18 ноя 2021 Виды и технические характеристики кранов-балок


Одна из разновидностей мостового крана – кран-балка. Получила широчайшее распространение благодаря универсальности использования. Кран-балка применяется на производственных и строительных площадках, в складских помещениях, незаменима при монтаже или демонтаже различных конструкций.

Устройство предназначено для эксплуатации в помещениях, соответствующих по размерам, а также под тентами или под открытым небом. Кран-балка рассчитана на неблагоприятные погодные условия и может работать в температурном диапазоне от -40°C до +40°C. Предназначена для безопасного переноса груза в вертикальных и горизонтальных направлениях. Отличается простым управлением. Производится из прочных металлических сплавов, не боящихся высоких нагрузок.

Общее устройство

Если сравнивать описываемую разновидность с мостовыми кранами, то различия заметны невооруженным глазом. Конструкция крана-балки включает:

  • приспособление для подъема грузов (подъемник);
  • пролетную балку, направляющую движение конструкции;
  • две концевые балки, направляющие движение крана.

Кран-балку обычно крепят под потолком склада или производственного цеха, где она осуществляет возложенную задачу. Работает надежно, не создавая лишнего шума, обеспечивая высокую производительность труда.

Используется в доках и ангарах, хранилищах, цехах. Впрочем, кран-балки применяются практически во всех отраслях промышленности, как легкой, так и тяжелой. Это универсальная конструкция, постоянно применяемая в производстве.

Материал и сборочные единицы

Если говорить о требованиях к материалу, то все составные части должны быть изготовлены из стали, механические свойства которой, включая и ударную вязкость, и химический состав, и свариваемость, будут соответствовать требованиям эксплуатации, указанным в ГОСТе. Также важно отметить, что работоспособность конструкции должна быть обеспечена в таких температурных диапазонах: от +40 до -40 градусов по Цельсию, либо от +40 до -20 градусов по Цельсию.

Еще одно важное требование заключается в том, что изготавливать краны можно только из тех сталей, которые имеют сертификат, подтверждающий их качество.

Имеется в документе и несколько требований, касающихся сборочных единиц, из которых собирается кран. К примеру, один из пунктов говорит о том, что собранная модель оборудования, которая не несет груза, должна полностью касаться путей колесиками тележек. Одно из требований касается такой сборочной единицы, как двутар. На рабочей поверхности нижней полки этой сборочной единицы допускаются такие дефекты, как выбоины или вмятины, но только в том случае, если их глубина не превышает 1 мм.

Особенности и характеристики опорной кран-балки

Конструкция этой разновидности включает: несущую балку, концевые балки, систему управления. Может быть электрической или ручной в зависимости от конкретной конфигурации. Такая кран-балка опирается на специально оборудованный подкрановой путь, перемещаясь по рельсам сверху. Это безопасно, высокоэффективно, универсально в плане эксплуатации.

При использовании описанного варианта, не приходится ограничивать протяженность рельсовых путей, а эстакада сама по себе получается независимой. Плюс, производится захват и поднятие груза гораздо большего тоннажа, чем у подвесных конструкций, одинаковых по параметрам.

Управляется двумя способами: посредством ручного привода, когда используется физическая сила человека, или с помощью электричества. Первый вариант менее продуктивен, потому что требует больших трудозатрат, плюс невыгоден при работе с тяжелыми грузами. Электрические кран-балки легко справляются с задачами, соответствующими их техническим характеристикам, и не требуют человеческого усилия. Чаще всего встречаются в помещениях, относительно небольших по площадям: производственные цеха, складские хранилища, ангары, порты.

Как подъемный механизм используется электроталь

Бывает, что при механизме производства кранов не используют стыковые замки, но тогда обязательно присутствует кабель для питания электротали.


По поперечным балкам происходит передвижение грузозахватного механизма

Чтобы повысить срок эксплуатации подвесных путей и ходовых колес, несущую балку и одну из концевых соединяют подвижно, таким образом, получается возможность менять пролет крана.

Такой механизм позволяет облегчить самоустановку модели на путях, когда кран проходит неровные участки подвесного пути.

Грузоподъемность такой модели становит от 1 до 5 тонн, пролет 3 – 15 м, а консоли имеют длину от 150 до 300 см. Основное предназначение электрического однобалочного подвесного мостового крана является механизация работ по погрузке и разгрузке.

Особенности и характеристики подвесной кран-балки

Подвесные кран-балки отличаются только тем, что крепятся не сверху, а снизу грузовых путей. Разделяются на однопролётные и двухпролётные. Конструкция первых включает две концевые балки, а вторых – три.

При таком расположении основная нагрузка приходится на нижнюю часть подкранового пути, что отрицательно влияет на грузоподъемность. Однако есть и существенное преимущество, которое необходимо учитывать, если вы собираетесь по максимуму использовать полезную площадь склада.

Подвесные модели не требуют наличия опорных колонн, поэтому легко перемещаются по участкам вдоль стен, а не только под потолком. У описываемого устройства нет «мертвых» зон, и, если на производстве не предполагается поднятие грузов более 10 тонн, подвесная кран-балка – более подходящий вариант, хоть и дороже по цене.

Сравнительная характеристика:

Опорный механизмПодвесной механизм
Несущие конструкции – опоры, находящиеся под потолком, кран-балка крепится сверху нихОбслуживает все пространство цеха, в том числе и по вертикальным поверхностям.
Повышенная грузоподъемностьВозможна эксплуатация двух устройств одновременно.
Возможность переключения скоростейОграниченная грузоподъемность
Из-за необходимости установки колонн и подкрановых путей, площадь передвижения ограничена.Несущие конструкции – уязвимая часть устройства.

Несмотря на некоторые различия, подвесные и опорные кран-балки обладают общими характеристиками, обеспечившими им повсеместную распространенность:

  • простота в установке, управлении, эксплуатации;
  • компактность (некоторые модели подходят для маленьких помещений)
  • нетребовательность в обслуживании;
  • грузоподъемность (зависит от конкретной модели);
  • ценовая доступность.

Кроме того, рынок предлагает впечатляющее разнообразие конфигураций описываемых устройств, из которых всегда можно выбрать подходящее вам. Часто завод-производитель выпускает изделие, ориентированное на определенные требования заказчика, что тоже делает кран-балки популярными.

Конструкция установок

Отдельным пунктом в документе вынесены все требования, предъявляющиеся к конструкционным особенностям таких машин.

  1. Если заказчик того потребует, то изделия должны быть дополнительно снабжены такими устройствами, как система дистанционного управления оборудованием по радиоканалу. В некоторых случаях может использоваться линия связи однопроводного типа.
  2. Еще один пункт, который также выполняется только в том случае, если того требует заказчик, — это снабжение электрических кранов дополнительными системами, обеспечивающими плавный спуск механизма, а также будут давать возможность регулировать скорость подъема и опускания.
  3. Еще одно довольно важное требование, которое должно выполняться всегда, вне зависимости от желания заказчика, — это транспортабельность комплектующих частей крана. Другими словами, сборка оборудования должна осуществляться не на заводе, а на месте монтажа, а задача изготовителя — выпускать сборочные части конструкции.

Типы привода

Как уже вскользь отмечалось выше, привод подобных устройств бывает ручным или электрическим. Если сравнивать по цене, то первый вариант выгоднее. Однако для перемещения такой кран-балки требуется человеческое усилие. Вот почему тяжелые, многотонные грузы поднимать не получится, более того, производительность намного снизится по сравнению с электрическим приводом. В современных цехах описываемые варианты давно считаются устаревшими и неэффективными.

Кран-балки с электрическим приводом продуктивнее и удобнее в работе. Они не требуют ни малейшего человеческого усилия. Перемещение груза производится посредством слаженной работы электродвигателя, редуктора и трансмиссионного вала. Рассматриваемые устройства легко поднимают тяжелые грузы и отличаются следующими эксплуатационными преимуществами:

  • высокая производительность труда;
  • малые трудозатраты;
  • интенсивность использования техники.

Выбирая привод, учитывайте все вышеперечисленное, плюс: краны с электроприводом более тяжелые и дорогие. Если не предполагается постоянного использования устройств, а также перемещения многотонных изделий, подойдет конструкция с ручным приводом.

Основные параметры по ГОСТу

Основные типы выпускаемых кранов по ГОСТ 7890-93: мостовые однобалочные подвесные краны однопролетные или же двухпролетные.

Если электрическое устройство обладает грузоподъемностью в 1; 2; 3,2; 5 т, то максимальной высотой подъема для него будет 6; 12; 18; 24 и 36 м соответственно. Далее, если по классу грузоподъемности кран относится к 8 т, то его высота может быть трех видов — 12, 24 или 36 метров. Еще одна группа электрических машин с максимальной грузоподъемностью в 10 т может иметь высоту подъема 18, 24, 36 метров. Эти параметры относятся к автоматическим мостовым подвесным электрическим кранам.

Если же говорить об основных типовых размерах для ручных приводов, то они следующие: оборудование с грузоподъемностью 1; 2; 3,2; 5 т должно иметь максимальную высоту подъема в 3, 6, 9 и 12 метров соответственно.

Еще один важный параметр, который также регламентируется государственным документом, — это скорость перемещения крана. Номинальный показатель этой характеристики от 0,32 м/с до 0,53 м/с.

Принцип работы

Независимо от того, какую именно модель и конфигурацию кран-балки используют, принцип работы у всех одинаков. Состоит из четырех этапов (операций):

  1. Захват и подъем. Кран-балка берет груз, а затем фиксирует его на высоте, изначально заданной оператором.
  2. Перемещение. Устройство переносит груз из точки А в точку В.
  3. Выгрузка. Доставив материалы до указанного места, кран опускается на обозначенную высоту. Происходит разгрузка устройства.
  4. Возвращение в исходное положение.

Конструкция кран-балок настолько проста и эффективна, что они используются повсеместно, не требуя сложного ухода или специально организованного сложного рабочего пространства. Достаточно создать направляющие, по которым будет двигаться описываемое оборудование, и правильно установить его.

Управление тельфером

Управление тельфером осуществляется тоже при помощи специальных кнопок. Для того чтобы направить его влево, нужно замкнуть соответствующий контакт. Ток пойдет через него по концевому выключателю, расположенному на самой крайней левой точке тельфера.

Когда предельное положение будет достигнуто, цель, питающая пускатель, разомкнется, и движение прекратится. Как определить этот момент? Когда произойдет столкновение тельфера с резиновым буфером. Такой механизм защищает электродвигатель от перегрузки, а также предохраняет колеса от быстрого износа, не давая им бесцельно вращаться, находясь на одном месте.

Направление вправо работает аналогичным образом.

Монтаж

Проводить установку кран балки необходимо только специалистам, ведь монтаж требует соблюдения техники безопасности. На установку кран балки тратится не мало времени, так как конструкция состоит из большого количества частей. Перед началом работ специалисты проводят оценку помещения, его конструктивные особенности, место расположения самого крана. Далее устанавливают сроки, а также потребность использования дополнительных подсобных средств.

Установка кран балки может быть осуществлен разными методами. В начале можно смонтировать подкрановые пути и уже потом произвести сборку частей крана поэлементно. Либо собрать кран-балку на специальной площадке и транспортировать в нужное место.

Надежность оборудования

По ГОСТу мостовые однобалочные подвесные краны должны эксплуатироваться не менее 20 лет. Если говорить о наработке на отказ, то оборудование должно выдерживать не менее 3000 циклов.

Когда идет определение наработки на отказ для таких устройств, то сюда не входят выходы из строя, которые были вызваны мелкими неисправностями. К такой категории относят, к примеру, выход из строя оборудования из-за срабатывания аппарата электрической защиты, перегорание электрических сигнализирующих ламп и прочее.

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к конструкции мостовых и козловых (полукозловых) кранов на стадиях проектирования и изготовления. Положения стандарта могут быть также реализованы при реконструкции и модернизации указанных машин.

Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2022 г. N 122-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2022 г. N 940-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34589-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2022 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

Механизмы передвижения грузовых тележек

Механизмы передвижения тележек и кранов по рельсовому пути бывают зачастую с приводными колесами, и реже с канатной тягой (она обычно используется исключительно для грузовых тележек).

Приводные колеса могут быть с раздельным и центральным приводом. Вращение колес с центральным приводом совершаются одним двигателем через трансмиссионный (промежуточный) вал.

В раздельном приводе приводная двухколесная ходовая тележка или каждое колесо оснащены своим двигателем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]