Перечень ссылок
- НПАОП 0.00-1.01-07. Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів // Затв. Наказом Державного комітету України з промислової безпеки, охорони праці та гірничого нагляду 18.06.2007 №132.
- Строй-Техника.ру: Строительные машины и оборудование, справочник. – https://stroy-technics.ru.
- Оксанич Л.В. Учебное пособие для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъёмными машинами // Консалтинговый проект «EAM». – https://eam.su/category/materialy/obshhetexnicheskie-svedeniya/uchebnoe-posobie-dlya-stropalshhikov-po-bezopasnomu-proizvodstvu-rabot-gruzopodyomnymi-mashinami.
Между участками барабана с канавками размещается гладкая ненарезная часть. Концы каната в большинстве случаев закрепляют по краям барабана. Ветви каната, спускающиеся с барабана, подводятся к наружным блокам крюковой подвески, и при наматывании каната на барабан происходит его навивка от краев к середине. В кранах большой грузоподъемности с большой кратностью полиспаста и, значит, большим количеством блоков на подвеске требуется наличие у барабанов длинных ненарезных участков, что приводит к увеличению длины барабана и размеров механизма подъема.
Для устранения этого неудобства применяют схему навивки каната, при которой его концы закрепляются у краев средней гладкой части барабана и подводятся к внутренним блокам крюковой подвески. При подъеме груза навивка каната происходит по направлению от середины к краям барабана. Но и в этом случае можно сделать навивку по вышеуказанной схеме, уменьшить число ветвей полиспаста с соответствующим увеличением диаметра каната. Канатовместимость барабана должна быть такой, чтобы при низшем возможном положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее 1,5 витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
У грейферных кранов, при работе которых возможны рывки и ослабление каната, при однослойной навивке каната барабаны должны иметь канавку глубиной не менее 0,5 диаметра каната или снабжаться устройством, обеспечивающим правильную укладку каната на барабане. Наиболее удобны конструкции крепления каната на барабане при помощи клина и стопорных болтов, хомутов и нескольких витков каната, намотанных на ступицу барабана, и прижимных планок и болтов (рис. 2.30).
Петля на конце каната при креплении его на барабане, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должны быть выполнены с применением коуша путем заплетки свободного конца каната, постановки зажимов или другим проверенным способом по утвержденным нормалям.
Конец каната на барабане можно прикреплять также в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или заливкой легкоплавким сплавом. Применять сварные втулки не разрешается. Корпуса втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.
Рис. 2.30. Крепление каната на барабане: а — с помощью клина; б — прижимными планками; в — зажимом «коренной зуб»
Канатные барабаны кранов чаще устанавливают на вращающихся и реже на неподвижных осях. В первом случае барабан соединен болтами с зубчатым колесом, закрепленным на шпонке, и вращается вместе с ним и осью (рис. 2.31). Удобство обслуживания, смазки и ремонта — основные преимущества струкций.
Рис. 2.31. Канатный барабан
Для мостовых кранов коэффициент е имеет следующие значения: при легком режиме работы е — 20; при среднем е — 25; при тяжелом е — 30; при весьма тяжелом е — 35. Допускается принимать диаметр барабана меньше определенного по формуле (2.3) на 15%, а диаметр уравнительного блока — на 20%.
В зависимости от условий работы крана блоки изготовляют литыми, чугунными или стальными. В современных кранах блоки вращаются на подшипниках качения. Не разрешается применять на кранах блоки с дефектами — отбитыми бортами, трещинами, с выработкой втулок и т. п.
Существует несколько способов подвешивания блочных подвесок к барабану в зависимости от числа ветвей каната. При четырех ветвях (рис. 2.32, а) канат перекидывают через уравнительный блок, уравнивают обе половины каната, а затем один конец пропускают через блок подвески и закрепляют на барабане. Второй конец каната пропускают через второй блок подвески и также закрепляют на барабане.
При шести ветвях полиспаста (рис. 2.32, б) конец каната пропускают через уравнительный блок, расположенный между двумя нижними рабочими блоками полиспаста. После этого концы канатов перекидывают через верхние неподвижные блоки, пропускают через нижние блоки полиспастов и закрепляют на барабане.
При десяти ветвях (рис. 2.32, в) подвеску каната выполняют так: канат пропускают через уравнительный блок, расположенный внизу между подвижными блоками полиспаста; концы перекидывают через верхние неподвижные блоки, потом под подвижные блоки полиспаста, через вторые верхние блоки, затем через нижние подвижные блоки полиспаста и закрепляют концы каната на барабане.
Конструкции уравнительных блоков показаны на рис. 2.33. Уравнительный блок вращается только при выравнивании ветвей нового каната. Когда ветви выравняются, он не вращается или вращается почти незаметно — на доли оборота.
Рис. 2.32. Подвешивание полиспастов к барабанам 1 — малая ведущая шестерня; 2 — барабанная шестерня; 3 — барабан; 4 шипники; 7 – подвижные блоки; 9 — верхний блок; 9 — крюк
Рис. 2.33. Уравнительные блоки
Однако без него не обойтись, нельзя наглухо закрепить канат, проходящий через уравнительный блок. Незаметная на глаз неравномерность вытяжки ветвей каната приведет к резкой неравномерности нагрузки на ветви каната, что, в свою очередь, может вызвать преждевременное изнашивание, а иногда и обрыв его. В связи с этим необходимо строго следить за креплением уравнительного блока. Выпадение уравнительного блока из опор ведет к падению крюка на пол цеха или на землю.
Классификация мостовых кранов
Мостовые ГПМ (грузоподъемные механизмы) имеют широкую классификацию.
Краны общепромышленного назначения оборудуются грузовым крюком. Специальные подъемно-транспортные механизмы комплектуются узкоспециализированным захватом: захват для контейнеров, магнит, грейфер.
Тип опоры крана может быть подвесным или опорным. Подвесными считаются механизмы, подвешенные на краях двутавров, которые в свою очередь закреплены в верхней части здания. Ходовые колеса опираются на внутреннюю часть балки и передвигаются по ним. Опорные краны передвигаются по рельсам, установленных на подкрановых балках, которые также закрепляются в верхней части цеха.
По количеству несущих балок ГПМ разделяются на однобалочные и двухбалочные.
- Однобалочная. Грузоподъемность менее 10 тонн, используется на небольших предприятиях.
- Двухбалочная. Грузоподъемность выше 8 тонн, сфера применения обширна: машиностроение, горнодобывающая промышленность, металлургия. Длина пролета может достигать 60 метров. При необходимости возможна установка вспомогательного грузового механизма.
Привод может быть ручным и электрическим.
- Ручной – для работы необходимо привести в движение лебедку.
- Электрические – передвигаются без помощи оператор, функционируют от сети.
Преобладающее большинство составляют мощные краны с электроталью, а также работающие по типу электрической лебедки.
Рис 1. Схема мостового крана
Виды грузовых барабанов и их характеристики
Грузовой барабан, чтобы уменьшить трение и напряжение при контакте его с канатом, оснащен нарезкой. Она необходима для аккуратного и равномерного укладывания каната. Исходя из того, какое направление укладки троса требуется, барабаны подразделяют на левые и правые.
По способу навивки каната грузовые барабаны делятся на :
- барабаны с многослойной навивкой каната;
- барабаны с однослойной навивкой каната.
Многослойная навивка троса
При таком способе навивки троса, поверхность барабана имеет шлифованное покрытие, и она ограждена по обе стороны с помощью бортов. По установленным нормативам каждый борт должен находиться от уложенного на него троса на расстоянии равном двум его диаметрам. Барабаны с навивкой каната в несколько слоев используют для того, чтобы уменьшить габариты. Минусом данного способа является быстрый износ каната, что делает его непригодным для дальнейшего использования.
Однослойная навивка троса
Такой способ навивки троса подразумевает наличие на барабане нарезных винтовых канавок, которые способствуют преумножению площади контактирования с поверхностью барабана. Канавки обеспечивают грамотное расположение каната на барабанной поверхности и позволяют избежать трения между соседствующими витками. Навивка каната в один слой является более выносливой и обладает высоким уровнем прочности, используется для того, чтобы увеличить эксплуатационный период изделия.
Дополнительное оборудование: безопасность и эффективность мостовых кранов
Оснащение мостового крана дополнительными электронными и механическими устройствами существенно повышает эффективность функционирования оборудования, безопасность работ, способствует улучшению управляемости, а также помогает предотвратить быстрый износ узлов и механизмов.
- Крановые весы — необходимы для определения точного веса груза в процессе погрузочно-разгрузочных работ. Крепятся на грузозахватный механизм.
- Ограничители грузоподъемности — предотвращают перегруз оборудования. Устанавливаются на канат грузоподъемного механизма. Отключают подъем грузов, если превышена их допустимая масса.
- Радиоуправление и управление с пола являются альтернативными вариантами управлению краном из кабины. Установка радиоуправления (управления с пола) обеспечивает безопасное проведение работ, больший обзор для оператора, более точное позиционирование груза. Перевод мостового крана с управления из кабины на управление с пола дает ряд финансовых преимуществ, таких как экономия на персонале, экономия на обязательных аттестациях крановщиков, экономия на экспертизе промышленной безопасности.
- Частотные преобразователи подключают к двигателям для обеспечения более плавного хода узлов мостовых кранов, позволяют избежать рывков, излишнего раскачивания грузов, предотвращают перегрузки в работе электродвигателей. Благодаря чему увеличивается ресурс двигателя, снижаются расходы на ремонт и обслуживание оборудования.
Устройство тележки
На жесткой тележке располагаются:
- Устройства подъёма и передвижения.
- Узел распределения тока.
- Механизм безопасности, ограничивающий максимально возможный вес и высоту подъема груза.
При поднятии веса более чем на 10% превышающего возможности кранового механизма, подъем груза прекратится. Также при приближении к краю рельсового пути тележка автоматически останавливается. При выходе из строя тормозов остановку тележки обеспечивают буфера.
Монтажная схема мостового крана
Для установки подъемно-транспортного оборудования разрабатывается специальная монтажная схема, показывающая принцип соединения узлов и регламентирующая максимально допустимые пределы.
Группа конструкций для монтажа грузоподъемного оборудования мостового типа имеет следующий вид: полумосты, главные и вспомогательные грузовые тележки, балансиры, кабина, системы безопасности.
Установка кранового оборудования должна проводиться с сохранением расстояний от несущих конструкций до несущих стен, оборудования. После завершения монтажных работ все размеры должны быть тщательно проверены в натуральную величину – только это сможет обеспечить полноценное и безопасное функционирование кранового оборудования.
Рис. 3. Чертеж мостового крана с указанием габаритов приближения
Мостовые краны – это надежные грузоподъемные устройства, которые используются повсеместно. Единственным их недостатком можно назвать большой вес и статичность, однако в рамках помещения они способны забирать груз из любой труднодоступной точки.
Технология сборки типовых узлов и механизмов. 3. Сборка грузовых барабанов
Отдельными сборочными единицами барабана (подгруппами первого порядка) являются зубчатая ступица в сборе с крышкой, вал в сборе с холостой ступицей и подшипниками качения и маслотрубка. Общая сборка барабана выполняется на роликовых призматических опорах. Крепежные болты для ступиц заводят изнутри барабана и запрессовывают подвесной гидроскобой. Положение зубчатой и холостой ступиц по шагу болтов определяется по сделанной при обработке маркировке, а при сборке их снова маркируют. Вал в сборе с холостой ступицей заводят в барабан и отверстие зубчатой ступицы с помощью специальной поддержки. Для завинчивания шпилек и гаек крепления планок используют гайковерт. В крупносерийном производстве барабанов широко используют средства механизации сборки. На одном из заводов успешно применяют специальный сборочный стенд с кантователем. Основным узлом стенда является рама, поворачивающаяся вокруг горизонтальной оси с фиксацией через каждые 90°. В раме на призматических опорах и между двумя торцовыми упорами установлены два барабана. На портале установки смонтированы съемники с гидроцилиндрами для установки и снятия барабанов. Для этого съемник вводят в ступицу барабана, после чего раздвигаются его захваты. На том же портале на отдельных консолях установлены гайковерт и гидроскоба для запрессовки болтов. Эти приспособления используют при выполнении сборочных переходов с торцовых сторон барабана, когда они занимают вертикальное положение. Подшипники запрессовываются гидроцилиндрами, расположенными с двух сторон и приводимыми в действие, когда оси барабанов расположены горизонтально. Кантователь не только сокращает основное время сборочной операции, но и сводит к минимуму вспомогательное время, обычно длительное при сборке таких крупногабаритных узлов. Все вспомогательные движения на стенде механизированы.
Для уточнения требуемых Вам характеристик и получения опросного листа, свяжитесь с нашей службой сбыта по телефонам
8-937-858-01-05 или по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
См. также:
- Каталог кранов.
- Кран-балки: производственный каталог.
- Мостовые краны: производственный каталог.
- Козловые краны краны: производственный каталог.
- Консольные краны: производственный каталог.
- Каталог систем электрификации.
- официальное представительство кранового завода в Уфе.