Харьковский завод является ведущим производителем колесных и гусеничных тракторов в Украине. В эпоху СССР завод выпускал до 70 тыс. машин в год. Модельный ряд ХТЗ в 2022 году включает в себя колесные машины на базе моделей ХТЗ-150К, 242К и 243К, гусеничные Т-150 и ХТЗ-181, а также минитрактор ХТЗ-3512. На территории России ведется сборка машин ХТЗ-17221 и ХТЗ 240К. Все модели ХТЗ оснащаются дизельными двигателями российского и европейского производства с системой жидкостного охлаждения.
ХТЗ-17221
Колесная машина модели 17221, считающаяся развитием трактора 150К, появилась на рынке в 1997 году. Особенностью конструкции трактора является шарнирная рама, состоящая из двух половин. Соединение выполнено на вертикальном и горизонтальном шарнирах. Конструкция узла позволяет перемещение частей рамы в процессе движения. Максимальный угол отклонения половин рамы по вертикали составляет 15°, по горизонтали — 30°.
Трактор ХТЗ-17221 по техническим характеристикам относится к тяговой категории 4,0 т и способен работать с прицепным оборудованием весом до 20 т. Машины первых выпусков комплектовались 180-сильными 6-цилиндровыми V-образными дизелями ЯМЗ-236. Использование дизеля от грузового автомобиля позволило сократить расход горючего на 15%, уменьшило шумность работы и дымность выхлопа.
На тракторах применяется 4-диапазонная коробка с 16 скоростями переднего хода, обеспечивающая скорость до 40 км/ч. Применение гидравлических муфт позволяет вести переключение скоростей внутри диапазонов без разрыва потока мощности. Емкость масляного картера коробки передач — 18 л.
Коробка оснащена раздаточным редуктором для подключения привода переднего моста. Привод передних колес может отключаться из кабины оператора. В схеме трансмиссии имеется межосевой дифференциальный механизм, включающийся в автоматическом режиме при появлении пробуксовки колес. В приводах колес использованы планетарные конечные передачи, обеспечивающие увеличение тягового усилия.
Передний мост трактора установлен на листовых продольных рессорах, снабженных дополнительными телескопическими амортизаторами. Задний мост жестко размещен на раме. Остановка машины выполняется барабанными тормозными механизмами, расположенными на ступицах 4 колес. Привод системы тормозов — пневматический. Распределение усилий ведется педалью и связанным с ней тормозным краном. Дополнительно установлен ленточный стояночный тормоз, снабженный пневматическим пружинным аккумулятором. Тормоз воздействует на вал привода переднего моста.
На тракторе применяется гидравлическая система с общим расходным баком емкостью 85 л. В гидравлике установлено несколько насосов, обслуживающих различные узлы. Для работы рулевого управления применяется насос с приводом от двигателя или колес трактора. Второй режим применяется при буксировке неисправной машины.
Версия трактора 17221-21 отличается установкой 8-цилиндрового 240-сильного дизеля ЯМЗ-238М2 с увеличенным крутящим моментом. Запас топлива составляет 430 л, размещен в баках по бокам кабины оператора.
Машина отличается увеличенным до 8,94 т весом.
Коробка скоростей изменений не претерпела. Хвостовик ВОМ выведен назад, оборудован сменной парой шестерен. В зависимости от типа навески применяются валы различного диаметра и с разным числом шлиц.
Тракторы оснащены 2-местной металлической кабиной, оборудованной каркасом безопасности. В стандартном варианте кабина укомплектована вентиляционной установкой с возможностью подогрева воздуха, очистителем ветрового стекла, двумя динамиками аудиосистемы. Имеется возможность установки кондиционера. В зависимости от модификации применяется кабина с размещением места оператора справа или по центру. Сидение оператора имеет пружинную опору, регулировки по высоте и расстоянию от педалей.
ХТЗ Т-012
Производство малогабаритной техники началось на ХТЗ в конце 80-х годов. В отличие от других заводов, освоивших выпуск мотоблоков, харьковчане пошли по пути создания минитракторов, которые обеспечивали повышенную производительность и обладали увеличенной грузоподъемностью.
Минитрактор ХТЗ-012 относится к тяговому классу 0,2 т, оснащен 2-цилиндровым бензиновым двигателем модели СК-12 с системой воздушного охлаждения. Мотор развивает мощность до 11 л. с. и имеет ресурс до капитального ремонта 6 тыс. часов. Запуск двигателя — электрический. В системе питания установлен автоматический настраиваемый регулятор оборотов, который обеспечивает работу мотора на заданном режиме. Малыми партиями собиралась модификация Т-012Д, оборудованная 12,5-сильным дизелем Perkins 103-06.
Трансмиссия включала в себя сцепление и 4-скоростную коробку. Для движения задним ходом имелись 2 передачи. В базовой комплектации трактор оснащен 2 ВОМ, выведенными вперед и назад. Каждый вал имел отдельное подключение, что повышало эксплуатационные параметры машины. Кабина трактора — открытого типа, рулевая колонка регулируется по углу наклона.
Выпуск машин продолжался несколько лет и прекратился во второй половине 90-х годов. Завод ХТЗ не производит запасных частей к минитракторам, поэтому поддержание машины на ходу затруднительно. Многие владельцы взамен изношенных агрегатов устанавливают узлы от другой техники.
Двигатель
Минитрактор получил карбюраторный двигатель СК-12 с воздушным охлаждением и двумя цилиндрами. Производился данный агрегат в Казахстане. Мощность силовой установки Т-012 при максимальных оборотах составляла 11 «лошадей». Производитель гарантировал надежную работу мотора в течение 6000 рабочих часов. После этого предусматривался капремонт двигателя.
Малолитражный агрегат СК-12, применяемый в харьковском мини-тракторе, был укомплектован автоматическим регулятором, контролирующим и обеспечивающим количество оборотов коленчатого вала в заданном пределе в случае изменения нагрузки до номинальных значений.
На деталях системы зажигания в отдельных случаях устанавливалась экранировка, исключающая радиопомехи. СК-12 дополнительно комплектовался многообразными элементами по желанию заказчика. Воздух, попадающий в карбюратор силовой установки Т-012, разгонялся до нужной скорости в сопле. В узком сечении создавалось разряжение, способствующее попаданию горючего в жиклер и распылитель, а затем в поток воздуха. Происходило распыление топлива и испарение. Смесь попадала во впускной клапан мотора по трубе, мощность регулировалась дроссельной заслонкой.
Для понижения температуры стенок цилиндра использовалось воздушное охлаждение. Оно не давало смазке на стенках сгорать. Для очистки Т-012 применялись специализированные фильтры, а для управления – регулятор. Запуск мотора СК-12 осуществлялась посредством электростартера. Мини-трактор развивал скорость вперед до 15 км/ч, назад – до 4 км/ч.
ХТЗ-7
Малогабаритный колесный трактор тягового класса 0,4 т, который выпускался до 1956 года. Производство началось в 1950 году, в тот момент машина была единственным представителем малогабаритных тракторов в СССР. Конструкция машины не имеет рамы, все нагрузки воспринимаются картерами двигателя и коробки скоростей. Передний и задний мосты установлены жестко, без подвески. На машине имелась возможность регулировки колеи путем переустановки дисков колес и картеров бортовых передач.
Бензиновый силовой агрегат с жидкостным охлаждением развивал мощность 12 л. с. и имел 2 цилиндра, расположенных вертикально. Система питания — карбюраторная. Зажигание и светотехника работали от магнето. На двигателе располагался насос гидравлической системы. Трансмиссия — механическая, оснащалась ВОМ, выведенным в боковую часть картера. Вал оснащался шкивом для ременного привода механизмов прицепного сельскохозяйственного оборудования.
Модернизированный вариант трактора получил 14-сильный дизельный двигатель и производился под индексом ДТ-14 до конца 1959 года.
Технические характеристики
Специальная машина ХТЗ 7 имеет такие характеристики:
- Габариты: длина – 1310 мм, в уменьшенном варианте 1100 мм, ширина колеи – 1500 мм, в уменьшенном – 1000 мм. Клиренс – 52 и 31 см, снаряженная масса 1300 кг.
- Двигатель: трактор оснащен бензиновым 2-цилиндровым, четырехтактным, карбюраторным силовым агрегатом, объемом 1.4 литра, мощностью 12 л.с. Имеет водяное охлаждение, система оснащена термостатом, на крышке радиатора оборудован противовоздушный клапан. Поршня и кольца были взяты с автомобиля Победа, масляный насос с машины Москвич.
- Трансмиссия: техника оборудована однодисковым сухим сцеплением, которое имеет механическое управление и разъемную муфту с главной передачей. Крутящий момент передается на реверсную коробку и боковой вал, затем на дифференциал и редуктора ходовой части. Трактор оснащен 5-ступенчатой коробкой передач, одна из них замедленная, предназначена для посадочных робот. Задний ход имеет 4 передачи, они предназначены для работы с навесным оборудованием в реверсном режиме.
- Тормоза: тормозная система имеет два ленточных тормоза на полуосях ведущих колес, благодаря которым тракторист может осуществлять крутые повороты.
- Гидравлическая система: техника оснащена гидравликой, с помощью которой трактор управляет навесным оборудованием и прицепными устройствами.
Кабина на тракторе отрытого типа.
ХТЗ-16
Оригинальный образец военной техники, выпускавшийся в Харькове на начальном этапе Великой Отечественной войны. В основе машины лежал сельскохозяйственный трактор СТЗ-3, с демонтированным капотом и кабиной водителя. Неизменными остались керосиновый 4-цилиндровый двигатель мощностью 52 л. с. и механическая коробка передач с бортовыми редукторами.
На шасси трактора устанавливался бронированный корпус сварной конструкции, набранный из стальных листов с толщиной 10-25 мм. Вес машины составлял 7000 кг, поэтому шасси оснащалось усилителями. Для обеспечения плавности хода устанавливались опорные катки и гусеницы от СТЗ-5.
Вооружение машины состояло из орудия модели 20К калибром 45 мм, установленного на месте ветрового стекла кабины. Пушка не имела возможности поворота по горизонтали, наведение выполнялось изменением направления движения трактора. Дополнительным вооружением являлся 7,62-миллиметровый пулемет ДП, расположенный внутри рубки. Экипаж состоял из 2-4 человек.
Завод ХТЗ успел выпустить не менее 142 корпусов для машин подобного типа, которые принимали участие в ряде сражений 1941 года. Последние машины ХТЗ-16 были потеряны в 1942 году в ходе майских боев за освобождение Харькова. Единственный сохранившийся экземпляр ХТЗ-16 находится в музее Великой Отечественной войны в Киеве.
История появления
На протяжении —1932 годов в Советском Союзе проводился ряд экспериментов по созданию на базе сельскохозяйственных тракторов самоходных артиллерийский установок для непосредственной поддержки пехоты. Испытывалось около десятка различных опытных образцов бронетракторов. К весне 1932 года руководство Управления моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов различных конструкций, пришло к выводу, что сделать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в результате техника не могла решать поставленные боевые задачи.
После ряда поражений, понесённых Красной Армией летом 1941 года и больших потерях в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем, бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков: средних Т-34 на Сталинградском и лёгких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий.
В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45 мм пушками построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на её место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемёт ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести её на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16 (ХТЗ)).
Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А
Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде
Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими так и не вышло на крупносерийный уровень.
В середине сентября 1941, после разгрома и окружения основной группировки Юго-Западного фронта под Киевом, создалась угроза быстрого захвата немецкими войсками Донбасса и Харьковского промышленного района, где были сосредоточены основные производственные мощности металлургии и тяжёлой промышленности в европейской части СССР. Уже через несколько дней ГКО СССР принимает решение об эвакуации сотни ведущих предприятий Восточной Украины. К моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить в Харьков не более сотни бронекомплектов для тракторов, в то время как на ХТЗ уже было подготовлено более 800 тракторных гусеничных шасси для ХТ3-16.
18 сентября 1941 года началась эвакуация цехов Харьковского тракторного завода. Всего за это время в Харькове успели построить 142 бронетрактора. Вопреки расхожему мнению, СТЗ бронетракторы не собирал вообще, так как был загружен производством Т-34 и тракторов СТЗ-5-НАТИ.
Важно Всё что надо знать о картофелекопалках для мотоблока: чертеж для самоделки, видео
ХТЗ-121
Колесный трактор сельскохозяйственного предназначения, исспользовался для ведения работ с повышенными требованиями к мощности тягача. Серийный выпуск машины с тяговым классом 3,0 т начался в 1993 году.
Силовым агрегатом является 4-цилиндровый дизель СМД-19Т с рабочим объемом 6,3 л. Двигатель оснащен системой наддува с промежуточным охлаждением сжатого воздуха. В зависимости от степени наддува и топливной аппаратуры мотор развивает мощность 120-145 л. с.
В трансмиссии используется сцепление с 2 дисками и отдельным выходом для привода ВОМ. Коробка скоростей механическая, с несколькими диапазонами и раздаточным редуктором, предназначенным для передачи момента на передний и задний мосты. Передний мост оснащен балансирной подвеской, задний установлен на раме неподвижно.
Трактор Владимирец 2032
Машина применяется для выполнения легких работ на участках с ограниченным пространством. Небольшие габариты позволяют использовать модель в садоводстве, на виноградниках, животноводческих фермах и т.д
В зависимости от дополнительного оборудования, машина может применяться в следующих сферах:
- Сельское хозяйство. Применяются плуги, рыхлители почвы, бороны и другое оборудование для обработки почвы. Машина получила широкое применение в фермерских хозяйствах с ограниченной площадью;
- Коммунальные службы. Трактор оснащается фронтальным отвалом, щетками и т.д. Это позволяет очищать асфальтовое покрытие от мусора и снега;
- Строительство. Машина применяется для перевозки строительных материалов;
- Животноводство. Использование прицепа позволяет перевозить корма и другие грузы.
Владимирский трактор 2032 выпускается в двух модификациях. Полноприводная версия имеет обозначение 2032А. В зависимости от версии, трактор имеет следующие габариты и вес:
- Длина машины с передним и задним прицепным устройством – от 3180 до 3320 мм;
- Ширина по наружным краям колес – от 1560 до 1660 мм;
- Высота от покрытия до края выхлопной трубы – от 2540 до 2570 мм;
- База (расстояние между осями) – 1775 мм;
- Клиренс под задним мостом – 345 мм;
- Колея по центрам колес – регулируемая;
- Вес трактора – от 2000 до 2390 килограмм.
Важно Технические характеристики косилки Виракс (Wirax) и ее основных модификаций: цена, отзывы, видео
Силовая установка модели имеет два рабочих цилиндра. Охлаждение мотора воздушное. Максимальная мощность двигателя составляет 30 лошадиных сил. Этого хватает для выполнения широкого спектра легких работ.
ВАЖНО: Модификация 2032А комплектуется двумя ведущими мостами. Задний мост работает постоянно, передний – подключаемый
Мосты оснащены колесами с шинами повышенной проходимости.
ХТЗ-150
Гусеничный трактор Т-150 относится к классу машин с тяговым усилием 3,0 т. Машина имеет колесный вариант под обозначением ХТЗ Т-150 К, отличающийся рядом узлов. На колесных машинах применяется иная ходовая часть, система управления, рама, агрегаты трансмиссии. При этом часть узлов трансмиссии унифицирована. Гусеничные машины производятся в двух модификациях — бульдозер и сельскохозяйственный трактор.
В основе машины лежит клепаная рама, состоящая из 2 продольных швеллеров и поперечных усилителей. Ходовая часть состоит из 4 опорных катков на борт. Катки расположены попарно на каретках балансирной конструкции с пружинной подвеской. Ведущее колесо установлено сзади, имеет 13 зубьев для цевочного зацепления с гусеницей. Натяжение гусеничного движителя выполняется направляющим колесом, установленным на коленчатой оси.
Тракторы 150 и 150К оснащались различными двигателями. Изначально на Т-150 использовался оригинальный V-образный 6-цилиндровый дизельный мотор СМД-60. За счет применения турбокомпрессора двигатель развивает мощность 150 л. с. Для запуска используется бензиновый стартер П-350 с объемом цилиндра 0,35 л. В связи с прекращением выпуска мотора СМД-60 на тракторах Т-150 и 150К стал применяться аналогичный по схеме двигатель ЯМЗ-236Д3. Мотор не имеет наддува, развивает мощность 175 л. с. и комплектуется системой запуска от электрического стартера.
Коробка имеет 3 диапазона для переднего хода и 1 — для заднего. Каждый диапазон состоит из 3 скоростей, которые переключаются без разрыва потока мощности. Для этого используются бортовые гидравлические муфты с золотниковым распределителем. Гидравлика коробки передач работает от отдельного насоса, установленного внутри картера.
Машины ХТЗ-150 по заказу оснащаются автономным подогревателем двигателя, кондиционером воздуха в кабине оператора. Кабина 2-местная, имеет каркас безопасности, полностью металлическую конструкцию.
Обзор модельного ряда
Завод выпускает множество колесных и гусеничных моделей, рассмотрим существующие варианты:
- ХТЗ-7
- ХТЗ Т-012
- ХТЗ-ДТ20
- ХТЗ-Т25
- ХТЗ-Т74
- ХТ-121
- ХТЗ Т-150
- ХТЗ-Т150К
- ХТЗ-181
- ХТЗ-240К
- ХТЗ-242К
- ХТЗ-243
- ХТЗ-243К
- ХТЗ-1721
- ХТЗ-2511
- ХТЗ-3512
- ХТЗ-5020
- ХТЗ-3522
- ХТЗ-16131
- ХТЗ-17221
- СХТЗ- НАТИ
Предлагаем ознакомиться с характеристиками представленных модификаций тракторных машин Харьковского завода.
ХТЗ-7
Первый компактный безрамный трактор СССР, на котором впервые были установлены пневматические колеса и навесная гидросистема.
Трактор ХТЗ-7
Его масса составила всего 1400 кг, производительность силовой установки — 12 л.с. Машина комплектовался двухсателлитным дифференциалом.
Характеристики
Мощность | 12 л.с. |
Объем мотора | 1,32л |
Расход горючего | 280 г/кВт*ч |
Грузоподъемность | 0,45т |
Масса | 1,4т |
ХТЗ Т-012
Надежный безопасный трактор, отличающийся простотой управления и безопасностью. Его производительность составляет 11 л.с., при этом, емкость бака для топлива 21 л.
Трактор ХТЗ-012
ХТЗ ДТ-20
Мощность трактора составляла 18 л.с. Он отличался высокими эксплуатационными характеристиками. Его серийный выпуск был приостановлен в 1969 году.
Трактор ДТ-20
ХТЗ Т-25
Серийный выпуск данной модели длился около 5 лет. Машина приобрела большую популярность, благодаря отличной проходимости, простоте в использовании, надежности всех узлов. Особенностью данной модели были пневматические колеса — установленные сзади колеса имели больший диаметр, спереди — меньший.
Трактор Т-25
Производительность двигателя составляла 25 л.с. Передний мост — балансирный. Быстрое торможение обеспечивали тормоза ленточного типа. Установлена жесткая подвеска.
ХТЗ Т-74
Очень удачная модификация, отличалась повышенной надежностью и универсальностью, редко выходила из строя, выпускалась в 5 вариациях. Снята с производства в 1984 году.
Трактор Т-74
Трактор активно применялся как для различных сельскохозяйственных работ, так и для большого спектра дорожных, строительных и транспортных работ.
ХТЗ-121
Очень удачная конструкция, отличающаяся повышенной проходимостью, надежностью всех узлов и механизмов высокой маневренностью. Машина была способна преодолеть любые препятствия, имела высокую износостойкость, ремонтопригодность и высокие эксплуатационные показатели.
Трактор ХТЗ-121Кроме того, имеет очень простое управление. На агрегат устанавливался мотор СНД-23 с электростартером производительностью 145 л. с. Машина могла развить скорость более 30 км/ч.
ХТЗ Т-150К
Данная модель принадлежит к 3-ему тяговому классу. Ее вес 8200 кг. Установлена дизельная силовая установка производительностью 128,7 л.с.
Трактор Т-150К
Кабина отлично герметизирована, встроены отопительная и вентиляционная системы, повышающие комфорт механизатора в любое время года.
ХТЗ-181
Трактор с гусеничным движителем, относящийся к тяговому классу 5,0 т, оборудован V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-238КМ2, развивающим мощность 190 л. с. Запуск выполняется электрическим стартером, рабочее напряжение — 24 В. По заказу устанавливается подогреватель охлаждающей жидкости и масла, облегчающий запуск при низких температурах.
Ходовая часть состоит из 5 опорных катков. Спереди и сзади установлены каретки, оснащенные пружинной подвеской. Каждая каретка состоит из 2 балансиров и предназначена для установки 2 колес. Между каретками расположен дополнительный каток с торсионной подвеской. Ведущая звездочка размещена сзади. Для регулировки натяжения гусеницы применяется направляющее колесо, установленное на специальном гидравлическом механизме. Направляющее колесо имеет амортизатор, предотвращающий передачу ударных нагрузок на раму.
Машина ХТЗ-181 по техническим характеристикам и эргономике кабины превосходит Т-150. На тракторе применена механическая 3-диапазонная коробка передач и 1-дисковое сцепление с пневматическим приводом. Каждый диапазон обеспечивает 3 скорости. Максимальная скорость движения вперед — 15,3 км/ч, назад — 7,9 км/ч. В коробке использованы гидроподжимные муфты, позволяющие переключать скорости в пределах одного диапазона без разрыва потока мощности. Переключатель диапазонов оборудован системой предотвращения запуска двигателя при включенной передаче.
Трактор оснащен гидравлической системой с выводами для подключения дополнительного оборудования. Для работы гидравлики применяется шестеренный насос с производительностью 80 л/мин. На задней части машины расположено навесное устройство, жесткая сцепка (по заказу автосцепка) и ВОМ. Привод гидравлики навески — от отдельного шестеренного насоса, включаемого из кабины.
ВОМ имеет сменную пару шестерен, благодаря которой можно выставить частоту вращения 540 или 1000 об/мин. Хвостовик вала сменный, отличается диаметром и числом шлиц. Включение ВОМ производится гидроподжимной муфтой. Особенностью вала на Т-181 является возможность передачи полной мощности двигателя. На тракторе имеются места для установки балансировочного груза весом до 442 кг. Груз может размещаться в передней или задней части машины.
Кабина оператора 2-дверная, оборудована системой обогрева и вентиляции. По желанию заказчика возможна установка кондиционера воздуха. Управление трактором выполняется педалями и рулевым колесом, которое отключает бортовые гидроподжимные муфты.
ХТЗ-240К
Колесный трактор с тягой до 6,0 т и грузоподъемностью 20 т. Собственный вес машины (заправленной топливом и эксплуатационными жидкостями) составляет 8,37 т. Трактор оснащен закрытой кабиной с системой микроклимата. Для увеличения проходимости возможна установка сдвоенных колес.
Трактор комплектуется несколькими типами дизельных двигателей. По отдельному заказу двигатели оборудуются газодизельной системой питания, предназначенной для использования в качестве топлива сжатого природного газа. Оборудование позволяет сократить расход горючего на 60%.
На тракторах применяется механическая диапазонная трансмиссия, обеспечивающая переключение передач внутри диапазона без разрыва потока крутящего момента. В коробке имеется 4 диапазона для движения вперед и 2 — для заднего хода. Коробка обеспечивает 16 передач переднего хода и 8 — заднего. На задней крышке коробки установлен 2-скоростной ВОМ, позволяющий работать с навесным оборудованием российского и зарубежного производства.
На Т-240К применяется гидравлическая система с многосекционным распределительным пультом и увеличенным расходным баком. Гидравлика позволяет применять в навесной системе несколько исполнительных механизмов с параллельными режимами работы. Автоматика распределительного устройства отслеживает расход масла в каждом приводе.
ХТЗ-243
Машина с обозначением ХТЗ-243 К является модификацией трактора модели 240К, оснащенной 250-сильным двигателем ЯМЗ-536 с системой подачи топлива Common Rail. Дизель отличается пониженным потреблением топлива и соответствует экологическим стандартам Stage IIIА. Трансмиссия трактора изменений не имеет.
Описание параметров машины:
- тяговое усилие — до 60 кН;
- грузоподъемность навески — 5000 кгс;
- клиренс — 400 мм;
- масса снаряженная — 8450 кг;
- радиус разворота — 6,7 м.
ХТЗ-3512
Универсальный колесный трактор малого класса с тяговым усилием 0,6 т, оборудованный 3-цилиндровым дизельным мотором MMZ-3LD-22. Коробка передач 6-скоростная, с 2 дополнительными понижающими передачами, обеспечивает скорость движения в диапазоне 1,37-30,25 км/ч. Передние колеса привода не имеют, управляются механическим редуктором (червяк и ролик). Навесная система оснащена гидравлическим приводом и односкоростным ВОМ.
Машина предназначена для эксплуатации в малых хозяйствах и при выполнении работ в стесненных условиях. Радиус разворота составляет около 3,5 м. Кабина рассчитана на 1 человека, оборудована системой вентиляции и подогрева, очистителем ветрового стекла. Рулевая колонка и сиденье регулируемые.
ХТЗ-16131
Колесный трактор, относящийся к тяговому классу 3,0 т. Машина создана на основе модели 150К, но имеет цельную раму со сплошными лонжеронами. Передний ведущий мост оснащен балансирной подвеской и крепится к раме при помощи кронштейнов, задний мост установлен жестко.
Базовый вариант трактора комплектуется 6-цилиндровым дизелем Deutz, развивающим 170 л. с. Модификация ХТЗ-16331 отличается установкой V-образного 8-цилиндрового 180-сильного дизеля КамАЗ-740.02. По остальным параметрам отличий между машинами нет. Технические характеристики двигателей позволяют использовать трактора для проведения различных сельскохозяйственных работ, а также в качестве тягачей. Допустимый вес прицепа составляет 15 т.
Гидравлическая система рулевого управления и навески имеет общую схему с питанием от единого насоса и бака. Для управления навеской используется 2 распределителя. Диапазонная 16-скоростная коробка передач оснащена односкоростным ВОМ с задним расположением. Дополнительный вал с независимым приводом выведен на передний брус. Привод вала ведется от шкива на коленчатом валу двигателя.
Обслуживание трактора
Для нормальной работы трактора необходимо вовремя производить уход и обслуживание техники:
- замену моторного масла и масляного фильтра;
- замену трансмиссионного масла;
- регулировку ремня генератора;
- чистку воздушного топливного фильтра, а также чистку фильтрующего элемента в гидравлической системе;
- проверку затяжки всех болтов и гаек на машине, особенно на рулевом управлении;
- проверку люфтов по ходовой части;
- проверку электролита в аккумуляторной батарее;
- проверку давления в шинах;
- замену охлаждающей жидкости.
Обслуживание техники является обязательной процедурой, которая позволит держать технику в хорошем состоянии.
ХТЗ-17021
Колесная машина тяговой категории 3,0 т с приводом на 2 моста оснащена секционной рамой с шарнирным соединением. Сферой применения является выполнение тяжелых сельскохозяйственных и транспортных работ. Машина способна работать с полуприцепом массой до 20 т со скоростью до 40 км/ч.
В качестве силового агрегата используется 6-цилиндровый 170-сильный дизель Deutz BF6M1013E. Дизель оснащен сцеплением сухого типа с 1 диском. Коробка скоростей диапазонная, имеет 12 передач для переднего и 4 — для заднего хода. В коробке установлен предохранитель запуска двигателя при включенной скорости. Передний мост трактора установлен на рессорной подвеске с дополнительными амортизаторами, задний — жестко закреплен на секции рамы. Машина комплектуется межосевым дифференциалом с автоматической блокировкой.
Кабина рассчитана на 2 человек, оборудована системой микроклимата (по заказу) и силовым каркасом безопасности. На машине используется автоматический регулятор режимов работы навесного оборудования, который позволяет снизить расход топлива и увеличить производительность. Для привода навески имеется 2-скоростной ВОМ.
Коротко об истории модельного ряда МТЗ. Основные вехи
Минский тракторный завод – одно из крупнейших предприятий сельскохозяйственного машиностроения не только на постсоветском пространстве, но и во всём мире. Сегодня это мощный машиностроительный холдинг, в которой, кроме непосредственно предприятия в Минске, входят ещё восемь белорусских продаются в более чем 60 стран мира, а сборочные производства развёрнуты в России, Украине, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекинстане, Азербайджане, Литве, Румынии, Венгрии, Сербии, Камбодже, Египте и Венесуэле.
К выпуску тракторов всех основных тяговых классов и возможностей применения Минский тракторный завод шёл постепенно. Основанное 29 мая 1946-го года предприятие первоначально выпускало гусеничные трактора «КД-35» и трелёвочники «КТ-12», «КТ-12А». Первые серийные колёсные трактора сошли с конвейера завода 14 октября 1953-го года. Это были «МТЗ-1» и «МТЗ-2» массой 3.28 т и мощностью в 37 л.с. – родоначальники ставшей знаменитой торговой марки «Беларусь» («Беларус»).
«МТЗ-2» предназначался для междурядной обработки низкостебельных культур и обладал совпадающим следом передних и задних колёс; а «МТЗ-1» – для обработки высокостебельных культур (кукурузы, подсолнечника), со сближенными передними колёсами.
Вплоть до 1957-го года колёсные трактора выпускались на МТЗ параллельно с гусеничными. Завод давал стране новые трелёвочники собственной разработки «ТДТ-40» и «ТДТ-54». Впоследствии их производство было передано на Алтай и в Карелию.
Результатом коренной модернизации первых колёсных тракторов «Беларусь», с учётом опыта их эксплуатации и новых технических решений, стал запуск серийного производства семейств «МТЗ-5» (1956) и «МТЗ-7» (1959). Эти трактора были гораздо современнее своих предшественников, сильнее и эффективнее их по показателям топливной экономичности и материалоемкости, надёжности и ресурса машины.
До начала 60-х годов Минский тракторный завод располагал производственными мощностями, позволяющими выпускать 18 тысяч колёсных тракторов в год. К 1965 году, в результате масштабной реконструкции, это количество было доведено до 65 тысяч. В начале 60-х в серию запущена новая передовая модель универсально-пропашного трактора 1,4 тягового класса – «МТЗ-50», а также его полноприводная 4х4 модификация «МТЗ-52». На свободной площадке неподалёку от МТЗ развернулось строительство Минского моторного завода, с производственными мощностями на 120 тысяч дизельных двигателей «Д-50» в год. Семейство тракторов «Беларус МТЗ-50» нашло своё применение во всех сферах народного хозяйства и выпускалось в Минске до 1985 года.
Важно Какой электрический культиватор лучше всего выбрать для дачи и огорода
Цех Минского тракторного завода глазами корреспондента американского журнала «Лайф». 1960 год.
Однако настоящим бестселлером среди продукции Минского тракторного , разработанный к 1972 году на базе «МТЗ-50». В конструкцию данного трактора, кроме повышения мощности серийного двигателя, было внесено значительное количество изменений и усовершенствований. С 1974-го года «МТЗ-80» стал основной моделью завода, основой для целого семейства универсально-пропашных тракторов и самым массовым трактором в мировой истории. Одновременно в основной моделью стала выпускаться и её полноприводная версия – «МТЗ-82».
За годы выпуска этот трактор менялся, модернизировался, «шёл в ногу со временем». До сих пор Минским тракторным заводом успешно реализуются в СНГ и за рубежом, разработанные на базе «МТЗ-80» трактора, приспособленные для решения самых разнообразных задач в сельском и коммунальном хозяйствах, в строительстве и транспортной сфере.
При освоении зарубежных рынков, Минский тракторный завод первым среди производителей тракторов в СНГ произвёл полную сертификацию всех выпускаемых тракторов на соответствие стандартам Евросоюза, получив начале мая 2000 г. сертификат соответствия системы качества по ISO-9001 на проектирование и производство тракторов. Общее количество тракторов, произведённых за годы работы завода, приближается к четырём миллионам штук. Каждый десятый трактор в мире – продукция МТЗ!
Навесное оборудование
Трактора ХТЗ могут работать с универсальным навесным оборудование российского и импортного производства, это:
- плуг с несколькими лемехами;
- сельскохозяйственное оборудование для сева, ухода и уборки;
- прицеп с грузоподъемностью 15-20 т.
Трактор ХТЗ модели 17221 комплектуется с завода бульдозерным отвалом с регулировкой положения в вертикальной плоскости. Угол атаки имеет 2 фиксированных положения, которые переставляются вручную. Бульдозерный отвал может устанавливаться с завода и на другие модели.
Отзывы владельцев
Отдавая должное рабочим характеристикам импортных тракторов, предпочитаю обновлять свой машинный парк отечественными разработками. Удачной считаю покупку мощного и неприхотливого в обслуживании колесного универсала ХТЗ модели 16331. Продукцию харьковского завода нельзя назвать совершенной, тем не менее, при квалифицированном обслуживании вся техника вырабатывает все назначенные и эксплуатационные ресурсы с гарантированным полуторным запасом. Аркадий Васильевич
Сложилась ситуация, когда мои оба трактора марки МТЗ и Т-70 отказали в самый ответственный момент в разгар вспашки под озимые зерновые. Положение спасла краткосрочная аренда трактора ХТЗ-16131, который справился с большим объемом работ за два неполных дня. Машина удивила высокой производительностью, экономным расходом топлива, современным дизайном и комфортом кабины, совместимостью навесного устройства с широкозахватными сельхозмашинами старых моделей. По-моему, у этой модели на будущее неплохие перспективы. Виктор
Достоинства и недостатки
Владельцы машин Харьковского завода отмечают ряд достоинств:
- возможность движения колесных механизмов по дорогам общего пользования;
- применение колес одинакового диаметра улучшает развесовку и увеличивает грузоподъемность;
- легкий доступ к узлам для ремонта;
- использование дизелей ЯМЗ и КамАЗ упрощает поиск запчастей;
- возможность работы с навесным оборудованием от техники других марок;
- надежность конструкции (за исключением нескольких моделей).
Отрицательные стороны техники ХТЗ:
- необходимость частой замены масла в двигателях и узлах трансмиссии;
- низкое качество шлангов гидравлики;
- шумные кабины без теплоизоляции;
- поломки коробок скоростей на машинах 3512 и 17221.
Инструкция по эксплуатации
Этот документ необходимо изучить сразу же после покупки колесного трактора ВТЗ. В инструкции содержится следующая полезная информация:
- Устройство колесного трактора ВТЗ;
- Технические характеристики конкретной модели;
- Обкатка двигателя;
- Техническое обслуживание тракторной машины;
- Перечень неполадок и рекомендации по их устранению.
Рассмотрим более полно некоторые разделы.
Обкатка
Обкатка машины производится на протяжение 8 часов и начинается без нагрузок, затем нагрузки постепенно увеличиваются и доводятся до максимального значения.
Цель обкатки — обеспечить притирание движущихся частей двигателя, редуктора и т. д. с целью продления срока службы агрегата.
В период обкатки проверяются все системы трактора ВТЗ. По окончании процедуры необходимо полностью заменить масло в двигателе и редукторах трактора.
Техническое обслуживание
Перечислим несколько важных моментов, которые помогут владельцу трактора ВТЗ обеспечить машине правильный уход:
- Своевременная очистка от загрязнений и смазка узлов трактора.
- Замена моторного масла по прошествии каждых 100 проработанных часов. Рекомендуется использовать моторное масло SAE 10W-40 или API.
- Каждые проработанные 1000 часов работы производить замену трансмиссионного масла. Рекомендуется API GL-5, SAE 85W-90.
- Следить за качеством потребляемого трактором топлива и масла.
- При консервации агрегата необходимо сливать рабочие жидкости.
Основные неполадки и способы их устранения
Полный перечень неисправностей указан в руководстве, перечислим причины, которые не дают трактору ВТЗ запустить двигатель:
- Залито некачественное дизельное топливо или масло.
- Уровень масла в картере двигателя ниже нормы.
- Закончилось топливо в баке.
- Фильтрационная система засорилась или вышла из строя.
- ТНВД не качает топливо.
- Проблемы с электростартером или аккумулятором (разрядился).