Как правильно организовать перевозку скоропортящихся продуктов

  • Перечень скоропортящихся грузов (виды и классификация)
  • Особенности транспортировки и маркировки
  • Способы транспортировки железнодорожным транспортом
  • Способы транспортировки автомобильным транспортом
  • Особенности использования воздушного транспорта
  • Особенности использования морского транспорта

Документация:

  • Правила перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом
  • Правила перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом

Скоропортящиеся грузы — это группа продуктов или режимные грузы, которые при перевозке, а также хранении требуют точного соблюдения температурного режима, определенной влажности, выполнении санитарно-гигие­нических требований и предельного срока доставки. Чтобы продукты во время транспортировки сохраняли качества, логисты разрабатывают перевозку так, чтобы обеспечить непрерывную холодильную цепь. Транспорт, входящий в цепь, либо оборудован специальным оборудованием, либо сконструирован так, чтобы сохранять товары.

Классификация и общие определения


В данном случае название подчёркивает определяющую характеристику – порчу груза при длительном хранении. Для замедления вредных процессов пользуются снижением температуры. Это снижает активность бактерий и других микроорганизмов, предотвращает гниение. Но необходимо понимать, что замораживание повреждает органические ткани.

При перевозке некоторых продуктов зимой приходится выполнять обратную процедуру, поддерживать тепло в транспортном объёме. Иногда дополнительно нужна обязательная вентиляция, либо качественная герметизация с надёжным предотвращением доступа свежего воздуха.

Для классификации по температурным условиям различают грузы:

  • глубокой заморозки – менее -18 °C;
  • замороженные – от -6 °C до -18 °C;
  • охлаждённые – от -4 °C до +4 °C;
  • свежие – от +4 °C до +14 °C;
  • подогреваемые – значение устанавливается технологической картой.

Точные параметры для отдельных видов продукции содержат приложения к действующим правилам обращения со скоропортящимися грузами (часть действующего устава автомобильного транспорта). В таблице приведены наиболее привычные примеры:

НаименованиеРекомендованная температура при погрузке/ в процессе перевозки (°C)Примечания
Замороженное мясо-8/ -12 и менееЗапрещено применение маршрутов с длительностью более 12 часов.
Молоко (необработанное)от +2 до + 6Нижнюю/ верхнюю границу контролируют в зимний/ летний сезон соответственно. Для транспортировки используют специализированные автомобили с цистернами.
Бананыот +12 до +15/ от +1 до + 11Перевозят в незрелом состоянии. Дополнительно используют хранение в среде инертных газов, специальные технологии предварительной обработки.
Черешня+3/ от +1 до +2Максимальная продолжительность в пути – 72 часа.

Также к этой категории относят:

  • фрукты и мясо, иные продукты растительного и животного происхождения;
  • сыры, простоквашу, колбасы и другие изделия, созданные на профильных предприятиях (производственных, общественного питания);
  • кровь, донорские органы, некоторые фармацевтические препараты;
  • цветы в горшках и другие живые (свежесрезанные) растения.

Требования для грузоотправителя

Не меньшее количество важных требований предъявляется к компаниям и организациям, которые отправляют груз. В противном случае, на имя фирмы будут отправлены штрафные санкции. Вот самые важные требования:

  • Для транспортировки животного сырья и мяса компания обязана предоставить специальный полис о прохождении ветеринарного и санитарного надзора;
  • Если продукция отправляется с территории, где отмечены карантинные условия, отправитель обязан оформить разрешение и специальные документы на скоропортящиеся продукты и товары;
  • Отравитель должен передать транспортной компании накладную. В ней должна быть указана реальная допустимая температура для товара перед его погрузкой и максимально возможное время перевозки. Также указывается общее состояние и характеристики упаковки;
  • Нельзя перевозить одновременно разные по категориям продукты. Допускается транспортировать только те, для которых нужна одинаковая температура;
  • Замороженная продукция, как скоропортящиеся грузы, должна быть уложена очень плотно;
  • При осуществлении перевозки свежих продуктов или охлажденных, нужно проследить за тем, чтобы все было тщательно упаковано, а между тарой проходил воздух. Между грузом и потолком должно быть расстояние не менее 30 см.

Транспортная компания, которая занимается перевозкой, имеет право перед погрузкой товара проверить его состояние, а также прочность и надежность упаковки. В процессе проверки компания-перевозчик самостоятельно устанавливает возможные сроки. Что касается отправителя товара, то на него возложена ответственность за укладку, также он обязан проследить за тем, чтобы помещение, в котором осуществляется перевозка, было полностью опломбировано. Как только скоропортящиеся грузы приходят по нужному адресу, получатель должен предоставить условия для качественной очистки груза от мусора и от остатков продукции.

Упаковка и погрузочные работы

Действующие правила перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом устанавливают специальные требования для отдельных категорий:

  • Пригодна только исправная, вымытая и высушенная тара, не содержащая посторонние запахи.
  • Овощи и фрукты к погрузке готовят заранее. Их помещают в подходящую тару плотно, без усилий, вровень с бортами ящиков для предотвращая соприкосновения в процессе транспортировки с деталями кузова транспортного средства.
  • Если отсутствует плодоножка, длительность перевозки черешни/ вишни сокращают до 24 часов.
  • Мясные туши разделывают, удаляют части ЖКТ, замораживают. Используют пергамент и другие прокладки из нейтральных материалов, коробки из прочного гофрокартона. Поверхность охлаждённого мяса должна быть сухой, без признаков органического повреждения.
  • Охлаждённую птицу перевозят в таре с просветами для лучшего проветривания. Упаковка яиц должна содержать демпфирующие вставки для предотвращения чрезмерных механических воздействий.
  • В одном транспортном средстве не перевозят одновременно продукцию с разными температурными режимами хранения. При соблюдении этого условия далее проверяют длительность пути. Учитывают соответствие по той позиции, которая портится быстрее.

Даже при использовании целой качественной тары не перевозят совместно с иными продуктами грузы из следующего перечня:

  • солёную, копчёную, охлаждённую и замороженную рыбу;
  • маргарин, дрожжи, икру, сыры;
  • охлаждённое мясо, копчёности;
  • чеснок и другие овощи с резким запахом.

Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом определяют порядок обращения с замороженными продуктами при укладке. Её выполняют плотно не только для того, чтобы использовать максимальным образом рабочий объём. Такое размещение позволяет создать цельную зону без утечек холода, что снижает затраты на подержание низкой температуры.

Иной подход используют при работе с фруктами, овощами, другими свежими (охлаждёнными) продуктами.

Если не указано другое значение, стандартно оставляют приблизительно 25–30 см промежуток между грузом и внутренней поверхностью фургона. Последний ряд ящиков устанавливают впритык с дверями, чтобы обеспечить надёжную опору.

При необходимости особого обращения на тару наносят специальную маркировку.

Требования к подготовке скоропортящегося груза к отправке

Они включают три основных действия: упаковку, маркировку, погрузку. Рассмотрим каждое по отдельности.

Упаковка подразумевает такое внешнее оформление товара, при котором он не утратит свои качественные характеристики во время перевозки. Например, рыба глубокой заморозки должна транспортироваться в ящиках, выстланных внутри изолирующим материалом. На дне ящика должен быть дробленый лед, как и между слоями уложенной рыбы. Копченое мясо должно перевозиться в ящиках с хорошей воздушной циркуляцией. Солонина транспортируется в бочках, наполненных рассолом. Виноградное вино транспортируют в бочках или бутылках, помещенных в ящики. При этом бочку перед погрузкой проверяют на отсутствие признаков течи, а бутылки – на целостность.

Субпродукты, такие как: легкие, головы, желудки, сердце и другие, перевозят в чистых ящиках, картонных коробах, тканевых мешках, крафт-бумаге, рогожных кулях с соблюдением нужного температурного режима. Молочные продукты перевозят во флягах (молоко, сметана, топленое масло и так далее). Яйца пакуют в решетчатые или картонные ящики с гофрированными прокладками. Замороженные мясные блоки перевозят в контейнерах или коробках из гофрированного картона. Блоки предварительно пакуют в прозрачную пленку, плотный пергамент или целлофан.

Рыбий жир пакуют в железные, деревянные бочки или бидоны или стеклянную тару, которую размещают в деревянных ящиках. Живых раков перевозят в корзинах или ящиках, предварительно переложив их сеном, сухим мхом или водорослями. Мороженое перевозят в металлических коробах с добавлением сухого льда (если доставка происходит летом).

Любой груз перед погрузкой оценивают на транспортабельность, а тару проверяют на прочность, исправность, чистоту, отсутствие посторонних запахов. Каждый вид груза требует своей упаковки. Неправильная упаковка может привести к возникновению риска порчи товара.


Перевозка зелени


Перевозка мясной продукции


Перевозка рыбы


Перевозка вина в бочках
Маркировка скоропортящихся товаров – это их специальное обозначение, предупреждающее о соблюдении конкретных условии перевозки.

Знак.Описание.
Герметичная упаковка.Нельзя вскрывать упаковку во время транспортировки/хранении/погрузки/разгрузки.
Скоропортящийся груз.Маркировку наносят на товары, требующие специального температурного режима или проветривания при перевозке.
Ограничение температуры.Такая маркировка предполагает хранение, перевозку, перегрузку в условиях определенного температурного диапазона.
Беречь от сырости.Знак наносят на товары, которые должны перевозиться в условиях отсутствия влаги (например, сахар).
Беречь от солнечных лучей.Знак означает, что товар нельзя подвергать высокой температуре или прямым солнечным лучам.

Погрузка. Температурный режим перевозки скоропортящихся грузов играет важную роль в сохранении товара во время транспортировки. Основным требованием, после выбора транспортного средства и соблюдения температурного режима, для сохранения качества и количества товара, является правильная погрузка.

Продукты в машину должны быть погружены плотно друг к другу, но так, чтобы между ними не было трения и воздух, выпускаемый рефрижераторной установкой, внутри прицепа мог свободно циркулировать. В противном случае груз может поврежден в результате трения или будем сырым в результате образования конденсата.

Так, чтобы минимизировать время погрузки рассматриваемого груза в целях сокращения периода простоя, следует использовать средства механизации. Кроме этого, перед погрузкой надо проверить тару на предмет отсутствия повреждений. Объем кузова необходимо использовать эффективно. Например, при перевозке замороженной рыбы в ящиках, лучше расположить их плотно друг к другу, чтобы исключить лишние зазоры. При этом вверху (между ящиками и крышей автомобиля) следует оставить пространство не менее 30 см. для достаточной воздушной циркуляции.

После загрузки транспортное средство опломбируют. Оттиски на пломбе должны быть читаемыми. Перевозка с неясными оттисками на пломбах или неправильно навешанными пломбами запрещается.

Специальные транспортные средства

Статическое охлаждение

Стенки контейнера, иного рабочего объёма, вне зависимости от вида ТС делают с улучшенными изоляционными характеристиками. Типовое инженерное решение отличается следующими параметрами:

  1. Внешнюю и наружную стенку делают из стали. Между ними устанавливают слой из пенополиуретана, иного подходящего утеплителя.
  2. Пол укрепляют с учётом будущих эксплуатационных нагрузок. Для улучшения проветривания в некоторых моделях создают конструкцию с воздушным промежутком.
  3. Двери оснащают надёжными уплотнителями, которые сохраняют функциональность в широком диапазоне температур.

Изотермический контейнер в таком исполнении предназначен для сравнительно быстрых поставок (не более 24 ч). Продлевают сохранность понижением температуры. Простейший вариант – добавление льда (крупными кусками, или колотого в специальных ёмкостях).


Такая технология отличается несколькими недостатками:

  • уменьшается свободное пространство и полезная грузоподъёмность;
  • увеличивается объём операций при погрузочно-разгрузочных работах;
  • возникают затруднения при поддержании оптимального температурного режима.

Последний пункт надо пояснить практическим примером. Если перевозка скоропортящихся грузов автотранспортом осуществляется в горной местности, перепад температур в равнине и на высоких участках трассы может составлять десятки градусов. В таких условиях статический способ охлаждения не позволит получить нужный результат.

Динамическое охлаждение

Исправляют отмеченные недостатки с применением холодильной установки. Автомобильную технику с рефрижераторами делят на три категории. Учитывается возможность поддержания рабочей температуры в следующих диапазонах (°C):

  1. Класс А – от 0 до +12.
  2. B – от -10 до + 12.
  3. C – от -20 до +12..


Дополнительные требования предъявляют к внутренним поверхностям. Для соблюдения правил перевозки скоропортящихся грузов по санитарным нормативам обязательна тщательная очистка после каждого рейса. Производители подбирают материалы конструкции, которые не испортит регулярное выполнение таких процедур. В некоторых модификациях устанавливают внутренние перегородки, которые позволяют создать несколько разных температурных зон. Кроме питания оборудования от бортовой сети применяют отдельный бензиновый или дизельный генератор. Расширенная комплектация повышает стоимость, но обеспечивается лучший уровень надёжности в комплексе с автономностью.

Специфика транспортировки пищевых продуктов

Главная проблема данного вида логистики – это поддержание условий хранения продуктов для сохранения их потребительских свойств. А именно:

  • Поддержание температурного режима, чтобы исключить ускоренное истечение срока годности товара.
  • Соблюдение чистоты. Для продуктовых перевозок действуют достаточно строгие санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов, предполагающие дезинфекцию кузовов, применение специальных средств, препятствующих загрязнению воздуха в кузове и т.п. Сюда же относится защита от насыщения посторонними запахами, что порой происходит при проникновении в кузов выхлопных газов.
  • Сохранение целостности продуктов. Перевозка по автомобильным дорогам – это всегда риск механических повреждений. Решается данная проблема прежде всего упаковкой: производители разрабатывают конструкции оптовых упаковок с учетом технических требований. Также при перевозке может производиться дополнительная защитная упаковка для особо хрупких продуктов (кондитерских изделий, куриных яиц и т.п.).
  • Соблюдение сроков доставки. Логистические маршруты должны строиться так, чтобы пища не успевала прийти в негодность за период перевозки.

Соответственно, логистическое решение должно дать ответы на указанные выше три вопроса: как сохранить температуру, как добиться нужной чистоты, как уложиться в срок и как сохранить продукт целым? На основе этих вопросов подбирается подходящий транспорт, разрабатывается маршрут, принимается решение о дополнительной упаковке и предпринимаются прочие меры.

Выбор оптимального варианта доставки

Применение автомобилей экономически целесообразно на сравнительно небольших расстояниях. Они удобны при организации доставки по нескольким адресам. Для успешного решения отдельных задач стоит рассмотреть и другие виды транспорта:

  • Оперативную доставку крови и других медицинских грузов осуществляют с помощью авиации.
  • Речные и морские суда подходят для работы с крупными партиями товаров.
  • Перевозка скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте выполняется строго по расписанию.


У каждого способа есть определённые преимущества и недостатки. Медлительность морского транспорта следует учитывать при расчёте маршрута. Однако именно его приходится применять для дальнего межконтинентального перемещения продукции со сравнительно небольшой удельной стоимостью на единицу веса. Железнодорожные технологии дешевле, чем автомобильные, но далеко не всегда получится организовать доставку по нужному адресу без перегрузки.

«Сеспель»: правильное решение для вашего бизнеса

Все нормы и правила для перевозки продовольственных грузов теряют свое значение, если используется некачественное техническое обеспечение. Чебоксарское предприятие «Сеспель» предлагает отличное оборудование для качественной перевозки практически любых пищевых грузов. Наша работа нацелена на удовлетворение потребностей своих клиентов. «Сеспель» прислушивается к вашему мнению и предлагает индивидуальные решения, подходящие под конкретные цели.

На сегодняшний день мы можем предложить более 150 моделей цистерн и прицепов из низколегированной, нержавеющей стали и алюминиевых сплавов. Многолетний опыт работы в качестве крупнейшего поставщика техники – это гарантия качества и компетентности в вопросах перевозки сыпучих и жидких продовольственных грузов. Наше оборудование полностью соответствует принятым нормам, что делает процесс транспортировки намного проще и приятнее, а качество продуктов сохраняет в течение долгого времени.

Правила перевозок железнодорожным транспортом

Общие требования в этом случае не отличаются от рассмотренных выше нормативов:

  • качество продуктов проверяют заранее, устраняют испорченные изделия; упаковку выбирают с учётом условий погрузки, хранения;
  • поддерживают заданные инструкцией параметры: температуру, влажность, режим проветривания;
  • кроме типовых вагонов рефрижераторов используют изотермические цистерны, иные специальные ёмкости;
  • обеспечивают санитарное состояние подвижного состава в точном соответствии с действующими санитарными нормами.


Железнодорожные перевозки скоропортящегося груза для отдельных товарных групп выполняются строго по инструкциям, наиболее часто применяемые:

  • За 24 или ранее предупреждают местное отделение ветеринарного надзора о загрузке мяса и готовых продуктов из него.
  • Чтобы замороженные грузы укладывались плотно без сложностей при последующем отделении, между ними устанавливают прокладки из бумаги.
  • Ранний свежий картофель перевозят в таре средних размеров с жёсткими стенками с применением температурного режима от +2 до +5 °C (охлаждение и подогрев делают с учётом реальных погодных условий).
  • Морковь и свёклу можно загружать в мягкие сетки (мешки).
  • Помидоры укладывают не выше уровня тары, без прижимания и пересортицы.
  • Обязательна хорошая вентиляция, если в пути применяется отопление.
  • Бананы проветривают 1/ 2 раза в сутки при перевозке в зимний/ летний сезон соответственно.

Специалисты подбирают транспортный состав с учётом особенностей груза, веса, предполагаемых условий на маршруте в таблице приведены общие параметры нескольких типовых железнодорожных секций:

Характеристики Наименование
ZA-5 ZB-5 БМЗ-5
Количество грузовых вагонов 5 4 4
Грузоподъёмность одного вагона, т 178 164 168
Погрузочная площадь, м кв. 145 182 180
Погрузочный объём, м куб. 318 400 433
Минимальная температура в хранилище, °C -15 -20 -20

Температурные перевозки автотранспортом

Транспортная компания ТрансАвтоЦистерна готова обеспечить выгодные условия перевозки температурных грузов с соблюдением санитарных норм и требований. Температурные грузоперевозки осуществляются по всей России и в страны СНГ (ЕАЭС). Наши рефрижераторы и изотермические фургоны перевозят продукцию в междугороднем и в международном формате, на любые расстояния между пунктами отправки и назначения. Рефрижераторный и изотермический транспорт проходит регулярные проверки органами Ространснадзора и имеет санитарный паспорт. Мы готовы привести охлажденные или замороженные продукты питания, температурные и режимные грузы в любой супермаркет, магазин, склад или терминал на карте России. Профессиональный и многолетний опыт позволяет нам гарантировать сохранность перевозимых грузов.
Для перевозки температурных грузов вы можете: ПОЗВОНИТЬ НАМЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК↔ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

Документальное сопровождение внутренних и международных перевозок

Транспортные средства, пригодные для работы с грузами данной категории, проверяют по специальному алгоритму. Выясняют соответствие технического состояния отечественным и международным отраслевым требованиям. При отсутствии замечаний уполномоченная организация выдаёт особое подтверждение «СПС». Кроме неё при использовании автомобиля необходимо иметь следующие сопроводительные документы:

  • товаротранспортную накладную или CMR (для международных перевозок);
  • путевой лист по установленной форме;
  • действующий договор перевозчика с заказчиком услуги;
  • водительские права, страховку, регистрационные документы ТС;
  • санитарный и карантинный сертификат, ветеринарное свидетельство, качественное удостоверение.

Сопроводительные документы для перевозки скоропорта по РФ

Для большинства видов перевозок существует единый пакет документов.

  • Транспортная накладная.Главный документ, необходимый для перевозки. Оформляется отправителем груза. Здесь указываются основные данные об автомобиле, водителе, грузе и т.д.;
  • Путевой лист. Оформляется перевозчиком;
  • Договор с перевозчиком. Он должен быть заверен одной из двух сторон.

Это основные документы, а второстепенные:

  • Свидетельство о качестве. Зависит от вида товара;
  • Фактура. Необязательное удостоверение, однако, делается для того, чтобы избежать проблем с ГИБДД.

Документы, которые должен иметь с собой водитель:

  • права;
  • удостоверение, которое подтверждает права на владения авто;
  • трудовой договор (копия);
  • страховой полис;
  • санитарный паспорт.

Решение сложных задач


При организации сложных схем применяют правила перевозок скоропортящихся грузов отдельно для каждого вида транспорта. Уточнить информацию можно в нормативных отраслевых документах. Расчёт сборных поставок выполняют с учётом сроков сохранности по каждой товарной позиции, их сочетаемости.

Аварийные ситуации следует устранять как можно быстрее, чтобы предотвратить порчу.

По этой причине следует особое внимание уделять техническому состоянию подвижного состава и рефрижераторного оборудования. Пломбировкой и другими специальными мероприятиями предотвращают хищения.

Естественную убыль рассчитывают по действующим нормам. Так при перевозке в автомобильном изотермическом кузове потери могут составить на дальности 2 тыс. км.:

  • яблоки – 4,2%;
  • груши – 3,8%;
  • сливы – 6,8%.

Для лучшей сохранности скоропортящиеся продукты перевозят в специально подготовленной среде, которая состоит на 3–6% из кислорода и на 94–97% из инертных газов.

Виды перевозок скоропортящихся продуктов

Существует несколько видов перевозок скоропорта, у каждой свои особенности и нюансы, которые следует учитывать. Итак, типы: железнодорожные, автомобильные, водные, воздушные и смешанные перевозки. Разберём каждый вид более подробно.

  1. Железнодорожный транспорт. Перевозка скоропортящихся продуктов железнодорожным транспортом предпочтительна для транспортировки: мясных, рыбных, овощных продуктов, которые разрешено перевозить ГРПС и термосопригодных продуктов (различных напитков, консервов). Подвижные составы условно могут быть разделены на составы, имеющие холодильные установки. Здесь в распоряжении имеются секции рефрижераторов, которых может быть до 21 вагона. Составы с нагревательными установками и универсальные составы — такой транспорт имеет в своём распоряжении как холодильные, так и нагревательные установки.
  2. Водный транспорт. Такие перевозки в основном используют для транспортировки большого объёма продуктов.
  3. Автомобильный транспорт. Перевозка скоропорта автомобильным транспортом чаще всего используется для транспортировки от места производства до мест потребления/продажи. В редких случаях возможна транспортировка продуктов (овощи или фрукты) на далёкие расстояния. Автомобильный транспорт второй по популярности на данный момент вид, который используется для перевозки данных продуктов. При заключении договора перевозки продуктов автотранспортом и железной дорогой оформляется товарно-транспортная накладная (ТТН) от лица грузоотправителя. Информация о том, сколько должно быть бланков товарно-транспортной накладной вот тут, о форме CMR здесь. ТТН CMR необходима для организации международных автоперевозок продуктов.
  4. Воздушный транспорт. Такой вид транспорта преимущественно используют для того, чтобы перевозить скоропортящиеся продукты на самые дальние расстояния. При воздушной перевозке нет необходимости в охлаждении продуктов, так как в грузовом отсеке устанавливается температура, подходящая для хранения скоропортящихся товаров. Авиатранспорт перевозит практически все виды продуктов: рыбу, мясо, фрукты, овощи, ягоду, медицинские препараты и т.д.
  5. Смешанные перевозки. Специфичность таких видов перевозок заключается в том, что используется одновременно несколько транспортных средств. Чаще всего используется следующие комбинации: автомобильные — железнодорожные, морские — железнодорожные. Особенностью смешанных перевозок является то, что контракт заключается не с какой-то конкретной организацией, которая предоставляет услуги по транспортировки, а с посредником, который отвечает за товар на всех этапах его пути. Как правило, при смешанных перевозках используются специализированные контейнеры. Виды и типы контейнеров, а так же их габариты указаны в нашей предыдущей статье.

Весной и летом очень эффективно использовать именно водный тип транспорта, так как другие способы могут быть сильно загружены. Это поможет ускорить процесс доставки товара в необходимое место.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]