Родословная этих уникальных внедорожников уходит к середине прошлого века, когда шведский автоконцерн Volvo получил заказ на разработку и производство мощных военных грузопассажирских автомобилей, способных легко преодолевать бездорожье. В 1959 году под маркировкой L230 с конвейера Volvo сошли первые опытные образцы военных внедорожников. В конструкции автомобиля были использованы детали и узлы, позаимствованные с другой модели Volvo – Amazon. Помимо прочего, внедорожник комплектовался бензиновым 1,6-литровым двигателем B 16, ранее устанавливаемым на Amazon.
Автомобиль получил название Laplander (лапландец), которое, как нетрудно догадаться, перекликается с названием народности, проживающей в странах Северной Европы и занимающейся охотой и оленеводством.
После налаживания серийного производства, внедорожник начал поступать в подразделения шведской армии, однако вскоре к нему стали проявлять интерес военные других стран НАТО. Популярность «лапландцев» росла, и в середине 60-х годов шведские внедорожники пополнили автопарк миротворческих сил ООН.
Laplander производился в нескольких версиях – грузовой, медицинской, противотанковой, пассажирской -предназначенной для перевозки военнослужащих.
В ходе эксплуатации в экстремальных условиях выявились и недочеты конструкции, наиболее существенной из которых была низкая устойчивость из-за высокого центра тяжести. Конструкторы шведского концерна постепенно дорабатывали и модернизировали свой вездеход, в результате чего в начале 70-х годов прошлого века была представлена модель Laplander С303, добавившая в сравнении с предшественником в мощности и габаритах.
Особенности конструкции Volvo Laplander c303
Уникальность этой модели связана не только и не столько с ее необычным внешним видом, но и выдающимися ходовым качествами, обеспечивающими реальную высокую проходимость в условиях бездорожья. Достигнуто это благодаря вагонной компоновке кузова, установленного на прочной раме лестничного типа и портальным мостам, ставшим своеобразной визитной карточкой «лапландца».
На первый взгляд портальные мосты – не лучшее достижение конструкторской мысли. Их применение приводит к снижению скорости, ухудшению динамических показателей, управляемости. Однако именно благодаря портальным мостам вездеход получает столь необходимый высокий клиренс, который у Laplander составляет 380 мм, что на 10 см. превышает клиренс УАЗа на военных мостах. Таким образом, конструкция мостов со смещенными относительно друг друга осями и бортовые редукторы значительно повысила параметры проходимости «лапландца». Отсутствие свесов, пневматическая и межосевая блокировки дополняют картину, позволяя Laplander носить статус вездехода без всяких оговорок.
Пошаговая инструкция по сборке своими руками
Перед началом сборки следует разработать чертежи рамы машины. В документации указываются точки крепления к кузову и места для установки кронштейнов рессор подвески. На колесной технике рулевой механизм выводится на раму, для соединения с колонкой применяется карданный вал. Для постройки вездехода потребуется швеллер и дополнительные агрегаты от машин с системой полного привода (например, раздаточный редуктор и ведущие мосты).
Вездеход на колесах
Краткий алгоритм постройки колесного вездехода:
- Разметить стальной профиль, элементы свариваются на кондукторе. В конструкции предусматриваются точки для монтажа раздаточного редуктора, подвесных подшипниковых опор, креплений рессор. На верхней кромке привариваются скобы, предназначенные для крепления кузова.
- Покрыть раму грунтовкой, а затем краской, предохраняющей металл от коррозии.
- Смонтировать листовые рессоры, к которым на стремянках крепятся мосты. Если планируется использование независимой передней подвески, то необходимо смонтировать точки для установки цилиндрических пружин, амортизаторов и рычагов. В этом случае привод осуществляется только на задние колеса.
- Установить раздаточный редуктор, который соединяется с главными парами в мостах доработанными по длине карданными валами.
- Доработать колесные диски, на которые устанавливаются облегченные покрышки (например, «ободрыши» на основе шин от сельскохозяйственной техники).
- Установить кузов машины на раму, обеспечив соединение рулевого механизма с поворотными колесами. Смонтировать карданный вал между штатной коробкой и раздаточным редуктором.
- Закрепить дополнительные щитки для защиты от грязи, а затем проверить работоспособность вездехода.
Вездеход на гусеницах
Чтобы построить гусеничный вездеход своими руками, потребуется собрать сварную раму, к которой крепятся балансиры с опорными колесами. Предусматривается механизм регулировки натяжения гусеницы винтового типа.
Для обеспечения разворота используются дисковые тормоза, которые соединены с рычагами, находящимися рядом с креслом водителя. После сборки вездехода производится тестовый пробег, позволяющий выяснить недоработки.
Узлы и агрегаты
Автомобиль изначально разрабатывался для эксплуатации в экстремальных условиях, и именно поэтому в его конструкции отсутствуют какие либо излишества – все сделано предельно просто, с учетом возможности осуществления самостоятельного ремонта подручными средствами.
Блок управления представлен простейшей зубчато-винтовой рулевой колонкой и рычагами, позволяющими передавать обороты двигателя на колеса и рулевые тяги. Надежная тормозная система представлена барабанными колодками и гидроприводом, а также механическим ручным тормозом. Подвеска комплектуется усиленными телескопическими амортизаторами, поуэллиптическими и вспомогательными рессорами.
Платформа 2.0
Вторую версию «Бурлака» Алексей Макаров конструировал заново с учетом прошлых испытаний. Главные изменения были связаны со снижением массы и развесовкой автомобиля. Первое условие необходимо для более уверенного движения по пластичному и рыхлому соленому льду океана. Для решения применили облегченные материалы.
Второе должно было улучшить сцепление с берегом, когда автомобиль выбирается из воды. Этого удалось достичь за счет переноса двигателя из кормы в переднюю часть вездехода и переделки трансмиссии.
В итоге «Бурлак» стал легче на полтонны, экономичнее и мощнее.
Весной 2022 года провели испытания второго поколения машины по тому же маршруту. Вердикт: теперь конструкция правильная.
«Бурлак» оснащен двигателем Cummins 2.8 ISF, который работает в паре с усиленной механической коробкой передач от ГАЗели. Подвеска своя, но собирается из стандартных деталей. Это независимая двухрычажная пружинная подвеска: шаровое соединение отрабатывает момент скручивания, а подшипниковый узел крепления, выполняющий роль сайлентблоков, обеспечивает эксплуатационную надежность. В итоге получили и достойную плавность хода, и тихую работу.
Раздаточная коробка модифицированная трехвальная с использованием компонентов двух раздаток ГАЗ-66 (понижение 1/2). Корпус оригинальный. Межколесные редукторы с электроблокировками использованы от ГАЗели (понижение 4,2) и закреплены на четырех сайлентблоках. Корпусы у них тоже оригинальные. Карданные валы изготовлены на заводе в Арзамасе по индивидуальному заказу, с использованием комплектующих ГАЗа-66 и ГАЗели.
Серийный «Бурлак» оснащен двигателем Cummins 2.8 ISF (мощностью 149 л.с.), который адаптирован под условия работы на спецтехнике (максимальный крутящий момент 360 Н*м уже при 1800 об/мин).
Управление трансмиссией вынесено на центральную консоль. Здесь же расположен блок предохранителей, управление отопителями салона и компрессором для подкачки шин.
Бортовые редукторы сконструированы по схеме колесного редуктора БТР-60. Редуктор состоит из плиты, которая крепится через рычаги к корпусу вездехода. На оси этой плиты вращается ступица, к которой крепится фланец колесного диска. От межколесного редуктора момент передается через карданный вал к фланцу ведущего зубчатого колеса, ведущее зубчатое колесо передает момент с понижением в 3,8 раза на ведомое зубчатое колесо.
1 — КПП ГАЗель в сборе с картером сцепления; 2 — КОМ (коробка отбора мощности) в сборе с гидронасосом; 3 — Мост Бурлак (ГАЗель) в сборе передний; 4 — Мост Бурлак (ГАЗель) в сборе с ручным тормозом; 5 — Мост в сборе (Б-03.000); 6 — РК (раздаточная коробка) Бурлак в сборе Б-01.000; 7 — Карданный вал от КОМ к задним мостам; 8 — Карданный вал от КПП к РК; 9 — Карданный вал от РК к переднему мосту; 10 — Карданный вал привода КР; 11 — Карданный вал от РК к КОМ; 12 — КР (колесный редуктор) Б в сборе задних колес; 13 — КР Б в сборе левый передний; 14 — КР Б в сборе правый передний.
Передвигаются «Бурлаки» на многослойных шинах низкого давления собственной разработки. При снижении давления шины складываются не только в плоскость, но и заламываются в так называемую косичку, выполняя роль гусеницы. Это помогает снегоболотоходу не зарываться, двигаться вперед по рыхлому снегу и слабонесущим грунтам. Суммарное водоизмещение колес составляет 7,2 тонны, а при установке дополнительных поплавков в колесные диски увеличивается до 8,8 тонны. Вес каждого колеса — около 120 кг. Но снять и поставить его может один человек. Это делается с помощью простых приспособлений, которые предусмотрены в комплекте. Тормоза двухконтурные от ВАЗ-2112, расположены внутри лодки на средней и задней осях.
Для управления давлением в колесах предусмотрен специальный пульт (на фото слева). А еще машину можно доукомплектовать системой автоматического гребного винта для увеличения скорости движения по открытой воде.
Интерьер кабины Volvo c303
Все предельно просто и аскетично и в кабине. В целом, салон мало чем отличается от интерьера серийных грузовиков 60-70-х годов. Круглые приборы, индикаторные лампы, клавиши и тумблеры установлены на просторном торпедо. При этом все скомпоновано достаточно удобно и эргономично, и водителю не требуется дотягиваться до какого-либо тумблера – все находится под рукой. Отдельного рычага для раздатки не предусмотрено, для задействования понижающей передачи рычаг коробки передач отводится до упора от себя и переводится до упора вперед. Включение переднего моста осуществляется нажатием красной кнопки на приборной панели. Стеклоочистители можно включать по-отдельности.
К тому же они откидывающиеся, что позволяет открывать лобовое стекло перед водителем. В стандартных версиях водительское место отгорожено от грузового отсека и пассажирского сидения.
Моменты истории
Армейский грузовик выпускается с середины ХХ века, когда корпорация «Вольво» освоила военный заказ для потребностей армии Швеции. Стартовые опытные экземпляры внедорожника Volvo Laplander датированы 1959 годом, промаркированы индексом L230. Основой для новой машины стала версия Amazon, от которой позаимствован силовой узел – бензиновый движок B16 в объеме 1,6 литра. Начальные серийные образцы соответствовали следующим характеристикам:
- Чугунный мотор на 65 конских сил.
- Центрально расположенный силовой агрегат.
- Мосты «Вольво-Лапландер» имел постоянный задний и передний отключаемый привод.
- КПП четырехступенчатая, М-40.
Поначалу название рассматриваемого автомобиля звучало, как Volvo Valp – «щенок Вольво». Интерес к данному внедорожнику проявили вооруженные силы Норвегии и соседних государств. А уже в 60-х годах белые «лапландцы» появились на службе в Организации Объединенных Наций. Транспортное средство имело несколько модификаций: противотанковая модель, медицинский и грузовой вариант. Самый востребованный автомобиль в своей категории «Вольво С303» вышел в свет в начале 70-х.
Развитие проекта
За годы серийного производства конструкция автомобиля постоянно модернизировалась, прибавляя в мощности и тяжести, расширялся модельный ряд. Для нужд различных родов войск производилось несколько модификаций вездеходов. Так, помимо колесных версий, было налажено производство Laplander на гусеничном ходу, выпускались варианты повышенной вместимости и проходимости по водной поверхности. Тем не менее, наиболее популярными и распространенными оказались модели с колесной формулой 4х4 и 6х6. Автомобили оснащались усовершенствованными двигателями В 20 и В 30 мощностью 135 и 170 лошадей. Определенные изменения были внесены и в дизайн экстерьера и интерьера.
Благодаря своей мощи и уникальной проходимости Laplander появился в армейских подразделения многих стран мира. Пика своей славы «лапландец» достиг в 1983 году, став победителем ралли Париж-Дакар в категории грузовиков до 10 тонн.
Многочисленные модернизации модели C 303привели к значительному росту его стоимости, что вызвало падение спроса на вездеход. В 1977 году руководство шведского концерна приняло решение свернуть производство модели, перейдя на выпуск обновленной версии. Однако эпоха Laplander С303 на этом не завершилась – лицензию на производство легендарных вездеходов приобрела венгерская компания Hungarocamion, на мощностях которых «лапландец» выпускался до 1981 года под маркировкой С202 an. Что касается шведских Laplander – последние автомобили этой марки сошли с конвейера Volvo в 1984 году.
Завершение
В итоге обзора автомобиля Volvo Laplander можно отметить, что в начале 50-х годов прошлого века, по итогам войны 1939-1945 годов, была произведена реанимация военной доктрины и сделаны соответствующие выводы. Армии разных стран намечали технические задачи по проектированию и выпуску новых военных внедорожников. Инженеры концерна «Вольво» справились с поставленной задачей на «отлично».
До замены на Hammer все участники НАТО имели на вооружении свои внедорожники, многие из которых отличались высокими показателями по проходимости. Volvo удалось сделать одни из самых лучших представителей этого класса, таких как С303 и его модификаций. Это транспортное средство пользовалось популярностью во многих странах. Даже сейчас автомобиль используется в различных целях, где требуется участие мощного и надежного транспорта, которому не страшно бездорожье и прочие преграды.
Вольво с303 Laplander в России
В нашей стране «лапландцы» появились сравнительно недавно. Чаще всего их можно встретить в Карелии и других регионах Северо-Запада – ближе к «исторической» родине. Естественно, на военной службе он у нас не состоит, и основными пользователями вездехода в России являются охотники, рыбаки и фанаты экстремальной езды по бездорожью. Ниже приведем мнение о Laplander одного из российских «офф-роудщиков», менеджера Сергея Хромова:
« Laplander – прекрасный вездеход, заслуженно ставший легендой. Он выпускался для армии, благодаря чему получил значительный запас прочности. Лично для меня Laplander позиционируется как завсегдатай тяжелого бездорожья – именно это его родная стихия. Благодаря конструкции шасси и мостов он может участвовать в экстремальных соревнованиях без дополнительной подготовки и усиления ходовой части. Другой плюс машины – отсутствие излишеств. Если проводить аналогии с нашими моделями – Laplander стоит посередине между «буханкой» и «шишигой», представляя собой уникальный гибрид автобуса-внедорожника и грузовика высокой проходимости».
Неисправности
Если на ранних версиях B6324S и были кое-какие болячки, то на более поздних модификациях они практически полностью исчезли. Однако на б/у моторах нередко можно столкнуться с неисправностями такого характера:
- утечка масла через маслоуловитель вентиляции картера;
- поломка катализатора на отметке 90-100 тыс. км;
- попадание антифриза на генератор — утечка вызывается расслаблением соединений системы охлаждения;
- выход из строя маслонасоса — популярная болячка агрегатов, выпущенных до 2009 года;
- нестабильная работа коробки Айсин Уарнер на бездорожье или во время перевозки тяжестей на прицепе;
- ошибки блока управления, очень чувствительного к влаге.
На этом проблемы с B6324S заканчиваются. При своевременном обслуживании, замене масла и других расходников, ресурс агрегата легко преодолевает 200 тыс. км. Для атмосферников это, в принципе, не так и много, ведь безнаддувные моторы Вольво считаются одним из самых надёжных в мире.
Откуда вытекает масло на двигателе
Стоимость автомобиля
К сожалению, приобрести сегодня Laplander не просто, и препятствием тому слишком высокая цена. В среднем она составляет около 1 млн. рублей. Значительно дешевле обойдется покупка автомобиля в странах Северной Европы, где немало «лапландцев» остаются на хранении на военных складах. Однако при этом возникнет необходимость оплачивать ввозной таможенный сбор, что практически нивелирует преимущества приобретения автомобиля в Европе. Некоторые российские фанаты Laplander приобретают отдельные узлы и агрегаты «лапландца», а местные умельцы на их базе создают причудливые версии, такие как отечественная «буханка» на лапландеровских портальных мостах.
Наши дни
Какие только модификации не собирают любители офф-роуд: на фото «буханка» с мостами от Вольво Лапландер.
Вольво Лапландер до сих пор можно встретить в европейских странах. С одинаковым успехом он справляется как с военными задачами, так и помогает в мирное время на гражданской службе. Заслужил вездеход и настоящее народное признание среди заядлых охотников и любителей экстремального бездорожья. В России редкий «офф-роудщик» не мечтает сменить «буханку» на грозного Лапландера.
Купить авто в наше время не так просто, как кажется: цена на машину слишком высока. Часто бывают проблемы с таможней, ввозной сбор на которой составляет немалую часть от стоимости автомобиля. Любителями заказываются как кузова, так и мосты отдельно, стоимость которых порядка 300 тысяч рублей. На отечественных дорогах встречаются порой удивительные конструкторские версии: отечественные внедорожники на лапландеровских мостах, версии с дизелем, модели С202, поставленные на мосты от военных УАЗиков.
Итог
Не откроем секрета, отметив, что из многочисленных моделей автомобилей, присутствовавших и присутствующих на мировом рынке, лишь единицы удостаиваются статуса легенды. И получают они этот статус за нестандартные конструкторские решения и выдающиеся параметры. Наш герой – «лапландец» – и тем, и другим обладает в полной мере, что и делает эту неказистую на первый взгляд машину востребованной и популярной и сегодня, спустя почти полвека после ее появления на свет.
Добавьте ПроКроссоверы в избранное