Поливомоечная машина ПМ-130Б: технические характеристики, устройство, фото
БГТУ им. В.Г. Шухова. Кафедра подъёмно-транспортных и дорожных машин. Курсовая работа по дисциплине » Гидравлика и гидропневмопривод» . На тему : «Модернизация машины для содержания автодорог в летнее время года. Поливомоечная машина». Белгород 2015.
В данной работе отражены общие сведения о поливомоечных машинах, два патента, модернизирующие рабочее оборудование и один патент по модернизации гидросхемы. Графическая часть содержит общий вид машины ПМ-130 лист формата А3 и гидросхема лист формата А3. 39 страниц пояснительной записки, содержащей 39 страниц.
Краткая техническая характеристика машины ПМ-130БВместимость цистерны, л….. 6000Ширина обрабатываемой полосы, м: при мойке . . . . . . . ….. до 8 при поливке ….. . . . . . 15…18Расход воды, л/м2: при мойке……………….. 0,8…1 при поливке……………..0,2…0,3Рабочая скорость, км/ч: при мойке…….. ………..10 при поливке…………….. 20Габариты с поливомоечным оборудованием, мм: длина……… …………..6710 ширина……… ………..2420 высота……………………. 2350Наибольшая высота сдвигаемого снега, м . . . . .0,5Ширина обрабатываемой полосы при снегоуборке, м: плугом……………………. 2,5 щеткой……………………. 2,3Транспортная скорость, км/ч . . . . . до 35Габариты с плужно-щеточным оборудованием, мм: длина…………………… 7720 ширина ……………….. 3000 высота………………….. 2350Базовое шасси . . . . . . .. ЗИЛ-13076
Состав: ПМ-130 общий вид, гидросхема, ПЗ
Софт: AutoCAD 2015
Производители поливальных автомобилей
В России большинство поливальных автомобилей представлено модификациями на базе шасси ЗИЛа. Также автопарки коммунальных служб нередко имеют на содержании технику на базе моделей Камского автозавода. Это производительная и мощная поливальная машина, которая не только дает возможность обслуживания цистерн больших объемов, но и облегчает управление рабочими органами. Постепенно этот сегмент пополняет и зарубежная техника. К примеру, в процессе эксплуатации неплохо себя показывает модель Haller 9000, которая обеспечена объемным резервуаром и предоставляет пользователю широкие возможности по опциональному оснащению.
Поливомоечная машина КО-806 на базе КамАЗ-43253: технические характеристики, устройство, фото
Городское жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в постоянном снабжении новыми машинами и техникой. Это связанно с высокой нагрузкой, которую испытывают эксплуатируемые устройства. Не последнее место в этом ряду занимают поливомоечные машины.
Поливомоечные машины КО-806 на базе КамАЗ 43253
Поливомоечная машина КО-806 выпускается силами Мценского завода коммунального машиностроения. Это предприятие было основано в 1956 году и сейчас является одним из самых технически совершенных заводов страны. Продукция не только удовлетворяет потребности внутреннего рынка, но и большими объёмами экспортируется за рубеж.
Поливомоечная техника на базе КАМАЗ 43253 представляет собой многофункциональную машину, которая оборудована системами для полива и чистки дорог, для разбрасывания пескосоляной смеси, для обслуживания канализационных и водопроводных сетей, для полива растений и забора воды, для пожаротушения.
Модель КО-806 имеет широкие сферы применения:
- Поливка и мойка дорожного полотна.
- Разбрасывание пескосоляной смеси.
- Уборка снега при помощи щётки и грейдера.
- Обслуживание систем трубопровода и канализации.
- Тушение пожаров.
- Поливка деревьев, газонов, клумб.
Устройство
Поливомоечная машина укомплектована набором оборудования для выполнения целого комплекса операций. Однако она имеет базовую рабочую систему. Основными элементами её является цистерна, выполненная из металла, или пластиковый бак. Емкость внутри разделена на несколько отсеков, которые имеют между собой сообщение. Соединения выполнены при помощи трубопроводов, фильтров, насосов. Данная конструкция монтируется на шасси КАМАЗ. Обязательное требование к базе — усиленные рессоры, которые способны выдержать вес заполненной цистерны.
Когда вода проходит внутри ёмкости через трубопровод и фильтр, она попадает в насос. Это устройство создаёт необходимое давление, которое продвигает воду к подающим трубопроводам. Машина работает в зависимости от того, какой выбран режим и какое оборудование установлено в настоящий момент на технике.
Фото поливомоечной машины КО-806 на базе КамАЗ-43253
Особенности эксплуатации
Поливомоечная техника на базе КАМАЗ рассчитана на эксплуатацию при температуре не ниже минус 30 градусов. Для нее характерно круглогодичное применение. Летом при помощи специальных режимов техника КО-806 способна обеспечить полив дорожного полотна водой, подметание обочин специальной щёткой. Большой объём цистерны позволяет перевозить воду и поливать растения, газоны и деревья в городских парках и скверах. В комплекте специальных насадок есть разъёмы, применяемые для тушения пожаров, поэтому поливомоечная техника нередко состоит в распоряжении пожарных частей.
Эксплуатация в зимний период заключается в возможности подметания дорожного полотна от снежных осадков, грейдирования обочин от снежных заносов, а также разбрасывания пескосоляной смеси и других антиобледенительных составов и веществ, в том числе и жидких.
Проделав ряд нехитрых операций, поливомоечная машина комплектуется специальной платформой для транспортировки убранного снега или других материалов, которые обладают сыпучей консистенцией.
Технические характеристики
Технические характеристики поливомоечной машины на базе КамАЗ-43253:
Общие сведения о поливальных машинах
Существует две основных разновидности поливальных автомобилей. Представители первой категории выполняют исключительно задачи полива, таким образом избавляя воздух и дорожные покрытия от пыли. Вторая группа – это модификации, у которых расширен набор приспособлений для выполнения мойки и чистки. Можно сказать, это поливомоечная машина, в перечень задач которой входит уход за объектами дорожной инфраструктуры. Несмотря на значимость функции полива, такая техника не рассматривается в качестве отдельного вида. Как правило, это универсальные автомобили, база которых позволяет, в зависимости от текущих потребностей, использовать то или иное функциональное оснащение.
Поливомоечная машина МК-6 на 6000 л: технические характеристики, устройство, фото
Для поддержания городских улиц в надлежащем состоянии, особенно в летний период, когда запыленность дорог очень высокая, в коммунальных хозяйствах города используется поливомоечная техника. Сейчас самыми распространенными видами поливомоечной техники являются шасси грузовых авто с установленным соответствующим оборудованием.
Поливомоечная машина МК-6 (6000 л)
Производителей техники для коммунальных хозяйств достаточно много, одним из таковых является чешская фирма Kobit. В составе ее продукции есть разные версии техники такого направления, в том числе и поливомоечные машины.
Одной из самых распространенных моделей поливомоечных машин производства Kobit является модель МК-6.
Назначение, достоинства
Предназначена данная машина для проведения моечных и очистных работ с дорожным полотном в условиях города, а также для полива клумб и газонов.
Преимуществ данной машины – достаточно. Объем ее цистерны для воды является одним из самых оптимальных. Закачка воды в цистерну производится как от внешней подачи – для этого цистерна оснащена горловиной для закачки воды, так и есть возможность закачки воды при помощи насоса самой машины.
Помимо полива дорожного покрытия МК-6 еще и осуществляет очистку поверхности при помощи щетки. При этом поверхность дороги смачивается перед щеткой с помощью сопел для смыва. Имеются также и боковые сопла, которыми производиться только, полив дороги или клумб.
К недостаткам данной техники можно отнести только сравнительно узкий перечень работ, которые выполняет данная техника – только полив и очистка. В зимнее время МК-6 является невостребованным.
Фото поливомоечной машины МК-6 на 6000 л
Устройство
Для установки поливомоечного оборудования компания Kobit выбрала шасси автомобиля Mercedes-Benz Atego 815. Грузоподъемность данного двухосного грузовика является полностью подходящей.
На раму авто установлена цистерна объемом 6000 л. Для заправки от источника с внешней подачей воды у цистерны предусмотрена большая горловина сверху. Справа у цистерны предусмотрены выходы подсоединения трубопроводов для закачки воды при помощи машины, а также для осуществления полива клумб без использования сопел. Возле этих выходов также закреплен шланг, входящий в комплект машины.
История
21 октября 1962 года поднят Военно-морской флаг. 1 сентября 1963 года под командованием капитана 3-го ранга В. К. Драгунова и начальника мастерской капитана 2-го ранга Р. Г. Лихтмана вошла в состав Йоканьгской военно-морской базы Северного флота. С 1964 года плавучая мастерская приступила к решению задач по ремонту подлодок (ПЛ).
После ввода в строй ПМ-130
выполняла плановые задания и успешно производила текущий, навигационный и межпоходовый ремонт сначала дизельных, а затем и атомных подводных лодок.
В 1968 году была награждена грамотой командующего флотом за лучшую организацию изобретательской и рационализаторской работы на флоте.
В 1969 году мастерской присуждено 1-е место с вручением переходящего Красного знамени Военного совета флота по итогам соцсоревнования среди судоремонтных мастерских. Комсомольская организация корабля награждена дипломом Центрального штаба Всесоюзного похода комсомольцев и молодёжи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа.
В 1970 году мастерская участвовала в широкомасштабных маневрах «Океан-70». Приказом командующего флотом присвоено звание «Отличный корабль» с нанесением на рубке соответствующего знака, а также Постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Союза ССР № 238-74, от 7 апреля 1970 года, ПМ-130
награждена Ленинской юбилейной почётной грамотой
«За высокие показатели в боевой и политической подготовке, достигнутые в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»
.
В 1971 году, впервые в ВМФ ВС Союза ССР, освоено производство межпоходовых ремонтов атомных подводных лодок в пунктах рассредоточенного базирования.
В 1972 году ПМ-130
занесена в Книгу почёта Северного флота, награждена грамотой и переходящим вымпелом
«За успехи в соцсоревновании»
.
1 октября 1976 года ПМ-130
переформирована в плавучий судоремонтный завод с назначением нового номера
ПРЗ-165
.
В 1997 году корпус ПРЗ-165
дал течь, и завод лёг на левый борт.
Поливомоечная машина: что она собой представляет?
Впервые поливомоечные машины начали использовать несколько десятков лет назад. Из обыкновенных цистерн вода направлялась самотеком в специальные распылительные сопла. Таким образом, данная техника являлась увлажняющей, а не поливомоечной. Однако все изменилось в середине 20-х годов прошлого столетия. Именно тогда поливомоечные машины начали оснащать пожарными насосами. Благодаря этому водные стрелы направлялись на довольно серьезное расстояние.
Зачем нужна поливомоечная машина
Современное поливомоечное оборудование, которое монтируется на грузовых автомобилях, используется для уборки городских дорог. Кроме того, данная техника предоставляет возможность существенно уменьшить уровень запыленности воздуха.
Если вас интересует аренда поливомоечной машины от РентСпецТранс, посетите сайт rentspectrans.ru
Помимо выполнения главных функций по очищению дорог с цементобетонными и асфальтовыми покрытиями, такие машины часто применяют для тушения пожаров, поливки зеленых насаждений, а также транспортировки воды.
Как показывает практика, содержание автомобильных трасс в летнее время практически нельзя представить без поливомоечных устройств. И тут речь идет не только о грязи и пыли, проникающей на дороги извне. Летом дорожное покрытие становится крупнейшим «пылегенератором». В теплое время года на состояние дорог непосредственное воздействие оказывает температура воздуха. В результате дорожное покрытие начинает «изнашиваться», что приводит к усилению процесса формирования пыли. Естественно, эту пыль нужно убирать.
Не стоит забывать еще и о том, что в инфраструктуре дорог есть множество конструкций, нуждающихся в очистке: ограждения, тоннели столбики рядом с дорогой, рекламные щиты, дорожные знаки и пр. На данных объектах регулярно оседает пыль, соответственно, если не ухаживать за ними, то они покроются огромным слоем грязи.
Вручную отмыть все это не получится. Именно поэтому для подобных целей и изготовлены поливомоечные машины.
Конструкция поливомоечной машины
Шасси грузовой машины применяется в качестве надежной базы. С их помощью существенно усиливаются задние и передние рессоры. На автомобиль, в большинстве случаев, ставят проблесковые огни и дополнительную фару.
Что касается рабочего оборудования поливомоечной машины, то оно включает следующие элементы:
- Сетчатый фильтр.
- Цистерна.
- Водяной насос.
- Центральный клапан.
- Система трубопроводов с парой поворотных насадок.
Важнейшими деталями гидросистемы считается насос и бак, оснащенный сетчатым фильтром
Устройство функционирует в соответствии с такой схемой: жидкость из цистерны движется сквозь центральный клапан и сетчатый фильтр и оказывается у центробежного насоса. В дальнейшем вода под высоким давлением идет по трехходовым кранам к насадкам. Стоит заметить, что трубопровод имеет несколько выходов по бокам (к гайкам и к вентилю – это предоставляет возможность подключить к поливомоечной машине пожарные рукава).
Цистерна представляет собой сварную конструкцию, изготовленную из листового проката. В ней находятся различные фильтры, отстойник, а также основной клапан. Чтобы не допустить раскачивания воды во время передвижения автомобиля, в цистерне монтируются специальные волнорезы.
Наличие центрального клапана позволяет контролировать подачу воды, которая поступает на вход насоса. На верхушке цистерны располагается горловина, закрывающаяся крышкой. Она предназначается для технического обслуживания и наполнения цистерны водой.
Характеристики
Данная модель оборудована центральным клапаном с системой трубопровода, сетчатым фильтром и водным. Благодаря подобной конструкции автотехника проводит качественную мойку дорог и трасс, используя насколько возможно меньше воды, что делает аренду поливомоечной машины экономически выгодным шагом для арендующей компании и частника. При аренде данной модели, мы предоставляем в Ваше распоряжение очищающие щетки для подбордюров, для очистки дорог и тротуаров от снега и грязи специальный отвал, и спецоборудование для посыпки дорог солью или песком.
Заказать На базе «ЗИЛ» — (6 м3) в нашей компании могут как предприятия, так и физические лица. Просто заключаете с нами договор с перечнем услуг и удобным Вам способом оплаты – наличными, безналом, с НДС или без. Также будьте готовы продиктовать нашему оператору следующую информацию:
- адрес проведения работ;
- массу груза и высоту на которую его нужно поднять (если заказываете кран);
- особенности площадки и подъездов к ней.
Точный выбор спецтехники – залог быстрого выполнения работ при минимальных затратах. Наша компания может предложить агрегаты для самых разных типов работ и, при необходимости, пришлет специалиста, который на месте поможет определиться – какой кран или экскаватор лучше заказать и сколько времени понадобится на выполнение задания.
Обратите внимание: для работ в центре Москвы и в пределах третьего транспортного кольца необходим специальный пропуск, и данный нюанс тоже нужно согласовать с нашим представителем.
На базе «ЗИЛ» — (6 м3) в аренду у нас – гарантия, что все будет выполнено быстро и качественно. Залог этого – огромный опыт деятельности в Москве и Подмосковье, большой парк спецтехники и слаженная работа коллектива грамотных специалистов.
Сейчас спецтехника в аренду – гарантия быстрого выполнения любого фронта работ без приобретения дополнительных машин. Ни один «вкусный» заказ не уйдет от Вас из-за отсутствия специального оборудования – просто позвоните нам и сообщите, что нужно сделать, а мы подберем под этот заказ оптимальную технику.
Мы гарантируем решение Ваших проблем потому что:
- имеем большой парк специальной техники;
- содержим ее в идеальном состоянии;
- работаем индивидуально с каждым клиентом.
Известно, что даже крупным строительным компаниям, далеко не все виды строительных и ремонтных работ приходится выполнять регулярно, а значит, нет смысла приобретать для них специальные агрегаты. Что уж говорить о небольших предприятиях, которые просто не могут позволить себе купить большой экскаватор или автокран. Аренда спецтехники – простое и логичное решение проблемы.
Самые нормальные цены у ребят на такую технику. Пару раз уже брали экскаватор- погрузчик, и территорию выравнивали,и траншеи копали. Работает техника на «ура»: достаточно мощные, не глохнут, заводятся с полоборота, маневренность хорошая, работают практически как нулевые. Как клиенты- мы очень довольны сотрудничеством с компанией.
Заказывал эту машинку для сноса старого дедовского дома и со своей работой она справилась более чем достойно. Мало разбираюсь в работе экскаваторов, особенно когда к ним еще и крепится этот «разрушитель», благо здесь нам на помощь пришел водитель, который терпило выслушивал таких неумех и прекрасно справился со своей работой, мужик вообще оказался хороший, с ним и поговорить и пошутить можно. Работой, людьми остался доволен.
Для стройки необходим колесный эскаватор, удобнее всего брать в аренду на время — поэтому арендовал у этой компании Jcb Js 160w — один из самых практичных аппаратов в строительной области. Необычайно удобен в эксплуатации и надёжен, повышает работоспособность на стройке и ускоряет её процесс. Самое главное достоинство — простота аренды техники на этом сервисе, а также доступные цены и оперативность оформления заказа.
Пользовались услугами данного автокрана уже не в первый раз. Обычно мы разгружаем им разного рода плиты. Скорость работы крана устраивает вполне. На нем работает отличный крановщик, который очень хорошо справляется с поставленными задачами. Машина нового уровня, в работе просто зверь. Аренда вполне нормальная, как по не. Спасибо огромное за такую хорошую аренду.
Занимаемся строительными работами, естественно, нам постоянно нужен транспорт. По грузоподъемности и объему эти самосвалы самые подходящие. Радует, что техника в отличном состоянии, за полгода работы ни разу не было у нас проблем с машинами, под наши заказы всегда находят свободную машину, приятно работать с людьми.
Аренда спецтехники в для нас оказалась важна и необходима. Здесь вполне оправданные цены, а благодаря использованию колесного экскаватора «JCB JS 160W», удалось быстро и успешно закончить подготовительные работы при строительстве на участке. Мы очень довольны таким сотрудничеством и при потребности обратимся повторно.
На подмосковной даче делали индивидуальную систему водоподведения. Копали скважину для насосной станции. Вручную, конечно, это непосильно, поэтому заказали данный мини-экскаватор. Выбрали именно эту фирму по рекомендации, но перед этим ещё очень долго мониторили рынок. Здесь оказались самые приемлемые цены. И качество работы тоже достойное.
более нескольких лет заказываем услуги этой машины. Все цены такие, как на сайте. Машина была в хорошем техническом состоянии, никаких казусов не происходило.
Это очень мощная машина. Использовали мы ее для копания траншеей. Очень понравилась скорость его работы. Машинист, который им руководи, большой специалист своего дела. Выполняет свою работу качественно и быстро. Цена за аренду нас устроила. Машина была в хорошем техническом состоянии, никаких казусов не происходило. По надобности будем заказывать еще только здесь.
Брал однажды эту крошку в аренду, работает без поломок, отлично. Большая вместимость ковша, а также проходимость и устойчивость на уровне. Водитель — мужик вежливый и понятливый, мы с ним сразу нашли общий язык, не халтурил и не пытался обмануть. Все цены такие, как на сайте.
У нас небольшая строительная фирма. Постоянно заказываем услуги данного экскаватора. ОН очень устойчивый и самое главное работает на хорошей скорости. Цена за день вполне адекватная. Ту работу которую он может выполнить за день, по деньгам все оправдывается. Машина просто мощь. Спасибо за такие выгодные предложения. С уверенностью рекомендую всем этот экскаватор.
Отличный мини-погрузчик, будем еще заказывать.
Оценка статьи:
Сохранить себе в:
Поливомоечная машина 6000 л Ссылка на основную публикацию
Поливомоечная машина ПМ-130Б
Выпуск этой модели был начат в 1971 году на Мценском заводе коммунального машиностроения, находящемся в Орловской области. В качестве основы было взято шасси ЗИЛ-130, которое по этому случаю было усилено (поставлены более мощные задние и передние рессоры) и оснащено добавочной фарой. Агрегат выпускался долгое время, а затем сменился новой моделью – КО-002.
Машина была оборудована цистерной объемом шесть кубометров, а также гидравлическим насосом, создающим давление, достаточное для разбрызгивания воды. Кроме того, ее оснастили комплектом оборудования для уборки снега – это позволяло в зимнее время исключить простои и выгодно отличало данную модель от аналогов, используемых до этого.
Назначение
Коммунальщики с помощью таких машин летом поливают деревья и цветы, моют мостовые, освежая их и очищая от пыли. Зимой находящийся спереди плуг сгребает снежные завалы, а вращающаяся щетка убирает оставшийся рыхлый снег и грязь.
Кроме того, агрегат может применять при строительстве оросительных каналов, дамб и дорог. С его помощью происходит увлажнение грунта.
Лучший вариант для коммунального хозяйства
Нельзя однозначно сказать, какой вариант лучше. Машину стоит подбирать исходя из конкретных задач, которые ей предстоит выполнять. Если задача — уборка снега на дорогах, то лучше отдать предпочтение мощной технике. Для этого обычно используются грузовики, к примеру КАМАЗ, или коммунальные трактора, к примеру СКАУТу ТВ-804С, к которым подключаются отвал и шнекороторный снегоуборщик. Если же задачи — влажная очистка, уборка мусора, небольшого снега и распределение реагентов в ограниченном городском пространстве, то с этим лучше справятся уборочные машины, например отечественная ПУМ-5021. А для приусадебных участков подойдет мини-трактор Файтер Т-22. По стоимости он дешевле, чем коммунальные тракторы, но благодаря возможности подключения навесного оборудования, выполняет те же задачи, только в меньших объемах. Зимой отчищает территорию от снега, а летом обрабатывает почву, собирает урожай и косит сено.
Устройство
Начнем с базового шасси, на котором стоит карбюраторный двигатель, питающийся бензином. Его мощность 125 лошадиных сил – часть ее используется для функционирования привода щетки, а также работы водяного и шестеренчатого насосов. Для отбора этой мощности служат коробка передач автомобиля и прикрепленная к ней раздаточная коробка. Фото поливомоечной машины ПМ-130Б
Оборудование для полива и мойки
Внутри сварной цистерны, поставленной на раму, находятся: центральный клапан, отстойник, фильтр и труба для контроля максимума наполнения в 5 кубометров. При необходимости увеличить объем до 6 кубометров трубу следует нарастить. Также в цистерне предусмотрены волнорезы (две штуки), не дающие воде сильно плескаться при движении.
Насос для воды, прикрепленный к лонжерону рамы с правой стороны, является центробежным, с одной ступенью. Он дает давление порядка 0,35-0,45 мегапаскалей. Для разбрызгивания используются две щелевые насадки с поворотными механизмами. Если нужно вымыть лотки, правую переднюю насадку снимают, заменив ее на специальную.
Оборудование для уборки снега
Отвал для уборки снега представляет собой изогнутый лист из стали, жестко приваренный к каркасу, внизу которого находятся секционные резиновые ножи. При износе отдельные секции ножей заменяют. Рама отвала является поворотной, сварной, выполненной в виде дуги.
Длинная щетка цилиндрической формы, которая имеет собственную раму и вращается на подшипниках, сделана из куска стальной трубы. На ней с помощью профилированной металлической ленты закрепляют жесткий ворс (стальной или капроновый). К двум фланцам по краям трубы болтами приделан стальной канат. Меняя его длину, можно менять нажим щетки на дорожное полотно.
Принцип работы
Сначала в цистерну наливается вода. Это можно сделать на пункте заправки через верхний люк. Возможны и другие варианты: используя гидрант, набрать водопроводную воду или помпой (водяным насосом) накачать ее из пруда, озера, реки. Последний способ возможен благодаря обечайке цилиндрической формы, которой оснащен центральный клапан.
Вода, находящаяся в цистерне, проходит через фильтр сетчатого типа к центральному клапану, а дальше приступает к работе центробежный насос. Он, нагнетая давление, прогоняет воду через краны трехходового типа и систему труб к щелевым насадкам. Так происходят полив или мойка. Насадки можно наклонять под различным углом к дорожному полотну, а напор воды – менять вентилями.
В зимнее время, при установке плужного оборудования и щетки, для их поднятия и опускания используют отдельные гидравлические цилиндры. Для вращения щетки используется энергия мотора автомобиля, которая передается через отборочную коробку, кардан и редуктор конического типа.
Общие сведения
Одним из распространенных видов коммунальной техники была и остается поливомоечная машина. Агрегаты такого типа обладают широким спектром применения – от мойки дорог и полива зеленых насаждений до тушения пожаров в случае экстренной необходимости.
Шасси автомобиля ЗИЛ-130 с самого начала выпуска стало использоваться для монтажа оборудования для мойки дорог. В разные годы производилось несколько версий поливомоечных машин – КО 002, ПМ 130 (поливомоечная машина), КПМ 64 (комбинированная поливомоечная машина) и АКПМ 3. Цистерна поливомоечных агрегатов окрашивалась в оранжевый цвет, кабина могла быть любой (чаще всего цвета морской волны). На крыше кабины поздних машин устанавливался проблесковый сигнал оранжевого цвета.
Техника выполнения полива
Для выполнения полива машина и ее рабочие органы должны совершить несколько операций, которыми управляет водитель. Из цистерны вода поступает к центробежному насосу, после чего проходит этап фильтрации. Затем жидкость направляется по трубопроводу к рабочим насадкам. В остальном ход рабочего процесса зависит от того, какими возможностями обладает поливальная машина конкретной модификации. Наиболее современные модели располагают сложными системами распределения жидкости между несколькими рабочими секторами. Например, одна часть может отвечать за полив дороги, другая – за орошение зеленых насаждений, а третья выполняет очистку поверхности.
Шасси
Поливомоечная машина на базе ЗИЛа-130 монтировалась на шасси со стандартной базой 3800 мм. Автомобили оснащались карбюраторным восьмицилиндровым двигателем. При рабочем объёме чуть меньше 6,0 литров мотор развивал 150 л. с. (с ограничителем числа оборотов). В качестве топлива использовался бензин А76. Двигатель стыковался с пятискоростной коробкой передач с синхронизаторами на 2-5 передачах. Привод задних колес осуществлялся карданным валом.
Подвеска машины крепилась на полуэллиптических рессорах, передняя балка оснащалась гидравлическими амортизаторами. Задняя рессора состояла из двух частей – основной и дополнительной. Из-за практически постоянной загрузки рессоры поливомоечных машин ЗИЛ-130 были усиленными. Система с тормозами барабанного типа имела пневматический привод. Рулевое управление оснащалось гидроусилителем.
Кабина водителя была цельнометаллической с панорамным лобовым стеклом. В стандартное оснащение входили регулируемое сиденье водителя, двухместное пассажирское сиденье, отопитель с вентилятором, стеклоочиститель дворников. Дополнительная вентиляция кабины могла осуществляться через опускные стекла, форточки дверей и лючки в крыше кабины. На ранних выпусках был еще один лючок вентиляции в районе педали сцепления. Впоследствии его убрали, а через какое-то время отказались и от лючков в крыше кабины.
Мини — поливальная машина
Небольшие поливальные машины отличаются скромным объемом бака и соответствующими параметрами охвата рабочей области. К таким моделям относятся некоторые модификации ЗИЛа с шириной области полива порядка 2-2,5 м. Также в категорию мини — поливальных машин можно включить установки с эффектом дождевания. Они оптимально подходят для ухода и за зелеными насаждениями, и для уборки дорожных покрытий. Правда, поливальная машина в таком исполнении располагает совсем небольшим объемом бака, из-за чего возникает необходимость в его частом наполнении водой.
ПМ-130
Этот автомобиль является одной из самых распространенных моделей поливомоечной машины ЗИЛ-130. Его начали выпускать в 1965 году на заводе коммунального машиностроения в городе Мценске. Впоследствии выпуск машины освоили еще несколько предприятий СССР.
Емкость цистерны для воды составляла 6000 литров. Внутри цистерны имелись волнорезы для увеличения жесткости и успокоения колебаний жидкости при резких маневрах. Подача воды в насос осуществлялась из нижней части цистерны через сетчатый фильтр с отстойником. Заполнение емкости водой производилось от водопроводной сети или насосом из любого водоема. Для контроля уровня воды в цистерне имелись специальные смотровые окна.
Для прокачки воды машина оснащалась специальным центробежным насосом с приводом от коробки отбора мощности (КОМ). Насос монтировался на лонжероне рамы, а КОМ устанавливалась непосредственно на картере коробки скоростей автомобиля. Все узлы подачи воды были связаны между собой трубопроводами. Существовало вариантное исполнение машины с дополнительным прицепом-цистерной на 5000 литров воды.
Кроме системы подачи воды имелась дополнительная гидравлическая система, служившая для управления щеткой и плугом (при зимней эксплуатации). Для полива и мойки использовались две поворотные насадки-сопла щелевого типа, установленные на подрамнике в передней части машины. Между мостами устанавливался подрамник с поворотной щеткой цилиндрической формы для подметания дороги. Привод щетки осуществлялся цепной передачей от коробки отбора мощности.
«Подметалки» и «поливалки»: история советских коммунальных машин
В обязанности этой техники входят регулярная очистка, мойка и уборка городских территорий, коммуникаций и памятников, обслуживание и ремонт сложнейших систем электро-, водоснабжения и канализации, вывоз мусора и различных отходов в любое время года и в любых климатических зонах.
Эту статью посвящаем первым самым простым и незаметным автомобильным труженикам крупных советских городов, выпущенным до развала СССР в 1991 году, – подметально-уборочным и поливочно-моечным машинам, в обиходе известным как «подметалки» и «поливалки». Они базировались на шасси обычных грузовиков и в те времена исполняли несложные обязанности: подметание, поливка и мойка проспектов, улиц, площадей и парков.
Первая советская подметальная машина ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на Садовом кольце в Москве. 1936 год
Первенцы подметальные и поливальные
История советских коммунальных автомобилей подметально-поливочной категории начиналась в середине 1930-х годов с развертыванием выпуска полуторок и трёхтонок. Первым в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ), с оглядкой на подобные немецкие машины, был создан достаточно совершенный подметальный автомобиль ПУ-2 на шасси грузовика ГАЗ-АА.
Редкое применение подметальной машины ПУ-2 в зимнее время в Ленинграде
Машины ПУ-2 с разнесенными в стороны кожухами боковых щёток и удлиненными бамперами
Точных сведений о конструкции ПУ-2 не сохранилось, но известно, что его оборудовали широкой задней щёткой и двумя боковыми, разнесенными по обеим сторонам кузова и обеспечившими достаточно широкую полосу уборки, которую от чужих машин «охранял» широченный бампер. Негабаритные машины, обычно работавшие по ночам, оказались слишком тяжелыми и неповоротливыми. В 1938-м их заменил «нормальный» вариант ПУ-5.
Упрощенная подметальная машина ПУ-5 с открытым расположением двух боковых щёток. 1938 год
В 1945-1946 годах на его основе было собрано 20 известных «подметалок» ПУ-7 с характерным остроконечным передком, способных убирать до 20 тысяч кубометров загрязнений в час.
Самая элегантная советская подметальная машина ПУ-7 с боковыми лотковыми щётками. 1946 год
На схеме ПУ-7 видны основная задняя щётка, шнек, наклонный транспортер и мусоросборник
С разных сторон автомобиля ГАЗ-АА были подвешены плоские щётки для выметания мусора из лотков вдоль тротуаров и задняя круглая основная щётка для уборки проезжей части. Сметавшийся ими мусор (смёт) забрасывался на винтовой шнек и при помощи скребкового транспортера попадал в 400-литровый мусоросборник. Во избежание запыленности места работы имелась увлажняющая система с принудительной подачей воды на форсунки. Все узлы работали от коробки отбора мощности шасси.
Опытная машина конструкции НАТИ на шасси ЗИС-5 с V-образной цистерной, основной щёткой в колесной базе и правой лотковой с электроприводом. 1940 год
С 1936 года для выполнения летних и зимних работ служили пятитонные грузовики ЯГ-4 с характерными узкими и удлиненными бамперами, доработанные в Московском управлении благоустройства и Ленинградском тресте очистки. На них устанавливали водяные цистерны вместимостью от 4 до 5,5 тысяч литров, центробежный насос с приводом от трансмиссии автомобиля, два передних и два центральных разбрызгивающих сопла для очистки крупных территорий.
На Красной площади моечная машина ПМ-4 на шасси ЯГ-4 с увеличенным объёмом цистерны и двумя насадками. 1936 год
На Невском проспекте поливочная машина МПЛ-4 с цистерной уменьшенной ёмкости и двумя боковыми соплами
Ярославские «поливалки» ПМ-4 очищают Садовое кольцо после марша немецких пленных 17 июля 1944 года. Справа – машина ПУ-5
С 1939-го на 59 грузовиках ЯГ устанавливали щётки для мойки различных объектов и плужные снегоочистители. Только в столице к началу 1941-го парк машин для уборки улиц составлял 632 единицы.
Машина ПМ-4 в зимней комплектации с поворотным отвалом и приводом из кабины водителя (из архива Е.Батурина)
Модернизированный вариант коммунальной машины ЯГ-6 с новыми моечными соплами. 1940 год
Расцвет колёсной коммуналки: учимся подметать, мыть и поливать
Уже в 1945 году начались работы по ранее неизвестным поливомоечным машинам с прямоугольными цистернами на базе ЗИС-5 военного образца. В кооперации с другими предприятиями московский авторемонтный разработал поливочный автомобиль ПМ-6 с цистерной на три тысячи литров воды, пожарным насосом центрального расположения и тремя передними соплами-насадками.
Поливальная машина ПМ-6 на шасси ЗИС-5 с тремя передними насадками и пожарным насосом. 1945 год
В Ленинграде собирали «поливалки» МПМ-2 на двух- и трехосных шасси с передней установкой насосного «оргáна», двумя поливальными насадками и четырьмя «про запас». С появлением подобной более совершенной техники работы по ним были прекращены.
Опытные ленинградские поливальные машины МПМ-2 с несколькими видами насадок и разбрызгивателей
В 1956-м на Экспериментально-механическом заводе Управления благоустройства Мосгорисполкома и начались работы по созданию первого специального подметально-уборочного автомобиля с приводом рабочих агрегатов от шасси ГАЗ-51, рассчитанного на эксплуатацию на улучшенных дорожных покрытиях. Прототип ПУ-8 планировалось оснастить вторым рулевым колесом и дублированными педалями, чтобы водитель со всех сторон мог наблюдать за процессом работы.
Серийная подметально-уборочная машина ПУ-20 на шасси грузовика ГАЗ-51
Машина ПУ-20 для работы в городах и на усовершенствованных дорожных покрытиях
Рабочее оснащение серийной «подметалки» ПУ-20 размещалось в обтекаемом цельносварном кузове и включало две плоские боковые щётки (лотковые или торцевые) и одну заднюю основную с цепным приводом. Лотковые щётки подавали смёт к продольной оси автомобиля. Задняя щётка забрасывала его на шнек, с которого мусор поступал на транспортёр, доставлявший его в бункер объёмом в тысячу литров. Для борьбы с запыленностью служили водяной насос с фильтром и баком на 1000 литров воды, которую под давлением подавали на подбамперные форсунки.
Основные быстросъёмные рабочие органы «подметалки» ПУ-20 с цепным приводом основной щётки
Увлажнительная система с пятью разбрызгивающими форсунками, расположенными под бампером
Ширина подметённой полосы машины ПУ-20 составляла 2,7 метра. При полной нагрузке её масса достигала 6,4 тонны. Рабочая скорость находилась в пределах от 9,5 до 20 км/ч, максимальная транспортная – 40 км/ч. Расход бензина достигал 65,5 литров на 100 километров.
В середине 1950-х в Москве проходили испытания принципиально новой «пневматической» подметальной машины ПУМ-2СД на шасси ГАЗ-63 (4×4), созданной по образцу немецкого варианта Heuser. По всей её ширине мусор без какого-либо увлажнения засасывался в накопительный бункер при помощи сильного потока воздуха. Добиться абсолютной герметичности не удалось: шумная и тихоходная машина передвигалась в облаках пыльной бури. Два фото рядом друг с другом и общей подписью
Общий вид и схема конструкции опытной подметальной машины ПУМ-2СД на шасси ГАЗ-63. 1957 год
Модернизированная подметально-уборочная машина ПУ-53 на грузовом шасси ГАЗ-53-02. 1966 год
В 60-е появилась круглогодичная подметально-уборочная машина ПУ-53 на усиленном самосвальном шасси ГАЗ-53-02, по общей конструкции идентичная предшественнику ПУ-20. К её новинкам относились гидравлическая система управления рабочими органами, модернизированный винтовой транспортёр и два сменных контейнера-мусоросборника вместо одного бункера.
Подметальная машина ПУ-53 на выставке коммунальной автотехники на ВДНХ СССР. 1967 год (фото автора)
Ширина захвата модели ПУ-53 и параметры водяного бака не изменились. Емкость двух сменных бункеров составила 1,4 кубометра, максимальная скорость возросла до 85 км/ч. Её выпускали Экспериментально-механический завод Мосгорисполкома и Киевский экспериментальный .
В 1966 году на начался выпуск первых советских вакуумных подметально-уборочных машин ВПМ-53 на базе ГАЗ-53А. У них обычная цилиндрическая щётка переместилась вперед под кабину водителя и направляла смёт на лотковые щётки, которые забрасывали его во всасывающий рукав заборного сварного сопла пневматической системы. Затем мусор попадал в вакуумный бункер-циклон, создававшийся вентилятором высокого давления. Для разгрузки цельнометаллический кузов опрокидывался назад.
Вакуумная подметальная машина ВПМ-53 с основной и лотковой щётками и всасывающим рукавом. Фото 1974 года
Полезная ёмкость бункера машины ВПМ-53 составляла 1,6 кубометра, максимальная масса смёта – две тонны, запас воды – 760 литров. Рабочие скорости – от 5 до 16,5 км/ч. Полная масса машины – 6,6 тонны.
Вторую, не менее обширную, группу поливомоечных машин составляли довольно простые «поливалки», созданные на базе серийных грузовиков и предназначенные для полива и мойки дорожных покрытий с помощью мощных плоских веерообразных водяных струй.
Первой опытной «поливалкой» в 1955 году стала машина ПМ-8 на грузовике ЗИС-150 с закрытым цельнометаллическим кузовом, в работе над которой была реализована конструкция практически всех последующих машин этой категории. Через два года в КБ УБМ была создана модернизированная версия ПМ-10 для монтажа на грузовики ЗИС-150 и ЗИЛ-164.
Поливальная машина ПМ-10 с передними и центральными соплами близ театра Советской армии. 1957 год
Поливомоечные машины ПМ-10 на шасси ЗИС-150 с передним моечными насадками
Оборудование этой машины состояло из цистерны ёмкостью шесть тысяч литров, закреплённой на лонжеронной раме, одноступенчатого центробежного насоса с фильтрами и нагнетательным трубопроводом. От них вода под давлением подавалась на два подбамперных сопла, но на ряде машин третью насадку монтировали с правой стороны под кузовом. В зимнее время на машину ПМ-10 устанавливали снегоочистительный комплект П-11.
Поливомоечная машина ПМ-10 на шасси грузовика ЗИЛ-164. 1959 год
Ширина поливочной полосы составляла 18 метров, в моечном режиме – семь метров. Сухая масса машины ПМ-10 – 5,5 тонн, с полной нагрузкой – 11,5 тонн. Рабочие скорости находилась в границах 16-20 км/ч.
В то же время на шасси грузовика МАЗ-200 появилась тяжёлая поливочная машина ПМ-9 с цистерной на 7,5 тысяч литров воды, а в Ленинграде построили целый автопоезд ПМП с запасом на семь тысяч литров.
Ленинградский поливочный автопоезд ПМП с седельным тягачом ЗИС-120Н и полуприцепом-цистерной. 1956 год
С появлением грузовиков ЗИЛ-130 на их основе разные предприятия собирали поливочно-моечные машины ПМ-130 с карданным приводом от коробки отбора мощности центробежного одноступенчатого насоса, смонтированного на правом лонжероне рамы автомобиля. В отличие от первых машин ПМ-10 с декоративными облицовками кузовов здесь впервые обнажилась сварная овальная цистерна той же ёмкости с передним водозаборным люком, двумя волнорезами и прибором для определения уровня воды. С обеих сторон имелись пеналы для рукавов и наборов сопел, на крыше кабины крепился прожектор для работы в ночное время.
Универсальная машина ПМ-130 на шасси ЗИЛ-130 с передними насадками и моющей щёткой. 1970-е годы
В зависимости от климатических условий под рамой автомобилей монтировали различные щётки с приводом от базового шасси. Благодаря шарнирному креплению сопла устанавливались под любым углом, а водитель из кабины мог регулировать направление и силу струи.
Со второй половины 70-х самой распространенной советской «поливалкой» стал вариант ПМ-130Б, модернизация которого касалась лишь второстепенных узлов.
Модернизированная поливомоечная машина ПМ-130Б на грузовике ЗИЛ-130-76. 1980 год
Для этих машин ширина обработанной полосы при поливе составляла 15-18 метров, на мойке – 7-8. Полная масса с водой и спецоборудованием достигала 11,5 тонн, рабочая скорость – 10-20 км/ч. За всё время выпуска их собственная масса в 5,5 тонн оставалась неизменной.
Комбинированная поливомоечная машина КПМ-3 с тремя мощными насадками и летней щёткой
Малоизвестные комбинированные поливальные машины нескольких моделей на базе ЗИЛ-130 (КПМ-64, КПМ-3, КДМ-130/130А и др.) применялись в службах по содержанию автомобильных дорог, оснащались сменным заказным оборудованием и проблесковыми фонарями, отличались деталями, рядом параметров и поставлялись на экспорт. В разных комплектациях их масса составляла 5,2-5,8 тонн.
Коммунальные «поливалки» недалекого прошлого
Ни одна из описанных здесь коммунальных машин до настоящего времени не дожила, но оставила новое ярко выраженное потомство. Здесь ограничимся лишь спецавтомобилями, которые собирались под общим индексом КО (коммунальное оборудование) и выпускались до развала СССР.
Подметально-уборочная машина КО-304 на шасси ГАЗ-53А для обработки лотков и пневматической подачей мусора в опрокидывающийся кузов-бункер. 1978 год
Подметально-уборочная машина КО-309 на базе ГАЗ-53-14 с пневмомеханическим подборщиком и гибким шлангом с пылесосным наконечником. 1987 год
Поливочная машина КО-002 на шасси ЗИЛ-431416 с цистерной на 6,2 тысячи литров воды с гидравлическим и подметальным оборудованием. 1987 год
Уникальная многоцелевая машина для содержания дорог ЭД-244 на грузовике МАЗ-5337 с ёмкостью цистерны 7,5 тысяч литров, металлическим кузовом и отвалом. 1988 год
На заглавной фотографии – первые советские подметальные машины ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на ночном дежурстве на московском Садовом кольце
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации
КО-002
Выпуск предыдущей версии поливомоечной машины ЗИЛ-130 продолжался около 20 лет. Только в середине 80-х годов ее сменила модернизированная версия КО-002. Выпуск машины велся на том же заводе в Мценске. Принцип работы и конструкция основных узлов и агрегатов не изменились.
Основным отличием стало улучшение технических характеристик поливомоечной машины ЗИЛ-130: увеличение емкости основной цистерны на 200 литров и ширины зоны покрытия при мытье и поливе. Немного выросла и эксплуатационная скорость при выполнении работ. Эта машина стала последней узкоспециализированной моечной машиной. Все последующие модели коммунальных агрегатов оснащались сменным комплектом оборудования – на зимний период времени цистерна заменялась модулем для разброса песчано-соляной смеси.