно освоили городской низкопольный НЕФАЗ-4299.
А что с автобусами большой и особо большой вместимости? Практически все дороги ведут опять в Ликино-Дулёво. Только здесь в РФ производится сочленённая низкопольная машина модели 6213 и полный комплект «одиночек», включая 15-метровые трёхосные «электрички». Пригородные, для короткого межгорода и служебные ЛиАЗы также ищите здесь.
В Татарстане камский автогигант на базе предприятия в Нефтекамске сегодня предложит несколько вариантов исполнения городского автобуса НЕФАЗ-5299, пассажировместимостью около 100 чел., с полностью или частично низким полом. И здесь же на заказ изготовят единственный в России перронный автобус для аэропортов с двухсторонними выходами.
Рынок новых автобусов в 2022 году
За 2022 год в лидерах по динамике среди моделей удержался малый полноприводный ПАЗ-3206 (рост в 2,4 до 330 ед.), на втором месте – «гармошка» ЛиАЗ-6213 (+93,7%, 459 ед. – 5-е место на рынке), а на третьем – серия НефАЗ-5299 (+51,9%, 1218 ед.). По абсолютным объёмам продаж неизменно лидирует малый ПАЗ-3205 (3480 ед., –3,4%), но постепенно к нему подбирается семейство ПАЗ-3204, включая ПАЗ NEXT (суммарно 2669 ед., +8,4% – 5-я динамика на рынке). Находившийся в первой тройке почти весь год средний ПАЗ-4234 (1176 ед., +39,3%), закончил на четвёртой позиции и по динамике, и по объёмам продаж. УАЗ в классе автобусов выпуск не заявлял и последние 4968 ед. УАЗ-2206 ушли со склада ещё в 2022 году.
Продажи автобусов полной массой свыше 8 т упали с 8893 до 7623 штук. Однако наблюдалось оживление европейских брендов с 100 до 190 ед. Продажи только автобусов MAN и Neoplan удалось увеличить с 48 ед. в 2022 году до 110 шт. – в 2019-м.
Продажи автобусов полной массой свыше 8 т в РФ, по классам
Тип | 2019 г. | 2018 г. | Прирост, % |
Городские | 5001 | 6566 | –23,8 |
Пригородные | 1891 | 1799 | 5,1 |
Междугородные и туристские | 731 | 528 | 38,4 |
ВСЕГО | 7623 | 8893 | –14,3 |
Если исследовать только грузовую тематику, то группа Sollers продолжает развивать производство средне- и крупнотоннажных Isuzu, южнокорейский Hyundai на калининградских мощностях производит два поколения грузовиков, полной массой от 3,5 до 10 т. Интересна специфика этого предприятия. Поскольку город Калининград находится в особой экономической зоне, он не отгружает шасси, а только готовые транспортные средства, что ему не мешает комплектовать их большим выбором надстроек – от простеньких фургонов до коммунальной техники.
Очень любит заниматься подобным бизнесом нижегородская , где на самых разных шасси можно увидеть надстройки эксклюзивного характера…
Нюансы выбора
Есть несколько критериев, которыми руководствуются покупатели при выборе грузового транспортного средства.
К грузовику предъявляются повышенные требования, поскольку машина должна работать и приносить доход, а не становится объектом постоянных капиталовложений.
В этом компоненте во многом хороши именно новые грузовики, произведённые в России. Перевозчик зачастую не нуждается в ультрасовременных решениях. Главная задача выполняется в выполнении прямых функций. Машины подбирают исходя из целей, конкретных объёмов товара, перевозимой продукции, расстояний и длительности поездок.
Как наглядно показывает практика эксплуатации, лучшие российские, выпускаемые в нашей стране, грузовики обладают оптимальным соотношением цены и качества.
Что же касается предъявляемых требований, то зачастую компании, заинтересованные в покупке хорошего грузового транспортного средства, ориентируются на такие критерии:
- Соответствие функциям и назначениям. Для этого выпускаются тентованные, бортовые модели, цистерны, крупнотоннажные, среднетоннажные, лёгкие машины, цистерны, рефрижераторы и пр.
- Требования безопасности. Машина обязана обеспечивать оптимальные условия безопасности для водителя, а также гарантировать сохранность груза.
- Вместительность и грузоподъёмность. Некоторые перевозки предусматривают необходимость доставки одним ТС большого объёма товара. Потому российские грузовики, выпущенные в РФ, делятся на соответствующие категории в зависимости от их грузоподъёмности.
- Ходовые и эксплуатационные характеристики. В этом компоненте актуальные новинки среди российских лучших грузовых автомобилей значительно превзошли своих предшественников, а также приблизились к уровню топовых зарубежных производителей. Машины стали мощнее, тяговитее, они без проблем заезжают на крутые склоны, будучи полностью загруженными, не разрывая при этом двигатель на части.
- Эксплуатационная стоимость. Невероятно важный критерий, который подразумевает затраты на содержание машины, её эксплуатацию, заправку, плановое обслуживание и ремонт. Тут у российских грузовых автомобилей практически нет конкурентов на местном рынке. Актуальные новинки обладают многими достоинствами более дорогих зарубежных аналогов, но при этом в плане эксплуатационных затрат обходятся намного дешевле.
Подавляющее большинство новых грузовиков, а также моделей, которые были разработаны и выпущены в течение последних 10-15 лет, соответствуют этим критериям выбора, и позволяют отечественным предпринимателям рассчитывать на выгодную сделку при приобретении российского грузовика.
Основные грузовые, полной массой от 8 тонн и выше
Самый насыщенный сектор несмотря ни на что! Отечественные столпы из Набережных Челнов и Нижнего Новгорода перекрывают полностью все потребности рынка по тоннажу и колёсным формулам. Если можете себе позволить что-нибудь из «большой семёрки», как быть в наше замещённое время? Не падайте духом!
«ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», промплощадки которого раскинулись на площадях «КАМАЗа», с удовольствием реализует любые затеи в виде семейства Mercedes-Benz Actros четвёртого поколения, правда, преимущественно в виде седельных тягачей.
Калужский примет заказ на грузовые автомобили марок Volvo Trucks и Renault Trucks. Причём в случае со шведской маркой, здесь очень любят фантазировать со сложными многоосными шасси, чтобы потом на них смонтировать какую-нибудь экзотику (см. «Концепции высоких эмоций»).
Можно обсуждать и спецификации немецких грузовиков MAN, некоторые из них по вашей настойчивой просьбе соберут в окрестностях северной столицы.
А если захотелось итальянской кухни, смело отправляйтесь на Урал, в город Миасс. Самобытное производство «IVECO AMT» уже почти три десятка лет неплохо комбинирует российскую конструкторскую мысль в хитросплетениях необычных шасси с итальянской агрегатной базой. Но наиболее интересные машины этого предприятия относятся не к сфере магистральных перевозок, здесь любят заниматься самосвалами, причём тяжёлыми, техникой пожаротушения и внедорожной техникой.
История автопрома РФ
Зачинателем российской автомобильной промышленности считают Е. А. Яковлева, который успешно продемонстрировал свой четырехколесный легковой автомобиль на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Уже в 1900 году на Всемирной выставке появилась первая отечественная грузовая машина, которую изобрел Борис Луцкий. С того времени и началась богатая история российского автопрома.
После Первой мировой войны должна была решиться проблема, связанная с нехваткой автомобилей российской армии.
Начали появляться первые автомобильные заводы в городах России:
- в Москве — для выпуска автомобилей FIAT 15 Ter в объеме 1500 машин в год;
- Ярославле — Crossley 20/25HP в объеме 1500 машин в год;
- Рябинске — 1500 автомобилей в год марки Рено;
- Мытищах, где предполагался выпуск размером в 3000 автомобилей в год.
Революция 1918 года остановила производство, однако со временем все пришло в норму.
Советское время
Первый советский автомобиль АМО-Ф-15 выпустили в 1924 году заводом АМО. Именно с этого момента начинается развитие советского автомобилестроения. В 1931—1933 годах предприятие было переименовано в ЗИС и стало выпускать машины американской фирмы Autocar.
Затем в Нижнем Новгороде появилось еще одно предприятие — НАЗ, которое выпускало легковые и грузовые авто. Они стали основой национального автомобилестроения и обеспечили СССР выход на первое место в Европе по выпуску грузовиков.
В 1950—1970 годах происходит экстенсивное развитие советского автопрома. Интересно, что приоритет в те годы отдавался именно грузовым автомобилям.
Со строительством Италией Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти и развертыванием массового выпуска на его мощностях машин марок «Жигули» и «Нива» началась массовая автомобилизация СССР. Практически с нуля появилось крупное производство — ИжАвто.
В 1980 году Советский Союз занял пятое место в мире по общему производству, третье место — по выпуску грузовых машин, первое — по изготовлению автобусов. Однако в то же время начались и кризисные явления — практически прекратился рост производства легковых машин, сохранялся дефицит автозапчастей.
Несмотря на проблемы в стране, появились потенциально новые марки:
- ВАЗ-2018 «Спутник»;
- Москвич-2141 «Алеко»;
- ВАЗ-1111 «Ока»;
- ЗАЗ-1102 «Таврия»
- грузовики ГАЗ-4301 и ЗИЛ-4331;
- автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛАЗ-4202.
Буквально вся страна ездила на советских автомобилях.
Современный период
С распадом Советского Союза страна потеряла множество предприятий, расположенных в других странах. Из-за этого автомобилестроение перетерпело затяжной кризис.
К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса — в 10 раз, легковых автомобилей — на треть. В результате остановились заводы АЗЛК и ИЖ, которые выпускали более 150 тысяч востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.
Тем не менее, в России все же появлялись новые модели:
- ВАЗ-2110;
- ГАЗ 3110 Волга;
- ГАЗ-3302/-2705/-3221;
- «Газель»;
- ЗИЛ-5301 «Бычок».
И хотя сейчас на российских дорогах все чаще встречаются иномарки, владельцы старых советских машин не желают менять свою «ласточку» на новое авто.
Начиная с 2002 года, в России налаживается выпуск иностранных марок. Так, доля производства иностранных марок составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 %, грузовиков — 7,9 %, автобусов — 9,8 %.
В 2000-е годы в стране были открыты десятки заводов, которые выпускали автомобили под марками известных производителей:
- Volkswagen;
- Skoda;
- BMW;
- Ford;
- Renault;
- Toyota;
- Chevrolet;
- Peugeot-Citroen;
- Mitsubishi;
- Nissan;
- Opel;
- Kia;
- Volvo Truck.
В ноябре 2009 года Renault-Nissan и ОАО «АвтоВАЗ» подписали соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя. Согласно документу, компания Renault-Nissan будет использовать производственные мощности АвтоВАЗа. В обмен на это государство обязано предоставить финансовую помощь.
Уже в 2016 году суммарный выпуск грузовых, легковых авто и автобусов в России достигает отметки в 1 299 926 автомобилей в год. Она занимает 16-е место в мире по общему выпуску, хотя в 2012 году страна занимала 7-е место.
Замещение, которого нет?
Складывается очень любопытная ситуация. При должном умении, смекалке и желании сделать дело не спустя рукава и не выстроив при этом коррупционную схему, лицо, принимающее решение сможет обеспечить своё предприятие современной и качественной техникой, при условии достаточного финансирования. Госзаказчикам доступен практически весь ассортимент официально поставляемого на наш рынок транспорта, но с некоторыми ограничениями, имеющими спорный характер…
Уже много лет подряд, несмотря на разные периоды экономических перипетий, самым «зажатым» уголком национального российского рынка в вопросах импорта по-прежнему остаются городские автобусы средней и большой вместимости и «игрушечные» маленькие грузовички. Впрочем, почему так, догадаться несложно.
Импортные автобусы, даже с учётом вероятной локализации, всё равно баснословно дороги, оставаясь при этом социальным транспортом, которого закупать требуется большими партиями и регулярно обновлять, причём за счёт муниципалитетов или иных средств господдержки. При этом их пассажиры являются или льготной категорией граждан, или ограниченно платёжеспособной.
Грузовые малютки, в свою очередь, являются совсем уж вспомогательной ветвью бизнеса автоперевозок, и всерьёз их никто не воспринимает. Такой транспорт держат на балансе в основном не перевозчики, а компании, которым необходимо что-то регулярно забирать и доставлять для своих внутренних нужд, и нередко в этом случае можно вообще обойтись обычным легковым автомобилем…
Основные преимущества
Авторынок России создал вокруг себя определённые стереотипы, которые зачастую не соответствуют действительности. Но если говорить конкретно о сегменте грузовых машин, то здесь многие стереотипы совершенно не соответствуют реальной картине.
Наблюдается активная и очень интересная тенденция. Многие современные разнотоннажные грузовики, производимые в России, закупаются иностранными компаниями. Причём речь идёт о достаточно богатых и развитых странах. Покупка российских машин обходится дешевле, плюс они имеют ряд неоспоримых преимуществ.
- Доступная стоимость. Если сравнить с импортными аналогами, российские грузовые транспортные средства дешевле. Да, есть и более доступные решения из Китая, но в этом случае речь идёт о слишком низком качестве.
- Стабильность рынка. В отличие от рынка легковых машин, который постоянно трясёт и цены активно растут, в грузовом сегменте всё спокойно. Это не стимулирует резкий рост стоимости, оставляя отечественный грузовой автопром доступным и привлекательным.
- Широкое распространение. Если вы хотите приобрести какие-то грузовики именно российского производства, вам не придётся ехать через всю страну в поисках производителей и официальных дилеров. Они имеют представительства практически в каждом крупном городе, а также во всех регионах. Это упрощает не только вопрос покупки, но и дальнейшее обслуживание, ремонт, покупку запчастей и пр.
- Стремление к совершенству. Исследования рынка последних лет наглядно демонстрирует, что российские разработчики не стоят на месте. Они регулярно совершенствуют свои машины, выпускают новые решения, придумывают оригинальные и необычные автомобили, способные стать настоящим спасением для многих предприятий при решении вопросов о грузоперевозках. Не зря отечественные авто получают множество международных премий и престижных наград.
- Партнёрство с зарубежными производителями. Не последнюю роль в усовершенствовании, повышении качества и возможностей новых российских грузовиков сыграло плотное сотрудничество с зарубежными компаниями.
В итоге современные отечественные грузовики стали технологичнее, мощнее, экономичнее и актуальнее.
ЗИЛ по имени МАЗ
«А что, ЗИЛ еще выпускает грузовики? И почему на его стенде стоит МАЗ-снегоуборщик?» — удивлялись посетители. Вкратце рассказываем. Территорию самого ЗИЛа сейчас перекраивают и перестраивают, а производство Бычков перенесли в маленький город Петровский под Смоленском.
МАЗ — на стенде ЗИЛа! Этот грузовик собран на зиловском филиале в Смоленске
Что касается МАЗа на стенде, то его собрал крупноузловым методом и оснастил собственным уборочным оборудованием другой филиал ЗИЛа — Смоленский автоагрегатный завод. Причем коробка передач здесь собственная, смоленская, а мосты и вовсе китайские FAW! Цена шасси — 1 млн 270 тысяч рублей, навесного оборудования — 700 тысяч рублей. Перспективы пока неизвестны: на выставке стоял экземпляр №001. Да и что будет с самим ЗИЛом и его филиалами? Как бы не оказался этот «МАЗИЛ» последним зиловским проектом…
КАМАЗ и Галичанин впервые показали автокран на пятиосном шасси с индексом 7330 и колесной формулой 10х4: последняя ось с электронным управлением — голландская, такая же, как у многоосников GINAF. Цена шасси — 5 млн рублей, крана целиком — 14—15 млн рублей. В октябре камазовцы обещают построить и шасси 10х10 с низко посаженной кабиной
Китайский базар
Китайский «грузовой» автопром на этот раз защищала только компания Dongfeng: она привезла целую гамму машин, включая пикапы, микроавтобусы и грузовички с кабиной «как у Ниссана Cabstar», но они пока не продаются. Зато на кузовах самосвалов написано «VH-Dongfeng» — бельгиец Серж Ван Хооле, известный по компании VH-DAF, теперь будет торговать у нас не только голландскими, но и китайскими грузовиками! Цена самосвала Dongfeng 6×4 типична для «китайцев» — 2,8 млн рублей.
Китайская «лавка счастья»: любая фара — по 45 долларов, решетка радиатора — по 150 долларов
Еще впервые в Россию прибыл Naveco Yuejin — продукт итальяно-китайского СП Naveco. Но Iveco к его продажам в России не имеет отношения: торговать машиной будут представители рязанского завода Центртранстехмаш. Да и итальянского здесь — только лицензионные дизель 2.8 и коробка передач, сделанные в Китае. Грузоподъемность шасси — около трех тонн, цена шасси без «будки» — 750 тысяч рублей.
А на одном из стендов китайских производителей запчастей разместился настоящий «ларек» по торговле светотехникой и фальшрадиаторными решетками.
В АР №14, 2013 мы рассказывали, что в Сибири проблема с фарами для американских Volvo VN: их надо заказывать из США, причем «оригинал» очень дорог, поэтому местные умельцы приспосабливают фары от Лады Приоры.
Китайское с итальянским: у Naveco Yuejin — двигатель и коробка передач по лицензии Iveco
— А сколько стоит у вас фара для американского Volvo? — спрашиваем.
— Всего сорок пять долларов! Любая фара у нас стоит столько!
— Фары для нового тягача Mercedes Actros есть?
— Конечно.
— А для новейших Volvo FH, что стоят в соседнем зале?
— Разумеется! Как только выпуск какой-нибудь модели начинается в Европе, у нас сразу появляются запчасти для нее.
Вот только каково качество этой продукции? Кстати, USB-флешка с пресс-информацией, которую нам подарил Dongfeng, «разобралась» на части при первом же использовании…