Лучший советский военный грузовик: родословная армейского автомобиля ЗИЛ-131


Автор: Лан не урчи

13 октября 2015 13:37

Метки: ЗиЛ  зил 131  тест-драйв  

38429

32

Покататься на этом автомобиле получилось не сразу. Во время моего первого визита к Андрею, обладателю ЗиЛа, машина была не на ходу: потёк радиатор. Стоя под дождём, мы договорились встретиться чуть позже. Я, признаться, даже немного обрадовался: погода никак не способствовала проведению фотосъёмки. Но, когда через несколько дней мы встретились снова, светило солнце, высушивая остатки луж и грязи на лесных тропинках.

0

Смотреть все фото в галерее

И меня это вновь немного не устраивало: хотелось загнать этого «слонёнка» в настоящее мокрое непроходимое месиво и – скажу по секрету – посмотреть, где он сможет застрять. Отсутствие дороги и настоящую русскую грязь (нет, не грязь, грязюку!) мы нашли. Но «посадить» в ней машину так и не получилось: 131-й ЗиЛ – отличный «проходимец». Но пару стволов сухостоя всё же сокрушили, стекло кунга разбили. Чего, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы оценить возможности этого бравого «вояки». Поехали!

Партия сказала: «Надо!»,

0
В дни с 27 января по 5 февраля 1959 года в зале заседаний Верховного Совета РСФСР проходил внеочередной XXI съезд КПСС, и задачи, поставленные перед делегатами, в этот раз существенно отличались от таковых на многих предыдущих съездах. Обсуждался семилетний план развития народного хозяйства, и его особенностью было многообразие намечаемых целей. В этот раз не пытались всеми силами добиться чего-то одного, речь шла о комплексном развитии различных отраслей экономики. Как раз на этом съезде и огласили исторический тезис о том, что социализм уже построен, и пора бы уже взяться за коммунизм. Не нам судить, правильное ли это было решение, но факт остаётся фактом: строить светлое будущее было надо, а подходящего грузовика для этого не имелось. ЗиС-150 уже порядком устарел, а сколько ни пытались модернизировать ЗиЛ-157 – всё равно получался ЗиЛ-157 (хороший, кстати, автомобиль, в 1958 году встал на конвейер и не сходил с него аж до 1991, мы на таком обязательно покатаемся). Надо было построить что-то новое. Одним из делегатов на съезде был как раз А.Г. Крылов – директор Завода имени Лихачёва. Перед коллективом этого предприятия и была поставлена задача потихоньку заменить ЗиЛ-164, выпускавшийся к тому времени уже два года, на ЗиЛ-130, и заодно сделать внедорожный грузовик на его базе. ЗиЛа-130 в современном понимании тогда ещё не было, но опытный ЗиС-125, из которого потом и получился ЗиЛ-130, был готов ещё к 1957 году. Задача, в общем, стояла выполнимая. Но со 131-м всё же пришлось здорово повозиться, потому что основным заказчиком, как водится, стало Министерство обороны, а это уже серьёзно. Поэтому всем известный штамп «машина увидела свет» я напишу несколько иначе: свет увидел машину в 1966 году. Увидел и ужаснулся. Особенно тот свет, что за океаном.

×

Отзывы владельцев

Несмотря на многолетний стаж работы завода имени И. А. Лихачева, автомобили и в настоящее время успешно эксплуатируются. Положительными отзывами, фото и видео этих машин пестрит сеть интернета, ссылку на один из таких сюжетов вы видите здесь.

Еще с первого выпуска седельных тягачей ЗИЛ в количестве 100 шт. по специальному заказу для Москвы экземпляры ремонтируются и работают на полном ходу.

Благодаря универсальности всех моделей завод с легкостью брался за модернизацию старых машин и доведение их до более современного вида: менялся двигатель, ставилась новая кабина, полностью разбиралась и совершенствовалась рама.

Чем напугать капиталистов?

0
Есть два прилагательных, способных точно и полно описать внешность 131-го ЗиЛа. Это «большой» и «зелёный». По задумкам создателей, он должен был быть ещё и немножечко красивым, но суровые люди в форме Советской Армии не имели столь тонкой душевной организации, чтобы проникнуться почтением к радиаторной решётке сложной формы или к штампованным крыльям с плавными обводами. Они посчитали, что выправление их в случае повреждения отнимет слишком много времени и сил, а потому посоветовали упростить некоторые кузовные элементы. Отдадим должное дизайнерам ЗиЛа, они всё же умудрились, хоть и сделав «жестянку» проще, сохранить некоторую долю элегантности. И только скошенные защитные решётки на фарах автомобиля делают его взгляд грустным и говорящим: «Я мог бы быть и красивее!». Не грусти, «слонёнок», для военного автомобиля ты вполне ничего. Хоть и похож на Студебеккер начала сороковых или Интернэшнл Харвестер, что, конечно же, чистое совпадение. Впрочем, красота – не самое главное в грузовике. Лучше обратим внимание на детали, доступные невооруженному глазу.

0

Огромный передний бампер имеет на своей верхней площадке рифление. Это сделано для удобства, ведь только стоя на нём можно добраться до подкапотного пространства, с земли в моторный отсек не дотянуться. Зато сразу видны оранжевая «мигалка» на крыше, выдвижная антенна на кунге и некоторые другие детали. Чтобы объяснить эти особенности комплектации нашего грузовика, обратимся к истории его приобретения.

0

0

0

0

0

Свою молодость этот ЗиЛ провёл на службе в армии. Затем он попал в одну контору, которую мы называть не будем, и только оттуда – в руки Андрея. Так уж вышло, что даже точный год производства этого автомобиля установить не удалось (видимо, военная тайна), точный пробег тоже неизвестен: спидометр и документы перед продажей автомобиля были заменены. А сам ЗиЛ был необходим Андрею в качестве «технички». Дело в том, что помимо этого грузовика есть у автолюбителя и другая машина, а именно – Jeep Wrangler, который активно используется в гонках. Как раз для соревнований и нужна была машина техпомощи. Туда, куда проедет подготовленный Wrangler, сможет добраться далеко не всякий автомобиль, поэтому выбор пал на 131-й ЗиЛ. В его кунге можно спокойно перевезти кучу инструмента, генератор и много другого полезного оборудования. А ещё в будке можно возить и людей, ибо «печка» там есть, и ехать можно с относительным комфортом. Поэтому периодически машина вместе с её хозяином подряжаются поработать «вахтовкой» для людей, которым надо заехать в труднодоступные места.

0

Так как иногда приходится таскать за собой на жёсткой сцепке боевой Wrangler, была поставлена оранжевая «мигалка», которая показала себя намного надёжнее штатных огней автопоезда (это такие три лампочки на крыше). Антенна необходима для организации связи: в кунге стоит репитер GSM, что позволяет быть на связи в самых диких местах. Ну а лебёдка такой машине никогда не помешает. Что ещё интересного можно увидеть снаружи? Наверное, больше ничего существенного. Разве что два бензобака по обеим сторонам машины. Расход топлива тут очень приличный: около 50 литров на сто километров, поэтому и баки соответствующие – по 170 литров каждый. Ради интереса посчитаем: 170 х 2 = 340 литров. Пусть бензин будет по 34 рубля, тогда у нас получается 11 560 рублей. И это на одну заправку. Причем, что немаловажно, километров на 650 пути. Однако…

0

Если быть совсем точным, то в руководстве по эксплуатации указаны контрольный расход топлива в 40 литров на сотню и соответственный ему запас хода в 850 километров. По факту, конечно, всё гораздо хуже. Давайте же посмотрим, куда весь этот бензин уходит. А уходит он в восьмицилиндровый V-образный мотор, объем которого составляет почти шесть литров. Но выдаёт он всего 150 лошадиных сил. И если благодаря понижающей передаче в «раздатке» на бездорожье этот грузовик прёт вполне прилично, то на трассе разгон не слишком впечатляет. Но нас интересует как раз бездорожье. Максимальная мощность достигается при максимальных же оборотах (3 200), а максимальный момент, составляющий 410 Нм, доступен уже при 1 800-2 000 об/мин. Для тех, кто уже в течение нескольких минут сажает зрение в надежде найти хотя бы чуточку чугунных и алюминиевых данных, сообщаем: блок цилиндров тут чугунный, с «мокрыми» гильзами, а вот головки цилиндров (их две) отлиты из алюминиевого сплава. Стальной распределительный вал приводится шестернями и задействует клапаны (они сверху) через толкатели, штанги и коромысла.

0

Коробка – пятиступенчатая, причём все передачи кроме первой имеют синхронизаторы. Есть тут, само собой, и раздаточная коробка с двумя передачами. Тонкости совместной работы ЗиЛовского пожирателя бензина и агрегатов трансмиссии рассмотрим чуть позже. А сейчас сядем в кабину и уже оттуда посмотрим на манометр и выясним, почему в ЗиЛе именно этот прибор можно назвать самым главным.

Технические характеристики грузовика

Технические характеристики ЗИЛ 131 помогли ему завоевать такую популярность, которую модель сохранила на долгие годы. Чтобы разобрать особенности данной машины, необходимо отдельно рассмотреть каждую ее часть.

Двигатель

Карбюраторный двигатель грузового автомобиля отличается высокой мощностью и отличными техническими характеристиками:

Тип двигателяЗИЛ-5081
Количество тактовЧетыре
ЦилиндрыВосемь штук
Особенность размещения цилиндровПод прямым углом, V-образное
Размер цилиндраДиаметр 100 мм
Ход поршня95 мм
Емкость5,97 л
Уровень сжатия6,5
Мощность110,3 кВт (150 л. с.)
Крутящий момент410 Нм
Максимальные возможности развития скорости85 км/час
Вид охлажденияЖидкостное
Рекомендуемое топливоБензин А-76 или с большим октановым числом
Средний расход топлива35 л/100 км

Трансмиссия

Трансмиссия отличалась следующими характеристиками:

Разновидность сцепления24
Коробка передач182ЭМ/6СТ-132ЭМ
Привод мостов заднихПроходной последовательный
Главная передачаДвойная
Передаточное число7,339:1

Отличительной чертой ЗИЛ 131 является доступ только к двум задним мостам. Включение переднего происходит в автоматическом режиме. Для этого в конструкции автомобиля присутствует электропневматический привод.

Электросистема

Система зажигания в данной модели значительно усовершенствована. Она экранирована, герметизирована, бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает эффективную работу в любых условиях. Все электроприборы работают от одного аккумулятора 12 В и генератора переменного тока с большим мощностным запасом.


Герметичная экранированная система зажигания

Подвеска

Подвеска находится спереди. Она работает на двух рессорах. В конструкцию грузовика включены амортизаторы. Задняя подвеска балансирная, с шестью штангами. Тормоза работают за счет барабанов, пневматики и механического привода.


ЗИЛ-131 с пневматической подвеской

Во чреве ЗиЛа

0
Несмотря на приличную высоту, забраться в кабину ЗиЛа несложно: ручки оказались под ладонями именно в тот момент, когда я только начал падать, поскользнувшись на металлической подножке. Благодаря им я всё же добираюсь до водительского места грузовика и принимаюсь за изучение приборов и органов управления.

0

Первое, на что обращаем внимание, – это количество информационных табличек и кратких инструкций. Сделано это для того, чтобы восемнадцатилетний воин, попавший сюда по призыву, не сошёл сразу с ума и не угробил себя и единицу техники. Интересно, что все они обращаются к водителю на «ты», тогда как в руководстве по эксплуатации используются конструкции типа «водитель должен», «для этого необходимо» или просто «следует». Видимо, авторы вполне справедливо рассудили, что таблички будет читать обычный солдат, а руководство – офицер. А может, просто экономили место на табличках: «включи» или «закрой» пишется короче, чем «включите» или «закройте».

0

0

Приборы расположены достаточно удобно, и читать их показания можно без труда. Большинство из них знакомы почти любому автолюбителю. Это спидометр, амперметр, указатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла и уровня топлива. Крайняя левая шкала – указатель давления воздуха в шинах, благо спустить или подкачать колёса можно прямо тут же: под прибором видим рычажок крана управления этим давлением. При движении по топким местам можно скинуть давление всего до 0,5 кгс/см2, а по шоссе – поднять до 3,5-4. Причём сделать это прямо на ходу. Главное – не тратить слишком много воздуха! Объясним, почему.

0

0

0

0

0

Помните, я говорил, что самым главным прибором на панели ЗиЛа можно считать манометр? Так вот, от работы пневматической системы здесь зависит очень многое, и в первую очередь – тормозная система. Тут она пневматическая, а не гидравлическая, как на большинстве современных легковых автомобилей. Манометр – двухстрелочный, верхняя его часть показывает давление в воздушных баллонах тормозной системы, а нижняя – давление непосредственно в тормозных камерах. Воздух из баллонов используется не только в тормозах. Он необходим для подкачки шин, для подключения переднего моста (принудительно он подключается рычажком из кабины с помощью электропневматического клапана), для пневматического звукового сигнала (хотя электрический тоже есть), для привода щёток стеклоочистителя. Но давление никогда не должно падать ниже отметки в 4 кгс/см2. Как только давление опускается ниже шести, компрессор поднимает его до 7,3-7,7 кгс/см2, после чего воздух опять начинает расходоваться из баллонов. Всё, в общем, неплохо, если бы не одно «но»: тормоза устроены так, что при критическом падении давления (например, при поломке компрессора) они попросту отказывают. Остановить машину, полный вес которой с грузом может превышать десять тонн, становится невозможным. Стояночный тормоз есть, и он не пневматический, но им одним тяжёлый грузовик не остановишь. Поэтому одним глазом водителю приходится смотреть на дорогу, а другим – поглядывать на манометр, чтобы в случае чего успеть заметить ненормальное падение давления в пневматической системе.

0

Основные органы управления расположены удобно. Руль, правда, великоват, но с учётом того, что гидроусилитель тут есть, крутить его очень легко. Педальный узел немного изменён: устав бороться с тягами педали газа, Андрей поставил педаль и привод от Мазды. Поэтому теперь картинка педального узла выглядит забавной: суровая педаль сцепления уходит в пол, огромная педаль тормоза – напольная, а подвешенная сверху педаль газа от Мазды выглядит рядом с ними как институтка в вагоне с дембелями.

0

Схема переключения передач на первый взгляд странная – вторая скорость на месте первой, а первая – направо и назад, напротив задней, но это логично: обычно можно трогаться именно со второй передачи. Интересно, что на набалдашнике рычага нарисована схема, на которой задняя указана просто стрелочкой, а не более привычным советским сокращением «ЗХ» («задний ход»). Но всё, пора ехать.

Несколько слов о кабине и кузове

Кабина ЗИЛ-131 капотная, цельнометаллическая. Интерьер выполнен в суровом советском стиле, без «буржуазных» излишеств, но со всем необходимым функционалом. Имеются и теплоизоляция, и освещение, и электронная приборная панель. Количество посадочных мест – три. Кресло водителя и 2 пассажирских сидения раздельные, что делает возможным их независимое регулирование. Подвеска под кабиной жесткая, так что трясти будет всегда. Если говорить о доступе к двигателю, то в капотной кабине это не представляет проблемы – достаточно просто поднять крышку капота.


Кабина ЗИЛ 131

Борта кузова деревянные, глухие. Погрузка осуществляется через откидной задний борт. При необходимости на кузов монтируются металлические дуги, на которые натягивается защитный тент. По бокам расположены откидные скамейки для перевозки личного состава. В комплекте идет съемная скамейка на 8 человек. Итого в кузове можно организовать 24 места для сидения.


Кузов ЗИЛ 131

Ударим ЗиЛом по бездорожью!

0
Перед нами по лесной дорожке карабкается Чероки второго поколения, я еду следом на ЗиЛе. И знаете, этот идущий впереди меня немаленький джип кажется мелкой букашкой. Моя задача – не раздавить нечаянно это букашку. Объезжать ямы и лужи? Да зачем! К тому же на этой узкой дороге мне было не так-то просто хотя бы удержать грузовик. Люфт руля даже по паспорту может достигать 25 градусов. А с учётом того, что машина ползёт на размытой дороге и скребёт ее тремя ведущими мостами, управление становится вещью сложной. По крайней мере, без надлежащего опыта. Доехав до места, где Чероки благоразумно остановился, едем дальше. Даже на второй передаче ЗиЛ ползёт потихоньку и уже просит воткнуть третью. А всё из-за включенной «понижайки», потому что дороги уже, в общем-то, нет. На панели горит лампочка, сигнализирующая, что передний мост подключен. По дороге успеваю оценить необходимость лючков в крыше кабины: при опущенных боковых стёклах очень просто получить по лицу веткой дерева. Тут-то и приходится закрыть окна и открыть лючки: свежий воздух есть, а угрозы получить по морде от мстительной берёзы или осины нет. Однако вот оно, первое препятствие: лежащие поперёк дороги деревья. Я даже успел расстроиться: как так, ведь только начали! Но, как выяснилось, пара стволов для ЗиЛа – это спички. Переехал и почти не дёрнулся. Правда, пришлось включить первую передачу.

0

0

Кстати, о переключении. Этим рычагом, наверное, можно запросто убить человека. Посадка в машине высокая (иначе просто ничего не увидишь из-за огромного капота), поэтому рычаг КПП очень длинный. Ход ожидаемо большой, но это не главное. Фишка в том, что скорость включается почти сразу, ни промахиваться, ни втыкать передачу с усилием и скрежетом не приходится. Кроме, пожалуй, первой. Но тут собака зарыта, как думается, в отсутствии синхронизатора на этой передаче. Такую мелочь ЗиЛу простить можно. При развороте на пятачке мы очень удачно загнали задние оси в небольшой овражек. Оси встали под неестественно большим углом, но попытки лечь набок наш «слонёнок» не предпринял. Он покорно стоял, изогнувшись, как дворовый кот, пытающийся поймать на собственном загривке блоху. Единственное, что при этом пострадало, – стекло кунга, которое, видимо, разбили о толстую ветку дерева, а может, и о ствол. Фотографировать лежащий на боку грузовик не пришлось, и это хорошо. Что ж, за рулём посидели, на пассажирском месте потряслись, пора покататься в кунге.

0

0

0

Кунг. Какое странное слово. Не думали, откуда оно взялось? Некоторым покажется, что это какое-то заимствование из иностранного языка, но это не так. «КУНГ» – сокращение от «кузов унифицированный нулевого (нормального) габарита». И появился этот термин как раз у нас, а точнее – в армии. Первые кунги стояли именно на ЗИЛ-157 и 131, а потом и на ГАЗ-63, ГАЗ-66, КАМАЗ-4310, Урал-375. Чем хорош кунг – это тем, что ездить в нём приятнее, чем в открытом кузове или под обычным брезентом. Какое-никакое отопление, ветра нет, сиди и наслаждайся. Но не тут-то было. На любых приличных кочках (а их мы проехали немало) в кунге швыряет из стороны в сторону. Хвататься приходится за всё более-менее неподвижное, упираться в пол ногами и беречь голову. Мне там не понравилось категорически. Хотя, думаю, в минус двадцать пять я бы туда залез с удовольствием, так что обычно кунг – вещь незаменимая.

0

0

Что можно изменить?

Автомобиля ЗИЛ тюнинг (фото которого можно посмотреть в данной статье) чаще всего состоит из следующих шагов:

  • Усиление рамы.
  • Замена двигателя.
  • Доработка салона.
  • Повышение комфорта.

Это достаточно общий список выполняемых работ. Более конкретные способы зависят от желания и возможностей автовладельца. Кроме того, необходимо отталкиваться от модели грузовика, которая должна претерпеть тюнинг. Более подробно остановимся на трех из них: ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ЗИЛ-5301.

Уровень апгрейда

Тюнинг может включать в себя различное количество выполненных доработок. В зависимости от этого выделяют три степени:

  • Косметическая — небольшие изменения, которые заключаются в установке дополнительных элементов (фар, козырька, молдингов, решетки радиатора, кенгурятника и так далее), окраска кузова и его аэрография, оснащение современной аудиосистемой.
  • Средняя — направлена на повышение уровня комфорта в салоне, улучшение выхлопной системы, трансмиссии и других отдельных частей мотора.

  • Высокая — помимо уже описанных работ, улучшаются технические характеристики грузовика (расход горючего, мощность, управляемость, скорость и другие).

Эти доработки могут касаться любой из моделей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]