ЗИЛ 133 является советским и российским грузовым автомобилем, выпускаемым заводом имени Лихачева. Серийное производство данного грузовика продолжалось с 1975 и по 1999 год. Завод представил первую партию прототипов в 1970 году. Грузовик имеет трехосную конструкцию с колесной формулой 6×4. Модель разрабатывалась на базе грузовика ЗИЛ 130 и являлась его модифицированной версией, имеющей повышенную проходимость. ЗИЛ 133 был предназначен для эксплуатации в народных хозяйствах.
В 1960-х годах конструкторы начали разрабатывать более грузоподъемную машину, имеющую колесную формулу 6×4 и базу от двухосной модели ЗИЛ 130. Новым грузовикам тогда присвоили индекс 133, под которым данный автомобиль и выпускался все время.
После представления прототипов планировалось запустить их в серийное производство, однако это неоднократно откладывалось. Объясняется это тем, что в то же время государство планировало запустить новый Камский автомобильный завод, с конвейера которого должна была сходить техника, имеющая схожую тоннажность, а также более современную конструкцию. В последнее также можно отнести кабину, располагающуюся над двигателем и сам двигатель, предназначенный для работы на дизельном топливе. Стоит отметить, что разработка прототипов грузовиков для Камского автозавода осуществлялась на заводе имени Лихачева. Эти прототипы получили наименование ЗИЛ 170.
Несмотря на все трудности, в 1975 году автозаводу все же удалось развернуть серийное производство грузовика ЗИЛ 133. Первые серийные модели выпускались под наименованием ЗИЛ 133Г1. Литера «Г» в наименовании указывает на то, что модель обладает длинной колесной базой. Данный грузовик вполне можно назвать самой крупной карбюраторной разработкой во всем СССР. В 1979 году модель была подвергнута модернизации, по окончанию которой ей было присвоено новое наименование ЗИЛ 133Г2. В результате проходимых доработок заводу удалось повысить максимальную грузоподъемность с 8000 до 10000 килограмм.
Новая версия отличается от предыдущей, как в техническом, так и в плане внешнего вида. Здесь отличительными чертами стало иное оперение капота, внешне схожее со стилем 130-го ЗИЛа, выпускаемого с 1977 года. Стоит отметить, что немного измененную внешность получил не только ЗИЛ 133. В то время завод обновлял весь модельный ряд своих грузовиков.
На середину 1970-х годов также пришлась разработка трехосной модели, имеющей под капотом дизельную силовую установку марки КамАЗ-740. Модификации с таким двигателем получили наименование ЗИЛ 133ГЯ и были запущены в серийное производство с 1979 года. Кроме используемого двигателя такая модификация отличается от базовой модели еще и внешне. Здесь используется более длинный капот и оригинальная фальшрешетка. Такие доработки были произведены в целях уместить более крупный силовой агрегат в моторный отсек.
В 1983 году прекратилось серийное производство бензиновых моделей данного грузовика. Объясняется это тем, что за это время дизельные версии показали себя намного экономичнее, чем первые. К примеру, бензиновая модель тогда расходовала около 50 литров на 100 километров пути, когда расход у дизельной составляет 26-30 литров.
Наибольшей популярностью среди всех моделей пользовалась модификация ЗИЛ 133, оснащенная автокраном. На шасси данного грузовика используется автокран марки КС-3575А. Техника обладает максимальной грузоподъемностью также в 10000 килограмм. Практически с первых месяцев производства, модель стала получать множество положительных отзывов. Больше всего такую модификацию эксплуатировали в народных хозяйствах. Стоит отметить, что и в настоящее время можно увидеть ЗИЛ 133 с автокраном на различных строительных объектах. Для этой версии также было предусмотрено несколько так называемых комплектаций, в которых в основном менялась надстройка и стрела, длина которой может варьироваться от 14500 и до 17000 миллиметров.
История автомобиля
Легендарная модель ЗИЛ-130 знакома каждому автолюбителю. Однако то, насколько удачно эта модель производилась в 70-х годах, не делает ее вечной. Таким образом, уже в начале 1980-х годах возникла потребность в дополнительных модификациях, которые будут более практичны и производительны.
Как ни странно, существующих разработок не оказалось, а имеющиеся пришлось отправить на завод другого производителя. Ничего не оставалось, как лезть в далекий ящик за старыми идеями и замороженными проектами.
Таким проектом стал ЗИЛ-133, а точнее, его модификации. Сама модель служила больше как опытный образец и даже в то время на дорогах была крайней редкостью.
Измененный дизайн и все та же длина кузова не давали особенных преимуществ, нужно было что-то другое. Вот различия в размерах колесной базы, назначении шасси и грузоподъемности последующих версий сыграли немалую роль в усилении советского автопрома.
Трансмиссия
Грузовики ЗИЛ-4972 оснащались девятиступенчатой механической коробкой передач модели ЗИЛ-4421, которая работала в связке с однодисковым сухим сцеплением. Кроме них, в составе трансмиссии также имеется двухступенчатая раздаточная коробка, с цилиндрическим межбортовым блокируемым дифференциалом (2,48:1 и 0,867:1).
Бортовая передача – механическая, одноступенчатая, коническая (2,09:1). Колёсный редуктор – механический, одноступенчатый, цилиндрический (4,27:1).
Кабина и кузов
Кабина взята с родительской версии «130». Инженеры провели лишь некоторый рестайл и немного приподняли оную. Передний бампер так и остался белым, а основная часть кабины встречается во множестве цветовых различий.
Над радиаторной решеткой красуется аббревиатура . Под решеткой расположены крюки для буксировки при помощи троса. На крыше корпуса имеются габаритные огни, также по бокам – традиционные повторители поворота и основной свет спереди.
Внутри очень просторно. Мест три – водительское и совмещенный пассажирский диванчик. Удобное панорамное стекло дает хороший обзор, даже несмотря на носовое расположение двигателя.
Внутри все сделано для удобства водителя – вентиляционные люки, правильное расположение зеркал заднего вида и другие элементы максимально упрощают рабочий процесс. Сидение рулевого регулируется по наклону и вылету, этого достаточно, чтобы настроить рабочее место человеку любой комплекции.
Все органы управления скопированы и вставлены из кабины «ЗИЛ-130». Благодаря этому водителю не нужно было привыкать к чему-то новому. Стоит учесть, что все осталось не только по-прежнему, но и сохранило надлежащее удобство.
Датчики измерения и другие информационные приборы даже сейчас трудно назвать устаревшими. Типичный «ЗИЛ-133», помимо полного снаряжения и загрузки, способен тянуть дополнительный прицеп.
Конструкция кузова состоит из дерева, в отдельных модификациях она сделана из металла. У представителей со средней базой откидываются только боковые борта, машины с удлинённой задней частью обладают откидывающимися стенками со всех трех сторон. Для увеличения вектора назначений на кузов можно устанавливать тент при помощи специального каркаса.
Вместо грузового отсека для представителей «133-х» разрабатывались и разрабатываются модули для решения задач как в сельском хозяйстве, так и в других сферах промышленности. Удобно то, что заказать грузовик можно с пустым шасси и самостоятельно вмонтировать необходимую установку. Актуально для предприятий с узконаправленной деятельностью.
Достоинства грузовика
ЗИЛ-133ГЯ с прицепом
Характеристики грузовика позволяют ему в дополнение к загруженному кузову тянуть и прицепное устройство.
ЗИЛ-133ГЯ не слишком чувствителен к температурным условиям: он может эксплуатироваться в диапазоне -40…+40 градусов. Установка предпускового обогревателя облегчает запуск силового агрегата в морозы.
Габариты транспортного средства позволяют показывать отличную маневренность как в плотном городском потоке, так и на проселочных дорогах.
Кабина автомобиля сконструирована таким образом, что в ней могут находиться водитель с двумя сопровождающими. Для шофера любой комплекции созданы хорошие условия:
Рабочее место водителя ЗИЛ 133ГЯ
- регулировка кресла по горизонтали;
- изменение положения спинки кресла;
- отличная обзорность через лобовое стекло;
- контроль зон, обеспечивающийся боковыми зеркалами;
- удобное расположение органов управления и приборов, которые достаточно информативны.
В целом модель с капотом смотрелась очень неплохо. Удлиненный нос придавал автомобилю определенный шарм и солидность. Не зря капотные грузовики так любят в США.
Машина очень удобна и в обслуживании: низкая стоимость запасных частей и расходных материалов и их повсеместное наличие облегчает ее содержание.
Технические характеристики
Силовой агрегат
При максимальных нагрузках как тягачи, так и грузовики с платформой могут двигаться на приличной скорости, сохраняя при этом вменяемое управление. Моторы, работающие на бензине и на дизеле производства заводов ЗИЛ и КамАЗ, демонстрируют до сих пор отличные качества в мощности и экономии в использовании. В таблицах представлены технические характеристики основных четырех моделей:
Технические характеристики
Именования | ЗИЗ-133Г1 | ЗИЛ-133ГЯ | ЗИЛ-133Г40 | ЗИЛ-ММЗ-4516 |
Годы производства | 1975-1978 | 1979-1992 | 1992-1999 | 1993-2002 |
Тип двигателя | ЗИЛ-130 | КамАЗ-740.10 | ЗИЛ-645 | |
Количество цилиндров | 8 | |||
Расположение цилиндров | Продольно V-образно под углом 90о | |||
Количество клапанов на цилиндр | 2*1 | |||
Объем в см3 | 5 966 | 10 850 | 8 743 | |
Мощность в лошадиных силах | 150 | 210 | 185 | |
Максимальный крутящий момент в ньютон метрах | 402 | 637 | 510 | |
Степень сжатия | 6,5 | 17 | 18,5 | |
Рабочее топливо | Бензин А-80 | Дизель | ||
Объем бака для топлива | 125+125 литров | 170 литров | ||
Максимальная скорость | 80 км/ч | |||
Охлаждение | Жидкостное |
Трансмиссия
Для переключения передач в делителе служит пневмомеханический привод. Интересная его особенность: клапан включения исполнительного механизма связан с толкателем пневмоусилителя в системе привода сцепления.
Водитель может, не пользуясь педалями сцепления и акселератора, предварительно выбрать переключателем подходящую передачу в делителе и затем в нужный момент включить ее простым выжимом педали сцепления.
Удобство такого устройства при езде по местности с часто меняющимися дорожными условиями трудно переоценить. В таблицах представлены технические характеристики основных четырех моделей:
Трансмиссия
Именования | ЗИЗ-133Г1 | ЗИЛ-133ГЯ | ЗИЛ-133Г40 | ЗИЛ-ММЗ-4516 |
Годы производства | 1975-1978 | 1979-1992 | 1992-1999 | 1993-2002 |
Тип КПП | Механика | |||
Количество ступеней | 5 | 9 | 9 | |
Тип сцепления | Однодисковое сухое фрикционное |
Тормозная система
Весь механизм тормозов состоит из четырех элементов.
- Рабочая система – основные тормоза, работающие на воздухе. Торможение задних и передних колес разделено. Управление производится посредством педали тормоза в кабине и тормозным краном посредством специальных рычагов;
- Стояночный тормоз – цель обеспечить неподвижность на горизонтальной поверхности или небольшом уклоне. Система также работает пневматически через специальный краник. Тормозные камеры оснащены специальными энергоаккумуляторами, которые не дают заднему мосту допустить движение колес;
- Вспомогательная система – актуальна при частом торможении. Снимает часть нагрузки с основных тормозов посредством торможения двигателем. Наличие этого элемента продлевает срок службы всех тормозов вместе;
- Запасная система – служит для торможения автомобиля в случае отказа основных тормозов. Иначе называется аварийной. Для управления ею используется кран стояночной системы, который приводит в действие энергоаккумуляторы.
Для контроля всех систем в машине предусмотрена звуковая и световая индикация.
Шасси и подвеска
Рама состоит из двух лонжеронов штампованного типа, которые соединяются посредством поперечин. Последние играют важную роль в поведении рамы. Жесткость обеспечивается особенным строением первого, четвертого и пятого поперечных соединений.
Это важно, так как на первой установлены опоры для двигателя и некоторых других рабочих элементов; на третьей поперечине – лонжероны рамы; четвертая представляет собой две идентичные половины швеллерного сечения; на пятой – тягово-сцепное устройство.
Подвеска передних колес — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах и телескопических амортизаторах. Подвеска задних колес — зависимая балансирная на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами. Рама — лонжеронного типа, штампованная, сварная.
Именования | ЗИЗ-133Г1 | ЗИЛ-133ГЯ | ЗИЛ-133Г40 | ЗИЛ-ММЗ-4516 |
Годы производства | 1975-1978 | 1979-1992 | 1992-1999 | 1993-2002 |
Шины | 260-508Р | |||
Материал дисков | Сталь | |||
Тип передних дисков | 7J × 20 260/51 R20 | |||
Тип задних дисков | 7J × 20 260/51 R20 |
Колеса производились вместе с автомобилями на заводе имени Лихачева в Москве.
Размеры автомобиля
Именования | ЗИЗ-133Г1 | ЗИЛ-133ГЯ | ЗИЛ-133Г40 | ЗИЛ-ММЗ-4516 |
Годы производства | 1975-1978 | 1979-1992 | 1992-1999 | 1993-2002 |
Длина | 9 000 мм | 9 040 мм | 9 037 мм | |
Ширина | 2 500 мм | |||
Высота | 2 345 мм | 3 358 мм | 2 700 мм | |
Погрузочная высота | 1380 мм | |||
Колесная база | 3 710 мм | 4 620 мм | 4 610 мм | |
Передняя колея | 1 835 мм | 1 848 мм | ||
Задняя колея | 1 850 мм | 1 840 мм | ||
Клиренс | 250 мм | 230 мм | ||
Грузоподъемность | ||||
Именования | ЗИЗ-133Г1 | ЗИЛ-133ГЯ | ЗИЛ-133Г40 | ЗИЛ-ММЗ-4516 |
Годы производства | 1975-1978 | 1979-1992 | 1992-1999 | 1993-2002 |
Снаряженная масса | 6 875 кг | 7 610 кг | 7 475 кг | 8 600 кг |
Полная масса | 15 175 кг | 17 835 кг | 17 700 кг | 18 600 кг |
Другие особенности
Но использование грузового автомобиля ЗИЛ с двигателем КАМАЗ возможно только в промышленных зонах, так как машина не стоит на учете. По этой причине езда по дорогам общего пользования запрещена. Для перемещения необходимо выжимать сцепление одновременно со второй передачей, после чего можно потихоньку тронуться с места. Далее включается третья передача с регулировкой сцепления.
Еще одной характерной особенностью является обширный радиус разворота за счет присутствия в конструкции длинной базы на 3 оси. Передвижение обладает плавностью.
Модификации
- Первый опытный образец «сто тридцать третьего» индексировался «133В». Машина увидела свет в 1966 году. Это был седельный тягач. Сам автомобиль был выпущен тиражом, не слишком превышающим своего родителя.
- «ЗИЛ-133Н» в очередной раз пробная версия для испытаний. Произведен автомобиль в 1968 году.
- ЗИЛ с удлиненной базой и способностью тянуть за собой прицеп получил маркировку «133Г». Борта кузов в этой версии откидывались со всех трех сторон. Модификация и ее ответвления сходили с конвейера до 1987 года серийно.
- Вышеупомянутая модель подверглась изменениям образовав грузовик с удлиненной базой «ЗИЛ-133Г1». Отличие от младшего брата было в увеличенном объеме топливного бака. Грузоподъемность была равна 8 тоннам.
- «ЗИЛ-133Г2» полностью аналогичная копия «133Г1» с увеличенной грузоподъемной силой до 10 тонн.
- Не обошлось и без строительных модификаций. Автокран «ЗИЛ-133ГЯ» стал одним из последних советских грузовиков завода имени Лихачева. Для воплощения модификации в жизнь провели целый ряд скрещиваний. Короткая колесная база от самосвала с шасси, приспособленным под установку крана «КС-3575А», довершал это силовой агрегат КамАЗ-740. Так и выпускали до 1992 года.
- «ЗМУ-8» на шасси от «ЗИЛ-133ГЯ» – сельскохозяйственная модификация для обработки полей. ЗМУ – загрузчик минеральных удобрений. Производство шло с 1979 до 1992 года.
- На той же базе выпускали «ЗСА-7» – загрузчик сеялок автомобильный. Сойдя с конвейера первый раз в 1979 году, выпускался следующие 13 лет.
- Очередной опытной версией для улучшения автомобилей ЗИЛ стала модель «ЗИЛ-133ГЯС». Сходил с конвейера в годы 1980-1984.
- Специально для Олимпиады в 1980 году завод имени Лихачева предоставил автомобиль для транспортировки лошадей – «ТС-5982». Фургон поставили на шасси «ЗИЛ-133Г». Внешне машина привлекательна. Поле проведения спортивных соревнований было выпущено еще 6 представителей модели для нужд конной полиции.
- Могучий опытный образец «ЗИЛ-Э133ВЯТ» из 1982 года существенно отличался от своих собратьев. У данного седельного тягача был дизельный двигатель КамАЗ-5Э7403, оснащенный турбонаддувом. Кабина использовалась ЗИЛ-133ГЯ, только была выше на 170 мм. В 1988 году, пытаясь обновить грузовик, в кабину было добавлено спальное место, что несло революционный характер в автопромышленности тех времен.
- В период с 1991 по 1992 год производился ЗИЛ-133ГМ в качестве образца для опытов.
- В 1992 году «Смоленский завод КДМ» стал производить «ЗИЛ-133Г4» для уборки улиц. В их число входили снегоуборочные, посыпочные и пылесбивающие машины. Производится до настоящего времени.
- «ЗИЛ-133Г40» с удлинённой базой и тентовым покрытием кузова использовался и используется для транспортировки различных грузов. Серийно производился с 1992 по 1999 год.
- Параллельно с предыдущей версией с конвейера сходила база с бортовой холодильной установкой – «ЗИЛ-133Г42». Применение находит в соответствующих сферах.
- На заводе имени Лихачёва в период 1992-99 производили седельный тягач с укороченной базой – «ЗИЛ-133Д42».
- Очередной седельный тягач, но уже нового поколения – «ЗИЛ-133ВЯ», начал производится в 1995, и с успехом выполняет поставленные задачи до сих пор.
- На базе «ЗИЛ-133» производился не менее популярный грузовик «ЗИЛ-ММЗ-4516». Период производства 1993-2002 годы.
Грузовая платформа
В конструкции грузовой платформы, как и у многих других грузовиков того времени, используется дерево и металлический каркас. Некоторые модификации комплектовались полностью металлической грузовой платформой. Версии, использующие среднюю колесную базу, обладают откидными боковыми бортами, в то время когда машины, имеющие удлиненную заднюю часть рамы, обладают бортами, которые могут откидываться со всех сторон.
В стандартном исполнении ЗИЛ 133 это бортовой грузовик. Однако для него предусмотрена установка тента, который монтировался на специальном каркасе. Таким образом, расширялась его сфера применения. Помимо этого существуют и другие варианты оснащения. К примеру, вместо стандартного бортового кузова здесь может быть установлено разнообразное оборудование, предназначенное для сельскохозяйственной и промышленной деятельности.
Стоит отметить, что на протяжении серийного производства, данный грузовик зачастую выпускался без какого-либо оборудования, в том числе и грузовой платформы. Этим в основном пользовались различные предприятия узкого профиля работы. На месте грузовик оснащался уже необходимым для выполнения тех или иных работ оборудованием.
Плюсы и минусы
В ряд положительных качеств входит экономичная эксплуатация. Для ремонта автомобиля не требуется больших затрат, включая замену деталей. При закупке комплектующих покупателю легко ориентироваться в назначении элементов, так как они разделены на соответствующие подгруппы. Всё для замены можно приобрести у официального дилера, что добавляет гарантии качества. Если планируется массовый ремонт или покупатель является постоянным клиентом – обусловлена система скидок, что определенно притягивает.
Отрицательно машина «ЗИЛ-133» ведет себя в условиях абсолютного бездорожья или в заснеженную погоду. Несмотря на это, при любых погодных условиях грузовики верно выполняют свою работу. Негативное впечатление также оставляет шумоизоляция салона и качество обработки внешних элементов машин. Так или иначе, это можно списать на мелкие недостатки.
Цена
Объявлений о продаже ЗИЛ 133 сейчас достаточно много. В среднем стоимость грузовика варьируется в пределах от 300 тысяч и до 500 тысяч рублей. Такую цену просят за полностью готовые к работе экземпляры. Помимо этого на цене сказывается, как правило, год выпуска, пробег, техническое состояние, тип модификации, а также укомплектованность.
Стоимостью от 30 тысяч и до 120 тысяч рублей обладают в основном модели, либо продаваемые на запчасти, либо не на ходу или же в довольно вымотанном техническом состоянии.
Подводим итоги
Продукция «ЗИЛ» советского производства плавно переросла в современную автопромышленность именно посредством «сто тридцать третьей» модели. Ее модификации не использовались в единицах структур, а остальные полным ходом даже до сих пор используют этого грузовичка.
Несмотря на применение унификаций и небольшой тираж модель «133» занимает достойное место в истории. В последствии объединившись с ЗИЛ-130 производились упрощенные версии машин.
Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта
Ходовая часть
Если на абсолютном большинстве любых грузовиков используются мосты, то во внедорожной модели ЗИЛ-4972 от них решено было отказаться. В результате данного решения, автомобиль получил независимую подвеску для каждого своего колеса, состоящую из торсионов. На первой и третьей паре колёс (поворотных) были размещены гидравлические усилители рулевого управления.
ЗИЛ-133 фото
Читайте далее:
УАЗ – уникальные внедорожники с легендарной историей
МАЗ-5334
ЗИЛ-157
ЗИЛ-131
МАЗ-5337
КрАЗ-256
Отзывы водителей
Водители, которым довелось работать на ЗИЛ-4972, единогласно подтверждают: по проходимости Уралы и КамАЗы не могут с ними сравниться. А иногда, особенно по влажным снегам, ЗИЛ-4972 идёт лучше даже гусеничных машин. ЗИЛ-4972, эксплуатировавшийся на Камчатке, всегда ставили впереди колонны. Случалось такое, что ЗИЛ-4972 нагонял вставшую колонну, обходил её по целине, а потом вёл за собою. В жуткую грязь и дождь вывозил не только один застрявший автомобиль, но и одной связкой ГАЗ-66 и две «Нивы», к нему прицепленные.
Примечания
- Восьмитонный трёхосный ЗИЛ — За рулём, 1976, № 8
- Дизельные грузовики ЗИЛ — За рулём, 1979, № 11
- Краткий автомобильный справочник НИИАТ. Издание десятое, переработанное и дополненное — М., Транспорт, 1985
- 700 тысяч рублей за советский грузовик «Баба Яга» // Статья от 21.05.2019 г. «Mail.ru».
- Глуховский Д. М., Меламуд Р. А., Митрофанов В. П.
. Автомобили семейства ЗИЛ-133. — М.: Транспорт, 1984. — 328 с. - КАвЗ в хронологическом порядке