Работа компании Техника Для Склада в апреле 2020 года
Увеличиваем вместимость Вашего склада на 50%
Вышки LEMA со скидкой 10%!
Самоходные штабелеры LemaZowell дешевле на 15%!
Скидка до 50% на колеса для тележек
Паллетные стеллажи от 1037р. за паллетоместо
Согласно ст. 258 Налогового Кодекса Российской Федерации, дополнительно учитывая классификацию основных средств (классификация утверждена Правительственным Постановлением № 1 от 01.01.2002г.) при введении объектов основных средств (ОС) в пользование, налогоплательщик устанавливает срок их полезного использования самостоятельно. Амортизационная группа основных средств определяется в соответствии с полезным сроком использования.
Полезный срок использования амортизационной группы
Устанавливая полезный срок использования для различных видов складского оборудования можно применять соответствующие коды:
для штабелеров может быть использован код ОКОФ 14 2921030 /3/, — «погрузочно-разгрузочное оборудование и машины, оборудование для лабораторий, транспортное и сельскохозяйственное оборудование», который соответствует коду 14 2921030 классификации основных средств раздела «Машины и оборудование», это третья амортизационная группа (имущество, имеющее срок полезного использования более 3 — 5 лет, включая этот срок);
для электропогрузчиков – может быть использован ОКОФ 15 3599030 /9/ — «транспортные внутриобъектовые средства, имеющие в основе электрическую тягу (электрокары, электротележки, электропогрузчики и др.), которые соответствуют коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации основных средств раздела «Транспортные Средства», это третья амортизационная группа (имущество, имеющее полезные сроки использования 3 — 5 лет включая этот срок).
Внимание! Последовательность операций при определении полезного срока использования, как правило, закрепляется в учетной политике организации, так как является ее неотъемлемой составляющей.
ОКОФ 330.28.92.26.110 — Экскаваторы самоходные одноковшовые
ОКОФ 330.28.92.26.110 — Экскаваторы самоходные одноковшовые
- ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
- 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
- 330.00.00.00.000 — Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
- 330.28 — Машины и оборудование, не включенные в другие группировки
- 330.28.9 — Оборудование специального назначения прочее
- 330.28.92 — Оборудование для добычи полезных ископаемых подземным и открытым способами и строительства
- 330.28.92.2 — Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки)
- 330.28.92.26 — Экскаваторы одноковшовые и ковшовые погрузчики самоходные с поворотом кабины на 360° (полноповоротные машины), кроме фронтальных одноковшовых погрузчиков
- 330.28.92.26.110 — Экскаваторы самоходные одноковшовые
330.28.92.26.110 — Экскаваторы самоходные одноковшовые
Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014 Код: 330.28.92.26.110 Наименование: Экскаваторы самоходные одноковшовые Дочерних элементов: 0 Амортизационных групп: 1 Прямых переходных ключей: 4
Подгруппировки
Группировка 330.28.92.26.110 в ОКОФ является конечной и не содержит подгруппировок.
Амортизационные группы
В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 330.28.92.26.110 числится в следующих группах:
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
Четвертая группа | Машины и оборудование | имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно | — |
Переходные ключи
Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:
ОКОФ ОК 013-94 | ОКОФ ОК 013-2014 | ||
Код | Наименование | Код | Наименование |
142924152 | Экскаваторы одноковшовые с ковшом емкостью 4 куб. м и свыше | 330.28.92.26.110 | Экскаваторы самоходные одноковшовые |
142924331 | Экскаваторы одноковшовые на гусеничном ходу | ||
142924332 | Экскаваторы одноковшовые на пневмоколесном ходу | ||
142924333 | Экскаваторы одноковшовые на уширенном гусеничном ходу |
Печатать
© 2022 okof2.ru — Общероссийский классификатор основных фондов с расшифровкой и поиском
Классификатор основных средств. Что изменилось?
Основные средства (ОС) организации в зависимости от срока полезного использования (СПИ) для целей налогообложения прибыли относят к той или иной амортизационной группе (п. 1 ст. 258 НК РФ). Срок полезного использования ОС организация определяет сама с учетом классификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (Постановление № 1).
В 2022 году изменились все амортизационные группы классификации, кроме первой. Изменения действуют на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Больше всего поправок — в подразделе «Сооружения и передаточные устройства» второй-десятой групп. Расширен перечень основных средств подраздела «Машины и оборудование» второй и девятой групп.
Классификатор основных средств по амортизационным группам с примерами ОС:
Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), по которому определяют амортизационную группу ОС, — без изменений. С 1 января 2017 года действует ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст. Этот же классификатор будет действовать в 2022 году.
К какой амортизационной группе отнести фронтальный погрузчик?
Добрый день! Приобретаем по договору лизинга Фронтальный погрузчик XCMG LW300FN. Подходящий окоф для данной позиции 3330.28.92.25 — Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные, не относятся ни к одной амортизационной группе. Лизингодатель,если ОС поставить на его баланс, планирует отнести его к 9-й амморт.группе , вероятно, руководствуясь Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», там есть такая позиция 330.28.92 Оборудование для добычи полезных ископаемых подземным и открытым способами и строительства с примечанием — драги ( комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат), что совершенно не подходит для данного ОС. Лизинговая сослалась на ответ аудитора,что сейчас погрузчики относят к 9й ам.группе. Подобный вопрос уже поднимался на форуме, там рассматривалась 4-я ам.группа,к которой относятся погрузчики, КРОМЕ фронтальных одноковшовых погрузчиков,т.е. тоже не подходит.Находила на других сайтах (статьи старые, еще со старыми окоф) ,что данные погрузчики относятся к 5-й ам.группе, но без особых обоснований.Вопрос: может кто-то в ближайшее время принимал к учету подобное ОС и владеет информацией с обоснованием, к какой ам.группе отнести фронтальный погрузчик. Помогите, пожалуйста. Буду благодарна за ответ
Как определить срок полезного использования ОС
Этап 1 — установите амортизационную группу основного средства по классификации, утвержденной Постановлением № 1
Классификация ОС — это таблица, в которой для каждой амортизационной группы перечислены наименования входящих в нее ОС и соответствующие коды Общероссийского классификатора основных фондов.
Для целей налогового учета по классификации ОС определяют:
- амортизационную группу, к которой относится ОС. Все амортизируемое имущество объединяется в 10 амортизационных групп в зависимости от срока полезного использования имущества (п. 3 ст. 258 НК РФ). Амортизационные группы также важны для того, чтобы определить размер амортизационной премии, которая может быть применена по конкретному ОС;
- срок полезного использования должен быть в установленных для каждой амортизационной группы пределах (Письмо Минфина России от 06.07.2016 № 03-05-05-01/39563). Выбирайте любой срок в пределах СПИ, например наименьший, чтобы быстрее списать стоимость ОС на расходы (Письмо Минфина РФ от 06.07.2016 № 03-05-05-01/39563).
В классификации можно установить целую группу ОС. Расшифровка группы представлена в ОКОФ.
Определите амортизационную группу основного средства так:
- В первой графе ОКОФ найдите вид имущества, к которому относится ОС (9 цифр).
- Проверьте в первой графе классификации ОС код, указанный в ОКОФ.
- Если есть код в классификации ОС, посмотрите, к какой амортизационной группе ОС относится.
ОКОФ 330.28.22.15.120 — Погрузчики прочие
ОКОФ 330.28.22.15.120 — Погрузчики прочие
- ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
- 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
- 330.00.00.00.000 — Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
- 330.28 — Машины и оборудование, не включенные в другие группировки
- 330.28.2 — Машины и оборудование общего назначения прочие
- 330.28.22.1 — Оборудование подъемно-транспортное
- 330.28.22.15 — Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций
- 330.28.22.15.120 — Погрузчики прочие
330.28.22.15.120 — Погрузчики прочие
Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014 Код: 330.28.22.15.120 Наименование: Погрузчики прочие Дочерних элементов: 0 Амортизационных групп: 1 Прямых переходных ключей: 8
Является ли автопогрузчик основным средством?
Согласно п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ имущество признается амортизируемым объектом основных средств, если:
- находится у налогоплательщика на праве собственности;
- используется для извлечения дохода в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией;
- его стоимость погашается путем начисления амортизации;
- срок его полезного использования составляет более 12 месяцев, а первоначальная стоимость — более 40 000 руб.
Автопогрузчик вполне соответствует перечисленным критериям. Возможность его отнесения к основным средствам подтверждается и тем фактом, что автопогрузчики являются объектом классификации в ОКОФ . Они включены в подраздел «Машины и оборудование» (код 14 0000000) под кодом 14 2915540. Кроме того, в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы , с учетом которой налогоплательщики определяют срок полезного использования объектов основных средств, автопогрузчики отнесены к четвертой амортизационной группе. В указанную группу включается имущество со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.
Обоснование
К 4-й группе основных средств относятся (Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
С 01.01.2017
До 01.01.1017
Код ОКОФ 14 2915070 Средства подъемно-транспортные прочие (автопогрузчики). В этот класс основных средств включаются следующие виды:
14 2915070 Оборудование подъемно — транспортное прочее
14 2915540 Автопогрузчики
14 2915541 Автопогрузчики для погрузочно — разгрузочных работ и штабелирования длинномерных грузов
14 2915542 Автопогрузчики специальные
14 2915549 Автопогрузчики прочие
Пример из судебной практики
Автопогрузчик сельскохозяйственный Manitou Maniscopic MLT-X 735 T LSU относится к 4-й амортизационной группе (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2017 N Ф04-2570/2017 по делу N А70-12797/2016, Определением Верховного Суда РФ от 25.10.2017 N 304-КГ17-15109 отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ)
С какого момента начисляется амортизация?
Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ в соответствии с установленными сроками полезного использования амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам. При этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию соответствующего объекта. Таким образом, автопогрузчик включается в четвертую амортизационную группу на дату его ввода в эксплуатацию. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (включен в соответствующую амортизационную группу), начинается начисление амортизации (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Отметим, что в отношении автопогрузчика не действует п. 11 ст. 258 НК РФ, согласно которому основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Речь идет о государственной регистрации прав на имущество. В силу ст. 131 ГК РФ госрегистрации подлежат права на недвижимое имущество. Что касается прав на движимое имущество, их регистрировать не надо, за исключением случаев, указанных в законе. Регистрировать сделку с автопогрузчиком закон не требует. В то же время необходимо помнить: сам автопогрузчик (рабочий объем двигателя внутреннего сгорания которого составляет более 50 куб. см (0,05 л)), несмотря на то что он не предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежит государственной регистрации в органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, требующих внесения изменений в регистрационные данные. Это требование установлено Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Амортизационные группы автотранспортных средств
Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:
- III — свыше 3 до 5 лет включительно;
- IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
- V — свыше 7 до 10 лет включительно.
Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:
Амортизационная группа | Наименование автотранспортного средства |
III | Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л); Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно; Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т |
IV | Автомобили легковые малого класса для инвалидов; Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автобусы дальнего следования; Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно; Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы); Автокатафалки; Автобетоновозы; Автолесовозы; Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог |
V | Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса; Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т; Автомобили-тягачи седельные; Автогидроподъемники; Мусоровозы |
Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.
А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?
В автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.
Электропогрузчики и штабелеры — «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.
Особенности учета и налогообложения самоходной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации самоходной техники?
В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.
1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров
При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее — ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее — СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.
На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:
- для штабелеров
— код ОКОФ
14 2921030
/3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду
14 2921030
классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно); - для электропогрузчиков
— код ОКОФ
15 3599030
/9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду
15 3599301
«электропогрузчики» классификации ОС раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).
Обратите внимание: порядок определения СПИ должен быть закреплен в учетной политике организации. Это обязательный ее элемент.
2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах
Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.
Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее — Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины
с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см.
или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт
, принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).
Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники.
К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть? Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.
Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.
Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию самоходной техники, мощность которой превышает 4 кВт?
В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее — органы гостехнадзора).
На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.
Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.
Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).
Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи
.
Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).
Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)
Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)
3. Транспортный налог
Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог? Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины
и другие транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства),
зарегистрированные
в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09
«…следует учитывать, что понятие «транспортное средство» для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются самоходные машины
и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу,
зарегистрированные
в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, самоходные машины
и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу,
зарегистрированные
в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств,
являются объектом обложения транспортным налогом
».
Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)»
в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.
В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт)
.
Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.
4.
Налоговые и административные последствия
Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.
В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.
Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски
. Их мы рассмотрим подробно.
Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.
Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод — да, такие основания есть.
Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им
для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика
.
Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?
Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.
Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается
.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин
, введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.
На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным
условием для регистрации этих машин и
допуска их к эксплуатации
.
Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности самоходную технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.
Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования
в целях производственной деятельности предприятия.
Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.
Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.
Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.
Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).
При этом, проверяющие руководствовались следующим:
«…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать
транспортное средство в производственных целях
при наличии допуска к эксплуатации
, и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.
…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд…
Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01», признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.
… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, наличие регистрации
является в данном случае
необходимымусловием для эксплуатации
обществом транспортного средства».
Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.
Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:
- взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;
- налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.
Изучив материалы дела, суды приняли сторону налогоплательщика, указав следующее:
«….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.
Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку — 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».
Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.
Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам.
Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.
Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики. При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ
».
Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.
Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.
Выражаю надежду, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.
Для расчета амортизации линейным способом нужно знать:
- первоначальную стоимость основного средства (восстановительную , если объект переоценивался). Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице .
- срок его полезного использования.
Сначала определите годовую норму амортизации. Для этого используйте формулу:
Затем рассчитайте годовую сумму амортизации. Для этого используйте формулу:
Сумма амортизации, которую нужно начислять ежемесячно, составляет 1/12 годовой суммы.
Такой порядок предусмотрен пунктом 19 ПБУ 6/01.
Линейный метод начисления амортизации применяется и в налоговом учете. Об особенностях его использования см. Как рассчитать амортизацию основных средств линейным методом в налоговом учете .
Главбух советует: алгоритмы расчета норм амортизации для линейного метода в бухгалтерском и налоговом учете несколько различаются. В налоговом учете сразу определяется месячная норма. В бухучете сначала рассчитывается годовая норма и сумма амортизации, а потом сумма, которая начисляется ежемесячно (1/12 годовой амортизации). Из-за округлений суммы амортизации, рассчитанные в бухгалтерском и налоговом учете, могут различаться. Чтобы избежать этого, в бухучете определяйте показатель «Годовая норма амортизации» с максимальным количеством знаков после запятой (не менее четырех).
Пример расчета амортизации линейным способом
ЗАО «Альфа» приобрело автопогрузчик. Первоначальная стоимость погрузчика, сформированная в бухгалтерском и налоговом учете, одинакова и составляет 500 000 руб. Сроки полезного использования основных средств «Альфа» определяет по Классификации , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 . Погрузчик относится к четвертой амортизационной группе. При вводе основного средства в эксплуатацию был установлен срок его полезного использования – 6 лет (72 месяца). Согласно учетной политике в бухгалтерском и налоговом учете амортизация по основным средствам начисляется линейным способом.
По правилам налогового учета ежемесячная норма амортизации погрузчика равна: 1: 72 мес. × 100% = 1,3889%.
Ежемесячная сумма амортизации составила: 500 000 руб. × 1,3889% = 6945 руб.
По правилам бухучета годовая норма амортизации по автомобилю составила: (1: 6 лет) × 100% = 17%.
Годовая сумма амортизационных отчислений будет равна: 500 000 руб. × 17% = 85 000 руб.
Месячная сумма амортизации составила: 85 000 руб. : 12 мес. = 7083 руб.
Чтобы избежать разницы между месячной суммой амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, бухгалтер «Альфы» более точно определил годовую норму амортизации погрузчика: (1: 6 лет) × 100% = 16,6667%.
В этом случае годовая сумма амортизационных отчислений составляет: 500 000 руб. × 16,6667% = 83 334 руб.
Месячная сумма амортизации равна: 83 334 руб. : 12 мес. = 6945 руб.
При таком подходе месячные суммы амортизации погрузчика, начисленные в бухгалтерском и налоговом учете, будут равны.
Автопогрузчик: как учесть расходы?
264 НК РФ расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) относятся к учитываемым в целях налогообложения прибыли прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако автопогрузчик не является транспортом, поэтому эта норма в нашем случае не применяется. В то же время в п. 1 ст. 264 приведен открытый перечень затрат. Кроме того, согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются затраты на приобретение материалов, используемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели). По мнению чиновников, расходы на приобретение ГСМ также могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ как затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, затраты на трансформацию и передачу энергии (Письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, ФНС России от 16.07.2010 N ШС-37-3/6848). Поэтому расходы на топливо для автопогрузчика вполне можно учесть в целях исчисления налога на прибыль, но только при условии соблюдения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.
Напомним, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением указанных в ст. 270 НК РФ. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. К обоснованным относятся экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (другими словами, экономически оправдан должен быть размер расходов), а к документально подтвержденным — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Также документальным подтверждением признаются документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (в том числе таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной в соответствии с договором работе).
Документальное подтверждение расходов
Что означает фраза «документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ»? В ст. 313 НК РФ сказано: налоговым учетом является система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. В качестве подтверждения данных налогового учета выступают в том числе первичные учетные документы. В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Отсюда Минфин сделал вывод: одни и те же первичные учетные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета (Письмо от 16.11.2010 N 03-03-06/1/726). Также финансисты напомнили, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а если соответствующая форма документа в альбоме не предусмотрена, документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 вышеуказанного Закона.
Экономическое оправдание расходов
Как экономически оправдать размер расходов на топливо для автопогрузчика? В случае с автомобильным транспортом чиновники настаивают на том, что при определении обоснованности затрат на приобретение топлива необходимо учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (Письма Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/157, УФНС по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268). Указанные Рекомендации предназначены для лиц, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. Среди прочего в Рекомендациях приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения, а также специальных автомобилей. При этом базовая норма приводится в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства (л/100 км). Что касается автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, чиновники предлагают руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
Введены в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
По мнению автора, предприятие пищевой промышленности в целях экономического обоснования расходов на топливо может воспользоваться технической документацией на автопогрузчик, если таковая содержит данные о предполагаемом расходе соответствующего топлива в час. Если таких сведений нет (либо по желанию), можно провести «испытания» и разработать свои нормы (специально созданной комиссией), утвердив их приказом руководителя.