Мосты грузовых автомобилей: классификация, устройство и назначение


Передний управляемый мост


В зависимости от назначения и возлагаемых функций мосты могут быть ведущими, управляемыми, комбинированными или поддерживающими. Ведущим называется мост, к колесам которого посредством механизмов трансмиссии подводится крутящий момент от двигателя. Управляемый мост предназначен для поддержания автомобиля и обеспечения его маневренности. Колеса этого моста не принимают крутящий момент и являются ведомыми. Комбинированный мост является одновременно и ведущим, и управляемым, т. е. он принимает крутящий момент и одновременно служит для выполнения поворотов и других маневров автомобиля. Поддерживающий мост предназначен исключительно для поддержания автомобиля, и не способен обеспечивать тягу на колесах или поворот автомобиля.

***

Устройство переднего управляемого моста

Передний управляемый мост представляет собой поперечную балку с ведомыми управляемыми колесами. Балка переднего управляемого моста обычно выполняется кованой из стали и имеет пространственное сечение для повышения изгибной прочности. В зависимости от типа подвески управляемых колес передние мосты автомобилей могут быть неразрезными, в которых управляемые колеса связаны непосредственно с балкой моста, и разрезными, в которых управляемые колеса связаны с балкой моста через подвеску.

Схематическое устройство наиболее распространенных типов управляемых передних мостов приведено на рис. 1.

Передний неразрезной управляемый мост (рис. 1, а) выполняется, как правило, в виде кованой стальной балки 4 двутаврового сечения. На концах балки в бобышках закреплены шкворни 3, а на их наружных концах шарнирно закреплены поворотные цапфы 2, на которые посредством подшипников устанавливают колеса. Цапфы могут поворачиваться вокруг своих шкворней вместе с управляемыми колесами, обеспечивая поворот автомобиля. Связь балки моста с рамой осуществляется посредством элементов подвески – рессор, пружин, амортизаторов, пневматических баллонов и т. п.

Передний разрезной управляемый мост (рис. 1, б) отличается от неразрезного тем, что его поперечная балка 4 связана с управляемыми колесами посредством рычагов независимой подвески 7. В данном случае балка моста связана с несущей системой (чаще всего – кузовом) автомобиля жестко и одновременно служит для размещения опор двигателя. Управляемые колеса со ступицами, установленные посредством подшипников на поворотных цапфах, могут вращаться вокруг шкворней или шаровых шарниров подвески, либо вместе со стойками (бесшкворневые подвески).

Передний неразрезной управляемый мост

На рис. 2 изображен передний управляемый неразрезной мост грузового автомобиля марки «ГАЗ». Стальная двутавровая балка 14 с посредством двух рессор крепится к раме автомобиля.

Средняя часть балки выгнута вниз, что позволяет расположить двигатель ниже и оптимизировать компоновку кабины автомобиля. В концевых бобышках балки посредством стопоров 12 закреплены шкворни 8, а на них через бронзовые втулки поворотная цапфа 7. На фланцах поворотных цапф закреплены щиты 6 тормозных механизмов, а на осях цапф на конических подшипниках установлены ступицы 3. Закрепленные на ступицах колеса 1 с тормозными барабанами 2 могут вращаться на подшипниках вместе со ступицами вокруг осей поворотных цапф 7 и вместе с поворотными цапфами поворачиваться вокруг шкворней 8.

Передний разрезной управляемый мост

На рис. 3 изображен разрезной передний управляемый мост легкового автомобиля с независимой бесшкворневой рычажно-пружинной подвеской. Основной частью моста является поперечная балка 4. К ней посредством верхних 3 и нижних 5 рычагов поворотных стоек 2, пружин 6 и амортизаторов 7 подвешены передние управляемые колеса автомобиля. Колеса вместе со ступицами 9 и тормозными дисками 8 установлены на подшипниках на поворотных стойках 2, к которым прикреплены суппорты 1 тормозных механизмов колес. Управляемые колеса поворачиваются вместе с поворотными стойками, изменяя направление движения автомобиля при маневрировании.

Разрезной управляемый передний мост легкового автомобиля является съемным и жестко крепится болтами к несущему кузову автомобиля. Балка моста одновременно служит для крепления двигателя посредством упругих элементов (подушек двигателя).

***



Межосевой дифференциал

Для равномерного распределения вращающего момента между двумя ведущими мостами и умень­шения износа шин служит межосевой дифференциал, который установлен в среднем (промежуточном) мосту в отдельном кор­пусе 13 (рис. 8), прикрепленном к корпусу главной передачи через стакан подшипников ведущей конической шестерни. В кор­пусе расположены задняя 10 и передняя 11 чашки, конические шестерни 12 и 14 привода соответственно среднего и заднего мостов, между которыми находится крестовина 16 с посаженны­ми на ней на бронзовых втулках сателлитами 15.

Здесь же распо­ложен механизм блокировки дифференциала, состоящий из муф­ты 9 блокировки, вилки 8 и диафрагменной камеры 6. Муфта 9 помещена на внутренней зубчатой муфте, жестко соединенной с конической шестерней 12 привода главной передачи среднего моста.

[custom_ads_shortcode1]

Поддерживающий мост

Поддерживающий мост (рис. 4) служит только для поддержания несущей системы автомобиля. Он применяется в качестве заднего моста в переднеприводных легковых автомобилях, а также на прицепах и полуприцепах.

Основной частью моста является U-образная стальная балка 5 с приваренными по концам трубчатыми рычагами 3 и пружинной подвески 4. К концам рычагов прикреплены оси 1, на которых посредством подшипников установлены ступицы 2 с задними поддерживающими колесами. Другими концами рычаги шарнирно соединены с кузовом автомобиля.

Поддерживающие мосты большегрузных автомобилей, прицепов и полуприцепов могут выполняться подъемными – при полной загрузке транспортного средства они опускаются в рабочее положение и поддерживают вес автомобиля или прицепа (полуприцепа), а при движении порожнего автопоезда могут вместе с колесами подниматься в транспортное положение, не оказывая дополнительного сопротивления качению, что способствует повышению топливной экономичности и уменьшению износа шин. Обычно в качестве подъемного выполняется один из сдвоенных мостов задней тележки. Управление механизмом подъема поддерживающего моста чаще всего осуществляется посредством гидравлических, пневматических или механических приводов.

***

Комбинированные мосты



Главная страница
  • Страничка абитуриента
Дистанционное образование
  • Группа ТО-81
  • Группа М-81
  • Группа ТО-71
Специальности
  • Ветеринария
  • Механизация сельского хозяйства
  • Коммерция
  • Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Учебные дисциплины
  • Инженерная графика
  • МДК.01.01. «Устройство автомобилей»
  • Карта раздела
  • Общее устройство автомобиля
  • Автомобильный двигатель
  • Трансмиссия автомобиля
  • Рулевое управление
  • Тормозная система
  • Подвеска
  • Колеса
  • Кузов
  • Электрооборудование автомобиля
  • Основы теории автомобиля
  • Основы технической диагностики
  • Основы гидравлики и теплотехники
  • Метрология и стандартизация
  • Сельскохозяйственные машины
  • Основы агрономии
  • Перевозка опасных грузов
  • Материаловедение
  • Менеджмент
  • Техническая механика
  • Советы дипломнику

Обслуживание, неполадки и ремонт

Техническое обслуживание узла производится с общим обслуживанием трансмиссии трактора, которое заключается в проверке затяжки всех сочленений корпусов системы и контроле уровня масла. Сезонную замену масла производят на смазку соответствующей вязкости при падении температуры ниже +5°С. Показатель вязкости важен для безотказного срабатывания автоматического режима включения, так как при снижении температуры загустевшее летнее масло будет препятствовать работе обгонного механизма раздаточной коробки.

Не работает автоматический режим

Причинами такой неполадки может быть загрязнение беговых каналов профильных пазов шестерни грязью и продуктами окисления металла. А также вследствие усадки пружин механизма, при недопустимом износе роликов и беговых каналов с пазами, выработки ведомой части муфты.

Часто причиной отказов является появление граней на изношенных роликах. В этом случае осуществляют замену на ролики с увеличенным ремонтным размером для компенсации увеличенных изношенных заклинивающих пазов механизма. Ролики первой комплектации имеют диаметр 15 -0,012 мм, ремонтные 15,15 -0,012 мм.

Не работает привод ПВМ

Основной причиной неполадки является появление недопустимых осевых люфтов в результате износа подшипников, а также втулки, на которую посажена ведомая часть муфты. Осевая вибрация выводит из зацепления зубчатую муфту принудительного включения, не позволяя передавать вращение на привод. Для устранения демонтируют узел, производят полную разборку, осуществляют дефектовку и замену вышедших из строя деталей.

Дополнительной причиной плохого включения режимов является нарушение регулировки механизма переключения в результате усадки амортизаторов в креплении кабины и незначительного изменения её положения относительно остова трактора. Нестабильным положением фиксирующей стойки и тяги нарушается амплитуда хода рычагов механизма включения. Для нормальной работы периодически нужно проверять соответствие положений режимов включения и осуществлять регулировку изменением длины тяги с помощью резьбовой муфты.

Часто нарушения в работе раздатки возникают в результате комплекса причин – общего износа и загрязнение механизма, некорректной регулировки механизма включения. Если говорить о нарушении передачи вращения от раздаточной коробки к ПВМ нужно обратить внимание на регулировку и тех.состояние промежуточной опоры привода.

В заключение нужно отметить, что на рабочий ресурс и нормальную работу узла непосредственно влияет состояние сочленений карданной передачи, промежуточной опоры привода, и главной передачи переднего моста. При появлении недопустимых осевых зазоров в опорах вращения узлов привода ПВМ осевое биение будет разбивать подшипники в опорах вала и муфты раздаточной коробки, что приведёт к осевой нестабильности деталей узла и как следствие к невозможности включения режимов работы привода или полному выходу из строя. Поэтому при ремонте любого узла привода ПВМ уделяйте внимание и проверяйте техническое состояние всех частей, начиная с главной передачи ПВМ и заканчивая раздаточной коробкой. Это позволит продлить срок службы всех узлов и деталей привода, положительно отразится на технической готовности к работе, и уменьшит затраты на содержание трактора.

Ремонт и регулировка

При выявлении нарушения в работе опоры рекомендуется отключить привод переднего моста. С соблюдением правил техники безопасности произвести осмотр узла и проверить уровень смазки в корпусе. При наличии рабочего уровня масла и отсутствии недопустимых люфтов на посадочных местах соединительных фланцев узла производят подтяжку регулировочной гайки 2 с усилием 40 Н.м (4 кгс.м.) добиваясь увеличения усилия срабатывания муфты до 400-800 Н.м (40-80 кгс.м).

Если регулировка не даёт положительного эффекта в работе узла — производят демонтаж для ревизии узла с устранением неполадок. Осуществляя ревизию, при нормальном состоянии деталей узла, причиной отсутствия установленного усилия срабатывания муфты является износ фрикционных дисков. Устраняют неполадку дополнительной установкой пары рабочих дисков и при необходимости меняют пружинные тарельчатые шайбы. Таким образом, компенсируется толщина износа дисков и восстанавливается требуемое усилие при затяжке регулировочной гайки.

Также при последующем ремонте нужно учитывать, что вследствие нагрева масла резиновые сальники теряют эластичность и при визуальной целостности не выполняют своей уплотняющей функции.

Порядок сборки промежуточной опоры

Перед началом сборки убедитесь в отсутствии недопустимой выработки на посадочных местах деталей. Наличие эллипсности в местах посадки промежуточной втулки, опорной втулки, скользящего и соединительного фланцев будет причиной дисбаланса при вращении и не даст плотному прилеганию сальников в конструкции узла.

Сборку узла осуществляют в следующем порядке:

  • посадка сальника в корпус опоры
  • посадка подшипников на промежуточную втулку
  • посадка в промежуточную втулку опорной втулки соединительного фланца
  • посадка втулки с подшипниками в корпус узла, сборка деталей муфты на вал
  • установка муфты на внутренние шлицы промежуточной втулки
  • установка скользящего фланца на шлицы промежуточной втулки
  • установка сальников со стороны соединительного фланца
  • установка уплотнительных прокладок под крышки узла и их затяжка
  • регулировочная затяжка стяжной шплинтовочной гайки муфты с усилием от 40 Н.м

Осуществляя сборку убедитесь, что установленные детали заняли своё посадочное место без перекосов.

Порядок сборки муфты промопоры

Поочерёдный монтаж деталей на вал муфты осуществляется в следующем порядке:

  • установка распорной втулки на вал
  • за ней устанавливают усиленный ведущий диск муфты и полную наборку дисков муфты (поочерёдно ведущий — ведомый)
  • в конце наборки устанавливают также усиленный диск
  • затем устанавливают пары пружинных тарельчатых шайб

Правильность наборки деталей муфты проверяется наличием эффекта сжимания дисков при затяжке стяжной гайки сверху установленного соединительного фланца.

Количество дисков в муфте может быть разное и зависит от рабочей толщины дисков в комплектации узла. Наборка дисков должна соответствовать размеру, позволяющему в собранном состоянии обеспечить запас резьбовой части хвостовика вала для осуществления нужного усилия затяжкой.

Типы мостовых узлов по количеству колесных пар:

  • Однопарные. На каждой ступице устанавливается по одному обычному колесу. Конструкция рассчитана на небольшие и средние нагрузки и отличается высокой маневренностью.
  • Сдвоенные. На ступицах предусмотрен монтаж колес парами. Преимущественно такие конструкции предназначены для задних мостов грузовых т/с.

Мосты – важные элементы ходовой системы самоходных и прицепных механизмов. Они обеспечивают связь колес, принимают двигательные нагрузки, и через подвески распределяют усилия на конструкцию шасси. Многовариантность и универсальность автомобильных мостов позволяет создавать транспортные средства с различными функциональными возможностями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]