Классификация транспортных средств
Классификациятранспортныхсредств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.
Транспортное средство (ТС) — это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.
Согласно классификатору типов транспортных средств международной перевозки, прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, вертикальная нагрузка которого передается на опорную поверхность через колеса и которое приспособлено для буксирования автомобилем.
Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств ⭐ принят ряд критериев, служащих их характерными особенностями. На основании этих особенностей транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.
Для того чтобы выделить область транспортных средств, подлежащих данной классификации, был определен термин «дорожный транспорт», выделивший из всей гаммы транспортных средств те, которые эксплуатируются преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий. Вне данной классификации остается прочий колесный безрельсовый транспорт, который по своим массовым и размерным характеристикам не предназначен для движения по дорогам общего пользования. Это, например, карьерный транспорт, вездеходы, аэродромные и шахтные тягачи и т.п.
Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:
- по высоте — не более 4 м от поверхности дороги
- по длине — не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
- по ширине — не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств
Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.
В настоящее время применяют классификацию двух видов — по типам и по категориям транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.). Кроме того, данная классификация применяется при регистрации транспортных средств. Схема классификации транспортных средств по типам приведена на рисунке.
Рис. Схема классификации транспортных средств по типам
В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные двигателем, и буксируемые, не оборудованные двигателем.
Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.
Классификация механических транспортных средств
- на автомобили
- на мототранспортные средства
- на тракторы
Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.
Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.
Мототранспортное средство — это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.
Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.
Классификация буксируемых транспортных средств
Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.
Полуприцеп — это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство.
Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).
Пассажирский автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти — автобусом.
Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.
Для перевозки грузов применяются также автомобили-тягачи и седельные тягачи, которые осуществляют свою функцию посредством буксирования прицепов и полуприцепов.
Имеются ряд промежуточных типов транспортных средств, характеризуемые какой-либо определенной особенностью. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.
Категории транспортных средств
Средства, передвигающиеся по дорогам, делятся по типу и по категориям. Первый тип классификации используется чаще всего. Его можно представить схематично:
Всего выделяют 4 категории ТС, которые разбиваются на подкатегории:
- Категория L. Сюда входят ТС, где установлено меньше четырех колес. Здесь есть подкатегории:
- L1. ТС на двух колесах. Двигатель внутреннего сгорания, объем от 50 см3. Предельная скорость до 50 км/час с любым двигателем;
- L2. Транспортное средство на 3-х колесах. Их расположение не имеет значение. Объем ДВС 50см3, предельная скорость до 50 км/час;
- L3. Мотоцикл – ТС на двух колесах. Объем ДВС больше 50 см3, предельная скорость выше 50 км/час;
- L4. Мотоцикл с коляской. ТС, передвигающееся на трех ассиметрично расположенных колесах. Рабочий объем ДВС больше 50 см3. Предельная скорость от 50 км/час, независимо от типа используемого двигателя;
- L5. Трицикл. Три ассиметрично расположенных колеса. Рабочий объем ДВС от 50 см3, предельная скорость – выше 50 км/час;
- L6. Легкий квадрицикл. ТС на четырех колесах. Предельная масса подъема 350 кг. Сюда не входит вес аккумулятора, если ТС на электрической тяге. Объем ДВС до 50 см3. Развивает скорость выше 50 км/час;
- L7. Квадрицикл. ТС на четырех колесах. Может поднять до 400 кг. Если механизм используется для перемещения грузов, тогда максимальный вес равен 550 кг. Мощность двигателя на уровне 15кВт.
- Категория М. ТС с четырьмя колесами, используются для перевозок людей. Здесь есть свои подкатегории:
- М1. Транспортное средство, в котором количество пассажирских мест, кроме водительского, не превышает восьми;
- М2. ТС, где помещается больше 8 пассажиров, кроме водителя, а максимальный вес не превышает 5 тонн;
- М3. Транспортное средство с количеством мест от 8 шт., а предельный вес больше 5 тонн.
- Категория N. Здесь располагаются транспортные средства на четырех колесах, но техника используется для перемещения груза на расстояние:
- N1. ТС, используемое для перемещения грузов с максимальной нагрузкой 3,5 тонны;
- N2. Грузовые ТС с максимальной грузоподъемностью и максимальной массой груза от 3,5 тонн до 12 тонн;
- N3. Грузовые ТС с максимальной массой груза свыше 12 тонн.
- Категория О. в этой категории находятся только прицепы и полуприцепы. Разделение по подкатегориям следующее:
- О1. Прицепы с максимальной грузоподъемностью до 0,75 т;
- О2. Прицепы и полуприцепы с максимальной грузоподъемностью от 0,75 т до 3,5т;
- О3. Прицепы с максимальной грузоподъемностью от 3,5т до 10 т;
- О4. Прицепы и полуприцепы с максимальной грузоподъемностью больше 10 т.
Существуют транспортные средства, отличающиеся повышенной проходимостью. Для таких ТС имеется категория G.
Порядок допуска к управлению самоходными ТС
Под самоходной машиной понимается наземное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для выполнения механической работы по определенному трудовому профилю, оснащенное двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем (объемом свыше 50 см3 или мощностью более 4 кВт).
Функции техники, движущейся под действием собственной тяги:
- выполнение трудовых задач в отраслях промышленности, строительства, коммунального хозяйства;
- механизация и автоматизация труда в сельском хозяйстве (при обработке земли, заготовке кормов и др.);
- решения задач в Вооруженных силах РФ (оборона и безопасность).
ВАЖНО! К управлению такими машинами допускаются только специально подготовленные водители, имеющие подтверждающие документы органов Гостехнадзора. При этом устанавливается допуск в зависимости от того, к какой категории прав относятся ТС.
Вопросы допуска к процедуре управления самоходными ТС регламентированы законодательно в нормативном акте правительства РФ – постановлении № 796 от 12.07.1999 г. и в последующих изменениях от 06.05.2006 г. (постановлении № 351). Правилами устанавливаются требования к водителям по каждой категории ТС.
Категории самоходных машин
Разобраться в основных категориях самоходных машинах, а также в удостоверениях, требуемых для управления ими, несложно. За основу в данном случае нужно брать Постановление № 796 от 12.07.1999 г.
В нем вниманию представлена вниманию информация, связанная с управлением машинами и выдачей предназначенных для данного процесса удостоверений.
Документ, который позволяет управлять самоходным автомобилем и выдаваемый водителю, называется в 2022 году, как и раньше, правами тракториста-машиниста.
В полученном удостоверении тракториста-машиниста могут присутствовать записи об определенных категориях современной техники. Каждый пункт классификации самоходных машин по категориям необходимо рассмотреть более подробно.
Категория А
Категория А – это современные автомоторные средства, которые не предназначены для передвижения по автомобильным трассам общего пользования или имеющие максимальный скоростной уровень, не превышающий 50 км/час.
Сюда можно отнести такие средства передвижения, как:
- I – это мототранспортные внедорожные средства передвижения – снегоходы и квадроциклы.
- II – автомобильные внедорожные средства передвижения с разрешенной массой до 3,5 тысяч кг и количеством сидячих пассажирских мест не более восьми. В данную подкатегорию входят болотоходы, машины категории side-by-side и обычно имеющие кузовом.
- III – это особая категория внедорожных автомобилей с разрешенной массой выше 3,5 тонн. В качестве примера данных средств передвижения можно привести вездеход или самосвал марки «Урал-Полярник».
- IV – внедорожные средства передвижения, которые предназначены для перевозки пассажиров, а также имеющие кроме водительского сиденья еще более восьми сидений. Примером здесь будет перронных аэропортный автобус.
Категория В
Категория В представляет собой колесные и гусеничные машины, с двигателями, мощность которых не превышает 25,7 кВт.
Данные средства передвижения могут быть совершенно разными – бензиновыми, дизельными, а также электрическими.
К данной категории относится основная масса электропогрузчиков, мини-тракторов и мини-экскаваторов.
Водителям электрических погрузчиков потребуется получить удостоверение машиниста-тракториста, должна быть открыта категория В и особая о.
Категория С
К данной категории относятся особые колесные машины, двигатель которых по уровню мощности колеблется от 25,7 до 110,3 кВт. Данная категория транспортных средств является самой популярной.
К ней можно отнести:
- Вилочные дизельные погрузчики.
- Погрузчики категории ковшовых.
- Мини-варианты Бобкэта.
- Некоторые модели «Амкорд».
В водительском удостоверении по данной категории можно встретить такие отметки, как тракторист, водитель погрузчика и машинист экскаватора.
Если интересует, к какой категории относятся трактора и другие самоходные машины, то это как раз категория С.
Категория D
В эту категорию входят специальные колесные машины, оснащенные двигателями с мощностью выше 110,3 кВт. Речь идет о таких достаточно мощных фронтальных погрузчиках, как Dresta, Volvo, Caterpillar.
Также сюда можно отнести авто, предназначенные для транспортировки морских контейнеров. В удостоверении могут присутствовать отметки, характерные для категории С.
Категория Е
Это особые гусеничные машины, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 25,7 кВт. В водительских удостоверениях данной категории проставляются о или «машинист экскаватора».
Категория F
В данной категории представлены все виды современных сельскохозяйственных машин.
Примечания
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 351 г. Москва «О внесении изменений в Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)»
Смотреть что такое «Самоходная машина» в других словарях:
ТРАКТОР (самоходная машина) — ТРАКТОР (новолат. tractor, от лат. traho тащу), самоходная машина на гусеничном или колесном ходу для приведения в действие прицепленных к ней или установленных на ней машин орудий (сельскохозяйственных, строительных, дорожных и т. п.), для… … Энциклопедический словарь
Машина — У этого термина существуют и другие значения, см. Машина (значения). Паровая машина Машина (лат. … Википедия
Машина арматурно-намоточная самоходная — Машина арматурно–намоточная самоходная – машина, предназначенная для производства преднапряженных плитных длинномерных конструкций по стендовой технологии. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Самоходная мортира «Карл» — во дворе завода Райнметалл Борзиг, 1940 год. Самоходная мортира «Карл» (Gerät 040) Классификация САУ, самоходная мо … Википедия
Самоходная мортира «карл» — во дворе завода Райнметалл Борзиг, 1940 год. Самоходная мортира «Карл» (Gerät 040) Классификация САУ, самоходная мо … Википедия
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА — артиллерийское орудие на самоходной базе. ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА (ЗСУ), зенитная артиллерийская установка, боевая машина артиллерии, вооружённая одной или несколькими пушками, которые имеют общие механизмы наводки и приборы… … Военная энциклопедия
Машина бетоноотделочная — – машина для отделки поверхности свежеуложенного бетонного покрытия. [Бадьин Г. М. и др. Строительное производство. Основные термины и определения. Изд. Ассоциации строительных вузов, 2006 г.] Машина бетоноотделочная – самоходная дорожно… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
МАШИНА БЕТОНООТДЕЛОЧНАЯ — самоходная дорожно строительная машина для разравнивания, уплотнения, выглаживания и затирки поверхности бетонной смеси при устройстве дорожной одежды и аэродромных покрытий (Болгарский язык; Български) машина за повърхностно обработване на бетон … Строительный словарь
машина бетоноотделочная — Самоходная дорожно строительная машина для разравнивания, уплотнения, выглаживания и затирки поверхности бетонной смеси при устройстве дорожной одежды и аэродромных покрытий [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика
машина — 3.10 машина: Устройство, использующее механическую энергию или преобразующее энергию других видов в механическую. Примечания 1 Машина механическая система, разработанная специально для выполнения конкретной задачи (например, формовка материала… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Лишают ли прав на трактор при лишении прав на автомобиль?
После решения суда о лишении водительского удостоверения, человек должен прекратить управление всеми другими транспортными средствами, к которым относятся и хозяйственные самоходные машины . Согласно новому Законодательству, водитель лишается разрешения:
- управлять любым транспортным средством, объем двигателя которого превышает 50 см 3 ;
- передвигаться на машинах, чья максимальная скорость движения составляет выше 50 км/ч;
- буксировать прицепы, которые подлежат обязательной государственной регистрации;
- управлять транспортными средствами категории «C» ;
- находиться за рулем во время движения троллейбусов, трамваев и других машин.
Нарушение одного из этих пунктов впервые после лишения прав грозит человеку крупным денежным штрафом или конфискацией движущегося имущества. Повторное нарушение может привести к пожизненному лишению водительского удостоверения и даже к реальному тюремному сроку.
Категории для тракторной техники
Для водителей тракторной техники существует несколько категорий и подкатегорий, они подразделяются на 6 групп – А, В, С, D, E, F, и 4 подкатегории— I, II, III, IV.
– «А». Автомототранспортные ТС, не использующиеся на дороге общего пользования, либо с максимальной скоростью не более 50 км/ч. Здесь существует 4 вида ТС:
- — I – мототранспортные;
- — II – автотранспортные, где предусмотрено не больше 9 пассажирских мест (с учетом водительского), масса ТС не более 3,5 т;
- — III – автотранспортные, где также предусмотрено не больше 9 пассажирских мест (с учетом водительского), однако масса более 3,5 т;
- — IV – автотранспортные, для перевозки людей, количество мест – от 8.
– «В». Гусеничные и колесные ТС с мощностью мотора менее 25,7 кВт.
– «С». Колесные ТС, мощностью 25,7 до 110,3 кВт.
– «D». Колесные ТС, мощностью более 110,3 кВт.
– «Е». Гусеничные ТС, мощностью от 25,7 кВт.
– «F». Самоходные тракторы для сельскохозяйственных работ.
В правах, разрешающих вождение данного ТС, нередко можно заметить специальные отметки об особых условиях, которые затрагивают определенные категории и обозначают требования, которые должны соблюдаться при вождении, например, требование об использовании очков за рулем, общего водительского стажа и пр.
Требуемый возраст для управления трактором
Изменения в ПДД, утвержденные законодательством несколько лет назад, коснулись и правил выдачи ВУ для допуска к эксплуатации тракторных и самоходных ТС. Для того, чтобы иметь законные основания на вождение трактора, необходимо в обязательном порядке пройти специализированное обучение. Обучаться автолюбитель будет в Гостехнадзоре в полном соответствии с государственной программой, здесь же он проходит экзаменационные испытания.
Какие возрастные ограничения для конкретных категорий?
- «А» I подкатегория дается водителю возрастом от 16 лет.
- «В», «С», «Е», «F» – могут быть присвоены по достижении 17 лет.
- «D» – водитель должен достигнуть 18 лет.
- «А» подкатегории II и III – присваивается с 19 лет.
- «А» подкатегория IV – возможно получить только с 22 лет.
Если ВУ на вождение автомобиля возможно получить в любом регионе РФ, то права на эксплуатацию спецтехники – исключительно по месту жительства или прохождения учебы.
В случае изъятия прав на вождение трактора по решению суда (водитель сдает их в Гостехнадзор), то получить их обратно только после повторной сдачи теоретического тестирования, однако для этого должно пройти не менее половины срока, на который водитель лишен прав.
Если права были изъяты по причине того, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, то тогда нужно также предоставить справку о прохождении медкомиссии, иначе Гостехнадзор не допустит виновного к повторному обучению.
Основная классификация специальной техники
Общее правило, дифференциации техники – вариабельность признаков разграничения. Ее рассматривают по одному или нескольким существенным признакам:
- техническим характеристикам;
- по расходу энергии или топлива;
- размерам;
- области применения;
- типу конструкции;
- качеству выполняемой работы;
- эффективность в сравнении с другой техникой.
Ответ на вопрос, какие бывают спецмашины
, зависит от того, какая информация необходима. Вся спецтехника бывает нескольких видов:
- надземная;
- подводная;
- космическая.
Ее делят по общим признакам. Для выбора ТС надо знать:
- выполняемые задачи;
- тип машин или механизмов (для работы спецслужб, производственное оборудование);
- способ передвижения (стационарные, мобильные).
Предназначение (определенная сфера деятельности, для которой создавалась техника, определяет тип движителя – гусеничный, колесный, летательный, рельсовый). Основные категории выделяют по применению в определенной сфере деятельности. Под них могут подпадать разные виды техники.
Городская коммунальная спецтехника
Обширный перечень машин, механизмов, средств для обслуживания городских нужд – от очистки улиц до ликвидации последствий
- бытовых аварий, природных катаклизмов:
- мусоровозы;
- снегоуборочная техника;
- специальные автомобили для уборки, полива дорог, газонов, парковых насаждений, посыпки гравием или песком во время гололеда;
- машины для откачки канализационных ям.
В коммунальных службах есть виды транспорта узкой специализации и универсальные машины, оборудованные навесками, в зависимости от поставленных задач.
Транспортная грузовая спецтехника
Назначение грузовых ТС – перемещение, буксировка, доставка груза. Перечисление, что относится к транспортной грузовой
- спецтехнике, определяется спецификой процессов в сфере транспорта и нуждами, возникающими при миграции ТС:
- самосвалы, грузовики;
- погрузчики, подъемники, лифты;
- буксиры, баржи, толкачи;
- танкеры, грузовая корабельная техника;
- транспортные самолеты, вертолеты;
- эвакуаторы, манипуляторы.
Транспортная грузовая техника работает при перевозке, перемещении грузов или ТС на земле, воде, в воздухе, отсюда – длинный перечень, распространение в жизни.
Строительная спецтехника
Строительная техника – это еще одна обширная категория спец машин. Она используется для сооружения разных объектов: от малых складских помещений до многоэтажных жилых комплексов. Выделяют такие виды строительной техники:
- экскаваторы, бульдозеры;
- автокраны, трубоукладчики, сваебойные машины;
- бетономешалки, машины подачи бетона.
Интересно! В строительстве применяют узкоспецифические, высокотехнологичные механизмы, разработанные для отдельных процессов – бурения скважин, прокладки коммуникаций, канализации, сборки, уничтожения строительного мусора, установки свай.
Горная спецтехника
В список горной техники входят исследовательские, производственные, транспортно-грузовые машины, разработанные для изысканий, добычи полезных ископаемых, их транспортировки. В этой отрасли находят применение механизмы, мобильные ТС, предназначенные для разработки месторождений и добычи полезных ископаемых. Самые распространенные:
- сваебойные машины, подъемники;
- буровые мачты, платформы;
- трубоукладчики;
- вибропогружатели;
- бульдозеры.
Карьерные агрегаты справляются с повышенными нагрузками, доказывают эффективность, выполняя сложнейшие задачи
.
Спасательная спецтехника
Такие машины нужны для частей особого назначения. Сконструированы для устранения ЧС и оказания помощи. Использование транспорта особого назначения, регламентируется рядом документов и законов – ФЗ («О связи, «Об оперативно-розыскной деятельности), ведомственными нормативными актами, Положением ФСИН для проведения оперативных мероприятий по розыску сбежавших преступников или предотвращению побегов. Сюда относится:
- спасательная техника МЧС – автомобили, лодки, катера, самолеты, вертолеты;
- транспорт скорой – реанимобили, для спасения ребенка;
- ТС ОВД – металлоискатели, охранная сигнализация, служебный транспорт, рации.
Использование регламентируется нормами законов РФ и ведомственными инструкциями, покупка и списание – налоговыми нормативными актами.
Такие машины целиком и полностью внедрились в жизнь, но используются только в отдельных подразделениях, например, пожарные спецмашины – автоцистерны, воздушный транспорт, насосные станции для пожаротушения.
Подбитая и захваченная экзотичная автотракторная техника РККА
Помимо десятков тысяч обыкновенных грузовиков трофеями Вермахта в начальный период Великой Отечественной войны стали некоторые экземпляры экзотичной, особенно с позиций сегодняшнего дня, авто-тракторной техники. Свидетельством этого, а зачастую редчайшими изображениями образцов техники конечно послужили фотографии из немецких альбомов. Трактора СГ-65 с газогенераторными установками. Для тех кто не в курсе, транспорт, оборудованный газогенераторами, мог ездить на дровах, угле, торфе, шишках и разном горючем мусоре.
В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым — сыном известного изобретателя. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова — Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ. За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7365 газогенераторных тракторов СГ-65. Источник Брошенный газогенераторный грузовик ГАЗ-АА с белорусским номером
6-местные аэросани ОСГА-6 (НКЛ-6), названные в честь Отдела строительства аэросаней и глиссеров НИИ гражданского воздушного флота, впервые были презентованы в 1934 году в Копенгагене. В последствии аэросани участвовали в кампании по спасению челюскинцев, работали в районах Кранего Севера, на Чукотке в Уэллене обслуживали аэродромы. В 1939 году в войне с белофиннами на аэросанях патрулировались отдельные участки фронта, выполнялись десантные и боевые операции. Часть машин в связи с этим была снабжена турельными пулеметами. На них к передовым позициям подвозили боеприпасы и продукты, вывозили раненых. В 1935-1936 гг. в единичных образцах изготовили и испытали различные типы стартеров («самопусков») для аэросаней, в частности, инерционный механический и электрический стартеры. По результатам испытаний и опытной эксплуатации ко второй половине 1936 г. предпочтение было отдано электрическому стартеру, который использовался на аэросанях выпуска 1937 г. Кроме того, была усовершенствована конструкция корпуса (увеличилось количество шпангоутов и изменилась конфигурация носовой части). Фара теперь размещалась в носовой части корпуса. Все эти изменения были комплексно внедрены в конструкцию серийных аэросаней, получивших наименование НКЛ-16. НКЛ-16 прошли испытания в период с 17 по 23 февраля 1937 г. в Подмосковье. Они продемонстрировали максимальную скорость 100 км/ч и эксплуатационную — 35 км/ч. Корпус аэросаней НКЛ-16 типа лимузин обтекаемой формы устанавливался на трех металлических лыжах. НКЛ-16 выпускались в санитарном и пассажирском вариантах. Пассажирские аэросани оборудовались двумя диванами, а санитарные — двумя носилками и одним креслом для сопровождающего или сидячего пострадавшего. Оборудование кабины водителя санитарных или пассажирских аэросаней существенно не отличалось. На фото аэросани НКЛ-16-37 на автоприцепе, более поздняя и совершенная модификация ОСГА-6
Захваченные санитарные аэросани НКЛ-16-37 на ж/д платформе в санитарном варианте. Брянск 1 ноября 1941 г.
Брошенные санитарные аэросани НКЛ-16-37
Брошенные бензовоз на базе ЗИС-5 и танк БТ-7 обр. 1937 г. Белоруссия, лето 1941 года.
Уничтоженные советские бензозаправщики
Брошенный бензовоз на базе грузовика ЗИС-5
Сгоревший грузовик ЗиС-6 со звукоулавливателем. Мы привыкли видеть такие трубы на кадрах кинохроники в Ленинграде и Москве, но многие из них были захвачены в подразделения ПВО в самом начале войны. Брошенная советская прожекторная установка на прицепе Брошенная прожекторная станция 3-15-4Б в кузове грузовика ЗИС-12 Автомобильная прожекторная станция З-15-4Б – одна из самых известных советских систем мобильных зенитных прожекторных станций периода Великой Отечественной войны. Предназначалась для поиска, обнаружения, освещения и сопровождения в ночное время самолетов противника с целью уничтожения их истребительной авиацией, огнем зенитной артиллерии и зенитных пулеметов, а также для освещения отдаленных наземных целей, в т.ч. — для противотанковой обороны. Автомобильная прожекторная станция З-15-4Б представляла собой мощный прожектор с системами наведения и регулирования положения, перевозившийся в низкобортном кузове длиннобазного грузового автомобиля ЗИС-12 (с колесной базой, увеличенной с 3810 до 4420 мм ). На автомобиле ЗИС-12 устанавливался наиболее распространенный съемный осветительный прожектор закрытого типа З-15-4Б (3 — зенитный, 15 — размер линзы 150 см , 4 — мощность в киловаттах) с электродуговой лампой мгновенного зажигания с двумя угольными электродами, и параболоидным стеклянным отражателем диаметром 1,5 м . Источник света — дуга высокоинтенсивного горения, которая обеспечивала силу света до 650 млн свечей (Вт) при дальности или высоте освещения до 10 км . Продолжительность горения электродов составляла 75 минут, после чего требовалась их замена. В зависимости от модификации станции световой поток с силой мог выхватывать в ночном небе самолеты противника на высоте от 9 до 12 километров . Питание к прожектору могло осуществляться как от подвижного источника электроэнергии (генератора мощностью 20 кВт), так и от стационарных источников электроэнергии. Еще подробно об этой прожекторной станции. Захваченный транспортный трактор «Сталинец-2». Несмотря на то, что основу транспортного трактора составил бензиновый сельскохозяйственный трактор С-60, а в последствии дизельный С-65, конструировать машину, а в особенности ее подвеску, пришлось практически с нуля. Итогом стало решение, которое еще раз подтвердило аксиому, что из трактора сельхозназначения никогда не получится ни танка, ни артиллерийского тягача. Транспортный трактор «Сталинец-2» (С-2) имел типичную для плотную схему размещения агрегатов с предельно сдвинутыми вперед двигателем и кабиной на удлиненной полураме, задняя часть которой крепилась к несущей главной передаче. Двигатель МТ-17 — относительно тихоходный четырехцилиндровый, четырехтактный дизель с тракторной компоновкой (типа «Катерпиллер») — отличался высокой надежностью, долговечностью и экономичностью, хотя и имел увеличенные массу (2200 кг) и габариты, то есть был явно «нетранспортного» типа. МТ-17 мог уверенно работать не только на дизтопливе, но и на смеси автола с бензином и керосином, что нередко использовалось во фронтовых условиях. Все агрегаты трансмиссии размещались под грузовой платформой. Главный фрикцион — однодисковый, тракторного типа, с педальным управлением (усилие на педали до 60 кгс) — был связан с коробкой передач соединительным валом с карданными шарнирами от автомобиля ЗИС-6. Коробка передач — четырехступенчатая, тракторного типа, в общем картере с задним мостом. Силовой диапазон — 6,48. Задний несущий мост с главной передачей, бортовыми фрикционами и бортовыми передачами, полностью заимствованные от трактора С-65, работали с большим перенапряжением и сильно нагревались. Тормоза —с плавающими опорами лент и двухсторонним серводействием (по-танковому). Управление — от одной педали. На тягаче было применено хорошо работавшее гребневое зацепление ведущей звездочки с гусеницей. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 330 мм в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу танка Т-26, с упругими ограничителями их поворота. Мелкозвенчатая (шаг трака—170 мм) облегченная гусеница, отлитая из стали Гатфильда, была аналогична по типу тракам гусениц тягачей «Коминтерн» и «Ворошиловец», но имела более высокие грунтозацепы. Может быть, поэтому она часто спадала, особенно при резком маневрировании на пересеченной местности. После выпуска в конце 1939 года опытной партии из 12 машин, с сентября 1940-го началась сборка С-2 малыми сериями на конвейере. Производство разворачивалось буквально «из-под палки». Машина получилась тяжелая, громоздкая, какая-то некрасивая, всеми нелюбимая. До конца года с трудом было сдано армии 23 единицы. По штатам, утвержденным 1 января 1941 года, в артиллерии Красной Армии должен был находиться 951 тягач С-2. В 1941 году было выпущено уже 1235 тягачей (по другим данным — 1179), причем во 2-м полугодии — 859. С началом войны темп их сборки достиг шести — девяти машин в сутки. Однако в ноябре в связи с переключением ЧТЗ на выпуск тяжелых танков тракторостроение там было полностью прекращено (в декабре сделали еще девять машин). Последние пять тягачей С-2, из выпущенных 1275, сдали уже в 1942 году. По воспоминаниям Владимира Иосифовича Дурановского (1913— 1993), это была «горе-машина», как в производстве, так и в эксплуатации. Осенью 1943 года уже достаточно поработавший С-2, как и ряд других тягачей, проходил испытания в НАТИ. Двигатель показал себя «молодцом» (в этом никто и не сомневался) и развил максимальную мощность 113 л.с. при 1200 об/мин и удельном расходе дизельного топлива 222 г/э.л.с.ч (с учетом износа — в пределах нормы). При движении на четвертой (высшей) передаче скорость машины оказалась на 20% ниже нормативной, что указывало на неправильный выбор режима работы двигателя и резкое увеличение потери мощности на самопередвижение. Расчетная скорость С-2 на четвертой передаче могла быть получена только при движении без нагрузки на крюке по шоссе. При этом двигатель нагружался до максимальной мощности и даже незначительные дорожные подъемы понижали скорость движения. Тяговое усилие на крюке могло быть получено только за счет перегрузки двигателя. При этом оно было очень невелико, всего 360 кгс при тяговой мощности 28,4 л.с. — настолько был мал тяговый КПД тягача (и, соответственно, велики потери на самопередвижение). На рабочей третьей передаче тяговое усилие на крюке достигало приемлемого значения 1290 кгс на скорости 16,2 км/ч, а на второй передаче — уже достаточного для тяжелой работы усилия в 3535 кгс при скорости 6,8 км/ч. В целом, если не считать неудачно выбранной четвертой передачи и повышенных потерь в ходовой части, тягач С-2 имел запас тягового усилия в 20%. Зато его экономичность была выше всех других недизельных тракторов на 25%, причем при работе на менее ценном топливе. В частности, минимальный расход топлива С-2 на 1 км пути составлял 1 кг. С-2 попали на все фронты, особенно много — на Юго-Западный. Они буксировали пушки от 85-мм зенитных до средних и тяжелых артсистем в корпусных артполках, а таже 203-мм гаубицы образца 1931 года и 280-мм мортиры образца 1939 года. Были эффективны при эвакуации легких и средних танков. На 1 сентября 1942 года в армии работало 892 трактора С-2. При общей нехватке тягачей их берегли — известен случай, когда водитель С-2, у которого сломалась коробка передач, за ночь восстановил только задний ход и проехал в этом режиме 132 км до расположения своей зенитной части. Несмотря на отсутствие с 1942 года заводских поставок запчастей (как и для С-65), тягачи С-2 не хуже других транспортных тракторов доработали в армии до конца войны и ограниченно использовались в мехтяге артиллерии до начала 1950-х годов. Судя по всему, ни один тягач С-2 до нашего времени не сохранился. В музее НИИ-21 в Бронницах, ликвидированном в 1967 году, такая машина была. Источник Уничтоженный советский транспортный трактор «Сталинец-2» Уничтоженный советский транспортный трактор «Сталинец-2» Брошенные на дороге тягачи РККА. Слева какой-то удивительный тягач на базе трактора СТЗ-3. Как известно этот трактор послужил прообразом артиллерийского тягача СТЗ-5, но он имел совершенно другую компановку с передним размещением кабины. Здесь же что-то совсем непонятное. Справа трактор «Сталинец» Брошенный трактор СТЗ-3 «Коммунар» — первый советский трактор на гусеничном ходу производства Харьковского паровозостроительного завода, разработанный на основе популярного немецкого трактора Hanomag WD Z 50. Эксплуатировался не только в народном хозяйстве, но и в Красной армии в качестве артиллерийского тягача. Трактор выпускался с 1924 по 1931 г. Производилось три модификации — с двигателем на керосине мощностью 50 л.с. и на бензине мощностью 75 л.с. или 90 л.с. Всего выпущено около 2000 экземпляров. До настоящего времени на острове Вайгач сохранились остатки трактора, эксплуатировавшегося Вайгачской экспедицией ОГПУ в 1933 году. Захваченные трактора «Коммунар». Трактор С-65 с прицепом провалившийся на мосту Источник фото
К какой категории относится трактор К-700?
Далее рассмотрим самую мощную по тяговым характеристикам группу. К шестому классу относятся гусеничные машины Т-100М, Т-130, а также колесные модели К-700/744. Тракторы успешно решают задачи повышенной сложности в аграрной, строительной, коммунальной и добычной отрасли в различных климатических зонах. Зарубежные модификации в этом сегменте представлены маркой Case (IH -430/480/530).
Седьмая категория включает в себя машины с наиболее мощными и энергонасыщенными показателями. Машины используют для обработки любого грунта и других сложных работ. Эта техника производится ограниченными сериями. Среди представителей отмечают отечественные марки Terrion АТМ-7360 и УДМ-5К-02, а также зарубежные аналоги типа Buhler Versatile, New Holland, John Deere. Эти машины относятся к группе самых мощных вариантов, которые выпускаются серийно.
Ценовые параметры колесных тракторов.
Производство колесных тракторов для отраслей промышленного и народного хозяйства дело необходимое. Несмотря на внушительные размеры, одним из привлекательных качеств моделей К700 остается возможные варианты оснащения агрегата и его стоимость. Проведя сравнительный анализ машин со схожими рабочими характеристиками, можно смело утверждать, что на данные колесные трактора цена имеет вполне оптимальное значение. Оценив рабочую эффективность механического средства К700, К701, степень его амортизации и возможности обслуживания, срок окупаемости колесных тракторов данной марки создает экономически привлекательный вариант.
Преимущества колесных тракторов.
Колесный крупногабаритный трактор имеет ряд неоспоримых преимуществ, при своих размерах не только мощный, но и достаточно маневренный. Он может дополнительно оснащаться навесным оборудованием и прицепами, что делает его универсальным независимо от времени года. Несложная механическая конструкция и достаточный выпуск запасных частей позволяют без труда обслуживать данный агрегат. Купить колесный трактор данной марки экономически выгодно, при эксплуатации он готов заменить несколько единиц техники. За счет своих рабочих ресурсов, «Кировец» К700, К701 может в 2-3 раза повысить КПД сельскохозяйственных работ.
Механические транспортные средства подразделяются:
- на автомобили
- на мототранспортные средства
- на тракторы
Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.
Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.
Мототранспортное средство — это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.
Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.
Транспортные средства
Первое и самое главное – транспортные средства (далее – ТС), то есть мотоциклы, легковые и грузовые автомобили предназначены для перевозки людей и грузов по автомобильным дорогам. На каждое ТС должен быть выдан паспорт транспортного средства (далее – ПТС) – документ, содержащий основные сведения о технических характеристиках, идентификационные данные, сведения о собственнике и др.
Самый распространенный вид транспортного средства — легковой автомобиль
Движение ТС по автомобильным дорогам общего пользования регламентируется специальными нормативно-правовыми актами, в том числе Правилами дорожного движения. Поддерживает порядок на дорогах и обеспечивает безопасность движения государство, а точнее специальный орган полиции – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Она же занимается регистрацией ТС, организацией допуска к управлению и выдает специальные документы – водительские удостоверения, для получения которого необходимо пройти специальное обучение в автошколе.
Поскольку ТС различаются по конструкции и своему назначению, установлено разделение на специальные категории. В водительском удостоверении обязательно указываются категории транспортных средств, которыми может управлять его владелец. О том, какие существуют категории и подкатегории ТС, можно прочитать в соответствующей статье.
Какие трактора не облагаются транспортным налогом
В законодательстве обозначается достаточно обширный перечень транспортных средств, которые транспортным налогом не облагаются.
В данную категорию попадают следующие трактора:
- если мощность двигателя составляет менее 5 л.с.;
- если техника мощностью менее 100 л.с. принадлежит инвалиду и она получена через органы социальной помощи;
- всевозможные трактора, используемые только для производства сельскохозяйственной продукции (необходимо оформлять соответствующие документы и подавать их в налоговую службу по месту регистрации ТС).
Также нет необходимости платить транспортный налог на трактор, находящийся в угоне. Но в обязательном порядке требуется наличие соответствующего заявления в правоохранительные органы.
Если техника рассматриваемого типа находится на балансе МЧС, то транспортный налог с неё также не уплачивается.
Если лишили водительских прав, можно ли ездить на тракторе?
Если по тем, или иным причинам, водитель легкового транспортного средства открытой категории «B» и, одновременно, трактора, был лишен разрешения на вождение, то возникает вопрос: «Можно ли управлять сельхозмашиной без удостоверения?». Ответ на него достаточно консервативен. Дело в том, что во время лишения имеющихся водительских прав, у человека не просто забирают «бумагу», а лишают его права управлять абсолютно всеми, без исключения, транспортными средствами.
Таким образом, независимо от категории , которая была открыта в водительском удостоверении, владелец лишается права управлять автомобилем и сельхозтехникой одновременно. Чтобы избежать возможных проблем с законом, права тракториста их владелец должен передать соответствующим государственным органам в течение 3-х дней после решения суда.
Если сельскохозяйственная техника будет эксплуатироваться и после наложения запрета на ее использование, то это грозит ее водителю серьезными мерами, вплоть до административного ареста, крупного денежного штрафа или конфискации имущества.
Можно ли ездить на самодельном тракторе?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно определить, о каких именно работах идет речь. Если владелец трактора просто вносит определенные изменения в конструкцию сельхозмашины – меняет двигатель, трансмиссию или ходовую часть, то для этого человек должен обратиться в соответствующие органы ГИБДД и написать там заявление. После этого ответственные сотрудники направят его в организацию, которая выдает специальное заключение, подтверждающее право человека вносить изменения в конструкцию трактора.
Если речь идет о самостоятельном изготовлении трактора «с нуля», то для права на эксплуатацию этого транспортного средства его потребуется зарегистрировать.
Для этого нужно:
- Разработать Технические условия на самостоятельную сборку самоделки;
- После этого нужно обратиться в Орган сертификации и получить направление на посещение Испытательной лаборатории для проведений тестирования самоделки;
- Далее человек получает Сертификат соответствия. После этого он может обратиться в орган Гостехнадзора, где потребуется написать заявление на внесение самоделки в единый Государственный реестр транспортных средств.
После получения справки о внесении самодельного трактора в реестр его изготовитель может начать эксплуатацию сельхозмашины на дорогах общественного пользования. Для этого ему потребуются тракторные права и удостоверение о присвоении регистрационного номера для предъявления сотрудникам ГИБДД.
Трактор – это транспортное средство или самоходная машина
Тракторов огромное количество повсюду. Эти транспортные средства выполняют самую разную работу, принимая участие, в том числе, в строительстве дорог и других сооружений, сельском хозяйстве, ремонте коммуникаций, аварийно-спасательных операциях. Многие люди не задумываются о юридической стороне вопроса – то есть, к какой категории техники относятся трактора. Но тем, кто работает в данной сфере, обязательно необходимо знать, самоходная машина – это что такое согласно законодательству? И приравнивается ли к таким машинам трактор?
Что вы знаете о самоходных машинах?
Какие права нужны на Ваш квадроцикл, определяется его классификацией и выданным на него документом. Еще раз вкратце – для квадрициклов нужны водительские права подкатегории В1 или категорий А либо В, для мотовездеходов и снегоболотоходов – удостоверение тракториста-машиниста АI или AII. Надо сказать, в подавляющем большинстве случаев квадроциклы классифицируются именно как самоходные машины.
Итак, мы вкратце рассмотрели, какие нужны права для управления такими внедорожными средствами как квадроцикл и снегоход в 2016 году. Надеемся, что данная информация будет полезна всем, кто владеет или просто интересуется мотовездеходами. Неважно, чем Вы управляете, автомобилем, мотоциклом или самоходной машиной, автошкола «Зачет» желает достичь всем высокого уровня водительских навыков передвигаться по дорогам без происшествий!
Основные отрасли, использующие колесные тракторы.
Основной сегмент использования машин марки «Кировец» К 700, К701 остается за отраслями сельского хозяйства и дорожного строительства. Организации данной направленности лидируют в списках продаж колесных тракторов в их адрес. Действительно за годы эксплуатации крупногабаритные колесные механизмы данной марки зарекомендовали себя с положительных сторон. Базовая модель легко адаптируется под современное оборудование и начинку, позволяя тем самым увеличить рабочие характеристики, условия управляемости и комфорта. Данная марка колесных тракторов может с успехом использоваться в любых регионах страны.
Является ли трактор транспортным средством?
Чтобы узнать, распространены ли государственные правила дорожного движения на трактор , нужно понять, приравнивается ли сельхозмашина к транспортным средствам. В самой последней редакции изданных ПДД четко указано определение тракторов. Согласно им, хозяйственный агрегат можно считать транспортным средством. Как и другие самоходные механизмы и машины, хозяйственные трактора по закону относятся к группе механических средств передвижения.
Так как сельхозмашина относится к перечню транспортных средств, соответственно, ПДД на трактор распространяются в полной мере. Таким образом, знание принятых правил движения по общественным дорогам обязательно для всех людей, управляющих тракторами во время передвижения по этим путям.
Какие виды тракторов бывают?
Существует отдельный вид транспортных средств. Это самоходная техника, к которой относятся машины для дорожных и сельскохозяйственных работ. В эту категорию входят безрельсовые ТС, обладающие собственным двигателем внутреннего сгорания объемом не менее 50 кубических см или электромотором с мощностью не менее 4 кВТ, а также независимым приводом. К этим видам автомобилей относят экскаваторы, погрузчики, снегоходы, тракторы. Трактор ― автомобиль сельскохозяйственного назначения, имеет различия по тяговым характеристикам. Учитывая особенности поверхности передвижения, различают колесные и гусеничные тракторы, легкие и тяжелые. Встречаются следующие группы сельскохозяйственной техники:
- Мини-тракторы. Предназначены для обработки почвы небольших площадей, также могут использоваться и для перевозки грузов;
- Универсальные агрегаты. Используются для широкого спектра сельхозработ, в том числе посева, полива, пахоты, складирования грузов;
- Машины общего назначения. Предназначены для энергоемких работ, таких как культивация, вспахивание и прочие;
- Специальная техника, имеющая конкретное специализированное направление. Сюда относят овощеводческие и хлопкообрабатывающие машины;
- Агрегаты на самоходных шасси.
Управление трактором, как и иным самоходным транспортом, требует определенных навыков. Специфичность использования техники подразумевает ограниченные условия ее применения. В РФ правила выдачи удостоверения тракториста-машиниста регламентируются Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 № 796 и Постановлением от 06.05.2011 № 351. Согласно документам, к управлению трактором и иным транспортом специального назначения допускаются лица, имеющие специальное удостоверение, которое выдается органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин.
Самоходная машина
Самоходная машина
— машина, предназначенная для выполнения каких-либо операций, связанных с трудовой и иной деятельностью, оснащённая двигателем.
В Российской Федерации, согласно п.2 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утверждённых постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796 и учитывая Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 351 г. «О внесении изменений в Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» [1] , официально под самоходными машинами понимают.
К управлению самоходными машинами допускаются граждане, имеющие удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), выданного органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора). Удостоверение имеет следующие категории допуска.
I — внедорожные мототранспортные средства;
II — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8;
III — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории «А IV»);
IV — внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест;
категория «В» — гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт;
категория «С» — колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт;
категория «D» — колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт;
категория «Е» — гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт;
категория «F» — самоходные сельскохозяйственные машины.
Классификация по габаритам
Размеры оборудования – важный, но малоинформативный метод классификации техники. Виды ТС по размерам:
1. Малогабаритные.
Преимущества – маневренность, компактность, низкий расход топлива..
2. Среднегабаритные.
ТС имеют стандартные размеры, отличаются производительностью. Модели зарекомендовали себя в малом, среднем бизнесе.
3. Крупногабаритные.
Преимущества – мощность, выполнение больших объемов работ, производительность. В сельском хозяйстве – это комбайн, на лесопилках – форвардер.
4.Негабаритные.
ТС, обладающие нестандартными габаритами, повышенной мощностью и грузоподъемностью, например большегрузные БелАЗы. По ПДД, негабаритная техника может передвигаться только по правилам.
Интересно! Самый большой самоходный экскаватор – «Bagger 293», длина которого 226 метров, в высоту он достигает размера дома в 30 этажей.Вариабельность габаритов машин помогает маневрировать и передвигаться по неровной местности, выполнять разные работы.
Что такое самоходная машина
Самоходная машина, чтобы считаться таковой, должна отвечать следующим требованиям:
- передвигаться по земле;
- иметь независимый привод (то есть, прицепы не подходят);
- иметь двигатель внутреннего сгорания (бензиновый/дизельный неважно) объёмом больше 50 кубических сантиметров или электромотор мощность больше 4 киловатт.
Отдельно упомянуто, что в число «самоходок» входят и трактора.
Исключение – транспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/ч и различная боевая самоходная техника, принадлежащая Вооружённым Силам, а также прочим органам, которые обеспечивают безопасность государства (например, ФСБ).
Является ли самоходная машина транспортным средством
Безусловно. Это можно понять, прочитав тот же пункт 1 раздела 1 Правил. Ведь в определении самоходная машина прямо называется транспортным средством.
Классификация самоходных машин
Для управления машиной, движущейся под действием собственной тяги, необходимо получать специальные права по соответствующему разряду. Подтверждающий документ в текущем году называется правами тракториста (тракториста-машиниста), т.е. его наименование не изменилось. В самом документе указывается отметка об определенной группе самоходных ТС.
Разряды самоходных машин
Права тракториста выдаются по группам допуска на основе специальной классификации техники. Всего выделяется 6 категорий и 4 подкатегории, в соответствии с которыми и оформляются водительские права.
Рассмотрим их основные характеристики:
- Безрельсовые ТС с установленными конструктивными ограничениями скорости (в пределах 50 км/ч), которые не предназначены к перемещению на дорогах для неограниченного круга лиц (категория «А»).
- Самодвижущийся транспорт на основе гусеничного механизма (вездеходы, транспортеры, трактора, тягачи), колесная техника (категория «В»).
- Колесные ТС (тягачи, бронетранспортеры, тракторы) (категория «С»).
- ТС с колесным движителем (категория «D»).
- ТС на гусеничном ходу с повышенной проходимостью (категория «Е»).
- ТС для проведения сельскохозяйственных работ (категория «F»).
Категории отличаются мощностью движителя, которая находится в интервале от 25,7 до 110,3 кВт.
Новые подкатегории
В рамках категории «А» выделяют 4 подкатегории:
- А 1 (мототранспортные внедорожники – мотовездеходы);
- А 2 (мотовездеходы массой не более 3,5 т, с 8 посадочными местами, помимо водителя);
- А 3 (внедорожный мототранспорт массой более 3,5 т, кроме входящих в подкатегорию А 4);
- А 4 (внедорожный автотранспорт, предназначенный для перевозки пассажиров численностью 8 человек, не считая водителя).
ВАЖНО! Новые документы на право управления самоходным транспортом включают раздел об особых отметках, где указываются сведения разрешающего и ограничительного характера, в том числе информация об общем стаже вождения, использовании очков, линз, группы крови водителя. Устанавливаются возрастные ограничения по категориям.
На видео о получении водительских прав
Обучение ведется на основе государственных программ с последующим подтверждением знаний в Гостехнадзоре. Самостоятельная подготовка на право управления ТС не допускается с 2015 года. Если стандартное водительское удостоверение можно получить в любом субъекте РФ, то для прав тракториста существуют ограничения: их выдача производится только по месту регистрации водителя или по месту профессионального обучения.
Многих фермеров интересует вопрос о необходимости получения водительских прав для использования трактора на дорогах общественного пользования. Ведь если не придерживаться правил вождения сельскохозяйственного агрегата , и не иметь под руками необходимых для этого документов, то появляется риск получить штраф вплоть до конфискации техники сотрудниками ГИБДД.
Какая категория нужна на трактор
Управление трактором- не такая легкая задача, как может показаться на первый взгляд. Для управлением таким транспортным средством требуется получение категории на трактор.
Работа трактористом оплачивается довольно хорошо, а потому многие желают узнать, какая категория нужна на трактор.
Категории тракторных прав имеют свою расшифровку, в правах машиниста-тракториста может быть обозначена одна или несколько из девяти существующих. Редакция издания «АвтоФемида» расскажет вам, какая категория нужна на трактор и где ее получить. Содержание Для эксплуатации спецтехники понадобится не просто получить специальные права машиниста-тракториста, но и узнать, какая категория нужна на экскаватор.
Вы сможете обучиться в специальной школе и получить удостоверение только после сдачи экзамена.
Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается только органами Гостехнадзора. Во всехостальных случаях получение удостоверения будет незаконным, а документ — поддельным. Для управления самоходной техникой необходимо получить удостоверение тракториста машиниста,которое имеет, в зависимости от вида машин, девять категорий.
Если вы не знаете, какие права нужны на экскаватор конкретной модели, стоит учесть ряд особенностей каждой существующей категории специальных удостоверений: B – открывает возможности эксплуатации малой гусеничной или колесной техники до 25.7 кВт мощности; C – служит для специализированных машин колесного типа с мощностью до 110.3 кВт;
Классификация самоходной техники по категориям
Это разделение регламентируется теми же Правилами, которые утвердило Правительство РФ 12.07.1999 постановлением No796. В нём перечислены категории, на которые делятся данные виды техники. Что это значит? То, что при необходимости управлять той или иной машиной водитель сперва должен открыть соответствующую категорию в «правах». Для этого нужно в отделении Гостехнадзора сдать экзамены и оплатить госпошлину. В удостоверении будет указано не «водитель», а «машинист».
Классификация техники:
- Категория А. К ней относятся машины, имеющие «максималку» 50 км/ч и меньше либо не имеющие допуска на дороги общего пользования. Имеет дополнительную классификацию: внедорожные мотоциклы (включая снегоход и квадроцикл); внедорожные автомобили с максимальной массой до 3.5 тонны и вмещающие до 9 сидячих пассажиров (с водителем). Например, небольшие вездеходы; внедорожные грузовики (более 3,5 тонны); внедорожные автобусы (более 9 сидячих мест).
- Категория B. Колёсные и гусеничные машины, мощность двигателя которых составляет до до 25,7 кВт. Например, мини экскаватор или мини трактор (но не мотоблок).
- Категория С. Колёсные (не гусеничные!) машины мощностью от 25,7 до 110,3 кВт. Пример – трактор МТЗ-80 «Беларус».
- Категория D. Сюда попадают любые колёсные машины мощностью более 110,3 кВт. Например – могучий трактор К-744 «Кировец».
- Категория Е. Гусеничная техника с двигателем мощностью больше чем 25,7 кВт. Это, в частности, бульдозер или снегоболотоход вроде ГАЗ-3409 «Бобр», который построен с использованием кузова от Соболя.
- Категория F. Сельскохозяйственные устройства. Проще говоря, любой комбайн – кормоуборочный, свёклоуборочный, зерноуборочный и т.д. относится к этой категории.
Машины, имеющие пневматический ход, классифицируются по тем же признакам, что и другие.
Категория прав на погрузчик определяется его мощностью. Для небольших механизмов это А, но есть и такие, какие отвечают параметрам категории В или С. Вряд ли найдётся каток, который укладывается в А. Обычно каток подходит под категорию В, С или D.
Чтобы водить кран, который установлен на автомобильном шасси, и выполнять работы, связанные непосредственно с краном, нужно, кроме удостоверения водителя категории С, получить ещё удостоверение тракториста категории D.
Определение трактора и прицепа
Узнать к какому виду транспорта относится трактор, можно в пункте 1,2 раздела 1 ПДД. По правилам, трактор входит в пул механических транспортных средств. Трактора выпускаются на гусеничном и на колесном ходу и интегрируются с прицепным оборудованием: борона, плуг, прицеп. Скорость трактора установлена в пределах 50 км/час в силу технических ограничений. Машина не предназначена для быстрой езды, ее инженерная особенность заключена в силе тяги. Этот показатель – основной при выборе для выполнения сельскохозяйственных работ и для транспортировки машин и орудий не способных перемещаться самостоятельно.
Прицеп вынесен в отдельную категорию в ПДД. В частности, прицеп – это транспортное средство, в котором нет двигателя, а передвижение возможно только вместе с механическим ТС. Данные устройства различаются максимальной грузоподъемностью и нагрузкой между прицепом и тягачом:
- Соединение с тягачом осуществляется сцепным устройством типа «крюк — петля». Масса перевозимых предметов полностью передается дороге, а соединение с тягачом необходимо для движения прицепа до пункта назначения груза.
- Полуприцеп через сцепное устройство соединяется с тягачом. Механизм называется сцепной «шкворень». В этом случае масса груза равномерно распределяется между тягачом и прицепом. Оборудование может двигаться только в связке с транспортным средством. Устойчивость полуприцепа, на время отсутствия тягача, обеспечивается стойками.
- Роспуск – это гибрид между прицепом и полуприцепом. Он нужен для транспортировки очень длинных грузов. Здесь нет платформы, есть только «коники», используемые для распределения массы перевозимого груза.