Дон-1500
— советский зерноуборочный комбайн. Предприятие «Ростсельмаш» выпускало этот комбайн с 1986 в течение двадцати лет. В 2006 году «Ростсельмаш» перешел на более новые модели (Vector и Acros). В свое время Дон-1500 считался самым популярным агрегатом для уборки зерна. Классическая бильная схема обмолота, один барабан, соломотряс с пятью клавишами, большой бункер для зерна и мощный двигатель – вот отличительные черты данного комбайна. Отметим еще быстрый выгрузной механизм и упрочненный ведущий мост. В комплекте идет жатка длиной 6, 7 или 8,6 метра. Также возможна комплектация измельчителем, капотом, копнителем. Им пользовались наравне с моделью Нива СК 5.
Фото комбайна Дон 1500
Устройство комбайна Дон 1500
Зерноуборочный комбайн Дон-1500 состоит из жатки шириной 5, 6, 7 или 8,6 м, наклонной камеры, молотилки, бункера, копнителя, копота или измельчителя соломы, двигателя, силовой передачи, ходовой системы, гидросистемы, кабины, органов управления и электронной системы контроля технологического процесса и состояния агрегатов. Ширина молотилки 1500 мм.Его можно совместить с жаткой ПСП-10. При раздельной уборке зерновых вместо жатки может навешиваться платформа-подборщик. На жатке смонтированы делители, мотовило, режущий аппарат, шнек, битер проставки, копирующие башмаки. В наклонной камере установлен цепочно-планчатый транспортер. Молотилка состоит из молотильного аппарата, включающего барабан и подбарабанье, отбойного битера, соломотряса, транспортной доски, очистки, зернового и колосового шнеков, зернового и колосового элеваторов, домолачивающего устройства, распределительного шнека. Бункер снабжен загрузочным и выгрузным шнеками. Комбайны снабжены пневматическими колесами: передними – ведущими и задними – управляемыми.
С ним может применяться и трактор Т-25 Владимировец.
Фото устройства комбайна Дон 1500
Краткий исторический экскурс
Производство сельскохозяйственных машин в СССР всегда находилось под постоянным контролем правительства. Учитывая, что во время Гражданской войны (1917−1923) практически весь парк аграрного инвентаря был уничтожен, а Юго-Восток страны остро нуждался в такого рода продукции, Кабинетом министров было принято решение о строительстве в Ростове-на-Дону специализированного завода сельскохозяйственного машиностроения (1925).
Официально день рождения , занимающего сегодня одно из первых мест в отрасли, отмечают 21.07.1929 . Именно в этот день коллектив завода завершил изготовление первой партии тракторных плугов, сеялок и другой продукции сельскохозяйственного назначения. Серийное производство комбайнов было начато только в мае 1932 года. Пройдя нелёгкий путь становления, не один раз меняя свою специализацию, предприятие, после основательной реконструкции, проведенной в 70-х годах минувшего века, окончательно перешло на производство самоходных уборочных машин.
Работы по разработке и организации серийного выпуска комбайнов семейства «ДОН» на заводе начали в начале 80-х годов прошлого века. Первые образцы комбайна «ДОН» сошли с заводского конвейера в октябре 1986 года и в различных модификациях (1500А, 1500Б, 1500Н, 1500Р) изготавливались 20 лет. В настоящее время «Ростсельмаш» освоил производство и серийно выпускает более совершенные комбайны Vector, Acros и «Добрыня».
В условиях жёсткой конкуренции доля предприятия в этом сегменте рынка сельскохозяйственных машин составляет более 60% (Россия) и 20% (мировой рынок).
Технические характеристики Дон 1500
Технические характеристики | |
Жатка | |
Тип | PowerStream |
Ширина захвата жатки, м | 6/7/9 |
Предварительные установки высоты среза, мм | 35-65/85-115/130-160/170-200 |
Скорость срезов ножа, срезов/мин | 946 |
Частота вращения мотовила, об/мин | 15-49 |
Обмолот | |
Диаметр барабана, мм | 800 |
Длина барабана, мм | 1484 |
Частота вращения барабана, мin, об/мин | 445 |
Частота вращения барабана, мax, об/мин | 900 |
Угол охвата подбарабанья, град. | 130 |
Общая площадь подбарабанья, кв. м | 1,38 |
Сепарация | |
Тип соломотряса | 5 клавишный |
Длина соломотряса, м | 4,1 |
Площадь сепарации соломотряса, кв. м | 6,15 |
Очистка | |
Общая площадь решет, кв. м | 4,74 |
Тип вентилятора очистки | шестилопастной |
Частота вращения вентилятора очистки, об/мин | 380-1000 |
Двигатель | |
Тип двигателя | 4-х тактный, жидкостного охлаждения без турбонаддува |
Модель двигателя | ЯМЗ-238АК |
Производитель двигателя | Ярославль |
Мощность двигателя, кВт | 173 |
Мощность двигателя, л.с. | 235 |
Удельный расход топлива, номинальный, г/л.с. ч | 162 |
Емкость топливного бака, л | 540 |
Зерновой бункер | |
Вместимость бункера зерна, куб. м | 6 |
Высота выгрузки, мм | 2900 |
Скорость разгрузки бункера, л/сек | 42 |
Габаритные размеры и масса | |
Длина с жаткой в транспортном положении, мм | 17500 (жатка 6 м) |
Ширина в транспортном положении, мм | 4400 |
Высота в транспортном положении, мм | 3980 |
Масса без жатки/ с жаткой, кг | 10990/12590 (жатка 6 м) |
Преимуществ этого вида техники
- Высокая производительность, которая достигается благодаря использованию классической однобарабанной системы. Молотильный барабан обладает очень крупным диаметром, он комплектуется набором широкозахватных жаток. Эта техника комплектуется зерновым бункером большего объема, который отличается оперативностью выгрузки. Комбайн снабжен гидростатическим приводом, который обеспечивает высокую маневренность и легкость управления. Топливный бак крупных размеров серьезно увеличивает время автономной работы. Современная кабина, которая отличается высоким уровнем комфорта, позволяет создать необходимые условия для высокой продуктивности труда.
- Возможность выполнять работу практически в любых условиях. Жатки комплектуются копирующим устройством и специальным камнеуловителем, что дает возможность проводить работы даже на очень трудных полях. Специальная конструкция наклонной камеры и удобный сброс деки дают возможность при необходимости быстро восстанавливать работоспособность всех механизмов. Вибропобудители бункера позволяют осуществлять выгрузку при любых погодных условиях.
- Низкие потери при уборке и возможность на выходе получать чистое зерно. Благодаря достаточно большой площади подбарабанья достигается тщательный и мягкий обмолот. Специальный двухступенчатый механизм очистки, снабженный вентилятором, а также устройство автономного домолота дает возможность на выходе получить чистое и целое зерно. Специальная конструкция барабанного обмолота, снабженная клавишным соломотрясом, позволяет добиться высочайшего качества зерна при довольно незначительных энергозатратах.
- Высокий уровень универсальности. Благодаря огромному набору разнообразного дополнительного оборудования, комбайны этой модели в состоянии убирать различные виды культур. Навесное оборудование обеспечивает гибкую работу с незерновым урожаем.
- Долговечность и высокая надежность. Рациональная конструкция обеспечивает невероятно долгий срок эксплуатации практически при любых условиях.
- Высокая экономичность. Неприхотливый двигатель и надежная система фильтрации являются гарантией экономичного потребления топлива. Минимальное количество точек смазок и удобный доступ к ним обеспечивают простоту и оперативность технического обслуживания.
4.9
Верхняя панель приборов комбайна РСМ-10Б «Дон-1500Б»
Размещение приборов на верхней панели приборов показано на рисунке 4.7.
Рисунок 4.7
1, 4, 10, 17-заглушки; 2,3,16-блоки звуковой и световой сигнализации; 5-клавиша включения рабочих фар; 6-клавиша включения фары выгрузного шнека; 7-клавиша включения компрессора кондиционера; 8-клавиша включения стеклоочистителя; 9-клавиша включения сигнального проблескового маяка; 11-блок предохранителей; 12-панель системы кондиционирования; 13-регулятор громкости; 14-зуммер; 15-контроль ламп табло; 18-фальшпанель;
А-зарядка аккумулятора; Б-давление масла в двигателе ниже нормы; В-температура воды двигателя выше нормы; Г-засорение фильтра тонкой очистки; Д-забивание пространства над соломотрясом; Е-резерв; Ж-копнитель заполнен; 3-перегрев масла в гидробаке; И-бункер заполнен; К-стояночный тормоз включен; JT-клапан копнителя открыт; М-потери выше нормы; Н-забивание фильтра основной гидросистемы; О-засорение воздушного фильтра ; П-обороты молотильного барабана ниже нормы; P-обороты вала очистки ниже нормы; С-обороты колосового шнека ниже нормы; Т-обороты зернового шнека ниже нормы; У-обороты соломонабивателя ниже нормы — забивание шнека половой; Ф-обороты вала соломотряса ниже нормы; Х-обороты барабана измельчителя приспособления ПКН-1500Б (измельчителя-разбрасывателя) ниже нормы; Ц-обороты вентилятора половопровода приспособления ПКН-1500Б ниже нормы
4.10
Щиток приборов комбайна РСМ-10Б «Дон-1500Б»
Размещение приборов на щитке приборов показано на рисунке 4.8.
Рисунок 4.8
1-режим самоконтроля; 2-частота вращения коленчатого вала двигателя; 3-скорость движения комбайна; 4-указатель давления масла двигателя; 5-рукоятка съема фалыппанели; 6-вольтметр; 7-указатель температуры воды двигателя или масла ГСТ; 8-указатель уровня топлива; 9-ключ стартера; 10-включатель «массы»; 11-контрольная лампа полного включения-выключения леникса выгрузного шнека; 12,13-резерв; 14-блок предохранителей и розетка для переноски; 15-счетчик времени наработки; 16 контрольная лампа включения-выключения молотилки; 17-включение автомата сброса копны; 18-подсветка пульта управления; 19-включение отопителя; 20-габаритные огни; 21-транспортные фары (на бампере); 22-переключение контроля температуры масла ГСТ и воды двигателя; 23-блок переключателей; 24-контрольная лампа включения-выключения наклонной камеры; 25-кнопка «запись» в память частоты вращения молотильного барабана; 26-переключатель каналов; 27-кнопка «сброс» (технологическая, используемая при ремонте блока); 28-частота вращения вентилятора очистки; 29-частота вращения молотильного барабана
содержание .. 11 12 17 ..
Комбайн Дон-1500Б, Дон-1200Б. Регулировка органов управления
6.5. Регулировка органов управления
При регулировке рулевой колонки по высоте в зависимости от роста и рабочей позы комбайнера необходимо повернуть головку на руле против часовой стрелки, ослабить резьбу стяжного винта, выставить колонку на нужную высоту и зафиксировать зажатием головки, вращая по часовой стрелке.
При регулировке угла наклона необходимо нажать на педаль, расположенную на стойке рулевой колонки, установить колонку в требуемое положение и отпустить педаль.
Регулировка тормозов. В процессе эксплуатации тормоза, как и муфта сцепления, не требуют регулировок. Износ фрикционных накладок компенсируется перемещением поршня со штоком исполнительного цилиндра и заполнением
тормозной жидкостью образовавшегося объема из подпитывающего бачка. Когда толщина фрикционных накладок уменьшится до 5 мм или при торможении появятся признаки неполного торможения, накладки должны быть заменены новыми.
Регулировка стояночного тормоза заключается в изменении длин тросов дистанционного управления свинчиванием вилок-наконечников. Длины тросов должны быть отрегулированы так, чтобы одновременное торможение колес обеспечивалось механическим уравнивателем, закрепленным на конце рычага управления.
При регулировке управления коробкой диапазонов рычаг управления должен быть наклонен вперед по ходу машины на 3°, а плечи промежуточных рычагов должны составлять с соединяющими их тягами углы, близкие к 90°. Касание элементов управления за узлы комбайна должно быть исключено.
Регулировка сходимости колес управляемого моста. Колеса должны быть отрегулированы на сходимость. При этом разность размеров, замеренных на наиболее удаленных точках ободьев на уровне центров колес, должна лежать в пределах 0…6 мм с соблюдением меньшего размера в передней части колес.
При регулировке управления пусковым двигателем рычаг 7 (рис. 96) должен быть установлен в положение на 4° вправо от вертикали, а рычаг 5—на 8° вправо; при этом рычаг 16 должен быть отрегулирован тягой 10 и установлен на угол 6° влево от вертикали и 56° от рычага-рукоятки 1.
Для включения зубчатого колеса редуктора пускового двигателя необходимо повернуть рычаг-рукоятку 1 в положение А (вверх на угол 40°), для включения редуктора пускового двигателя—опустить в положение Б. При включении основного двигателя рычаг-рукоятка 1 должен быть возвращен в исходное положение, а пусковой двигатель отключен.
Воздушная заслонка 8 карбюраторов пускового двигателя в положение «Открыто» должна быть установлена под углом 35°±8° от горизонтали ручкой 14 и канатом 12.
Регулировка механизма привода подачи топлива производится болтом 11 (рис. 86а), расположенным снизу кронштейна привода, который обеспечивает
поджатие пружины, удерживающей рычаг в заданном положении. При этом усилие на рукоятке не должно превышать 60 Н (6 кгс).
Регулировка механизма управления включением наклонной камеры (рис. 85) осуществляется изменением длины тяги 5 таким образом, чтобы при включении привода наклонной камеры (движение рычага 6 вперед) рычаг 1 переходил «мертвую точку» и упирался в прилив кронштейна А, а в заднем положении рычага 6 (привод наклонной камеры выключен) расстояние между осями тяги 5 и вала 14 было в пределах 14…16 мм.
6.6.Комбайн Дон-1500Б, Дон-1200Б.Эксплуатация моторно-силовой установки
6.6.1. Основные регулировки. Регулировка механизма включения и выключения привода наклонной камеры производится в порядке, указанном в п.3.3.10 настоящей инструкции.
Регулировка воздухозаборника предусматривает:
регулировку разгрузки петель воздухозаборника путем вращения болта 7 (рис. 62а) и выкручиванием его на один оборот после его касания опорной поверхности;
регулировку плотности прилегания воздухозаборника к блоку радиаторов регулировкой длины зацепа 25.
Регулировка двигателя производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя.
Регулировка механизма включения и выключения привода молотилки производится в порядке, указанном в п. 3,4.1.5.
При регулировке привода компрессора кондиционера регулируется натяжение приводного ремня (рис, 147) и отклонение плотности симметрии ручьев шкивов от общей плоскости.
Привод гидронасоса ходовой части имеет следующие регулировки:
регулируется натяжение приводного ремня 33 (рис. 149). Прогиб в середине ведущей ветви должен составлять 10… 15 мм при усилии 60 Н;
регулируется толщина А амортизатора 6 до 13..Л5 мм путем вращения шайбы-гайки 5 и гайки 4;
6.7. Комбайн Дон-1500Б, Дон-1200Б. Мост ведущих колес
6.7.1. В зависимости от условий работы комбайна на поле используется первый или второй диапазон коробки: в обычных условиях—второй, а первый только в особо тяжелых условиях передвижения (глубокая грязь, крутой подъем).
При транспортировании по дорогам с усовершенствованным покрытием или по укатанным грунтовым дорогам необходимо использовать третий диапазон. В тяжелых дорожных условиях при транспортировании используются пониженные диапазоны, позволяющие создавать более высокое тяговое усилие на ведущих колесах.
6.7.2. Включение любого диапазона производится при неподвижном комбайне. Перед включением необходимо установить рукоятку управления гидрообъемной передачей в нейтральное положение, нажать до отказа педаль гидропривода блокировки, затем включить нужный диапазон согласно схеме переключения, имеющейся в кабине машины. Рукоятку переключения диапазонов передвигать до упора. Если диапазон не включается, следует с помощью рукоятки скорости движения включить на короткое время гидромотор, установить рукоятку в нейтральное положение и включить диапазон. Движение задним ходом можно производить на любом диапазоне.
6.7.3. Регулировку скорости движения машины производить в пределах каждого диапазона при помощи рукоятки управления гидрообъемной передачей. Для снижения нагрузки на систему гидрообъемного привода необходимо использовать наиболее низкий диапазон для заданной скорости движения машины.
6.7.4. При необходимости движения на крутой подъем или спуск следует заблаговременно остановить машину, включить пониженный диапазон и продолжать движение с таким расчетом, чтобы не было необходимости в переключении диапазонов на опасном участке движения.
6.7.5. Плавное торможение машины можно производить при помощи гидрообъемного привода. Для экстренного торможения используются механические тормоза с переводом рычага управления ГСТ в нейтральное положение.
6.7.6. Особенности разборки моста с гидроприводом. Срок службы моста
без капитального ремонта рассчитан на весь срок службы уборочной машины, на которую он устанавливается. Поэтому необходимость в разборке моста может возникать только в случае аварийного его выхода из строя, с целью экспертизы его технического состояния или с целью замены изношенных накладок тормозов.
6.7.6.1. Разборку моста следует проводить квалифицированным специалистам только в мастерских, располагающих приспособлениями и инструментом. Необходимо принять все меры для исключения попадания грязи и посторонних предметов во внутренние полости агрегатов. Для зачаливания коробки диапазонов и бортовых редукторов используют рым-болты. Мост в сборе зачаливается только за кронштейны крепления.
Техническая экспертиза коробки диапазонов и замена, при необходимости, ее отдельных деталей может быть проведена без снятия коробки с балки моста. Для этого необходимо лишь демонтировать механизм переключения диапазонов 6 (рис. 72).
Демонтаж полуосей (рис. 71) производится без снятия коробки диапазонов и бортовых редукторов, благодаря наличию соединительных муфт 9. Короткая часть полуоси извлекается из коробки вместе с крышкой и уплотнением.
Для облегчения снятия коробки диапазонов имеются демонтажные кронштейны. При снятии перед откручиванием четырех болтов крепления коробки необходимо под нижнюю ее часть подложить подставку, на которую она опускается, поворачиваясь вокруг болтов. Эти болты выкручиваются после того, как нижняя часть коробки будет опираться на подставку. Перед демонтажем от коробки необходимо отсоединить трубку гидропривода блокировки и электропроводку от соединительной панели.
6.7.6.2. Полная разборка коробки диапазонов требует определенной последовательности.
При демонтаже механизма переключения диапазонов необходимо иметь в виду, что два болта крепят не только корпус блокировки, но и весь механизм переключения диапазонов в сборе к корпусу коробки.
При демонтаже корпуса крепления гидромотора следует открутить два бол-