Если экскаватор оснащается крановым оборудованием, то к работе с ним допускаются лица, прошедшие обучение и получившие аттестат в соответствии с правилами Госгортехнадзора.
Экскаваторы обслуживаются либо машинистом, либо машинистом и помощником машиниста. Численность обслуживающего персонала зависит от мощности машины и производственных условий.
Как правило, на экскаваторах с вместимостью ковша до 0,5 м 3 должен работать один машинист, а с вместимостью ковша выше 0,5 м 3 – машинист и помощник машиниста. Однако если экскаватор с вместимостью ковша менее 0,5 м работает в тяжелых условиях, в одиночку, вдали от населенных пунктов, то вместе с машинистом обслуживает машину и помощник машиниста. И наоборот, мощный с большой вместимостью ковша экскаватор может управляться и обслуживаться одним машинистом, если машина работает в населенном пункте, вблизи своего парка.
При работе в несколько смен один из сменных машинистов назначается старшим по машине. Ответственность за общее состояние и исправность экскаватора несет старший машинист (он же бригадир), а в каждой смене – сменный машинист.
Управляют экскаваторами машинисты 5—6-го разряда, помощники машинистов имеют более низкий разряд.
Обязанности машиниста экскаватора:
- выполнять сменное производственное задание;
- управлять экскаватором и руководить работой помощника;
- заботиться о своевременном снабжении экскаватора горюче-смазочными и другими материалами;
- отвечать за состояние экскаватора;
- руководить техническим обслуживанием и ремонтом экскаватора в своей смене;
- отвечать за соблюдение правил техники безопасности;
- приступая к работе, проверять действие рычагов, педалей управления, рулевого колеса, контрольно-измерительных приборов, состояние смазки основных узлов, уровни масла в картерах, коробках передач и других узлах, топлива в баке, воды в радиаторе водяного охлаждения и рабочей жидкости в баках гидросистемы;
- следить за работой двигателя и его систем, за давлением в пневмосистеме, работой фрикционов и тормозов, навивкой канатов на барабаны, состоянием узлов машины и состоянием гидропривода, электрооборудования и сигнала, натяжением цепей и гусениц, давлением в шинах.
При обнаружении неисправности машинист обязан немедленно прекратить работу и устранить неисправность. Если это невозможно, то он должен сообщить о неисправности лицу, ответственному за эксплуатацию экскаваторов в организации, которой принадлежит машина.
Обязанности помощника машиниста экскаватора:
- смазывать узлы экскаватора;
- следить за работой экскаватора и предупреждать машиниста о неисправностях;
- следить за чистотой экскаватора, за сохранностью инструмента и инвентаря;
- участвовать в техническом обслуживании экскаватора.
После смены машинист вместе с помощником машиниста обязан подготовить и передать машину сменщикам. Для этого они тщательно очищают экскаватор от грязи и пыли и, если это возможно, моют его, проверяют крепление основных узлов, устраняют неисправности, обнаруженные во время работы, смазывают узлы, заправляют машину горюче-смазочными материалами и водой, после всего делают запись в сменном журнале о работе экскаватора с указанием выполненных объемов, продолжительности работ, причин простоев и т.д.
Машинист, принимающий экскаватор, обязан проверить на холостом ходу работу механизмов экскаватора. После этого оба машиниста расписываются в сменном журнале о сдаче и приемке экскаватора.
Машинисту и его помощнику следует помнить, что для безаварийной работы экскаватора им необходимо изучить и четко выполнять инструкцию по эксплуатации своего экскаватора.
Тип документа: Инструкция
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 19,0 кб
Технические характеристики ЭКГ-5А
Экскаватор ЭКГ-5А предназначен для умеренного климата с интервалом температур от -40 до +40°С, а также для тропического климата на высоте не более 1 000 м над уровнем моря. Перечислим его отдельные технические характеристики.
Радиус черпания наибольший | 14,5 м |
Радиус черпания на уровне стояния | 9,04 м |
Высота черпания наибольшая | 10,3 м |
Радиус выгрузки наибольший | 12,65 м |
Высота выгрузки наибольшая | 6,7 м |
Просвет под поворотной платформой | 1,85 м |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении | 205/162/127 кПа |
Расчетная продолжительность цикла | 23 с |
Область использования экскаваторов ЭКГ-5А
Данные мощные машины используются преимущество в добывающей и перерабатывающей промышленности. Они незаменимы для копания грунта и твердых фракций, полезных ископаемых. Экскаваторы — спутники горной деятельности, металлургии, добычи угля и строительной отрасли.
Несмотря на свою мощность, машины ЭКГ-5А обладают динамичной управляемостью, а их обслуживание и сервис не доставляет особых хлопот.
Среди производителей экскаваторов ЭКГ-5А ведущие позиции занимают:
- ЗАО «Горные машины»;
- АО «Уралмаш»;
- АО «Ижорские заводы».
Устройство ЭКГ-5А
Модель состоит из следующих составных частей: поворотной части, включающей в себя поворотную платформу с расположенными на ней механизмами, и рабочее оборудование; ходовой тележки, состоящей из нижней рамы, двух гусеничных рам с колесами и гусеничными цепями; ходового механизма, зубчатого венца, роликового круга.
Все механизмы на платформе ЭКГ-5А закрыты кузовом. Для удобства ремонта и монтажа механизмов на платформе кровля кузова имеет съемные панели. Расположение основных агрегатов и узлов машины обеспечивает свободный доступ к ним для осуществления монтажных, демонтажных и ремонтных работ. Большинство механизмов и составных частей имеют блочную конструкцию и взаимозаменяемы, что позволяет применять при ремонтах агрегатно-узловой метод.
Источник фото: techstory.ruВес ЭКГ-5А составляет 196 тонн
Экскаваторы ЭКГ: инструкция, отзывы, фото
Экскаваторы ЭКГ традиционно замают прочные позиции в автопарках крупных горнодобывающих предприятий России. Это мощная техника, предназначенная для непосредственного комплекса работ со срезами. Некоторые экскаваторы морально устарели, многим из них уже более 30 лет, тем не менее, они продолжают эффективно выполнять свои задачи. Такая долговечность объясняется простой классической схеме устройства экскаваторов ЭКГ и максимальному применению металлов в конструкции.
Назначение экскаваторов ЭКГ
Аббревиатура ЭКГ уже говорит об основном применении данной техники – Эскаватор Карьерный Гусеничный. Основная задача, выполняемая экскаваторной техникой – разработка карьеров с грунтами различных категорий твердости. Для ее выполнения экскаватор выполняет комплекс следующих работ:
- разработка разреза карьера;
- вскрытие полезных ископаемых;
- погрузка и перемещение добытых пород в транспорт.
Экскаваторы типа ЭКГ эксплуатируются в основном на открытых горнодобывающих предприятиях, в строительной отрасли для добычи строительных материалов и выполнения землеройных работ.
Базовое устройство экскаваторов ЭКГ
ЭКГ устроены по принципу простого канатного экскаватора. Это гусеничные полноповоротные, одноковшевые электрические машины. В некоторых моделях применяется электро-дизельный силовой агрегат. Стандартное рабочее оборудование любой из моделей – прямая механическая лопата – может быть удлиненным, что обязательно отмечается в обозначении модели.
Базовая конструкция для экскаваторов ЭКГ создана по традиционной схеме и применяется во всех модификациях со стандартными элементами:
- ходовая тележка, состоящая из рамы, гусениц, редукторов хода и зубчатого венца;
- центральная цапфа с роликовым кругом;
- поворотная площадка, на которой располагаются кабина машиниста, поворотные механизмы, лебедки, электрооборудование и стойки;
- стрела с канатами, выполняющими подъем и опускание стрелы, открывание и подъем ковша;
- открывающийся ковш со съемными зубьями, который соединяется со стрелой рукоятью, выполненной в виде двух балок.
Раздельный привод обеих частей гусеничного хода позволяет тяжелой технике выполнять поворот на месте с минимальным радиусом и сохранять устойчивость при работе на рельефе с уклоном.
Особенности основных модификаций экскаваторов ЭКГ
В обозначении модификаций экскаваторов ЭКГ, следующая после аббревиатуры цифра означает объем ковша в кубометрах. Емкость ковша экскаваторов ЭКГ варьируется от минимального 4 куб.м. и максимального – 46 куб.м. Дополнительные буквы в серии обозначают или название завода-производителя, или особенности строения.
ЭКГ-5А
Модель, наиболее популярная с 1980 г. вплоть до сегодняшних дней. Машина показала себя приспособленной для работы в самых сложных климатических условиях. Кроме этого слаженная работа механизмов и узлов позволяет этой модификации ЭКГ справляться с задачами различного уровня и грунтами всех категорий. Хотя эта модификация уже порядком устарела, она по-прежнему эксплуатируется. Это объясняется тем, что отсутствуют сложности в эксплуатации и обслуживании. Кроме этого расходные запчасти и детали доступны для массового потребителя.
- ЭКГ-5Д – оборудован первичным дизельным силовым агрегатом, эксплуатируется в карьерах, где нет доступа к линии электропередач.
- ЭКГ-5В – ковш этой модели оснащается пневмоударными зубами, которые применяются при разработке каменистых и угольных пород.
ЭКГ-10
Основное отличие от предыдущей модельной линейки заключается в более мощном отрывном подъеме и увеличенной емкостью ковша от 8 до 10 кубометров.
- ЭКГ-10М – характеризуется более расширенной конструкцией ковша, которая позволяет заполнять объем 11,5 кубометров более легкими породами. Предназначен для работы в угольных карьерах.
- ЭКГ – 8УС – вместимость ковша 8 куб.м. При этом отличается удлиненными рабочими органами и предназначен для выполнения погрузочных или разработочных работ в труднодоступных уровнях.
ЭКГ-12
Эта модификация не относится к массовым моделям. Их было произведено несколько единиц.
ЭКГ-12В – оснащается ковшом с пневматическими молотковыми зубьями. Эксплуатируются в карьерах со скальными породами, которые были разработаны с помощью взрывной силы.
ЭКГ-15
В базовой конструкции оснащается удлиненными рабочими органами. Основное применение в разработках вскрышных пород и грунтов и последующей их погрузки в авто- и железнодорожный транспорт.
ЭКГ-18 – имеет 170 тонн подъемного и 80 тонн напорного усилия.
Модели ЭКГ-20, ЭКГ-12 – экскаваторы, фото которых увидеть вероятнее, чем саму технику, сосредоточенную в руках частных компаний и на протяжении нескольких десятков лет и исправно выполняющую свои функции.
Отзывы о технике ЭКГ и цены на модели массового производства
Эксплуатация экскаваторов ЭКГ показала свою надежность и неприхотливость в разных условиях эксплуатации. Владельцы объясняют долговечность и надежность ЭКГ тем, что в конструкции преимущественно используется легированная сталь. Неисправности, вызванные износом деталей, легко устраняются благодаря доступности и низкой стоимости расходников и запчастей.
Экскаваторы ЭКГ относятся к дорогостоящей спецтехнике. Но и эксплуатируются они, как правило, в крупных проектах. Цена на машины ЭКГ, которые не старше 25 лет составляют в среднем 50 000 000 рублей. Стоимость более «свежих» моделей может достигать 200 000 000 рублей.
Видео
Рабочее оборудование, ходовая часть
Рабочее оборудование ЭКГ-5А включает ковш, рукоять ковша, механизм открывания ковша, стрелу с напорным механизмом и двуногую стойку. Нижний конец стрелы опирается на подпятники поворотной платформы, а верхний — поддерживается на весу канатным полиспастом. На поворотной платформе установлены подъемная лебедка, два поворотных механизма, электрооборудование, пневмосистема, двуногая стойка, стреловая лебедка и кузов.
В передней правой части платформы расположена кабина машиниста. Поворотная платформа через роликовый круг опирается на ходовую тележку и соединена с ней центральной цапфой. Между поворотной и нижней рамами установлен высоковольтный токоприемник. Ходовая тележка состоит из нижней рамы, гусеничного хода, зубчатого венца с нижним кольцевым рельсом, редуктора хода с тормозом, гидросистемы управления тормозом, муфтами переключения гусеничного хода.
Источник фото: techstory.ruФото ЭКГ-5А
Ковш ЭКГ-5А состоит из передней и задней стенок, днища, коромысла и обоймы с уравнительным блоком. Передняя стенка из высокомарганцовистой стали снабжена пятью съемными зубьями из той же стали. Передняя стенка и зубья наплавляются твердым сплавом типа «Сормайт». Корпус ковша соединяется пальцами с коромыслом и днищем. Рукоять ковша состоит из двух сварных балок прямоугольного сечения, изготовленных из листов низколегированной стали с приваренными цельнокатаными рейками. Стрела представляет собой сварную металлическую конструкцию коробчатого сечения. На стреле карьерного гусеничного аппарата ЭКГ-5А установлены напорный механизм, головные блоки, блоки стрелового каната и лебедка открывания ковша. Для устойчивости стрела закреплена к поворотной платформе боковыми тягами.
Электропривод ЭКГ-5А
Напорный механизм приводится от электродвигателя, на валу которого закреплена шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом промежуточного вала редуктора. Поворотный механизм состоит из двух одинаковых агрегатов. Каждый из них имеет вертикальный электродвигатель с фланцем, опирающимся на корпус редуктора. Ходовой механизм приводится в движение электродвигателем, установленным на передней стенке нижней рамы.
Источник фото: techstory.ruОбъем ковша ЭКГ-5А — 5,2 куб.м
Пневматическая система предназначена для управления тормозами подъема, поворота, напора, продувки электрооборудования от пыли, подачи звукового сигнала и привода различного пневматического инструмента сжатым воздухом от одноступенчатого двухцилиндрового компрессора подачей 580 л/мин рабочим давлением 0,7 МПа. Гидросистема ЭКГ-5А предназначена для управления тормозом ходового механизма и механизма переключения гусениц. Основные детали гидросистемы расположены на задней стенке нижней рамы.
Машина получает питание от высоковольтного приключательного пункта. Качество электроснабжения должно обеспечиваться потребителем по нормам действующей норматив-но-технической документации. Потребляемая мощность в получасовом режиме составляет 250-275 кВт при средневзвешенном коэффициенте мощности 0,6. Для питания от приключательного пункта рекомендуется высоковольтный кабель КШВГ-Зх16+1х6 для условий умеренного климата или КШВГ-Т-Зх25+1хЮ для условий тропического климата. Для управления высоковольтным электродвигателем Аг-М (пятимашинного преобразо-вательного агрегата) и силовым трансформатором собственных нужд Тр1 применено мало-габаритное высоковольтное комплектное распределительное устройство РУ с общим разъединителем, масляным выключателем на ток отключения 1,25 кА, имеющими ручной привод, и предохранителями на 8 А или 16 А при напряжении питающей сети 6 000 В или 3 000 В соответственно.
Схема электрическая однолинейная
Релейная токовая защита, а также защита от грозовых перенапряжений и учет расхода потребляемой электроэнергии обеспечивается потребителем на электроподстанции или на приключательном пункте. Заземление корпуса производится к контуру заземления карьера через заземляющую жилу кабеля КШВГ. Питание электродвигателей подъема, напора, поворота, хода осуществляется по системе генератор — двигатель постоянным током с управлением от силовых магнитных усилителей УК-УМСП, УК-УМСН, УК-УМСВ кулачковыми командоконтроллерами ККП, ККН, ККВ.
В системе управления ЭКГ-5А предусмотрены блоки и узлы, обеспечивающие стабильность механических характеристик главных приводов при изменении температуры электрических машин: блоки токоограничения — УК-БТОП, УК-БТОН, УК-БТОВ; блок стабилизации токов возбуждения двигателей главных приводов — УК-БСТВ; узел автоматического копания — УК-БАК. На экскаваторе предусмотрен контроль состояния изоляции электросети 220 В переменного тока РУ-Р, также силовых цепей и цепей управления постоянного тока.
Общие и частные параметры
Общие параметры
Параметры | Значение |
Вместимость ковша, м3 | 5, 2 |
Радиус черпания, м | 14, 5 |
Высота черпания, м | 10,3 |
Просвет под поворотной платформой, м | 1, 85 |
Рабочая масса, т | 196 |
Параметры ковша
Масса, т | 9, 935 |
Длина, м | 2, 45 |
Ширина, м | 2, 19 |
Высота, м | 2, 56 |
Характеристики рукоятки ковша
Масса, т | 7, 95 |
Длина, м | 7, 915 |
Ширина, м | 1, 774 |
Параметры стойки
Масса, т | 3, 48 |
Длина, м | 6, 45 |
Ширина, м | 1, 4 |
Параметры поворотной платформы
масса, т | 18, 9 |
Длина, м | 8, 1 |
Ширина, м | 5, 0 |
Высота, м | 1, 2 |
Характеристики нижней и гусеничной рамы
Показатель | Нижняя рама | Гусеничная рама |
Масса, т | 10, 5 | 5, 45 |
Длина, м | 3, 0 | 5, 5 |
Ширина, м | 3, 0 | 0, 75 |
Высота, м | 1, 68 | 1,0 |
Параметры кабины
Масса, т | 1,1 |
Длина, м | 2, 36 |
Ширина, м | 1, 35 |
Высота, м | 2, 76 |
Технические параметры двигателей
Сетевой двигатель является сердцем всего механизма экскаватора. Он обладает мощностью в 250 кВт, а его масса составляет более 2 тонн. Кроме сетевого двигателя, который представлен моделью Аг-М, экскаватор снабжён ещё тремя движущими узлами.
Двигатель хода и напора
Масса, т | 0, 86 |
Длина, м | 1, 28 |
Ширина, м | 0, 59 |
Двигатель поворота
Масса, т | 0, 93 |
Длина, м | 1, 32 |
Ширина, м | 0, 57 |
Двигатель подъёма
Масса, т | 3, 5 |
Длина, м | 1 ,85 |
Ширина, м | 0 ,96 |
Параметры канатов
В экскаваторе ЭКГ-5А присутствуют канаты, которые работают по трём направлениям.
Назначение каната | Диаметр, мм | Длина, м | Разрывное усилие, кгс |
Подъем ковша | 39, 5 | 58 | 94623 |
Подъем стрелы | 30 | 125 | 57 300 |
Открывание дна ковша | 11, 15 | 10, 5 | 6255 |
Электрическое оборудование
Питание и работа механизмов системы осуществляется от высоковольтной точки. За полчаса непрерывной деятельности ЭКГ-5А потребляет электроэнергии от 250 до 275 кВт.
В работе экскаватора применяются два вида кабеля:
- КШВГ-3 х 16 + 1 х 6;
- КШВГ-Т — 3 х 25 +1 х 10.
Источником управления электродвигателя служит распределительное устройство, которое снабжено:
- выключателем, выдерживающим силу тока до 1.25 А;
- ручным приводом;
- предохранителем на 8 и 16 А.
Схема электрического оборудования экскаватора ЭКГ-5А
В целях безопасности экскаватор ЭКГ-5А имеет надежную систему заземления.
Оно проводится по контуру через специальную жилу. Стабильную и сбалансированную работу обеспечивают соответствующие блоки и узлы.