Топливная система грузовых автомобилей претерпела от начала своего развития существенные изменения. Некогда популярный рядный топливный насос давно уже заменен электронными системами, а современная форсунка существенно отличается от своей предшественницы. В этой статье мы не будем углубляться далеко в историю к временам основателя Рудольфа Дизеля, а вернемся всего лишь на три десятка назад. Из-за экономичности, высокого КПД и большой мощности дизельные двигателя получили всеобщее одобрение и широко используются на грузовых автомобилях, промышленных и судовых двигателях. Знакомство с топливными системами грузовых автомобилей начнем с рядного топливного насоса.
Порядок ремонта насос-форсунок «Скания»
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Интересные факты о
- Почему форсунки «Скания» могут выйти из строя
- Каковы основные симптомы неисправности форсунок Scania
- Как происходит ремонт насос-форсунок «Скания»
- Какие, по мнению автовладельцев, форсунки «Скания» лучше – PDE тли HPI
Иногда появляется потребность сделать ремонт форсунок «Скания». Да, эта шведская фирма на сегодняшний день – едва ли не лучший в мире производитель грузового транспорта. Но даже самая надежная техника со временем выходит из строя.
И если подобное произошло, водителю просто необходимо знать, какие признаки говорят о выходе форсунок из строя и что следует предпринять в подобной ситуации.
Пара слов о
Шведская компания Scania создана в 1891 году. За более чем вековую историю с её конвейеров сошло свыше 1400 тысяч грузовых автомобилей и автобусов, используемых в настоящее время во всех странах мира.
Сегодня Scania – одна из крупнейших компаний-производителей грузовиков и автобусов. Другим важным направлением её деятельности является изготовление промышленных и судовых дизельных двигателей. Все ресурсы компания направляет на развитие производства, это её основное отличие от подобных автоконцернов.
Scania не страшны экономические кризисы: как показала практика, даже в тяжёлые для производителей грузовой техники годы шведский гигант всегда получал высокую прибыль. Scania – это надёжность и качество дизельных двигателей во всех уголках земного шара даже в самых неблагоприятных условиях!
Помимо Швеции, в настоящее время производственные площади концерна базируются в таких странах как Франция, Нидерланды, Аргентина, Бразилия, Польша, Россия. Всего насчитывается 11 заводов Scania. Продукция их в 2004 и 2009 гг.. получала престижные международные награды «Грузовик года».
Дизельные двигатели с эмблемой Scania в полной мере отвечают всем современным экологическим требованиям. На текущий момент они снабжены высокотехнологичными насос-форсунками Cummins и Bosch.
Почему форсунки «Скания» могут выйти из строя
Безупречное многократно подтверждённое качество грузовиков «Скания», деталей, из которых эта техника производится, не гарантируют тем не менее бесконечного их функционирования. Состояние тех же насос-форсунок в процессе использования зависит от применяемого масла и топлива.
Сейчас «Скания» снабжается двумя видами насос-форсунок:
- Scania HPI – механическая насос-форсунка компании Cummins (HPI-инжектор высокого давления). Представляет из себя два актуатора (клапана) объёма топлива; два актуатора (клапана) опережения впрыска; сами насос-форсунки;
- электронная насос-форсунка фирмы Bosh (PDE).
Если определены неисправности в работе этих деталей, рекомендуется первым делом обратиться в специализированные сервисы, которые обладают соответствующим оборудованием, так как в любой ситуации ремонт предваряется детальной диагностикой. В сервисах ее производят на специальном стенде. Все компоненты подвергаются испытанию при различных нагрузках двигателя. Подобную проверку целесообразно проводить регулярно, не доводя до поломок.
Электронные насос-форсунки «Скания» оснащаются механическими составляющими, которые, к сожалению, не застрахованы от естественного износа и повреждений. Самым уязвимым для поломок является клапанный узел, ведь он принимает на себя наибольшую нагрузку при функционировании двигателя. Также часто подвержен поломкам распылитель. Третье место в данном антирейтинге у электромагнитной части и плунжера. Редко, но случается, что ломается корпус, пружина.
Рекомендуем
Отметим, что большинство поломок не произошли бы при использовании хорошего топлива. Сама очень тщательно контролирует качество комплектующих деталей: так, размеры зазоров узлов электромагнитной части у них не превышают два микрона. Герметичность клапана могут нарушить механические частицы, содержащиеся в недостаточно качественном топливе (в высококачественном они ничтожно малы). Мощность двигателя при наличии повреждений и нарушении герметичности снижается, а расход топлива повышается. Процесс дефектовки позволяет определить повреждения, образовавшиеся от частиц некачественного топлива.
Определённые проблемы можно решить путем чистки или замены частей насос-форсунки, не прибегая к замене детали целиком. В других ситуациях без этого не обойтись. Ассортимент как оригинальных, так и аналогичных форсунок на рынке представлен довольно широко.
Топливные системы с насос-форсунками
Следующим этапом развития топливных систем стали насос-форсунки. Подобную систему можно встретить с аббревиатурой PDE. Из привычной для нас топливной системы остался лишь подкачивающий насос, правда, давление топлива создаваемое ним, выросло примерно в два раза по сравнению с предыдущими системами. Топливо впрыскивается насос-форсункой непосредственно в цилиндр. Насос-форсунка приводится в действие распределительным валом. Движение от распределительного вала к насос-форсунке передается через роликовый толкатель, штангу толкателя и коромысло.
Насос-форсунки устанавливаются в каждом цилиндре двигателя, это позволяет электронному блоку управлять топливоподачей индивидуально для каждого цилиндра. Электронная система управления топливоподачей теперь получила возможность регулировать, как цикловую подачу каждой насос-форсунки, так и момент впрыскивания топлива в каждый цилиндр двигателя.
Принцип работы. Шестеренчатый подкачивающий насос забирает топливо из топливного бака и подает его в топливный коллектор. Топливный коллектор распределяет топливо к насос-форсункам. Давление в топливном коллекторе поддерживается перепускным клапаном в пределах 4,5-7,5 bar. Топливо свободно протекает через насос-форсунку и только в момент впрыска, по сигналу электронного блока, закрывается клапан и тогда топливо, заключенное в форсунке, сжимается плунжером и впрыскивается распылителем в цилиндр двигателя. Моментом закрытия и открытия клапана регулируется электронным блоком.
Основные симптомы неисправности форсунок Scania
Даже при образцовом качестве дизельные двигатели Scania имеют свои слабые места. В зоне риска – насос-форсунки, которые размещают на головке блока цилиндров для дозированного впрыска рабочей смеси в камеры сгорания. Регулярные высокие нагрузки, повышенное давление (до 200 атм), да ещё и зачастую топливо низкого качества способствуют скорому загрязнению и износу форсунок. Происходит нарушение настройки системы контроля впрыска, что влечёт сбой функционирования всего двигателя, блока цилиндров, поршней и ТНВД.
Ремонт форсунок «Скания» неизбежен, если обнаружены следующие симптомы:
- Первый признак поломки форсунки – это троение двигателя. К данному дефекту также приводит механический износ распылителя или клапанного узла, поломка электромагнита, разрыв в электрической сети.
- Второй признак – двигатель стал потреблять больше топлива при прежней тяге, либо выхлопная труба выбрасывает в атмосферу густой чёрный дым. Повреждения стенок в распылителе обычно вызывают описанные неприятности.
- Третий признак наблюдается гораздо реже – когда перерасход топлива сигнализирует об общем износе форсунки. Разумеется, единственно верным решением проблемы будет замена детали.
- Если же и двигатель троит, и дым идёт столь сильный, что, кажется, того и гляди раздастся взрыв, скорее всего, придётся заменять распылитель насос-форсунки.
Если стоит задача сэкономить деньги и не заменять полностью данный блок, потребуется квалифицированный ремонт форсунок «Скания», и обращаться следует только к проверенному грамотному специалисту.
Топливная система Common Rail
Требованию экологических норм Евро5 способствовали разработке топливной системы Common Rail, которая существенно отличается от всех предыдущих. Особенность этой системы заключается в том, что насос-форсунка системы Common Rail не имеет механической связи с кулачками распределительного вала. Форсунка управляется электронно, блоком управления двигателем. Она состоит из поршня, иглы впрыскивающего сопла, пружины и топливного клапана, имеющего электромагнитное управление. Насос-форсунка постоянно находится под давлением, которое создается в гидроаккумуляторе насосом высокого давления и может колебаться от 500 до 2400 бар. Когда на электромагнитный клапан подается питание, и он открывается, топливо впрыскивается в цилиндр. Момент впрыска топлива и цикловая подача задаются блоком управления двигателем. Длительность впрыска и давление топлива в накопителе определяют объем топлива, впрыскиваемого в цилиндр.
Принцип работы. Топливоподкачивающий насос забирает топливо из бака. Топливо поступает во всасывающий фильтр. Из всасывающего фильтра топливо поступает в охладитель блока управления, а затем из охладителя блока управления подается в подкачивающий насос. Подкачивающий насос поднимает давление топлива до 9-12 бар и подает топливо в напорный фильтр. После напорного фильтра топливо подается к клапану дозирования топлива, установленному на топливном насосе высокого давления. Клапан дозирования топлива регулирует количество топлива, подаваемого в топливный насос высокого давления, по сигналу блока управления двигателем. Насос высокого давления нагнетает давление до максимального значения 3 000 бар. Топливо поступает в накопитель через трубопровод высокого давления. От накопителя топливо проходит к соединительным штуцерам форсунок. Когда на электромагнитный клапан в форсунке подается питание, форсунка открывается, и топливо впрыскивается в цилиндр.
Современные топливные системы грузовых автомобилей снижают токсичность отработавших газов, улучшают топливную экономичность и комфорт управления. Они очень требовательны к качеству топлива. Максимальное содержание серы в дизельном топливе должно быть 10 ppm.
Как происходит ремонт насос-форсунок «Скания»
Хорошая новость в том, что поломка случается не сразу во всех, а в одном определённом цилиндре. Это значит, что автомобиль остаётся работоспособным. Но поступивший сигнал недопустимо оставлять без внимания, меры нужны незамедлительные. Иначе есть угроза капитального ремонта, сопряжённого с гораздо большими расходами.
Рекомендуем
Для решения проблемы можно приехать в сервисный центр. Там ремонт насос-форсунок «Скания» начнётся с диагностики дефектов на специальном стенде, по её итогам профессионал определяет: ремонтировать или заменять сломанную часть. Желательно производить замену полного комплекта форсунок, для того чтобы у всех оказался одинаковый срок службы.
Топливная система с насос-форсунками открытого типа
Следующая топливная система, устанавливаемая на грузовых автомобилях, система с насос-форсунками открытого типа. Это означает, что распылитель форсунки открыт в процессе фазы заполнения. Эта топливная система может встречаться с аббревиатурой HPI (High Pressure Injection).
Особенность ее заключается в том, что в ней цилиндры распределены на две группы: первая группа 1-2-3 цилиндры, вторая группа 4-5-6 цилиндры. Насос-форсунки каждой группа цилиндров управляются своей парой клапанов. Один из них регулирует количество топлива, подаваемое в цилиндры двигателя, а второй момент впрыска топлива. Таким образом, топливная система состоит из 6-ти насос-форсунок открытого типа, 4-х электромагнитных клапанов управляющих насос форсунками, и топливоподкачивающего насоса.
Принцип работы. Шестеренчатый подкачивающий насос забирает топливо из топливного бака и подает его в топливный коллектор через клапан отсечки топлива. Давление в топливном коллекторе поддерживается перепускным клапаном в пределах 14-16 bar (в более ранних системах 17-20 bar). Подача топлива из топливного коллектора к насос-форсункам осуществляется топливными клапанами, расположенными непосредственно на топливном коллекторе. К насос-форсунке подходят три топливных канала: по одному каналу поступает топливо для подачи в цилиндр, по второму – топливо для регулирования опережения впрыскивания, по третьему каналу топливо отводится в бак. В процессе заполнения насос-форсунки топливом распылитель остается открытым. В конструкции форсунки отсутствует подпружиненная запорная игла, запирающая с определенным усилием распылитель. После впрыскивания топлива насос-форсунка механически закрывается усилием от кулачка распределительного вала. Затем насос-форсунка удерживается распределительным валом в закрытом положении до следующей фазы заполнения топливом.
Неисправность, связанная с повышенным давлением в топливной рампе системы HPI автомобиля Scania. Описание неисправности можно прочесть здесь.
Какие форсунки «Скания» лучше – PDE или HPI: мнения автовладельцев
- Не надо играть в рулетку!
«Форсунки PDE всегда проявляли себя отлично, со временем они только немного модернизируются. Никогда у меня не возникало проблем с диагностикой и ремонтом форсунок «Скания» PDE. Запчасти на топливную дешёвые, можно даже поставить оригинал, но не официальный, а BOSH, выйдет дешевле в 3–4 раза. Что касается HPI, считаю, тут как повезёт. Но при нашей жизни кому интересно играть в рулетку, когда дело касается авто?».
Нечего и думать
«ТНВД – агрегат отличный по нашему времени, но токсичность, конечно, зашкаливает. Следующий мотор – «Скания» PDE. Хорошие показатели, но моторесурс форсунок зависит от многих параметров. «Скания» HРІ – новое поколение топливной системы. Главное преимущество – многократный впрыск, что позволило добиться уровня Е5 без мочевины. В общем, думать тут нечего».
Ощущения только положительные!
«После года эксплуатации HPI отмечаю только положительные моменты: в мороз машина заводилась без проблем, соляра хоть летняя – только заведи. Ничего неожиданного за год не преподнесла, потом продал. Буквально сегодня звонил новому владельцу, расспросил, как машинка. Не жалуется, только был глюк: в мороз завел, она заглохла, поменял фильтры, прокачал стартером – и в путь!».
Каждый выбирает сам
«Лично для меня предпочтительнее форсунки PDE. Ремонт обойдётся дешевле. Работают лучше. И, насколько располагаю информацией, HРІ снят с производства. С другой стороны, BOSH нежнее, если можно так выразиться. В общем, тут, наверное, все от человека зависит, дело личного вкуса».
Главное – машина останется на ходу
«Форсунки «Скания» PDE обеспечивают необходимое давление в тот самый момент, в который требуется доставить топливо. В каждом цилиндре давление контролируется индивидуально, что позволяет уменьшить расход горючего. А еще нет необходимости в централизации насоса высокого давления и сложной системы трубок для подачи топлива в форсунки. Именно такая конструкция обеспечивает большую надежность системы. При возникновении неполадок проблема почти всегда будет только в одном цилиндре. То есть даже в случае поломки машина останется на ходу – а по мне, так это самое главное. Важно просто поддерживать работоспособность форсунок, чтобы машина не напоминала медленный, дымящий и тарахтящий утюг».
Топливная система Scania PDE-устройство
Топливная система SCANIA PDE — устройство.
Система питания топливом с насос-форсунками PDE включает в себя, кроме топливопроводов и топливного бака,
следующие узлы:
1 Топливоподкачивающий насос
2 Ручной топливоподкачивающий насос
3 Электронный блок управления
4 Топливный фильтр
5 Насос-форсунки PDE (одна насос- форсунка на каждый цилиндр)
6 Топливная рампа
7 Регулятор давления топлива
Топливная система включает также электронную систему управления. Система управления включает в себя, помимо блока управления, электромагнитные клапаны насос-форсунок, датчики и другие блоки управления, а также прочие элементы. Более подробные сведения об электронной системе управления приведены ниже в соответствующем разделе.
Гидравлическая схема системы питания топливом.
Топливоподкачивающий насос забирает топливо из бака и нагнетает топливо через фильтр в топливную рампу. Ручной топливоподкачивающий насос расположен на механическом топливоподкачивающем насосе. Ручной топливоподкачивающий насос предназначен для прокачки топливной системы с целью удаления из нее воздуха. На топливной рампе установлен регулятор давления топлива. Регулятор давления поддерживает заданное давление в топливной рампе. Если давление топлива становится слишком высоким, клапан регулятора открывается и перепускает часть топлива в бак. Топливная рампа распределяет топливо по насос-форсункам, которые установлены на каждом цилиндре двигателя. Блок управления EDC регулирует момент впрыскивания топлива в цилиндры двигателя. Избыточное количество топлива сливается в топливный бак по сливной магистрали в топливной рампе. В сливной магистрали избыточное давление отсутствует.
Цикловая подача и момент впрыскивания топлива.
Каждая насос-форсунка состоит из насосной секции, электромагнитного клапана и распылителя. Это позволяет управлять впрыскиванием топлива индивидуально для каждого цилиндра двигателя. Электронная система управления двигателем (EDC) регулирует как цикловую подачу каждой насос-форсунки, так и момент впрыскивания топлива в каждый цилиндр двигателя. Управление впрыскиванием топлива означает, что мы можем оптимизировать рабочий процесс в камере сгорания. Это, в свою очередь, обеспечивает уменьшение токсичных выбросов с отработавшими газами и снижение расхода топлива. Данная инструкция содержит описание системы управления S6. Блок управления выполняет функцию мозга системы EDC. Блок управления обрабатывает сигналы как от датчиков и устройств, входящих в систему EDC, так и данные, получаемые от блоков управления других систем автомобиля. После обработки полученных данных блок EDC выдает сигналы управления насос-форсунками. Эти сигналы управляют топливоподачей в цилиндры двигателя. Система управления EDC позволяет реализовать такие дополнительные функции, как стабилизация скорости автомобиля (круиз-контроль), установка оборотов двигателя вручную, ограничение скорости автомобиля, ограничение дымления, а также специальную программу холодного запуска двигателя.
Узлы топливной системы.
Топливоподкачивающий насос.
Топливоподкачивающий насос шестеренного типа установлен на картере воздушного компрессора и приводится во вращение от коленчатого вала компрессора. Производительность насоса обеспечивает необходимую подачу топлива ко всем насос- форсункам при заданном давлении.Отверстие, просверленное во фланце насоса,служит для индикации течи топлива.
Ручной топливоподкачивающий насос.
Ручной топливоподкачивающий насос расположен на задней стенке механического топливоподкачивающего насоса и предназначен для прокачки топливной системы с целью удаления из нее воздуха. На автобусах ручной топливоподкачивающий насос расположен так, чтобы обеспечить удобный доступ к нему через задний люк моторного отсека.
Топливная рампа.
Топливная рампа обеспечивает распределение топлива по всем насос- форсункам двигателя. Топливная рампа крепится с помощью полых болтов, соединенных со сливной магистралью (идущей в топливный бак).
Регулятор давления топлива.
Регулятор давления установлен на топливной магистрали. Регулятор предназначен для поддержания заданного давления, под которым топливо подается к насос-форсункам.
Насос-форсунка.
Общие сведения:
На каждом цилиндре двигателя установлена отдельная насос-форсунка. Насос-форсунка расположена в центре головки цилиндра между четырьмя клапанами. Насос-форсунка объединяет в одном блоке насосную секцию и форсунку с распылителем. Плунжер насос-форсунки приводится в действие от распределительного вала двигателя. Привод плунжера насос- форсунки состоит из кулачка распределительного вала, роликового толкателя, штанги толкателя и коромысла. Избыточное количество топлива, оставшееся в насос-форсунке после фазы впрыска, возвращается в бак через канал. Топливный канал проходит через корпус клапана, в котором поддерживается постоянная циркуляция топлива. Топливо, протекающее через насос-форсунку, обеспечивает охлаждение последней.Нагретое топливо возвращается в топливный бак по сливному каналу.
Насос-форсунка состоит из трех основных частей.
• Насосная секция включает в себя гильзу и плунжер, соответствующие одной нагнетательной секции многоплунжерного топливного насоса высокого давления.
• Секция форсунки включает в себя корпус распылителя, иглу и пружину.
• В корпусе электромагнитного клапана находится топливный клапан, управляемый электромагнитом.
Нижней частью насос-форсунка устанавливается в стальную втулку. Нижний торец насос-форсунки уплотнен в головке цилиндра медной шайбой, аналогичной используемой для уплотнения обычных форсунок. Верхняя часть насос-форсунки с возвратной пружиной и корпусом электромагнитного клапана располагается над головкой цилиндра. Момент впрыскивания топлива и цикловая подача определяются блоком управления EDC. Блок управления открывает и закрывает электромагнитный топливный клапан насос-форсунки. Продолжительность открытого состояния клапана (длительность впрыскивания) определяет величину цикловой подачи топлива в цилиндр двигателя. Избыточное количество топлива из насос- форсунки поступает к топливной рампе через канал в головке цилиндра. Затем топливо через сливной канал топливной рампы и полый болт крепления регулятора давления сливается в топливный бак.
Фаза наполнения топливом.
В течение фазы наполнения топливом плунжер насосной секции движется вверх к своему верхнему положению. Ролик толкателя прошел наивысшую точку профиля кулачка распределительного вала и движется по сбегающей части профиля. Топливный клапан открыт и топливо может поступать через канал в полость гильзы (под плунжер). Фаза наполнения топливом продолжается до тех пор, пока плунжер не достигнет своего крайнего верхнего положения.
Фаза нагнетания топлива.
Фаза нагнетания начинается с того момента, когда роликовый толкатель переходит на набегающую часть профиля кулачка распределительного вала. При этом роликовый толкатель через штангу и коромысло перемещает плунжер вниз. Топливо течет через открытый клапан,отверстие в насос-форсунке и выходит по каналу. Фаза нагнетания продолжается до тех пор, пока клапан остается открытым.
Фаза впрыскивания топлива.
Фаза впрыскивания начинается с момента закрытия топливного клапана. Клапан закрывается при подаче напряжения на электромагнит клапана. Кулачок распределительного вала через коромысло продолжает перемещать плунжер вниз. Поскольку топливный клапан закрыт, происходит впрыскивание топлива в цилиндр двигателя. Фаза впрыскивания топлива продолжается до тех пор, пока топливный клапан остается закрытым.
Фаза уменьшения давления топлива.
Впрыскивание топлива прекращается, как только открывается топливный клапан и давление в насос-форсунке падает ниже давления подъема иглы распылителя. Топливо движется через открытый клапан,отверстие в насос-форсунке и вытекает через канал. Моменты закрытия и открытия топливного клапана определяют начало и окончание фазы впрыскивания топлива.
Топливный фильтр.
Топливный фильтр включает в себя один сменный фильтрующий элемент. Фильтрующий элемент закреплен на крышке фильтра. При вынимании фильтрующего элемента топливо автоматически сливается из корпуса фильтра.
Двигатель Скания с системой HPI, история ремонта или с чем столкнулись при покупке б/у автомобиля
Данная статья это рассказ об одном интересном ремонте двигателя с топливной системой HPI устанавливаемой на автомобилях Scania (Скания). Случилась она на купленном одной фирмой грузовике PGR серии с двигателем 420 лошадей.
Покупка б/у автомобиля всегда связана с сюрпризами. Вы скажите нужно обратится к специалистам или на специализированное СТО. Я с Вами согласен, так и необходимо сделать, особенно если эта модель для Вас незнакома или Вы в этом плохо разбираетесь.
Обращение на сервис поможет Вам избежать львиную долю проблем. А ещё также по результатам диагностики Вы сможете спланировать дальнейший ремонт, а может даже выторговать дополнительную скидку. Однако помните всегда, есть скрытые дефекты, которые можно выявить только в процессе эксплуатации б/у автомобиля.
Хватит демагогии!
А теперь переходим к интересной истории, которая произошла с покупателем грузового автомобиля Скания Р420 самосвал с колесной формулой 8х4 и двигателем с топливной системой HPI. Так как автомобиль у покупателя был первый из моделей Скания и водитель до этого на таких автомобилях не ездил, то неисправность была обнаружена не сразу (не с чем было сравнивать).
После небольшого ТО автомобиль ушел по кузов в работу. Работая в карьере его грузили по 30 — 32 тонны и работал он на равных со всеми. Но так как в карьере такой грузовик был один, то на его хворь и упадок сил никто не обращал внимания, главное чтобы в норму по расходу вписывался. Автомобиль благополучно эксплуатировался. Все устраивало, однако иногда тревожила неустойчивая работа двигателя и большой расход топлива. С этими проблемами и обратился клиент на сервис (теперь после обращения на сервис так будем называть нашего покупателя).
Топливные системы с рядным насосом
Топливная система с рядным насосом состояла из подкачивающего насоса низкого давления, топливного насоса высокого давления, топливных трубок высокого давления и форсунок. Управление топливным насосом осуществлялось механически, педалью акселератора через трос или систему рычагов.
Принцип работы. Подкачивающий насос забирает топливо из топливного бака и подает его в полость насоса высокого давления. В зависимости от положения педали акселератора рейка топливного насоса занимает соответствующее положение и определенные дозы топлива через систему трубопроводов и форсунок впрыскиваются в цилиндры двигателя. Излишки топлива через обратный клапан возвращаются назад в бак. Для синхронизации насоса с двигателем существуют метки на топливном насосе и на маховике двигателя.
Дальнейшее совершенствование топливных систем грузовых автомобилей затронуло лишь управление подачей топлива. Управление уже не было механическим (с помощью тросика или системы рычагов). Управление подачей топлива взяла на себя электроника.
Обработав информацию, получаемую от датчиков и других электронных систем, блок посылает соответствующий сигнал на соленоид управления рейкой топливного насоса. Эти сигналы управляют топливоподачей в цилиндры двигателя.
Система управления позволила реализовать такие дополнительные функции, как стабилизация скорости автомобиля (круиз-контроль), установка оборотов двигателя вручную, ограничение скорости автомобиля, ограничение дымления, а также специальную программу холодного запуска двигателя.