Разница между прицепом и полуприцепом автомобиля

  1. Главная
  2. Статьи
  3. Как правильно выбрать грузовой прицеп?

Современная логистика невозможна без грузоперевозок в больших объемах и на дальние расстояния. Учитывая разнообразие грузовых прицепов, может появиться вполне оправданный вопрос: какой прицеп выбрать для транспортировки?
Правильно подобранный грузовой прицеп – это не только обеспечение надежной перевозки различных грузов в необходимом объеме, но также и гарантия безопасности автомобиля. Так как неверно подобранный прицеп может стать причиной разбалансировки, неустойчивости машины в процессе езды и повреждения перевозимого груза. Также некорректно подобранный прицеп может усложнить управляемость грузовика и стать причиной возникновения аварийных ситуаций. Поэтому к выбору подвижного состава необходимо подходить с точным знанием нюансов и особенностей прицепов.

Полуприцеп – это естественное продолжение транспортного средства или тягача, которое позволяет распределить общую нагрузку между тягачом и его собственным шасси. Такие прицепы наиболее распространены, так как они сочетают в себе маневренность, удобство, вместительность и безопасность для груза.

Что такое прицеп

Прицеп — это транспортное средство для перевозки грузов, которое напоминает телегу и принимает вес груза целиком на себя. Он имеет тяговый брус или дышло с арканом (петлей) из прочного материала. На тягаче есть специальное приспособление для зацепления петли – фаркоп или крюк. С его помощью прицеп цепляется к автомобилю, который является его тяговым механизмом.
Прицепы различаются количеством осей, типом кузова, грузоподъёмностью, сферой применения. Они часто применяются в паре с легковыми машинами для перевозки домашних вещей, например, на дачу или для перевозки техники – лодок, катеров, квадроциклов. Также существуют прицепы для использования с грузовым автотранспортом и тракторами.

Кроме того, некоторые виды техники, например, грузоподъёмные краны, могут быть выполнены в виде прицепов.

Важно знать!

Передвижение автомобиля с прицепом меняет его поведение на дороге. Поэтому ПДД подразумевают получение отдельной категории «Е» для водителей, использующих прицеп даже с личной легковой машиной.

Что учесть при выборе полуприцепа?

Мы рассмотрим основные виды полуприцепов, как по техническим характеристикам, так и по возможности транспортировки различных видов товара.

Тентовый полуприцеп

Полуприцепы, обтянутые полотном из ПВХ, пользуются спросом ввиду их универсальности. Они подходят для транспортировки практически любого вида груза — упакованные штучные товары или неделимые грузы, для которых не требуются особенные условия хранения и перевозки. Тент предохраняет груз от воздействия окружающей среды, например дождя или снега, к тому же может обладать специфическими характеристиками. Так при перевозке пожароопасных грузов нужно использовать огнестойкую ткань.

Тентовый полуприцеп для грузового автомобиля может быть оснащен металлической крышей, иногда со складываемой конструкцией, что удобно для погрузки с помощью крана. Рама может быть цельной или скрепленной болтами — некоторые считают, что болты на не самых идеальных отечественных дорогах быстро расшатываются, снижая прочность конструкции.

Лучше выбирать тентовый полуприцеп с жесткой передней стенкой во избежание смещения груза в сторону кабины водителя при резком торможении. Также многие водители считают, что дисковые тормоза прослужат дольше барабанных при использовании на российских дорогах.

К недостаткам тентового полуприцепа относится низкий уровень безопасности груза — злоумышленник может разрезать ткань и получить доступ к товару во время стоянки. Процесс натягивания тента является довольно трудоемким, поэтому могут возникнуть сложности при погрузке и разгрузке — впрочем, данную проблему решает усовершенствованный тентовый полуприцеп со шторной конструкцией.

  • Шторный полуприцеп относится к разряду тентовых. Отличительной особенностью служит механизм открывания — тент просто смещается в сторону, складываясь наподобие гармошки. Это позволяет загружать и выгружать товар с любой стороны. Крыша шторного полуприцепа открывается по такому же принципу, поэтому возможна разгрузка с помощью подъемной техники. Причем верхняя часть открывается независимо от боковых.
  • Шторно-бортовая конструкция тентового полуприцепа, как следует из названия, имеет специальные борта. Многие считают ее более надежной, исключающей риск выпадения груза при резких поворотах. Однако есть мнение, что при должном закреплении товара этого не случится, поэтому рекомендуют отказаться от установки бортов, что снизит вес полуприцепа, сложность закрывания тента, а также стоимость конструкции. Несъемные и неоткидные борта могут затруднить боковую погрузку товара.

Если планируется осуществлять международные перевозки, необходимо задуматься о покупке полуприцепа, который соответствует стандартам TIR [1] . Для того чтобы избежать досмотров груза на каждой из пересекаемых границ, полуприцеп пломбируется и опечатывается особым образом. При этом доступ к грузу без видимого нарушения целостности печатей и пломб должен быть закрыт. Для международных перевозок часто используют полуприцепы бортового тентового типа с несущим каркасом. Стандарты TIR предполагают наличие дополнительных точек фиксации тента, ткань которого не должна иметь бокового разделения, а также конструкцию пола без возможности проникновения внутрь. Каждый полуприцеп, соответствующий требованиям, помечается крупной надписью TIR.

Средняя цена на тентовые полуприцепы составляет 1,5–2,5 млн рублей [2] . К маркам экономкласса можно отнести «Тонар» и Kassbohrer, средней ценовой категории — Wielton и Zaslaw, а класс люкс представлен брендами Schmitz и Krone.

Бортовой полуприцеп

Перевозка грузов, которые не чувствительны к погодным условиям и воздействию дорожной пыли и загрязнениям, осуществляется с помощью открытых конструкций. Бортовые полуприцепы часто используют для транспортировки строительных товаров — кирпич, металл, арматура, плитка и т.д. Съемные или откидные борта облегчают погрузку и разгрузку. Бортовые модели могут иметь жесткую переднюю стенку.

Преимуществом бортовых полуприцепов является низкий собственный вес, что позволяет им перевозить до 35 тонн груза [3] . Внутренняя часть оборудована механизмами крепления — крюками и скобами. Если вы планируете транспортировку грузовых контейнеров с помощью бортового полуприцепа, следует выбирать модель со специальными фитингами для их закрепления.
На заметку При смене специализации деятельности совсем не обязательно покупать новый полуприцеп — в некоторых случаях его можно усовершенствовать. Например, для перевозки песка и других сыпучих товаров владельцы обычных бортовых полуприцепов наращивают высоту бортов.
Для примера: «Тонар 97461-0000030-60/61» имеет грузоподъемность 27 750 кг, трехосное шасси, раму повышенной прочности, 8 бортов высотой 63 см, барабанные тормоза с аварийной системой [4] .

Цена бортового полуприцепа для грузового автомобиля зависит от его марки и грузоподъемности, но в среднем составляет от 1,1 до 2,4 млн рублей за новую модель [5] . Экономсегмент представлен моделями брендов МАЗ и «Тонар», в средней ценовой категории можно купить Grunwald, а к более дорогим относятся бортовые полуприцепы Krone.

Что такое полуприцеп

Полуприцеп больше напоминает рамную тачку или тележку. Он предназначен для перевозки различных грузов, в основном на дальние расстояния. Как и у тачки, полуприцеп передаёт часть нагрузки на тяговый механизм, в качестве которого выступает, как правило, грузовой автомобиль. Однако присоединение его осуществляется через специальное седельно-сцепное устройство (ССУ или седло), расположенное на раме грузовика. Поэтому, такой автомобиль получил название седельный тягач.

В силу своей конструкции, полуприцеп может стоять отдельно от тягача только с помощью выдвигаемых опорных стоек. Они принимают на себя часть веса груза и самой прицепной техники вместо тягача.

Самым популярным полуприцепом является тентованый, в частности шторный. В народе такой автомобиль получил название фура. Также, широким спросом пользуется трал для перевозки техники и панелевоз, осуществляющий перевозку железобетонных изделий при панельном домостроении.

В чем выгоднее перевозить грузы в прицепе или полуприцепе

Техника для грузоперевозок позволяет транспортировать большой объем груза за одну поездку, что значительно сокращает издержки, увеличивает прибыль. При выборе определяют грузоподъемность транспортного средства, объем планируемых перевозок, тип и массу груза.

Для перемещения больших объемов грузов на дальние расстояния более выгодны полуприцепы.

Выбранный полуприцеп должен подходить для фуры или тягача по высоте крепления, подвески, электрооборудования. Для транспортировки продуктов питания, лекарств подойдет рефрижератор. Если бытовая техника или другие промышленные товары упакованы в коробки – можно отдать предпочтение полуприцепу со шторками. Для этих же целей подойдет техника, покрытая тентом.

Бортовые полуприцепы применяют при перевозке строительных материалов – кирпича, железобетонных плит, металлопроката.

Полуприцеп-самосвал часто используется в строительной отрасли и сельском хозяйстве для доставки до места назначения песка, досок, зерна.

Преимущества полуприцепов:

  • безопасность;
  • экономичность;
  • быстрый разгон;
  • высокая грузоподъемность;
  • широкий ассортиментный ряд, различающийся по техническим характеристикам.

К недостаткам полуприцепов относится низкая проходимость по грунтовым дорогам, сложность ремонтных работ.

Преимущества прицепов для грузовиков:

  • отличная проходимость по бездорожью;
  • подходит для любого транспорта, оснащенного тягово-сцепным устройством;
  • несложная сцепка.

По грузоподъемности и маневренности прицепы проигрывают.

Перевозки на магистралях с использованием полуприцепов экономически выгодны при доставке товаров от 10 тонн. Грузы с меньшим весом целесообразно перевозить прицепами.

Основные отличия

Если прицеп по принципу действия напоминает телегу, а полуприцеп тачку – это и является основным отличием их друг от друга. В следствии этой конструктивной особенности, для перевозки грузов с помощью полуприцепа требуется специальная техника или большие усилия по переоснащению автомобиля, чем при использовании прицепа.
Именно способ крепления к тяговому механизму отличает эти два типа прицепной техники и обуславливает универсальность техники. При установки седельно-сцепного устройства на автомобиль, его функционал ограничен только применением в качестве тягового устройства для полуприцепов. Тогда как монтаж фаркопа расширяет возможности автомобиля, не ограничивая первоначальных функций.

Второй важный момент – нагрузка на дорожное полотно. Масса прицепа и вес груза передаются на дорогу посредством давления его колёс в полной мере. В то время как полуприцеп передаёт часть нагрузки на тягач. Тем самым распределяется вес между осями полуприцепа и тягача, что увеличивает потенциальную грузоподъёмность техники.

Тип крепления к тяговому механизму обуславливает и поведение техники на дороге. Прицеп присоединяется к автомобилю через фаркоп. Такая сцепка сложна в маневрировании и требует от водителя больше внимания. Тогда как полуприцеп является как бы продолжением самой машины. Управлять автопоездом тоже сложнее, чем автомобилем, но легче, чем машиной с прицепом.

Рекомендации по техническим составляющим

Когда возникает вопрос, как выбрать полуприцеп для тягача, в первую очередь следует задуматься не только о подходящей конструкции, но и о параметрах. Технические характеристики – ключевой критерий выбора. От него будет зависеть, насколько хорошо автопоезд будет справляться со своей задачей.

При выборе техники обратите особое внимание на раму и шасси. Первая отвечает за жёсткость полуприцепа, его способность выдерживать динамические и статические нагрузки. Шасси влияет на грузоподъёмность. Тут всё прямо пропорционально – чем больше, тем лучше. На рынке встречаются самые необычные многофункциональные прицепы к тягачам. Продавцы делают акцент на технических характеристиках. Между тем нужно обращать внимание и на бренд. «Молодой» и неопытный производитель вряд ли сможет предоставить действительно надёжный продукт, каким бы многофункциональным он ни был.

Типы полуприцепов для седельных тягачей бывают разные. Независимо от того, какой выбор вы сделали, обязательно ознакомьтесь с технической и прочей документацией. Сертификаты, гарантии, информация о параметрах – всё должно быть в комплекте.

Прицепная техника для легкового транспорта

В основном, для легкового автотранспорта используются прицепы. На них перевозят мебель, строительные материалы, грузы и оборудование для дачи, техника – квадроциклы, гидроциклы, лодки, яхты, мототранспорт и многое другое. Также существуют специальные прицепы – дома на колёсах, небольшие грузоподъёмные механизмы, компрессоры и т.п.
Существует условное деление на категории.

  1. Бортовые или универсальные прицепы. Они бывают открытые и тентовые. Подходят для малогабаритных предметов, строительных материалов, коммерческих товаров, дачного имущества.
  2. Рамные агрегаты. На них возят лодки, багги, квадроциклы и другие специфичные грузы. Они сильно отличаются от других устройств и применяются в основном только по прямому назначению.
  3. Специализированные прицепы. Часто предназначены для использования в коммерческих целях. К примеру эвакуатор, платформа с генератором или грузоподъёмный кран.
  4. Дома на колесах. Своеобразный вагон. Превосходный выбор любителей путешествий. Движимый прицеп в пути и недвижимый на стоянке. Обычно внутри оборудованы места для сна, отдыха и приготовления пищи.

Также они отличаются материалом изготовления, комплектацией, количеством осей, грузоподъёмностью, типом сцепки.

Обратите внимание!

Прицеп должен быть оборудован светотехническими устройствами. Устанавливают светоотражатели и освещение на 12 или 24 Вольт.Виды прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей

Российские производители прицепной техники для грузовых и большегрузных машин

Отечественные предприятия выпускают прицепную технику различных направлений. Это самосвальные, тентовые, бортовые прицепы и полуприцепы, вертикалы, контейнеровозы, тралы и другие спецприцепы.

На автомобильном рынке России представлена техника производителей:

  • ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» производит полуприцепы общего назначения. Для сборки приобретаются импортные комплектующие. Техника отличается от западной только ценой.
  • Машиностроительный при производстве прицепной техники использует облегченные стали. Благодаря новым технологиям вес агрегатов значительно уменьшился. Полуприцепы оборудованы манометром, системой противоскольжения InstaChain.
  • ООО «Нефтекамский автозавод» из республики Башкортостан выпускает бортовые шаланды, цистерны, прицепы общего назначения. Конструкторы компании создали трехосный полуприцеп-самосвал ППС-К-33 с грузоподъемностью 33000 кг и опусканием кузова за 45 с. Пол и стены изготовлены из российской стали, борта — из импортной.

Виды прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей

Прицепы классифицируются по типу, габаритам груза и грузоподъёмности, которая колеблется от 1,5 до 20 тонн. Основными видами прицепов для грузовиков являются:

  • бортовой и тентовый;
  • будка;
  • самосвальный;
  • цистерна для перевозки жидких грузов.

Бортовой прицеп с тентом и будка очень похожи, тем не менее они предназначены для разного типа грузов. В первом случае тент только защищает грузы от атмосферного воздействия, тогда как второй является термоизоляционным, что позволяет предотвратить резкие перепады температур.

Самосвальный прицеп часто используется для перевозки сыпучих материалов, зерна, кормов. Он может иметь как заднюю, так и боковые типы разгрузки.

Классификация полуприцепов схожа с прицепной. Она основывается на задачах, которые решает прицепная техника. Наиболее часто встречаемыми полуприцепами являются:

  • Полуприцеп тентовый.
    Универсален по назначению. В нем можно разместить груз как упакованный, штучный, так и цельный. Тент защищает от снега и дождя.
  • Шторный полуприцеп.
    Относится к предыдущей категории, однако отличается способом открывания. Тент перемещается в сторону, складываясь в гофре. Удобно загружать и разгружать товар справа и слева. Крыша тоже распахивается гармошкой, что позволяет применять подъемные механизмы. Позади установлены портальные двери, через которые также производятся погрузо-разгрузочные работы.
  • Шторно-бортовой полуприцеп.
    То же, что и шторный, только с добавлением специальных бортов. Некоторые пользователи считают его наиболее надежным, хотя не откидные борта затрудняют погрузку-разгрузку.
  • Полуприцеп бортовой.
    Есть много товаров, которым не страшны перипетии погоды: кирпич, изделия жби, профнастил, металлический лист, трубы и прочее. Борта снимаются или откидываются.
  • Изотермический полуприцеп и рефрижератор.
    Используется для перевозки грузов, требующих регулирования микроклимата. Замороженные полуфабрикаты, овощи, фрукты, цветы, медикаменты. По пути следования такие фуры способны сохранять необходимый температурный режим как термос за счет теплонепроницаемых стенок и дверей. Отличаются тем, что у рефрижератора установлена холодильная система.
  • Самосвал.
    Это транспортное средство используется чаще всего в строительстве или сельском хозяйстве. Перевозятся песок, щебень, гравий, земля, уголь. Различаются по способу выгрузки.
  • Автовоз.
    Автотранспортный поезд в зависимости от конфигурации вмещает 8 легковых машин, 3 микроавтобуса и 6 внедорожников. Конструкция возможна тентовая.
  • Цистерна.
    Это бензовоз, цементовоз, молоковоз, нефтевоз, водовоз. От химических свойств продукта зависит внутреннее покрытие цистерны.
  • Тяжеловоз или трал.
    Предназначен для транспортировки техники и оборудования. На нем транспортируются буровые и нефтяные вышки, экскаваторы, бульдозеры, другая строительная техника.
  • Полуприцеп-фургон.
    Внешне похож на агрегат с тентом, но стенки здесь жесткие. Прямоугольной формы и с воротами сзади.

В заключение стоит отметить, что более 60% всех перевозок в мире осуществляется автопоездами с использованием полуприцепов. На дорогах России и стран СНГ можно увидеть прицепные агрегаты отечественного и импортного производства. Производители предлагают технику практически для любых потребностей.

Технические характеристики прицепов

Выбирая подходящий полуприцеп для грузоперевозок, необходимо оценивать его основные детали, вид и качество которых могут стать решающим фактором при выборе оптимальной модели.

Рама полуприцепа

Одним из ключевых элементов прицепа является его рама или своеобразные позвоночник. Она состоит из двух продольных лонжеронов разной высоты, которые изготовлены в виде двутавра и поперечных балок или траверс, опоясанных по периметру внешней рамкой. Крайне важным параметром рамы считается ее упругость. Она может быть выполнена на болтах или же быть полностью сварной. Упругость и толщина рамы – это разные понятия. Поэтому не всегда толстая рама – это самый лучший вариант. Дорогая и качественная сталь тоньше стандартной, поэтому рама, изготовленная из такого материала – легче и тоньше, в то время как бюджетный металл будет более мягким. Поэтому слишком жесткая рама намного быстрее приведет к износу всего каркаса в условиях неровных дорог, быстрой езды и загруженности полуприцепа.

Каким бы ни был прицеп, на него влияет два вида нагрузок: продольный прогиб рамы под весом груза и ее кручение вокруг оси ввиду неровностей дороги. Если конструкция рамы имеет дефекты или неграмотно сконструирована, то она может «сложиться». За прочность рамы в этом отношении отвечают лонжероны. Для того, чтобы минимизировать кручение рамы вокруг продольной оси, устанавливают внешнюю рамку и траверс.

Учитывая, что в настоящее время активно занимаются оптимизацией веса полуприцепов, то конструкция рамы и всего состава может существенно отличаться даже у однотипных прицепов в зависимости от допустимой грузоподьемности.

Поперечины на раме и пол прицепа

Разные производители используют различное количество поперечин на раме, к которым крепится пол. Расстояние между поперечинами влияет на нагрузку на оси прицепа и на срок службы рамы. Помимо качества металла, на упругость всей рамы влияет конструкция пола. Так, использование алюминиевых вставок и досок для создания двойных полов значительно облегчает всю конструкцию и защищает груз от излишних вибраций. Такие полы чаще всего устанавливают в дорогостоящих полуприцепах . В более дешевых вариантах используются однослойные полы.

Дополнительное укрепление пола у передней стенки будет страховать прицеп от неудачного монтажа палет с грузом или от ударов в процессе работы.

Платформа полуприцепа

Высота и конструкция платформы дает возможность перевозить грузы самых различных габаритов. Чем ниже находится задняя платформа полуприцепа, тем более высокий груз можно в нем перевести, не нарушая при этом допустимые ограничения. Однако это влияет на диаметр колеса и колесную арку, которая может выступать выше уровня пола. Чем ниже будет находиться колесо, тем меньше нагрузки оно может выдерживать.

Также платформа может иметь дополнительные крепежные кольца и скобы, которые гарантируют надежное крепление груза внутри прицепа и его минимальное движение во время транспортировки. Наличие большого количества крюков для закрепления груза – дополнительная гарантия его неподвижности и безопасности во время транспортировки. Крюки могут иметь полезную нагрузку от 2 до 3,5 тонн.

Стойки прицепа

Время на подготовку и загрузку прицепа напрямую зависит от прочности, удобности и качества материалов, из которых изготовлены стойки. Необходимо уделить достаточное внимание механизмам крепления высоты стоек. Карманы для обрешетки делают сварными или на заклепках. Хороший прицеп тот, у которого стойки не качаются. В прицепах, которые оборудованы сдвижной крышей, применяются стойки на пружинах. Они имеют возможность регулировки по высоте. Такие элементы улучшают устойчивость груза во время транспортировки.

Передняя стенка кузова

Она может быть алюминиевой или металлической. Нижний сегмент металлической стенки в хороших прицепах обычно дополнен прочным листом алюминия с толщиной не менее 6 мм либо прессованной фанерой, что делает его более прочным. Важно обращать внимание на то, защищена ли нижняя часть передней стенки прицепа от удара. Также есть варианты полуприцепов, где передняя стенка смонтирована не на всю высоту крыши. Подобная конструкция отличается простотой регулирования, но иногда это негативно сказывается на аэродинамических показателях подвижного состава.

Задний портал прицепа

Этот элемент полуприцепа может быть металлическим или алюминиевым. Прицепы отличаются по конструкции замков и петель. При этом, сами замки могут иметь вертикальное или горизонтальное расположение. Их можно открывать одной рукой или двумя. Многие считают, что намного более надежный и практичный горизонтально расположенный замок. Также есть мнение, что алюминиевые конструкции менее долговечные, так как этот материал отличается легкостью. Но это – ошибочное заключение. К тому же, металлические порталы нужно размещать только на более мощной задней подвеске.

Подвеска

Она может быть рессорной или пневматической. Первый вариант чаще всего устанавливается на специализированной технике, которая не используется для магистральных перевозок. Для дальних рейсов по дорогам общего пользования обычно выбирают прицепы с пневматической подвеской. Пневматическая подвеска может быть на полурессорах или на интегрированных рычагах. Ход подвески влияет на сохранность груза и самого тягача в условиях несовершенного дорожного покрытия. Наиболее распространенными являются подвески с осями SAF и BPW.

Большая часть современного оборудования оснащена интегральной подвеской прицепа. Что это такое? Это подвеска с интегрированными в единое целое продольными реактивными тягами и балкой моста. Пневматическая подвеска с полурессорами более мягкая, но она состоит из множества деталей. Подвеска без рессор отличается меньшим количеством деталей, у нее отсутствуют рессорные стремянки, также нет необходимости использования квадратной балки.

Важный нюанс: более надежной конструкцией является та, при которой подушка располагается на оси. В то время как некоторые производители могут устанавливать ее рядом с осью или на раме. Также о качестве подвески свидетельствует высота амортизаторов и кронштейна. Чем больше амортизаторов – тем лучше. Они могут быть расположены строго вертикально или же под наклоном. Слишком заваленные амортизаторы не всегда актуальны, это особенно касается плохого покрытия. Поэтому оптимальным вариантом будут вертикальные или слегка наклоненные амортизаторы, так как чем меньше вибраций будет испытывать кузов прицепа во время движения, тем дольше он сможет прослужить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]