Описание технических характеристик двигателя Д-260


Общая информация и сферы применения «Д-260»

Шесть цилиндров двигателя «ММЗ Д-260» размещены вертикально, по рядной компоновке. Направление вращения коленчатого вала – правое (по часовой стрелке). Мотор четырёхтактный, оснащённый непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением, системой турбонаддува и промежуточным охлаждением надувочного воздуха. Сертифицирован по «ГОСТ-17.2.2.02», «ГОСТ-17.2.2.05», «ОСТ-23.3.23» и «ГОСТ-2000».

В зависимости от своего назначения, дизели данной марки могут комплектоваться следующими дополнительными сборочными единицами: пневмокомпрессором, шестерённым насосом усилителя рулевого управления с приводом, дисками муфты сцепления в сборе. При установке на трактора МТЗ «Д-260» доукомплектовывают водяным радиатором, приборами электрооборудования и контрольными приборами.

«Д-260» «под капотом» трактора «Беларус МТЗ-1221».

Кроме энергонасыщенных колёсных тракторов Минского тракторного ), двигателями «ММЗ Д-260» комплектуются также зерно- и кормоуборочные комбайны различных белорусских и российских , погрузчики, дорожно-строительная техника, насосные и дизель-генераторные установки.

Об истории предприятия и двигателя «ММЗ Д-260»

История Минского моторного завода тесно связана с историей другого славного белорусского предприятия – Минского тракторного завода. Построенный сразу же после Великой Отечественной войны МТЗ бурно развивался и наращивал своё производство. В 1960 году было принято решение о строительстве в Минске завода по производству дизельных двигателей. Прежде всего – для новой модели трактора «МТЗ-50», в количестве 120 тысяч моторов «Д-50» в год.

Минский моторный завод был построен за два с небольшим года, на северо-восточной окраине г. Минска между тракторным и подшипниковым заводами Серийный выпуск моторов марки «Д-50» стартовал на предприятии в июле 1963 года. Начиная уже со следующего года, все трактора «МТЗ Беларусь» стали комплектоваться двигателями минского производства.

Первый в истории предприятия не четырёх-, а шестицилиндровый дизель – «ММЗ Д-260» – был спроектирован и построен в первой половине 90-х годов ХХ века. А его массовое серийное производство было запущено в 1995 году. Кроме МТЗ, потребителями данной продукции стали такие мощные предприятия, как Минский автомобильный завод, крупнейшие , «Гомсельмаш»; дорожно-строительной техники, компрессорных станций и т.д. В 2006 году конвейера завода сошёл юбилейный 50-тысячный двигатель «ММЗ Д-260», который достался минскому производителю дорожно-строительной техники – .

Александр Лукашенко – частый гость на белорусских предприятиях, в том числе и на ММЗ.

Всего же список предприятий-партнёров ММЗ, которые являются потребителями его продукции, насчитывает 44 завода и фирмы. Большинство из них, разумеется, находятся в России и Белоруссии; представлены также Украина, Узбекистан, Казахстан и Польша.

Технические характеристики «Д-260» в цифрах и список его модификаций

  • Рабочий объём – 7,12 литров;
  • Диаметр цилиндра – 110 мм, Ход поршня – 125 мм;
  • Порядок работы цилиндров — 1-5-3-6-2-4;
  • Номинальная мощность – 114 кВт (155 л.с.);
  • Номинальная частота вращения – 2100 об/мин;
  • Частота вращения на холостом ходу — от 850 (min) до 2260 (max);
  • Максимальный крутящий момент – 622 Н.м (63,4 кгс.м);
  • Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1400 об/мин;
  • Степень сжатия – 16;
  • Удельный расход топлива – 220 г/кВт.ч (162 г/л.с.ч);
  • Масса двигателя – 710 килограммов;
  • Габаритные размеры — 1300х705х1118 мм.

В настоящее время прайс-лист на официальном сайте Минского моторного завода представляет вниманию потенциальных потребителей четырнадцать модификаций дизельного двигателя «Д-260». А именно: «Д260.1-305», «Д260.1S2-333», «Д260.1С-394», «Д260.1-305», «Д260.1-306», «Д260.1-308», «Д260.1-339», «Д260.1-358», «Д260.1-372», «Д260.1-380», «Д260.1-406», «Д260.1-407», «Д260.1-417», «Д260.1-443».

Моторы «ММЗ Д-260» комплектуются стартерами «3002.3708» (24В), генераторами «Г9945.3701-1» (28В), турбокомпрессорами «ТКР-7-00.01 (БЗА, г. Борисов, Белоруссия), топливными насосами высокого давления «PP6M10P1f-3491» («Моторпал», Йиглава,Чехия), или «ЯЗДА 363.1111005-40» (Ярославль), водяными насосами «260-1307116-А», масляными насосами «260-1011020».

Описание мотора

Устройство двигателя Д 260 предусматривает наличие шести камер, выстроенных в ряд и выполняющих четыре такта за цикл. Материал остова установки – чугун, в который запрессованы «мокрые» гильзы. Для большего эффекта охлаждения, применяются масляные распылители, направляющие жидкость в днище вытеснителей. Коленчатый вал из стали, помещён в остов мотора, коренные и шатунные шейки изделия 85,25 и 73мм соответственно. Ход вытеснителя при таких условиях на уровне 125мм, вытеснитель сечением 110мм, выполнен из алюминия, шатуны – стальные.

Силовую установку, объёмом 7,12 литра. Головка остова выполнена из чугуна, внутрь изделия вставлены сёдла, обслуживающие 12 клапанов. Распределительный вал мотора расположен внутри остова, передача усилия клапанам происходит посредством толкателя, штанги и коромысла. На одну камеру приходится два клапана – впускной и выпускной, сечением 48 и 42мм соответственно. При проведении планового осмотра, контролируют степень износа, после превышения допустимого уровня, изделия регулируют.

Для питания мотора используют «363» помпу Ярославского завода дизельной аппаратуры. Так же устанавливается турбинный компрессор ТКР 7. Для соответствия постоянно меняющимся экологическим стандартам, приходится дорабатывать и двигатель. Первая доводка проводилась в 1998 году, тогда устройство стало соответствовать требованиям «Евро-1». Череда следующих улучшений пришлась на 2001 и 2005 год, когда мотор довели до «Евро»-2 и 3 соответственно. В последнем случае ради достижения результата применили впрыск Common rail совместно с топливной помпой и электронным управлением «Bosch».

Конструкция и базовые детали «ММЗ Д-260»

Блок цилиндров двигателя «Д-260»

Блок цилиндров двигателя «Д-260» – это основная корпусная деталь, выполненная в виде моноблока, представляющая собою жёсткую отливку из чугуна. На расточках блока размещены шесть съёмных гильз, произведённых из чугуна специальной марки.

Каждая из гильз монтируется в блок цилиндров по двум центрирующим поясам. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, а в нижнем – уплотняется двумя резиновыми кольцами, размещёнными в канавках блока цилиндров. Между стенками блока цилиндров «ММЗ Д-260» и гильзами происходит циркуляция охлаждающей жидкости. На поперечных перегородках блока цилиндров предусмотрены специальные приливы, которые предназначаются для образования опор коленчатого вала. На данные приливы устанавливаются крышки. Приливы вместе с крышками образуют места для установки коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных подшипников растачиваются на одной установке, в сборе с крышками. Менять данные крышки местами нельзя.

Многофункциональный погрузчик «Амкодор 332С4» с мотором «Д-260».

Блок цилиндров «ММЗ Д-260» снабжён продольным масляным каналом, от которого по поперечным каналам масло транспортируется к коренным подшипникам коленвала, а после – к шейкам распредвала, и к форсункам, охлаждая поршни. Форсунки для охлаждения поршней устанавливаются в верхней части блока цилиндров, во второй, четвёртой и шестой опорах коленчатого вала. На водораспределительном канале блока цилиндров есть площадка для монтажа жидкостно-масляного теплообменника. Подвод и отвод масла от теплообменника производится по каналам в блоке.

Для повышения жёсткости нижняя плоскость блока цилиндров смещается вниз на 80 миллиметров, относительно оси коленвала. К переднему торцу блока прикрепляется стальной щит распределения и крышка распределения, а к заднему – лист стали, через который которого силовой агрегат соединяется с остовом трактора или комбайна. 2 кронштейна, которые находятся по боковым поверхностям блока цилиндров, являются также передней опорой двигателя. Снизу блок цилиндров прикрыт масляным картером.

Головки в блоке цилиндров мотора «Д-260»

Головки блока цилиндров «ММЗ Д-260» отливаются из чугуна и являются взаимозаменяемыми (одна головка идёт на три цилиндра). Внутренние полости данных головок цилиндров снабжены впускными и выпускными каналами, которые закрываются клапанами.

Чтобы обеспечить отвод тепла, головки цилиндров снабжены внутренними полостями, в которых происходит циркуляция охлаждающей жидкости. На головках цилиндров имеются вставные сёдла клапанов. Они состоят из особого жаропрочного и износостойкого сплава.

«Д-260» на очередной модификации трактора «Т-150».

Форсунки устанавливаются по три штуки на каждую головку цилиндров. Также здесь смонтированы оси коромысел и сами коромысла, стойки, крышки головок с колпаками крышек, закрывающих клапанный механизм. Чтобы уплотнить разъём между головками и блоком цилиндров, предусмотрена прокладка из безасбестового полотна. Отверстия для гильз цилиндров и масляного канала окантованы листовой сталью. Дополнительная окантовка цилиндровых отверстий прокладки фторопластовыми кольцами производится в процессе сборки двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя

В состав кривошипно-шатунного механизма двигателя входят: коленчатый вал с коренными и шатунными подшипниками, маховик, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны. Коленчатый вал «Д-260» стальной, он имеет 7 коренных и 6 шатунных шеек. Для компенсации нагрузок на подшипники от сил инерции на первой, шестой, седьмой и двенадцатой щеках коленчатого вала устанавливаются съёмные противовесы. В шатунных шейках сделаны полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек прикрыты резьбовыми заглушками.

Четыре биметаллические (сталеалюминиевые) полукольца, установленные в расточках блока цилиндров и крышки четвертого коренного подшипника, воспринимают осевое усилие коленвала «Д-260». С передней и задней сторон коленчатый вал двигателя уплотнён манжетами.

На переднем крае вала установлены: с натягом – шестерня привода механизма газораспределения (шестерня коленчатого вала) и шестерня привода масляного насоса; шкив привода водяного насоса, генератора, компрессора кондиционера воздуха (если речь идёт об энергонасыщенном тракторе «МТЗ-1221»). С целью уменьшения уровня крутильных колебаний коленвала на ступице шкива смонтирован силиконовый демпфер.

Поршни двигателя «ММЗ Д-260» сделаны из алюминиевого сплава. В днище поршня предусмотрена камера сгорания. В верхней части на поршнях имеются 3 канавки – в первые 2 из них устанавливают компрессионные кольца, а в 3-ю – кольцо маслосъёмное с расширителем. Полые поршневые пальцы выполнены из хромо-никелевой стали. Перемещение пальцев по оси в бобышках поршней ограничивают особые стопорные кольца.

Шатун мотора «Д-260» сделан из стали, двутаврового сечения. Втулка запрессована в его верхнюю головку. Через специальные отверстия во втулке и верхней головке шатуна производится смазка поршневых пальцев. Расточку нижней головки шатуна под вкладыши производят в сборе с крышкой. Шатун и крышка снабжены одинаковыми номерами, набитыми на их поверхностях. Крышки шатунов не являются взаимозаменяемыми.

Также имеюся определённые весовые группы шатунов, по массе их нижней и верхней головок. И на двигателе нужно обеспечить наличие шатунов идентичной весовой группы. Из биметаллической полосы сделаны тонкостенные вкладыши шатунных и коренных подшипников коленчатого вала. По своему внутреннему диаметру вкладыши выполнены двух размеров, идентичные шейкам коленвала.

Маховик сделан из чугуна и прикреплён болтами к фланцу коленчатого вала. На маховики «Д-260» напрессованы стальные зубчатые венцы.

Газораспределительный механизм двигателя «Д-260»

Механизм газораспределения дизеля «ММЗ Д-260» состоит из шестерёнок, распредвала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок, сухариков, пружин, стоек и осей коромысел.

Распредвал здесь 4-х опорный, он получает вращение от коленчатого вала посредством шестерней распределения. Толкатели — стальные, имеющие сферические донышки, с наплавкой из специального чугуна. Кулачки распределительного вала изготовлены с определённым уклоном, за счёт чего толкатели в процессе работы делают вращательные движения.

Комбайн «Полесье» с двигателем «Д-260.4»

Штанги толкателей изготовлены из стальных прутков. Сферическая часть, которая входит внутрь толкателя, и чашка штанги являются закалёнными. Коромысла клапанов –стальные, они качаются на оси, которая установлена в стойках. Оси коромысел полые, имеющие 6 радиальных отверстий для смазывания коромысел. Перемещение коромысел вдоль оси ограничено специальными распорными пружинами.

Клапаны впускные и выпускные на «Д-260» выполнены из стали жаропрочной марки. Они делают перемещения в направляющих втулках, которые запрессованы в головки цилиндров. Каждый клапан может закрываться при воздействии 2-х пружин (внутренняя и наружная), закреплённых на его стержне посредством тарелки и сухариков.

На направляющие втулки клапанов установлены уплотнительные манжеты, исключающие попадание масла в цилиндры дизельного двигателя сквозь зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками. В картере, который образован щитком распределения на блоке цилиндров, и крышкой распределения, находятся шестерни распределения.

Система питания «Д-260»

Система питания (топливная ) дизельного мотора «Д-260» включает в себя насос топливный, форсунки, трубопроводы низкого и высокого давления, воздухоочиститель, коллекторы впускной и выпускной, турбокомпрессор, фильтры топливные грубой и тонкой очистки, бак топливный.

На дизелях «ММЗ Д-260» применяются рядные топливные насосе высокого давления (ТНВД) производства ОАО «ЯЗДА» г. Ярославль, либо чешские «Моторпал». ТНВД мотора «Д-260» имеет 6 секций и выполняет функцию подачи строго дозированных порций дизтоплива в рабочие полости цилиндров, за определённое время и под высоким давлением. Активируется ТНВД от коленчатого вала, через распределительные шестерни дизельного двигателя «Д-260» и полумуфту привода, смонтированную на валу кулачковом.

В единый агрегат с ТНВД объединены топливоподкачивающий насос и регулятор вращения с корректором по наддуву. Насос топливоподкачивающий размещён на корпусе насоса высокого давления. Он выполняет подачу горючего из бака к ТНВД и в действие приводится эксцентриком кулачкового вала.

Топливный насос «ЯЗДА 363.1111005-40» для «Д-260».

В целях удаления воздуха из системы питания на ТНВД смонтирован насос ручной прокачки поршневого типа. Для обеспечения надёжного и стабильного пуска двигателя в регуляторе предусматривается пусковое устройство, для обеспечения усиленной подачи дизтоплива во время запуска двигателя.

В головке топливного насоса устанавливают перепускной клапан, служащий для создания нужного давления — 0,12…0,19 МПа, в каналах низкого давления топливного насоса. Избыточный объём горючего который подаётся насосом топливоподкачки, через перепускной клапан направляется на слив в бак. При неработающем моторе перепускной клапан нужен для обеспечения герметичности полости низкого давления насоса, что непременно нужно для надёжного запуска двигателя. Детали топливного насоса проходят смазку маслом от системы смазки дизеля.

Форсунки, которые применяются в «Д-260» для впрыскивания дизтоплива в цилиндры — с пятидырчатым распылителем закрытого типа. Эти форсунки обеспечивают необходимо равномерный распыл топлива под значительным давлением. С целями повышения надёжности распылителя и для стабильности его параметров под форсунку устанавливается прокладка-экран из стальной обоймы и фторопласта.

Фильтр грубой очистки топлива двигателя «Д-260» осуществляет предварительную очистки горючего от любых механических примесей и воды. Его составные части — это корпус, рассеиватель, отражатель с сеткой, стаканс успокоителем. Фильтр тонкой очистки топлива необходим для окончательной очищения дизтоплива. Он снабжён сменным бумажным элементом. Солярка протекая через шторы данного бумажного фильтр-элемента, окончательно очищается даже от мелких и мельчайших механических примесей.

В нижней части корпуса фильтра есть отверстие с пробкой, для сливания отстоя. Также для удаления воздуха из системы питания двигателя на крышке фильтра имеется специальная пробка. Всасываемый в рабочие полости цилиндров воздух очищается специальным фильтрующим элементом из бумажных фильтров-патронов, которые выполнены из особого пористого картона. В воздухоочистителе — 3 ступени очистки. Первая — это моноциклон, а 2-я и 3-я — это основной и контрольный бумажные фильтры-патроны.

Воздух, под воздействием разрежения, которое создаётся турбокомпрессором двигателя «ММЗ Д-260», проходит через воздухоочиститель, очищаясь от пыли и поступая затем в нагнетательную часть турбокомпрессора. Оттуда он под давлением подаётся в цилиндры двигателя.

Турбокомпрессор дизельного двигателя «ММЗ Д-260»

На дизеле «Д-260» используется турбокомпрессор, задействующий энергию отработанных газов для дополнительного наддува воздуха в цилиндры дизеля. Отработанные газы из цилиндров дизеля под давлением вкачиваются через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины и вращают колесо турбины с валом. Турбокомпрессор «Д-260» выполнен по схеме: радиальная центростремительная турбина и центробежный одноступенчатый компрессор.

ММЗ часто принимает участие с сельскохозяйстванных выставках и ярмарках на территории СНГ.

Система охлаждения мотора «Д-260»

В системе охлаждения двигателя «ММЗ Д-260» применены принципы закрытого типа и принудительной циркуляции, от центробежного насоса, охлаждающей жидкости. Вращение водяного насоса осуществляется с помощью клинового ремня, от шкива коленчатого вала. Температура охлаждающей жидкости в системе контролируется по дистанционному термометру и световому сигнализатору.

Для более быстрого прогрева двигателя после запуска и автоматической регулировки температурного режима на разнообразных нагрузках применяются 2 термостата «ТС-107», которые установлена линии нагнетания. Водяные насосы на двигателях «ММЗ Д-260» устанавливаются в сборе с вентилятором, прикреплённым к шкиву.

Отзывы о двигателе «ММЗ Д-260»

Отзывов о конкретном практическом применении двигателей «Д-260» имеется немного, и они весьма неоднозначные. Так как в качестве силового агрегата для энергонасыщенных тракторов и дорожно-строительной техники данный мотор показывает себя хорошо, а вот для использования на большегрузных «дальнобойных» грузовиках не очень предназначен.

Президенту Белоруссии дарят модель двигателя во время его посещения ММЗ.

В этой сфере он уступает традиционному «ЯМЗ-236» и не получил серьёзного распространения (если не считать «одиночных» (без прицепа) «МАЗ»ов для внутреннего белорусского рынка). Несмотря на то, что стоит «ММЗ Д-260» дешевле, чем «ЯМЗ-236».

Смена масла

Замена масла и масляного фильтра проводится достаточно характерно для всех моделей силовых агрегатов ММЗ с маркировкой Д. Сам процесс особо не отличается от других дизельных моторов. Рассмотрим, основные аспекты проведения ТО.

Общий вид двигателя Д-260

  1. Откручиваем сливную пробку на поддоне картера. Не стоит забывать устанавливать тару, куда будет сливать жидкость.
  2. После того, как масло сбежало, необходимо закрутить сливную пробку.
  3. Меняем тонкий и грубый фильтр очистки масла.
  4. Заливаем новую смазочную жидкость двигателя.
  5. После прогрева, необходимо проверить уровень смазки в движке. При необходимости залить недостающее количество.

Цена двигателя «ММЗ Д-260»

Цена нового двигателя «Д-260» начинается с отметки 430 000 рублей. Сначала (по мере дорожания) в списке идут модификации, предназначенные для электроагрегатов и дорожных машин; затем, подороже – для тракторов «МТЗ-1221» и «МТЗ-1523»; далее – для автогрейдеров, насосных агрегатов, комбайнов «Полесье КЗС-7» и «Нива Эффект». Эти модификации стоят в официальном прайсе 480 000 рублей. Имеются также предложения продажи двигателей «Д-260» после капитального ремонта. Цены на такие моторы начинаются с отметки 150 тысяч рублей.

Особенности поточного и капитального ремонта

Ремонт двигателя Д-260 — это целый комплекс операций по восстановлению работоспособности мотора, который не рекомендуется делать своими руками. Так, стоит обратиться к профессионалам, которые смогут правильно диагностировать неисправности и износы, а также какой внутренний элемент требуется заменить.

Двигатель Д260 после капитального ремонта

Рассмотрим, основной комплекс операций, который проводится для мотора Д-260, чтобы провести капитальный ремонт мотора:

  • Поверхностная диагностика неисправностей проводится на слух. Моторист определяет наличие посторонних шумов, а также предварительное месторасположение.
  • Демонтаж мотора с автомобиля, а также проведение полной разборки силового агрегата.
  • Замеры цилиндров и коленчатого вала. Определение номера ремонта, а также заказ запасных частей. Как показывает практика, в большинстве случаев, чтобы не растачивать цилиндры двигателя — блок гильзуется. Этот параметр позволяет, а в случае последующих ремонтов растачивать не блок, а гильзы, которые при износе можно вынуть и вставить новые.
  • Ремонт головки блока цилиндров.
  • Сборка силового агрегата.

Топливный насос высокого давления от двигателя Д260

Отдельным параметром стоит восстановление ТНВД. Как показывает практика, мастер ремонтирует только плунжерную пару, которая изнашивается наиболее часто.

Что касается поточных ремонтных операций, то каждый владелец автомобиля с двигателем Д260 обладает достаточными навыками и знаниями, что восстанавливать свой двигатель самостоятельно, главное, чтобы рука росла из нужного места. К наиболее частым проблемам относится:

  • Неисправность стартера и генератора.
  • Выход со строя водяного насоса.
  • Замена приводных ремней.
  • Регулировка клапанного механизма.
  • Замена масла.
  • Замена фильтров двигателя.

Поточный ремонт мотора Д260

Инструкция по ремонту каждого узла имеется в интернете или можно использовать заводские книги, которые имеются в открытом доступе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]