Экскаватор карьерный гусеничный электрический, ЭКГ 15 в карьере

Карьерный экскаватор принадлежит к категории крупной спецтехники, предназначенной для работы с большими объемами материалов (грунта, щебня и др.). В том виде, в котором такая техника известна сейчас, она появилась в 1936 г., когда американская горнодобывающая отрасль активно развивалась и нуждалась в больших высокопроизводительных машинах, способных передвигаться по карьеру. Многие виды полезных ископаемых и в настоящее время добываются открытым способом. Это обуславливает востребованность и активное использование карьерных экскаваторов.

Сферы применения

Такие машины применяются на открытых площадках следующих типов:

  • горнодобывающих и карьерных – при добыче угля, разработке рудных и нерудных месторождений, в цветной и черной металлургии;
  • строительных и дорожно-строительных – при подготовке места под возведение крупных зданий, прокладке магистралей и шоссе.

Основные виды работ, которые выполняют с помощью карьерного экскаватора:

  • копание и извлечение материалов (угля, руды, грунта и т. п.);
  • расчистка участков;
  • перемещение материалов по горизонтальной плоскости;
  • погрузка материалов на транспорт с целью последующей перевозки.

Применение карьерных экскаваторов уместно везде, где требуется выполнить крупный объем работ. В противном случае используются машины из категорий средней или малогабаритной техники.

Принцип работы

Карьерные экскаваторы являются гусеничными, что обеспечивает их способность свободно перемещаться по местности с различным рельефом, в т. ч. по холмистым и пересеченным участкам, выступам карьеров и др. Основным рабочим элементом такой техники является ковш. Его конструкция может варьироваться в зависимости от типа выполняемых задач. Рабочий цикл машины состоит из двух базовых этапов:

  • непосредственного копания;
  • перемещения материала к месту отвала либо к точке погрузки.

В зависимости от типа выполняемых работ, гусеничный карьерный экскаватор может оснащаться разноплановым навесным оборудованием.

Особенности конструкции

Конструкция карьерного экскаватора включает в себя следующие базовые элементы:

  • кузов,
  • стрелу,
  • поворотную платформу,
  • нижнюю раму,
  • двуногую стойку,
  • ковш,
  • гусеничные рамы,
  • рукоять.

Для изготовления конструктивных элементов применяется высокопрочная сталь, что обуславливает их устойчивость к нагрузкам. Такая техника способна выполнять масштабные объемы работ при широком диапазоне внешних температур.

Надежность и выносливость карьерных экскаваторов также обуславливаются конструктивными решениями, среди которых:

  • специализированные механизмы торможения дна ковша, которые уменьшают колебания днища, предотвращают его удары о рукоять или корпус;
  • применение в подвеске ковша уравнительного блока, что уменьшает нагрузку на стрелу в процессе выполнения работ;
  • полублоки, закрепленные на балке рукояти, что повышает выносливость последней и ее устойчивость к нагрузкам.

Принцип устройства ходовки

Главными назначениями этого элемента конструкции являются обеспечение движения и перенаправление нагрузки к опорной поверхности от узлов управления и ковша. Современные экскаваторы выпускаются в 2 вариантах:

  • колесные;
  • гусеничные.

В первом случае в состав узла входят 2 моста с приводом. На передней оси предусмотрены подвижные кулаки, которые отвечают за возможность поворота в процессе езды. Также на управляемом мосту есть стабилизаторы, задача которых заключается в обеспечении поперечной устойчивости техники. Преимуществом спецмашин на колесном ходу можно назвать скорость движения. Экскаваторы на пневмошинах способны быстрее перемещаться между разными рабочими объектами без привлечения дополнительных видов транспорта. Колеса дополнены приводом с индивидуальными гидромоторчиками или же работают от единого ДВС, подвески нет. Для увеличения крутящего момента в ступицах предусмотрены редукторы планетарного типа.

Важно: на колесных моделях бывают тормоза с пневмоприводом. Сжатый воздух подается через компрессор, который установлен в двигателе. Пневматика также обеспечивает работу механизма блокировки дифференциала, подключает передний мост (при буксировке – к тормозной системе машины-тягача).

Гусеничные экскаваторы укомплектованы специальными механизмами, которые отвечают за варьирование колеи, улучшают устойчивость техники. Такие модели характеризуются невысокой скоростью передвижения. При перемещении на дальние расстояния используются трейлеры для их перевозки. При землеройных работах на болотах применяются расширенные гусеницы. Их устанавливают на ведущих колесах и катках.

Рабочие инструменты

Для расширения функциональности гусеничные карьерные экскаваторы комплектуются навесным оборудованием. К его наиболее популярным разновидностям относятся:

  • грейфер. Он представляет собой разновидность ковша, который состоит из двух челюстеобразных элементов. Благодаря такой конструкции грейфер может создавать узкие ямы в грунте, изымать из них почву без расширения стенок. Подобные ковши также подходят и для погрузочно-разгрузочных манипуляций;
  • кран. С его помощью осуществляется перемещение грузов, что избавляет от необходимости комплектовать площадку дополнительным грузоподъемным оборудованием;
  • драглайн. Данный элемент предусматривает соединение каната и стрелы гибким сцеплением и используется при выполнении карьерных работ, реже – при очистке водоемов, в строительстве;
  • прямая лопата. Она представляет собой разновидность ковша, который отличается откидывающимся днищем. Предусмотрены также засов и сменные зубья. По типу рукояти прямые лопаты бывают одно- и двухбалочными;
  • обратная лопата. Такое оборудование состоит из стрелы, ковша, стойки и рукояти. Ковш прикрепляется к рукояти, которая фиксируется к стойке. При натяжении каната рукоять двигается против часовой стрелки, вследствие чего ковш погружается в грунт.

Виды сменных рабочих органов для гидравлических экскаваторов

  • Обратные лопаты различной вместимости для копания выемок ниже уровня стоянки машины, выгрузки грунта, зачистки основания забоя. Поворот ковша относительно рукояти позволяет работать в стесненных условиях, в непосредственной близости от инженерных коммуникаций.
  • Прямые лопаты с поворотным ковшом для разработки грунтов как выше, так и ниже уровня стоянки, для погрузочных мероприятий. Оборудование позволяет выполнять планирование и зачистку основания в забое.
  • Специальные ковши для рытья узких траншей и дренажных работ.
  • Двухчелюстные грейферы для рытья котлованов, колодцев и траншей, для погрузки камней и крупнокусковых материалов, копания глубоких выемок, в том числе в стесненных условиях. Оборудование крепят вместо ковша, к рукояти обратной лопаты. Возможно продольное и поперечное раскачивание грейфера. Для копания колодцев глубиной до 30 м в оборудовании используют промежуточные удлиняющие вставки.
  • Ковши со сплошной режущей кромкой и зубьями. Применяются для зачистных и планировочных работ.
  • Погрузочные ковши увеличенной вместимости для доставки мелкокусковых и сыпучих материалов на уровень, расположенный выше стоянки машины, для разработки и погрузки грунтов в транспортные средства или отсыпки в отвал.
  • Бульдозерные отвалы. Используются для засыпки траншей, ям, небольших котлованов.
  • Специальные захваты для бревен и труб.
  • Крановая подвеска для монтажных и грузоподъемных работ.
  • Однозубые и многозубые рыхлители для работы с плотными, мерзлыми грунтами, для взламывания асфальтовых покрытий.
  • Гидравлические, пневматические, гидропневматические молоты со сменными рабочими органами для разрушения скальных грунтов, кирпичной кладки, железобетона, дорожных покрытий, фундаментов, трамбовки почвы, дробления негабаритных кусков горных пород, погружения шпунта и свай.

Технические характеристики

Основной характеристикой карьерного экскаватора является емкость его ковша. В зависимости от модели она может достигать 50 м3. Чем больше вместительность, тем выше производительность экскаватора, поскольку возрастает объем грузов, которые он способен перемесить за один раз. Кроме того, имеют значение следующие характеристики данной техники:

  • длина стрелы – до 55 м;
  • скорость перемещения экскаватора – до 2,5 км/ч;
  • рабочий цикл – порядка 50 с;
  • ширина гусеницы – до 24 м;
  • радиус черпания и выгрузки – до 24 м;
  • радиус копания и зачистки – до 30 и 20,4 м соответственно;
  • высота разгрузки и копания – до 24 и 21 м соответственно;
  • давление на грунт – до 0,42 МПа.

Самые крупные

Одной из самых больших и востребованных на российском строительном рынке является модель карьерного гусеничного экскаватора ЭКГ-15.

Эта модель подходит для выполнения следующего спектра работ:

  • Разработка и вскрытие пород.
  • Вскрытие пород, которые покрывают полезные ископаемые.
  • Устранение отвалов, меловых и кварцевых наслоений.
  • Прохождение широких, так называемых зарезанных траншей.
  • Выгрузка пород в прицепы и вагоны.

Весит самый большой агрегат ЭКГ-15 около 672 т, имеет вместимость ковша до 15 м³, протяженность стрелы составляет 18 м, высота копания равна 16,4 м, а радиус копания — 22,6 м.

Перед тем как выбрать самый лучший и надежный механизм данного типа, стоит хорошо изучить его технические характеристики и обратить внимание на следующие нюансы:

  • Условия, в которых можно применять технику.
  • Производительная мощность.
  • Количество ковшей.
  • Ходовая часть.
  • Особенности управления.

Чаще всего покупают карьерные машины гусеничного типа, поскольку они обладают высокой производительностью, способны стоять на подвижном грунте, обладают оптимальным весом, который правильно распределяется по поверхности земли. Внимание при выборе машины надо обратить на продукции компаний МАЗ, БелАЗ, Хюндай, ОМЗ, Уралмаш, Карстяжмаш, Caterpillar, Komatsu.

Трактор русич

Трактор кентавр

Дт 75 казахстан

Мини-экскаватор собственноручно: от поиска чертежей до процесса сборки

Обзор модельного ряда экскаваторов ЮМЗ: технические характеристики ЮМЗ-6, ЭО-2621, сколько весит трактор Петушок

Технические характеристики и модификации экскаватора ЭО-4225

Классификация (виды)

По нормативным документам РФ различают следующие разновидности карьерных экскаваторов.

  • ЭКГ. Это гусеничная техника, ковш которой поднимается с помощью канатов. Машина широко используется для проведения строительных и карьерных работ.
  • ЭГ. Подъем ковша у таких гусеничных экскаваторов осуществляется с помощью гидравлического механизма.
  • ЭГО. Данной аббревиатурой маркируются экскаваторы с обратной лопатой.
  • ЭДГ. Такие экскаваторы укомплектованы драглайном.
  • ЭКР. Это рельсово-шагающий или гусеничный экскаватор роторного типа, укомплектованный несколькими ковшами.
  • ЭКГВ. Он представляет собой универсальный гидравлический экскаватор с одним ковшом, приводимым в движение посредством гидросистемы.

Есть также и другие варианты классификации карьерных экскаваторов:

  • по количеству гусениц – 2, 4 либо 8;
  • типу привода – гидравлический, механический, электрический, гидромеханический;
  • типу рабочего цикла – циклические и непрерывные;
  • углу вращения – полно- и неполноповоротные.

Зарубежная классификация такой спецтехники отличается от российской.

Классификация экскаваторов по типу двигателя

Дизельные

Экскаваторы данного типа мобильны в работе, но их использование требует расходов на топливо. Неэкомичность компенсируется возможностью быстро перемещать технику с одного объекта на другой.

Электрические

Этот класс экскаваторов менее затратен в отношении ресурса питания, но не отличается мобильностью. Если есть возможность надолго прикрепить технику к одному строительному объекту, то используется именно техника электрического типа.

← Как правильно выбрать бульдозер

Экскаваторы-погрузчики: характеристики →

Экскаваторы-погрузчики

JCB 3CX

Глубина копания5,46 м.
Объем ковша1,0 м
3
стоимость аренды11000 р.

Caterpillar 432F

Глубина копания4,87 м.
Объем ковша1,03 м
3
стоимость аренды (7+1)11000 р.

Volvo BL71B

Глубина копания5,35 м.
Объем ковша1,0 м
3
стоимость аренды (7+1)11000 р.

Колёсные экскаваторы

JCB JS175W

Глубина копания6,23 м.
Объем ковша0,9 м
3
стоимость аренды9600 р.

Doosan S180W-V

Глубина копания6,0 м.
Объем ковша0,93 м
3
стоимость аренды (7+1)9600 р.

Hyundai R200W-7

Глубина копания6,38 м.
Объем ковша0,8 м
3
стоимость аренды (7+1)9600 р.

Гусеничные экскаваторы

Hitachi ZX 180 LCN-5G

Глубина копания6,2 м.
Объем ковша0,7 м
3
стоимость аренды (7+1)10000 р.

JCB JC220LC

Глубина копания6,6 м.
Объем ковша1,2 м
3
стоимость аренды10800 р.

JCB JS330

Глубина копания8,2 м.
Объем ковша1,85 м
3
стоимость аренды13000 р.

Правила выбора

При выборе гусеничных карьерных экскаваторов отталкиваются от следующих базовых факторов:

  • мощности техники;
  • количества ковшей;
  • условий эксплуатации.

Мощность и количество ковшей напрямую определяют производительность машины, т. е. объем работ, который она способна сделать за определенный временной промежуток. От условий эксплуатации (карьер, городская застройка, стройплощадка и т. п.) зависят тип привода и другие конструктивные особенности оптимальной модели.

Какие преимущества дает гидравлический привод

  • Упрощение кинематики трансмиссии и рабочего оборудования.
  • Уменьшение габаритов и массы машины при сохранении мощности.
  • Расширение номенклатуры совместимого сменного оборудования.
  • Максимальное использование мощности силовой установки.
  • Рациональное совмещение рабочих операций.
  • Плавность движений, точная ориентация рабочего органа.
  • Повышение универсальности и мобильности экскаваторов, улучшение качества работ, возможность выполнения операций в труднодоступных местах.
  • Повышение производительности машин на 30–35 %.
  • Увеличение усилия копания в среднем в 1,5–2 раза.
  • Бесступенчатая регулировка скоростей.
  • Доступность запчастей, возможность модернизации техники.
  • Улучшение условий труда машиниста.

Гидравлические машины более подвижные и технологически гибкие, чем механические. Экскаваторы имеют уменьшенную массу, поэтому могут работать как прямой, так и обратной лопатой. Гидравлические модели предпочтительны для выполнения операций в сложных горно-геологических условиях.

Карьерные экскаваторы Cat®

Известный американский производитель спецтехники – компания Caterpillar – выпускает карьерные гусеничные экскаваторы, рассчитанные на самые жесткие условия эксплуатации. Машины Cat отвечают повышенным требованиям в плане выносливости и надежности, отличаются экономичным расходом топлива, обеспечивают комфортные условия для оператора. Увеличенная вместительность ковша позволяет повысить производительность. Использование такой техники помогает уменьшить себестоимость выполнения горнодобывающих, строительных и других работ.

Популярные модели

6015B. Полная мощность такого экскаватора составляет 606 кВт, масса – 140 тонн, а вместимость ковша – 8,1 м3. Это новая гидравлическая модель для горной разработки. Экскаватор 6015B перемещает более значительные объемы материала при меньших расходах.

Техника данной модели комплектуется самыми мощными в своем классе двигателями, что позволяет сократить рабочий цикл. Кроме этого, увеличены габариты стандартного ковша относительно модели 5110В, оптимизирована загрузка на фирменные самосвалы Cat. Повышение эффективности также достигается за счет плавающей стрелы, способной регенерировать масло в своем контуре (это снижает нагрузку на мотор), рекуперации энергии поворотного механизма, фирменных интегрированных технологий управления и др.

6020B. Полная мощность данной модели составляет 778 кВт, масса – 224 тонны, а вместимость ковша – 12 м3. Это карьерный гусеничный экскаватор, характеризующийся простотой, долговечностью и надежностью.

Он разработан инженерами Caterpillar с нуля, с учетом потребности пользователей в технике, которая отличалась бы простотой в эксплуатации. Машина 6020B имеет модульную конструкцию и характеризуется легкостью в сборке, обслуживании и управлении. Процесс обучения занимает сравнительно мало времени, а работы выполняются эффективно и безопасно. Техника 6020B имеет лучшую в своем классе эффективность, что достигнуто посредством технологии распределения потока отдельного насоса. Кабина обладает современной конструкцией и планировкой, обеспечивает улучшенную обзорность.

6040/6040FS. Полная мощность такого карьерного экскаватора составляет 1516 кВт, масса – 407 тонн, а вместимость ковша – 22 м3. Данная модель стала эталоном надежности, выносливости и долговечности в категории гидравлической техники. В экскаваторах 6040/6040FS увеличено время безотказного функционирования, что достигается за счет обновленной конструкции ходовой части.

Стандартные характеристики такой спецтехники разработаны согласно принципам MDG 15 и 41, что позволило повысить безопасность выполнения задач. В комплексе с наличием проверенных функций, например TriPower для FS, системой CAMP и полностью независимой масляной системой охлаждения, все это делает машины 6040/6040FS флагманами в линейке гидравлических карьерных экскаваторов Cat.

Применение одноковшовых экскаваторов на карьерах строительных горных пород

В практике открытых горных работ используются самые различные виды выемочно-погрузочного оборудования с широким диапазоном технологических и эксплуатационных качеств (рис. 3.17).
Основной объем выемочно-погрузочных работ на карьерах строительных горных пород выполняется одноковшовыми экскаваторами цикличного действия.

Отечественная промышленность выпускает шесть типов одноковшовых экскаваторов: строительные, карьерно-строительные, карьерные, гидравлические, вскрышные, шагающие.


Наибольшим разнообразием отличаются строительные экскаваторы с вместимостью ковша от 0,15 до 4 м. Их оснащают дизельным, дизель-электрическим, электрическим приводом, сменным рабочим оборудованием прямой и обратной мехлопат, драглайна, крана, грейфера. Ходовое устройство гусеничное или пневмоколесное. Они предназначены в основном для производства земляных работ при сооружении различных объектов и вспомогательных работ в карьерах. В качестве основного выемочно-погрузочного оборудования их применяют на карьерах по добыче строительных горных пород с производственной мощностью 0,5—2 млн м3/год. Строительные экскаваторы имеют индекс ЭО (экскаватор строительный одноковшовый).

Карьерно-строительные гусеничные экскаваторы (ЭКСГ) выпускаются с вместимостью ковша 1,25—8 м3. Карьерные экскаваторы (ЭКГ) выпускают только с электрическим многодвигательным приводом на гусеничном ходу и оснащают рабочим оборудованием прямой мехлопаты. Их типоразмерный ряд представлен базовыми моделями с вместимостью ковшей от 2 до 20 м3. Их индекс, например, ЭКГ-8И, означает: экскаватор карьерный на гусеничном ходу с вместимостью ковша 8 м3. Ижорского завода. Ряд моделей имеет удлиненное оборудование для верхней погрузки (ЭКГ-4у, ЭКГ-6,3у).

У гидравлических экскаваторов (ЭГ) все виды рабочих органов шарнирно связаны с полноповоротной или частично поворотной платформой и перемещаются с помощью гидроцилиндров. Отечественный параметрический ряд карьерных гидравлических экскаваторов включает базовые модели с вместимостью ковшей от 8 до 50 м3. Их ходовое устройство — гусеничное, основное рабочее оборудование — прямая мехлопата, привод — электрический многодвигательный. Группа цифр, расположенная за буквенным индексом, указывает на вместимость ковша в кубометрах (индекс ЭГ-12 означает: экскаватор гидравлический с вместимостью ковша 12 м3). Наряду с карьерными выпускается несколько моделей универсальных строительных гидравлических экскаваторов с вместимостью ковша до 4 м3 и сменным рабочим оборудованием: обратная мехлопата (реже прямая), грейфер, кран, гидромолот, зуб-рыхлитель и др. Ковш гидравлического экскаватора имеет три степени свободы, поэтому обладает разнообразной траекторией движения, обеспечивающей более эффективное использование мощности для внедрения и наполнения ковша, а также извлечения из забоев негабаритов. Большой интерес к гидравлическим экскаваторам обусловлен их главным технологическим преимуществом перед канатными — значительным увеличением усилий на рабочем органе без нарастания массы машины (экскаватор ЭГ-12 имеет массу 260—280 т при напорном усилии 1100 кН, а ЭКГ-12,5 — соответственно 684,5 т и 588 кН).

Вскрышные гусеничные экскаваторы (ЭВГ) оснащены прямой мехлопатой и многодвигательным электроприводом. Они снабжены удлиненными стрелой и рукоятью и предназначены в основном для перемещения породы в отвал. Ввиду большой массы экскаваторов их ходовое устройство многогусеничное с четырьмя спаренными гусеничными тележками. Вскрышные экскаваторы с вместимостью ковша до 15 м3 маркируют подобно карьерным (ЭВГ-6, ЭВГ -15), а в индексе более мощных машин присутствуют две группы цифр — ЭВГ-35/65 (числитель означает вместимость ковша в м3, знаменатель — длину стрелы в м).

Шагающие экскаваторы (ЭШ) имеют рабочее оборудование драглайна. Ряд отечественных машин включает модели с ковшами вместимостью от 5 до 100 м3. Драглайны оснащены удлиненными стрелами и предназначены главным образом для непосредственной перевалки вскрышных пород в выработанное пространство карьера. Их маркировка схожа с маркировкой вскрышных экскаваторов — ЭШ-10/70 (числитель — вместимость ковша в м3, знаменатель — длина стрелы в м).

Основные технологические параметры механических лопат: вместимость ковша, рабочие параметры (радиус и высота черпания и разгрузки, которые зависят от длины рукояти и стрелы, угла наклона последней, а также от положения мест черпания и разгрузки), габариты, преодолеваемый уклон, масса, удельное давление на фунт.

Карьерные механические лопаты с электрическим многодвигательным приводом, на гусеничном ходу применяются для выемки мягких и разрушенных пород любой кусковатости. Они используются (вместимость ковша 2—25 м3, высота уступов 6—20 м) на карьерах любой производственной мощности с применением наиболее распространенной нижней погрузки.

Выемка пород мехлопатами ведется торцевым (боковым), продольным (фронтальным) или тупиковым забоями (рис. 3.18).


Для верхней погрузки предпочтительны экскаваторы с удлиненным рабочим оборудованием. При равном объеме ковша техническая производительность экскаватора с удлиненным оборудованием на 20 — 40 % ниже, чем обычных лопат. Верхняя погрузка эффективна в тех случаях, когда в результате улучшения транспортного обслуживания повышается эксплуатационная производительность экскаваторов, сокращаются затраты на фанспортирование пород, улучшаются показатели горных работ карьера.

Ширина заходки экскаватора определяется (в м) по выражению:

где Rч.у. — радиус черпания на уровне стояния, м.

При автомобильном транспорте часто применяют узкие заходки шириной (0,7-1) Rч.у. и двухстороннюю погрузку автосамосвалов. Число заходок по развалу взорванной горной породы зависит от его ширины, которая в зависимости от физико-механических свойств пород и методов взрывания изменяется от 1,3 до 5 высоты уступа.

Высота разрабатываемого уступа в мягких породах по условию обеспечения безопасности не должна превышать максимальной высоты Hчmax черпания экскаватора, т.е. hy < Hч max. Высота разрабатываемого уступа в скальных и полускальных породах не должна превышать максимальной высоты черпания экскаватора Hч max более чем в 1,5 раза.

При разработке неоднородных по прочности пород, представленных пластами различной мощности, прямые мехлопаты используются для раздельной выемки и забойной сортировки различных пород. В случае горизонтального напластования пород может быть использована раздельная выемка несколькими заходками по высоте развала (см. рис. 3.19, а). Ввиду малой мощности пластов уступ взрывается на полную высоту, и экскаватор последовательно слоями сверху вниз отрабатывает заходку с верхней погрузкой. При разработке залежей, представленных крутыми и наклонными пластами, возможна раздельная выемка заходками переменной ширины (см. рис. 3.19, б). Для забойной экскаваторной сортировки пород характерна выборочная выемка в плане (см. рис. 3.19, в). Техническая характеристика прямых и обратных механических лопат приведена в табл. 3.16 и табл. 3.17.


Структура индексов одноковшовых универсальных экскаваторов приведена на рис. 3.20.

Теоретическая (паспортная) производительность экскаваторов зависит только от конструктивных факторов: линейных размеров рабочего оборудования, кинематической схемы и расчетно-конструктивных скоростей движения ковша, вместимости ковша, мощности двигателей и др. Она определяется (в м3/ч) согласно выражению:

где n — конструктивно-расчетное число циклов в минуту (или число ковшей, разгружающихся в минуту); E — вместимость ковша, м3; tц — теоретическая продолжительность рабочего цикла, с.

Теоретическая продолжительность цикла определяется, исходя из конструктивных данных мехлопаты, при высоте забоя, равной высоте напорного вала, угле поворота 90° и разгрузке породы в отвал. Ее величина указывается в паспорте экскаватора.

Техническая производительность экскаваторов относится к часу непрерывной работы и устанавливается по теоретической производительности (в м3/ч) с учетом коэффициентов, характеризующих конкретные условия работ:

где tцд — расчетная (действительная) продолжительность цикла в конкретных данных условиях, с, Кн — коэффициент наполнения ковша; Kp — коэффициент разрыхления породы в ковше; Кэ = Кн/Кр — коэффициент экскавации, характеризующий совокупное влияние физико-механических свойств пород на производительность экскаватора.

Значения коэффициентов Кн и Kр приведены в табл. 3.18.


Эксплуатационная сменная производительность экскаватора Qсм характеризует объем работы, который выполняет или может выполнить мехлопата с учетом действительных затрат времени на технические, технологические и организационные работы и перерывы, и определяется по выражению, м3/смену: где Тсм — продолжительность смены, ч; n — коэффициент использования экскаватора во времени в течение смены.

Для конкретных практических расчетов производительность экскаваторов необходимо брать из «Единых норм выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспорт».

У драглайнов так же, как и у механических лопат, различают следующие рабочие параметры и габаритные размеры; радиусы черпания и разгрузки, которые определяются длиной стрелы, углом ее наклона и величиной заброса ковша; отклонение подъемного троса от вертикали при забросе ковша составляет 15—20°; глубина черпания, которая зависит от длины стрелы, угла ее наклона, расположения драглайна в забое, физико-механических свойств породы, длины тросов и квалификации машиниста, высота разгрузки, определяемая длиной стрелы и углом ее наклона, радиус вращения задней части кузова; высотный размер кузова.

Техническая характеристика драглайнов приведена в табл 3.19.


Обычный наклон стрелы драглайна составляет 25—45°. Угол наклона стрелы уменьшают для увеличения глубины и радиуса черпания драглайна. При нижнем черпании высота отрабатываемого уступа определяется возможной (паспортной) глубиной черпания, углом откоса забоя и условиями разгрузки ковша.

Положение промежуточного горизонта и высота верхнего подуступа для драглайна определяется конструктивными особенностями экскаватора. Исходя из высоты разгрузки ковша, максимальная высота верхнего подуступа должна быть не более Hв<0,8Hpmax, где Нрmax — максимальная высота разгрузки драглайна, м.

Максимальная ширина заходки драглайна Amax определяется способом его работы и радиусом черпания (в м). Ее принимают с таким расчетом, чтобы углы разворота экскаватора в каждую сторону от его оси w1 и w2 не превышали 45° с целью сокращения продолжительности цикла, т.е.

Производительность драглайнов рассчитывается по тем же формулам, что и для мехлопат (формулы 3.72—3.74). Однако ввиду различного принципа выполнения отдельных операций (черпание, разгрузка) составляющие в указанных формулах будут иметь другое значение.

Средняя величина коэффициента наполнения ковша драглайна для различных пород составляет:

• влажные пески, суглинки — 1,05—0,9;

• песчано-глинистый грунт с галькой — 0,9—0,7;

• глинистые и суглинистые породы средней плотности — 0,9—0,6;

• плотные глинистые породы — 0,7—0,4;

• песчано-глинистые породы с галькой и валунами — 0,7—0,4.

Длительность цикла драглайна на 20—50 % больше, чем у механической лопаты с ковшом той же вместимости. Это обстоятельство влечет за собой меньшее число циклов в единицу времени и меньшую производительность драглайна, которая в практических условиях на 20—25 % ниже производительности механической лопаты.

Драглайны составляют около 20 % парка одноковшовых экскаваторов, и с их применением выполняется около 20 % объемов горных и земляных работ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]