Как устранить неисправности и сделать регулировку ГУРа на МТЗ: схема гидроусилителя, видео

ГУР МТЗ-82 (гидроусилитель руля) устанавливается на сельскохозяйственной технике для того, чтобы снизить усилие тракториста, которое он прилагает для того, чтобы повернуть рулевое колесо. При этом маневренность трактора повышается при любых условиях, в которых приходится работать.

При передвижении ГУР трактора МТЗ подключается и функционирует не только при повороте рулевого колеса, но и под воздействием перемещения передних колес, которые колеблются из-за неровностей грунта. Вместе с этим ГУР МТЗ воздействует на другую, относительно поворота колес, сторону. Это хорошо влияет на движение сельскохозяйственной техники по прямой, в значительной степени уменьшает передачу колебаний и других неблагоприятных воздействий с передних колес.

Что представляет собой ГУР МТЗ

Минский тракторный завод обеспечил всю свою технику «Беларус» гидроусилителем, в первую очередь для того, чтобы облегчить трактористам управление трактором, оснащенным навесным оборудованием. Ведь под его воздействием на передние колеса возлагается двойная нагрузка, а водителю приходится прикладывать максимальное количество усилий для управления такой тяжелой машиной. Гидроусилитель руля МТЗ обладает встроенной гидравлической системой, в конструкцию которой включены следующие основные элементы:

  1. Распределитель.
  2. Насос дозатора и силового цилиндра.
  3. Датчик автоматической блокировки дифференциала заднего моста.

В конструкцию ГУРа МТЗ входят следующие конструктивные элементы:

  1. Корпус, в котором располагаются емкость, где будет храниться нужное масло, и основы, к которым будут крепиться детали.
  2. Насос, призванный обеспечить перемещение масла в гидравлическом контуре.
  3. Сектор, прикрепленный на поворотном валу, который постоянно вступает в контакт с элементом рулевого управления.
  4. Поворотный вал, который имеет 3 точки опоры. С помощью него движение поворота передается сошке, которая, в свою очередь, соединяется с передними колесами техники.
  5. Рейка, вступающая в контакт с движущимся сектором, она передает ему поршневое движение.
  6. Золотник, прикрепленный между 3 парами ползунов, которые держатся при помощи специальных пружин. Этот элемент крепится на конце червяка рулевой колонки.
  7. Фильтр, призванный очищать масло, перемещающееся в гидравлической установке.
  8. Клапан предохранения, предусмотренный в конструкции для того, чтобы не давать давлению нужной жидкости возрастать до неприемлемого уровня.

Блокирующая система автоматики, на которой располагается еще ряд элементов (золотник, маховик, датчик, кран и щуп), нужна для блокировки дифференциала заднего моста. Ключевой принцип действия ГУРа — наращивание гидравлического усилия при увеличении сопротивления при повороте сельскохозяйственной техники. Сопротивление, которое образуется при развороте машины, влечет за собой смещение от оси червяка рулевой колонки. Из-за этого пружины ползунов сжимаются. Как только это сопротивление превосходит силу сжатия всех пружин, золотник перемещается и дает возможность специализированной жидкости попасть в одну из емкостей силового цилиндра.

Масло, в свою очередь, изменяет положение поршня, а его усилие, при помощи рейки, поступает в зубчатый сектор, с помощью которого производится вращение поворотного вала. Когда сопротивление, возникшее при развороте, спадает, пружины приходят в первоначальное, распрямленное положение, а золотник встает на место, тем самым не давая больше рабочей жидкости перетекать в цилиндр. Если возникает ситуация, при которой сопротивление при повороте не увеличивается настолько, чтобы превысить силу сжатия пружин, то гидроусилитель руля не начинает свое функционирование.

Ремонт своими руками ГУР трактора Т-40

Цена на ГУР Т-40 колеблется в пределах 10-13 тыс. рублей, комплексный ремонт обойдется примерно в такую же сумму. Поэтому производить ремонт своими руками и самостоятельно совершать техническое обслуживание – лучший вариант для владельца трактора. Благодаря видео можно более подробно узнать о ремонте рулевой колонки Т-40.

Разборка и сборка

Разборка гидроусилителя руля Т-40 совершается по следующей инструкции:

  • разбирая поршневой узел вдавливается до упора штифт, находящийся в задней гайке;
  • гайку необходимо открутить и снять в совокупности с пружинной шайбой;
  • по направлению к передней крышке выталкивается винт, после вынимается золотник с пружинами и упорами.

Сборка совершается с обратной последовательностью, однако следует придерживаться следующих советов:

  • следить, чтобы при сборке штифт оказался с боку задней крышки;
  • золотник должен беспрепятственно двигаться, без трений и заеданий;
  • перед тем, как собрать ГУР, составляющие детали промываются чистым дизтопливом;
  • золотник также необходимо промыть и обработать дизельным маслом.

Как правильно установить ГУР трактора Т-40

При установке и сборке ГУРа Т-40 особое внимание следует уделить позиции винта, поскольку он наделен резьбой многозаходного типа. Потребуется выбрать правильное положение его захода, оставляя между поршнем и гайкой промежуток в 1 мм (желательно, без отклонений)

Чтобы правильно произвести установку, рекомендуется соблюдать следующую инструкцию:

  • в совокупности с крышкой и передней гайкой винт вставляется в поршень, чтобы в работающем положении утолщение зубца было обращено к низу, а штифт оказался впереди;
  • положение штифта фиксируется и привинчивается задняя гайка. Гайки крепятся с небольшим натяжением, чтобы с торцевого отверстия стержня глубина не превышала 17 см. Если затянуть сильнее, то штифт может не стать на нужное место. Сигналом о том, что штифт вошел правильно послужит щелчок.

ГУР на МТЗ-80: устройство, неисправности и методы устранения

На Минских МТЗ-80 (82), оборудованных мотором Д-240, устанавливается гидроусилитель руля 70-3400020, который производится Бобруйским заводом тракторных деталей и агрегатов (БЗТДиА).

Рассмотрим схему 70-3400020 в разрезе. Узел помещен в корпус (2), выполненный из литого чугуна, который устанавливается на раму машины между фронтальной стенкой капота и радиатором дизельного мотора. В нем располагается основной механизм рулевого управления – это связанные между собой червяк (5) и сектор (4); а также гидроагрегаты системы: гидронасос НШ-10-Л-У ГОСТ 8753-71, силовой цилиндр, предохранительный клапан, золотниковый гидрораспределитель, и гидробак.

Если в гидроусилительной системе по какой-либо причине появляется неисправность, возникает тугое рулевое управление. Рассмотрим основные виды неисправностей ГУР, способы их устранения и усовершенствования своими руками.

  1. Если в системе образуется пена, причины могут быть следующие:
  • из-за того, что в баке ГУР снижен уровень жидкости (тогда следует проверить уровень и долить жидкость, если нужно);
  • в нее попал воздух (осмотреть всасывающий трубопровод (20) в целях выявления мест подсоса воздуха, провести ремонт, поставить шайбы на соединение, заменить сальники).
  • Когда вследствие падения давления в системе сбивается правильная настройка предохранительного клапана в пределах 7,5-8,5 MIIa, подстройте его.
  • Если в насосе ГУР произошла утечка жидкости большого объема, скорее всего, он неисправен и подлежит замене.
  • При заедании зацепа пары червяк-сектор необходимо отрегулировать зацепление, при условии установленного значения свободного хода руля не более 30 градусов при работающем моторе трактора. Для этого регулировочные болты эксцентриковой втулки сначала ослабляют, проворачивают ее по часовой стрелке до упора зацепа червяка и сектора, а затем на 1-1,2 см в обратном направлении. Далее нужно определить положение руля, когда не будет происходить заклинивания и при необходимости увеличить зазор в зацеплении. После настройки зафиксировать положение регулировочными болтами.
  • Выставить нужный зазор от 0,1 до 0,3 миллиметра между сектором и рейкой путем уменьшения толщины регулировочных прокладок до упора.
  • Как усовершенствовать своими руками гидроусилитель руля, поставив шайбы под золотник, показано на видео ниже.

    Нет в наличии:

    Код деталиНаименованиеИнформация о детали
    50-3406011-АКрышка клапанная в сбореКол-во на Для всех модификаций 1 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 011 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
    50-3406015-АРаспределитель гидроусилителя в сбореКол-во на Для всех модификаций 1 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 015 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
    50-3406020Корпус распределителя в сборе (для тракторов МТЗ-82/82Л)Кол-во на Для всех модификаций 1 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 020Нет в наличии
    50-3406024КрышкаКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Алюминиевый сплав АЛ Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 024Нет в наличии
    50-3406039ГайкаКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 12 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 039Нет в наличии
    50-3406019-БПолзунКол-во на Для всех модификаций 6 Примечание Сталь 45Х Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 019 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
    50-3406033ПружинаКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Проволока I-2,5 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 033Нет в наличии
    Кольцо-020-025-30-1-5-ГОСТ-9833-73Кольцо 020-025-30-1-5 ГОСТ 9833-73Кол-во на Для всех модификаций 2Нет в наличии
    Болт-М8-6gх50-88-35-019-ГОСТ-7795-70Болт М8-6gх50.88.35.019 ГОСТ 7795-70Кол-во на Для всех модификаций 2Нет в наличии
    Шайба-8Т-65Г-06-ОСТ-37-001-115-75Шайба 8Т 65Г 06 ОСТ 37.001.115-75Кол-во на Для всех модификаций 2Нет в наличии
    50-3406017-БКрышкаКол-во на Для всех модификаций 1 Вес агрегата, кг 3,59 Примечание Чугун СЧ21-40 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 017 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
    Пробка-КГ1/8″-ОСТ-23-1-117-83Пробка КГ1/8″ ОСТ 23.1.117-83Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
    Болт-М8-6gх25-88-35-019-ГОСТ-7796-70Болт М8-6gх25.88.35.019 ГОСТ 7796-70Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
    Кольцо-017-022-30-2-2-ГОСТ-9833-73Кольцо 017-022-30-2-2 ГОСТ 9833-73Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
    Н-036-04-003ШтуцерКол-во на Для всех модификаций 2Нет в наличии
    Р75-В-028АПрокладкаКол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
    50-3406028ГнездоКол-во на Для всех модификаций 1 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 028Нет в наличии
    Шарик-Б-III-5,556-мм-Р-ГОСТ-3722-60Шарик Б III 5,556 мм Р ГОСТ 3722-60Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
    50-3406027НаправляющаяКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 45Х Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 027Нет в наличии
    50-3406026ПружинаКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Проволока II-1,8 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 026Нет в наличии
    Р40/75-0808049-АВинтКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 45 Модель Р40/75 Подгруппа 0808 Порядковый номер детали 049 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
    Кольцо-018-022-25-2-2-ГОСТ-9833-73Кольцо 018-022-25-2-2 ГОСТ 9833-73Кол-во на Для всех модификаций 2 Примечание Резина 7-В-14-1Нет в наличии
    Р75-058БГайкаКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 45Нет в наличии
    Р75-051БКолпачокКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 45Нет в наличии
    Подшипник-205К-ГОСТ-8338-75Подшипник 205К ГОСТ 8338-75Кол-во на Для всех модификаций 2Нет в наличии
    36-1702358Кольцо пружинноеКол-во на Для всех модификаций 1 Модель 36 Группа Коробка передач Подгруппа Механизм переключения передач Порядковый номер детали 358Нет в наличии
    50-3405036КольцоКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Резиновая смесь ИРП- Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа Цилиндр силовой гидроусилителя Порядковый номер детали 036Нет в наличии
    50-3405026ВтулкаКол-во на Для всех модификаций 1 Вес агрегата, кг 1,225 Примечание Чугун СЧ15-32 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа Цилиндр силовой гидроусилителя Порядковый номер детали 026Нет в наличии
    Шайба-10-01-019-ГОСТ-11371-78Шайба 10.01.019 ГОСТ 11371-78Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
    Шайба-10ОТ-65Г-06-ГОСТ-6402-70Шайба 10ОТ 65Г 06 ГОСТ 6402-70Кол-во на Для всех модификаций 5Нет в наличии
    Болт-М10-6gх30-88-35-019-ГОСТ-7796-70Болт М10-6gх30.88.35.019 ГОСТ 7796-70Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
    Манжета-2-25х42-1-ГОСТ-8752-70Манжета 2-25х42-1 ГОСТ 8752-70Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
    50-3406034ЧервякКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 20ХНР Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 034Нет в наличии
    50-3406037Шайба упорнаяКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 10 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 037Нет в наличии
    Подшипник-958705Подшипник 958705Кол-во на Для всех модификаций 2 Покрытие без покрытияНет в наличии
    50-3406018-БЗолотникКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь ШХ-15 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 018 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
    Кольцо-085-090-30-1-4-ГОСТ-9833-73Кольцо 085-090-30-1-4 ГОСТ 9833-73Кол-во на Для всех модификаций 2Нет в наличии
    50-3406016-БКорпусКол-во на Для всех модификаций 1 Вес агрегата, кг 1,053 Примечание Чугун СЧ18-36 Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 016 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номеромНет в наличии
    50-3406041ШайбаКол-во на Для всех модификаций 1 Примечание Сталь 40Х Модель 50 Группа Управление рулевое Подгруппа 3406 Порядковый номер детали 041Нет в наличии
    Шплинт-4х36-001-ГОСТ-397-66Шплинт 4х36-001 ГОСТ 397-66Кол-во на Для всех модификаций 1Нет в наличии
    Болт-М10-6gх100-88-35-019-ГОСТ-7795-70Болт М10-6gх100.88.35.019 ГОСТ 7795-70Кол-во на Для всех модификаций 4Нет в наличии

    Как происходит регулировка гидроусилителя

    Основные неисправности гидроусилителя руля касаются в первую очередь зубчатой рейки, сектора и червяка. Кроме того, переделка ГУРа МТЗ может потребоваться в том случае, если в его конструкции была нарушена герметичность или предохранительный клапан пришел в негодность. Если при проведении диагностики составных частей гидроусилителя руля были выявлены какие-либо неисправности, необходимо разобраться, может ли проводиться обычная регулировка ГУРа МТЗ или регулировочные операции будут недостаточными и понадобится более тщательный ремонт.

    Чтобы устранить поломку, которая затрагивает, например, распределитель, необходимо будет снять гидроусилитель с сельскохозяйственной техники и разобрать его. В дальнейшем будет проведена экспертиза и заменены нужные детали.

    Перед тем как будет произведена регулировка или ремонт гидроусилителя, необходимо слить рабочую жидкость и ослабить гайку поворотного вала.

    Переделанная установка должна быть вновь поставлена на трактор со всей внимательностью — обратите внимание на степень затяжки гаек, следите за тем, чтобы метки поворотного вала и другие элементы встали на свои места.

    На отрегулированном гидроусилителе можно «уехать» довольно далеко. Однако при проведении работ следует быть внимательным и соблюдать основные правила проведения подобных работ. В ином случае можно сломать важную деталь. Если у вас нет должных навыков, лучше доверьте вопросы регулировки специалистам.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]