Обслуживание и устройство коробки переключения передач МТЗ 82

МТЗ 80 это обозначение универсально-пропашного трактора на колесном ходу, который в Минске на тракторном заводе производится с 1974 года по настоящий период.

Сельхозмашина только c задним приводом, с полным приводом называлась МТЗ 82. Коробка передач МТЗ 80 обеспечивает набор динамических характеристик трансмиссии за счет большого количества передних и задних эксплуатационных скоростей (18/4). Трактор сконструирован по классической схеме, принятой в то время для таких моделей:

  • полурамную конструкцию с передним размещением силового агрегата;
  • несущие картера деталей трансмиссии;
  • увеличенные задние колеса, уменьшенный диаметр передних колес.

Удачная компоновочная схема, технико-экономические параметры обеспечили трактору универсальность и популярность.

Как устроена КПП МТЗ 82

Коробка передач на тракторе МТЗ 82 отвечает не только за переключение скоростей, но и за работоспособность навесного оборудования, функциональность которого обеспечивается за счет расположенного сбоку вала отбора мощности (ВОМ). Изучение устройство коробки передач в продольном разрезе позволяет увидеть два вала, расположенных рядом друг с другом: первичный и вторичный, установленные на одну и ту же ось и взаимодействующие между собой посредством опорного подшипника.

Приводные шестерни с 3 по 5 скорости расположены на первичном валу через шлицевое соединение. При этом первичный вал посредством зубчатого колеса подсоединен с редуктору уменьшителя хода. На промежуточном валу установлена шестерня, зубья которой сцепляются с шестеренкой 3 скорости. Вращение промежуточного вала обеспечивается втулкой, смонтированной в обойме подшипника и соединенной с центральной шестерней второй ступени редуктора. Позади зубчатого колеса расположены кулачки ВОМ коробки передач МТЗ. Выше основной шестерни редуктора КПП МТЗ 82 1 расположена система подачи смазочного вещества.

Коробка передач трактора МТЗ «Беларус» 82 оснащена двухступенчатым понижающим редуктором. На первую ступень редуктора завязаны передачи 1–5, а также один из режимов заднего хода. За остальные режимы работы отвечает вторая ступень редуктора.

Включение I редукторной ступени обеспечивается за счет сцепления ведущего зубчатого колеса и венца на вторичном валу. Для включения II ступени зубчатое колесо первой должно сцепиться с шестеренкой.

МТЗ-92П «Беларус»: Разблокировка 9-ой передачи КПП для увеличения скорости


Есть у меня экскаватор-погрузчик Амкодор 702ЕМ-03 (собирается на база трактора МТЗ-92П «Беларус»), который уже несколько лет работает и в принципе всем меня устраивает. Однако, появилась для него работа, которая требовала увеличения дальности передвижения, но из-за низкой максимальной скорости данной техники (13-14 км/ч при 1600 об/мин), пришлось от нее отказаться.
Стал думать, как увеличить максимальную скорость, а также снизить расход топлива у моего экскаватора (почти в 2 раза больше, чем на МТЗ-82.1 с такой же оснасткой) и читая разные форумы, наткнулся на информацию о заблокированной 9-ой передаче КПП трактора МТЗ-92П.

Оказалось, что шасси МТЗ-92П «Беларус» в базовом варианте компонуется механической, ступенчатой, двухдиапазонной КПП с блокировкой 9-ой прямой передачи (входит во вторичный вал) и синхронизированным реверс-редуктором.

Вторичный вал КПП МТЗ-92П

КПП МТЗ-92П в спарке с реверс-редуктором имеет равное количество передач заднего и переднего хода, которое равняется 8. Завод специально снижает скорость движения некоторых моделей своих тракторов, блокируя для этого 9-ую передачу в КПП. Причина же лежит в желании увеличить срок эксплуатации моделей с тяжелой навеской.

Судя по отзывам коллег, более высокая скорость движения трактора чревата проблемами в соединении корпуса сцепления и лонжерона (бывает вырывает болты), поломкой корпуса сцепления (в районе стартера), а также грозит возникновением неприятностей с полуосями и рассыпанием 217 подшипника.

Все таки, четыре тонны навешанного на трактор оборудования создают повышенную нагрузку на узлы, что не всегда соответствует заложенной в них конструктивной прочности.

Однако, я все же решил рискнуть и разблокировать 9-ую передачу на КПП своего трактора, что бы в будущем не отказываться от выгодной работы. Первым делом, взял и аккуратно разобрал пол кабины, чтобы открыть доступ к верхней крышке КПП. Далее, отсоединил от крышки все, что мешало ее снять (педали, пружины и т.д.) и демонтировал саму крышку, открутив крепящие ее болты.

Разобрал пол и снял верхнюю крышку КПП

Затем, открутив 4 болта, вытащил вилки КПП и открыл доступ к шестерням коробки.

Открыл верхнюю часть КПП МТЗ-92П

Перевернул демонтированный корпус вилок КПП и в одном из пазов на ползуне 6-9 передач, нашел стопор в виде маленького шарика, который и не позволял мне пользоваться 9-ой передачей коробки.

Аккуратно достал шарик из паза, после чего начал собирать КПП МТЗ-92П в обратном порядке и сборка прошла на удивление быстро.

Снятый корпус вилок КПП МТЗ-92П

Убираю шарик блокирующий 9-ую передачу

Ничего сложного в процессе разблокировки передачи нет, но есть 2 нюанса, которые могут усложнить задачу.

Чтобы не пришлось тратить свое время и разбирать КПП дважды:

  1. При переворачивании верхней крышки КПП следите, чтобы из нее не выпал фиксатор отвечающий за включение 1-ой передачи;
  2. При установке корпуса вилок обратно в КПП, очень внимательно смотрите за его вилками — они должны зайти в пазы всех шестерен.

Итак, передача была разблокирована и пришло время мне прокатиться на моем тракторе, что я и сделал. Выехал на ровную дорогу и разогнался до максимально возможной скорости, которая составила 30-35 км/ч. Если же дорога с кочками, то выжать столько не удастся — качает слишком сильно.
Теперь, катаюсь на 9-ой передаче с выключенной гидравликой со скоростью 20-25 км/ч на средних оборотах двигателя, что экономит мне топливо.

Модификации КПП на тракторах «Беларус»

В тракторах модели МТЗ 82 устанавливаются три вариации КПП: коробка с мобильными зубчатыми колесами, а также модификации с постоянным зацепом, с нагрузкой и синхронизацией. Возможный ремонт коробки передач трактора может потребовать знания устройства и принципа действия той или иной разновидности КПП. КПП с подвижными зубчатыми колесами предусматривает 22 передачи, 18 из которых являются передними, 4 — задними. Конструкция коробки также включает в себя уменьшитель хода, обеспечивающий возможность переключать скорости в замедленные режимы.

Сама КПП смонтирована в корпус, понижающий редуктор расположен в корпусе, который соединяющем мотор и коробкой передач. Внутри коробки расположены первичный, вторичный и промежуточный валы, а также вал реверса и сниженной передачи. Вал отбора мощности располагается внутри промежуточного вала коробки передач. Редуктор КПП предусматривает две степени: первая отвечает за переключение передач 1, 3, 4 и 5, вторая — за все остальные. При этом механизм переключения скоростей включает в себя прямоугольный ползунок, на котором установлены вилки переключения и шариковый фиксатор.

Вторая схема переключения передач МТЗ 82 — переключение под нагрузкой. В данном случае коробка передач оснащается зубчатыми колесами, постоянно находящимися в зацепе. Система гидроуправления фрикционами (гидропрожимными муфтами) позволяет переключать передачи без прерывания подачи мощности, в результате чего динамические показатели трактора существенно повышаются.

Коробка передач с нагрузкой существенно облегчает процедуру включения и переключения передач, поскольку в момент активации водителю трактора не приходится обеспечивать контроль за сцеплением и подачей топливной смеси. В КПП с нагрузкой используется 32 передачи, 24 из которых являются передними, 8 — задними. В случае дополнительной установки ходоуменьшителя на две передачи количество задних скоростей вырастает до 16.

Аналогично первой вариации, сборка коробки с нагрузкой включает в себя редукторную часть, гидравлический блок и непосредственно систему переключения.

Пошаговый ремонт коробки передач трактора МТЗ 82

Увеличенный свободный ход рычага переключения передач, шестерни не полностью выходят из зацепления, самопроизвольное выключение передач сигнализирует о выработке поверхностей трения вилок переключения, пазов скользящих кареток, кулисы, снижении упругости пружин фиксаторов.

Если данные неисправности выявляются при выключении или включении первой передачи и заднего хода, то необходимо снять боковую крышку, а после вилку переключения. При выявлении следов износа и толщине щек вилки менее 8 мм — необходимо заменить вилку заднего хода и первой передачи. Одновременно с этим проверьте состояние сопряжений скользящих кареток и вилок переключения. Для этого демонтируйте вилки и по очереди вставьте их в соответствующие пазы скользящих кареток, измеряя зазор между ними. Если зазор составляет более 1,5 мм, то вилку следует заменить.

Блок шестерен заменяется если ширина паза составляет более 10,8 мм.

При появлении подозрительных шумов в коробке передач мтз 82, а также увеличенном нагреве отдельных участков корпуса, свидетельствует о заклинивании или разрушении подшипников вала.

Для того, что определить и устранить данные неисправности, слейте из коробки передач масло, снимите пол кабины и крышку КПП; в случае надобности демонтируйте боковые крышки или раздатку. Далее, монтажкой проверните все доступные для осмотра валы, воздействуя на них в радиальном и осевом направлениях. При осмотре обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а также не должны ощущаться какие-либо перемещения валов. При обнаружении следов выработки подшипников, ощутимых перемещений валов, износа посадочных мест, то необходимо снять и разобрать коробку передач, для замены неисправных подшипников.

Стуки в коробке передач трактора МТЗ 82, которые исчезают при смене на другую передачу, могут сигнализировать о выкрашивании зубьев отдельных шестерен или усталостном разрушении.

Определить степень износа или выявить дефекты зубьев шестерен можно при снятой раздаточной коробки и демонтированных крышках коробки передач. Для проверки следует поддомкратить одно из ведущих колес и, проворачивая его, провести осмотр зубьев всех доступных шестерен. При выявлении дефектов необходимо разобрать коробку передач и заменить изношенные детали.

Снятие и разборка коробки передач

Снятие механизма переключения передач: 1 — корпус вилок переключения; 2 — корпус коробки передач; 3 — болт.

Снятие стопорного кольца промежуточной шестерни понижающего редуктора: 1 — стопорное кольцо; 2 — промежуточная шестерня.

Выпрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора: 1 — шестерня; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник.

Снятие стопорного кольца ведомой шестерни понижающего редуктора: 1 — стопорное кольцо; 2 — ведомая шестерня.

Выпрессовка стакана первичного вала: 1 — стакан первичного вала; 2 — первичный вал: 3 — технологический болт; 4 — болт.

Снятие стопорного кольца подшипника первичного вала: 1 — стопорное кольцо; 2 — подшипник; 3 — первичный вал; 4 — стакан первичного вала.

Выпрессовка первичного вала: 1 — первичный вал; 2 — стакан; 3 — съемник.

Снятие вилки переключения редуктора: 1 — вилка переключения; 2 — валик переключения.

Выпрессовка пружинного штифта внутреннего вала: 1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач.

Выпрессовка внутреннего вала: 1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач.

Снятие гнезда внутреннего вала и замена шлицевой втулки: 1 — гнездо внутреннего вала; 2 — болт.

Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора: 1 — стакан; 2 — крыльчатка; 3 — корпус коробки передач; 4 — технологический болт.

Выпрессовка ведущей шестерни II ступени редуктора из стакана: 1 — шестерня. 2 — стакан; 3 — съемник.

Выпрессовка подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора: 1 — ведущая шестерня.

Отворачивание гайки крепления внутреннего вала: 1 — гайка; 2 — гнездо подшипника; 3 — корпус коробки передач.

Выпрессовка промежуточного вала: 1 — промежуточный вал; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник.

Выпрессовка подшипника промежуточного вала: 1 — подшипник; 2 — гнездо подшипника; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник.

Снятие стопорной планки оси промежуточной шестерни: 1 — стопорная планка; 2 — ось промежуточной шестерни.

Диагностика и устранение неполадок

Рассмотрим наиболее распространенные неполадки в работе КПП МТЗ «Беларус» и способы их устранения.

НеисправностиУстранение
Возникающий в процессе переключения передач скрип может указывать на неполадки дисков сцепления или неверно отрегулированное зацепление зубчатых колес.При этом необходимо выполнить замену изношенных или поврежденных узлов. Если эта мера не принесет результата, проверяют, чтобы находящаяся в блоке управления кулачками пружина при наибольшем сжатии имела длину не более 32 мм. Если указанные действия не решают проблему скрипа, снимается крышка КПП МТЗ на сцеплении и крышка на редукторе понижения, и выполняется проверка зазоров между накладками тормозящего диска коробки, а также между цапфами отведения и включающей вилкой.
Многие неполадки связаны с дефектами и износом вилок переключения, фиксирующих элементов, а также валов и подшипников. Достаточно часто передача плохо включается или КПП не работает из-за зацепления определенных шестерен.В случае заклинивания подшипников из коробки сливают масло, после чего демонтируют корпус КПП и пол кабины трактора. Используя монтажный лом, все валы вращают вокруг своей оси, а затем в направлении радиуса. В случае выявления ощутимого сопротивления или смещения подшипников необходимо полностью демонтировать КПП, выполнить ее разборку и полную замену неисправных органов.
Причиной неполадок может быть и вторичный вал.Его проверяют при помощи специального прибора, уделяя особое внимание зазорам во вращательных опорах. Для этого индикатор упирают ножкой в торцевую часть шестереночного зубца и проверяют ось вторичного вала. Существуют различные причины возникновения щелей и зазоров в оси, вплоть до ненадежного закрепления гайки. Не стоит сразу принимать решение о приобретении новых подшипников — сначала следует проверить надежность затягивания гайки.

В случае выявления осевого зазора коробку отсоединяют от заднего моста трактора, выпрессовают стакан подшипника вторичного вала, отключением скорости и проверяют уровень затягивания сборочного узла. Проверка осуществляется при помощи динамометрического ключа.

Возможные неисправности коробки

Корпус и внутренние механизмы коробки МТЗ выполнены из высококачественных материалов, кроме уже отмеченной возможной неисправности, в процессе работы коробки могут возникнуть еще ряд поломок.

Главными причинами таких дефектов считаются некачественное и/или несвоевременное техническое обслуживание, а также скрытый производственный брак, элементов коробки. К распространенным неисправностям относят:

Появление скрипов при переключении скоростей движения. Причины возникновения:

  • износ или дефекты (деформация, трещины, сколы) дисков сцепления,
  • нарушение регулировок шестеренчатых валов.

В зависимости от характера происхождения, неисправности проверяются, настраиваются, и при необходимости меняются диски сцепления или выполняется регулировка валов, для увеличения площади зацеплений шестерен КПП.

Появление стуков, ударов, посторонних шумов. Причины возникновения:

  • износ, поломки зубьев шестерен КПП;
  • механические дефекты на шестернях;
  • поломки опорных подшипников.

Для ремонта проводится осмотр шестерен, опорных подшипников. Выполняется необходимая регулировка указанных элементов. При механических поломках производится смена указанных деталей.

  • Выбивание (выскакивание) кулисы при движении трактора. Основание этой неисправности — это износ (поломка) вилок переключения. Для устранения необходимо выполнить осмотр устройства коробки передач, в случае если износ присутствует у большинства вилок лучше заменить блок в сборе. Если произошла поломка только одного элемента, возможно, выполнить индивидуальную замену.

Профилактика неисправностей

Для наиболее длительной эксплуатации коробки передач МТЗ «Беларус» стоит придерживаться нескольких рекомендаций.

  1. В КПП следует заливать только трансмиссионные смазки высокого качества, такие как ТАП-15В. Заливаемый объем — 40 л, замена выполняется раз в год. В интервалах между заменой масла следует контролировать его уровень и отсутствие потеков на корпусе коробки.
  2. Важно правильно эксплуатировать сам трактор, используя только прицепное и навесное оборудование, класс которого соответствует тяговому классу машины, то есть 1,4. Столкнувшись с проблемами переключения скоростей, не нужно пытаться активировать их с усилием. Лучше как можно быстрее проверить коробку и сцепление на предмет поломок и неполадок.
  3. В процессе ремонта следует пользоваться только высококачественными запчастями и узлами для КПП МТЗ «Беларус», оптимальный вариант — оригинальные детали заводского производства.

Как показывает практика, коробка скоростей МТЗ модели 82 является достаточно надежным узлом. Тем не менее, как и для любого агрегата, включающего в себя различные трущиеся механизмы, необходимо регулярно выполнять техническое обслуживание и ремонт КПП МТЗ, а также время от времени чистить устройство и менять в нем масло.

В случае отказа от сервисных мероприятий существенно возрастает риск возникновения различных неполадок и поломок.

Назначение и устройство КПП


Трансмиссия любого трактора является ключевым элементом, обеспечивающим разнообразное применение.
Совместно с двигателем трактора, расположенная в трансмиссии коробка передач на МТЗ 80, обеспечивает оптимальную скорость движения для выполнения той или иной механизированной операции.

Трансфер параметров крутящего момента от коробки на вал отбора мощности, для надежной и безаварийной работы дополнительного оборудования должно соответствовать заданным техническим параметрам оборудования.

Конструкция КПП МТЗ 80 состоит из взаимосвязанных между собой рабочих элементов. Они расположены в одном прочном чугунном корпусе.

С боков корпуса КПП смонтированы специальные люки, которые предназначены для ремонта или обслуживания.

Конструкционные отверстия предназначены для подключения дополнительного вала отбора мощности и присоединения при необходимости ходоуменьшителя.

Основой механизма и схемы переключения передач, служат размещенные параллельно друг другу внутри корпуса коробки передач специальные валы. К ним относятся:

  • вал первой передней передачи,
  • первичный вал;
  • вторичный;
  • промежуточный;
  • вал заднего хода.

На валах, вращающихся на специально подобранных по номерам подшипниках скольжения, смонтированы шестерни КП.

При зацеплении между собой шестерен и обеспечивается предназначенный режим работы. Как включаются передачи на Беларус 80?

Для выбора в коробке необходимого зацепления, а именно требуемой передачи и как следствие необходимой эксплуатационной скорости движения применяется кулиса (рычаг) КП.

Она расположена в кабине механизатора. На первых экземплярах трактора кулиса была непрочной, поэтому нередки случаи поломки.

Механизаторы при необходимости изготавливали и устанавливали согласно схеме по ремонту самодельную кулису КПП МТЗ 80. В дальнейшем завод устранил этот технологический недостаток.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]