ГУР МТЗ-82 (гидроусилитель руля) устанавливается на сельскохозяйственной технике для того, чтобы снизить усилие тракториста, которое он прилагает для того, чтобы повернуть рулевое колесо. При этом маневренность трактора повышается при любых условиях, в которых приходится работать.
При передвижении ГУР трактора МТЗ подключается и функционирует не только при повороте рулевого колеса, но и под воздействием перемещения передних колес, которые колеблются из-за неровностей грунта. Вместе с этим ГУР МТЗ воздействует на другую, относительно поворота колес, сторону. Это хорошо влияет на движение сельскохозяйственной техники по прямой, в значительной степени уменьшает передачу колебаний и других неблагоприятных воздействий с передних колес.
Что представляет собой ГУР МТЗ
Минский тракторный завод обеспечил всю свою технику «Беларус» гидроусилителем, в первую очередь для того, чтобы облегчить трактористам управление трактором, оснащенным навесным оборудованием. Ведь под его воздействием на передние колеса возлагается двойная нагрузка, а водителю приходится прикладывать максимальное количество усилий для управления такой тяжелой машиной. Гидроусилитель руля МТЗ обладает встроенной гидравлической системой, в конструкцию которой включены следующие основные элементы:
- Распределитель.
- Насос дозатора и силового цилиндра.
- Датчик автоматической блокировки дифференциала заднего моста.
В конструкцию ГУРа МТЗ входят следующие конструктивные элементы:
- Корпус, в котором располагаются емкость, где будет храниться нужное масло, и основы, к которым будут крепиться детали.
- Насос, призванный обеспечить перемещение масла в гидравлическом контуре.
- Сектор, прикрепленный на поворотном валу, который постоянно вступает в контакт с элементом рулевого управления.
- Поворотный вал, который имеет 3 точки опоры. С помощью него движение поворота передается сошке, которая, в свою очередь, соединяется с передними колесами техники.
- Рейка, вступающая в контакт с движущимся сектором, она передает ему поршневое движение.
- Золотник, прикрепленный между 3 парами ползунов, которые держатся при помощи специальных пружин. Этот элемент крепится на конце червяка рулевой колонки.
- Фильтр, призванный очищать масло, перемещающееся в гидравлической установке.
- Клапан предохранения, предусмотренный в конструкции для того, чтобы не давать давлению нужной жидкости возрастать до неприемлемого уровня.
Блокирующая система автоматики, на которой располагается еще ряд элементов (золотник, маховик, датчик, кран и щуп), нужна для блокировки дифференциала заднего моста. Ключевой принцип действия ГУРа — наращивание гидравлического усилия при увеличении сопротивления при повороте сельскохозяйственной техники. Сопротивление, которое образуется при развороте машины, влечет за собой смещение от оси червяка рулевой колонки. Из-за этого пружины ползунов сжимаются. Как только это сопротивление превосходит силу сжатия всех пружин, золотник перемещается и дает возможность специализированной жидкости попасть в одну из емкостей силового цилиндра.
Масло, в свою очередь, изменяет положение поршня, а его усилие, при помощи рейки, поступает в зубчатый сектор, с помощью которого производится вращение поворотного вала. Когда сопротивление, возникшее при развороте, спадает, пружины приходят в первоначальное, распрямленное положение, а золотник встает на место, тем самым не давая больше рабочей жидкости перетекать в цилиндр. Если возникает ситуация, при которой сопротивление при повороте не увеличивается настолько, чтобы превысить силу сжатия пружин, то гидроусилитель руля не начинает свое функционирование.
Ремонт своими руками ГУР трактора Т-40
Цена на ГУР Т-40 колеблется в пределах 10-13 тыс. рублей, комплексный ремонт обойдется примерно в такую же сумму. Поэтому производить ремонт своими руками и самостоятельно совершать техническое обслуживание – лучший вариант для владельца трактора. Благодаря видео можно более подробно узнать о ремонте рулевой колонки Т-40.
Разборка и сборка
Разборка гидроусилителя руля Т-40 совершается по следующей инструкции:
- разбирая поршневой узел вдавливается до упора штифт, находящийся в задней гайке;
- гайку необходимо открутить и снять в совокупности с пружинной шайбой;
- по направлению к передней крышке выталкивается винт, после вынимается золотник с пружинами и упорами.
Сборка совершается с обратной последовательностью, однако следует придерживаться следующих советов:
- следить, чтобы при сборке штифт оказался с боку задней крышки;
- золотник должен беспрепятственно двигаться, без трений и заеданий;
- перед тем, как собрать ГУР, составляющие детали промываются чистым дизтопливом;
- золотник также необходимо промыть и обработать дизельным маслом.
Как правильно установить ГУР трактора Т-40
При установке и сборке ГУРа Т-40 особое внимание следует уделить позиции винта, поскольку он наделен резьбой многозаходного типа. Потребуется выбрать правильное положение его захода, оставляя между поршнем и гайкой промежуток в 1 мм (желательно, без отклонений)
Чтобы правильно произвести установку, рекомендуется соблюдать следующую инструкцию:
- в совокупности с крышкой и передней гайкой винт вставляется в поршень, чтобы в работающем положении утолщение зубца было обращено к низу, а штифт оказался впереди;
- положение штифта фиксируется и привинчивается задняя гайка. Гайки крепятся с небольшим натяжением, чтобы с торцевого отверстия стержня глубина не превышала 17 см. Если затянуть сильнее, то штифт может не стать на нужное место. Сигналом о том, что штифт вошел правильно послужит щелчок.
ГУР на МТЗ-80: устройство, неисправности и методы устранения
На Минских МТЗ-80 (82), оборудованных мотором Д-240, устанавливается гидроусилитель руля 70-3400020, который производится Бобруйским заводом тракторных деталей и агрегатов (БЗТДиА).
Рассмотрим схему 70-3400020 в разрезе. Узел помещен в корпус (2), выполненный из литого чугуна, который устанавливается на раму машины между фронтальной стенкой капота и радиатором дизельного мотора. В нем располагается основной механизм рулевого управления – это связанные между собой червяк (5) и сектор (4); а также гидроагрегаты системы: гидронасос НШ-10-Л-У ГОСТ 8753-71, силовой цилиндр, предохранительный клапан, золотниковый гидрораспределитель, и гидробак.
Если в гидроусилительной системе по какой-либо причине появляется неисправность, возникает тугое рулевое управление. Рассмотрим основные виды неисправностей ГУР, способы их устранения и усовершенствования своими руками.
- Если в системе образуется пена, причины могут быть следующие:
- из-за того, что в баке ГУР снижен уровень жидкости (тогда следует проверить уровень и долить жидкость, если нужно);
- в нее попал воздух (осмотреть всасывающий трубопровод (20) в целях выявления мест подсоса воздуха, провести ремонт, поставить шайбы на соединение, заменить сальники).
Как усовершенствовать своими руками гидроусилитель руля, поставив шайбы под золотник, показано на видео ниже.
Нет в наличии:
№ | Код детали | Наименование | Информация о детали |
50-3406011-А | Крышка клапанная в сборе | Кол-во на Для всех модификаций 1 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 011 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
50-3406015-А | Распределитель гидроусилителя в сборе | Кол-во на Для всех модификаций 1 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 015 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
50-3406020 | Корпус распределителя в сборе (для тракторов МТЗ-82/82Л) | Кол-во на Для всех модификаций 1 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 020 | Нет в наличии |
50-3406024 | Крышка | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Алюминиевый сплав АЛ Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 024 | Нет в наличии |
50-3406039 | Гайка | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 12 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 039 | Нет в наличии |
50-3406019-Б | Ползун | Кол-во на Для всех модификаций 6 Примечание Сталь 45Х Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 019 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
50-3406033 | Пружина | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Проволока I-2,5 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 033 | Нет в наличии |
Кольцо-020-025-30-1-5-ГОСТ-9833-73 | Кольцо 020-025-30-1-5 ГОСТ 9833-73 | Кол-во на Для всех модификаций 2 | Нет в наличии |
Болт-М8-6gх50-88-35-019-ГОСТ-7795-70 | Болт М8-6gх50.88.35.019 ГОСТ 7795-70 | Кол-во на Для всех модификаций 2 | Нет в наличии |
Шайба-8Т-65Г-06-ОСТ-37-001-115-75 | Шайба 8Т 65Г 06 ОСТ 37.001.115-75 | Кол-во на Для всех модификаций 2 | Нет в наличии |
50-3406017-Б | Крышка | Кол-во на Для всех модификаций 1 Вес агрегата, кг 3,59 Примечание Чугун СЧ21-40 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 017 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
Пробка-КГ1/8″-ОСТ-23-1-117-83 | Пробка КГ1/8″ ОСТ 23.1.117-83 | Кол-во на Для всех модификаций 1 | Нет в наличии |
Болт-М8-6gх25-88-35-019-ГОСТ-7796-70 | Болт М8-6gх25.88.35.019 ГОСТ 7796-70 | Кол-во на Для всех модификаций 1 | Нет в наличии |
Кольцо-017-022-30-2-2-ГОСТ-9833-73 | Кольцо 017-022-30-2-2 ГОСТ 9833-73 | Кол-во на Для всех модификаций 1 | Нет в наличии |
Н-036-04-003 | Штуцер | Кол-во на Для всех модификаций 2 | Нет в наличии |
Р75-В-028А | Прокладка | Кол-во на Для всех модификаций 1 | Нет в наличии |
50-3406028 | Гнездо | Кол-во на Для всех модификаций 1 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 028 | Нет в наличии |
Шарик-Б-III-5,556-мм-Р-ГОСТ-3722-60 | Шарик Б III 5,556 мм Р ГОСТ 3722-60 | Кол-во на Для всех модификаций 1 | Нет в наличии |
50-3406027 | Направляющая | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 45Х Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 027 | Нет в наличии |
50-3406026 | Пружина | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Проволока II-1,8 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 026 | Нет в наличии |
Р40/75-0808049-А | Винт | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 45 Модель Р40/75 Подгруппа 0808 Порядковый номер детали 049 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
Кольцо-018-022-25-2-2-ГОСТ-9833-73 | Кольцо 018-022-25-2-2 ГОСТ 9833-73 | Кол-во на Для всех модификаций 2 Примечание Резина 7-В-14-1 | Нет в наличии |
Р75-058Б | Гайка | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 45 | Нет в наличии |
Р75-051Б | Колпачок | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 45 | Нет в наличии |
Подшипник-205К-ГОСТ-8338-75 | Подшипник 205К ГОСТ 8338-75 | Кол-во на Для всех модификаций 2 | Нет в наличии |
36-1702358 | Кольцо пружинное | Кол-во на Для всех модификаций 1 Модель 36 Группа Коробка передач Подгруппа Механизм переключения передач Порядковый номер детали 358 | Нет в наличии |
50-3405036 | Кольцо | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Резиновая смесь ИРП- Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа Цилиндр силовой гидроусилителя Порядковый номер детали 036 | Нет в наличии |
50-3405026 | Втулка | Кол-во на Для всех модификаций 1 Вес агрегата, кг 1,225 Примечание Чугун СЧ15-32 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа Цилиндр силовой гидроусилителя Порядковый номер детали 026 | Нет в наличии |
Шайба-10-01-019-ГОСТ-11371-78 | Шайба 10.01.019 ГОСТ 11371-78 | Кол-во на Для всех модификаций 1 | Нет в наличии |
Шайба-10ОТ-65Г-06-ГОСТ-6402-70 | Шайба 10ОТ 65Г 06 ГОСТ 6402-70 | Кол-во на Для всех модификаций 5 | Нет в наличии |
Болт-М10-6gх30-88-35-019-ГОСТ-7796-70 | Болт М10-6gх30.88.35.019 ГОСТ 7796-70 | Кол-во на Для всех модификаций 1 | Нет в наличии |
Манжета-2-25х42-1-ГОСТ-8752-70 | Манжета 2-25х42-1 ГОСТ 8752-70 | Кол-во на Для всех модификаций 1 | Нет в наличии |
50-3406034 | Червяк | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 20ХНР Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 034 | Нет в наличии |
50-3406037 | Шайба упорная | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 10 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 037 | Нет в наличии |
Подшипник-958705 | Подшипник 958705 | Кол-во на Для всех модификаций 2 Покрытие без покрытия | Нет в наличии |
50-3406018-Б | Золотник | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь ШХ-15 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 018 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
Кольцо-085-090-30-1-4-ГОСТ-9833-73 | Кольцо 085-090-30-1-4 ГОСТ 9833-73 | Кол-во на Для всех модификаций 2 | Нет в наличии |
50-3406016-Б | Корпус | Кол-во на Для всех модификаций 1 Вес агрегата, кг 1,053 Примечание Чугун СЧ18-36 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 016 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
50-3406041 | Шайба | Кол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 40Х Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 041 | Нет в наличии |
Шплинт-4х36-001-ГОСТ-397-66 | Шплинт 4х36-001 ГОСТ 397-66 | Кол-во на Для всех модификаций 1 | Нет в наличии |
Болт-М10-6gх100-88-35-019-ГОСТ-7795-70 | Болт М10-6gх100.88.35.019 ГОСТ 7795-70 | Кол-во на Для всех модификаций 4 | Нет в наличии |
Как происходит регулировка гидроусилителя
Основные неисправности гидроусилителя руля касаются в первую очередь зубчатой рейки, сектора и червяка. Кроме того, переделка ГУРа МТЗ может потребоваться в том случае, если в его конструкции была нарушена герметичность или предохранительный клапан пришел в негодность. Если при проведении диагностики составных частей гидроусилителя руля были выявлены какие-либо неисправности, необходимо разобраться, может ли проводиться обычная регулировка ГУРа МТЗ или регулировочные операции будут недостаточными и понадобится более тщательный ремонт.
Чтобы устранить поломку, которая затрагивает, например, распределитель, необходимо будет снять гидроусилитель с сельскохозяйственной техники и разобрать его. В дальнейшем будет проведена экспертиза и заменены нужные детали.
Перед тем как будет произведена регулировка или ремонт гидроусилителя, необходимо слить рабочую жидкость и ослабить гайку поворотного вала.
Переделанная установка должна быть вновь поставлена на трактор со всей внимательностью — обратите внимание на степень затяжки гаек, следите за тем, чтобы метки поворотного вала и другие элементы встали на свои места.
На отрегулированном гидроусилителе можно «уехать» довольно далеко. Однако при проведении работ следует быть внимательным и соблюдать основные правила проведения подобных работ. В ином случае можно сломать важную деталь. Если у вас нет должных навыков, лучше доверьте вопросы регулировки специалистам.