«Буханка» Экзибита из СССР: 11 редких заводских модификаций УАЗ-452 с архивными фото


УАЗ-452
ПроизводительУАЗ
Годы производства1965 — настоящее время
СборкаУАЗ (Ульяновск, СССР) УАЗ (Ульяновск, Россия)
Тип кузоваФургон, Микроавтобус
Компоновкапереднемоторная, полноприводная
Колёсная формула4 × 4
Объём2445 см3
Максимальная мощность98 л. с., при 4000 об/мин
Максимальный крутящий момент182 Н·м, при 2500 об/мин
Конфигурациярядный, 4-цилиндр.
Цилиндров4
Клапанов8
Макс. скорость110
Расход топлива при смешанном цикле17,5
Диаметр цилиндра92 мм
Ход поршня92 мм
Степень сжатия8,2
Система питаниякарбюратор К-129В
Охлаждениежидкостное
Материал блока цилиндровалюминий
Материал ГБЦалюминий
Тактность (число тактов)4
Порядок работы цилиндров1-2-4-3
Рекомендованное топливоАи-92
ЗМЗ-40911
ПроизводительЗМЗ
Типинжекторный
Объём2693 см3
Максимальная мощность112 л. с., при 4250 об/мин
Максимальный крутящий момент198 Н·м, при 2500 об/мин
Конфигурациярядный, 4-цилиндр.
Цилиндров4
Клапанов16
Макс. скорость127
Расход топлива при смешанном цикле14
Диаметр цилиндра95,5 мм
Ход поршня94 мм
Степень сжатия9
Система питаниявпрыск
Охлаждениежидкостное
Материал блока цилиндровчугун
Материал ГБЦалюминий
Тактность (число тактов)4
Порядок работы цилиндров1-2-4-3
Рекомендованное топливоАи-92
4-ст МКПП , 5-ст МКППДлина4363 мм 4390 мм 4501 мм 4847 ммШирина1940 мм 1990 ммВысота2355 мм 2064 ммКлиренс205 ммКолёсная база2550 мм 2300 ммКолея задняя1442 ммКолея передняя1442 ммМасса1805 кг 1845 кг 1890 кг 1995 кг 2005 кгПолная масса2730 кг 2830 кг 2880 кг 3070 кгПохожие моделиBarkas Jeep Forward ControlГрузоподъёмность875 кг 925 кг 940 кг 1075 кг 1225 кгОбъём бака77 л← УАЗ-450 УАЗ-451ММедиафайлы на Викискладе

УАЗ-2206/3741/3909/39094/3962/3303

— семейство советских и российских полноприводных грузо-пассажирских автомобилей повышенной проходимости, производящихся на Ульяновском автомобильном заводе. Серийный выпуск УАЗ-452 начат в 1965 году.

УАЗ-450Б — штаб на колёсах

В 1956 году ульяновский автомобильный завод получает специальный заказ от Автомобильного управления Вооруженных Сил СССР на разработку мобильного штаба на базе первой самостоятельной серий модели автозавода — УАЗ-450. Новинку назвали УАЗ-450Б и изготовили аж три опытных образца для испытаний.


Опытный образец штаба на колесах УАЗ-450Б

Внешне от базовой модели УАЗ-450 новоиспеченный штаб на колёсах ничем не отличался, зато в салоне был полный набор для выполнения возложенных на автомобиль функций: откидные столики с настольными лампами, часы и дополнительные автономные отопители на случай необходимости работы в сильный мороз. В салоне УАЗ-450Б был даже сейф для хранения документов.

Испытания показали, что места в салоне штабного микроавтобуса недостаточно, поэтому все работы по этому проекту были остановлены.

Тюнинг отдельных элементов салона

Модернизации в Уазике также подвергаются отдельные элементы салона. Например, можно доработать капот (крышку) моторного отсека, установив на него сверху чехол или мини-бар. Теперь сверху мотора можно разместить какие-либо вещи, и они во время движения авто никуда не денутся.

Также в автомагазинах автотюнинга на крышку двигателя продаются специальные накапотники-утеплители. Такая обивка несколько улучшит шумо- и теплоизоляцию в салоне, к тому же накапотник выглядит весьма эстетично.

УАЗ-452 — примерочная

Этим снимком в социальных сетях поделилась компания УАЗ сообщив, что фотография была найдена в корпоративном архиве. Факту существования такой версии фургона на базе «Буханки» удивился даже современный офис ульяновского завода.


Примерочная на базе УАЗ-452 «Буханка»

Полноприводный фургон УАЗ-452 c одностворчатыми дверями по бокам и двустворчатой дверью сзади использовался вместо примерочной. На фотографии изображен автомобиль в бежевом цвете кузова с характерной оранжевой полосой. Дата снимка не сообщается, ровно как и нет информации о наличии модификаций в салоне для удобства примерки одежды.

Фургон

Размеры УАЗ Буханка Фургон

Количество мест2
Снаряженная масса, кг1 805
Полная масса, кг2 730
Грузоподъемность, кг925
Длина, мм4 390
Ширина (с/без учета зеркал), мм1 940/2 170
Высота, мм2 064
Колесная база, мм2 300
Колея передних и задних колес, мм1 465
Дорожный просвет (до моста), мм205
Колесные диски6.5Jх16Н2
Шины225/75R16
Объем топливного бака, л50+27

УАЗ-451C — гусеничный снегоход

Разработанная в 1960 году редкая модификация «Буханки» в виде бортового фургона-снегохода с треугольными резино-металлическими гусеницами на задней оси и массивной надстройкой в виде управляемых лыж спереди использовалась для передвижения по заснеженной местности, где на обычном автомобиле проехать было нельзя.


Тюнинг УАЗ-451С: с лыжами и гусеницами

Помимо высокой проходимости по сугробам, главной «фишкой» заднеприводного снегохода УАЗ-451C была обратимость доработок — стандартную «ходовку» два человека могли установить обратно в течение часа. Снегоходные детали тюнингованной модификации, при этом, можно было транспортировать прямо в кузове бортовой платформы.

УАЗ-451С с лыжами и гусеницами

УАЗ-451С с лыжами и гусеницами

Полная масса модифицированного автомобиля была 3063 кг, а максимальная скорость по снежному покрову составляла 20 км/ч. Сколько таких снегоходов было выпущено — неизвестно.

Бортовой

Размеры УАЗ Буханка Бортовой

Количество мест2
Снаряженная масса, кг1 845
Полная масса, кг3 070
Грузоподъемность, кг1 225
Длина, мм4 501
Ширина (с/без учета зеркал), мм1 940/2 170
Высота, мм2 355
Колесная база, мм2 550
Колея передних и задних колес, мм1 465
Дорожный просвет (до моста), мм205
Глубина преодолеваемого брода, мм500
Колесные диски6.5Jх16Н2
Шины225/75R16
Объем топливного бака, л50

УВЗ-2 и УВЗ-4,8 с реактивным двигателем

Модификации «Буханки» получившие в последствие названия УВЗ-2 и УВЗ-4,8 (УВЗ — аббревиатура от «установка воздушного запуска»), вероятно, самые необычные из всех экспериментальных версий, что создавались на базе этого автомобиля. В какой-то момент инженеры УАЗа решили, что было бы неплохо укомплектовать фургончик УАЗ-452/3741 ракетным двигателем. Сказано — сделано.


Установка воздушного запуска УВЗ-4,8

Одновальный газотурбинный мотор удалось поместить внутри «Буханки», однако для этого пришлось пожертвовать всем свободным пространством в кузове и внести значительные изменения в привычные органы управления. Руль стал выполнять также роль переключателя передач, а вместо пассажирского кресла спереди инженеры разместили пульт управления газотурбинным двигателем и вспомогательным оборудованием для его запуска и работы.


Установка воздушного запуска УВЗ-4,8

От обычных версий УАЗ-452/3741 тюнингованная «Буханка» снаружи отличалась массивным передним бампером и, по совместительству, поддоном для хранения 12-метрового гибкого рукава, служащего для подачи сжатого воздуха, воздухозаборными жалюзи вместо боковых окон, специальным выхлопным люком на крыше и там же — люстрой аварийной световой сигнализации. Снаружи реактивного автомобиля сразу за водительской дверью также размещался огнетушитель.


Установка воздушного запуска УВЗ-4,8

В списке дополнительного оборудования «Буханки» с авиационным двигателем значились радиостанция и автоматическая система тушения пожаров, которая срабатывала в случае резкого повышения температуры в салоне. Дорогостоящая экспериментальная реактивная «Буханка» в основном использовалась для наземного воздушного запуска двигателей летательных аппаратов (например, Ил-62 и Ту-154). Спецмашины УВ3-2 и УВ3-4,8 обеспечивали воздушные стартер-турбины самолетов сжатым воздухом и питали их бортовую электрическую сеть током.

Базовые комплектации

Стоимость стандартного исполнения УАЗ «Буханка» (версия «Комби») с 5-ю посадочными местами — 708 тыс.руб. Два дополнительных сидения обойдутся еще в 3 тыс.руб. Так, стандартная модель для России предполагает наличие:

  • «атмосферного» мотора на 2,7 литра;
  • 5-скоростной МКПП;
  • раздаточной коробки с понижающей передачей;
  • постоянного полного привода;
  • задних противотуманных фар;
  • галогенной головной оптики;
  • розетки;
  • антиблокировочной тормозной системы;
  • ремней безопасности, которые размещены около передних сидений;
  • полноразмерного запасного колеса.

Рулевой гидроусилитель с версией «Комби» идет как опция. В салоне стандартно установлен складной столик. За дополнительную плату в 5 тыс.ру. можно получить аналогичный автомобиль, имеющий остекленную заднюю дверь и гидравлический усилитель руля. Со всеми модификациями, кроме топовой, опционально доступны подогреваемые сидения переднего ряда и блокируемый дифференциал заднего моста. Покрытие сидений по умолчанию тканевое.

КМЗ-Т12.02 — автоклуб

Эта необычная модификация на базе внедорожника УАЗ-3303 была разработана во времена СССР для агитационно-пропагандистской работы с целью коммунистического воспитания населения. Культура и искусство были одним из простых способов сформировать у населения удобные власти ценности и образ мышления. Удобным средством донести нужные мысли жителям отдаленных сел и стала автоклубная модификация Т12.02, поступившая в серийное производство в 1987 году (однако предсерийные варианты существовали начиная еще с 1980 года).


КМЗ-Т12.02

Такие вахтовые автобусы выпускались в различных модификациях, особое распространение из них получили: пятиместный автоклуб Т12.02, семиместный Т12.02А и восьмиместный Т12.02В. Оборудование моделей сильно различалось составом в зависимости от конкретного назначения. Во вседорожные автоклубы устанавливались магнитофоны, киноустановки, усилители звука с акустикой, фото- и видеоаппаратура. На таких автомобилях концертные группы выезжали в отдаленные села и выступали перед рабочими и жителями этих населенных пунктов. Также автоклубы привозили кино.


КМЗ-Т12.02

С технической точки зрения автоклубы отличались от базового «Кубанца» увеличенным салоном и высокими потолками, что также стало причиной непрямого применения в качестве обычного средства передвижения, которое банально стало более удобным после тюнинга. Единственной ложкой дёгтя были отделенные друг от друга кабина водителя и салон, что было не всем по душе. Из-за этого в 1992 году конструкцию пересмотрели, удалив стенку между салоном и водительской кабиной. Эта модификация получила название ТСК2, а автоклубные версии на его базе ТСК2-02 и ТСК2-09.


Микроавтобус ТСК2

Интересно, что первые варианты автоклубов начали выпускаться на Краснодарском механическом еще в 1967 году на базе шасси УАЗ-452Д, однако данная конструкция не прижилась из-за отсутствия технологичности и низкого и узкого кузова. Автоклубы Т12.02 на шасси УАЗ-3303-1 решили все недостатки прошлой базы.

Обзор

Буханка модернизировалась крайне медленно, чему способствовало отсутствие на сей счет какого-либо государственного распоряжения.

Более того, «буханки» стабильно находили покупателей, на этот раз, исключительно благодаря массовым госзаказам. Ситуация начала меняться лишь в конце «перестроечных» 80-х, когда Ульяновский автозавод провел небольшую доработку ходовой части: поменял передаточные числа в мостах, поставил двухконтурные приводы тормозов, форсировал двигатель.


Салон

В этот же период было принято решение сменить обозначения многочисленных версий Буханки: автомобиль в виде микроавтобуса стал называться УАЗ-2206, бортовому грузовику досталось обозначение УАЗ-3303, фургону – УАЗ-3741, а машине медицинского назначения – УАЗ-3962.

Техническая начинка

На протяжении 20 лет после начала производства Уаз Буханка носила статус автомобиля военного назначения (изначальной задумкой было создание техники, предназначенной для вывоза погибших из зоны поражения после взрыва вражеских бомб).

В 60-х бескапотному УАЗу Буханки поменяли раму, установили телескопические амортизаторы, а в качестве силовой установки стали использовать мотор от ГАЗ-21 «Волга» объемом 2.5 литра (70 л. с.)

Новый двигатель эта машина получила много позже: в 1997-ом на «буханки» стали ставить 2.9-литровые 98-сильные агрегаты УМЗ-4218, которые через 20 лет модернизировали для соответствия нормам «Евро-3».


СГР – Трофи.

Еще несколько лет – и эти моторы довели до уровня «Евро-4», а сама машина стала получать современные системы, наподобие гидроусилителя руля или системы ABS. Сегодня основным мотором для Уаз Буханок 2022 считается двигатель ЗМЗ-40911 (2.7 л., 112 л. с.) с впрыском топлива.

Источник

Десятиместный УАЗ-37411

Такой экспериментальный образец на базе УАЗ-37411 был изготовлен для нужд Министерства обороны СССР в 1990 году. При разработке проекта перед инженерами ульяновского автозавода стояла задача сделать автомобиль на базе серийной модели, поэтому глубокие доработки не проводились.


Десятиместная модификация УАЗ-37411 (экспериментальный образец)

От товарного УАЗ-37411 отрезали крышу и «бока» начиная от водительской кабины, а оказавшиеся лишними дверные проемы заварили. В салоне разместили две четырехместные лавки, а от непогоды пассажиров должен был защитить тент. Для установки последнего были смонтирован сварной каркас из трубы круглого сечения, а для фиксации краев тента были сделаны крепления по верху обрезанных бортов и двери багажника.

Десятиместная модификация УАЗ-37411 (экспериментальный образец)

Десятиместная модификация УАЗ-37411 (экспериментальный образец)

Помимо этого экспериментальный десятиместный образец УАЗ-37411 обзавелся силовым передним бампером, перегородкой водительской кабины с раздвижным окном и системой отопления грузового отсека. Все эти «бонусы» для завершения тюнинга были позаимствованы у санитарной версии автомобиля УАЗ-3962.

Установка передних сидений

«Родные» сиденья переднего пассажира и водителя просто ужасные по своей конструкции и качеству, и автовладельцы Уазиков стараются их заменить в первую очередь. В машине, используемой для охоты и рыбалки, водителю приходится долгое время сидеть за рулем, и на таких «сидушках» моментально затекает спина и поясница, сидящий на них человек быстро утомляется.

Ремонтом и усовершенствованием родных кресел водители Уазиков не занимаются, сразу меняют сидения на «иномарочные», или устанавливают их от легкового российского автомобиля. Но любые кресла на УАЗ «Буханку» не подойдут, слишком широкие и высокие сиденья не поместятся в салоне. Наименьшей подгонки по креплениям требуют «сидушки» от моделей авто:

  • ВАЗ 2108-09-099;
  • ВАЗ-11113 «Ока»;
  • Opel Corsa;
  • Honda Civic;
  • Москвич-2141;
  • Nissan Micra;
  • Volkswagen Passat B3.

На «Буханку» можно подобрать сиденья от других моделей, здесь еще немаловажное значение имеет цена. Сразу следует оговориться, что новые кресла на УАЗ практически никто не ставит, автовладельцы стараются купить «сидушки» на авторазборках или по объявлениям у частников.

«Мыльницы» для связистов

«Головастик»: в Сети показали новую «Буханку» с бортовой платформой

Этот необычный тюнинг «Буханки» на базе шасси УАЗ-452Д отличается от многих других прежде всего тем, что автомобиль конструировался и создавался не под госзаказ, а по собственной инициативе и своими силами карельского Территориального центра междугородних связей и телевидения № 23 (ТЦМС-23) — филиала ОАО «Ростелеком». В какой-то момент у центра возникла необходимость в грузопассажирском фургончике, который бы стал помощником при обслуживании кабельных магистралей связи Северо-Западного региона страны. Сказано — сделано.

В 1977 году появился первый образец автомобиля для связистов, разработанный конструкторами ТЦМС-23 и получивший обозначение РПК-23. Впоследствии эта модификация получит народное название «Мыльница» из-за округлой формы крыши. На шасси от УАЗ-452Д установили стеклопластиковый кузов без каркаса, а внутри поставили шесть пассажирских мест (без учета еще одного рядом с водителем), а также ящики для инструментов. Весь 1978 год автомобиль испытывали и Минсвязи СССР рекомендовал его к серийному производству.

УАЗ РПК-23

УАЗ РПК-23

Стеклопластиковый кузов заказывали у рыболовецких колхозов Прибалтики, имеющих собственное штучное производство лодок из этого материала. «Буханки» для связистов РПК-23 хорошо показали себя в эксплуатации. Кузов из стеклопластика значительно облегчил вес автомобиля и не ржавел. Но и минусов хватало — повышенная парусность и постоянный запах эпоксидной смолы в салоне — с помощью ее склеивалась стеклоткань.


УАЗ «Буханка» РПК-23

Чтобы избавиться от этих недостатков в 1984 году появилась модификация РПК-23М, крыша которой стала ниже, салон поменьше, а стеклопластиковые панели изготавливались теперь в собственном цеху полимеров карельского Центра связи. После распада СССР необходимость в применении данного автомобиля постепенно отпала.


Фермерская модификация РПК-23-2М

Всего было выпущено порядка 450 таких автомобилей, включая поздние «фермерские» модификации (например, РПК-23-2М) с бортовой деревянной платформой и двойной кабиной на шасси УАЗ, разработанные в качестве попытки сохранить спрос. Но, увы.

Комби

Размеры УАЗ Буханка Комби

Количество мест5
Снаряженная масса, кг1 890
Полная масса, кг2 830
Грузоподъемность, кг940
Длина, мм4 390
Ширина (с/без учета зеркал), мм1 940/2 170
Высота, мм2 064
Колесная база, мм2 300
Колея передних и задних колес, мм1 465
Дорожный просвет (до моста), мм205
Глубина преодолеваемого брода, мм500
Колесные диски6.5Jх16Н2
Шины225/75R16
Объем топливного бака, л50+27

Заливщик швов ДС-67А

Эту трудягу на базе «Буханки» модификации УАЗ-452Д использовали для ремонта и укладки асфальтированного покрытия цементобетонных покрытий дорог и аэродромов. Основное назначение восстановительного автомобиля заключалось в заливке швов. Выпускалась машина под названием ДС-67А.


Заливщик швов УАЗ ДС-67А

Интересной особенностью этой рабочей «лошадки» был подогрев битумной мастики выхлопными газами автомобиля. В котле объемом 150 литров мастика разогревалась до рабочей температуры 160 — 180 градусов Цельсия. Нанесение состава на асфальтированное покрытие производилось мастикопроводом с насадкой, а давление в системе создавалось компрессором. Чтобы мастика лучше затекала в дорожные швы во время работы ее подогревали жидкотопливными горелками. За одну смену с помощью ДС-67А можно было заполнить до 1400 метров дорожных швов.

Фургон остекленный

Размеры УАЗ Буханка Фургон остекленный

Количество мест5
Снаряженная масса, кг1 920
Полная масса, кг2 845
Грузоподъемность, кг925
Длина, мм4 390
Ширина (с/без учета зеркал), мм1 940/2 170
Высота, мм2 064
Колесная база, мм2 300
Колея передних и задних колес, мм1 465
Дорожный просвет (до моста), мм205
Колесные диски6.5Jх16Н2
Шины225/75R16
Объем топливного бака, л50+27

Реанимационный автомобиль «Медея»

Россияне потратили на тюнинг УАЗ «Буханка» два миллиона рублей

Еще один интересный тюнинг-проект на базе «Буханки» получил название «Медея» в честь волшебницы и основательницы медицины из древнегреческой мифологии. Использовался вездеход для нужд грузинских горноспасателей в качестве реанимобиля и был разработан на базе экспериментального трехосного микроавтобуса УАЗ-452К с колесной формулой 6×6, придуманного уазовскими конструкторами еще в 1973 году.

От обычных «Буханок», помимо трехосной «тележки» (схема подключения третьего моста которой была как у ЗИЛ-157), автомобиль отличался увеличенным кузовом и приподнятой крышей. В просторном салоне располагалось все необходимое для реанимационных мероприятий оборудование.

Выпуском таких автомобилей занимался кооператив «Вездеход» в городе Болниси, Грузия. Всего было произведено порядка 500 «Буханок» скорой помощи «Медея» в период с 1989 по 1994 года. Дальнейшая судьба кооператива неизвестна.


Реанимобиль УАЗ Медея

Комби Трофи

Габариты УАЗ Буханка Комби Трофи

Количество мест7
Снаряженная масса, кг1 890/1 920
Полная масса, кг2 830
Грузоподъемность, кг861
Длина, мм4 390
Ширина (с/без учета зеркал), мм1 940/2 170
Высота, мм2 266
Колесная база, мм2 300
Колея передних и задних колес, мм1 465
Дорожный просвет (до моста), мм205
Глубина преодолеваемого брода, мм500
Колесные диски6.5Jх16Н2
Шины225/75R16
Объем топливного бака, л50+27

Ледозаливочный комбайн

Когда дело доходит до узкоспециализированных проектов не всегда остается место до дизайна. Этот «страшила» на базе УАЗ-452 после значительных переработок преобразился в ледозаливочный комбайн. В мини-будке, на месте которой раньше было водительское место, остался только руль, а само управление транспортным средством переместилось на корму, под стать с современными комбайнами.


Тюнинг УАЗ «Буханки»: ледозаливочный комбайн

Штурвал в задней части кузова соединялся со штатным рулем карданным шарниром и длинным валом. Чтобы чудеса инженерной мысли не могли позаимствовать шпионы — вместо стекол стояли глухие заглушки под цвет кузова. Ледозаливочные комбайны на базе УАЗ-452 выпускались с 1960 по 1970 годы и были хорошими помощникам на ледовых аренах спустя много лет после прекращения выпуска.

Фермер

Габариты УАЗ Буханка Фермер

Количество мест5
Снаряженная масса, кг1 995
Полная масса, кг3 070
Грузоподъемность, кг1 075
Длина, мм4 847
Ширина (с/без учета зеркал), мм1 940/2 170
Высота, мм2 355 (по тенту)
Колесная база, мм2 550
Колея передних и задних колес, мм1 465
Дорожный просвет (до моста), мм205
Глубина преодолеваемого брода, мм500
Колесные диски6.5Jх16Н2
Шины225/75R16
Объем топливного бака, л50

Пассажирский трап СПТ-20

Уазовские «Буханки» где только не трудились и какие модификации только не рождались при необходимости решения определенных задач. Так, существовали даже пассажирские трапы СПТ-20 на доработанном шасси УАЗ-452Д, основной функционал которых — помощь в посадке и высадке пассажиров из самолетов.


Пассажирский трап СПТ-20

Лестница трапа СПТ-20 была спроектирована с фиксированным углом наклона, а управлял автомобилем один водитель и по совместительству оператор. Трап имел выдвижную секцию со стандартной посадочной площадкой, а для обслуживания самолетов с двухметровой высотой порога пассажирских дверей имелась дополнительная посадочная площадка.

В основном такие автомобили применялись в северных регионах страны, где использование трапов на аккумуляторах вызывало некоторые неудобства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]