Гусеничные краны: по-прежнему универсальные и надежные


«Европейцы» и «американцы»

Первый гусеничный

Австрийский производитель гидравлических краноманипуляторных установок PALFINGER выпустил свой первый кран на гусеничном шасси. Впервые PALFINGER Crawler Crane PCC был представлен широкой публике в сентябре 2022 г. Первоначально в линейке было три модели с грузовым моментом от 50 до 150 тм. Назначение такой машины – работать в труднодоступной местности, там, где кран на автомобильном шасси застрянет и не сможет работать.

Новая машина сконструирована по модульному принципу и состоит из трех составных частей: гусеничная ходовая часть, крановая установка и противовес.

Гусеничный кран РСС на 400 мм ýже стандартного грузовика и, как заявляется, способен работать на склонах с уклоном до 60%. Стрела крана шарнирно-сочлененная (или коленчатая), складная, как и все стрелы кранов PALFINGER. Благодаря этому места, где рабочее пространство ограничено, промышленные помещения – еще одна потенциальная сфера использования этих кранов новой серии. Одно из основных преимуществ кранов данного типа в том, что они могут легко и быстро переезжать на новое место на строительной площадке.

Компания-производитель заявляет, что гусеничная ходовая часть и крановая установка могут управляться, транспортироваться и работать отдельно друг от друга. Это удобно в ситуациях, когда имеются ограничения по массе крана. Крановая установка может использовать свои аутригеры для передвижения, когда работает отдельно от гусеничной ходовой, специалисты PALFINGER называют такой способ передвижения shifting («перемещение»). Возможен также монтаж крановой установки на транспортном грузовике. Установке РСС требуется минимальное пространство по ширине 2 м и высота при движении 2,2 м. Кроме того, для движения по строительным площадкам в местах, где пространства недостаточно, крановая установка может использовать shifting (перемещение крана только c помощью своих аутригеров). Крановая установка может доставляться на стройку в контейнере. На неровной поверхности за счет перемещения аутригеров по вертикали можно установить кран ровно на площадке с уклоном до 20°.

PALFINGER предлагает три версии крановой установки: PCC 57.002 с максимальным вылетом 29,5 м, максимальной высотой подъема 32 м и грузоподъемностью 17,9 т. Мод. PCC 71.002 с вылетом 31,6 м, высотой подъема 34 м и г/п 19,1 т. Самая большая из трех мод. PCC 115.002 имеет вылет 33,3 м, высоту подъема 35,8 м и г/п 30 т. Две бóльшие модели уже в продаже, а PCC 57.002 выйдет на рынок во II квартале 2019 г.

Каждый новый совершеннее предыдущего

Взяв за основу гусеничный кран HC 110, инженеры компании Terex разработали новую мод. HC 120 г/п 109 т, со стрелой длиной 70,1 м и максимальной длиной стрелы с удлинителями 86,6 м, с двигателем мощностью 250 л.с. (185 кВт). Также предлагаются удлинители стрелы – фиксированный и наклоняемый, которые могут устанавливаться вместе. Ширина башмаков гусениц – 914 мм. Скорость движения машины – 0,96 и 1,5 км/ч. Кран способен работать на уклонах до 17°.

Двухскоростная лебедка позволяет оператору выбирать оптимальную скорость и мощность для любых условий работы. Имеется система гашения скорости и толчков в конце подъ­ема- опускания груза и стрелы.

По сравнению с предыдущей моделью транспортировка мод. HC 120 обходится дешевле, ее проще подготовить к работе, она дешевле в эксплуатации. Кран комплектуется кабиной новой конструкции шириной 0,94 м с улучшенной звукоизоляцией и обзором через окна изогнутой формы от пола до потолка. В кабине есть кондиционер, регулируемое сиденье, индикаторы вращения лебедок, интер­активный экран с указателем грузового момента, оператор может задавать различные формы предоставления данных на экране. Температурный диапазон работы компонентов гидросистемы составляет от –20 до +95 °С. Гидравлическая система снятия противовеса (состоит из 5 грузов) позволяет обходиться без болтов крепления, упрощает и ускоряет процесс установки/ снятия противовеса. Противовес расположен ниже, чем у предыдущей модели. Электронная система управления HC 120 также усовершенствована, автоматически контролируется грузовой момент и ровное положение машины. Машина удобна для транспортировки: габаритная ширина – 3,66 м, габаритная высота – 3,28 м.

Гусеничный кран высокой грузоподъемности

Компания Liebherr со штаб-квартирой в Швейцарии выпустила новый гусеничный кран мод. LR 1800-1.0 г/п 800 т. Как заявляется, новый кран разрабатывался как машина, способная обеспечить высокую грузоподъемность при низкой стоимости транспортировки. Кран оснащен гуськом с изменяемым вылетом и деррик-системой, что дает возможность использовать его в промышленности. LR 1800 является в настоящий момент самым мощным гусеничным краном на мировом рынке с шириной гусеничного шасси не более 3 м.

В наименование модели компания ввела новый для гусеничных кранов индекс: цифру с дефисом «-1», что означает «первая модель 800-тонного гусеничного крана». Цифра «0» в самом конце после точки означает первую версию. После крупных технических модернизаций для обозначения следующих версий 0 будет меняться на 1, 2 и т. д. Базовая машина имеет габаритную ширину 3 м. Как утверждают специалисты Liebherr, увеличенная высота конструкции обеспечивает жесткость крана. Система быстросъемных соединений (Quick Connection), позволяющая демонтировать верх поворотной платформы в целях экономии транспортных расходов, включена в серийную комплектацию.

Стреловая система состоит из трех решетчатых секций, которые вкладываются одна в другую при перевозке. В стандартной конфигурации основная стрела и гусек имеют длину 84 м каждый. В нижней части основной стрелы находятся решетчатые секции (большого размера). Решетчатые секции среднего размера составляют верхнюю часть основной стрелы и нижнюю часть гуська, из решетчатых секций малого размера состоит верхняя часть гуська. Длина стандартной стрелы может быть увеличена до 102 м плюс еще 102 м гусек.

Кран комплектуется системой Liebherr VarioTray. Благодаря этой системе после подъ­ема решетчатой стрелы с деррик-балластом часть плит балласта можно легко и быстро снять, достаточно лишь извлечь пальцы крепления. В большинстве случаев для подъемных работ при положениях стрелы, близких к вертикальному, требуется лишь небольшая часть балластных грузов. Таким образом, система VarioTray облегчает и упрощает трудоемкие операции установки и съема балластных грузов.

Для подвесного балласта в конструкции LR 1800-1.0 применяется направляющая нового типа: откидная рама, положение которой регулируется с помощью гидравлического привода, позволяет регулировать радиус балласта до 23 м. Это означает, что неподвижная жесткая направляющая для больших радиусов теперь не нужна. Балластные грузы стандартные, как на других кранах Liebherr, 10-тонные. Кран LR 1800-1.0 работает с максимальным балластом поворотной платформы 230 т, центральным балластом 70 т и балластом деррика до 400 т.

С демонтированными гусеницами транспортная масса крана составляет менее 45 т. В стандартной комплектации ширина башмаков гусеничной ленты составляет 2 м, чтобы давление на грунт было как можно меньше.

Ходовая гусеничная тележка в базовой комплектации оснащается четырьмя приводными механизмами. Кран укомплектован дизельным двигателем Liebherr V8 мощностью 455 кВт экологического класса Stage V, а также оборудован электронной системой управления Liebherr Liccon 2, контролирующей безопасность развертывания в рабочее положение и равновесное положение крана.

Искусные японцы

Производство уже запущено

Японская компания Kobelco Construction Machinery в начале 2022 г. представила новый гидравлический гусеничный кран CK3300G-2 (североамериканская модель), CKE3000G (европейская модель) и CKS3000 (стандартная модель), которые являются крупнейшими моделями многоцелевого гусеничного крана Kobelco серии CK/ CKE/ CKS. Краны полностью запущены в производство. У мод. CK 3300G-2 г/п составляет 300 т, а у модификации с индексом SHL (Super Heavy Lift) г/п – 350 т. Длина стрелы составляет 90 м, а с неуправляемым гуськом – стрела 78 м плюс гусек 30,5 м. С усиленным неуправляемым гуськом: стрела 72 м плюс гусек 29,9 м. Грузоподъемность с управляемым удлинителем составляет 120 т, максимальная длина управляемого удлинителя – 66 м, максимальная длина грузоподъемной стрелы к управляемому удлинителю – 60 м.

В качестве опции доступна барабанная лебедка со свободным вращением барабана при спуске снаряда (лебедка свободного падения). «Кран в исполнении SHL может конкурировать с кранами классов г/п 400–500 т», – утверждают в компании. Габаритная ширина крана в транспортном положении составляет менее 3 м. Проходимость ходовой части также была улучшена за счет увеличения дорожного просвета.

Все модели комплектуются наклоняемыми кабинами с увеличенной площадью остекления. Интуитивно-понятный ограничитель грузового момента с понятными пиктограммами позволяет оператору быстро оценить возможность подъема, управление осуществляется с помощью сенсорного экрана. Повышает безопасность система, следящая, чтобы подъем всегда производился в пределах диаграммы рабочих нагрузок. Для транспортировки кран может быть уложен на 17 прицепов – для того, чтобы не превышать разрешенную местными правилами нагрузку и массу ТС. Номинальная масса крана – 107,5 т. Возможна комплектация системой самостоятельной сборки для гусениц, нижней части стреловой системы и противовесов.

С 2003 г. Kobelco Construction Machinery поставляла компании Manitowoc гусеничные краны с решетчатой стрелой г/п до 150 т, которые реализовались в Северной Америке и Европе под брендом Manitowoc через дистрибьюторскую сеть Manitowoc, а короткобазные краны Grove в Японии продавала Kobelco. В ноябре 2022 г. компании Kobelco и Manitowoc заявили о прекращении действия соглашения. После 15 лет такого сотрудничества компании договорились далее развивать свои линейки гусеничных кранов каждая своим путем. Kobelco заявляет, что окончание действия этого договора никак не отразится на собственниках гусеничных кранов Kobelco и на будущих покупателях кранов этой марки. Владельцы кранов Manitowoc, изготовленных компанией Kobelco, будут продолжать получать сервисную поддержку от дилеров Manitowoc.

Третья модель в серии

В начале 2022 г. японский производитель кранов Sumitomo Heavy Industries Construction Cranes Co. (HSC) (прежнее наименование: Hitachi Sumitomo Heavy Industries Construction Crane Company) выпустил гидравлический гусеничный кран мод. SCX800E г/п 80 т. Это уже третья модель серии SCX E (две другие: SCX550E и SCX700E). Длина стрелы составляет 54,5 м, радиус поворота – 3,2 м. Длина гуська – 9–18 м. Максимальная длина стрелы с гуськом – 45,5 +18 м. Мощность двигателя 140 кВт. Разработчики обратили серьезное внимание на обеспечение безопасности работы: кроме обычного ограничителя подъема (блокировки в случае сближения блоков талевой подвески) в стандартной комплектации имеется устройство автоматической блокировки лебедки подъема стрелы. Также установлен автоматический фиксатор барабана лебедки подъема стрелы, блокирующий и отпускающий барабан в зависимости от выполняемой операции, что позволяет предотвратить неожиданные аварии.

В кабине увеличенной ширины (1040 мм) с кондиционером оператору обеспечиваются комфортные условия работы и отличный обзор. Фильтры гидросистемы, реле и предохранители электрооборудования собраны в группы и легкодоступны для упрощения обслуживания. Машина эксплуатационной массой 80 т способна работать на уклонах до 17°. Кран может оснащаться грейфером. Скорость движения крана – 1,3 км/ч.

Модель предназначена для рынков Азии, Африки и Ближнего Востока.

ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И МЕХАНИЗМЫ ГУСЕНИЧНЫХ КРАНОВ

Гусеничные краны применяются для погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных работ и находят широкое применение в энергетическом строительстве как при работе на укрупнительно-сборочных площадках, так и при монтаже оборудования. Достоинством гусеничных кранов является то, что они не требуют специальной подготовки рабочей площадки в связи с малым удельным давлением на грунт, обладают достаточной маневренностью, могут поворачиваться на месте с грузом и без него. При монтаже оборудования могут выводить монтируемый блок в вертикальное положение и подавать его затем на проектную отметку.


Гу́сеничные кра́ны являются поворотными стреловыми самоходными кранами. В зависимости от условий работы краны оборудуют сменными стрелами различной длины и конфигурации (прямые, изогнутые, телескопические).

По конструктивным особенностям гусеничные краны делятся на две группы:

1. Стреловые самоходные краны.

Индексы: «ДЭК», «СКГ», «МКГ», «МКГС», «RDK». Монтажные гусеничные краны имеют грузоподъёмность 40-160 т и более (например, краны МКГС-250 и МКТ-250). Привод отдельных механизмов этих кранов, как правило, индивидуальный.

2. Краны-экскаваторы с механическим приводом, изготавливаемые на базе экскаваторных узлов. Краны-экскаваторы имеют небольшую грузоподъемность (не более 50 т) и групповой привод механизмов.

Краны типа «СКГ» грузоподъёмностью 24, 40, 63, 100 т выпускаются с различными типами стрелового оборудования:

— трубчатые стрелы с короткими гуськами;

— стрелы-башни с длинными гуськами.

Гусеничный кран состоит из двух основных частей: поворотной и неповоротной.

Поворотная часть

Принцип устройства поворотной части аналогичен конструкции колёсных кранов.

Неповоротная часть

Представляет собой ходовую сварную раму, соединённую с двумя продольными балками, на которых установлены бортовые редукторы. Поворот крана осуществляется притормаживанием одной из гусениц, при этом скорость второй увеличивается. При полном затормаживании одной гусеницы скорость второй увеличивается вдвое, а кран разворачивается вокруг оси.

Механизмы передвижения выполняются с раздельными приводами гусеничных тележек по нескольким конструктивным схемам. Механизмы подъёма имеют двухдвигательный привод с дифференциалом, что даёт четыре скорости.

Приложение № 54

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

КРАНАМИ НА ЛЕСОСКЛАДАХ

Территория складирования лесоматериалов должна быть выровнена, грунт утрамбован, обеспечен отвод поверхностных вод, для каждого штабеля должно быть оборудовано подштабельное основание из бревен-подкладок высотой не менее 15 см при влажном способе хранения и не менее 25 см — при сухом.

На слабых грунтах под бревна-подкладки должен быть сделан сплошной настил из низкосортных бревен.

Лесоматериалы, подлежащие хранению на складах, должны быть рассортированы по сортаменту (породам дерева и размерам).

На складе лесоматериалов должны приниматься меры по предохранению лесоматериалов от механических повреждений и растрескивания, заражения грибками и насекомыми, излишнего увлажнения. Не реже одного раза в месяц лесоматериалы должны осматриваться лицом, ответственным за хранение.

Круглый лес на складе лесоматериалов должен укладываться рядовыми, клеточными или пачковыми штабелями (Рис. 2).

Укладка и разборка плотных штабелей может производиться кранами с грейферами, погрузчиками с челюстными и манипуляторными захватами, лебедками, оснащенными саморасцепляющимися стропами, бревнозахватами и другими приспособлениями, обеспечивающими безопасность при работах.

Рис. 2. Укладка круглого леса:

а) — рядовой штабель

б) — клеточный штабель

в) — пачковой штабель

Верхние торцы круглых лесоматериалов, поступающих на склад, должны иметь маркировку с условными обозначениями.

Подниматься и опускаться со штабелей и пакетов при их укладке и разборке следует по наклонной поверхности головки или хвоста штабеля (пакета) или по приставной лестнице.

Высота штабеля круглых лесоматериалов должна быть не более 1/4 длины его и не должна превышать полуторакратную длину бревен, укладываемых в штабель.

Высота штабеля должна быть не более: 1,8 м при штабелевке вручную, 3 м при укладке челюстным погрузчиком, 6 м — кабель-краном, 12 м — мостовым, башенным, портальным и козловым кранами. Формирование и разборка штабелей высотой 7 м и более должны выполняться грейферами.

При укладке штабелей круглых лесоматериалов необходимо соблюдать следующие требования:

1. Интервалы между отдельными группами штабелей должны соответствовать противопожарным нормам проектирования складов лесоматериалов;

2. Отдельные бревна не должны выступать за пределы штабеля более чем на 0,5 м;

3. Прокладки должны укладываться симметрично продольной оси штабеля на расстоянии от торцов бревен не более 1 м с каждой стороны;

4. Междурядные прокладки по высоте штабеля должны укладываться в одной вертикальной плоскости;

5. Прокладки вдоль штабеля должны укладываться в одну линию, а их концы на стыках должны перекрываться на длину не менее 1 м;

6. В один штабель допускается укладывать круглые лесоматериалы, отличающиеся по длине не более 1 м для хвойных пород и не более 0,5 м для лиственных пород дерева;

7. Концы рядового штабеля должны иметь уклон, для чего каждый новый ряд должен выполняться короче предыдущего на диаметр бревна с каждой стороны. Крайние бревна каждого ряда должны закладываться в вырубленные на концах прокладок гнезда глубиной не более половины толщины прокладок;

8. В конце плотных, плотнорядовых и пачковых штабелей должны быть устройства, исключающие произвольное раскатывание бревен. При отсутствии таких устройств концы штабелей должны иметь угол, равный углу естественного раскатывания бревен (не более 35°).

На прирельсовых складах круглые лесоматериалы одной длины должны укладываться в один штабель.

На приречных складах для молевого сплава разрешается укладывать в один штабель круглые лесоматериалы с разницей по длине не более 2 м.

При формировании штабелей бревен плотной укладки лебедками работники, находящиеся на штабеле, во время работы лебедки не должны выходить на край штабеля и подходить к движущемуся канату ближе чем на 1 м. Во время выдергивания лебедкой стропов из-под расстропленной пачки бревен работники должны находиться от лебедки на расстоянии не менее длины стропов.

При укладке бревен краном в плотные и пачковые штабеля в момент опускания пачки работники должны находиться на расстоянии не менее 10 м от места укладки. К месту укладки пачки в штабель разрешается подходить после того, как пачка будет остановлена на высоте не более 1 м. Направлять пачки, поправлять прокладки разрешается только баграми длиной не менее 1,5 м.

Сигнал на вытаскивание стропов из-под опущенной на штабель пачки бревен должен подаваться после того, как работники отойдут от нее не менее чем на 10 м.

При укладке в штабеля пиломатериалы должны располагаться длинной стороной вдоль проезжей части склада. Каждый штабель через 30 см по высоте должен разделяться на пачки горизонтальными прокладками сечением не менее 125´125 мм. Концы прокладок не должны выступать из штабеля. Пиломатериалы должны быть уложены в штабель в течение двух дней по поступлению на склад. Пиломатериалы влажностью более 25% следует хранить в штабелях под навесами, обеспечивающими естественную сушку.

Укладка, разборка и перекладка штабелей сухих пиломатериалов во время дождя не допускается.

При укладке и разборке штабелей необходимо выполнять следующие требования:

1. Не сбрасывать бревна на штабель с лесотранспортера до установки направляющих слег (покатов), число которых должно быть не менее одной на каждые 2 м длины перемещаемых по ним бревен и во всех случаях не менее двух;

2. Не производить одновременно работы на соседних штабелях;

3. Не находиться ближе 10 м от укладываемых или разбираемых штабелей;

4. Не находиться ближе 20 м от плотного штабеля при обрушении его лебедкой с применением вспомогательного стропа;

5. Не брать бревна из нижних рядов при разборке штабелей до тех пор, пока не убраны верхние ряды. Не делать вертикальные обрубы штабеля. Не откатывать бревна, находясь на пути их перемещения.

При разборке пачковых штабелей лебедками не разрешается выдергивать пачки из нижних рядов. Должна применяться ступенчатая разборка штабеля или разборка штабеля по рядам.

При разборке плотных штабелей лебедками необходимо применять цепные амортизаторы, бревнозахваты и др. приспособления, обеспечивающие безопасность работ.

При разборке плотных и пачковых штабелей кранами работники не должны находиться на штабеле ближе 10 м от места застроповки пачек в момент опускания краном стропов и подъема застропленной пачки.

Пакеты пиломатериалов, укладываемые в штабель, должны быть одинаковой высоты; ширина пакетов в вертикальном ряду также должна быть одинаковой. Разница в длине пакетов не должна превышать 20% их средней длины.

Высота штабелей пиломатериалов, укладываемых автопогоузчиками, не должна превышать 7 м, кранами — 12 м, формируемых вручную — 4 м.

При формировании штабелей вручную одновременная работа на штабеле более двух работников запрещается. Вручную допускается укладывать доски массой не более 15 кг.

Каждый законченный вертикальный ряд пакетов должен быть закрыт инвентарной крышей с применением автопогрузчика или крана. Формирование крыши из досок вручную на отдельном вертикальном ряде пакетов не допускается.

Фанера и шпон должны укладываться в штабеля на подстопные места. Основания подстопных мест должны быть выверены по горизонтали и иметь высоту от пола не менее 0,2 м для обеспечения естественной вентиляции.

Высота штабеля фанеры при механизированной укладке должна быть не более 5,2 м, при ручной укладке не более 1,5 м.

Не допускается укладка фанеры и шпона вплотную к стенам и колоннам. Разрыв между стеной, колонной и штабелем должен быть не менее 0,8 м, между перекрытием и штабелем не менее 1 м, между светильниками и штабелем не менее 0,5 м.

Интервалы между штабелями поперечного ряда должны быть не менее 0,5 м, продольного — 0,2 м.

Пакеты пиломатериалов в штабелях должны быть разделены прокладками — деревянными брусками сечением 100´100 мм из древесины хвойных пород.

Древесные плиты должны укладываться в штабеля на подстопные места, имеющие высоту от пола не менее 0,1 м.

Высота укладки плит в стопы погрузчиками не должна превышать 4,5 м.

Допускается укладка плит в стопы выше 4,5 м на механизированных складах, обслуживаемых кранами.

Применение средств механизации обязательно при перегрузке отдельных бревен или пакетов лесоматериалов массой более 50 кг, а также при подъеме на высоту более 3 м бревен или пакетов массой и менее 50 кг.

На открытых складах лесоматериалов могут применяться следующие грузоподъемные краны: козловые, башенные, портальные, стреловые самоходные, погрузчики автомобильные, тракторные.

Автопогрузчики можно применять при перегрузке и штабелировании лесоматериалов длиной не более 6 м.

Тракторные погрузчики применяются на лесоскладах с низкой степенью подготовки основания проезжей части.

Наибольшее применение при перегрузке круглого леса находят специальные гибкие и полужесткие устройства строповки и пространственные траверсы (рис. 3) и схемы строповки (табл. 3).

Для разделки и околки лесоматериалов на складе должны быть отведены специальные места, регулярно очищаемые от отходов.

Пространственные траверсы для короткомерных (а)

и круглых длинномерных материалов (б)

Полужесткие инвентарные стропы для круглого леса (в)

и пиломатериалов (г)

Рис. 3

Таблица 3

СХЕМЫ СТРОПОВКИ ПОЛУЖЕСТКИМИ СТРОПАМИ

Грузоподъемность, тСхемаПерегружаемые материалы
.Пиломатериалы длинномерные
Короткомерные
.Круглый лес и пиломатериалы короткомерные
Круглый лес короткомерный в пакетах
Круглый лес длинномерный

При укладке штабеля пиломатериалов необходимо отходить не менее чем на 3 м от поднимаемого пакета в сторону, противоположную его движению, для направления пакета следует пользоваться крюком с рукояткой длиной не менее 1 м, захватные приспособления необходимо снимать после полного опускания груза, стропы из-под пакета пиломатериалов необходимо вытаскивать вручную так, чтобы не развалить пакет.

Запрещается становиться на край штабеля или на концы межпакетных прокладок, пользоваться краном для подъема на штабель или спуска с него.

Исходя из требований пожарной безопасности, расстояние от зданий до штабелей круглого леса и пиломатериалов должно быть соответственно не менее 15 и 30 м.

Лесоматериалы, длина которых превышает более чем на 2 м длину кузова автомобиля, должны перевозиться на прицепах-роспусках.

Сбрасывание лесоматериалов с транспортного средства и одновременная их укладка в штабель не допускаются.

Из кузова транспортного средства лесоматериалы должны выгружаться по слегам из бревен диаметром не менее 15 см, на верхних концах которых должны быть специальные металлические крючья для укладки слег в кузове транспортного средства.

При сильном ветре (6 баллов и более), ливневом дожде, густом тумане (видимость менее 50 м), снегопаде укладка и разборка штабелей высотой более 2 м запрещается.

Окончив зацепку пачки, стропальщик должен отойти в сторону, противоположную зоне ее перемещения, на расстояние не менее 15 м, после чего подать сигнал машинисту. Зацепку следующей пачки разрешается производить после того, как поднимаемый груз будет отведен на 15-20 м от места строповки. Возвращаться к штабелю стропальщику разрешается после того, как захватные приспособления груза прикоснутся к штабелю.

Запрещается переносить на плечах лесоматериалы сразу после их обработки антисептиком. Работники без спецодежды и средств защиты (брезентовые куртки, брюки, резиновые сапоги, рукавицы) к работам с лесоматериалом, обработанным антисептиками, допускаться не должны.

Приложение № 55

«Китайские товарищи»

Линейка гусеничных кранов с телескопической стрелой

Новейшее пополнение линейки кранов китайской компании XCMG представляет собой комбинацию конструктивных особенностей кранов XCMG на колесных шасси и гусеничных кранов: это серия гусеничных кранов XGC с телескопической стрелой г/п от 25 до 220 т. Как заявляется, гусеничные краны новой серии теперь проще разворачивать в рабочее положение и проще транспортировать по сравнению с предыдущими моделями.

Как заявляют представители XCMG, наибольшей активностью сейчас отличаются азиатские рынки, особенно китайский. В Китае рынок строительной техники быстро рос все последние 12 месяцев. Кроме того, руководство XCMG отмечает рост спроса на продукцию компании в Индии, Индонезии, Таиланде, Филиппинах, ОАЭ и Саудовской Аравии благодаря программе «Один пояс – один путь».

Благодаря росту рынка нефти, газа и минерального сырья в Африке в этом регионе также растет спрос на продукцию XCMG. Так, в 2022 г. компания получила в Нигерии самый крупный за свою историю заказ на гусеничные краны – 183 установки для нефтехимического проекта.

XCMG утверждает, что рынок ветроэнергетики является стимулом развития инновационных технических решений для их гусеничных кранов. Например, была разработана и выпущена подъемная платформа для новых гусеничных кранов специально для монтажа и обслуживания ветроагрегатов мощностью 1,5–3 МВт. Также был разработан 650-тонный гусеничный кран, предназначенный для подъема турбин ветроэлектростанций на высоту до 140 м. В настоящее время компания разрабатывает так называемую «технологию сверхвысокой и сверхширокой стрелы» для гусеничного крана, способного поднимать турбины ветрогенераторов на высоту до 160 м. Также ведутся разработки гусеничного крана для подъема ветрогенераторов на труднопроходимой холмистой местности и на тесных строительных площадках. Озвучены планы создания крана, способного поднимать турбины ветрогенераторов на высоту до 180 м.

Представители XCMG отмечают высокий спрос на свои сверхтяжелые гусеничные краны. В 2013 г. началась эксплуатация гусеничного крана мод. XGC88000 г/п 4000 т, а в декабре 2022 г. второй XGC88000 был изготовлен и продан.

Автоматика совершенная, стрелы длинные

Свой новый гусеничный кран мод. SCC8260 г/п 260 т SANY Group представила в 2022 г. Максимальная длина основной стрелы крана – 92 м, самая длинная комбинация «стрела + неуправляемый удлинитель» составляет 62+42= 104 м. Комбинация стрелы с управляемым удлинителем составляет 62+63=125 м. Максимальный грузовой момент – 1470,4 тм. Кран способен с помощью гидропривода самостоятельно раскладываться в рабочее положение и складываться, снимать и устанавливать противовесы и т. д. В конструкции предусмотрены приспособления, упрощающие перепасовку канатов. Мощность двигателя – 336 кВт (450 л.с.).

При транспортировке габаритные размеры крана составляют: ширина – 3 м, высота – 3,2 м, а масса всего 45 т.

Типы кранов

Первый тип — универсальные гусеничные машины, которые можно использовать и как кран, и как экскаватор. Достаточно сменить оборудование с кранового на экскаваторное. Грузоподъемностью таких машин от 5 до 63 т, среди них есть модели с улучшенными эксплуатационными характеристиками для монтажа. Это модели Э-652Б — дизельный, Э-10011Е — дизельный кран с турботрансформатором, Э-2505 — дизель-электрический кран на постоянном токе и Э-2503 — электрический кран на постоянном токе.

Второй тип — самоходные стреловые гусеничные краны грузоподъемностью 20 – 63 т. Их делают на базе экскаваторов. Эти модели отлично выполняют строительно-монтажных работы: Э-1252Б, и дизельные Э-2508.

Третий тип — самоходные стреловые краны грузоподъемностью 10 – 160 т типов ДЭК, СКГ, МКГ.

Отдельный тип кранов – это краны с короткими стрелами. Их используют там, где не нужен длинный вылет стрелы и большая высота. А именно для монтирования конструкций в котлованы, в подземную часть зданий, для погрузки и разгрузки любых грузов – оборудования, контейнеров, пакетированных грузов и т.д. Важно то, что при необходимости стрелы таких кранов можно удлинять и использовать для работы на монтаже строительных конструкций на полную высоту и вылет стрелы в пределах заданных характеристик таких моделей.

Всеми гусеничными кранами с грузоподъёмностью не более 25 тонн управляет один крановщик. Если грузоподъемность выше, согласно ЕТКС и ЕНиР, требуются два человека – крановщик и помощник.

Отечественные

Традиции и современное качество

В отечественном краностроении лидером в производстве гусеничных кранов является ОАО «Челябинский механический завод» (ЧМЗ). Предприятие выпускает довольно обширную линейку машин с дизель-электрическим приводом (имеющим в условиях эксплуатации в России определенные преимущества перед гидравлическим) грузоподъемностью от 25 до 100 т, с длиной стрелы от 17 до 70 м. На любой кран можно установить несколько видов навесного оборудования: мачту копровую, молот, грейфер, электромагнит, буровое оборудование, а также по запросу клиентов оборудование других видов. Техника рассчитана на работу при температурах от –40 до +40 °С, в сложных климатических условиях. Важный момент эксплуатации кранов: их транспортировка до места назначения осуществляется только на спецмашинах. Сеть дилерских и сервисных центров ЧМЗ охватывает всю Россию.

Из новинок предприятия можно назвать обновленные гусеничные краны ДЭК-801 (г/п 80 т), ДЭК-501 (г/п 50 т), ДЭК-401 (г/п 40 т). Все они имеют модернизированные поворотные и ходовые части и обладают улучшенными грузовысотными характеристиками.

Еще одна новинка ЧМЗ – гусеничный кран ДЭК-361 (г/п 36 т). Ключевой особенностью модели является новая конструкция основной стрелы и дополнительного стрелового оборудования. За счет применения высокопрочной стали в конструкции трубчатых стрел удалось уменьшить массу стрелового оборудования, что позволило добиться высоких грузовых и высотных характеристик. Высота башни ДЭК-361 достигает 32 м, а длина маневрового гуська – 25 м. Такие характеристики башенно-стрелового оборудования дают возможность поднимать груз на рекордную для аналогичных отечественных кранов (г/п 36 т) высоту – до 55 м! Кроме того, за счет изменения угла наклона башни достигнут рекордный для кранов с данной длиной стрелы вылет – 42 м.

В 2022 г. ЧМЗ в сотрудничестве с АО «МК «Витязь» (г. Ишимбай) изготовил и отправил заказчику уникальный кран на гусеничном шасси мод. КС-5772 г/п 25 т с двигателем мощностью 105 л.с. Длина телескопической стрелы варьируется от 9,6 до 28,1 м. Используется двухзвенное гусеничное шасси ДТ-30ПМНК2 повышенной проходимости со стационарным бортом, образующим лодку, которая защищает крановую установку от воды при транспортировке вброд и вплавь. В теплой просторной кабине может разместиться целая ремонтная бригада. Опоры крановой установки тоже имеют инновационную конструкцию, они прячутся в корпус «лодки» и имеют нестандартную схему выдвижения. Скорость передвижения крана на суше составляет 35 км/ч, а по воде – 4 км/ч. КС-5772 предназначен для ремонта линий электропередачи в районах Крайнего Севера.

Стрелы решетчатые и телескопические

АО «Клинцовский автокрановый завод» (КАЗ) освоил выпуск гусеничных кранов не так давно. Их конструкция основана на конструкции кранов, выпускавшихся в ГДР, а репутация немецких машин говорит сама за себя. На сегодняшний день предприятие предлагает три модели гусеничных кранов RDK г/п от 36 до 50 т, с решетчатой или телескопической стрелой и дизель-электрическим или дизель-гидравлическим приводом.

Отличительной особенностью конструкции мод. RDK-36 является ходовое устройство с телескопируемыми гусеничными тележками. Это позволяет иметь небольшой габарит при транспортировке и увеличенный размер опорной площади при выполнении крановых операций. За счет специфической конструкции гусеничной ходовой части и развитого опорного контура, который образует гусеничная тележка в рабочем положении, кран обладает единой грузовой характеристикой во всем секторе 360° и может передвигаться с грузом на крюке, масса которого составляет 10 т.

Второй важной особенностью данных кранов является устройство порталов крана. Их конструкция продумана таким образом, что при монтаже и демонтаже крана на строительной площадке нет необходимости в повторной запасовке каната: единожды выполненная, она обеспечивает перевод крана из транспортного положения в рабочее и обратно. Кроме того, с помощью заднего (малого) портала обеспечивается навешивание противовесов. Таким образом, кран автономно, без привлечения дополнительных грузоподъемных средств, обеспечивает собственную сборку и разборку.

Третьей особенностью является конструкция поворотной части кранов, которая обладает большой объемной жесткостью, за счет чего гарантируется длительная работа вмонтированных в нее механизмов без перекосов и повреждений. При этом компоновка поворотной части обеспечивает легкий доступ ко всем крановым механизмам и компонентам гидросистемы для осмотра и обслуживания.

Еще одним достоинством крана RDK-36 является его малая транспортная высота. Даже размещенный на трейлере с типовой высотой платформы до 900 мм от уровня дорожной поверхности, он укладывается в транспортный габарит по высоте до 4 м. Аналогично из условий удобства транспортировки на стандартных трейлерах определена и длина крана.

Кран имеет основную стрелу решетчатой конструкции длиной 15 м, которая за счет быстро­съемных секций-вставок длиной 5 или 10 м увеличивается до длины 40 м. Применение высокопрочных сталей обеспечивает при принятых размерах элементов стрелы ее достаточную прочность при работе с грузами даже на площадке, имеющей уклон 3°. Для расширения сферы использования и увеличения размеров подстрелового пространства могут применяться жесткие гуськи длиной 1; 5 или 10 м. В этом случае кран может работать двумя грузовыми лебедками, одна из которых задействована на основной стреле, а вторая на гуське. Грузовысотные характеристики крана подняты на новую высоту и заметно превышают показатели отечественных аналогов в любой точке рабочей зоны. Безопасную работу крана обеспечивает комплекс современных приборов и устройств.

RDK-50T – гусеничный кран с телескопической стрелой. Благодаря такой конструкции сокращается время на подготовку машины к доставке на объект по сравнению с кранами с решетчатой стрелой. RDK-50Т компактнее автомобильного крана и имеет более высокие грузовысотные характеристики, особенно на средних и дальних вылетах стрелы. RDK-50T способен перемещаться с грузом на крюке и телескопировать стрелу с грузом, работать с грузом на уклонах до 30°, выполнять различные работы с применением сменного навесного оборудования.

Выносливые и проверенные временем

ООО «Юргинский машиностроительный завод» (г. Юрга Кемеровской обл.) выпускает краны «Юргинец» на гусеничном шасси мод. КС-5671, КС-5671-2 г/п 25 т, которые новинкой не назовешь. Тем не менее это выносливые и ремонтопригодные краны. Шасси – от серийно выпускаемого трактора с широкой гусеницей в 600 мм. Стрела телескопическая, обеспечивает высоту подъема груза 20,5 м, с удлинителем – 27,4 м. Максимальный телескопируемый груз – 4,5 т, на удлинителе – до 2,4 т. Скорость передвижения – 10 км/час. Полная масса с удлинителем – 25 т. Модели отличаются только мощностью двигателя – 95,5 и 130 л.с. и величиной рабочей зоны: 290 и 360°. Температура эксплуатации – от –40 до +40 °С.

Основной особенностью юргинских моделей является наличие на всех кранах гидравлического сервоуправления с двумя джойстиками, двух аксиально-поршневых насосов, двухконтурной гидравлической схемы и мобильного гидропривода, позволяющих совмещать до четырех крановых операций одновременно и обеспечивать легкость управления. Не требуется перепасовка грузового каната при работе с грузами телескопической стрелой. Все работы ведутся при шестикратной запасовке.

Завод предупреждает покупателей: следует быть внимательными при покупке кранов, так как существует множество предприятий, предлагающих контрафактную продукцию под маркой «Юргинец».

Прочие отечественные предприятия, еще несколько лет назад также выпускавшие краны на гусеничном ходу, такие как «Ульяновский механический , в настоящее время (на фоне «растущей», по уверениям официальной статистики экономики) либо полностью прекратили работу, либо прекратили выпуск продукции и занимаются лишь ремонтом/ восстановлением старых кранов. Более оптимистично выглядит ООО «ИМЗ «АВТОКРАН» – предприятие восстанавливается после кризиса и в будущем, возможно, возобновит выпуск и гусеничных кранов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]