Трактор — к какой категории транспортных средств относится


Классификация транспортных средств

Классификациятранспортныхсредств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Транспортное средство (ТС) — это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.

Согласно классификатору типов транспортных средств международной перевозки, прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, вертикальная нагрузка которого передается на опорную поверхность через колеса и которое приспособлено для буксирования автомобилем.

Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств ⭐ принят ряд критериев, служащих их характерными особенностями. На основании этих особенностей транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.

Для того чтобы выделить область транспортных средств, подлежащих данной классификации, был определен термин «дорожный транспорт», выделивший из всей гаммы транспортных средств те, которые эксплуатируются преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий. Вне данной классификации остается прочий колесный безрельсовый транспорт, который по своим массовым и размерным характеристикам не предназначен для движения по дорогам общего пользования. Это, например, карьерный транспорт, вездеходы, аэродромные и шахтные тягачи и т.п.

Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:

  • по высоте — не более 4 м от поверхности дороги
  • по длине — не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
  • по ширине — не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств

Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.

В настоящее время применяют классификацию двух видов — по типам и по категориям транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.). Кроме того, данная классификация применяется при регистрации транспортных средств. Схема классификации транспортных средств по типам приведена на рисунке.

Рис. Схема классификации транспортных средств по типам

В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные двигателем, и буксируемые, не оборудованные двигателем.

Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

Классификация механических транспортных средств

  • на автомобили
  • на мототранспортные средства
  • на тракторы

Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.

Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.

Мототранспортное средство — это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Классификация буксируемых транспортных средств

Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп — это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство.

Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти — автобусом.

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.

Для перевозки грузов применяются также автомобили-тягачи и седельные тягачи, которые осуществляют свою функцию посредством буксирования прицепов и полуприцепов.

Имеются ряд промежуточных типов транспортных средств, характеризуемые какой-либо определенной особенностью. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Первый в мире гусеничный трактор и его изобретатель

Фёдор Абрамович Блинов — русский изобретатель-самоучка конца XIX столетия, сделавший прорыв в области тяжелой рабочей техники. Блинов является изобретателем первого в мире гусеничного трактора и самого гусеничного движителя, без коего невозможно было бы создание танка, первый прототип которого — Вездеход Пороховщикова — также был создан русскими.

Родился Фёдор Абрамович Блинов в 1827 году в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии в семье крепостных крестьян. Фёдор был первым членом семьи, получившим «вольную», что позволило ему войти в число вольнонаемных рабочих и оказать домочадцам существенную денежную поддержку. Однако работа, выбранная Фёдором, оказалась не самой «чистой» и легкой: сначала он пошел в бурлаки, а затем кочегаром и помощником машиниста на пароходе. Обе этих специальности сыграли огромную роль в становлении изобретательского таланта Блинова.

Труд бурлака, помимо своей монотонности, являлся еще и крайне тяжелым, изматывающим. Многое зависело и от природных условий: ширины береговой линии, скорости течения, наличия попутного или встречного ветра. Кроме того, немаловажным условием была и степень проходимости берега: по болотному или сухому песчаному берегу передвигаться даже без груза было намного тяжелее, нежели по утоптанному глиняному или земляному участку пути.

И тогда Фёдор Блинов начал разработку универсального и полезного для бурлацкого дела устройства.


Фёдор Абрамович Блинов

Впервые гениальная мысль использовать гусеницу в качестве движителя для повозки и таким образом во много раз уменьшить удельное давление на грунт, пришла Блинову в 1878 году. Уже в 1879 году он построил платформу на двух гусеницах. Эта повозка демонстрировалась в городе Вольске при огромном стечении народа. Описание этого события имеется в саратовской губернской тазете. В 1879 году Блинов получил «привилегию» (патент) на сконструированный им «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» — механизм, являющийся первым действующим аналогом современного гусеничного трактора.

Вагон имел 4 опорных колеса и 4 ведущих звездочки — наиболее важных узла машины. В движение агрегат приводился конной тягой и на момент создания представлял собой гусеничный прицеп.

Изобретение быстро стало известным и популярным среди широких масс. Так, газета «Саратовский листок» сообщала в январе 1881 года: «Вольск, 23 января… Позвольте поделиться с вами нашими .новостями и интересами последних дней. Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение г. Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, груженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».


Подлинный чертеж парового трактора Фёдора Блинова, приложенный к его патентной заявке: 1 — направляющее колесо; 2 — опорные катки; 3— ведущее колесо; 4— гусеница; 5 — звенья гусеницы; 6— паровой котел; 7 — манометр; 8 — свисток; 9 — паровая машина; 10 — первая пара шестерен; 11 — вторая пара шестерен; 12 — рычаг управления; 13 — сиденье машиниста; 14 — будка управления.

Уже через 4 года после создания опытного образца и первого его полевого испытания Блинов наладил собственное машиностроительное предприятие, производящее, помимо своего первого изобретения, различные приборы, полезные не только в сельскохозяйственном деле, но и в любой другой промышленной отрасли.

В 1881 году Блинов приступил к разработке «самохода» на гусеничном ходу, который приобрел окончательный вид лишь семь лет спустя. Устройство было сконструировано по типу вагона с установленной на нем паровой машиной мощностью 12 лошадиных сил. Машина могла развивать скорость в три версты в час. Именно «самоход» в итоге и обессмертил имя Блинова в веках: он принял участие в русской промышленной выставке в 1896 году — на Нижегородской ярмарке, где «самоход» был представлен в работе.

Как это часто случалось в дореволюционное время, нашелся один предприимчивый немецкий фабрикант, предложивший Блинову продать свое изобретение. Блинов отказался. По свидетельству дочери изобретателя Устиньи Федоровны, он ответил так: «Я—русский мужик, и думал, и делал для своей родины. А русские мужики не продаются».

Дело Фёдора Блинова продолжил его ученик, Яков Мамин, став первым изобретателем, использовавшим в своих разработках тракторные дизель-моторы.

Сын Блинова, Порфирий Фёдорович, благодаря помощи своего отца смог открыть «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов П. Ф. Блинова», где продолжал дело отца. Фабрика стала градообразующей для села Никольское: по данным 1900 года количество работников на фабрике достигло 150 человек — рекордное количество рабочих для небольшого учреждения. Великий изобретатель дожил до 70 лет. Он скончался от паралича 24 июня 1902 года, его похоронили рядом с заводом.

После смерти Блинова в 1902 году совершенствованием трактора занялся его ученик Яков Мамин, построивший в 1903 году первый бескомпрессорный двигатель с воспламенением от сжатия. Спустя семь лет на базе этого двигателя он создал транспортный образец и в 1910 году впервые установил его на своем «русском тракторе». Ещё двенадцатилетним пацаном ученик Блинова Яшка Мамин выпиливал шарниры для гусеничных звеньев, потом участвовал в обработке «пальцев», скреплявших одно звено с другим, еще позже помогал в литейной формовать и отливать ведущие колеса-зубчатки и опорные колеса-катки. Первым советским заводом, начавшим выпуск тракторов, был Балаковский, а его техническим руководителем Яков Васильевич Мамин. Первые советские тракторы были заново сконструированы Маминым и названы «Карликом» и «Гномом». Это были не только самые легкие в мире тракторы, но и самые простые в сборке, управлении и ремонте. Вместо 1 200—1 500 деталей в «Карлике» было только около 300 деталей. В начале 1918 года Ленин вызвал Мамина в Москву, пригласил в Кремль и вскоре дал задание закупить за границей на 100 тысяч рублей золотом совершенных станков для нового завода тракторов и двигателей в городе Марксе Саратовской области. Мамин выполнил задание и под егоруководством начал выпуск пяти «Карликов» в день и такого же количества двигателей «Русский дизель».

Порядок допуска к управлению самоходными ТС

Под самоходной машиной понимается наземное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для выполнения механической работы по определенному трудовому профилю, оснащенное двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем (объемом свыше 50 см3 или мощностью более 4 кВт).

Функции техники, движущейся под действием собственной тяги:

  • выполнение трудовых задач в отраслях промышленности, строительства, коммунального хозяйства;
  • механизация и автоматизация труда в сельском хозяйстве (при обработке земли, заготовке кормов и др.);
  • решения задач в Вооруженных силах РФ (оборона и безопасность).

ВАЖНО! К управлению такими машинами допускаются только специально подготовленные водители, имеющие подтверждающие документы органов Гостехнадзора. При этом устанавливается допуск в зависимости от того, к какой категории прав относятся ТС.

Вопросы допуска к процедуре управления самоходными ТС регламентированы законодательно в нормативном акте правительства РФ – постановлении № 796 от 12.07.1999 г. и в последующих изменениях от 06.05.2006 г. (постановлении № 351). Правилами устанавливаются требования к водителям по каждой категории ТС.

Квадроцикл и снегоход в 2022 году – какие права нужны для управления

Мотовездеход, более известный под названием «квадроцикл», является быстрым, маневренным и удобным в управлении средством передвижения в условиях бездорожья. Снегоход отлично справляется с задачей быстрого перемещения в условиях дикой природы в зимнее время. Эти машины давным-давно доказали свою эффективность и завоевали заслуженную популярность. Вместе с тем, важно помнить, что и квадроцикл, и снегоход являются также источниками повышенной опасности, поскольку при определенных обстоятельствах могут нанести вред человеку и окружающей среде. Чтобы это исключить, к вождению таких машин допускаются только те, кто доказал свою способность управлять ими, сдав специальные экзамены и получив соответствующий документ. Как видите, требования те же, что и в том случае, если Вы, к примеру, хотите получить права на управление автомобилем. Однако, несмотря на схожесть процедур допуска к управлению, существует принципиальная разница между обычными транспортными средствами и самоходными машинами, предназначенным для движения в условиях бездорожья. В данной статье мы рассмотрим, в чем проявляется эта разница и какие права, собственно, нужны для управления квадроциклом и снегоходом в 2016 году.

Примечания

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 351 г. Москва «О внесении изменений в Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)»

Смотреть что такое «Самоходная машина» в других словарях:

ТРАКТОР (самоходная машина) — ТРАКТОР (новолат. tractor, от лат. traho тащу), самоходная машина на гусеничном или колесном ходу для приведения в действие прицепленных к ней или установленных на ней машин орудий (сельскохозяйственных, строительных, дорожных и т. п.), для… … Энциклопедический словарь

Машина — У этого термина существуют и другие значения, см. Машина (значения). Паровая машина Машина (лат. … Википедия

Машина арматурно-намоточная самоходная — Ма­шина арматурно–намоточная самоходная – машина, предназначенная для производства преднапряженных плитных длинномерных конструкций по стендовой технологии. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Самоходная мортира «Карл» — во дворе завода Райнметалл Борзиг, 1940 год. Самоходная мортира «Карл» (Gerät 040) Классификация САУ, самоходная мо … Википедия

Самоходная мортира «карл» — во дворе завода Райнметалл Борзиг, 1940 год. Самоходная мортира «Карл» (Gerät 040) Классификация САУ, самоходная мо … Википедия

САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА — — артиллерийское орудие на самоходной базе. ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА (ЗСУ), зенитная артиллерийская установка, боевая машина артиллерии, вооружённая одной или несколькими пушками, которые имеют общие механизмы наводки и приборы… … Военная энциклопедия

Машина бетоноотделочная — – машина для отделки поверхности свежеуложенного бетонного покрытия. [Бадьин Г. М. и др. Строительное производство. Основные термины и определения. Изд. Ассоциации строительных вузов, 2006 г.] Машина бетоноотделочная – самоходная дорожно… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

МАШИНА БЕТОНООТДЕЛОЧНАЯ — самоходная дорожно строительная машина для разравнивания, уплотнения, выглаживания и затирки поверхности бетонной смеси при устройстве дорожной одежды и аэродромных покрытий (Болгарский язык; Български) машина за повърхностно обработване на бетон … Строительный словарь

машина бетоноотделочная — Самоходная дорожно строительная машина для разравнивания, уплотнения, выглаживания и затирки поверхности бетонной смеси при устройстве дорожной одежды и аэродромных покрытий [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика

машина — 3.10 машина: Устройство, использующее механическую энергию или преобразующее энергию других видов в механическую. Примечания 1 Машина механическая система, разработанная специально для выполнения конкретной задачи (например, формовка материала… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Лишают ли прав на трактор при лишении прав на автомобиль?

После решения суда о лишении водительского удостоверения, человек должен прекратить управление всеми другими транспортными средствами, к которым относятся и хозяйственные самоходные машины . Согласно новому Законодательству, водитель лишается разрешения:

  • управлять любым транспортным средством, объем двигателя которого превышает 50 см 3 ;
  • передвигаться на машинах, чья максимальная скорость движения составляет выше 50 км/ч;
  • буксировать прицепы, которые подлежат обязательной государственной регистрации;
  • управлять транспортными средствами категории «C» ;
  • находиться за рулем во время движения троллейбусов, трамваев и других машин.


Нарушение одного из этих пунктов впервые после лишения прав грозит человеку крупным денежным штрафом или конфискацией движущегося имущества. Повторное нарушение может привести к пожизненному лишению водительского удостоверения и даже к реальному тюремному сроку.

Основная классификация специальной техники

Общее правило, дифференциации техники – вариабельность признаков разграничения. Ее рассматривают по одному или нескольким существенным признакам:

  • техническим характеристикам;
  • по расходу энергии или топлива;
  • размерам;
  • области применения;
  • типу конструкции;
  • качеству выполняемой работы;
  • эффективность в сравнении с другой техникой.

Ответ на вопрос, какие бывают спецмашины

, зависит от того, какая информация необходима. Вся спецтехника бывает нескольких видов:

  • надземная;
  • подводная;
  • космическая.

Ее делят по общим признакам. Для выбора ТС надо знать:

  • выполняемые задачи;
  • тип машин или механизмов (для работы спецслужб, производственное оборудование);
  • способ передвижения (стационарные, мобильные).

Предназначение (определенная сфера деятельности, для которой создавалась техника, определяет тип движителя – гусеничный, колесный, летательный, рельсовый). Основные категории выделяют по применению в определенной сфере деятельности. Под них могут подпадать разные виды техники.

Городская коммунальная спецтехника

Обширный перечень машин, механизмов, средств для обслуживания городских нужд – от очистки улиц до ликвидации последствий

  • бытовых аварий, природных катаклизмов:
  • мусоровозы;
  • снегоуборочная техника;
  • специальные автомобили для уборки, полива дорог, газонов, парковых насаждений, посыпки гравием или песком во время гололеда;
  • машины для откачки канализационных ям.

В коммунальных службах есть виды транспорта узкой специализации и универсальные машины, оборудованные навесками, в зависимости от поставленных задач.

Транспортная грузовая спецтехника

Назначение грузовых ТС – перемещение, буксировка, доставка груза. Перечисление, что относится к транспортной грузовой

  • спецтехнике, определяется спецификой процессов в сфере транспорта и нуждами, возникающими при миграции ТС:
  • самосвалы, грузовики;
  • погрузчики, подъемники, лифты;
  • буксиры, баржи, толкачи;
  • танкеры, грузовая корабельная техника;
  • транспортные самолеты, вертолеты;
  • эвакуаторы, манипуляторы.

Транспортная грузовая техника работает при перевозке, перемещении грузов или ТС на земле, воде, в воздухе, отсюда – длинный перечень, распространение в жизни.

Строительная спецтехника

Строительная техника – это еще одна обширная категория спец машин. Она используется для сооружения разных объектов: от малых складских помещений до многоэтажных жилых комплексов. Выделяют такие виды строительной техники:

  • экскаваторы, бульдозеры;
  • автокраны, трубоукладчики, сваебойные машины;
  • бетономешалки, машины подачи бетона.

Интересно! В строительстве применяют узкоспецифические, высокотехнологичные механизмы, разработанные для отдельных процессов – бурения скважин, прокладки коммуникаций, канализации, сборки, уничтожения строительного мусора, установки свай.

Горная спецтехника

В список горной техники входят исследовательские, производственные, транспортно-грузовые машины, разработанные для изысканий, добычи полезных ископаемых, их транспортировки. В этой отрасли находят применение механизмы, мобильные ТС, предназначенные для разработки месторождений и добычи полезных ископаемых. Самые распространенные:

  • сваебойные машины, подъемники;
  • буровые мачты, платформы;
  • трубоукладчики;
  • вибропогружатели;
  • бульдозеры.

Карьерные агрегаты справляются с повышенными нагрузками, доказывают эффективность, выполняя сложнейшие задачи

.

Спасательная спецтехника

Такие машины нужны для частей особого назначения. Сконструированы для устранения ЧС и оказания помощи. Использование транспорта особого назначения, регламентируется рядом документов и законов – ФЗ («О связи, «Об оперативно-розыскной деятельности), ведомственными нормативными актами, Положением ФСИН для проведения оперативных мероприятий по розыску сбежавших преступников или предотвращению побегов. Сюда относится:

  • спасательная техника МЧС – автомобили, лодки, катера, самолеты, вертолеты;
  • транспорт скорой – реанимобили, для спасения ребенка;
  • ТС ОВД – металлоискатели, охранная сигнализация, служебный транспорт, рации.

Использование регламентируется нормами законов РФ и ведомственными инструкциями, покупка и списание – налоговыми нормативными актами.

Такие машины целиком и полностью внедрились в жизнь, но используются только в отдельных подразделениях, например, пожарные спецмашины – автоцистерны, воздушный транспорт, насосные станции для пожаротушения.

Таблица и описание отдельных тяговых классов промышленной техники

Внизу приведена диаграмма классификации промышленных, лесозаготовительных и лесохозяйственных тракторов, с учетом мощности двигателя и рассчитанного класса номинальной тяги.

Особенностью лесохозяйственной техники стоит отметить не целесообразность применения для данной задачи техники ниже 0,6 класса тяги, а для промышленных работ тракторов ниже 2 класса.


Еще одной особенностью данных агрегатов стоит считать применение полно приводной колесной базы с равновеликими колесами, или же гусеничной базы. «Полноценный» промышленный трактор появляется в 4-том тяговом классе, связано это в первую очередь с тяжестью выполняемых работ и не в последнюю очередь с неравномерностью нагрузок и различным их знакопеременным значением. Промышленные и лесохозяйственные тракторы применяют для:

  • лесозаготовительных работ
  • транспортировочных
  • подготовки земель освобожденных от леса к распашке
  • подготовки грунта для строительных работ
  • рытья траншей
  • бурения
  • прокладки систем водоснабжения, коммуникационных систем, систем электроснабжения
  • разработки грунтов содержащих полезные ископаемые
  • технологических процессов в металлургических и химических производств, атомной энергетике
  • проведения работ в городском коммунальном хозяйстве, так и для устранения магистральных проблем

К отечественным производителям техники данного класса можно отнести ОАО «Алттрак» — Алтайский тракторный , ОАО «Промтрактор», ООО «ЧТЗ — Уралтрак».

К какой категории относится трактор К-700?

Далее рассмотрим самую мощную по тяговым характеристикам группу. К шестому классу относятся гусеничные машины Т-100М, Т-130, а также колесные модели К-700/744. Тракторы успешно решают задачи повышенной сложности в аграрной, строительной, коммунальной и добычной отрасли в различных климатических зонах. Зарубежные модификации в этом сегменте представлены маркой Case (IH -430/480/530).

Седьмая категория включает в себя машины с наиболее мощными и энергонасыщенными показателями. Машины используют для обработки любого грунта и других сложных работ. Эта техника производится ограниченными сериями. Среди представителей отмечают отечественные марки Terrion АТМ-7360 и УДМ-5К-02, а также зарубежные аналоги типа Buhler Versatile, New Holland, John Deere. Эти машины относятся к группе самых мощных вариантов, которые выпускаются серийно.

Ценовые параметры колесных тракторов.

Производство колесных тракторов для отраслей промышленного и народного хозяйства дело необходимое. Несмотря на внушительные размеры, одним из привлекательных качеств моделей К700 остается возможные варианты оснащения агрегата и его стоимость. Проведя сравнительный анализ машин со схожими рабочими характеристиками, можно смело утверждать, что на данные колесные трактора цена имеет вполне оптимальное значение. Оценив рабочую эффективность механического средства К700, К701, степень его амортизации и возможности обслуживания, срок окупаемости колесных тракторов данной марки создает экономически привлекательный вариант.

Преимущества колесных тракторов.

Колесный крупногабаритный трактор имеет ряд неоспоримых преимуществ, при своих размерах не только мощный, но и достаточно маневренный. Он может дополнительно оснащаться навесным оборудованием и прицепами, что делает его универсальным независимо от времени года. Несложная механическая конструкция и достаточный выпуск запасных частей позволяют без труда обслуживать данный агрегат. Купить колесный трактор данной марки экономически выгодно, при эксплуатации он готов заменить несколько единиц техники. За счет своих рабочих ресурсов, «Кировец» К700, К701 может в 2-3 раза повысить КПД сельскохозяйственных работ.

Определение номинального тягового класса

Понятие номинального тягового класса, рассчитанное по ГОСТ 27021-86, является исчерпывающей, подробной характеристикой, показывающей не только эффективность силового агрегата, но и насколько эффективна конструкция самой машины при имеющейся эксплуатационной массе. Рассчитывается исходя из нормальных условий (стерня средней плотности, влажность почвы — 8-18%), в зоне максимального значения КПД и равняется максимально развиваемому агрегатом усилию.

Ниже приведена таблица соответствия классов сельскохозяйственной техники рассчитанных по ГОСТ 27021-86 классам применяемых для разделения по классам техники по стандарту ISO (ISO 730\1-77, 730\2-79, 730\3-82).

Тяговый класс в стандарте ГОСТ 27021-86 Ниже 0,6 0,6; 0,9 0,9; 1,4; 2 2;3;4 5;6;8 Соответствующий класс в стандартах ISO 730\1-77, 730\2-79, 730\3-82 1 1 2 3 4

Таким образом, в описании зарубежной техники можно увидеть такую запись тягового класса как (5-8), что фактически будет соответствовать 4 классу тяги в стандарте ISO для сельскохозяйственной техники. Примером такой записи в отечественной технике может служить трактор с колесной базой ПТЗ(К-744Р1-Р4). Стало это возможным с применением в разных двигателей и расширенной колесной базы на третьей и четвертой ревизии аппарата.

Механические транспортные средства подразделяются:

  • на автомобили
  • на мототранспортные средства
  • на тракторы

Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.

Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.

Мототранспортное средство — это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Какие трактора не облагаются транспортным налогом

В законодательстве обозначается достаточно обширный перечень транспортных средств, которые транспортным налогом не облагаются.

В данную категорию попадают следующие трактора:

  • если мощность двигателя составляет менее 5 л.с.;
  • если техника мощностью менее 100 л.с. принадлежит инвалиду и она получена через органы социальной помощи;
  • всевозможные трактора, используемые только для производства сельскохозяйственной продукции (необходимо оформлять соответствующие документы и подавать их в налоговую службу по месту регистрации ТС).

Также нет необходимости платить транспортный налог на трактор, находящийся в угоне. Но в обязательном порядке требуется наличие соответствующего заявления в правоохранительные органы.

Если техника рассматриваемого типа находится на балансе МЧС, то транспортный налог с неё также не уплачивается.

Трактора МТЗ

Как официальный представитель предприятия «Минский Тракторный Завод» в России мы предлагаем полный модельный ряд тракторов производителя по лучшим ценам. Во всех регионах работают авторизованные станции технического обслуживания, налажены поставки расходных материалов, запчастей и дополнительного оборудования. В модельном ряду есть машины до 9 тягового класса с двигателями мощностью более 350 Л/С. По вопросам поставок и за дополнительной информацией по финансовым программам обращайтесь к нашим менеджерам по указанным телефонным номерам.

Если лишили водительских прав, можно ли ездить на тракторе?

Если по тем, или иным причинам, водитель легкового транспортного средства открытой категории «B» и, одновременно, трактора, был лишен разрешения на вождение, то возникает вопрос: «Можно ли управлять сельхозмашиной без удостоверения?». Ответ на него достаточно консервативен. Дело в том, что во время лишения имеющихся водительских прав, у человека не просто забирают «бумагу», а лишают его права управлять абсолютно всеми, без исключения, транспортными средствами.

Таким образом, независимо от категории , которая была открыта в водительском удостоверении, владелец лишается права управлять автомобилем и сельхозтехникой одновременно. Чтобы избежать возможных проблем с законом, права тракториста их владелец должен передать соответствующим государственным органам в течение 3-х дней после решения суда.


Если сельскохозяйственная техника будет эксплуатироваться и после наложения запрета на ее использование, то это грозит ее водителю серьезными мерами, вплоть до административного ареста, крупного денежного штрафа или конфискации имущества.

Можно ли получить тракторные права, если лишен водительских прав?

Законодательство разрешает получение человеком удостоверения на вождение сельхозтехники . Однако, если перед этим гражданин был лишен своих водительских прав, то воспользоваться полученными тракторными правами он сможет лишь по истечении срока, запрещающего управлять транспортными средствами.

Процесс получения разрешения на управление трактором обладает своими особенностями. К ним относятся:

  • соответствующее удостоверение уполномочен выдать орган Гостехнадзора, а не ГИБДД;
  • получить тракторные права могут только люди, достигшие определенного возраста;
  • для получения прав человек должен пройти полное обучение, досконально знать тракторное ПДД , сдать соответствующий экзамен и предоставить справку об обязательном прохождении медицинского осмотра.

Еще один важный момент заключается в том, что на данный момент органы Гостехнадзора выдают только постоянные водительские удостоверения для трактористов. Временные права были изъяты из оборота на неограниченный срок.

Трактор – это транспортное средство или самоходная машина

Тракторов огромное количество повсюду. Эти транспортные средства выполняют самую разную работу, принимая участие, в том числе, в строительстве дорог и других сооружений, сельском хозяйстве, ремонте коммуникаций, аварийно-спасательных операциях. Многие люди не задумываются о юридической стороне вопроса – то есть, к какой категории техники относятся трактора. Но тем, кто работает в данной сфере, обязательно необходимо знать, самоходная машина – это что такое согласно законодательству? И приравнивается ли к таким машинам трактор?

Дорожные катки: классификация, принцип работы и технические характеристики

Самыми распространенными машинами для уплотнения материалов, применяемых при строительстве дорог, являются дорожные катки.


Несомненным лидером в производстве уплотняющей техники является немецкая фирма Hamm. Дорожный каток Hamm отличается высокой производительностью, мощностью и удобством обслуживания.

Не отстает от них и фирма BOMAG.

Основные отрасли, использующие колесные тракторы.

Основной сегмент использования машин марки «Кировец» К 700, К701 остается за отраслями сельского хозяйства и дорожного строительства. Организации данной направленности лидируют в списках продаж колесных тракторов в их адрес. Действительно за годы эксплуатации крупногабаритные колесные механизмы данной марки зарекомендовали себя с положительных сторон. Базовая модель легко адаптируется под современное оборудование и начинку, позволяя тем самым увеличить рабочие характеристики, условия управляемости и комфорта. Данная марка колесных тракторов может с успехом использоваться в любых регионах страны.

Является ли трактор транспортным средством?

Чтобы узнать, распространены ли государственные правила дорожного движения на трактор , нужно понять, приравнивается ли сельхозмашина к транспортным средствам. В самой последней редакции изданных ПДД четко указано определение тракторов. Согласно им, хозяйственный агрегат можно считать транспортным средством. Как и другие самоходные механизмы и машины, хозяйственные трактора по закону относятся к группе механических средств передвижения.


Так как сельхозмашина относится к перечню транспортных средств, соответственно, ПДД на трактор распространяются в полной мере. Таким образом, знание принятых правил движения по общественным дорогам обязательно для всех людей, управляющих тракторами во время передвижения по этим путям.

Обязательна ли постановка на учет прицепа

Несмотря на то, что в прицепе отсутствует двигатель, он все равно относится к транспортным средствам и является участником дорожного движения. Это значит, что он должен подчиняться правилам ПДД для обеспечения безопасности на дороге. Эксплуатация прицепа без соответствующих документов запрещена.

Прицеп ставится на учет в ГИБДД также, как автомобиль. За исключением ситуаций, когда документ оформлять не нужно – в том случае, если прицеп не эксплуатируется или он находится в технически неисправном состоянии.

Какие виды тракторов бывают?

Существует отдельный вид транспортных средств. Это самоходная техника, к которой относятся машины для дорожных и сельскохозяйственных работ. В эту категорию входят безрельсовые ТС, обладающие собственным двигателем внутреннего сгорания объемом не менее 50 кубических см или электромотором с мощностью не менее 4 кВТ, а также независимым приводом. К этим видам автомобилей относят экскаваторы, погрузчики, снегоходы, тракторы. Трактор ― автомобиль сельскохозяйственного назначения, имеет различия по тяговым характеристикам. Учитывая особенности поверхности передвижения, различают колесные и гусеничные тракторы, легкие и тяжелые. Встречаются следующие группы сельскохозяйственной техники:

  • Мини-тракторы. Предназначены для обработки почвы небольших площадей, также могут использоваться и для перевозки грузов;
  • Универсальные агрегаты. Используются для широкого спектра сельхозработ, в том числе посева, полива, пахоты, складирования грузов;
  • Машины общего назначения. Предназначены для энергоемких работ, таких как культивация, вспахивание и прочие;
  • Специальная техника, имеющая конкретное специализированное направление. Сюда относят овощеводческие и хлопкообрабатывающие машины;
  • Агрегаты на самоходных шасси.

Управление трактором, как и иным самоходным транспортом, требует определенных навыков. Специфичность использования техники подразумевает ограниченные условия ее применения. В РФ правила выдачи удостоверения тракториста-машиниста регламентируются Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 № 796 и Постановлением от 06.05.2011 № 351. Согласно документам, к управлению трактором и иным транспортом специального назначения допускаются лица, имеющие специальное удостоверение, которое выдается органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин.

Промышленные тракторы

В отличие от сельскохозяйственных, промышленные тракторы обычно выполняются на гусеничном движителе. Такая спецтехника предназначена для проведения земельных и дорожно-строительных работ, но также может использоваться для манипуляции грузами.

Промышленные тракторы могут оснащаться как съёмных, так и стационарным навесным оборудованием. В последнем случае они также могут классифицироваться в качестве погрузчиков, бульдозеров и другой спецтехники.

Промышленные тракторы обычно классифицируются по специализации:

  • Универсальные (общего назначения). Используются для транспортировки грузов и проведения земельных работ. Пример – «Кировец К-708»;
  • Болотоходные. Используются для передвижения и эксплуатации на слабых грунтах, а также в мелиоративных работах. Пример – «ЧЗПТ Т10ПМБ»;
  • Специализированные. Тракторы, предназначенные для эксплуатации в определённых условиях. Это могут быть прокладка трубопроводов, подземные, земноводные и подводные работы. Примером последних служит Komatsu D155W, способный погружаться на глубину до 7 метров.

Источник изображения wikipedia.org

Ключевой особенностью промышленных тракторов служит сниженная скорость – вся мощность используется для обеспечения максимальной тяговой силы. Из-за этого они не являются самоходными – к месту работ эта спецтехника доставляется другими машинами. Навесное оборудование, как правило, гидравлическое – это обеспечивает не только повышенную мощность, но и точность позиционирования.

Классификация по габаритам

Размеры оборудования – важный, но малоинформативный метод классификации техники. Виды ТС по размерам:

1. Малогабаритные.

Преимущества – маневренность, компактность, низкий расход топлива..

2. Среднегабаритные.

ТС имеют стандартные размеры, отличаются производительностью. Модели зарекомендовали себя в малом, среднем бизнесе.

3. Крупногабаритные.

Преимущества – мощность, выполнение больших объемов работ, производительность. В сельском хозяйстве – это комбайн, на лесопилках – форвардер.

4.Негабаритные.

ТС, обладающие нестандартными габаритами, повышенной мощностью и грузоподъемностью, например большегрузные БелАЗы. По ПДД, негабаритная техника может передвигаться только по правилам.

Интересно! Самый большой самоходный экскаватор – «Bagger 293», длина которого 226 метров, в высоту он достигает размера дома в 30 этажей.Вариабельность габаритов машин помогает маневрировать и передвигаться по неровной местности, выполнять разные работы.

Что такое самоходная машина

Самоходная машина, чтобы считаться таковой, должна отвечать следующим требованиям:

  • передвигаться по земле;
  • иметь независимый привод (то есть, прицепы не подходят);
  • иметь двигатель внутреннего сгорания (бензиновый/дизельный неважно) объёмом больше 50 кубических сантиметров или электромотор мощность больше 4 киловатт.

Отдельно упомянуто, что в число «самоходок» входят и трактора.

Исключение – транспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/ч и различная боевая самоходная техника, принадлежащая Вооружённым Силам, а также прочим органам, которые обеспечивают безопасность государства (например, ФСБ).

Является ли самоходная машина транспортным средством

Безусловно. Это можно понять, прочитав тот же пункт 1 раздела 1 Правил. Ведь в определении самоходная машина прямо называется транспортным средством.

Какая категория нужна на трактор

Управление трактором- не такая легкая задача, как может показаться на первый взгляд. Для управлением таким транспортным средством требуется получение категории на трактор.

Работа трактористом оплачивается довольно хорошо, а потому многие желают узнать, какая категория нужна на трактор.

Категории тракторных прав имеют свою расшифровку, в правах машиниста-тракториста может быть обозначена одна или несколько из девяти существующих. Редакция издания «АвтоФемида» расскажет вам, какая категория нужна на трактор и где ее получить. Содержание Для эксплуатации спецтехники понадобится не просто получить специальные права машиниста-тракториста, но и узнать, какая категория нужна на экскаватор.

Вы сможете обучиться в специальной школе и получить удостоверение только после сдачи экзамена.

Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается только органами Гостехнадзора. Во всехостальных случаях получение удостоверения будет незаконным, а документ — поддельным. Для управления самоходной техникой необходимо получить удостоверение тракториста машиниста,которое имеет, в зависимости от вида машин, девять категорий.

Если вы не знаете, какие права нужны на экскаватор конкретной модели, стоит учесть ряд особенностей каждой существующей категории специальных удостоверений: B – открывает возможности эксплуатации малой гусеничной или колесной техники до 25.7 кВт мощности; C – служит для специализированных машин колесного типа с мощностью до 110.3 кВт;

Квадроцикл и снегоход

Теперь мы подошли к главному – ответу на вопрос, какие все-таки нужны права для управления квадроциклом и снегоходом. В подавляющем большинстве случаев и квадроцикл, и снегоход определяются как самоходные машины категории АI либо АII, на них выдается ПСМ, а это означает, что управления ими необходимо получить удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории. Если со снегоходом все ясно – он имеет мотоциклетную посадку и мотоциклетный руль, а значит однозначно попадает под определение внедорожного мототранспортного средства – для управления нужно удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией АI, то в случае с квадроциклом возможны варианты.

Дело в том, что в нормативных актах такого понятия как «квадроцикл» нет. Применяются такие термины «мотовездеход», «снегоболотоход» и «квадрицикл». Мотовездеходы и снегоболотоходы относятся к самоходным машинам категории АI либо, если рулевое управление и посадка на нем автомобильного типа – АII, в этом случае для управления потребуется удостоверение тракториста-машиниста, выдаваемое органами Гостехнадзора.

А вот квадрицикл является транспортным средством, поэтому для управления им достаточно обычного водительского удостоверения, выдаваемого ГИБДД. Что касается категории, то вообще квадрициклы отнесены к подкатегории В1. Если Вы имеете право управления ТС категории А (мотоциклы), то Вам разрешено управление квадрициклами с мотоциклетной посадкой и рулевым управлением. Если есть права категории В, то допускается управлять квадрициклами с автомобильным рулевым управлением и посадкой. Таким образом, чтобы управлять квадрициклом, достаточно иметь водительское удостоверение подкатегории В1 либо, в зависимости от типа посадки, категории А или В. Кстати, квадрицикл – это совсем не обязательно вездеход, например, мотоколяска СМЗ С3Д тоже является квадрициклом.

Определение трактора и прицепа

Узнать к какому виду транспорта относится трактор, можно в пункте 1,2 раздела 1 ПДД. По правилам, трактор входит в пул механических транспортных средств. Трактора выпускаются на гусеничном и на колесном ходу и интегрируются с прицепным оборудованием: борона, плуг, прицеп. Скорость трактора установлена в пределах 50 км/час в силу технических ограничений. Машина не предназначена для быстрой езды, ее инженерная особенность заключена в силе тяги. Этот показатель – основной при выборе для выполнения сельскохозяйственных работ и для транспортировки машин и орудий не способных перемещаться самостоятельно.

Прицеп вынесен в отдельную категорию в ПДД. В частности, прицеп – это транспортное средство, в котором нет двигателя, а передвижение возможно только вместе с механическим ТС. Данные устройства различаются максимальной грузоподъемностью и нагрузкой между прицепом и тягачом:

  1. Соединение с тягачом осуществляется сцепным устройством типа «крюк — петля». Масса перевозимых предметов полностью передается дороге, а соединение с тягачом необходимо для движения прицепа до пункта назначения груза.
  2. Полуприцеп через сцепное устройство соединяется с тягачом. Механизм называется сцепной «шкворень». В этом случае масса груза равномерно распределяется между тягачом и прицепом. Оборудование может двигаться только в связке с транспортным средством. Устойчивость полуприцепа, на время отсутствия тягача, обеспечивается стойками.
  3. Роспуск – это гибрид между прицепом и полуприцепом. Он нужен для транспортировки очень длинных грузов. Здесь нет платформы, есть только «коники», используемые для распределения массы перевозимого груза.

Типаж и класс трактора

Тракторы эксплуатируются практически во всех областях современной человеческой деятельности, выполняя самые разнообразные работы в различных условиях. Трактор выручает человека и при необходимости выполнения тяжелых физических работ, и при выполнении не совсем приятных и даже опасных производственных обязанностей.

Очевидно, что абсолютно универсальные машины, одинаково эффективно работающие в любых условиях эксплуатации и применимые для решения задач любого характера, создать практически невозможно, да и необходимости в этом нет. Ведь те тракторы, которые являются идеалом строителей или работников горнодобывающих отраслей совершенно не заинтересуют сельхозпроизводителей или работников коммунальных служб города. Поэтому в обиходе инженеров различных отраслей хозяйствования, использующих тракторы, появилась емкая классификационная формулировка — типаж тракторов.

Типажом называется совокупность типов и моделей технических средств с указанием их основных качественных показателей и предназначенных для выполнения определенного спектра хозяйственных работ. Исходя из этого определения, типаж тракторного парка включает все модели тракторов, находящиеся в эксплуатации и выпускаемые заводами-изготовителями, которые могут наиболее эффективно использоваться для решения конкретных задач хозяйственной деятельности. Чтобы было еще понятнее – бульдозер лучше всего использовать для выполнения дорожных или каких-либо грунтовых работ, малый колесный трактор типа «Беларусь» — для широкого спектра задач средней тяговой напряженности, К-701 и его близкие «родственники» — для выполнения тяжелых работ в любой сфере производства и т. д.

Классом в типаже называют совокупность моделей, имеющих одинаковые основные классификационные параметры.

Моделью принято называть конкретную конструкцию трактора. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную модель трактора в данном классе, имеющую специализированные модификации.

Модификация — модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая машина, и полностью унифицированная с ней. Модификация имеет отличающуюся от базовой машины компоновку или оснащается дополнительными механизмами, т. е. модификация не отличается от базовой модели по техническому потенциалу и возможностям. Попросту говоря, модификация – это видоизмененная базовая модель. Она может быть специализирована по назначению, но обязательно унифицирована с базовой моделью.

Марка трактора — условное кодовое название модели определенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для трактора слово и через черточку — цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.

В типаже тракторного парка каждый класс трактора представлен обычно не менее чем двумя моделями: одной — выпускаемой и второй — уже снятой с производства, но еще эксплуатирующейся в народном хозяйстве.

Номинальное тяговое усилие тракторов

В нашей стране за основной классификационный параметр тракторов принято номинальное тяговое усилие на крюке, поэтому такая классификация называется тяговой. Номинальное тяговое усилие зависит, в первую очередь, от типа ходовой системы и эксплуатационной массы трактора. Как показала практика, тяговое усилие является наиболее стабильным параметром, характеризующим возможности агрегатирования трактора с различными машинами и орудиями, имеющими разную ширину захвата и тяговые сопротивления. Во многих других странах за основной классификационный параметр тракторов принят такой показатель, как тяговая мощность двигателя (классификация ИСО). Этот параметр во многом зависит не только от типа движителя, но и от скорости машинно-тракторного агрегата (МТА), дорожных и почвенных условий и т. п., поэтому в нашей стране не применяется для классификации тракторов.

Номинальное тяговое усилие тракторов стандартизовано по тяговым классам в соответствии с ГОСТ 27021-86. Тяговый класс определяет основную характеристику трактора – максимальный уровень тягового усилия, которое может развить машина. При этом учитываются условия, в которых тяговый класс трактора может быть определен. Ведь не одно и то же развивать тягу по сырому лугу или болотистой местности, по песку или твердому сухому грунту. Поэтому тяговый класс трактора измеряется в строго нормированных условиях. Трактора сельскохозяйственного (общего) назначения классифицируются по тяговому усилию, развиваемому при следующих условиях испытания:

  • Тип грунта – стерня колосовых культур;
  • Влажность грунта – 20…30%;
  • Твердость грунта – нормальная;
  • Допускаемое буксование: 16% – для колесных не полноприводных машин (4×2); 14% – для колесных полноприводных машин (4×4); 3% – для гусеничных тракторов.

Тяговый класс тракторов указывается цифрой, обозначающей тяговое усилие в тонно-силах (тс). Иногда встречается указание класса в килоньютонах (кН). Переводить одну величину в другую вовсе не сложно: в 1 кН — приблизительно 0,1 тс. Исходя из этого можно понять, что класс трактора 14 кН соответствует классу 1,4 в тонно-силах.

В каждом тяговом классе существуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация тракторов.

В основу построения типажа положена возможность частичного перекрытия диапазонов тяговых возможностей тракторов в смежных классах при оптимальном минимально обоснованном количественном составе моделей в каждом классе.

Тракторы, в зависимости от своей конструкции, подразделяются на девять классов (за исключением промышленных бульдозеров), характеризующих номинальное тяговое усилие. Номинальное тяговое усилие трактора — это наибольшая производительность трактора на стерне средней твердости и влажности. По величине номинального тягового усилия (выраженного в тоннах или кН) сельскохозяйственные тракторы делятся на классы: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8 и ряд модификаций. Тракторы тягового класса 8 находят применение в лесных и лесозаготовительных работах; в сельскохозяйственном производстве практически не применяются.

Тяговые классы и соответствующее им номинальное тяговое усилие приведены в таблице 1.

Таблица 1. Классификация тракторов по тяговому усилию (1 кН = 0,1 тс)

Тяговый класс Номинальное тяговое усилие, кН Примеры тракторов данного класса
0,2 1,8. ..5,4 Дистанционно управляемые мотоблоки
0,6 5,4…8,1 МТЗ-082, МТЗ-08К
0,9 8,1…12,6 Т-25, Т-30, ХТЗ-2511, Т-16, СШ-25, ТТз-30
1,4 12,6…18 ЛТЗ-55, Т-28, ВТЗ-45, Т-40
2 18…27 МТЗ-80, МТЗ-82, ЛТЗ-60, ЮМЗ-6, Беларус-921, JD6020/JD5020, AGCO MF3600/ MF3400
3 27…36 МТЗ-1221, ЛТЗ-155, JD 6020, 6130D, New Holland T6050 «Delta», Case IH «Maxxum» 125, Deutz Agrofarm 430
4 36…45 ДТ-75, ДТ-175, ВТ-100, ВТ-130, Т-150, ХТЗ-180, ХТЗ-200, МТЗ-1523, JD 6…
5 45…54 Т-4А, МТЗ-2103, МТЗ-1523, New Holland 7…, JD 7…
6 54…72 К-701, К-700, К-744, МТЗ-3023, Buhler 2000, JD 8050, Case «Magnum»/STX
7-8 72…108 К-744Р4, «Versatile» 535, А 7360

К тяговому классу 0,1 относятся мотоблоки на базе одноосного шасси и управляемые при помощи штанговых рычагов оператором, идущим рядом с мотоблоком. Такие крошки-трактора используются, преимущественно, в личных подсобных хозяйствах граждан.

Минитракторы тягового класса 0,2 (МТЗ-082, МТЗ-08К и т. д.) используется для выполнения работ в небольших фермерских хозяйствах. Минитрактора данного класса можно оснащать косилкой, культиватором, плугом, тележкой и другим оборудованием, разработанным специально для них. Минитрактор или садовый трактор — это универсальный сельскохозяйственный агрегат, оснащенный гусеничным движителем или двухосным колесным шасси.

Самоходные шасси и тракторы тягового класса 0,6 (Т-25, Т-30, ХТЗ-2511, Т-16, СШ-25, ТТз-30) — используются для предпосевной и междурядной обработки, посадки овощных культур, посева и ухода за ним, уборки сена, для выполнения транспортных работ и качестве привода для стационарных машин.

Тракторы тягового класса 0,9 (ЛТЗ-55, Т-28, ВТЗ-45, Т-40) — применяются практически во всех сельскохозяйственных работах благодаря реверсивному ходу, широкому диапазону передач и регулируемой колее колес.

Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80, МТЗ-82, ЛТЗ-60, ЮМЗ-6, Беларус-921 и т. д.) наиболее широко используются для уборки и возделывания овощных и технических культур. Оснащенные навесным, полунавесным или прицепным оборудованием, трактора данного класса могут использоваться для вспашки, боронования, культивации, посадки, посева, заготовки кормов, междурядной обработки, перевозки грузов, разбрасывания удобрений и для привода в действие стационарных агрегатов.

Среди импортных тракторов этого класса наибольшей популярностью у российских сельскохозяйственных производителей пользуются американские модели фирм John Deere: JD6020/JD5020, AGCO MF3600/ MF3400, а также тракторы германской фирмы Deutz-Fahr, китайские тракторы Dong Feng, Xingtai и другие.

Тракторы тягового класса 2 (МТЗ-1221, ЛТЗ-155 и т. д.) используются для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ средней энергоемкости.

В последние годы на наших полях можно встретить американские тракторы John Deere 6020, 6130D, New Holland T6050 Delta; английские Case IH Maxxum 125 и германские Deutz Agrofarm 430, которые по тяговому усилию соответствуют стандартам тягового класса 2.

Тракторы тягового класса 3 (ДТ-75, ДТ-175, ВТ-100, ВТ-130, Т-150, ХТЗ-180, ХТЗ-200, МТЗ-1523) используются для основной обработки почвы, выполнения транспортных работ, посева и уборки урожая. Колесные тракторы данного класса имеют, как правило, все ведущие колеса одинаковые по размеру. Из импортных новинок к этому тяговому классу можно отнести John Deere серии 6.

Тракторы тягового класса 4 (Т-4А, МТЗ-2103, МТЗ-1523) используются для выполнения энергоемких работ на полях большой площади. Сюда можно отнести тракторы седьмой серии американских фирм New Holland и John Deere.

Тракторы тягового класса 5 (К-701, К-700, К-744, МТЗ-3023 и т. п.) — применяются для вспашки, лущения стерни, культивации и посева на большой площади поля. Кроме того, трактора данного класса могут использоваться для снегозадержания и транспортировки тяжелых грузов. Мощность двигателя тракторов составляет порядка 350 л.с. Что касается зарубежных представителей, то к тяговому классу 5 можно отнести трактора: Buhler 2000, John Deere 8050 и Case Magnum/STX.

Тракторы тягового класса 6 (гусеничный трактор Т-170М) — используются для работы на полях большой площади, где требуется выполнение энергоемких работ таких, как мелиорация. Зарубежные модели тракторов тягового класса 6: Case IH (серий STX380, 430, 480 и 530) и John Deere серий 9430 и 9420.

***

Перевод физических тракторов в условные эталонные тракторы

При выполнении планово-проектных расчетов технической службы и составлении технологических карт возделывания сельскохозяйственных культур для упрощения вычислений применяют перевод физических (фактических) единиц тракторов в условные эталонные тракторы. При этом погрешность вычислений считается допустимой, а объем вычислительных работ значительно снижается. Для того, чтобы перевести трактор какой-либо марки и модели в условный эталонный трактор используются коэффициенты, учитывающие отклонение основных параметров физического трактора от базового, которым условно считаются трактора тягового класса 3 (ДТ-75 и т.п.). Коэффициент перевода в условные (эталонные) тракторы численно равен часовой выработке в условных эталонных гектарах.

При расчетах объём работ по операциям, выполняемым тракторами, записывается в физических единицах, а после переводится в условную (эталонную) обработанную земельную площадь (пашню) в условных эталонных гектарах.

Условный эталонный гектар – это единица измерения и исчисления работ, выполненных тракторами, в перерасчете на пашню. За условный эталонный гектар принята вспашка 1 га на глубину 20-22 см при удельном опоре плуга с стандартными корпусами – 0,5 кг/см2 и плотности с влагой 20-22%, длиной гона 800 м, высота над уровнем моря 200 м, прямоугольная конфигурация поля, отсутствие каменистостей и препятствий, ровный рельеф.

Ниже приведена таблица коэффициентов, применяемых для перевода физических тракторов в условные эталонные тракторы. В таблице приведены марки и модели тракторов, широко используемых на сельскохозяйственных работах российскими сельхозпроизводителями.

Таблица 2. Коэффициенты перевода физических тракторов в условные эталонные тракторы

Марка трактора Коэффициент перевода в условные (эталонные) тракторы
ДТ-75, Т-75, Т-74, ДТ-75Б 1,00
ДТ-75М 1,10
К-701, К-744Р-1, Case 285 Magnum МХ 2,70
К-700А 2,40
К-700 2,10
Т-150, Т-150К 1,85
Т-170 2,10
Т-4А 1,45
Т-100, Т-100М, Т-100Б, С-100 1,34
Т-4 1,33
МТЗ-80, МТЗ-80Х 0,70
Т-54Л, Т-54В, Т-54С 0,69
МТЗ-50П 0,53
Т-40 0,48
Т-40А, Т-40АН 0,50
Т-25 0,30
МТЗ-82 0,73
МТЗ-52Л, МТЗ-52 0,58
Т-16М 0,22
Т-16 0,20
МТЗ-50ПЛ, МТЗ-50Л, МТЗ-50, МТЗ-50М 0,55
Т-38 0,57
Т-50В 0,64
ЮМЗ-6Л, ЗТМ-60, ПЭА-1 0,60
Buhler Versatile 2290 (290 л.с) 2,61
Buhler Versatile 2335 (335 л.с.) 3,02
Buhler Versatile 2360 (360 л.с.) 3,24
Buhler Versatile 2375 (375 л.с.) 3,38
Buhler Versatile 2425 (425 л.с.) 3,83
Buhler Versatile 435 (435 л.с.) 3,90
Buhler Versatile 485 (485 л.с.) 4,36
Buhler Versatile 535 (535 л.с.) 4,82
John Deere 7800 (150 л.с.) 1,85
John Deere 8420 (270 л.с.) 2,59
John Deere 9420 (425 л.с.) 3,83
John Deere 9520 (450 л.с.) 4,05
John Deere 9620 (500 л.с.) 4,50
МТЗ-1221 (130 л.с.) 1,40
New Holland Т9000 (535 л.с.) 4,82
New Holland 9030 3,38
New Holland 9040 4,00
New Holland 9505 4,00
МТЗ 3022 2,40
МТЗ 9223 0.74
Foton 1254 1,40
Case 385 2,70
Case 310 3.40
Case 530 4,80
Acros 590 2,40

На этой странице приведены коэффициенты перевода физических комбайнов в условные эталонные единицы.

***

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]