Как управлять трактором?
К управлению трактом допускаются лица, прошедшие курс подготовки по направлению «Основы управления и безопасность движения тракторов».
Прежде, чем перейти к управлению трактором, проводят ряд подготовительных работ:
- Проверяют исправность тракторных узлов;
- Измеряют давление в шинах;
- При наличии навесного оборудования на тракторе, визуально осматривают прицепную скобу;
- Снимают кожух с силовой установки трактора, чтобы убедиться в надлежащем состоянии аккумулятора, охладительной системы и радиатора;
- Одевают комфортную одежду и обувь, избегая распущенных волос и украшений;
- Подгоняют настройки водительского сиденья под рост и вес оператора. Опираясь спиной на сиденье, руки должны получить свободный доступ к органам управления трактора, а ноги – к педалям.
Процесс управления трактором происходит таким образом:
- Заводят двигатель и начинают трогаться – первую попытку перемещения начинают на прогретом моторе. Для этого уменьшают топливоподачу, выключают ручку сцепления, выбирают рабочую передачу, повышают топливный расход и переводят педаль сцепления во включенный режим;
- Когда трактор поехал, начинают разгонять его до нужной скорости – сбавляют подачу топлива, выключают сцепление, выставляют нужный режим на КПП, плавно включив сцепление;
- Чтобы выполнить разворот в конце разгона и вытянуть из земли плуг, акселератор ставят на минимальную подачу;
- Управление трактором при совершении первого гона – закладки 1-й борозды начинают с задания прямолинейной траектории движения. На равнинных участках для этого применяют 1-у вешку и визир, встроенный в трактор, для полей со сложной геометрией потребуется несколько вех, которыми разграничивают все поле. На современных тракторах данный момент управления решается быстрее – с помощью ГИС-технологий;
- При выполнении основного цикла работ трактористу необходимо постоянно «лавировать» между передачами – т.е. выбирать оптимальный ритм работы к конкретной агротехнической задаче и особенностям возделываемого участка. Так, для перемещения вверх по склону и на глинистых, суглинистых, щебнистых и тяжелых черноземах используют низкие передачи, а в обратном случае – высокие передачи;
- Разворот и поворот на поле недопустимо совершать с работающими адаптерами и на большой скорости. Чтобы развернуть трактор на колесных движителях, уменьшают скорость до 5 км/ч и задействуют торможение на колесо, на которое оказывается в центре поворотной окружности. Поворот гусеничного трактора делают лишь в крайних случаях;
- Управление трактором при спуске по склону – чрезвычайно опасный маневр, в ходе которого нагрузка с передних смещается на задние колеса. Чтобы выполнить его без риска аварии, сбавляют подачу дизеля, выбирают низкую передачу и периодически тормозят мотором;
- Чтобы ездить на тракторе с навесными адаптерами от ВОМа без ущерба для силовой установки и с безопасностью для себя, нужно не забывать выключать отборщик мощности при разворотах и переводить их в транспортировочный режим – при ходе на возвышение. При переезде между угодьями, желательно разобщать хвостовик ВОМа от карданной передачи.
Данные требования касаются как заводских моделей, так и самодельных тракторов из «Нивы» или «Оки».
Картер и нагнетатель
Схема переключения передач на тракторе МТЗ-82
В схеме переключения передач МТЗ-82 использован масляный картер (поддон) объемом 15 литров. Он оснащен двумя шестернями, имеет прочную опорную площадку с прокладками и присоединительными стаканами в боковых сегментах. Они снабжены втулками, выполняющими роль уплотнителей и препятствующими выходу масла. В процессе работы втулки изнашиваются и подлежат периодической замене.
Механизм нагнетания состоит из набора дисков, между которыми установлены жесткие прокладки. Стойки, на которых крепится устройство, снабжены небольшими выступами, а нижний опорный элемент крепится жестко.
Механизм нагнетания функционирует в сложных условиях, требует периодического обслуживания. Необходима регулярная очистка от осадка, присутствующего в масле, мелких частиц металла, появляющихся в процессе трения подвижных элементов.
Как завести трактор?
Правильный запуск – залог успешного функционирования любого агрегата. Рассмотрим его на примере известного «Белоруса» — МТЗ-320.
Прежде, чем заводить трактор, проводят комплекс подготовительных работ (заправку бензобака, открытие топливного крана, его подкачку, проверку уровня смазки и охладителя).
Пускают мотор в такой последовательности:
- Снимают трактор с ручника;
- Ручку КПП переводят на «нейтралку»;
- Тумблер ручного газа ставят на макс. отметку;
- Нажимают на кнопку массы;
- Выжимают сцепление;
- Ручку КПП смещают влево до упора, удерживая так до момента включения мотора;
- Стартерный тумблер ставят на I режим, и плавно переводят его на II так, чтобы в сумме его работа составила 10 с;
- Снимают ногу со сцепления и ослабляют тумблер КПП;
- Дают проработать мотору в течение 5 мин и трогаются с места, продолжив управление трактором. Если же он так и не завелся, к повторной процедуре запуска приступают не ранее чем через 2 мин.
Как завести трактор с пускача?
Т.н. «пускач» — это автономный пусковой мотор, которым оснащено большинство советских тракторов.
Для его старта нужно:
- Открыть топливный кран;
- Принудительно подкачать бензин или дизель в карбюраторный блок;
- Полностью закрыть аэрозаслонку;
- Посредством декомпрессионного крана направить топливо в цилиндры;
- Закрыть бензокран;
- В паз на маховике пускача затянуть пусковой шнур и обмотать им маховик в направлении по ходу часовой стрелки (по отношению к маховику;
- Другой конец троса крепко взять в руки, не допуская наматывания, которое чревато травмами;
- Дернуть шнур на себя, за чем должен последовать гул пускового двигателя. Если этого не случилось, процедуру повторяют несколько раз. Нередко для этого нужно предварительно удалить из кривошипной камеры топливные остатки и продуть ее;
- Если пуск произошел, дают пускателю несколько минут на прогрев, после чего переходят к старту основной силовой установки.
Запуск главного мотора начинается с:
- Перевода фрикционной муфты в нерабочее состояние;
- Перемещения рычага муфты сцепления от себя в крайнюю левую или правую отметку. Это исключит пробуксовки и неисправности;
- При появлении первых проворотов коленвала на цилиндры подают топливо. При их отсутствии – шестерню стартера соединяют с венцом маховика;
- Когда главный мотора начал работу, пускач выключают – кнопкой инактивируют магнето, перекрывают кран подачи топлива;
- Несколько минут прогревают на малых оборотах, после чего трогаются и переходят к управлению трактором.
Исчерпывающая информация на этот счет содержится в видео.
Назначение и функции плунжера и сальника коробки передач
Помимо прочих элементов, схема переключения передач МТЗ-82 содержит плунжер с переключателем. Блокиратор оснащен редуктором, стаканами и плунжерными дисками, относительно тонкими накладками.
Сальник обеспечивает герметичность устройства, препятствует выходу масла из корпуса. Он устанавливается над блоком, приводится в действие от передающей шестерни. Соединение с валом производится через шток. Верхняя часть устройства содержит переходник с рабочими втулками.
Планетарный редуктор ВОМ МТЗ-82
Первичный вал
Коробка передач трактора МТЗ-82 имеет агрегацию с первичным валом отбора мощности. Он установлен горизонтально и одним концом соединяется с корзиной сцепления (выжимным диском), а другим — с муфтой вторичного вала. Опорами первичного вала являются два подшипника. Он оснащен продольными зубцами, на которых установлены шестерни 3, 4 и 5 скоростей. Помимо этого, первичный вал соединяется с ходоуменьшителем, для чего используется зубчатая передача.
Конструкция трансмиссии не предусматривает функционирования первичного вала в нейтральном положении. Устройство действует только в положении включенного синхронного или независимого привода.
Схема ВОМ МТЗ-82
Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82
Конструкция коробки передач МТЗ-82 имеет множество подвижных и трущихся деталей. Безотказная работа всех элементов возможна только при условии надлежащего состояния, своевременного техосмотра, обильной смазки всех деталей. От нерегулярного технического обслуживания могут проявиться следующие неисправности:
Возможные неисправности ВОМ МТЗ-82
- Скрип во время переключения скоростей.
- Увеличенные зазоры накладок.
- Люфт рычага переключения скоростей, приводящий к неполному или непроизвольному включению скоростей.
- Посторонние шумы, скрежет или скрип в коробке во время работы, свидетельствующие о нарушении взаимодействия элементов.
Технический осмотр коробки передач полагается производить один раз в месяц. Это позволяет увеличить срок службы КПП и заднего моста, обеспечить соответствующие условия работы всех элементов конструкции. Регулярный осмотр позволит своевременно обнаружить признаки появившихся неисправностей и принять меры для их устранения, не доводя дело до преждевременного капитального ремонта.
Видео по теме: Тест-драйв и обзор трактора Беларус МТЗ-82
Публикации по теме
Учимся ремонтировать КПП трактора К-700
Особенности диагностики и ремонта редуктора КамАЗ 5320
Особенности устройства коробки передач ЯМЗ-236
Конструкция реверс-редуктора
Реверс-редуктор представляет собой узел, установленный между сцеплением и коробкой передач. Выполняет функцию быстрого изменения направления движения вперед-назад, не меняя передаточного числа. Проще говоря, на одной и той же включенной скорости можно двигаться вперед или назад, что позволяет использовать режим «челнока».
Конструкция реверс-редуктора состоит из двух групп:
Устройство редуктора МТЗ-82
- Узел механических передач.
- Управление реверс-редуктором.
Первая группа состоит из набора шестерней, производящих трансформацию (изменение направления) силового потока. Вторая группа обеспечивает своевременное включение или отключение определенного режима работы, позволяющего двигаться вперед или назад. В схеме переключения передач МТЗ-82 действие реверс-редуктора является важной и ответственной функцией, делающей возможным мгновенное переключение движения, что в сложных полевых условиях требуется часто.