БелАЗ: как делают самый большой карьерный самосвал в мире?

Только в одном карьере в Кузбассе ежедневно добывают несколько железнодорожных составов угля. Но прежде, чем добраться до полезного ископаемого, нужно поднять и вывезти сотни тысяч тонн пустой породы. Как раз этой работой и занимаются БелАЗы. Их грузоподъемность зависит от серии — самый большой в мире карьерный самосвал 75710 перевозит до 450 тонн. Вместе с грузом супермашина весит больше, чем Boeing 747, и может в прямом смысле слова свернуть горы.

На угольном разрезе в Западной Сибири работа не прекращается ни на минуту. За одну смену самосвал перевозит столько породы, что ею можно было бы засыпать несколько олимпийских бассейнов. БелАЗы курсируют по карьеру днем и ночью — без выходных и праздников. Во время пересменки водители даже не глушат двигатели, и нередко получается так, что машины работают по несколько дней подряд.

Как делают этих монстров?

Строительство завода торфяного машиностроения под Минском началось 75 лет назад — в 1947 году. Белорусский автомобильный завод возводили в чистом поле — вдали от крупных карьеров, металлургических комбинатов и крупных электростанций. Но со временем ничем не примечательное поселение Жодино стало местом, где расположен крупнейший в мире и единственный на территории бывшего СССР завод карьерной техники.

Большинство деталей для уникального самосвала не закупаются, а делаются на заводе. Технологический процесс был выстроен и отлажен еще в 1960-е годы: детали передаются с одного станка на другой согласно технологической цепочке. Правда, сегодняшние модели требуют нового оборудования и новых подходов к производству. Поэтому внутренности БелАЗа делают не линейно, как раньше, а в одном месте, на современных пятикоординатных станках. Токарю-наладчику нужно всего лишь правильно установить заготовку, а потом компьютер все сделает сам.

Актуальное

  • Российские ученые разработали арктический хлеб
  • Жирная рыбоящерица с зубами, похожая на дельфина: воссоздан облик ихтиозавра
  • Неизвестно чья ракета врезалась в Луну

После того как готовая деталь снимается со станка, ее отправляют в измерительную лабораторию, где каждое изделие проходит строгий контроль. Специальный щуп с искусственным рубином на конце проводит осмотр и сверяет параметры изделия с электронным чертежом в компьютере. Только если отклонение в пределах нормы (составляет сотые доли миллиметра), деталь получает сертификат соответствия.

Фото: Aliaksandr Kushner / Shutterstock.com

Все новые детали проходят испытания в экспериментальном цехе, где над ними жестоко издеваются, то есть проводят тесты: сжимают, растягивают, проверяют на прочность и износостойкость. Прежде чем шестеренка попадет в серию, испытатели беспощадно уничтожат примерно сотню ее «сестер».

Горняки постоянно требуют от карьерных самосвалов все большую и большую грузоподъемность. Конструкторам приходится придумывать все новые и новые технологические решения, металловедам — постоянно изобретать инновационные материалы. Если 60 лет назад первая модель самосвала могла перевозить лишь 27 тонн, то в 1977 году грузоподъемность составила уже до 110 тонн, а в 2013-м с конвейера вышел гигантский БелАЗ-богатырь, вмещающий 450 тонн.

БелАЗ

«БелАЗ» поставляет свою технику в Украину преимущественно через украинскую . Это украинская дочка беларуского предприятия «Промагролизинг», основной акционеров которого — Банк развития Республики Беларусь.

Одновременно БелАЗ имел сервисную сеть для обслуживания своей техники. С июля беларуский холдинг вышел из состава учредителей и бенефициаров крупнейшего в Украине сервисного , зарегистрированного в Кривом Роге Днепропетровской области. Этот центр не только производит сервисное обслуживание, но и имеет право продавать технику БелАЗа.

Сейчас Министерство юстиции Украины зафиксировало изменение состава учредителей этой компании. Вместо холдинга БелАЗ им стало ОАО «Управляющая компания холдинга „Лидсельмаш“» (100% акций). А бенефициаром стало Министерство промышленности Беларуси, ведь именно в его собственности находятся акции «Лидсельмаша».

Согласно финансовой отчетности, в 2022 году компания получила 492,6 миллиона гривен дохода и 70,7 миллиона гривен чистой прибыли (в эквиваленте 17,5 и 2,5 миллиона долларов соответственно).

Также в Кривом Роге работает еще одна , которая занимается продажей запчастей и ремонтом техники. До июля 2022 года ее бенефициаром и основателем также был холдинг БелАЗ, а теперь — «Лидсельмаш».

Самый большой самосвал в мире

БелАЗ-75710 дважды вошел в Книгу рекордов Гиннесса: как самый большой двухосный самосвал в мире, а также благодаря самому крупному кузову карьерного самосвала. На заводе кузов изготавливают из высокопрочной легированной стали. Ее можно разрезать только плазменным либо высокотемпературным газовым резаком. Листам придают нужную форму с помощью огромного пресса, который давит с силой в 1000 тонн. Согнутые детали соединяют на очень больших сварочных аппаратах, но делают кузов не до конца: заказчик получает его в разобранном виде из трех частей и собирает уже у себя с помощью болтов. Иначе кузов бы не поместился ни на одну железнодорожную платформу и его было бы невозможно доставить.

БелАЗ вблизи напоминает двухэтажное здание с лестницей — дом на восьми колесах. Высота каждого колеса — около 4 м. У серии БелАЗ-75710 каждая покрышка весит больше 5 тонн, примерно как африканский слон. Шины 59/80R63 — самые большие в мире.

Фото: AleksSafronov / Shutterstock.com

Кстати, покрышки для БелАЗа делают на другом белорусском заводе — в Бобруйске. При производстве используется несколько сортов резины с различными свойствами. Материала, который уходит на одну покрышку, было бы достаточно для создания более чем 600 шин для легковых автомобилей. Пятитонное колесо устанавливается всего за 10 секунд — достаточно закрутить 24 гайки. К заказчику самосвал едет в разобранном виде, ведь одни только покрышки занимают целый вагон.

Моторный отсек у чудо-машины настолько просторный, что в него может залезть человек. Два тяговых электродвигателя БелАЗа, на которые устанавливаются редукторы, потребляют 1400 кВт. Этого электричества хватило бы, чтобы зажечь 23 000 лампочек. Таким количеством энергии машину снабжает огромный дизель внутреннего сгорания. Принцип его работы такой же, как в обычном автомобиле. Только цилиндров побольше — 16 штук, объем каждого — почти 4 л.

При этом БелАЗ — гигантская передвижная электростанция. Самосвал имеет электромеханическую трансмиссию: он сжигает топливо, вырабатывает электрический ток и передает его по проводам к электродвигателям, которые установлены прямо на колесах, и они приводят в движение всю эту махину.

Кабина у карьерного самосвала тоже очень просторная, но в целом как у обычного автомобиля. Стоит коробка-автомат, но есть три педали. Две из них — это педали тормоза: основной и аварийный. Очень редко, но бывают случаи, когда отказывают оба тормоза. Чтобы избежать катастрофы, все дороги в карьере обсыпаны горами из пустой породы. Если тормоз отказал, водитель отправляет машину в это препятствие и БелАЗ упирается в него, как бык в ограду.

МАЗ

Минский автомобильный завод вышел из состава учредителей и бенефициаров украинской , которая была зарегистрирована 19 мая 2010 года в Киеве.

Вместо МАЗа в состав учредителей вошли ОАО «Минский завод автоматических линий имени Петра Машерова» (99% акций) и жодинское ОАО «Кузнечный завод тяжелых штамповок» (1% акций), которое входит в состав холдинга «Белавтомаз» вместе с самим МАЗом.

Сейчас конечном бенефициарным собственникам украинской дочки МАЗа, в соответствии с Государственным реестром Украины, является Государственный комитет по имуществу, ведь именно он собственник акций двух новых учредителей украинской компании.

Основной вид деятельности «Торгового дома „МАЗ-Украина“» остался прежний — продажа автомобилей и легких моторных транспортных средств.

Смена собственников и бенефициаров теперь позволяет этой компании участвовать в тендерах на поставки пассажирского, грузового и специального автотранспорта, которые осуществляются за счет средств государственного и местного бюджета. Согласно с украинским законодательством компания, предоставляя документы для участия в тендере, должна обязательно указать, не является ли она объектом международных санкций.

По данным финансового отчета за 2022 год (за 2022 год пока не утвержден), «Торговый дом „МАЗ-Украина“» получил доход в 1,6 миллиарда гривен и 73 миллиона гривен чистой прибыли (соответственно 57 и 2,5 миллиона долларов в эквиваленте по курсу на конец 2022 года).

На официальном сайте МАЗа сейчас нет информации о дилерах его продукции в Украине. Известно, что одним из них до сих пор является украинская , основатель которой — иностранное частное предприятие «ГЭС», зарегистрированное в Минске. Его собственник — гражданин России Василий Сметанин, который проживает в Москве. Он же и бенефициарны собственник украинского предприятия «АвтоМАЗ-Україна».

Именно это предприятие участвует в повторном тендере на поставку автобусов в Николаев. В прошлом году городские власти Николаева после совещания в Министерстве инфраструктуры Украины вынуждены были отменить результаты тендера, в котором победила украинское ООО «Сучасні вантажівки» («современные грузовики»), также дилер МАЗа.

ТО за $100 000

Техническое обслуживание каждого монстра обходится примерно в $100 000 в год. БелАЗ работает в непростых условиях. Порода очень тяжелая, твердая, и у нее острые края. В итоге за несколько лет кузов самосвала стирается об камни чуть ли не до дыр. Примерно раз в четыре года кузов обшивают новыми листами металла.

Любая поломка такого монстра может остановить работу половины карьера. Поэтому за состоянием БелАЗов круглосуточно следят в специальном ситуационном центре. На экран выводятся параметры каждой машины: местоположение, загрузка, запас топлива и даже температура двигателя. Если оператор увидит неисправность, он свяжется с водителем, который находится в кабине. В ТО входит частая чистка воздушных фильтров, через которые самосвал «вдыхает» сотни кубометров воздуха в минуту и вентилирует двигатели. Снаружи они напоминают фары, но на самом деле это «легкие» автомобиля.

Как заявляют производители БелАЗа, каждый третий карьерный самосвал в мире производится у них. Эту белорусскую супермашину можно встретить на сотнях карьерах в десятках стран мира. Он немного неповоротлив, прожорлив и почти всегда грязный, но зато прекрасно добывает уголь, принося людям свет и тепло.

Процесс изготовления БелАЗов можно увидеть на канале «Наука» — в программе «Анатомия монстров».

Как закрыть «Врата ада»

Воспарить над пробками: авиамобили — наша новая реальность

Отзывы

Отзывы об автомобилях этого производителя отсутствуют во всемирной паутине. Ведь этих машин вообще не так уж много, а их водители и владельцы, по всей видимости, не любят писать отзывы в интернете. Доступны лишь отзывы, написанные журналистами, ездившими на этих самосвалах (исключительно как пассажиры-наблюдатели, ведь для того, чтобы допустили к рулю, нужно пройти соответствующее обучение).

По их отзывам можно сделать вывод, что 130 и больше тонн — довольно серьёзный показатель. Настолько сильно нагруженный автомобиль нереально «вытянуть» в случае заноса на ледовом покрытии либо на скользкой почве, его нельзя мгновенно остановить в экстремальной ситуации. По этой причине даже в случае уклона в 12% на спуске максимальная допустимая скорость езды не превышает 24 км/ч.

Модели [ править ]

БелАЗ-548А (1967)

БелАЗ-75214

БелАЗ-7513

БелАЗ-75450

Снятые с производства модели [ править ]

Шахтные самосвалы [ править ]

  • МАЗ-525, 25 т (1958–1965)
  • БелАЗ-540, 27 т (1965 г.)
  • БелАЗ-540А
  • БелАЗ-540Б, 45 т
  • БелАЗ-548А, 40 т (1967)
  • БелАЗ-548Б, 65 т
  • БелАЗ-549, 75–80 т (1969)
  • БелАЗ-7519, 110–120 т (1977)
  • БелАЗ-7521, 180 т (1979)
  • БелАЗ-75211, 170–220 т (1983)
  • БелАЗ-75214
  • БелАЗ-7522
  • БелАЗ-75303
  • БелАЗ-75483

Текущий модельный ряд [ править ]

Шахтные самосвалы [ править ]

  • БелАЗ-7540, 30 т
  • БелАЗ-7545
    , 45 т
  • БелАЗ-7547, 42–45 т
  • БелАЗ-7555, 55–60 т (с 1994 г.)
  • БелАЗ-7557
    , 90 т
  • БелАЗ-7513, 110–130 т (с 1996 г.)
  • БелАЗ-7517
    , 154–160 т
  • БелАЗ-7530, 180–220 т
  • БелАЗ-7531
    , 240 т
  • БелАЗ-7560 , 320–360 т
  • БелАЗ-7558, 90 т
  • БелАЗ-7571 , 450 т (с 2013 г.)

Примечание. Новые модели [5] выделены жирным шрифтом.

Строительная и дорожно-строительная техника [ править ]

  • МоАЗ-4048, фронтальный погрузчик , 7,5 т
  • БелАЗ-7822, Фронтальный погрузчик, 7 тн
  • БелАЗ-7823, Бульдозер колесный
  • Белаз 78221 Фронтальный погрузчик
  • МоАЗ-60148, скребок
  • МоАЗ-60007, скрепер
  • Бетоносмеситель грузовики

Другие автомобили [ править ]

  • МоАЗ-75296, автобетоносмеситель низкопрофильный горно-проходческий.
  • БелАЗ-74212, авиационный буксир

Другие продукты [ править ]

  • Сочлененные самосвалы
  • Подземные машины
  • Машины для горно-разгрузочных работ
  • Автомобили для металлургических заводов
  • Товарные вагоны : крытые хопперы , полувагоны , платформы.
  • БелАЗ-7540
  • БелАЗ-7555
  • БелАЗ-75570
  • Фронтальный погрузчик БелАЗ-78221
  • Автобетоносмеситель МоАЗ-75296
  • Авиационный буксир БелАЗ-74212
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]