Изготовители и история производства «Луч МБ-1»
Первый серийный образец советского мотоблока сошел с конвейера Пермского производственного объединения «Моторостроитель» имени Я. М. Свердлова» в 1985 году.
В период производства мотоблока появилось большое число модификаций этой техники. Основным отличием каждой из них является силовая установка и навесное оборудование производства российских и зарубежных производителей.
С 1991 года агрегат выпускается акционерным обществом «Калужский двигатель» (АО «КАДВИ»). С 2011 года и по сей день оборудование выпускается под названием «Ока».
Мотоблок Луч МБ-1
Усовершенствование зажигания в мотоблоке крот своими руками
Теперь в магазинах для земельных работ можно приобрести любую технику, но многие в хозяйствах пользуются мотоблоками и мотокультиваторами времен застоя.
Иные хозяева пользуются мотоблоками Крот по 20 лет и вдруг поломка — отказал электронный блок зажигания МБ-1.
Основным недостатком электронного блока МБ-1 – его миниатюризация и схемная недоработка,
Хотя имеется проверенный вариант с легкими мотоциклами и мопедами – катушка генератора, электронная начинка и катушка зажигания — отдельные узлы и проблем в системе зажигания нет.
А в МБ-1 и обмотка катушки генератора очень тоненьким проводком выполнена и катушечка зажигания мала, а главное – электронная часть схемы находится на картере движка и нагревается градусов до 80. А тиристор КУ202Н, используемый в схеме, рассчитан на 75 градусов. Потому и постоянные неисправности. Те же самые тиристоры использовались в схемах зажигания, эксплуатируемых на легких мотоциклах и на мопедах и надежно работали. Тонкий обмоточный провод генераторной катушки не дает вырабатывать больший ток и установить накопительный конденсатор на 1 мкФ.
Попробуйте разнести эти элемента зажигания. Приведу пример, как усовершенствовал блок зажигания знакомый по форуму.
Дальше повествование будет вестись от его лица: — Катушка зажигания — автомобильная, с многократным запасом и искрой в два раза мощнее прежней.
Нашлась автомобильная катушка зажигания. В корпусе сгоревшего коммутатора смонтирована электронная схема.
Катушку зажигания смонтировал на пластине руля мотоблока.
От родного блока МБ-1 остались катушка генератора и катушечка датчика, на место от родной катушки зажигания установил вторую генераторную катушку,
нужно только подогнать под нее посадочное место.
На мотоблоке установлен маховик с четырьмя магнитами, один из них перевернут, чтобы не мудрить с фразировками обмоток — каждая генераторная катушка со своим диодным мостом.
После всех переделок – многократная надежность зажигания. Тиристор Т 122-25-8 военного образца, диодный мост на тысячу вольт, вечная катушка зажигания.
Электрическая схема зажигания:
На рисунке справа – подключение генераторных катушечек. Подключаются в точках А Б в левой схеме.
Диодный мостик – RC207.
Конденсатор С 1 — 1 мкФ.
Тиристор – на 10 ампер и на 800 вольт. Я поставил – Т 122-25-8. 25 А 800 В.
Диод VD1 — типа HER308, быстрого действия.
Диод VD2- 1N4007.
Резистор R1- в пределах 2 кОм.
Самое приятное то, что заводить мотоблок — одно удовольствие.
Устройство мотоблока «Луч МБ-1»
Основными узлами аппарата являются:
- Силовой агрегат.
- Редуктор.
- Сцепление.
- Система управления.
- Ходовая часть.
Устройство мотоблока Луч МБ-1
Двигатель
В качестве силовой установки на «Луч МБ-1» применяется одноцилиндровый четырехтактный двигатель отечественных и зарубежных производителей.
Внимание! При работе с мотоблоком необходимо устанавливать защитные кожухи и специальные крылья. Запрещается эксплуатация техники без защиты основных агрегатов и движущихся элементов.
На отечественных модификациях используются моторы серии «ДМ» и «КАДВИ 168F-2А» производства АО «Калужский двигатель». Мощность силовых установок составляет от 4,4 до 4,8 кВт.
Двигатель ДМ-1К
На зарубежных моделях применяются силовые установки производства , «TECUMSEH» и «Vanguard» (США), «Honda» и «Subaru» (Япония), «Lianlong» и «Lifan» (Китай). Мощность моторов составляет от 4,0 до 5,2 кВт.
Редуктор
Ремонт редуктора мотоблока
Редуктор техники «Луч МБ-1» предназначен для преобразования вращательного движения вала двигателя к колесам (культиватору). Устройство оснащено цепным двухскоростным редуктором.
Внимание! Коробка передач изначально заправляется необходимым количеством масла. Дополнительная заливка производится по истечении 25–30 часов работы агрегата.
Для равномерной передачи вращательного движения установлен механизм разблокировки вала. Наличие этого механизма повышает маневренность устройства на прямых и кривых участках при нагрузке до 350 кг и скорости до 12 км/час.
Блок сцепления
Система предназначена для перевода вращения от коленчатого вала двигателя на звёздочки редуктора. Позволяет передвигаться на переднем и заднем ходу. Для управления сцепления служит рычаг на ручке.
Сцепление мотоблока Луч МБ-1
Система управления
Предназначена для изменения режимов действия, скорости и направления движения механического средства. Состоит из руля, рычагов управления и ручки переключения передач.
На правой ручке штурвала установлен рычаг управления мотором. На левой ручке установлены рычаги переключения скоростей. Регулировка руля по высоте осуществляется гаечным соединением.
Рычаги управления мотоблоком
Ходовая часть
В качестве элементов ходовой части Луч МБ-1 установлены колеса или культиватор. Колеса могут быть пневматическими либо из цельнолитой резины. Они предназначены для перемещения механизма по ровной поверхности. Для лучшего зацепления применяются стальные штампованные колеса (грунтозацепы).
Для рыхления земли и удаления сорняков используется культиватор. Устройство оборудовано двумя почвенными фрезами и двумя культиваторами на основе болтового соединения. Устанавливается на выходной вал редуктора вместо колес.
Фреза для мотоблока
Устройство зажигания мотоблока
Система зажигания относится к перечню самых важных узлов как фирменного, так и самодельного мотоблока. Основная ее функция заключается в генерировании искры, которая нужна для воспламенения и постепенного сгорания топлива в хромированном цилиндре ДВС.
Простота заводского устройства узла позволяет выполнить собственноручный ремонт зажигания мотоблока, который, чаще всего, заключается в выставлении зазора между его элементами. Однако, чтобы сделать это правильно, нужно изучить конструкцию узла.
Устройство зажигания любого хозяйственного сельхозагрегата включает катушку, которая изначально подключена к электрическому питанию системы, а также магнето и свечи. Во время запуска силового агрегата мотоблока происходит подача напряжения, в результате чего между магнитным «башмаком» и штатной свечой образуется ярко выраженная искра. Она необходима для мгновенного воспламенения горючего, которое в этот момент находится в камере сгорания мотора. Более детально о строении системы зажигания используемого мотоблока расскажет фото.
Электронная система зажигания мотоблока также часто комплектуется прерывателями, срабатывающими в автоматическом режиме при появлении любой из неисправностей узла. Это приводит к аварийному отключению электрического питания в сети.
Преимущества мотоблока Луч МБ-1
Луч МБ-1 служит для производства сельскохозяйственных работ на фермерских предприятиях и личных приусадебных участках. Отличается многофункциональностью, большой мощностью, маневренностью и удобством в эксплуатации.
Для выполнения большого диапазона задач устанавливается различное навесное оборудование. С помощью навесных орудий осуществляют:
Мотоблок Луч МБ-1 в работе
- вспашку почвы;
- боронование и культивирование земли;
- окучивание и выкапывание корнеплодов;
- транспортировку грузов.
Внимание! Правилами эксплуатации запрещено движение аппарата своим ходом по центральным магистралям и дорогам общего пользования.
Для пользования устройством не требуется специальных технических навыков. Определенные знания и опыт необходимы для использования навесного оборудования.
Допускается эксплуатация агрегата при температуре наружного воздуха до -5° C. Для облегчения запуска при отрицательных температурах добавляют предварительно разогретое машинное масло.
Технические характеристики мотоблока Луч МБ – 1
Основные технические характеристики мотоблока Луч представлены в таблице.
Показатель | Измеритель | Количество |
Габариты: | ||
§ длина | мм | 1500 |
§ ширина | мм | 600 |
§ высота | мм | 1000 |
Вес | кг | 100 |
Скорость | км/ч | от 3,6 до 9,0 |
Колея | мм | 590 |
Дорожный просвет | мм | 330 |
Предельный угол наклона: | ||
§ продольного | град | 20 |
§ поперечного | град | 24 |
Число передач: | ||
§ Переднего хода | 2 | |
§ Заднего хода | 2 | |
Рулевое управление | штанговое | |
Уровень звука за штурвалом | дБа | 92 |
Габариты культиватора: | ||
§ ширина | мм | от 722 до 1133 |
§ диаметр | мм | 360 |
Для выполнения дополнительных задач агрегат комплектуется следующим оборудованием:
- косилка роторная;
- грунтозацепы;
- плуг ПЦ-1-18;
- снегоуборщик СМ-06;
- тележка прицепная ТПМ-350;
- щетка мотоблочная ЩМ-0,9;
- окучники одно — и двухрядные;
- картофелевыкапыватель КВ-2.
Открытое акционерное общество «КАЛУЖСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ»
ДВИГАТЕЛЬ ДМ-1-01 и его модификации. Руководство по эксплуатации ДМ1.00.000.5 РЭ
Двигатель ДМ-1-01
это: Мощный, экономичный,
четырёхтактный двигатель Прямоточный карбюратор с пластмассовым воздушным
фильтром (единственный
прямоточный карбюратор в России на двигателях данного класса) Встроенный
декомпрессор……….автоматический
Бесконтактное
зажигание………..электронное
Эксплуатационная мощность до 6 л.с., работает на бензинах АИ-80, АИ-92 ТУ 38.001165-2003 или Нормаль-80, Регуляр-92 ГОСТ Р 51105-97
■ облегчённый запуск, как при повышенных, так и отрицательных температурах;
■ стабильность поддержания
частоты вращения на любых режимах
обеспечивает небольшие усилия при запуске
стабильная работа на запуске и на любых режимах с минимальными радиопомехами
Соответствие двигателя нормам безопасности подтверждено сертификатами соответствия Госстандарта России в составе мотоблоков и электроагрегатов
1
ДВИГАТЕЛЬ ДМ-1-01. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Настоящее руководство по эксплуатации распространяется на базовую модель двигателя ДМ-1-01 и его модификации (далее по тексту «двигатель»).
Марки и назначения двигателей представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Марка двигателя
Назначение двигателя | |
ДМ-1-01** ДМ-1М* ДМ-1М1 | Для установки на мотоблок МБ-1 Д1(2)М и его модификации |
КД-6ПН КД-6ПНМ* | Для установки в агрегаты насосные бензиновые АНБ-550 и АНБ-850 (мотопомпа) |
КД-6ПН1 КД-6ПН1М* | Для установки в высоконапорные мотопомпы |
КД-6К КД-6КМ* КД-6КМ1 | Для установки на мотоблок МБ-90М и его модификации |
КД-6ПЭ КД-6ТЭ | Для установки в электроагрегаты АБ2,5-230-ВТ; АБ3-230- ВТ(1) и поставки ОАО «Трансмаш» |
КД-6ПЭ1 | Для установки в электроагрегаты АБ2,5-230-ВТ2; АБ3-230- ВТ2, АБ2-230-ВТ2(3) |
ДМ-1М2* ДМ-1М3 | Для установки на мотоблок НМБ-1 и его модификации |
На двигателях установлен пластиковый топливный бак. ** На двигателях установлен обычный глушитель, на остальных
усовершенствованный.
Двигатели разных назначений отличаются друг от друга размерами выходного вала и присоединительного фланца, платами карбюратора.
Двигатели для электроагрегатов и мотопомп оборудованы кнопкой «СТОП» и датчиком уровня масла.
К эксплуатации двигателя допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, хорошо изучившие его конструкцию и правила эксплуатации.
Руководство по эксплуатации содержит основные технические данные и описание двигателей, а также правила эксплуатации и технического обслуживания, перечень возможных неисправностей и методы их устранения, консервации (расконсервации), хранения и транспортирования.
Надежность и длительная работа двигателя гарантированы при своевременном и качественном техническом обслуживании.
В связи с постоянным совершенствованием двигателей и некоторыми конструктивными особенностями в исполнении конкретного двигателя, например, установкой усовершенствованного глушителя, текст технического описания может иметь незначительные расхождения с исполнением двигателя, не влияющие на эксплуатационные качества и работоспособность.
Использование двигателей в мотоблоках и объектах других предприятий должно быть согласовано с предприятием-изготовителем.
содержание .. 1 2 3 ..
Порядок работы с мотоблоком
Порядок работы и обслуживания механизма зависит от вида используемого шасси.
Аппарат на колесных шасси
При работе с механизмом Луч МБ-1 необходимо соблюдать следующий порядок действий:
- Устанавливают рычаг переключения скоростей в среднее (нейтральное) положение.
- Запускают силовой агрегат.
Руководство по эксплуатации мотоблока Луч МБ-1
Способ запуска зависит от модификации мотоблока.
- На малом газу, в течение 3–4 минут, прогревают мотор.
- С помощью рычагов управления включают необходимую скорость и направление движения.
- Для переключения передачи мотоблок останавливают, отпускают рычаг переключения направлением движения и нажимают рычаг переключения скоростей с небольшим усилием.
- Для остановки механизма передвигают рычаг управления двигателем в положение «Стоп».
Внимание! Запрещается одновременное нажатие рычагов управления передним и задним ходом. Несоблюдение данного условия может привести к выходу редуктора из строя.
Аппарат с культиватором
Культиватор для мотоблока в работе
Работа с культиватором заключается в регулировке его положения в зависимости от категории обрабатываемых земель. Для этого мотоблок устанавливают параллельно земной поверхности. Регулируют ограничитель заглубления фрез культиватора в почву.
Независимо от категории почвы, глубина заглубления не должна превышать 20 см – на песчаных почвах и 10 см – на глинистых почвах и суглинках. При рыхлении почвы агрегат захватывает полосу земли шириной до 1200 мм.
Мотоблок Луч МБ-1 является универсальным средством. Легкий агрегат является незаменимым помощником при возделывании целинных и пахотных земель.
Для доставки к месту производства работ инструмента и материалов используют прицепную тележку. Очистку снега в зимнее время года осуществляют с помощью дополнительного навесного оборудования.
Видео по теме: Мотоблок МБ-1 «Луч»
Публикации по теме
Мотоблок «Нева» и навесное оснащение
Характеристики самых мощных мотоблоков
Описание конструктивных особенностей и характеристик мотоблока Вейма 1050
Регулировка системы зажигания
Как выставить зажигание на мотоблоке Нева зависит от ряда факторов. Нюансы:
- модель и наличие модернизации;
- тип свечей;
- время настройки, то есть первичная или вторичная регулировка.
Первичную настройку делают совместно с первой обкаткой мотоблока. Вторичная проводится после любых длительных рабочих процессов или же простоя.
Перед тем как отрегулировать зажигание, потребуется провести обкатку мотоблока, а также проверить все остальные системы техники.
Важно! Воспламенение искры в момент зажигания регулируется распределением с помощью крышки магнето, а нижняя часть механизма ее прерывает. Для правильной работы такой функции и требуется настройка и регулировка.
В этом видео вы узнаете о свечах для мотоблока нева: При подготовке агрегата в рабочее состояние, как проверить катушку зажигания:
- первоначально проверяется рабочий процесс маховика до точки контактного размыкания, происходящего в магнето;
- замеряется расстояние между двумя частями системы – «наковальней» и «молотком»;
- поворот маховика до момента сжатия поршневого механизма;
- при движении маховика в верхнюю часть, его снова поворачивают. Далее будет слышен стук одноразового типа, который свидетельствует о работе муфты обгонного типа;
- маховик поворачивается против часовой стрелки. Вторая метка должна сойтись с корпусной отметкой;
- регулируется дистанционное расстояние между двумя контактами (кулачком и прерывателем). Зазор у каждой модели свой. Для Невы варьирование идет от 0,25 до 0,35 мм;
- кулачок закрепляется винтом специального типа, расположенным наверху.
Важно! Стандартный порядок выставления зажигания является обязательной процедурой для Невы.
Проверка и ремонт катушек зажигания является обязательной процедурой, так как после выполненной регулировки запуск двигателя становится более быстрым и плавным. Это приводит к замедленному износу группы поршневой системы и других механизмов двигателя.
Данные свечи подходят к мотоблоку нева
МБ 1 является предшественником Невы и однотипным вариантом по зажиганию.
Важно! Отказ свечи – самый частый случай поломки, поэтому требуется иметь запасной вариант свечи, который был проверен.
Вся настройка и регулировка зажигания мотоблока производится только на проверенных свечах, которые уже были в работе.
Для двигателей типа ДМ 1 или модификаций список наиболее подходящих свечей включает в себя:
Все эти варианты имеют размер резьбы в 1,2 сантиметра.
Стоит учесть, что хорошо подходят профильные свечи от различных известных брендов. Например, В8АС.
Экономия на свечах при наличии техники класса МБ недопустима. То же самое касается модификаций типа НЕВА.
Проверка работоспособности свечи:
- свеча выворачивается;
- протирка электродов сухой ветошью;
- снятие нагара при наличии;
- зазор устанавливается между электродами;
- на свечу закрепляется угольник от провода высоковольтного типа;
- свечной корпус прижимается к головной части цилиндра;
- далее прокручивается коленвал, и смотрится есть ли искра.
Таким способом можно проверить любой тип свечи.
Важно! Зазорный размер между системой стартера и башмаком магнитного характера составляет от 0,1 до 0,15 мм.
Если зазор имеет другой размер, то его потребуется отрегулировать. Стоит помнить, что у каждого типа мотоблока свой размер зазора, но у модификаций МБ он расположен в пределах 0,1-0,15.
Не забываем про зазор
Техника типа Нева отличается от аналогичных мотоблоков повышенной износостойкостью и эффективностью, но требуется проверить катушку зажигания на мотоблоке до начала работы.
Катушка зажигания регулируется стандартным способом:
- лист альбомный формата А4 складывается вчетверо;
- ослабляется два болта на креплении модуля;
- под подушку закладывается сложенный лист;
- подушка продавливается, болты крепления затягиваются;
- маховик проворачивается;
- проверяется наличие искры;
- механизм полностью устанавливается.
Если мотокультиватор проходит капитальный ремонт или любую замену деталей, то зажигание мотоблока МБ также проверяется.
По проверкам зазоров у МБ и дальнейших модификаций, в том числе нового модельного ряда типа Нева, есть различия в размерах необходимого зазора. Большая часть устанавливается в инструкции по эксплуатации, которая индивидуальная для разных типов моделей.