Подвеска автомобиля ЗИЛ
В этой статье мы рассмотрим переднюю и заднюю подвеску автомобиля ЗИЛ-130, которая состоит из двух продольных листовых рессор и двух телескопических амортизаторов. Задняя подвеска ЗИЛ-130 состоит из двух основных и двух дополнительных листовых рессор. Передние и задние рессоры состоят из листов Т-образного профиля и установлены на шасси ЗИЛ-130.
Техническое обслуживание подвески ЗИЛ-130 включает в себя смазывание рессорных пальцев и проверку крепления рессор и амортизаторов.
Затяжка стремянок проводиться в следующем порядке:
1) равномерно затянуть передние и задние гайки с моментом затяжки 250-320 Н*м.
2) проверить затяжку гаек стремянок крепления ушков передних и задних рессор.
Затяжку нужно проводить до того как пружинные шайбы подвески ЗИЛ-130 сожмуться. Перетяжка не желательна.
3) Заливка амортизационной жидкости в амортизатор проводиться согласно карты смазывания. Амортизационная жидкость меняется на снятом амортизаторе.
Для заливки амортизационной жидкости поставьте амортизатор вертикально и закрепите его за нижнюю проушину. Поднимите шток амортизатора в верхнее положение, после чего отверните гайку резервуара. Для заполнения рабочего цилиндра необходимо вынуть шток с поршнем и залить в цилиндр 0,41 л амортизационной жидкости, которая должна полностью его покрыть. Лишнюю жидкость сливаем в резервуар амортизатора. Сборка амортизатора проводиться в обратной последовательности. При заливке жидкости не допускается попадание грязи и песка в амортизатор, так как это может привести к быстрому и преждевременному износу.
Подвеска автомобиля ЗИЛ: а — передняя; б — задняя; 1 и 25 — передние кронштейны; 2, 12, 27 и 35 — стремянки; 3 — передняя рессора; 4 — фиксатор накладки; 5 и 8 — буфера рессоры; 6и 2(9 — накладки; 7 — амортизатор; 9 — обойма; 10 и 33 — проставки; 11 и 32— задние кронштейны; 13и 36— подкладки ушек рессор; 14и 57— ушки рессор; 15 и 38— втулки ушек; 16 и 40— пальцы рессор; 17 и 39 — масленки; 18 — резиновая втулка; 19 — палец амортизатора; 20 и 41 — сухари; 21 и 42 — пальцы сухарей; 22 и 43 — вкладыши; 23 и 44 — втулки стяжных болтов; 24 и 45 — стяжные болты; 26 — кронштейн дополнительной рессоры; 29 — дополнительная рессора; 30 — промежуточный лист; 31 — задняя рессора; 34 — подкладка стремянок.
Источник
Конструкционные особенности
Оснащался данный грузович 8-цилиндровым карбюраторным четырёхтактным V-образным верхнеклапанным двигателем ЗИЛ-130 с мощностью 150 л. с. при 3200 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 41 кГм при 1800 об/мин, степенью сжатия 6,5 и рабочим объёмом 5969 см³.
На грузовик ЗИЛ-130 устанавливался гидроусилитель руля, синхронизированная 5-ти ступенчатая коробка передач, трёхместная кабина с омывателем ветрового стекла. На часть устанавливался предпусковой подогреватель двигателя. Затем стали устанавливать транзисторное зажигание, генератор переменного тока, изменённый щиток приборов. Затем были применены изменённая конструкция шарниров карданной передачи и другие нововведения. Кабины ранних автомобилей имели два вентиляционных люка в крыше кабины и лючок воздуховода в левой части кабины выше педали сцепления. Затем этот лючок был удалён и конструкции. В семидесятых годах перестали ставить сначала левый вентиляционный люк, а потом и правый. До 1970 года бортовые грузовики имели высоту бортов 685 мм, в дальнейшем высота бортов была уменьшена до 575 мм.
Технические характеристики
Тип автомобиля | Грузовой |
Тип двигателя | карбюраторный четырехтактный |
Грузоподъемность, кг | 6000 |
Пассажировместимость мест | 3 |
Собственная масса, кг | 4980 |
Полная масса, кг | 10980 |
Габарит, мм | |
длинна | 6675 |
ширина | 2500 |
высота | 2350 |
база, мм | 3800 |
Колея, мм | |
передних колес | 1800 |
задних колес | 1790 |
Минимальный радиус поворота, м | 8,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Минимальный дорожный просвет, мм | 270 |
Автомобиль ЗИЛ-130 изначально комплектовался восьмицилиндровым 4-тактным двигателем мощностью 148 лошадиных сил (3000 оборотов в минуту). Рабочий объем при этом достигал 6 л. Система смазки мотора была комбинированной, с разбрызгиванием и давлением. Система питания движка принудительная, система охлаждения – жидкостная.
Подвеска зависимая, рама состояла из стальных лонжеронов с пятью поперечинами. Стартер мощностью 1,5 л.с. включался посредством тягового реле. Известный всем, грузовой автомобиль ЗИЛ-130 стал прорывным в советском машиностроении. Вместе с ним, появились трехместные кабины, гидравлический усилитель на рулевое колесо, КП, в которую входили косозубые шестерни и синхронизаторы, предпусковой подогреватель мотора, омыватели стекла и другое.
В 1974 году было решено использовать более экономный тип двигателя для некоторых моделей. Благодаря такой замене также повысилась экономичность грузовика. Данным агрегатом являлся ЗИЛ-157 с 6 цилиндрами, расположенными рядно, мощность равно 110 лошадиным силам. Питаться мотор продолжал бензином А-72.
Технические характеристики дизельных вариаций ЗИЛ
Модель | ЗИЛ-ММЗ-554 | ЗИЛ-ММЗ-555(А) | ЗИЛ-ММЗ-555К |
Базовое шасси | ЗИЛ-130Б/ЗИЛ-130Б2 | ЗИЛ-130Д(ЗИЛ-130Д1) | ЗИЛ-130К |
Двигатель | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-157 |
Мощность двигателя в лошадиных силах | 150 | 150 | 110 |
Мощность двигателя в киловаттах | 110,4 | 110,4 | 80,9 |
Максимальный крутящий момент(Ньютон метры) | 401,8 | 401,8 | 343 |
Максимальная скорость | 90 | 90 | 90 |
Расход топлива N литров на 100 километров | 37 | 37 | 37 |
Тип КПП | 5-ти ступенчатая механика | ||
Габариты | |||
Колесная база | 3 800 мм. | 3 300 мм. | 3 300 мм. |
Размеры автомобиля | |||
Длинна | 6 675 мм. | 5 475 мм. | 5 475 мм. |
Ширина | 2 500 мм. | 2 420 мм. | 2 420 мм. |
Высота | 2 400 мм. | 2 510 мм. | 2 510 мм. |
Размеры платформы | |||
Длинна | 3 752 мм. | ||
Ширина | 2 325 мм. | ||
Высота | 575 мм. | ||
Площадь | 8,7 м3 | ||
Объем кузова м3 | 5 | 3 | 3 |
Угол подъема кузова | 50о | 55о | 55о |
Колесная формула | 4*2 | 4*2 | 4*2 |
Размер шин | 260-508Р | 260-508Р | 260-508Р |
Технические размеры автокранов ЗИЛ-130 КС-2561Д и КС-2561ДА | |||
База | ЗИЛ-130 | ||
Тип стрелочной установки | Основная | Не выдвижная стрела | |
Сменная | С удлинённой стрелой, с удлиненной стрелой и гуськом | ||
Длинна основной стрелы | 8 м. | ||
Вылет | 3,3 – 7 м. | ||
Грузоподъёмность системы | 1,6 | ||
Скорость подъема/спуска | 02 – 5,3 м/с | ||
Максимальная высота подъема | 15 метров | ||
Габариты при опущенной стреле | |||
Длинна | 10 600 мм. | ||
Высота | 3 650 мм. | ||
Ширина | 2 500 мм. | ||
Вес | 8,8 тонн |
Габаритные размеры
Двигатель
Оснащался грузовик «ЗИЛ-130» карбюраторным восьмицилиндровым 4-х тактным V-образным верхнеклапанным двигателем одноимённой марки – «ЗИЛ-130».
Количество цилиндров | 8 |
Расположение цилиндров | V образное |
Порядок работы | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Литраж л | 6,0 |
Степень сжатия | 6,5 |
Мощность квт (л,с) | 110 (150) |
Число оборотов в минуту при максимальной мощности | 3100 |
- Рабочий объём – 5969 см³.
- Мощность – 150 лошадиных сил, при 3200 об/мин (с ограничителем).
- Диаметр цилиндра – 100 мм; ход поршня в цилиндре – 95 мм.
- Степень сжатия — 6,5.
- Максимальный крутящий момент при 1800/2000 об/мин. – 401,8Нм (41кгс-м).
- Расход топлива – 29 литров на 100 км пути, при средней скорости автомобиля 60 км/ч.
- Расположение цилиндров в данном моторе – под углом в 90 градусов.
Блок цилиндров — с гильзами, с резиновыми уплотняющими кольцами в нижней их части. Головок цилиндров две, они выполнены из алюминиевого сплава со вставными сёдлами и направляющими клапанов. Поршни сделаны из того же алюминиевого сплава. Поршневых компрессионных колец – три. 2 верхних – хромированные чугунные, и одно маслосъёмное – стальное, составное, хромированное. Поршневые пальцы — стальные, плавающие, пустотелые.
Шатуны выполнены из стали, двутаврового сечения, со смазыванием пальца поршневого. Шатунные и коренные подшипники – тонкостенные, взаимозаменяемые; вкладыши — стале-алюминиевые (лента стальная, и алюминиевый сплав).Коленчатый вал – стальной, кованый, пяти-опорный, с каналами для смазывания; шейки с грязеуловителями. Маховик чугунный, снабжённый стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера.
Распределительный вал — стальной, пяти-опорный. Клапаны двигателя«ЗИЛ-130» имеют следующую конструкцию.
Впускные – расположены в головках блока цилиндров. Они приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные – пустотелые, охлаждаемые, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного поворачивания клапана во время работы. Толкатели – механические, выполненные из стали, с наплавкой из специального чугуна. Коромысла клапанов –стальные, с бронзовыми втулками.
Газопроводы двигателя «ЗИЛ-130» следующие: впускной – из алюминиевого сплава, общий для каждого из рядов цилиндров, с жидкостной полостью для подогрева топливной смеси, расположенный между головками блока; выпускные – из чугуна; по одному с каждой стороны блока цилиндров.
Топливный бак автомобиля «ЗИЛ-130» установлен под платформой на левом лонжероне и имеет объём 170 литров. В системе питания использован принцип принудительной подачи топлива, топливным насосом«Б-10» –диафрагменным, с рычагом для ручной подкачки бензина. Подогрев топливной смеси — во впускном газопроводе, имеющем специальную жидкостную полость для подогрева, производится подогрев топливной смеси.
В 1974 году было решено использовать более экономный тип двигателя для некоторых моделей. Благодаря такой замене также повысилась экономичность грузовика. Данным агрегатом являлся ЗИЛ-157 с 6 цилиндрами, расположенными рядно, мощность равно 110 лошадиным силам. Питаться мотор продолжал бензином А-72.
Система охлаждения мотора«ЗИЛ-130» – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Установлен трубчато-ленточный радиатор, змейковый, трёхрядный. Термостат (с твёрдым наполнителем) установлен в выпускном патрубке жидкостной полости. Жалюзи – створчатые, вертикальные, управляемые из кабины водителя. Центробежный водяной насос приводится в действие ремнём от шкива коленвала, совместно с шестилопастным вентилятором двигателя.
Коробка переключения передач
На автомобилях «ЗИЛ-130» установлена механическая пятиступенчатая коробка передач. КПП оборудована двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Главная передача – двойная, с парой конических зубчатых колес со спиральными зубьями и парой цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями, с передаточным числом – 6,32.
Сцепление – сухое, однодисковое, с пружинным гасителем крутильных колебаний. Число пар трущихся поверхностей – 2. Привод распределяется на заднюю ось, передняя ось – рулевая.
Карданных валов два, открытого типа, с промежуточной опорой на раме. Карданных шарниров – три, на игольчатых подшипниках, с постоянным запасом смазочного материала. Картер заднего моста – стальной, штампованный, сварной. Установлен конический дифференциал, симметричный, с четырьмя сателлитами. Полуоси полностью разгруженные. Стандартный размер шин – 260х508.
Тормозная система
1 — компрессор; 2 — манометр; 3 — баллоны для сжатого воздуха; 4 — тормозные камеры; 5 — соединительная головка с разобщительным крахом; 6 — шланг; 7 — тормозной кран (кран управления); 8 — тормозная педаль;
Пневматическая тормозная система грузовика работает на барабанных механизмах. Рабочая система тормоза является колодочной, барабанного типа; действует на все колёса, привод её – пневматический. Стояночная система тормоза также барабанного типа, действующая на трансмиссию; её привод – механический. Установлен двухцилиндровый воздушный компрессор, с жидкостным охлаждением головки и блока.
Поршни воздушного компрессора изготовлены из алюминиевого сплава, с плавающими поршневыми пальцами. Привод компрессора осуществляется ремнём от шкива водяного насоса; смазывание компрессора происходит от смазочной системы двигателя, под давлением и разбрызгиванием.
Кабина
Кабина автомобилей ЗИЛ-433360 — цельнометаллическая, трёхместная, с целым панорамным неоткрывающимся стеклом ветрового окна типа «Триплекс».
Двери кабины имеют спускающиеся стекла и поворотные стекла форточки. Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками.
Двери кабины, левая и правая, имеют замки, открывающиеся снаружи ключом, а изнутри ручкой. Стопор замка в нижнем положении блокирует открытие дверей снаружи.
Для открытия поворотной форточки двери необходимо повернуть ручку-запор, нажав предварительно на ее кнопку. Стеклоочиститель ветрового окна кабины с электроприводом. Сиденье водителя снабжено механизмом подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от веса водитель перед посадкой на сиденье необходимо вращением ручки 2 установить указатель 3 против цифры на шкале, соответствующей весу водителя. Подвеска может быть заблокирована, при этом сиденье фиксируется в единственном (по высоте) положении.
Регулировкой предусмотрено несколько фиксированных положений спинки и подушки сиденья. Отопитель кабины предназначен для подачи тёплого воздуха в Кабину и обогрева стекла ветрового окна в случае его замерзания. Оперение автомобиля — интегрального типа, откидывается в перед.
5.2.4.Упругие элементы подвески и их расчет. Листовые рессоры
Наибольшее распространение среди упругих элементов имеют листовые рессоры. Их положительными свойствами являются относительно простая технология изготовления, удобство ремонта и возможность выполнять функцию направляющего устройства. Недостаток листовых рессор – высокая металлоемкость и недостаточный срок службы. Величина потенциальной энергии при упругой деформации у рессоры в 2 – 3 раза меньше, чем торсионов и пружин. Однако и пружины, и торсионы требуют рычажного направляющего устройства, что увеличивает вес подвески. Из листовых рессор наиболее распространенными являются:
- полуэллиптическая (качающаяся серьга) рис. 5.4.;
- кантилеверная (консольная);
- четвертная (защемленная).
Наибольшее распространение из них имеет полуэллиптическая рессора, серьга которой имеет наклон около 5°, а при максимальном прогибе до 40°. Листы растягиваются под действием сил S и за счет этого увеличивается жесткость рессоры. В настоящее время применяют рессоры в проушинах которых устанавливают резиновые втулки, что уменьшает скручивающие усилия при перекосе мостов. Отрицательно влияет на работу рессор трение между листами, поэтому их смазывают графитовой смазкой, а для легковых машин применяют неметаллические прокладки. По концам рессорных листов
5.2.2.2.Упругая характеристика с двумя упругими элементами
Построение упругой характеристики с 2-мя упругими элементами (рессорой и буфером) производим в следующей последовательности (рис. 6.2):
- находим точку А по координатам fст и G2а, предварительно определив fст по формуле (2.1), а G2а–найдя полную массу автомобиля, приходящуюся на расчетную рессору автомобиля, и жесткость на этом участке будет равна:
- по найденному значению fст в зависимости от типа автомобиля и рекомендаций, приведенных выше, определяем fд=fст fд=81мм;
- жесткость подвески сохраняется постоянной и равной Cp1 до нагрузки G”=1,4G2a, т.е. до вступления в работу буфера (ограничителя хода). Тогда прогиб подвески на участке от G2a до G”составит:
а прогиб при работе ограничителя хода:
- по координатам G”и fox строим точку В;
- задаваясь значением коэффициента динамичности КД=2,5¸3, найдем Gmax=kД*G2a и жесткость подвески с ограничителем хода (буфером) Cp2 по формулам:
наибольшее перемещение колеса из нижнего крайнего положения колеса вверх до упора найдем по формуле:
- по координатам Gmax и fmax строим точку С.
Упругая характеристика подвески с двумя упругими элементами.
рис. 5.2.