Что нужно знать про редуктор на снегоуборщиках: устройство, смазка, обслуживание

По объективным причинам, большинство людей отдаст предпочтение использовать снегоуборочную машину вместо лопаты, чтобы расчистить участок от нападавшего зимой снега. Но покупка такой техники автоматически означает необходимость её обслуживания, возможного ремонта.

Нельзя сказать, что снегоочиститель — это очень сложный агрегат, хотя определённые особенности здесь присутствуют. Это даёт отличную возможность обслуживать и восстанавливать работоспособность снегоуборщика своими силами. Для этого нужно знать его устройство, понимать принцип работы и так далее.

Есть несколько основных элементов, которые нуждаются в обслуживании. Помимо двигателя, важную роль играет редуктор снегоуборщика. О нём и будет рассказано в статье.

Устройство редуктора – изучаем механизм изнутри


Главный элемент механизма – шестеренка редуктора снегоуборщика, изготавливается преимущественно из мягких металлов. В основном, для этого используется бронза. Применение мягких металлов объясняется тем, что при заклинивании шнека, двигатель не будет поврежден. Шнеки фиксируются на валу посредством срезных болтов, которые играют роль первоначальной защиты механизма.
При необходимости экстренного ремонта болты необходимо срезать, что позволит защитить мотор снегоуборщика. В случае если это не поможет, то основной удар примет на себя редуктор агрегата.

Все элементы редуктора помещены в его корпусе. Если снегоуборочный агрегат применяется в бытовых целях, то корпус узла изготавливается из сплава алюминия и кремния. В такой конструкции корпус редуктора состоит из двух частей, соединенных между собой болтами. В профессиональной технике корпус редуктора изготавливается преимущественно из чугуна.

В зависимости от сферы применения редуктора снегоуборщика может быть большим или иметь малые габариты. В больших узлах шестерня редуктора для снегоуборщика также будет иметь достаточно крупные размеры.

В чём особенности шестерни

Шестерня — это важнейший элемент редуктора. Для его изготовления применяют разные виды материалов. В бытовых моделях самым распространённым решением является шестерня из бронзы, которая имеет диаметр 19 мм и 20 зубцов. В профессиональных и более габаритных снегоуборщиках используют шестерни на 41 зубец и диаметром 25 мм.

Когда внезапно блокируется шнек на снегоочистителе, такая небольшая шестерня принимает на себя возникающую нагрузку, и защищает тем самым силовой агрегат.

Бронзовые шестерни на снегоуборочных машинах — это расходник. Потому при поломке, которая возникает не так редко, требуется покупать новую аналогичную шестерёнку. Причём с таким же количеством зубцов.

Так что выбор шестерни хорошего качества имеет большое значение.

Виды редукторов в снегоуборочных машинах

Создаваемый мотором крутящий момент снегоуборочного агрегата передается на рабочие органы при помощи вала отбора мощности и клиноременной передачи. К валу посредством шнекового механизма крепится редуктор, расположенный недалеко от двигателя машины. При этом снегоуборочная техника может оборудоваться редукторами двух видов:

  • Обслуживаемыми редукторами – механизмы этого типа требуется периодически разбирать для частичного или полного обслуживания. Такие элементы обладают более длительными сроками службы, их составляющие изготавливаются из бронзы, благодаря чему шестеренка редуктора снегоуборщика гораздо меньше поддается износу;
  • Необслуживаемые редукторы – такие узлы не нуждаются в обслуживании, но, вместе с тем, их нельзя отремонтировать. При любой неисправности механизм нужно снять и выбросить, а вместо него установить новую деталь.

Редукторами второго типа оборудуются более дешевые модели снегоуборочных машин – агрегаты китайского и корейского производства. Механизмы первого типа нашли применение в технике европейских, японских и американских брендов.

Неисправности и ремонт редуктора снегоуборщика

Большинство экспертов советуют покупать снегоуборочную технику с обслуживаемым редуктором. Последний требует регулярного обслуживания, однако он способен прослужить значительно дольше необслуживаемых узлов. Вместе с тем, обслуживаемые редукторы время от времени ломаются в наиболее неподходящий для этого момент. К самым распространенным поломкам этих механизмов относится:

  • Появление резких стуков внутри редуктора – чаще всего причиной подобной поломки служит повреждение червячного механизма или расположенных рядом с ним подшипников. Для ремонта потребуется купить новый механизм или отрегулировать подшипники;
  • Редуктор стал быстро нагреваться – причина может крыться в отсутствии смазки или частично износе подшипников. Узел потребуется разобрать и проверить наличие смазки и целостность подшипников. При необходимости последние нужно немедленно заменить;
  • Редуктор начал сильно вибрировать – такая проблема появляется в случае, когда нарушена ось положения мотора и валов машины. Ремонт выполняется путем устранения появившегося дефекта;
  • Вытекает смазка из редуктора – причина кроется в засоре дренажного отверстия внутри отдушины. В качестве ремонта отдушину нужно промыть в керосине и насухо протереть ее сухой тряпкой;
  • Стерлась одна или несколько шестерней редуктора – если при разборке оказалось, что грани детали стерлись, то ее потребуется полностью заменить. При покупке нового элемента нужно быть крайне внимательным – шестерня для снегоуборщика должна обладать определенным диаметром, иначе она не влезете внутрь редуктора.

В большинстве случаев обслуживаемые редукторы легко поддаются ремонту своими руками. Если же устранить неисправность не получается, то лучше обратиться в сервисный центр, чтобы еще больше не навредить элементам снегоуборочной машины.

Как продлить сроки использования редуктора?

Как штатный, так и самодельный редуктор снегоочистителя прослужит гораздо дольше, если оператора агрегата будет придерживаться определенных правил.

К ним относиться:

  • осторожные манипуляции с рычагом привода шнека – при каждом нажатии на рычаг приводной тросик запускает редуктор. Со временем тросик растягивается и обрывается. Чтобы продлить сроки его эксплуатации, оператор должен нажимать на рычаг привода только в тех случаях, когда это действительно необходимо.

Очень важно при эксплуатации снегоуборщика не допускать вытекания масла из корпуса редуктора машины. Для этого нужно регулярно проверять сальники и, при необходимости, вовремя менять их.

Самостоятельное изготовление механизма

Нередко владельцы снегоуборочной техники снабжают свои агрегаты самодельными редукторами. Для их изготовления можно воспользоваться подручными и покупными материалами. Для изготовления механизма потребуются такие составляющие:

  • Корпус – чтобы не тратить время, лучше всего купить готовый чугунный или алюминиевый корпус от старого редуктора;
  • Шестерня на 20 зубов – она изготавливается из металла с использованием специального оборудования. Также можно приобрести готовую деталь от старого снегоуборщика;
  • Сальники – в их качестве можно взять прокладки из плотной резины;
  • Срезные болты – купить крепежи можно в любом магазине по продаже садовой техники;
  • Подшипники – для изготовления редуктора можно использовать закрытые роликовые болты;
  • Вал – для его изготовления нужно взять обычную трубу из стали 45-ой марки.

Подготовив все нужные составляющие, нужно внимательно изучить план работы. Схема сборки изображена на рисунке справа.

Порядок изготовления выглядит следующим образом:

  1. Вначале на валу нужно закрепить шестерню и подшипники;
  2. Затем к валу крепится одна из частей корпуса. При этом шестерня и подшипники должны располагаться внутри корпуса;
  3. Далее запчасти закрываются сальниками, а сверху устанавливается вторая часть корпуса;
  4. В конце обе части корпуса фиксируются срезными болтами.

Конечно, на самостоятельное изготовление редуктора придется немного потратиться, однако, в любом случае, создание механизма обойдется гораздо дешевле покупки нового узла.

Инструкция

Со временем все ломается. Любая техника имеет предел прочности и не работает вечно. Что же касается снегоуборщиков Патриот, Чемпион, Хонда, Прораб, то некоторые его узлы специально подготовлены для того чтобы в них произошла поломка специальных простых деталей.

Срезные болты

Благодаря этому можно сохранить в целости все важные части. Эта деталь срезные болты – второй расходник снегоуборщика, после бензина.

Срезные болты изготовлены таким образом, что бы самостоятельно отрываться в случае чрезмерной нагрузки на шнек. В таком случае останется целым редуктор, а болты нужно просто заменить. Но постоянно покупать их не подучится из соображений экономии.

Стоимость комплекта хоть и не очень большая, но при большом расходе становится очень ощутимой. Поэтому стоит всерьез задуматься о том, как изготовить срезные болты для снегоуборщика своими руками.

Для этого нужно взять болты нужного диаметра, обязательно обратите внимание, что бы диаметр болта был одинаковым по всей длине это важно, и просто перенесите размеры родного срезного болта на заготовку. Дальше нужно просто сделать канавки в тех местах, где они есть на родных болтах

В принципе, не сложная операция, но полезная для кошелька.

Гусеницы

Насчет гусениц для снегоуборщиков МТД, Хутер, Крафтсман, Стига, здесь потребуется намного больше инструмента и расходных материалов. Но результат все же будет выше всяких похвал. Один из простых вариантов, это сделать гусеницы из старой покрышки.

Ее главное преимущество в том, что в результате получится закрытый контур, а значит долговечный и надежный.

В изготовлении она тоже достаточно проста – со старой покрышки нужного размера необходимо срезать край. Для этого подходит нож, смоченный в мыльном растворе, или электролобзик с насадкой с мелкими зубьями. После лобзика края лучше всего обработать, добиться большей гладкости, для избегания разрывов.

При необходимости можно вообще запаять. Единственный недостаток такой конструкции – фиксированный размер будущей гусеницы. Но при необходимости можно сделать больший срез, если нужна узкая гусеница, или связать вместе две, если нужна шире.

Редуктор

Что касается редуктора, то здесь все просто – срок его службы самый длительный из всех движущихся деталей. Редуктор передает движущий момент с двигателя на шнек, и размещается на оси шнека.

По сути, несколько шестеренок, при регулярной смазке, не вызовут особых проблем, тем более, что суммарное время использования снегоуборщика не превышает нескольких десятков часов.

В данном видео сборка редуктора снегоуборщика.

Фрикционный диск

Еще одна из деталей, которые часто ломаются – фрикционное кольцо. Слишком сильное усилие на колеса приводит к тому, что пара колесо – фрикционный диск пробуксовывает, из-за чего стирается, а потом и разрывается фрикционное кольцо.

В результате, фрикционное колесо, сделанное из стали, оставляет глубокие канавки в алюминиевом фрикционном диске. Но это не единственные проблемы. В процессе стираются ремни и полностью выходят из строя фрикционы.

А из-за того, что изготовить такое кольцо в домашних условиях фактически невозможно, лучше внимательно следить за ходом снегоуборщика и не пытаться на нем входить в занос.

На видео – замена фрикционного диска.

Цепи снегоуборщиков, это просто парад разнообразия. Здесь можно увидеть абсолютно все их виды, особенно, если он сделан своими руками. Для соединения двигателя и шнека подходит абсолютно все. В самодельных установках часто применяются велосипедные цепи, вместе с велосипедными звездочками.

Но такой вариант подходит только для маломощных агрегатов. Что касается защиты на колеса, то ее также можно заменить подручными средствами. Достаточно иметь в распоряжении кусок цепи, и в лучшем случае, сварочный аппарат.

Но если его нет, можно обойтись и простым заклепыванием молотком. Единственное условие для изготовления правильной цепи на колесо – она не должна быть слишком маленькой и слишком свободной. А самый оптимальный вариант – форма лесенки.

Правда, изготовить что-то подобное в домашних условиях можно, но к функционалу заводской детали такому изделию будет далеко. Здесь дешевизна очень уступает качеству.

Разборка и смазка редуктора снегоуборочной техники

Прежде чем смазать шестерни и остальные элементы редуктора, нужно полностью разобрать механизм. Сегодня можно услышать массу советов по поводу того, как снять редуктор на снегоуборщике. Всех их можно описать в таком алгоритме:

  1. В первую очередь необходимо демонтировать кожух защиты ремней и трос приводного шнека;
  2. Далее нужно открутить болты, которые находятся за «улиткой»;
  3. После этого потребуется снять ремень шнека со шкива;
  4. Далее нужно открутить болты, удерживающие вал шнека;
  5. После этого потребуется повернуть «улитку», и вытащить шнек вместе с крыльчаткой;
  6. Далее нужно убрать срезные болты и разобрать вал;
  7. В конце потребуется разобрать сам редуктор.

Многие новички не знают, как правильно разобрать сам редуктор. Для этого необходимо действовать в следующем порядке:

  1. Сначала нужно зажать тисками одну из частей вала;
  2. После этого потребуется открутить 6 болтов, фиксирующих обе части редуктора вместе;
  3. Далее необходимо взять молоток и немного постучать по корпусу редуктора.

Как снять редуктор на снегоуборщике?

В некоторых случаях владельцу снегоуборщика может потребоваться полностью демонтировать редуктор. Сделать это довольно просто, если иметь под рукой плоскую и фигурную отвертку.

Порядок действий выглядит следующим образом:

  1. В первую очередь потребуется неподвижно зажать ручными тисками одну определенную часть заводского вала;
  2. Далее необходимо отвернуть 6 винтов, которые соединяют вместе обе части механизма;
  3. Затем нужно несильно простучать по корпусу узла молотком и аккуратно снять редуктор.

Демонтированный механизм потребуется разобрать и разложить детали на ровной поверхности. Это поможет определить изношенную деталь. После замены неисправных запчастей можно собрать узел и установить его на штатное место, Предусмотренное в снегоуборщике.

Варианты конструкций самодельных снегоуборщиков

Основная задача снегоуборщика – это захват и отбрасывание снежных масс с места их скопления, например, с тротуара. Снегоуборщики, сделанные народными умельцами, имеют различную конструкцию. Но по типу захвата снега модели различаются на шнековые и роторные.

Шнековый агрегат

Основной частью агрегата для уборки снега является шнек, напоминающий винт из мясорубки.

Шнековые агрегаты бывают двух видов.

  1. Одноступенчатые. Оснащаются одним шнеком в виде спирально расположенных ножей. Спиральные ножи состоят из двух частей и сходятся по центру, где расположены подбрасывающие лопатки. При передвижении механизма ковшом подрезается слой снега, который сразу же попадает под вращающиеся ножи. Последние измельчают снег и двигают его к центральной части корпуса. Поскольку по центру шнека расположены лопатки, то они захватывают измельченный снег и выбрасывают его в установленное в задней части ковша сопло. Чем выше скорость вращения вала с лопатками, тем дальше отбрасывается снег. Ножи шнека могут быть как с ровной кромкой, так и с зубчатой. Ножи с гладкой кромкой используются для уборки свежевыпавшего снега, и часто изготавливаются из транспортерной ленты. Зубчатый шнек используют если требуется убрать заледенелый и слежавшийся снег.
  2. Двухступенчатые. Это модернизация снегоуборщика шнекового типа. В его конструкции также присутствует шнек. Но для лучшего выброса снега в задней части ковша устанавливается ротор, имеющий 2 или больше лопастей. Работает шнекороторный снегоочиститель по такому же принципу, как и одноступенчатый агрегат, но благодаря лопастям ротора снег лучше измельчается и выбрасывается на большое расстояние (до 15 метров). На следующем рисунке показано устройство снегоуборщика двухступенчатого типа.

Роторный агрегат

Снегоуборочник роторного типа имеет самую простую конструкцию и состоит из круглого корпуса “улитки” и направляющих лопаток. В верхней части корпуса расположен рукав, через который выбрасывается снег.

В центральной части улитки установлен ротор с лопастями. Данная крыльчатка приводится в движение двигателем (бензиновым или электрическим). Ротор, вращаясь на высоких оборотах, захватывает снег, измельчает его в корпусе улитки и выбрасывает через рукав наружу.

Снегоотбрасыватели, сделанные умельцами для дома, могут быть двух типов.

  1. Со стационарным приводом. Мотор устанавливается в агрегат, после чего он становится полноценным снегоуборщиком.
  2. В качестве дополнения для других агрегатов (мини-трактору или мотоблоку). Поэтому на данные механизмы мотор не устанавливают. Передача вращательного движения от двигателя на ротор происходит посредством цепной или ременной передачи.

Выбираем тип двигателя

Перед тем, как сделать ручной снегоочиститель, необходимо понять, какой тип двигателя лучше выбрать — электрический или бензиновый.

Электродвигатель

Электрические агрегаты отличаются бесшумной работой и очень просты в обслуживании. Также они не требуют никаких расходных материалов. Единственное неудобство электрических аппаратов – это постоянно мешающий передвижению электрический кабель. Конечно же, можно использовать двигатель, работающий от аккумуляторных батарей, но время работы такого уборщика будет ограничено уровнем заряда АКБ. Поэтому, если вы собираетесь сделать электрический снегоуборщик, знайте, что работать он сможет только в пределах двора, то есть дальность передвижения агрегата будет ограничена длиной кабеля питания.

Бензиновый ДВС

Бензиновые уборщики снега – это мощные и довольно шумные агрегаты. Они справляются с толстыми снежными покровами, в том числе и обледенелыми. Бензиновые аппараты имеют преимущество перед электрическими, не только по мощности, но и по мобильности, поскольку не зависят от электрической сети. Благодаря этому агрегаты можно использовать для уборки снежных заносов на больших площадях, например, возле дворов частного сектора, во дворах многоэтажек, на тротуарах, на отдельных участках дороги и т.д. Но несмотря на перечисленные достоинства бензиновых аппаратов, у них есть и недостатки:

  • требуется обслуживание двигателя;
  • нужна регулярная заправка ГСМ;
  • наличие выхлопных газов;
  • высокий уровень шума при работе двигателя.

Ориентируясь на вышесказанное, можно понять, что если вам нужно очистить от заносов двор дачи или небольшого частного владения, то лучше остановиться на изготовлении электрического снегоуборщика. Если предполагается регулярно очищать от снега большие площади, то бензиновый привод справится с этой задачей лучше электрического.

Варианты двигателей от других агрегатов

Чтобы сделать снегоуборщик своими руками, потребуется подобрать двигатель, который будет вращать либо шнек, либо ротор агрегата. Если вы собираетесь сделать аппарат с электродвигателем, то в качестве составляющей привода подойдет любой электромотор асинхронного типа мощностью не менее 2 кВт и частотой вращения от 1500 до 3000 об/мин. Если взять двигатель с меньшей мощностью, то он не справится с толстыми пластами снега и будет все время останавливаться. В таком случае уборка заносов лопатой будет намного эффективнее.

В качестве компонента привода некоторые умельцы используют двигатели от электрических триммеров и цепных пил. Нередко можно встретить самодельные снегоочистители, сделанные из газонокосилки. Но мощности данных агрегатов хватает только для уборки свежевыпавшего и рыхлого снега.

Более мощным вариантом движущей части привода для снегомёта является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Его можно взять из бензопилы или бензинового триммера. Также агрегат для уборки снега можно сделать из мотокультиватора или мотоблока.

Что делать, если снегоуборщик не заводится

Прежде всего проверить горючее, а лучше его заменить. Обычно этого бывает достаточно. Но бывают и другие причины, не связанные с бензином:

  • Датчик масла для снегоуборщика блокирует запуск двигателя внутреннего сгорания. Сначала проверяется уровень и качество масла, потом исправность датчика.
  • Стартер не запускается. Следует проверить зарядку аккумулятора. Если стартер не сломан, снегомет после зарядки должен запуститься.
  • Стартер с трудом крутит коленвал ДВС. Причиной может быть сильное загущение масла на холоде. Нужно отбуксировать транспортное средство в теплое помещение и оставить его там, пока масло для снегоуборщика не примет нужную текучесть.

Если проблема неисправности в свечах, то их следует очистить от нагара, просушить и хорошо установить. Затем проверить исправность свечей. Если они исправны, а аппарат не работает, то проблема в системе зажигания. Нужен ремонт снегоуборочной техники в части данной системы.

Снегоуборщик не заводится что делать?

Аппарат плохо заводится при засорении воздушных фильтров. Их следует промыть и просушить. Также причиной нестабильных оборотов могут быть неотрегулированные клапаны ДВС.

Когда не заводится техника, то причина может крыться в неисправности карбюратора. Этому может послужить попадание мусора в топливные каналы, которые препятствуют поступлению горючего в смесительную камеру для снегоуборщика. Надо будет почистить карбюратор.

Самостоятельное изготовление шнека

Шнек для снегоуборщика – это основная подвижная часть агрегата, изготовление которой не вызывает затруднений. Лучше всего для изготовления шнека использовать резиновую ленту от транспортера толщиной 10 мм и длиной 1,5 м. Из резиновой полосы необходимо вырезать кольца в количестве 4 штук с диаметром 28 см. Детали легко вырезаются с помощью электрического лобзика.

Ниже приведены чертежи всех деталей шнека.

В качестве вала берется металлическая труба диаметром 27 мм. К ее концам закрепляются переходники, на которые устанавливаются подшипники. В центральной части трубы делается пропил длиной 120 мм, в который будет установлена центральная пластина, предназначенная для отбрасывания снега. Также на трубу одеваются и привариваются 4 пластины. К ним и к центральной пластине будут крепиться резиновые кольца. Как это делается, хорошо видно на следующем фото.

Для изготовления шнека можно применять и металлическую полосу. Но предпочтительнее использовать резину, поскольку она не царапает тротуарную плитку и не повреждается при соприкосновении с твердым препятствием, например, с бордюром или забором.

Сборка шнекового снегоочистителя

Снегометы, в основе которых используется шнек, являются самыми мощными и способными справляться даже с обледенелым снегом. К тому же шнек чаще всего используется в самоходных снегоуборочных машинах.

На базе бензопилы

Изготавливается данная снегоуборочная машина своими руками достаточно просто. Поскольку она будет работать от двигателя бензопилы, то потребуется несколько дополнительных деталей для цепного привода. Для этих целей можно использовать переднюю и заднюю звездочки от мотоцикла, а также цепь от него.

Как изготавливается рама и шнек, было описано выше. К раме приделывается длинная рукоятка. На вал шнека с правой стороны устанавливается большая звездочка от мотоцикла, а на вал двигателя бензопилы – маленькая. Далее, бензопила устанавливается на раме, после чего на звездочки одевается и натягивается цепь. Для управления двигателем тросик газа выводится на рукоятку, прикрепленную к раме.

Ниже приведены чертежи самоделки на шасси, где в качестве основной части привода применяется бензопила.

На базе триммера

Чтобы изготовить шнековый снегоуборщик из электрического триммера или из бензокосы, потребуется установка редуктора: он будет служить для передачи вращательного движения от вала триммера на вал шнека.

Но здесь есть один нюанс. Редуктор для данного типа агрегатов стоит достаточно дорого, и покупать его для изготовления приставки к триммеру нецелесообразно. Поэтому на базе последнего изготавливают снегоуборочники роторного типа, о которых будет говориться далее.

На базе мотокультиватора (мотоблока)

Самым простым дополнением к мотоблоку является отвал для снега.

Самодельная снегоуборочная насадка (лопата) на мотоблок прикручивается к раме агрегата, после чего он превращается в небольшой бульдозер.

Ниже приведена схема, на которой хорошо видна конструкция снегоуборщика на базе культиватора.

Схема расшифровывается следующим образом.

  1. Привод снегоуборщика, соединяющий двигатель со шнеком.
  2. Привод гусеницы.
  3. Ремень привода.
  4. Ролик (паразитный) для обеспечения заднего хода.
  5. Промежуточный вал.
  6. Ролик для натяжки ремня. Благодаря ему обеспечивается движение агрегата вперед.

Самоходный снегоуборщик значительно облегчает уборку снега, особенно на больших территориях, где использование аппарата на лыжах, толкаемого оператором, требует больших затрат физических сил последнего.

Распространенные неисправности снегоуборщиков и их причины

Снегоуборочные аппараты довольно просты в эксплуатации, и мелкий ремонт снегоуборщиков можно производить своими силами. Да и запчасти для снегоуборщиков весьма доступны.

Машина не выкидывает снег распространенная неисправность

Частые неисправности снегомета:

  • Машина не заводится — неисправна свеча.
  • Снегоуборочный движок работает неустойчиво — засорены электроды свечи или не отрегулирован зазор между ними.
  • Темные выхлопные газы — плохое горючее или заслонка карбюратора заглушена.
  • Аппарат не двигается вперед — ослабление тросов и ремней.
  • Ощутимая вибрация — ослабли крепежные винты.
  • Веревка стартера застряла — заклинило маховик.
  • Машина не выкидывает снег — в шнек попало инородное тело, срезан защитный болт, плохое натяжение ремня привода, шнек обледенел.

Изготовление ротора

Чтобы изготовить роторный снегоуборщик, можно использовать чертежи, приведенные ниже.

Материалом для изготовления ротора и его лопаток служит листовая сталь толщиной 2 мм. Корпус ротора изготавливается из кровельного железа или из более тонкой, чем 2 мм, листовой стали. Все размеры деталей указаны на чертеже.

Передача вращения от двигателя на вал ротора может осуществляться с помощью ремня или цепи. Также к валу ротора можно подсоединить вал редуктора электрического триммера или бензокосы. Благо, данные агрегаты уже имеют угловой редуктор. Вся конструкция устанавливается на раму с шасси. В результате вы получите легкий ручной снегоуборщик на колесах.

Следует помнить, что электрический снегоуборщик на базе триммера не следует подвергать большим нагрузкам, поскольку его редуктор может выйти из строя. Эта же рекомендация относится и к бензокосе, если вы решите собрать на ее базе снегомет.

Более простую конструкцию агрегата, установленного на раме с полозьями, можно собрать по схеме из старого журнала.

Благодаря приведенным выше чертежам, сборка снегоуборочника не может вызвать затруднений у любого домашнего мастера.

Нередко возникают ситуации, когда требуется убирать снег в темное время суток: в таком случае фара для снегоуборщика станет полезным дополнением. Если установить фару на электро снегоуборщик достаточно просто, то с агрегатами, работающими от ДВС, дела обстоят сложнее: требуется подключение к электрической схеме аппарата с использованием специальных реле и электронных плат. Но все же выход из данной ситуации есть. Можно приобрести обычный диодный фонарь и прикрутить его к агрегату.

Снегоуборочные машины бытового назначения применяются многими владельцами загородных домов и коттеджей, для очистки территории от выпавших снежных масс. Делать это вручную вряд ли кому-то хочется, поэтому и возникает спрос на подобные устройства.

Тем более, что на рынке спецтехники представлено достаточно много моделей снегоуборщиков, как отечественных, так и зарубежных производителей.

Однако, в процессе работы со снегоуборщиком может возникать целый ряд определенных проблем с ним. Речь идет о вероятных поломках, от которых не застрахован ни один владелец данных агрегатов. Одним из самых жизненно важных деталей для снегоуборщика является редуктор, который расположен неподалеку от двигателя.

Самые распространенные поломки

Вообще, в снегоуборочной машине может ломаться достаточно много запчастей и комплектующих (см. тут). Как отмечают эксперты, сама поломка возникает в результате неправильной эксплуатации агрегата самим человеком.


Поломка снегоуборщика

Не зря, во многих руководствах по применению прямо написано – перед началом работы, внимательно ознакомьтесь с инструкцией к агрегату. Но, покупатель очень редко придерживается этому правилу. Сначала пускают в ход технику, она затем ломается, а потом уже человек заглядывает в инструкцию.

К слову, там находится довольно полезная информация, в частности, как заливать масло, как заводить, какие рычаги жать и т.д.

Можно выделить несколько основных поломок в снегоуборочной машине:

  • Одной из самых распространенных проблем является поломка шпонок, т.е. срезных болтов. Состоят они из мягкого металла, с помощью которых и крепятся шнековые элементы. В случае, если агрегат наезжает на какое-нибудь препятствие, эти болты срезаются, а сам вал останавливается.
  • Сами шпонки – это просто необходимый расходный материал, который должен быть, что называется «про запас», у каждого владельца снегоуборщика. Некоторые стремятся заменить их на обычные болты, желая таким образом сэкономить на приобретении срезных.
  • Вместо этого, результат таких действий – полный выход из строя снегоуборочной машины, вследствие чего – замена на новый агрегат. Вообще, срезные болты выполняют предохранительную роль, т.е. защищают более важные компоненты – двигатель и роторный механизм.
  • На втором месте – выход из строя ремней. Специалисты советуют приобретать запасной приводной ремень непосредственно вместе с покупкой самой снегоуборочной машины. Дело в том, что в процессе работы он значительно изнашивается, что неизбежно приводит к его обрыву.
  • При этом, речь идет не только о ремне, идущим к колесной базе, но и приводном ремне шнекового механизма, т.к. они оба очень уязвимы.
  • Следующим по «популярности» можно назвать проблему с фрикционным диском. Это компонент, который приводит в движение колесную базу. Фрикционное колесо, которое прижато к диску, при своем вращении, передает движение на колеса снегоуборщика посредством шестеренок.
  • Повышенная нагрузка на колесную базу может привести к выходу из строя фрикционного кольца, в результате чего, стальное фрикционное колесо будет повреждать мягкую структуру фрикционного диска, сделанного из алюминия.

Устройство и применение

Вращающий момент от двигателя снегоуборочной машины передается на рабочую систему посредством клиноременной передачи и вала отбора мощности, к которому присоединен шнековый механизм через редуктор, а также ротор. Сам редуктор делится на два вида:

  • Обслуживаемый. Данный вид редукторов нужно периодически разбирать, чтобы заменить смазку. У таких редукторов более высокий эксплуатационный срок, потому что в составе смазки присутствуют компоненты бронзы, которые частично восстанавливают шестерню редуктора.
  • Необслуживаемый. Такие редукторы не требует никакого ухода, но они и не подвергаются ремонту. В случае поломки, редуктор снимается, а на его место приобретается новая деталь.

Что касается шестерни, расположенной внутри редуктора, то она изготавливается из мягких металлов. В основном, материалом изготовления является бронза.

Это вполне объяснимо, потому что в случае заклинивания шнекового механизма, нужно не допустить повреждения двигателя, который является основным рабочим узлом снегоуборочной машины. Сами шнеки крепятся к валу при помощи срезных болтов, которые выполняют первоначальную защиту.

В случае какой-нибудь экстренной ситуации, данные болты срезаются, что позволяет избежать повреждения двигателя. Если же это не помогает, то редуктор возьмет на себя основной удар, защитив мотор снегоуборщика.

Очевидно, что ремонт или покупка нового редуктора выйдут значительно дешевле, чем приобретение нового двигателя. О том, как самостоятельно отремонтировать снегоуборочную машину – читайте тут.

В зависимости от классификации снегоуборщиков, точнее, сферы их применения, зависит и тип корпуса редуктора. У профессиональных моделей снегоуборочных машин, которые используются для уборки снежных масс с больших территорий, корпус редуктора будет состоять из чугуна.

Типы редукторов

Если говорить про снегоуборочные машины, то для них предусмотрена возможность применения 2 типов редукторов.

  • Обслуживаемые. Их можно разбирать и собирать своими руками. Делают это с целью заменить изношенные компоненты, либо поменять смазочный материал внутри. Элементы обслуживаемых редукторов обычно изготовлены из бронзы, из-за чего процесс износа у них довольно длительный. Обслуживаемый редуктор считается более надёжным, поскольку при соблюдении основных правил эксплуатации, а также ухода, он может прослужить длительный период времени. Потому производители из таких стран как США, Япония и ряда европейских государств отдают предпочтение обслуживаемым редукторам при сборке своих снегоуборщиков.

  • Необслуживаемые. Здесь уход не требуется. Но конструкцию нельзя разобрать для ремонта или профилактики. У необслуживаемого редуктора ограниченный срок службы. В случае поломки не остаётся ничего другого, кроме как снять его и заменить. Иных вариантов не предусмотрено. Чаще всего необслуживаемые элементы встречаются на бюджетных корейских снегоуборщиках, а также на китайской технике.

Фактически выбор очевиден. Если хотите получить более ресурсный и долговечный снегоуборщик, отдавайте предпочтение моделям, где используется обслуживаемый вид редуктора.

Причины неисправностей и ремонт

Многие специалисты советуют выбирать снегоуборочные машины, в устройстве которых используется обслуживаемый редуктор. Безусловно, он требует определенного обращения с собой, но и прослужит он намного дольше, чем необслуживаемый редуктор.

Однако, у данного вопроса есть и вторая сторона – такие редукторы имеют свойство ломаться в самый неподходящий момент. Рассмотрим на примере снегоуборщиков Патриот, Целина, Champion и Profi, какие могут быть поломки редукторов, а также методы их устранения.

  • Наблюдаются резкие стуки в редукторе снегоуборочной машины Champion – наиболее вероятной причиной возникновения данной проблемы является повреждение витков червяка или подшипников. Выходом из ситуации будет регулировка или замена подшипников, а также покупка новой червячной пары.
  • Если вы наблюдаете, что редуктор снегоуборщика Патриот излишне нагревается, то причинами данного явления могут быть несколько факторов. В частности, дело может быть в недостаточном количестве смазки, либо в изнашивании подшипников.
  • В первом случае, нужно элементарно долить нужное количество смазки, а во втором – произвести регулировку подшипников, либо заменить на новые.
  • Если редуктор снегоуборщика Profi очень сильно вибрирует, то вероятной причиной может быть несоосность валов и двигателя агрегата. Таким образом, ремонт редуктора снегоуборщика Profi своими руками производится путем устранения данной несоосности.
  • Если из редуктора снегоуборщика Целина вытекает смазка, то вероятной причиной может быть засор дренажного отверстия в отдушине. Для исправления данной ситуации нужно промыть в керосине пробку-отдушину, а затем насухо вытереть её.
  • Еще одной распространенной причиной является износ шестерни, входящей в конструкцию редуктора. Это вполне объяснимо, ведь изготавливается она, в основном, из бронзы, поэтому в ходе длительной эксплуатации, ее грани могут попросту стираться.
  • Единственным выходом из данной ситуации является полная замена шестерни на новую.

В большинстве случаев, редукторы снегоуборочных машин поддаются ремонту, не требуя своей замены. Конечно, может потребоваться покупка отдельных комплектующих редуктора – сальника, шестерни и т.д. Однако, это не такие большие траты, как в случае покупки всего редуктора.

Кстати, стоимость комплектующих может быть различной. К примеру, шестерня редуктора шнека снегоуборщика 24 зуба будет стоить порядка 3 тысяч рублей. Кстати, шестерни разных видов редуктора могут иметь в своем наличии разное количество граней – в основном, это 20 зубов и 24 зуба, в зависимости от модели снегоуборочной машины.

Подробнее о ремонте редуктора смотрите на видео:

Плюсы и минусы обращения в мастерскую

Главный плюс обращения в мастерскую для ремонта или техобслуживания снегоуборщика заключается в том, что вам необходимо сделать лишь следующее:

  • привезти агрегат;
  • сдать его работникам мастерской;
  • после их звонка забрать отремонтированное устройство.

Работники мастерской самостоятельно:

  • проведут диагностику;
  • определят неисправность;
  • приобретут необходимые запчасти;
  • отремонтируют агрегат.

Минусов обращения в мастерскую гораздо больше:

  • необходимость доставлять агрегат в мастерскую и везти его обратно;
  • большая вероятность некачественного ремонта;
  • вы не знаете, какие детали работники купили и что поставили в ваш снегометатель;
  • вы не контролируете процесс, поэтому не знаете, в самом ли деле работники мастерской выполнили те работы, за которые вам приходится платить.

Главный минус обращения в мастерскую – необходимость самостоятельно доставлять туда поломанный агрегат.

Если снегоуборщик весит немного, его несложно погрузить и выгрузить самостоятельно.

Агрегаты весом свыше 50 килограмм загружать в автомобиль очень тяжело.

А ведь встречаются снегоуборочные машины весом свыше 100 килограмм, которые сложно погрузить даже втроем.

Причем понадобится загрузить и выгрузить при доставке в мастерскую, затем повторить тяжелую процедуру после ремонта. Если же ремонт выполнили некачественно, придется все эти действия выполнить еще раз.

Многие мастерские предлагают платную доставку. Но цены за такие услуги как правило высоки, тем более, что доставки выйдет две — в мастерскую и обратно.

Из-за этого владелец снегоотбрасывателя вынужден несколько раз ездить к ним. Сначала для проведения ремонта, а потом для повторного ремонта или получения компенсации.

В некоторых случаях добиться выплаты возмещения или хотя бы уплаченных за ремонт агрегата денег можно только через суд, который длится несколько месяцев. Ведь судья может назначить различные экспертизы, чтобы установить, кто виноват в поломке снегоуборщика.

Естественно, так бывает не всегда, но на многих форумах встречаются жалобы пользователей на некомпетентность работников:

Поэтому приходится искать мастерские с хорошей репутацией, в которых чинили снегоуборщики ваши родственники или знакомые.

И даже в таких мастерских велика вероятность, что вам придется оплачивать те работы, которые были выполнены лишь на бумаге.

Кроме того, работники мастерских приобретают дешевые неоригинальные запчасти, а оплату требуют, как за оригинальные комплектующие.

Ведь невозможно проверить, какие именно детали приобрели работники мастерской. Равно как невозможно неопытному владельцу снегоуборщика отличить качественные детали от брака или подделки.

Как сделать самому

Самостоятельное изготовление редуктора подразумевает использование различных составляющих от другого оборудования. Дело в том, что редуктор сам по себе является довольно сложной деталью, поэтому изготовить его самостоятельно довольно проблематично.

Вообще, редуктор для снегоуборщика своими руками будет состоять из нескольких важных компонентов:

Корпус редуктора, состоящий из двух половинок

Изготовить его самостоятельно невозможно, поэтому нужно приобретать их отдельно. Благо, стоимость одной половинки корпуса составляет порядка 700 рублей, что довольно дешево.

Шестерня

Для их изготовления потребуется специальное металлорежущее оборудование, но оптимальным выходом будет также приобретение готовой запчасти (см. тут). К примеру, шестерня редуктора снегоуборщика Патриот, цена которой составляет порядка 3 тысяч рублей, будет оптимальным решением.

Сальники

Они используются в качестве уплотнения, чтобы смазка не просачивалась наружу. Стоят они порядка 100 рублей за штуку, поэтому их приобретение не ударит по вашему бюджету.

Болты

Срезные болты, расположенные на валу редуктора. Изготовить их можно из обычных болтов, выточив канавки при помощи болгарки.

Подшипники

Можно использовать роликовые подшипники закрытого типа.

Для этих целей прекрасно подойдет труба из стали марки 45, которая вполне устойчива к нагрузкам.

Как мы видим, большинство составляющих самодельного редуктора приобретается отдельно, т.к. нет технической возможности изготовить их самостоятельно. В любом случае, самостоятельная сборка обойдется намного дешевле, чем покупка готового редуктора.

Неисправность шнека снегоуборщика

Если шнек не крутится или скорость вращения падает, то могут быть такие причины:

  • стачивание защитных болтов;
  • слабое натяжение либо разрыв троса привода шнека;
  • неисправность редуктора снегоуборщика.

Замена срезных болтов

Срезные болты для снегоуборщика нужны для того, чтобы не допустить неисправность редуктора, а значит, и шнека. Они вытачиваются из нетвердого металла и используются для крепления шнека. При соприкосновении с жестким препятствием болтики спиливаются и шнек перестает работать. То есть двигатель работает, а снег не выбрасывается.

Важно! Ремонтировать эти болты нет смысла, их просто заменяют на новые (совмещаются отверстия шнека и вала, болт вставляется и затягивается)

Замена троса привода шнека

Ослабление и обрыв троса привода шнека может привести к плохой работе или остановке винта шнека. Для устранения ослабления троса регулируется нажим на ремень привода прижимного ролика. При обрыве трос заменяется на новый. Для этого его снимают с рукоятки и потом отделяют от прижимного ролика.

Неисправность редуктора шнека и его ремонт

Когда вал шнека перестал крутиться (либо вращается рывками), то его нужно разобрать для выяснения причин поломки. Редуктор, скорее всего, вышел из строя от истирания зубьев шестеренки.

Для ремонта требуется отделить снегометный механизм от двигателя. Потом нужно разобрать шнек до редуктора на валу.

Неисправность редуктора шнека его ремонт

Редуктор скреплен болтами из двух половинок, при откручивании которых обнаружатся шестеренки. Поврежденная шестеренка заменяется на новую, и агрегат собирается. В этом случае сервисное обслуживание снегоуборщиков лучше проводить в специализированном центре.

Важно! Половинки редуктора при сборке нужно густо обработать графитовой смазкой

Как правильно выполнить замену смазки – как смазывать

Многие задаются вопросом – как снять редуктор со снегоуборщика, чтобы произвести плановую замену смазки? Это не так просто, как кажется на первый взгляд, поэтому опишем поэтапно данный процесс:

  • Отцепляем пластиковый кожух защиты ремней, а также трос приводного шнека.
  • Откручиваем болты, которые расположены за улиткой выброса снежной массы.
  • Далее нужно снять ремень приводного шнека со шкива.
  • Далее нужно открутить болты, крепящие шнековый вал.
  • Затем нужно повернуть улитку в естественное положение, после чего беремся за редуктор и вытаскиваем шнековый механизм с крыльчаткой.
  • Убираем срезные болты, крепящие шнек к валу, после чего разбираем его.
  • Сам же редуктор нужно разобрать на две составляющие.

Как разобрать редуктор снегоуборщика своими руками – схема

Возникает резонный вопрос – как разобрать редуктор снегоуборщика? Последовательность действий будет следующая:

  • Зажимаем в тисках одну из частей вала, на котором располагается редуктор.
  • На редукторе присутствует шесть болтов, которые соединяют две половинки корпуса. Их нужно открутить.
  • Берем молоток и немного простукиваем корпус редуктора, чтобы было легче разделить его на две половины.

Разобранные части редуктора очищаются в бензине, чтобы смыть остатки старой смазки.

Если у вас имеется снегоуборщик, купленный в специализированном магазине, то вопроса, чем смазать редуктор, у вас не должно возникать. Вся информация прописана в инструкции по эксплуатации к конкретной модели, там же написано и какой тип смазки рекомендуется применять для конкретного редуктора.

Однако, бывает такое, что найти её достаточно сложно. В таких случаях, используется трансмиссионная смазка для редуктора снегоуборщика нескольких производителей – Multifak, Литол, Циатим и др.

Чтобы дополнить определенное количество смазки в редуктор нужно сделать следующие действия:

  • Зачистить редуктор и штуцер от имеющейся грязи.
  • Выкрутить штуцер, а затем закачать с помощью шприца необходимое количество смазки.
  • Закрутить штуцер обратно.
  • Важно понимать, что наличие смазки в редукторе – это обязательное условие качественной работы всего снегоуборщика. Поэтому, нужно осуществлять её замену перед каждым новым сезоном.

Кстати, некоторые компании заранее предупреждают владельца снегоуборочной машины о том, что редуктор не до конца заполнен смазкой, поэтому её необходимо залить после первых десяти часов работы агрегата. Редуктор своими руками, смотрите на видео:

Как правильно выбрать смазку

Теперь о том, чем нужно смазывать на снегоуборщиках редуктор шнека и какие требования предъявляются к смазочному материалу.

Редуктор имеет подвижные элементы. И для их слаженной и эффективной работы требуется качественная смазочная жидкость.

Если заглянуть в руководство по эксплуатации, а также почитать комментарии производителей снегоуборочной техники, то многие из них сходятся во мнении, что оптимальным решением для смазки редуктора выступает трансмиссионное масло. А вот от Литола и других похожих составов, которые привлекают покупателей в основном доступной ценой, лучше отказаться. Да, в других механизмах они могут справляться с возложенными обязанностями. Но в случае с редуктором снегоуборщика дешёвая смазка не даёт нужный уровень защиты. А при низких температурах и вовсе замерзает. Для редукторов предусмотрены специальные смазочные материалы. Именно на них и следует опираться.

Касательно масел для редукторов снегоуборщиков есть несколько требований, которыми должны соответствовать используемые составы.

  • Морозостойкость. Одно из главных требований. И это легко объяснить. Снегоуборщики созданы для работы со снегом. А потому эксплуатируют их в зимний период, часто при отрицательных низких температурах. Чтобы смазка справлялась со своими задачами, она должна быть стойкой в отношении даже сильного мороза. Структура состава не должна нарушаться.
  • Текучесть. Достаточная текучесть обеспечивает возможность рабочей жидкости проникать во все щели и зазоры, пазы и отверстия. Так трущиеся элементы будут постоянно смазанными. А это означает снижение трения и увеличение срока службы.
  • Вязкость. Нужен баланс между текучестью и вязкостью. Если за счёт текучести смазка проникает ко всем элементам, то за счёт вязкость на поверхностях образуется прочная защитная плёнка.

Если вы не знаете, чем лучше смазывать редуктор шнека на своём снегоуборщике, первым делом загляните в руководство по эксплуатации снегоуборочной техники. Производитель должен указывать, какое масло заливать в двигатель, что использовать для обслуживания редуктора, его периодичность и прочее.

Выбор смазки во многом зависит от того, какой тип редуктора используется на конкретном снегоуборщике.

Чтобы узел прослужил максимально долго и эффективно, отдавайте предпочтение специальным смазкам. В приоритете редукторные или графитовые. А вот солидол и подобные ему составы лучше не применять. Да, цена будет внушительная, но она себя оправдает в полной мере.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]