Грузоподъемность автомобиля – это разница между его полной массой (с содержимым и людьми) и весом без нагрузки. Она рассчитывается путем вычитания второго показателя из первого, оба числа указаны в ПТС изготовителем транспорта. Легковая машина может перевезти максимум 2,5 т, грузовик – свыше 8 т, автопоезд – до 28 т.
Иногда грузоподъемность, указанная в ПТС, не соответствует реальной, бывает больше или меньше этого значения. Тогда стоит внести изменение в документ, обратившись в ГИБДД и выявив настоящий показатель с помощью экспертизы. Иначе за перегруз водитель получит штраф в 500 р.
В этой статье:
Что такое грузоподъемность автомобиля
Грузоподъемность автомобиля – это масса содержимого, на транспортировку которого он рассчитан, то есть одна из основных для эксплуатации характеристик. К ней относится вес водителя и других находящихся в машине людей, для каждой единицы он принимается за 75 кг. Тоннаж имеет значение для любого автомобиля, даже легкового, ведь и этот тип транспорта часто перевозит не только пассажиров, но и их багаж, иное имущество.
Номинальная грузоподъемность не прописывается в паспорте авто, но рассчитывается по техническим данным из документа. Для легкового это 0,5-2,5 т, для грузовика – до 28 т. И не всегда она соответствует фактическому значению показателя. Ведь здесь значение имеет и качество дороги.
Техническое обслуживание седла
Контроль состояния «пятого колеса» проводится минимум 2- 3 раза в месяц. Частый осмотр продлит эксплуатационные свойства ССУ. Поэтому рекомендуют:
Надо ли регулировать
Регулировка седла на тягаче – одно из условий поддержания работоспособности механизма. Во время перевозок седло быстро изнашивается. Правильную работу плиты определить визуально невозможно, поэтому нужно знать некоторые причины и перечень частых поломок узлов грузовика. Характерный признак для проведения регулировки – появление стука при остановке и движения автопоезда.
Обратите внимание:
Регулировка проходит быстро: нужно снять седло и при необходимости поменять резинки и втулки; тщательно промыть почистить место клина от грязи и засохшего масла.
Устранение зазоров
Вертикальные силовые опоры тягача не всегда под воздействием на каркас большого давления груза подвержены прогибам. Во время поворотов на седло идет большое давление, в перпендикулярном направлении, что сильно травмирует верхнюю часть плиты, на поверхности которой образуются небольшие зазоры. В процессе эксплуатации быстро изнашивается сцепной шкворень. Эта деталь требует отдельного ремонта у специалистов.
Зазоры седла марки York и Jost устраняются после поджимания клинов запора к шкворню. Манипуляции по удалению просветов проводят при помощи винтового управления или автоматической металлической пружиной.
Важные термины
Для понимания термина «грузоподъемность» важны еще несколько понятий, имеющих к ней отношение:
. Это вес машины без дополнительных элементов (бензина и прочих нужных для функционирования техники жидкостей, запасных частей, инструментов), водителя, пассажиров, груза.
Сухая масса- Снаряженная масса (в ПТС обозначается как «масса без нагрузки»). Это вес транспорта со всеми составляющими, обеспечивающими его работоспособность.
Сюда входят топливо, тосол, прочие жидкие компоненты, запасные детали, необходимые для поддержания функциональности инструменты. В некоторых европейских странах снаряженная масса включает в себя и вес водителя, ведь без него авто не может быть приведено в движение.
- Полная масса (в ПТС пишется «разрешенная максимальная масса»). Это вес машины, когда она заправлена, в ней находится водитель, пассажиры, груз, багаж. Для расчета показателя производителем используется максимально допустимое давление на ось.
Устройство ССУ
Грузонесущая плита в ССУ имеет простую структуру и принимает на себя часть веса груза. В детали есть прорезь входа шкворня полуприцепа, для установления прочной фиксации. Совместный механизм с тягачом при поворотах будет осью излома грузовика. В нижней части плиты расположена система — сцепка-фиксация. Автоматическое соединение деталей играет роль надежного замка. Различают два вида ССУ – шкворневое и бесшкворневое (роликовое).
Номинальная и максимальная грузоподъемность автомобиля
Максимальная грузоподъемность автомобиля – это самая большая масса содержимого, которую он может транспортировать без вреда для собственного технического состояния, управляемости, маневренности. Показатель, свойственный разным категориям машин, имеет неодинаковые значения:
Ещё на AutoLex.Net:
8 наилучших автомобилей для комфорта пассажиров
Фура | 24-28 т, в зависимости от количества осей |
Легковой автомобиль | 0,5 до 2,5 т |
Грузовик | от 0,5 до более чем 8 т |
Номинальная наибольшая грузоподъемность рассчитывается по данным из ПТС, то есть фактически она определяется производителем транспорта. Но реальное значение этого показателя зависит еще и от качества дороги. На хорошем полотне машина иногда может увезти намного больше, чем указано в документах. Плохая дорога не позволит транспорту переместить даже тот вес, что установил изготовитель в разделах 14 и 15 ПТС.
Полуприцепы
Полуприцепы от Минского автозавода.
Модельный ряд полуприцепов МАЗ настолько огромен, что для этого нужно выпускать отдельную книгу, поэтому мы вкратце затронем эту тему.
Ниже представлен основной модельный ряд полуприцепов от филиала Минского автомобильного .
Грузоподъемность полуприцепов от 15 до 33 тон.
Сфера применения полуприцепов МАЗ огромна, от перевозок на большие расстояния грузов с питанием (полуприцепы – рефрижераторы) до перевозок различных контейнеров (контейнеровозы).
МАЗ-931010-3010.
МАЗ-975800-041.
МАЗ-953000-010.
Как определить грузоподъемность автомобиля поэтапно по ПТС
Определить грузоподъемность легкового автомобиля или грузовика можно двумя способами. Первый основан на установлении класса транспорта, он менее точен. Второй позволяет узнать фактический максимальный показатель по другим техническим параметрам:
- По ПТС грузоподъемность определяется очень приблизительно. В графах 3 и 4 первой страницы документа нужно найти наименование и категорию машины. Там пишут легковой он или грузовой, а также указывают класс. Но при определении второго пункта может возникнуть путаница. Если машина отечественная, то «легковушка» всегда B или C. Первая скромнее по размерам, весу, поэтому и груза она заберет явно меньше.
А легковая иномарка может обозначаться также D, F, E, это зависит от мощности и размера машины. Чем они больше, тем выше грузоподъемность. И у грузовика она будет значительнее, чем у легкового авто. А у спецтехники выше, чем у автобуса. Но все же узнать точное значение грузоподъемности по этим параметрам из ПТС нельзя.
- Рассчитать показатель можно, используя информацию из разделов 14 и 15 документа. В первом указывают разрешенную максимальную массу, во втором – ее же, но без нагрузки. Чтобы узнать, какой вес содержимого способна перевезти машина, нужно из первого числа вычесть второе. Например, у фургона категории C максимальная масса равна 10424 кг, а масса без нагрузки – 6475 кг. Значит, он способен перевезти самое большее 3949 кг. Это и есть его грузоподъемность.
Смотрите в этом видео о том, как правильно читать ПТС:
Безопасность
В прошедшие годы и десятилетия на передний план выдвигались срок службы и рентабельность грузовых автомобилей. Теперь в один ряд с этими параметрами почти у всех изготовителей ставится безопасность. Это идёт на пользу не только водителю, который сегодня может воспользоваться дисковыми тормозными механизмами, мощным моторным тормозом и продуманной системой ремней безопасности. Изготовители фар, которые десятилетиями оставались верны старым конструкциям, сегодня предлагают фары, обеспечивающие такую освещённость, чтобы ничего не ускользнуло. Опасность, которую представляет для неосвещённого велосипедиста водитель грузового автомобиля, стала меньше, как никогда. Однако и водителю легкового автомобиля усовершенствования грузовиков идут на пользу: защитный противоподкатный брус, устанавливаемый спереди. На шведских грузовых автомобилях это важное средство защиты давно стало серийным оснащением, немецкие компании устанавливают его в качестве опции.
Надувная подушка безопасности не стала серийным оборудованием, поскольку в грузовиках её действие не настолько однозначно позитивно, как в легковых автомобилях. В частности, до сих пор не ясно, когда она должна срабатывать: то ли при первом ударе о препятствие, то ли вслед за падением на склоне, или когда автопоезд полностью опрокинулся? Лучшая защита – ремни безопасности с трёхточечным креплением с преднатяжителем, а подушка безопасности является дополнительной. Тягачи Mercedes, Scania и Volvo уже давно серийно оборудуются подушками безопасности и ремнями с преднатяжителями, MAN лишь недавно. Что касается системы стабилизации ESP, то её устанавливают три изготовителя, за исключением Scania.
В целом все четыре седельных тягача отличаются высоким уровнем безопасности. Это относится как к активной, так и пассивной безопасности, а также защите других участников движения. В этой дисциплине Volvo чуть-чуть выигрывает, следом вплотную идут MAN и Mercedes, Scania отстаёт, имея моторный тормоз с тормозной мощностью только 230 кВт.
То, что проявилось уже при первых измерениях, подтвердилось другими оценками и анализом итогов: все четыре седельных тягача почти одинаковы по уровню качества. Тягач из Мюнхена стал победителем с минимальным превышением баллов. Ни один из седельных тягачей не набрал максимально возможного количества (1 000) баллов. Разница между отдельными тягачами очень мала: от 839 (Mercedes Actros 1846 LS L-Haus и Volvo FH 12-460) до 846 (MAN TG A) LX-Haus.
Итоговые результаты испытаний в баллах
Показатели | Возможное количество баллов | MAN TG A LX-Haus | Mercedes Actros 1846 LS L-Haus | Scania R 124 LA 470 GR 19-Haus | Volvo FН 12-460 |
Кабина | |||||
Техобслуживание/ одъемный механизм | 10 | 8 | 8 | 9 | 8 |
Вход/выход | 15 | 10 | 10 | 11 | 11 |
Серийное оборудование | 10 | 9 | 9 | 8 | 6 |
Пространство для хранения багажа/места для хранения вещей | 25 | 19 | 15 | 15 | 22 |
Внутренние размеры | 30 | 24 | 27 | 23 | 27 |
Рабочее место водителя | 40 | 31 | 28 | 30 | 36 |
Спальные места | 30 | 24 | 25 | 23 | 21 |
Модернизация | 20 | 13 | 16 | 17 | 16 |
Всего | 180 | 138 | 138 | 136 | 147 |
Пригодность к эксплуатации: | |||||
Комфортабельность движения | 50 | 39 | 42 | 40 | 44 |
Динамические свойства/ рулевое управление | 30 | 25 | 24 | 27 | 26 |
Тормоза | 30 | 25 | 27 | 21 | 25 |
Переключение передач/ управление | 40 | 32 | 31 | 33 | 35 |
Всего | 150 | 121 | 124 | 121 | 130 |
Привод/мощность, затрачиваемая на движение | |||||
Характеристики двигателя | 40 | 33 | 33 | 34 | 36 |
Коробка передач | 25 | 21 | 23 | 21 | 21 |
Передаточное число главной передачи | 25 | 22 | 21 | 21 | 20 |
Проходимость | 35 | 22 | 21 | 33 | 18 |
Мощность, затрачиваемая при движении | 45 | 41 | 31 | 41 | 31 |
Всего | 170 | 139 | 129 | 150 | 126 |
Расход топлива | |||||
При работе на частичных нагрузках | 70 | 67 | 64 | 64 | 67 |
При работе на полной нагрузке | 30 | 26 | 28 | 29 | 26 |
В целом на испытательном участке | 100 | 95 | 95 | 94 | 92 |
Всего | 200 | 188 | 187 | 187 | 185 |
Расходы/эффективность | |||||
Грузоподъёмность | 60 | 58 | 57 | 57 | 47 |
Стоимость обслуживания и ремонта | 60 | 55 | 55 | 54 | 55 |
Серийное оборудование | 40 | 32 | 33 | 29 | 32 |
Постоянные эксплуатационные расходы | 20 | 18 | 15 | 19 | 15 |
Всего | 180 | 163 | 160 | 160 | 149 |
Безопасность | |||||
Тормоза | 40 | 36 | 39 | 33 | 36 |
Оборудование системами безопасности | 35 | 24 | 24 | 20 | 26 |
Освещение, обзор, зеркала | 30 | 25 | 24 | 22 | 26 |
Ремни безопасности | 15 | 12 | 14 | 14 | 14 |
Всего | 120 | 97 | 101 | 89 | 102 |
Общий результат | 1000 | 846 | 839 | 843 | 839 |
Тоннаж автомобилей: что значит крупнотоннажный и малотоннажный
Тоннаж автомобилей напрямую зависит от их категории и габаритов, по этому признаку транспорт бывает:
- Малотоннажный. Это машины, имеющие собственный вес меньше 3,5 т. Обычно грузоподъемность их не более 2,5 т. Сюда относят легковые машины, небольшие грузовички, предназначенные для перемещения малых партий товара или имущества на близкие расстояния. Это, например, «Газель», «Hyundai Porter», «Kia Bongo», «Baw Fenix». Кабина и кузов таких автомобилей держатся на одной раме, отсюда и невозможность увеличить вес перемещаемого содержимого.
- Средний. Это машины по тоннажу 1,5-8 т, имеющие массу 3,5-12 т. Сюда относят «Валдай», «КамАЗ», «МАЗ», «ISUZU» и другие аналогичные модели. Таким типом грузовиков пользуются практически все сетевые магазины в России, так как транспорт способен перемещать на значительные расстояния большое количество содержимого, и ему разрешено пользоваться любыми дорогами, даже МКАД.
- Крупнотоннажный. Это транспорт массой более 12 т, способный перевозить от 8 т груза. Машины используются для составления автопоездов, так как редко представляют собой единую конструкцию с кузовом. Это тягачи и платформы, к которым крепятся прицепы, контейнеры.
Ещё на AutoLex.Net:
Виды городского наземного транспорта и особенности передвижения на нем, устав городского наземного транспорта
Если говорить только о грузовиках, то здесь более точной будет европейская классификация:
- Собственная масса от 0,4 т до 6 т, грузоподъемность до 6 т – это легкие. К ним относятся небольшие фургоны, пикапы.
- Масса без нагрузки 6-15 т – это средний сегмент грузовиков. К данной категории относят «ЗИЛ», «ГАЗ 3309». Их особенность – не полное использование разрешенного давления на ось.
- Снаряженная масса более 15 т. Здесь максимальные нагрузки на оси используют на 100%, ведь речь идет о фурах, перевозящих до 28 т. Но есть ограничения по длине, ширине и высоте транспорта. А давление на оси рассчитывается с оглядкой на дорожное покрытие.
Производители
Страна | Производимые марки |
Германия | Mercedes Benz, MAN |
Швеция | Scania, Volvo |
Франция | Renault Trucks |
США | International, Freightliner, Kenworth, Peterbilt, Mack, Oshkosh |
Италия | IVECO, Astra |
Финляндия | Sisu |
Беларусь | МАЗ |
Россия | КамАЗ, Урал, ГАЗ |
Украина | КрАЗ |
Китай | DongFeng, Shan Xi, Howo и другие |
Япония | Hino, Nissan, Fuso, Mitsubishi |
Южная Корея | Hyundai, Samsung |
Индия | Tata Motors |
Нидерланды | DAF, GINAF |
Канада | Sterling |
Многотонная машина
Многотонная грузовая машина – та, что способна увезти больше 8 т содержимого. Самые крупные среди этой категории – еврофуры, которые перемещают 20-25 т груза. Это авто-тяжеловесы, представляющие собой тягач и полуприцеп. Они не должны превышать следующие размеры:
- 2,5 м в ширину;
- 2 м в высоту;
- 20 м в длину.
Важна и предельная нагрузка на ось, которая устанавливается Приложением 2 к Постановлению правительства №272 от 2011 г.
Несмотря на устрашающие размеры, такие машины легко маневрируют даже в условиях городов, они хорошо управляемые. Но из-за серьезного воздействия, оказываемого тяжеловесами на покрытие дорог, им доступны не все направления. И водителям часто приходится следовать в объезд населенных пунктов.
Кроме распространенных еврофур в этом сегменте существует еще, например, «БелАЗ». Вес машины 810 т, а грузоподъемность – 450 т. Так что и разница показателей многотонных машин, принадлежащих к одной группе, очень велика.
БелАЗ
Кабина
Когда конкуренты встретились «у барьера» различие между ними оказалось не очень большим. Это подтвердилось всеми измерениями и оценками. То же самое можно сказать о кабинах. Хотя обновлённый Volvo FH 12 смог выиграть, три других соперника получили практически одинаковую оценку в этой дисциплине. Победе шведа способствовала наибольшая вместимость багажных отделений в кабине, а также лучше организованное рабочее место водителя. Однако оценка модернизации заставила уступить другому шведу. Здесь Volvo FH 12-460 набирает одинаковое количество баллов с Mercedes Actros 1846 LS, опережая MAN TG 460 A.
В кабине тягача Mercedes Actros 1846 LS есть ряд мелочей, которые мешают, например, дисплей в панели приборов с трудом читаем. Кроме того, выяснилось, что приборы буквально притягивают пыль. Оба расположенных снаружи багажника у Actros имеют намного меньшую вместимость, чем у Volvo FH 12 и MAN TG 460 A (почти 360 л).
Кабина тягача MAN TG 460 A отличается неудачным входом (по сравнению с Volvo и Scania), меньшим объёмом (по сравнению с Volvo) и рядом мелочей (меньше мест для хранения вещей водителя при поездках на дальние расстояния или слишком хлопотный доступ к электрооборудованию), которые стоят ему потери баллов. В остальном мюнхенец зарекомендовал себя хорошо.
Scania, несмотря на использование наименьшей кабины, сумела выпутаться из затруднительного положения. Потеря баллов при оценке вместимости в некоторой степени компенсируется удобным входом и выходом, лучшими модернизацией и рабочим местом. Все приборы, заимствованные от предшественника, получили при всех испытаниях лучшие оценки.
Оборудование кабин (для опций указана стоимость в евро)
Модель | MAN TG 460 A | Mercedes Actros 1846 LS | Scania R 124 LA 470 | Volvo FН 12-460 |
Автоматическая регулировка обогрева | Серийное | 564 | Серийное | Серийное |
Климатическое оборудование | 1 107 | Серийное | Серийное | 1 280 |
Дополнительный обогрев | 1 365 | 1 499 | 2 465 | 2 165 |
Сдвижная панель с электроприводом | Серийное | Серийное | 436 | Серийное |
Обогрев зеркал | Серийное | Серийное | Серийное | Серийное |
Электропривод зеркал | Серийное | Серийное | 205 | Серийное |
Тонированное ветровое стекло | 108 | 124 | Серийное | 200 |
Наружный термометр | Серийное | Серийное | Серийное | Серийное |
Фароочиститель | 155 | 270 | 370 | 170 |
Обогрев сиденья водителя | 165 | Серийное | Серийное | 100 |
Сиденье лучше, чем серийное | 510 | 1 590 | 960 | 1 380 |
Кожаные сиденья | 1 128 | 1 500 | 1 300 | 1 410 |
Два спальных места | Серийное | Серийное | 485 | 125 |
Подушка безопасности/ ремни безопасности с натяжителем для водителя | Серийное | 709/серийное | 720/375 | 205/50 |
Центральный замок дверей | Серийное | 406 | Серийное | 370 |
Холодильник | Серийное | 1 275 | 1 225 | Серийное |
Передняя противоподкатная защитная система | – | 570 | Серийное | Серийное |
Ксеноновые фары | 932 | – | 990 | 825 |
Mercedes Actros 1846 LS
Зачем нужно знать грузовместимость автомобиля
Грузовместимость любого автомобиля имеет значение по следующим причинам:
- превышение технически заложенной нормы груза может привести к разрушению элементов машины, необходимости ремонтировать ее в дороге, даже к возникновению аварии;
- слишком большой вес груза, несоответствующий возможностям автомобиля, влечет за собой штраф от ГИБДД;
- тоннаж имеет значение и для выбора маршрута, ведь некоторые участки дороги способны выдержать только транспорт с малым весом, поэтому для проезда тяжелых машин они бывают закрыты.
Иногда ошибочность в установлении грузоподъемности приводит к неверному определению категории ТС. А из-за этого неправильно рассчитывается транспортный налог. На грузовик он больше, чем на легковую машину.
Коммунальная техника
Автомобили МАЗ – коммунальная техника.
К сожалению, коммунальную технику в большинстве наших городов можно занести в красную книгу. Исключением, конечно, являются крупные областные города, а так в обычном городе, кроме бедных дворников с лопатами практически не увидишь.
И еще больше удивляешься этому моменту, когда узнаешь, что существует модификаций такой техники огромное количество. Только на Минском автозаводе производится около семи основных модификаций, не считая попутных.
Только мусоровозов существует четыре типа, которые отличаются между собой способом загрузки мусора.
Ниже представлены фото некоторых модификаций коммунальной техники от Минского автозавода.
Вакуумная машина КО-523В.
Мусоровоз МКМ-35 с боковой загрузкой.
Грузоподъемность автопоезда: как рассчитать, можно ли изменить
Грузоподъемность автопоезда зависит от вида прицепного устройства и количества осей, испытывающих нагрузку. По большей части это седельный тягач с осью из двух спаренных элементов и трехосный прицеп. Чтобы определить грузоподъемность, нужно учитывать максимально разрешенную нагрузку на деталь. Важно и то, что по закону общая масса автопоезда не должна превышать:
- 28 т, если он трехосный;
- 36 т для четырехосного;
- 40 т, если он пятиосный;
- 44 т при шестиосном и больше.
Ещё на AutoLex.Net:
Какой и кому придется заплатить налог с продажи автомобиля
Максимальная масса груза, который можно взять в автопоезд, рассчитывается так же, как для других авто. Если тягач весит 7 т, столько же «потянет» полуприцеп, то масса без нагрузки составит 14 т. Для четырехосного автопоезда вес с грузом должен быть до 36 т. Значит, максимальная грузоподъемность автопоезда – 22 т (36-14). Содержимое меньшего веса на таком транспорте везти можно, большего – нельзя.
Расход топлива
Участники испытаний имели очень близкие показатели по расходу топлива. Однако влияние четырёх почти идентичных и одинаково тяжёлых полуприцепов на расход топлива оказалось большим, чем различие между отдельными тягачами. Пристальный взгляд на полученный расход топлива выявляет отчётливую разницу. Когда тягачи едут в гору, Mercedes Actros 1846 LS и Scania R 124 LA 470 оказываются лучшими и примерно на 2% экономичнее двух других. Лучший показатель среднего расхода топлива на участке с 12 подъёмами получен у Scania (107,9 л/100 км) и Mercedes (108,7 л/100 км). Здесь сказывается преимущество турбокомпаундной технологии Scania. Кроме того, мощность в 470 л.с. развивает двигатель рабочим объёмом только 11,7 л. Mercedes достигает хорошего расхода топлива при работе двигателя на полных нагрузках преимущественно при низкой частоте вращения, однако скорость при движении в гору снижается.
Измерение расхода топлива тягача MAN показывает, что при высокой частоте вращения и работе на полных нагрузках он реагирует чувствительнее, чем три других конкурента. На равнине MAN и Volvo получают наилучший результат и расходуют примерно на 0,5 л/100 км или на 2 – 3% топлива меньше. Несмотря на это, MAN с незначительным преимуществом в расходе топлива одерживает победу.
Результаты замеров при сравнительных испытаниях
Модель | MAN TG A LX-Haus | Mercedes Actros 1846 LS L-Haus | Scania R 124 LA 470 GR 19-Haus | Volvo FН 12-460 |
Первый этап, круг 1 | ||||
Скорость, км/ч | 84,81 | 83,40 | 83,82 | 83,06 |
Расход топлива, л/100 км | 36,7 | 36,1 | 36,9 | 36,3 |
Второй этап, круг 2 | ||||
Скорость, км/ч | 84,33 | 83,36 | 84,8 | 83,26 |
Расход топлива, л/100 км | 35,9 | 37,0 | 35,5 | 37,4 |
Третий этап, круг 3 | ||||
Скорость, км/ч | 84,56 | 83,62 | 84,50 | 83,19 |
Расход топлива, л/100 км | 36,2 | 37,0 | 35,5 | 36,3 |
Четвертый этап, круг 4 | ||||
Скорость, км/ч | 83,79 | 83,06 | 84,38 | 83,03 |
Расход топлива, л/100 км | 37,3 | 35,2 | 36,6 | 36,6 |
Весь пробег 800 км | ||||
Скорость, км/ч | 84,37 | 83,37 | 84,44 | 83,13 |
Расход топлива, л/100 км | 36,27 | 36,28 | 36,30 | 36,80 |
Расход топлива, л/100 км | ||||
Частичные нагрузки (85 км/ч) | 20,50 | 21,03 | 21,05 | 20,60 |
полные нагрузки (12 подъёмов) при cредней скорости, км/ч | 110,75 при 69,66 | 108,70 при 65,81 | 107,91 при 68,41 | 110,76 при 67,09 |
Количество переключений передач для преодоления подъёмов | 41 | 50 | 27 | 58 |
Подъём, преодолеваемый на высшей передаче, % | 2,79 | 3,02 | 3,18 | 2,99 |
Моторный тормоз1, уклон 5,5% | ||||
передача/частота вращения | 10/2 250 | 13/2 400 | 9/2 300 | 10/2 150 |
скорость, км/ч | 90 | 84 | 73 | 90 |
тормозная мощность, кВт | 290 | 350 | 230 | 288 |
Время разгона, с:
| ||||
0 – 60 км/ч, | 24,4 | 30,9 | 24,4 | 29,3 |
0 – 85 км/ч, | 47,1 | 53,6 | 46,4 | 52,3 |
На высшей передаче 60 – 85 км/ч | 25,3 | 29,2 | 28,7 | 34,7 |
Уровень внутреннего шума при 85 км/ч, дБ(А) | 66,8 | 66,2 | 62,6 | 63,7 |
Техническое обслуживание | ||||
Периодичность смены масла, км | 80 000 | 100 000 | 60 000 | 100 000 |
Количество пунктов ТО:
| 385 800 | 1030 1750 | 200 900 | 150 1000 |
Весовые параметры | ||||
Собственная масса тягача2, кг | 7 080 | 7 100 | 7 085 | 7 295 |
Нагрузка на седло, кг | 10 920 | 10 900 | 10 915 | 11 705 |
Расходы3, цент/км | ||||
ТО и ремонт | 8,77 | 8,61 | 8,81 | 8,79 |
Топливо | 26,16 | 26,20 | 26,22 | 26,63 |
Переменные | 2,40 | 2,40 | 2,40 | 2,40 |
Постоянные в день4 , евро | 176,97 | 178,28 | 175,94 | 189,17 |
В целом в день | 65,66 | 65,71 | 65,22 | 66,55 |
Примечания. 1 – седельные тягачи компаний MAN, Scania и Volvo оснащаются за дополнительную плату более мощным моторным тормозом, Mercedes – серийно; 2 – все тягачи оборудованы седельно-сцепным устройством, запасным колесом, топливным баком, наполненным 300 л топлива, спойлером, боковыми панелями, закрывающими шасси, шинами 315/70 R 22,5 на алюминиевых ободах; 3 – тягачи MAN NG 460 A и Mercedes Actros 1846 LS стоят 89 тыс. евро, Scania – 90 тыс. и Volvo – 91 180 евро; 4 – при эксплуатации 240 дней в году.
Как исправить ошибку в расчетах на таможне
Если в документах на машину стоят несоответствующее действительности значения снаряженной и полной массы, то есть и грузоподъемность, это можно исправить через ГИБДД. Необходимо обратиться туда с заявлением о направлении транспорта на экспертизу, которая выяснит его вес без нагрузки. К документу прилагают ПТС и свидетельство о регистрации.
После принятия заявления автомобиль пригоняют на площадку, где специалист измерит нагрузку на каждую ось при движении на скорости 5 км/ч. Затем с помощью формул рассчитают массу ТС без нагрузки и оформят заключение, которое автовладелец получит на руки. С ним опять нужно обращаться в ГИБДД, написав заявление о внесении изменений в ПТС. Документ выдадут новый, и в нем укажут реальную снаряженную массу машины, ее класс.
Пригодность к эксплуатации
Комфортабельность езды, динамические свойства и подобные факторы способствовали победе или поражению того или иного тягача. В этой дисциплине Volvo оказался явным победителем благодаря своим тормозам и в целом высокой комфортабельности езды. Однако швед не лишён недостатка: передний мост передаёт мелкие неровности на кабину, так что внутреннее оборудование иногда вибрирует. Тем не менее, преимущество перед конкурентами всё-таки заметно. Вслед за шведом идёт Mercedes Actros 1846 LS, который обеспечивает высокую комфортабельность езды и получает хорошую оценку за тормоза. Однако победа в этой дисциплине ему не достаётся, так как внутренний шум явно выше, чем в кабинах Scania и Volvo, элементы управления зачастую расположены нелогично. Например, переключатель стеклоподъёмника или регулировка зеркала находятся с правой стороны рядом с сиденьем водителя. Оценка в этой дисциплине по сумме баллов у тягачей MAN TG 460 A и Scania R 124 LA 470 находится на одном уровне.
На всех автомобилях использовались сходные двигатели: рядные шестицилиндровые, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с электронным впрыском топлива и четырьмя клапанами на цилиндр. Двигатель Scania DT 1202 – турбокомпаундный. Сцепление на всех тягачах – сухое однодисковое с автоматическим приводом, за исключением гидравлического на тягаче Scania R 124 LA 470, и пневматическим усилителем. Главная передача – одинарная гипоидная. Тормозная система – двухконтурная пневматическая с электронным управлением, с противоблокировочной и противобуксовочной системами, с дисковыми тормозными механизмами спереди и сзади. В качестве стояночного тормоза используются пружинные энергоаккумуляторы на заднем мосту.
Технические характеристики тягачей
Модель | MAN TG 460 A | Mercedes Actros 1846 LS | Scania R 124 LA 470 | Volvo FН 12-460 |
Модель двигателя | D2876 LF | OM 501 LA | DT 12 02 | D 12 D 460 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 128/166 | 130/150 | 127/154 | 131/150 |
Рабочий объём, см3 | 12 816 | 11 946 | 11 716 | 12 100 |
Степень сжатия | 17,0 | 17,75 | 18,0 | 18,5 |
Среднее эффективное давление при максимальном крутящем моменте, бар | 21,6 | 23,15 | 23,6 | 22,85 |
Мощность, кВт (л.с) при об/мин | 338/460 при 1 900 | 335/456 при 1 800 | 346/470 при 1 900 | 338/460 при 1 800 |
Максимальный крутящий момент, Нм, при об/мин | 2 100 при 900–1300 | 2 200 при 1080 | 2 200 при 1050–1500 | 2 200 при 1100–1450 |
Давление впрыска, бар | 1 300 | 1 800 | 1 500 | 1 600 |
Трансмиссия | ||||
Коробка передач | ZF 12 AS 2301 | Mercedes G 231 – 16 | Scania GRS 900 | Volvo I-Shift |
Передаточные числа: | ||||
1 | 12,33 | 17,03 | 11,27 | 14,94 |
2 | 9,59 | 14,19 | 9,14 | 11,73 |
3 | 7,44 | 11,50 | 7,17 | 9,04 |
4 | 5,78 | 9,58 | 5,18 | 7,09 |
5 | 4,57 | 7,80 | 4,63 | 5,54 |
6 | 3,55 | 6,50 | 3,75 | 4,35 |
7 | 2,70 | 5,28 | 3,01 | 3,44 |
8 | 2,10 | 4,40 | 2,44 | 2,70 |
9 | 1,63 | 3,87 | 1,91 | 2,08 |
10 | 1,27 | 3,22 | 1,55 | 1,63 |
11 | 1,00 | 2,61 | 1,23 | 1,27 |
12 | 0,78 | 2,18 | 1,00 | 1,00 |
13 | – | 1,77 | – | – |
14 | – | 1,48 | – | – |
15 | – | 1,20 | – | – |
16 | – | 1,00 | – | – |
З/x | 11,41 | 15,46 | 14,74/11,95 | 17,48 |
«Ползучая» | 8,88 | 12,89 | 16,38/13,28 | 13,73 |
Главная передача | 3,70 | 2,93 | 3,08 | 2,79 |
Кинематическая максимальная скорость, км/ч | 122 | 114 | 114 | 120 |
Мощность моторного тормоза, кВт | 290 | 350 | 230 | 288 |
Размер сечения лонжеронов рамы, мм | 270х85х8 | 283х70х8 | 270х90х8 | 266х90х7 |
Передаточное число рулевого механизма | 17,0 – 20,0 | 19,3 – 23,0 | 17,0 – 20,0 | 17,0 – 20,0 |
Собственная масса, кг | 7 090 | 6 570 | 7 075 | 6 817 |
Нагрузка на седло, кг | 10 920 | 10 900 | 10 915 | 10 705 |
База, мм | 3 600 | 3 600 | 3 550 | 3 650 |
Минимальный радиус поворота, м | 7,4 | 7,45 | 7,2 | 7,16 |
Штраф за перегруз
Штраф для водителя, перевозящего большее количество груза, чем разрешается в соответствии с документами на авто, налагается по ч.7 ст.12.21 КоАП. Он заплатит 500 р., так как нарушил следующее правило:
Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
Незначительное наказание не останавливает некоторых автомобилистов от перегруза. И напрасно, ведь машина, на которую навалено больше, чем она в состоянии транспортировать, хуже слушается водителя, не достаточно быстро маневрирует, при торможении может упасть набок. Это многократно превышает опасность поездки для всех, кто окажется на одной дороге с таким авто.
Расшифровка VIN. Идентификация (проверка) по VIN коду
Управление сцепкой
Производители предлагают несколько вариантов автоматизации сцепки-расцепки для обеспечения функций пневматической системы и датчиков.
Например, Georg Fisher – сенсорная система, которая обеспечивает безопасность. Процесс регулируют 2 датчика, которые следят за прочностью крепежа. Возникновение неполадок отображается при помощи сигналов, передающихся в автосалон машиниста, на панели авто загорается лампочка. Водитель может сам следить и регулировать состояние крепежа, ориентируясь по боковым зеркалам.
Высота седла у тягачей, положение замка, состояние сцепки – все операции регулируются датчиками, которые расположены в салоне.