Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) грузоподъемных кранов позволяет оценить их фактическое состояние и соответствие действующим требованиям, когда техрегламентом не предусмотрена иная форма оценки. Ее осуществление доступно только тем организациям, которые обладают лицензией Ростехнадзора нового образца.
Наша компания имеет не только переоформленную лицензию, но и аттестованных по новым требованиям экспертов, которые готовы грамотно и качественно провести ЭПБ, чтобы сэкономить ваше время и денежные средства путем сокращения рисков аварий, связанных с функционированием кранов с завершающимся расчетным сроком безопасной эксплуатации.
Если же Вас интересует общая информация, перейдите в раздел экспертизы промышленной безопасности .
Краны – объекты ЭПБ
Согласно приказу Ростехнадзора №533 от 12.11.2013 г. и техническому регламенту ТР ТС 010/2011 , краны делятся на подлежащие и неподлежащие экспертизе промышленной безопасности.
Краны, требующие проведения ЭПБ:
- Все грузоподъемные типы (башенный, козловой и прочие):
- манипуляторы;
- подъемники, применяемые в строительстве;
- краны-экскаваторы, ограниченные работой с крюком, подвешенным на канате или электромагнитах;
- сменные грузозахватные устройства и приспособления (грейферы, траверсы, захваты, стропы и прочее);
- съемные кабины и люльки, используемые для перемещения людей.
Краны, не требующие проведения ЭПБ:
- мостового и консольного типа грузоподъемностью до 10 т включительно,
- стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
- стрелового типа с постоянным вылетом или без поворотного механизма;
- мобильные краны, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
- использующиеся в качестве тренажеров на учебных полигонах;
- установленные на технологических машинах и используемые исключительно в целях их ремонта;
- манипуляторы, установленные на фундаменте, и манипуляторы грузоподъемностью до 1 т. или с грузовым моментом до 4 т. м включительно;
- грузовые подъемники для строительства;
- мостовые краны-штабелеры;
- краны-трубоукладчики.
Не подлежат ЭПБ краны, область применения которых связана с оборонными интересами государства и его безопасностью; атомной энергетикой (исключая ПС общепромышленного назначения); грузоподъемными устройствами с ручным приводом (лифты, канатные дороги, эвакуаторы, фуникулеры и прочие); с установкой в шахтах, на судах и других плавсредствах; с работой, исключающей применение грузозахватных устройств.
НАЗНАЧАЕМ ОТВЕТСТВЕННОГО И ОБЕСПЕЧИВАЕМ НАДЛЕЖАЩУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ
Работника рабочей профессии — стропальщика — мы успешно допустили к работе. Теперь что касается требований к содержанию оборудования и всего, что связано с безопасностью при работе с ним, — должны выполняться государственные нормативные требования охраны труда: производственное оборудование должно обеспечивать безопасность работающих при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации как в случае автономного использования, так и в составе технологических комплексов при соблюдении требований (условий, правил), предусмотренных эксплуатационной документацией[15].
Эксплуатационная документация — это в первую очередь руководство по эксплуатации крана вместе с руководствами на его комплектующие. В них и находим порядок осмотров и периодичность проведения технических освидетельствований, требуемых для обеспечения безопасности.
При необходимости в них указаны части, подверженные износу, и критерии их замены (рис. 4).
Разрабатываем и утверждаем график проведения проверочных мероприятий.
Как видим, в п. 8.1 руководства (инструкции) по эксплуатации крана Stahl есть таблица контроля и техобслуживания с подробным описанием периодичности всех проверок, чтобы поддерживать безаварийную работу крана. На ее основе разрабатываем свой график проведения проверочных мероприятий.
Оформляем необходимые журналы осмотра и проверки состояния.
Результаты регулярных проверок отражаем в журналах:
- осмотра состояния грузоподъемных кранов (талей, кран-балок; пример 4);
- учета и проверки состояния грузозахватных приспособлений и тары[16] (пример 5).
Назначаем ответственного, разрабатываем должностную инструкцию.
Приказом по организации назначаем ответственное лицо за содержание крана в исправном состоянии и безопасное производство работ с применением ПС (пример 6), а также разрабатываем должностную инструкцию на основе Типовой инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии[17].
Ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасное производство работ с применением ПС должен пройти аттестацию в комиссии организации или Ростехнадзора.
Если в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС нет указаний по проведению технического освидетельствования, проводим его согласно разд. «Техническое освидетельствование ПС» ФНП ПС. Кроме того, по вопросам эксплуатации ПС применяем и другие требования ФНП ПС, например требования по монтажу, наладке ПС и т. п.
Случаи, требующие экспертизы
Краны, относящиеся к категории опасных производственных объектов, подпадают под действие Федерального закона №116 . В соответствии с его положениями их ЭПБ проводится:
- Перед началом эксплуатации;
- До применения на ОПО подъемных сооружений, предназначенных для собственных нужд;
- По завершении расчетного срока или при превышении нагрузочных циклов, установленных производителем и указанных в техпаспорте объекта;
- При отсутствии расчетного срока службы, если по факту объект эксплуатируется свыше 20 лет;
- После конструкционных изменений объекта или замены материалов его несущих элементов;
- После восстановительного ремонта и устранения неисправностей, возникших по причине аварии на ОПО.
ОФОРМЛЯЕМ ДОКУМЕНТАЦИЮ ДЛЯ ПУСКА ГПМ В РАБОТУ
Единственным документом по пуску в работу являются ФНП ПС — процесс пуска ГПМ в работу установлен п. 138–144 ФНП ПС. Рассмотрим его этапы.
Создаем комиссию для принятия решения о пуске крана в работу.
В состав комиссии должны входить:
- руководитель эксплуатирующей организации;
- главные специалисты (главный инженер, технический директор, энергетик, механик);
- специалист по охране труда.
В работе комиссии могут участвовать представители специализированных организаций, осуществлявших монтаж.
2. Утверждаем комиссию приказом по организации.
В примере 1 представлен образец приказа.
Оформляем акт пуска в работу.
Результаты о соответствии требованиям ТР ТС 010/2011 и требованиям, изложенным в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС, оформляем актом пуска в работу (пример 2).
Что делают на этапе подготовки
В процессе подготовки к ЭПБ заказчик предоставляет экспертной компании технический паспорт и сведения о параметрах исследуемого грузоподъемного механизма. Он также издает внутренний приказ о проведении ЭПБ с указанием лиц, ответственных за технику безопасности и обеспечение контроля над качеством выполнения предполагаемых работ. Заказчик подготавливает пакет документов, который помимо техпаспорта включает в себя:
- Действующий акт сдачи-приемки в эксплуатацию кранового пути;
- Предыдущий акт нивелировки крановых путей, а также проверки изоляции (при ее наличии);
- Документы, связанные с ремонтом или реконструкцией, сертификаты металла, если он использовался;
- Справку о характере работ, выполняемых исследуемым объектом;
- Журнал, содержащий сведения о текущих ремонтах и техобслуживании;
- Руководство и другие документы по эксплуатации ГПМ;
- Акты и заключения предыдущих экспертиз.
Кроме документов собственник крана или использующее его предприятие подготавливает на период проведения ЭПБ кран, грузы для тестирования и выделяет опытного оператора грузоподъемной машины.
Техническое освидетельствование
Все грузоподъемные краны и грузозахватные органы, на которые распространяются правила промышленной безопасности подвергаются периодическому освидетельствованию, согласно требованиям нормативной документации Российской Федерации. Техническое освидетельствование подъемных машин бывает плановым и внеплановым.
Плановому техническому освидетельствованию должны подвергаться все грузоподъемные механизмы:
- Частичное техническое освидетельствования (ЧТО) – не менее 1 раза в год
- Полное техническое освидетельствование (ПТО) – не менее 1 раза в 3 года
Внеплановое техническое освидетельствование подъемных машин проводится:
- По итогам монтажа крана, переноса на новое место.
- При проведении реконструкции: замены узлов передвижения, подъема, переоборудование тележки под другой грузозахватный механизм(грейфер, магнит), уменьшение/увеличение пролета,, увеличение грузоподъемности.
- Ремонт несущих металлоконструкций крана
- Замена крюковой подвески
- Проведение работ по капитальному ремонту
Техническое освидетельствование подъемных механизмов является обязательным комплексом работ в процессе эксплуатации. Грамотно проведенное освидетельствование позволяет обеспечить дальнейшую безопасную эксплуатацию и безотказную работу.
Основные этапы
- На предварительном этапе экспертная компания, основываясь на законодательных требованиях, запрашивает сведения об исследуемом объекте, проектно-техническую документацию, техпаспорта, сертификаты, протоколы предыдущих испытаний и прочие материалы необходимые для проведения ЭПБ.
- Полученная документация исследуется в целях определения ее полноты, правдивости и соответствия требованиям промышленной безопасности. При необходимости эксперты выезжают к месту нахождения объекта для его визуального осмотра. Они наблюдают за ним в процессе функционирования и проводят его техническое обследование с помощью прогрессивных методов неразрушающего контроля.
- Заключение ЭПБ подготавливается экспертной компанией, излагающей в нем аргументированные выводы о соответствии/не соответствии объекта требованиям промышленной безопасности и возможности его дальнейшей эксплуатации. Для изучения выводов копия документа передается заказчику, который в течение 14 дней имеет возможность направить свои замечания экспертной компании. После согласования документ печатается в двух экземплярах, заверяется печатью и подписью руководителя экспертной компании. Затем документы прошиваются, на них указывается дата, количество сшитых страниц и один экземпляр вручается заказчику.
- На финальном этапе экспертным центром составляется заявление о внесении заключения ЭПБ в официальный реестр Ростехнадзора от имени предприятия-заказчика и на электронный носитель записывается экспертиза. Затем все три документа: заявление, заключение экспертизы и ее запись на электронном носителе подаются для регистрации в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения заказчика, не позднее 3 месяцев со дня подписания приказа на проведение ЭПБ. Положительному экспертному заключению присваивается индивидуальный номер, после чего выдается письмо, подтверждающее его регистрацию в официальном реестре, означающее возможность дальнейшей безопасной эксплуатации объекта.
Эксперты нашей компании, аттестованные в соответствии с новыми требованиями, готовы качественно провести экспертизу промышленной безопасности крана с регистрацией заключения в Ростехнадзоре.
В нашем разделе новостей есть примеры проведенных работ по ЭПБ кранов
Освидетельствование кранов | Веб-Механик
Здравствуйте, дорогие друзья. Я рад видеть Вас снова на портале Веб-Механик.РФ. Сегодня мы рассмотрим освидетельствование кранов, цель и порядок проведения технического освидетельствования кранов, а также объем работ при полном техническом освидетельствовании.
Техническое освидетельствование кранов
Техническое освидетельствование кранов бывает частичным и полным.
В течение нормативного срока службы периодическое техническое освидетельствование кранов проводится в следующие сроки:
а) частичному — не реже одного раза в 12 мес.;
б) полному — не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования).
Полное техническое освидетельствование кранов, которые относятся к разряду редко используемых, проводится не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.
Техническое освидетельствование кранов имеет целью установить, что:
а) кран и его установка соответствуют Правилам ПБ № 533, паспортным данным и представленной документации;
б) кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.
Полное техническое освидетельствование кранов
При полном техническом освидетельствовании кран должен подвергаться:
а) осмотру;
б) статическим испытаниям;
в) динамическим испытаниям.
Частичное техническое освидетельствование кранов
Частичное техническое освидетельствование кранов отличается от полного тем, что статические и динамические испытания крана не проводятся.
Объем работ при техническом освидетельствовании кранов
Проводя техническое освидетельствование кранов, необходимо осмотреть и проверить в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, приборы и устройства безопасности. Проверка исправности действия ограничителя грузоподъемности крана стрелового типа должна проводиться с учетом его грузовой характеристики.
Кроме того, при техническом освидетельствовании крана должны быть проверены:
а) состояние металлоконструкций крана и его сварных (клепаных) соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок вследствие коррозии, ослабления клепаных соединений и др.), а также кабины, лестниц, площадок и ограждений;
б) состояние крюка, блоков. У кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков и деталей их подвески, а также деталей подвески пластинчатых крюков должна проводиться заводской лабораторией по инструкции с применением методов неразрушающего контроля не реже одного раза в 12 мес. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана.
в) фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановки механизма подъема (должно быть не менее 200 мм для кранов);
г) состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
д) соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в паспорте;
е) состояние рельсового пути, соответствие его руководству по эксплуатации ПС, проекту, а также требованиям настоящих ФНП;
ж) состояние канатов и их крепления;
з) состояние освещения и сигнализации.
Статические испытания крана проводятся нагрузкой, на 25% превышающей его паспортную грузоподъемность.
Статические испытания мостового крана проводятся следующим образом. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) — в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста. Контрольный груз поднимается краном на высоту 100 — 200 мм и выдерживается в таком положении в течение 10 мин.
Оставьте заявку на проведение экспертизы промышленной безопасности кранов
Об авторе Владислав Ветошкин
Эксперт по промышленной безопасности
Вас может заинтересовать
Другие услуги
Сертификация и испытания продукции в системе «РОСАТОМ»
ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»
ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»
ТР ЕАЭС 037/2016 «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники»
ПРОВЕРЯЕМ КОМПЛЕКТНОСТЬ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПОКУПКЕ
Как и любые другие механизмы, ГПМ неизбежно изнашиваются и выходят из строя. Это может привести к остановкам, повреждению оборудования, разрушениям конструкций, а иногда к травмам и даже гибели работников. Чтобы предотвратить материальный ущерб и несчастные случаи, необходимо правильно эксплуатировать технические устройства на всех этапах их жизненного цикла, начиная с момента приобретения.
Надзор за процессами проектирования, изготовления и монтажа подъемно-транспортного оборудования, грузоподъемных кранов осуществляет Росстандарт[1]. Документы в области промышленной безопасности также ссылаются на документы стандартизации, в частности, технические регламенты.
На грузоподъемные краны и подъемно-транспортное оборудование распространяются требования Технического регламента «О безопасности машин и оборудования»[2]. В нем определены нормы проектирования, изготовления, составления проектной и эксплуатационной документации, приведен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается в том числе надлежащее качество продукции и требования к эксплуатации.
Предположим, что для установки в складском помещении мы решили приобрести мостовой кран грузоподъемностью до 5 т (рис. 1).
Какие документы нам нужны?
В ТР ТС 010/2011 приведен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе соблюдаются требования регламента. В этот перечень включен, в частности, ГОСТ 7890-93 «Краны мостовые однобалочные подвесные. Технические условия».
В соответствии с требованиями стандарта кран должен снабжаться паспортом, оформленным по ГОСТ 34022[5], и табличкой (в обиходе — шильдой, рис. 2) — по ГОСТ 12969[6], содержащей следующие данные:
- наименование (товарный знак) предприятия-изготовителя;
- наименование и (или) обозначение типа и индекса крана;
- год и месяц изготовления;
- заводской номер;
- максимальная грузоподъемность;
- обозначение стандарта или технических условий (при наличии).
Паспорт — это основной документ на грузоподъемное оборудование, содержащий полную информацию о нем (рис. 3). Этот документ хранится в течение всего срока службы крана, а в случае продажи оборудования переходит вместе с ним к новому владельцу.
Паспорт должен содержать:
- идентификационные признаки, значения основных параметров и характеристик;
- сведения о сертификации, изготовителе, сроке службы, гарантийных обязательствах;
- сведения о приемке;
- другую информацию, необходимую для эксплуатации устройства.
Помимо паспорта согласно ГОСТ 34022-2016 у организации на каждый грузоподъемный кран, в том числе мостовой, должны быть следующие документы:
- комплектовочная ведомость;
- паспорт тали;
- руководство по монтажу и эксплуатации.
Руководство по эксплуатации должно содержать:
- наименование изготовителя и (или) его товарный знак;
- наименование и (или) обозначение устройства (тип, марка, модель (при наличии));
- заводской номер, месяц и год изготовления;
- сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) устройства;
- указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту устройства;
- указания по использованию устройства и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации устройства, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, периодическое диагностирование, испытания, условия транспортирования, упаковки, консервации и хранения, указания по ремонту;
- назначенные показатели (срок хранения, срок службы и (или) ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей, а также указания владельцу оборудования о действиях по истечении срока службы и (или) выработки назначенного ресурса;
- перечень критических отказов, возможные ошибочные действия персонала, которые приводят к инциденту или аварии;
- действия персонала в случае инцидента, критического отказа или аварии;
- критерии предельных состояний;
- указания по выводу из эксплуатации и утилизации, а также меры для предотвращения использования устройства не по назначению после достижения назначенных ресурса или срока службы;
- сведения о квалификации обслуживающего персонала.
Если производитель использовал покупные комплектующие изделия для сборки крана, то руководства на них должны входить в руководство по эксплуатации или в комплект эксплуатационной документации.
Информация в руководстве по эксплуатации должна быть достаточной, чтобы разрабатывать программы обучения персонала, обслуживающего грузоподъемное устройство, а также планировать осмотры, обеспечивать техническое обслуживание и ремонт.