В России встречаются люди, имеющие в собственности небольшие фермерские хозяйства, используемые для коммерческих целей, а также некоторые из них просто покупают большое количество земли для комфортной жизни. Чтобы обработать более 1 га нетронутого участка, потребуется сельскохозяйственная техника. Минский тракторный завод в таких случаях предлагает популярную для частного использования миниатюрную модель трактора МТЗ-82, помогающую выполнить все потребности хозяина по уходу за большим клочком земли.
Колёса на МТЗ-82 (передние)
Покрышки для тракторных колёс – это одни из самых главных деталей в подобной сельскохозяйственной технике, которые, помимо мотора, обеспечивают идеальное прохождение в любой грязи или илистой почве. Причём задние колёса на классическом тракторе МТЗ практически вдвое больше передних – до 1,5 метров в диаметре и, соответственно, 12-слойный состав делает их неуязвимыми для проколов острыми предметами. Того же нельзя сказать про передние шины, которые имеют радиальность R20 и обладают следующими особенностями при установке на данную с/х технику:
Трактор МТЗ 82
- Какие бывают размеры шин МТЗ 82? Существует 3 базовых комплектации и, соответственно, вариантов передних колёс для МТЗ-82. В самом простом исполнении размер ширины покрышки составляет 7,5 дюймов, что одевается на обод 5,5 дюймов в конфигурации канта F и неизменной радиальности R20.
- В модификации, предназначенной для вспахивания полей от 1 га и выше, передние колеса на МТЗ 82 выполняются с параметрами 8,3-20, и они соответствуют штампованным сварным дискам W7-20.
- В тех вариантах трактора, которые имеют соответствующие кронштейны и рассчитаны для установки навесного оборудования, предлагается покрышка с мощными грязезацепами, имеющая габариты 11,2-20, и она идеально садится на колесо с шириной обода W9-20.
Важно!
Таким образом, колёса играют доминирующую функцию для характера эксплуатации с/х техники, и выбирать их необходимо в строгом соответствии с поставленными перед трактором задачами. В противном случае аппарат может не справиться с глубокой грязью, из-за чего его механизмы будут работать по большей части вхолостую, что приведёт к их быстрому износу и необходимости преждевременного технического обслуживания.
Передние шины на МТЗ 82
Размеры и их подбор
Обычно задние шины МТЗ 82 имеют размер 15.5R38, передние — 11.2-20. Для каждой модели МТЗ производителем установлены рекомендуемые размеры «резины». Размеры подбираются по внутреннему размеру шины, он должен совпадать с внешним диаметром обода. В остальном владелец вправе выбирать между низко- и высокопрофильной резиной, исходя из условий работы и финансовых возможностей.
Задние шины размером 15,5-38 по устройству отличаются усиленным брекером и радиальным размещением нитей корда в каркасе. Шины, чей каркас имеет диагональное расположение нити корда каркаса образуют плоскость профиля шины углом 50-54º, а шины с радиальной конструкции — их угол не превышает 5º. Радиальное расположение нитей корда придает шине лучшую гибкость. Также, данные шины улучшают тягово-сцепные качества трактора, уплотняют почву и меньше пробуксовывают, обладают большим ресурсом по износостойкости протектора.
Эксплуатация и техническое обслуживание шин трактора МТЗ 82
Техническое состояние шин влияет на тягово-сцепные качества трактора, его расход топлива, проходимость и производительность. Таким образом, можно смело утверждать, что шины во многом определяют производительную и экономичную работу трактора. Кроме того, шины являются дорогостоящими и быстроизнашиваемыми компонентами трактора, цена которых составляет около 12% от стоимости самого трактора. В течении всего срока службы трактора шины меняются 3-4 раза, поэтому и затраты на эксплуатацию шин составляют примерно 20% общих затрат на эксплуатацию трактора.
Давление в покрышках трактора МТЗ-82
Эксплуатация трактора – также не самый простой процесс, так как механик должен постоянно отслеживать давление в шинах МТЗ 82 в атмосферах, в зависимости от того, какую конкретно работу выполняет техника. Так, рекомендуемые показатели на компрессоре во время подкачки баллонов на тракторе приведены в следующей таблице в количестве атмосфер:
Вам это будет интересно О резине на Ниву
Наименование работы | Резина МТЗ 82, задняя | Резина МТЗ 82, передняя |
Стандартный режим работы | 1,4 + 0,1 | 1,4 + 0,1 |
При вспахивании поля | 1,0 + 0,1 | 1,4 + 0,1 |
При использовании навесного инвентаря | 1,6 + 0,1 | 2,5 + 0,1 |
Из данных показателей видно, что во время работы в поле колёса должны быть немного приспущены, так как в этом случае площадь подошвы, которая опирается на грунт, несколько увеличивается, что вызывает падение давления на почву, и трактор становится более проходимым.
На заметку.
В случае же работы с тяжёлыми скребками или ковшами, дополнительная нагрузка от них может легко сплющить баллон, что требует задания в нём дополнительного давления.
Задние диск-блины и покрышки на МТЗ-82
Как провести ремонт трактора, если его колеса «колебают» и «рыскают»
С тракторами также часто возникают различные сложности, которые требуют внимания механизатора. К примеру, передние направляющие колеса со временем начинают «вилять» и колебаться. Особенно это происходит при движении на большой скорости. Чаще всего это говорит об ослаблении затяжки упорных подшипников золотникового гидроусилителя или об их значительном износе.
В данном случае нужно снять крышку распределителя и отрегулировать упорные подшипники золотника сферической гайкой. Ее следует затянуть моментом не больше 20 Н*м (2 кгс*м), а далее отпускают до совпадения ближайшей гайки прорезина с отверстием в резьбовой части червяка и шплинтуют.
Если колебания уменьшились, но не полностью исчезли, то следует отрегулировать шарниры рулевых тяг. Каждые 1000 ч работы трактора нужно проводить регулировку шарнирных соединений рулевых тяг. Данная проверка осуществляется покачиванием от руки или поворотом рулевого колеса.
Для того, чтобы отрегулировать шарнирное соединение рулевой тяги, нужно выполнить следующие действия:
1. От наконечника отсоединить контровочную проволоку 33.
2. Завернуть гаечным ключом пробку 32 таким образом, чтобы убрать зазор в шарнирном соединении.
3. Обратно законтрить пробку контровочной проволокой.
Виляние передних направляющих колес также может быть вызвано из-за повышенного люфта в конических подшипниках передних колес.
Каждые 1000 ч работы трактора нужно регулировать подшипники ступиц передних колес. В то же время если в процессе работы будет осевое смещение колеса, то его следует незамедлительно устранить, ведь это вызывает ускоренный износ шин и поломку подшипников.
Нормальный осевой зазор в подшипниках составляет 0,08-0,20 мм.
Чтобы определить осевой зазор, нужно поднять колесо и покачать его в вертикальной плоскости, которая перпендикулярна плоскости вращения. После того, как вы увидите повышенный зазор, или почувствуете усложненное вращение колеса, отрегулируйте подшипники следующим образом:
1. Открутите болты и снимите колпак 1.
2. На 1/8 оборота ослабьте гайку 2.
3. Подтолкните колесо рукой и посмотрите как оно свободно вращается. Если вращение тугое – найдите и уберите неисправности – может заедать манжета, быть поломанным подшипник и прочее.
4. При проворачивании колеса от руки, нужно затянуть его до появления повышенного сопротивления вращения колеса. Далее отвинтите гайку на немного, лишь чтобы добиться совпадения ближайшей прорези гайки с отверстием в полуоси под шплинт.
5. Снова проверьте легкость оборачиваемости колеса.
6. Теперь можно обратно зашплинтить гайку, на место поставить колпачок, ранее смазав его.
Виляние передних колес еще может быть из-за нарушения сходимости передних колес.
При заводской регулировке на тракторах МТЗ-80 пределы сходимости передних колес составляют 2-6 мм, для тракторов с ПВМ – 4-8 мм.
Виляние передних направляющих колес также может быть вызвано из-за повышенного люфта в конических подшипниках передних колес.
Каждые 1000 ч работы трактора нужно регулировать подшипники ступиц передних колес. В то же время если в процессе работы будет осевое смещение колеса, то его следует незамедлительно устранить, ведь это вызывает ускоренный износ шин и поломку подшипников.
Нормальный осевой зазор в подшипниках составляет 0,08-0,20 мм.
Чтобы определить осевой зазор, нужно поднять колесо и покачать его в вертикальной плоскости, которая перпендикулярна плоскости вращения. После того, как вы увидите повышенный зазор, или почувствуете усложненное вращение колеса, отрегулируйте подшипники следующим образом:
1. Открутите болты и снимите колпак 1.
2. На 1/8 оборота ослабьте гайку 2.
3. Подтолкните колесо рукой и посмотрите как оно свободно вращается. Если вращение тугое – найдите и уберите неисправности – может заедать манжета, быть поломанным подшипник и прочее.
4. При проворачивании колеса от руки, нужно затянуть его до появления повышенного сопротивления вращения колеса. Далее отвинтите гайку на немного, лишь чтобы добиться совпадения ближайшей прорези гайки с отверстием в полуоси под шплинт.
5. Снова проверьте легкость оборачиваемости колеса.
6. Теперь можно обратно зашплинтить гайку, на место поставить колпачок, ранее смазав его.
Виляние передних колес еще может быть из-за нарушения сходимости передних колес.
При заводской регулировке на тракторах МТЗ-80 пределы сходимости передних колес составляют 2-6 мм, для тракторов с ПВМ – 4-8 мм.
Как правильно подобрать нужный радиус передних колёс для МТЗ-82
Надо сказать, что радиальность передних колёс R20, устанавливаемая на данную модель белорусского трактора, оптимальна при стандартном режиме работы.
Однако машина может эксплуатироваться и зимнее время, в условиях высокого снежного покрова, а также при работе на карьерах, болотах и в прочих более сложных условиях.
Именно поэтому завод-изготовитель допускает самостоятельное вмешательство водителей и выбор колёс других рекомендуемых параметров.
- Если техника делает длинные переезды по асфальтированным дорогам, то водитель может установить на неё колёса 7…8 – 18, что позволит снизить высоту протектора, и трактор станет более устойчив на твёрдой поверхности.
- Напротив, когда речь идёт об использовании техники в зимнее время, что требует более высокого клиренса, допускается устанавливать колёса в размерности 9…11,5 – 22…24, и трактор немного приподнимется над землёй, а мягкие грязезацепы начнут более уверенно прокладывать путь в глубоком снегу.
- При использовании техники в самых экстремальных условиях, при езде по торфяным болотам или другим зыбким поверхностям, понадобится создавать большой крутящий момент не только на задних, но и на передних колёсах, что потребует установки шин 12…14 – 25…26.
Важно!
При установке колёс нерасчётного радиуса водителю следует быть готовым к более частому проведению регламентных работ по ремонту подвески, подшипников в ступице, смены масла и прочих процедур, так как непроектная нагрузка на все системы провоцирует быстрый износ всех деталей.
Подкачка колёс компрессором на МТЗ 82
Неисправности переднего моста трактора МТЗ
Посторонние стуки и сильные шумы в редукторе свидетельствуют о неисправности переднего моста МТЗ.
Признаками поломки также могут быть:
· Заклинивание колес;
· Отсутствие блокировки;
· Металлические частички в масле картера моста;
· Сколы.
Если вовремя выявить и устранить поломку, замена переднего моста МТЗ не потребуется. Поэтому необходимо регулярно проверять техническое состояние трактора.
Шум в системе появляется вследствие износа:
· Конических подшипников фланца;
· Зубьев шестеренок конечной передачи;
· Шариковых подшипников;
· Шестерен конической пары.
Повышенный шум возникает, если наблюдается недостаток масла в картере.
Неправильно отрегулированные подшипники дифференциала также могут стать причиной постороннего гула.
Если на фланце карданного вала или корпусе главной передачи появились следы от масла, значит нарушена эластичность.
Утечка смазки возникает также при разрушении манжеты и износе следующих деталей:
· Сальника;
· Уплотнительных прокладок;
· Корпуса внутреннего шарнира.
Следы масла на ободе или фланце диска свидетельствуют о поломке манжеты колеса. Отсутствие смазки в системе вызывает перегрев корпуса.
Такая неисправность переднего моста МТЗ как поломка упорных подшипников обнаруживается при затрудненном вращении руля во время маневров. Заедают телескопические соединения подвески. Снижается упругость пружин.
Еще одна распространенная поломка — при переднем ходе автоматически не срабатывает мост при буксировке.
Причиной неисправности может быть износ или деформация деталей, а также загрязнения продуктами окисления.
В процессе эксплуатации нередко возникает такая неисправность переднего моста МТЗ как обрыв болтов.
Довольно часто изнашиваются резьбовые отверстия фланца. В таких случаях необходимо сделать ремонт переднего моста трактора самостоятельно. Снимите крышку редуктора и проверьте состояние деталей.
Возможные причины неисправности:
· Загрязнение заклинивающих пазов;
· Деформация пружин;
· Отсутствие передачи крутящего момента с предохранительной муфты.
Если из строя вышел механизм блокировки или детали дифференциалы, усиливаются стуки на поворотах.
В корпусе переднего моста появляется несвойственный шум. Отсутствует блокировка обоих колес.
При серьезных поломках обращайтесь в автосервис. Специалисты знают, как снять передний мост. Быстро устранят любую неисправность и наладят работу МТЗ.
Ремонт переднего моста трактора дорогостоящий. Чтобы снизить затраты, выполняйте обслуживание МТЗ согласно инструкциям производителя.
Исправный передний мост – гарантия безопасной и комфортной езды. Устраняйте поломки при первых признаках отклонений в работе механизма.
Замена переднего моста МТЗ выполняется в случае непригодности узла к ремонту.
Своевременно выполняйте диагностику. Следите за состоянием трактора, и вам не придется изучать в инструкции как снять передний мост.
Механическая блокировка колес на тракторе МТЗ-1221
В отдельных случаях на самых труднодоступных участках дорог классический задний или полный привод трактора не может справиться с толстым слоем грязи и вернуться обратно на свою колею.
Однако это вовсе не означает, что техника не сможет преодолеть подобный участок, так как водителю достаточно всего лишь изменить режим – включить блокировку межосевого дифференциала и тормоза, что заставит колёса вращаться одновременно и тракторист сможет вытащить машину практически из любой грязи.
Данная система блокировки имеет следующую достаточно простую конструкцию и принцип действия:
- Сама блокировка исполняется в виде двух кулачков, каждый из которых надёжно зафиксирован на приводах стандартных передач устройства, с внутренней стороны валов, имеющих в свою очередь особую шлифовку конца, чтобы обеспечить люфт данных кулачков и установленных на них муфт.
- Данные муфты соединены с приводом, выполненном в виде отдельной педали и рычага с одной стороны и, соответственно, с запорно-поворотным устройством на центральном валу – на противоположном конце.
- Так, оператор при необходимости просто нажимает на педаль привода блокировки, муфта перемещается в отведённом для неё пространстве, влечёт за собой вал и запорное устройство, которое надёжно защёлкивается на шестерне, препятствуя дальнейшей свободе вращения каждой оси колёс по отдельности.
- Данный рычаг с педалью в кабине имеет пружину и автоматическое обратное действие и, если его отпустить, он вернётся в исходное положение, а блокировка с дифференциала будет снята, и колёса начнут вращаться в обычном режиме.
- Для более длительной фиксации рычага блокировки для трактора МТЗ-1221 на педали имеется специальный стопор, нажатие которого приводит к тому, что муфта остаётся в блокированном положении на более длительное время.
Вам это будет интересно О шинах Медведь
Разрыв тракторной покрышки
Важно!
Механическая блокировка колёс хоть и является простой в исполнении и надёжной при эксплуатации, однако она сложна в управлении и нефункциональна. Поэтому на современных моделях белорусской техники устанавливается более совершенная система – гидравлический привод блокировки, который отличается тем, что для приведения механизма в действие уже не требуется усилие и длинное плечо, так как тяговое усилие многократно возрастает под действием сжатого масла в поршне. Однако такая система может вызвать течь в поршне при перегрузке и более длительный и дорогостоящий ремонт оборудования.
Что и чем тормозит
Основные (рабочие) тормоза, как и в любом транспортном средстве, предназначены для снижения скоростного режима и эффективной качественной остановки трактора.
В виде основного средства торможения применяется диск (сухие дисковые тормоза), которыми оборудованы шестерни вала заднего моста слева и справа.
Стояночный тормоз необходим этой технике, чтобы крепко удерживать трактор на одном месте, причём даже на склонах или откосах, или под гнётом каких-либо грузов и материалов, а также дополнительного навесного оборудования.
Для очень продолжительного удержания машины в одном положении предусмотрен вспомогательный тормоз, который также применяется при нахождении трактора на уклонах или подъёмах.
Запасной тормоз выступает в этом аппарате в роли страховщика, если основная тормозная система по какой-либо причине не срабатывает или выходит из строя.
Принцип работы тормозной системы трактора МТЗ предельно прост, но очень эффективен — водителю достаточно всего лишь сдвинуть рычаг на себя, нажав до этого кнопку, находящуюся на ручке тормозного рычага.