Регулировка зазоров в клапанах ГРМ двигателя СМД-60 трактора Т-150 и Т-150К


Все модификации тракторов Т-150 оснащаются дизельными шестицилиндровыми четырехтактными наддувными двигателями СМД-60 со 150-сильной номинальной мощностью. Разработаны они специально под эти машины, имеют V-образное размещение цилиндров и жидкостное охлаждение.

V-образные 6-цилиндровые дизели выпускаются с 1972 г. Двигатели устанавливаются:СМД-60, СМД-61
— Гусеничные сельскохозяйственные тракторы Т-150, Т-153 и лесохозяйственный трелевочный трактор Т-157.
СМД-62, СМД-63
— Колесные сельскохозяйственные тракторы Т-150К, Т-151К и промышленный трактор Т-158.
СМД-64, СМД-65
— Зерноуборочный комбайн СК-6 «Колос», машина для уборки столовых корнеплодов МУК- 1,8.
СМД-66
— Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-175С
СМД-72, СМД-73
— Кормоуборочные комбайны КСК-100, КСГ-Ф-70 и кукурузоуборочный комбайн КСКУ-6.

Каков порядок работы цилиндров двигателя смд 62

4. УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТРАКТОРА
4.1. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДИЗЕЛЯ СМД-62

Дизель СМД-62 четырехтактный, шестицилиндровый, с V-образным расположением цилиндров жидкостного охлаждения, непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом.

Дизель состоит из блок-картера, двух головок цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма распределения, узлов н агрегатов систем питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, выпуска отработавших

газов, а также узлов и агрегатов пускового двигателя и редуктора.

Цилиндры дизеля расположены в два ряда под углом 1,53 рад (90°) и выполнены в общем блоке вместе с верхней частью картера. Топливный насос распределительного типа с механическим всережимным регулятором расположен в задней части дизеля и имеет привод от механизма газораспределения. Для очистки топлива на дизеле установлены два фильтра: один — для грубой очистки, другой — для тонкой очистки. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры, на дизеле применен воздухоочиститель с бумажными фильтрующими элементами. Для фильтрации масла применена поднопоточная масляная центрифуга. Водяной насос центробежного типа с вентилятором и компрессор имеют ременной привод от шкива на переднем носке коленчатого вала, а генератор — от шкива на водяном насосе.

Запускается дизель одноцилиндровым бензиновым пусковым двигателем, передача от которого к маховику дизеля осуществляется одноступенчатым редуктором.

Для уменьшения шума дизель оборудован глушителем.

На дизеле предусмотрены места для установки датчиков давления масла и температуры воды, а также датчика сигнализации аварийного давления масла.

Каждый цикл работы дизеля осуществляется в течение двух оборотов коленчатого вала и включает четыре такта: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. При такте впуска, когда поршень движется от в.м.т. к и.м.т., в цилиндр через открытый впускной клапан поступает свежий воздух. При движении поршня от н.м.т. к в.м.т. (впускной и выпускной клапаны закрыты) воздух сжимается, при этом температура его повышается. В конце такта сжатия через форсунку в камеру в поршне впрыскивается топливо. Распыленное и перемешанное в среде сжатого воздуха топливо воспламеняется, давление в камере повышается. Образующиеся при сгорании газы, расширяясь, давят на днище поршня, в результате чего поршень движется от в.м.т. к н.м.т. и через шатун передает усилие на кривошип коленчатого вала, заставляя его вращаться, то есть происходит рабочий ход. Когда поршень после рабочего хода начинает двигаться от н.м.т. к

В.М.Т., открывается выпускной клапан и отработавшие газы выталкиваются поршнем из цилиндра, происходит такт выпуска. После выпуска отработавших газов цикл повторяется.

Рабочие ходы в цилиндрах дизеля следуют один за другим в порядке работы цилиндров 1—4—2—5—3-6.

Для лучшего протекания рабочего процесса открытие и закрытие ваускного и выпускного клапанов не совпадают с положением поршня в мертвых точках. Фазы газораспределения показаны на рис. П.

Опережение открытия и запаздывание закрытия впускного клапана обеспечивает лучшее наполнение цилиндра свежим воздухом, а выпускного клапана — более полное удаление отработавших газов из цилиндра дизеля. В связи с постоянным совершенствованием дизелей в описании конструкции отдельных сборочных единиц и деталей могут быть некоторые изменения.

Источник

содержание .. 41 42 ..

СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ СМД-62

Последовательность выполнения задания:

1. На рис. 4.10 рассмотрите схему системы питания. Найдите на тракторе все приборы системы. Проследите путь топлива от бака до форсунок. Рассмотрите, как крепятся бак и приборы системы питания. Изучите и запомните порядок соединения топливопроводов высокого давления от насоса к форсункам (рис. 4.10, б).

2. По плакату или учебнику проследите путь воздуха через воздухоочиститель. Найдите первую ступень очистки — блок циклонов.

Уясните принцип работы циклона. Найдите место отсоса пыли из воздухоочистителя. Рассмотрите вторую ступень очистки — кассету с металлической или капроновой «путанкой».

На тракторе рассмотрите расположение воздухоочистителя, трубку отсоса пыли, связывающую его с выпускной трубой. Найдите трубку, ведущую к компрессору.

Найдите место входа воздуха к циклонам. На разрезе воздухоочистителя изучите, как устроен циклон 13. Изучите, как уплотняются стыки кассеты с крышкой и кожухом, крышки — с кожухом. Рассмотрите, как устроена кассета с «путанкой».

3. На двигателе рассмотрите расположение турбокомпрессора и его соединение с воздухоочистителем и воздухоуспокоительной полостью, а также с выпускным коллектором. По учебнику проследите путь отработавших газов в турбине и воздуха в компрессоре. Изучите устройство направляющего аппарата турбины. Входы в корпус турбины сделаны так, что газы давят на колесо турбины с двух сторон.

Обратите внимание, что корпус турбины с трубами выпускного коллектора соединяется гофрированными переходами. Подумайте, для чего они гофрированы. Найдите на двигателе маслопровод, идущий к подшипникам турбокомпрессора.

Рис. 4.10. Схема топливной системы СМД-62: а — взаимосвязь приборов топливной системы; б — подсоединение топливопроводов высокого давления к головкам насоса; 1, 2, 6, 7 и 8 — дренажные топливопроводы; 3 — дренажный топливопровод четвертой форсунки; 4 и 9 ^ — топливопроводы высокого давления; 5 — форсунка; 10 — топливный насос высокого давления; 11 — отводной топливопровод; 12, 15, 17, 19, 23 и 25 — топливопроводы низкого давления; 13 — фильтр тонкой очистки; 14 — перепускной клапан; 16 — сливная трубка для прокачки системы; 18 — контрольный фильтр; 20 — топливный бак; 21 -трубка слива топлива из фильтра; 22 — подкачивающий насос; 24 — фильтр грубой очистки

Рис. 4.11. Фильтры топливной системы СМД-62: а — фильтр грубой очистки; б — фильтр тонкой очистки 2ТФ-3; 1 — крышка; 2 — штуцер входного топливопровода; 3 -гайка стяжного болта; 4 — пробка для выпуска воздуха; 5 — кронштейн; 6 — распределитель; 7 — прокладка; 8 — направляющий конус; 9 — стакан; 10 — успокоитель; 11 -кран-пробка сливного отверстия; 12 — фильтр; 13 — болт-втулка; 14 -прижимное кольцо; 15 — пружина; 16 — шайба; 17 — фильтрующий элемент; 18 — кран промывки фильтров; 19 — вентиль выпуска воздуха из топливной системы

Рис. 4.12. Насос НД-22/6: а — насос в сборе; б — насосная секция; 1 — насосная секция; 2 — топливопровод высокого давления; 3 — сапун; 4 — промежуточная шестерня; 5 — вал регулятора; 6 — корпус регулятора; 7 — крышка регулятора; 8 — корректор; 9 — корпус привода тахоспидометра; 10 — вал эксцентрика; 11 — ведущая шестерня; 12 — кулачковый вал; 13 — отверстие для слива масла; 14 — установочный фланец; 15 — муфта опережения впрыска; 16 — нажимной штуцер; 17 — головка; 18 — впускное окно; 19 — гильза; 20 — плунжер; 21 — дозатор; 22 — зубчатая втулка; 23 — пружина; 24 — нижняя тарелка пружины; 25 — толкатель; 26 — верхняя тарелка пружины; 27 — привод дозатора; 28 — нагнетательный канал; 29 — разгрузочный клапан; 30 — нагнетательный клапан; 31 — пружина нагнетательного клапана; 32 — ограничитель; 33 — установочная шпилька; 34 — стяжная гайка; 35 — кронштейн промежуточной шестерни

Рассмотрите расположение и направление лопаток компрессорного колеса и лопаток направляющего аппарата вставки компрессора. Подумайте, для чего лопатки наклонены в разные стороны (как бы навстречу одна к другой).

Рассмотрите расположение лопаток турбинного колеса, а также лопаток направляющего аппарата. Обратите внимание: форма лопаток направляющего аппарата на компрессорной части не одинакова с формой лопаток турбинной части.

4. Изучите устройство топливного бака.

5. По рис. 4.11 изучите фильтр грубой очистки топлива ФГ-2.

Проследите путь топлива в фильтре и способ его очистки.

Попадая в полость стакана, оно проходит через узкую щель между стенкой стакана и отражательным конусом. Это приводит к резкому увеличению скорости движения топлива с механическими примесями. После конуса топливо резко меняет направление движения, а тяжелые примеси по инерции продолжают двигаться вниз и попадают под успокоитель, который не дает струе взбалтывать отстой. Чистое топливо проходит через сетку 12 конуса и выходит через отверстие Б к подкачивающей помпе.

6. Рассмотрите крепление подкачивающей помпы. Изучите устройство и работу помпы.

7. Изучите фильтр тонкой очистки топлива (рис. 4.11, б). Разберите одну секцию (остальные устроены аналогично). Снимите пластмассовый стакан 9 вместе с фильтрующим элементом

, подпорной пружиной 15 и эластичной уплотняющей шайбой 16.

На крышке фильтра имеются входные каналы, которые связаны с краном 18 переключения секций при промывке фильтров. Этот кран имеет три положения: рабочее — топливо идет параллельно в обе секции; положение I — правая секция перекрыта, неочищенное топливо направляется только в левую секцию; положение II — левая секция перекрыта, неочищенное топливо идет только в правую секцию. Выключенную секцию промывают чистым топливом от работающей секции.

Найдите выходные каналы обеих секций. Очищенное топливо выходит из них через один штуцер.

Фильтрующий элемент изготовлен из специальной фильтровальной бумаги длиной около 2 м. Она свернута в цилиндр, ко-торый сложен «гармошкой». Торцы этого цилиндра закрыты жестяными крышками. Цилиндр защищен толстой картонной обечайкой с отверстиями. Элемент надевается на стяжной болт. Пружина 15 и прокладка 16 обеспечивают плотное поджатие элемента к крышке и стакану, что предотвращает просачивание неочищенного топлива из полости корпуса к выходному каналу.

В нижней части корпуса ввернут сливной кран-болт с запорным шариком, поджимаемым болтом 11.

8. С помощью плаката изучите устройство и работу топливного насоса. На двигателе установлен насос НД-22-6 распределительного типа. Насос имеет две секции, каждая из которых обеспечивает работу трех цилиндров. В состав секции входит плунжерная пара — плунжер 20 (рис. 4.12) и гильза 19. На плунжер надета регулировочная муфта-дозатор 21. На гильзе 19 в верхней ее части имеются два впускных 18 и три выпускных отверстия, совмещенных с нагнетательными каналами 28. На гильзу сверху устанавливают головку 17, которую центрируют штифтом 33 и притягивают стяжной гайкой 34. В головке сделаны три сверления к гнездам, в которые вворачивают нажимные штуцера 16 с нагнетательными клапанами 30. К штуцерам крепятся топливопроводы.

Плунжер опускается пружиной 23, а поднимается толкателем 25 при набегании на него кулачка 12. Кулачок имеет три выступа и за один оборот кулачкового вала трижды поднимает плунжер. Одновременно плунжер через зубчатую втулку 22 и шестерню 4 вращается вокруг своей оси. Шестерня 4 вращается шестерней вала 5 регулятора.

Работа плунжерной пары заключается в следующем. При движении вниз плунжер открывает впускные отверстия 18, и топливо, находящееся во впускной полости под давлением

0,15 МПа, заполняет надплунжерное пространство (рис. 4.13, а, I): При движении плунжера вверх, в момент, когда он перекрывает впускные отверстия, в надплунжерной полости создается замкнутый объем, и резко увеличивается давление. В это же время за счет вращения плунжера распределительное сверление Б подходит к одному из выходных каналов 28 в головке, и топливо начинает поступать по этому каналу к нагнетательному клапану 30, открывает его и направляется к форсунке

(рис. 4.13, а, б, III). Топливо будет нагнетаться к форсунке до тех пор, пока поперечное сверление В плунжера не выйдет из дозатора 21 (рис. 4.13, а, IV). При этом надплунжерная полость соединится с полостью низкого давления вокруг дозатора, давление над плунжером резко упадет, нагнетательный клапан закроется, и подача топлива прекратится. При последующем опускании и поднятии плунжер успеет повернуться на 120°, и подача топлива произойдет через другой выходной канал головки и нагнетательный клапан к следующей форсунке. Таким образом, за один поворот кулачкового вала топливного насоса трижды происходит подъем и опускание плунжера и полный оборот его вокруг своей оси, в течение которого он обеспечивает подачу к трем цилиндрам. Вторая секция обеспечивает подачу в другие три цилиндра.

Рис. 4.13. Схема работы плунжера насоса распределительного типа (а и б) и нагнетательного клапана (в) (позиции см. рис. 52): Б — распределительное сверление плунжера; В — отсечное сверление плунжера; Г — калиброванное отверстие разгрузочного клапана; I — заполнение надплунжерного пространства; II — перетекание части топлива во впускной канал; III — рабочий ход плунжера (нагнетание топлива); IV — отсечка подачи топлива — закрытие нагнетательного клапана; V — открытие разгрузочного клапана — разгрузка топливопровода высокого давления

Рис. 4.14. Схема регулятора насоса НД-22/6: 1 — 37 обозначения указаны на рис. 4.12; 3 — ведомая шестерня привода регулятора; 19 — демпферная пружина; 40 — крестовина; 41 — ступица грузов; 42 — груз; 43 — муфта; 44 — ось рычагов; 45 — основной рычаг; 46 — рычаг корректора; 47 — шток корректора; 48 — серьга; 49 — главная пружина; 50 -рычаг управления регулятором; 51 — винт регулировки номинальной частоты вращения; 52 — винт минимальной частоты вращения; 53 — упор; 54 -шестерня привода вращения плунжера; 55 — тяга; 56 — рычаг привода дозатора; 57 — пружина обогатителя

Перемещением дозатора регулируют подачу топлива к форсункам. При перемещении его вверх поперечное сверление В плунжера позже выйдет из-за его кромки, поэтому в цилиндры будет подано большее количество топлива. Перемещение дозатора вниз уменьшает подачу.

9. Насос приводится в движение через муфту опережения впрыска, которая устроена так же, как у двигателя ЯМЗ-240Б.

10. На двигателе устанавливают форсунки ФД-22.

11. Изучите, используя плакат и рис. 4.14, устройство и работу регулятора. Регулятор центробежного типа, всережимный.

На валу регулятора, приводимом в движение через шестерни 11 и 38 (рис. 4.14), находится ступица 41 грузиков 42, связанная с валом пружиной 39. Грузики упираются в муфту 43, а она в рычаг 45, закрепленный на оси 44. Через тягу 55 двуплечий рычаг 56 и рычаг 45 управляют дозатором 21. Другим концом рычаг 45 через вилку соединен с рычагом 46 корректора, который закреплен на той же оси 44, что и основной рычаг 45. На рычаг 46 корректора воздействует главная пружина 49, натяжение которой может изменяться трактористом через систему тяг, и рычаг 50.

Изучите действие регулятора на основных режимах работы двигателя (рис. 4.15).

При максимальной частоте вращения (на холостом ходу) грузики максимально раздвинуты и смещают муфту, повернув левое плечо рычага 45 в самое верхнее положение. При этом дозатор опустится в положение минимальной подачи топлива.

Когда нагрузка увеличится, частота вращения снизится, центробежная сила грузиков станет меньшей. Это позволит пружине 49 повернуть рычаг 45 против часовой стрелки, поэтому дозатор поднимается, увеличивая подачу топлива соответственно возрастанию нагрузки.

При номинальной нагрузке (номинальной частоте вращения) положение рычажной системы таково, что рычаг 46 касается штифта корректора 47, при этом дозатор находится в положении, обеспечивающем номинальную подачу топлива.

При перегрузке центробежная сила грузиков становится меньше силы пружины 49, которая еще больше их сдвигает. Положение рычага 45 определяется не только действием пружины 49, но и пружины корректора 47, которые позволяют ему еще не-сколько повернуться на оси 44 против часовой стрелки и переместить дозатор вверх для увеличения подачи топлива. Максимальная подача топлива при работе двигателя будет при таком положении рычага, когда он полностью утопит в корпус штифт 47 корректора.

При запуске двигателя центробежная сила незначительна, так как грузики вращаются медленно. Пружина обогатителя 57 поворачивает против часовой стрелки рычаг 45, перемещение которого определяется зазором в вилке. Дозатор передвигается вверх и обеспечивает примерно двукратную, по сравнению с номинальной, подачу топлива, что необходимо для успешного запуска холодного двигателя.

12. Регулировки системы питания. У форсунок регулируют давление начала впрыска (17,5 МПа).

У топливного насоса с регулятором:

— проверяют момент начала подачи точностью установки вала насоса относительно плунжерной пары (это контролируется по

лимбу);

— тягами 55 регулируют пусковую подачу топлива;

— при номинальной частоте вращения устанавливают номинальную подачу топлива изменением натяжения пружины (вращая винт 51);

— заворачивают корпус корректора до соприкосновения штифта с рычагом 46 (контролируют это по сохранению номинальной подачи);

— проверяют подачу на частоте вращения холостого хода;

— проверяют подачу на режиме перегрузки (работа корректора). Регулируют натяжением пружины корректора;

Рис. 4.15. Схема работы регулятора на различных режимах работы двигателя: 1 — холостой ход — номинальная частота вращения; 2 — номинальная частота вращения; 3 — перегрузка; 4 — пуск двигателя

Рис. 4.16. Привод топливного насоса НД-22/6 (а), лимб контроля установки насоса на двигателе (б) и метки на маховике (б): 1 — муфта опережения впрыска; 2 — картер привода; 3 — текстолитовая шайба; 4 — шестерня привода; 5 — опора шестерни; 6 — канал подвода масла; 7 -штуцер; А — метка на корпусе муфты опережения впрыска; Б — шкала, на корпусе проставки

— регулируют выключение подачи при остановке двигателя винтом 52.

Угол опережения впрыска топлива форсункой при установке насоса на двигатель регулируют по углу опережения подачи топлива. Порядок регулировки следующий:

— подготовить двигатель, для чего установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее моменту начала подачи топлива. Для этого в первом цилиндре находят такт сжатия, затем нажимают на стержень указателя ВМТ и осторожно вращают коленчатый вал, пока указатель не утонет в отверстии маховика. Это положение соответствует ВМТ. Далее снять крышку люка на картере маховика и закрепить стрелку против риски ВМТ. Провернуть коленчатый вал почти на два оборота, а потом медленно вращать его, пока со стрелкой не совпадет деление 26° (рис. 4.16, б);

— подготовить насос, для чего установить его на место, надеть текстолитовую шайбу 3 (рис. 4.16, а) на кулачки шестерни привода 4. Далее установить кулачки муфты 1 вертикально (кулачок с меткой должен быть вверху) и ввести их в отверстия шайбы 3;

— совместить с меткой А на фланце топливного насоса деление О на лимбе. Затянуть гайки крепления насоса. Присоединить топливопроводы и тяги. На первый штуцер установить моменто-скоп или прибор КИ-13902. Прокачать систему вручную, до прекращения появления пузырьков в сливной трубке;

— проверить установку угла опережения подачи, для чего провернуть коленчатый вал почти на два оборота. В конце второго оборота следить за моментоскопом. Когда топливо в его трубке дрогнет, прекратить вращение вала. Проверить, какое деление оказалось против стрелки на люке. При необходимости изменить установку угла опережения подачи, ослабить гайки крепления топливного насоса к проставке и повернуть корпус. Поворот навстречу вращению вала увеличивает угол опережения (подача более ранняя), в обратную сторону — уменьшает подачу (подача будет поздняя).

Каждое деление на лимбе соответствует 2° поворота коленчатого вала.

содержание .. 41 42 ..

СМД-62: технические характеристики

Дизельный двигатель СМД-62 был разработан на основе мотора СМД-60, специально для колёсных тракторов Т-150К харьковским Тракторного завода имени Серго Орджоникидзе. Выпускался этот шестицилиндровый V-образный дизель на харьковском . В постсоветские времена его производили некоторое время также на Белгородском моторном заводе. СМД-62 был не единственным дизелем для Т-150К: на эти популярные и весьма удачно сделанные трактора советской эпохи устанавливали и ярославские ЯМЗ-236, которые постепенно стали основными для Т-150К.

Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей

Одной из причин, по которой тракторы Т-150 и Т-150К получили такую популярность, является их высокая ремонтопригодность и простота обслуживания. Машины можно легко переоборудовать и установить другое, неродное оборудование, которое было бы эффективнее для выполнения конкретных задач.

Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена мотора. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и способы подключения, поэтому установить вместо одного движка другой не составляет труда.

Переоборудование трактора Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний мотор часто монтируется на машины самостоятельно) представляет собой более сложную задачу. Самый простой способ модернизации трактора — с помощью специального комплекта для переоборудования. Он стоит в пределах 50 тыс. р и является набором переходников для быстрой установки нового двигателя. Конечно, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Заменить движки ЯМЗ одной версии на другую можно в большинстве случаев без особых сложностей.

Также востребованной является модернизация по установке мазовского двигателя на Т-150. Конструктивно это самая сложная задача, поскольку придется адаптировать все крепления, детали рамы и трансмиссии.

Блок-картер и головка цилиндров

Блок-картер – это корпусная деталь, чугунная отливка, объединяющая 2 блока цилиндров, лежащих под углом друг к другу, и верхнюю часть картера коленвала.

Гильзы цилиндров сделаны съёмными, «мокрого» типа, и сделаны из спецчугуна. Их внутренняя поверхность закалена высокочастотными токами.

Головка цилиндров – это чугунная отливка, сделанная как одно целое с коробкой клапанов. Для уплотнения разъёма между головкой и блоком цилиндров служит прокладка из асбостального полотна. Головки цилиндров являются взаимозаменяемыми.

На них установлен клапанный механизм. На нижней плоскости против каждого цилиндра сделаны по 2 расточки для впускного и выпускного клапанов. В расточках – сёдла из специального никелевого сплава.

Описание двигателя

Линейка шестицилиндровых V-образных двигателей СМД представлена такими моторами, как СМД 60…65 и их более мощными версиями — это СМД 72 и 73.

По своим конструктивным особенностям СМД 60 — это четырехтактное силовое устройство с непосредственным впрыском дизельного топлива. Из основных деталей этого двигателя выделяется блок-картер. В данном типе мотора он предназначен для того, чтобы объединить в один цельный блок цилиндры и добавить к ним верхнюю часть картера коленчатого вала. Необходимая жесткость в таком моторе достигается за счет наличия перегородок между цилиндрами и торцевыми стенками блока-картера.

Охлаждение данного двигателя осуществляется при помощи воды. В зимнее время в этой системе допускается замена воды на антифриз. В системе имеется центробежный водяной насос, который и обеспечивает необходимую циркуляцию жидкости по всей замкнутой системе охлаждения.

Кривошипно-шатунный механизм дизеля СМД-62 трактора Т-150К

В этот механизм дизеля СМД-62 входят: поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коленвал, маховик.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава. В днищах у них – тороидальные открытые камеры сгорания. Верхние части поршней – конусные, юбки – овально-конусные.

Вверху у поршней имеются 4 канавки, с кольцами. Для отвода масла в 4-й канавке и под канавкой предусмотрены отверстия. В 2-х бобышках расточены отверстия под поршневой палец, и для подвода к нему масла в бобышках также выполнены отверстия.

Поршневой палец выполнен полым, плавающего типа, и сделан из хромо-никелевой стали. Наружная поверхность его цементирована и отполирована.

Штампованный из хромистой стали шатун имеет двутавровое сечение стержня. В его верхнюю головку запрессовывается бронзовая втулка. Шатунные вкладыши – из сталеалюминевого сплава, покрытые приработочным слоем.

Штампованный из стали коленвал имеет 4 коренных и З шатунных шейки. Шатунные шейки размещены под углом 120°.

Газораспределительный механизм

В составе механизма газораспределения – распредвал, клапаны впускные и выпускные, элементы их установки и привода: толкатели, штанги, коромысла, регулировочные винты и гайки, тарелки с сухариками, пружины, направляющие втулок, стоек и осей.

Распредвал – штампованный из стали, установленный на 4-х опорах. Задняя опора (со стороны маховика) снабжена бронзовой втулкой, а остальные – расточены в приливах блок-картера. Диаметры опор разные: у задней – наибольший, а у передней — наименьший. 1-я и 4-я шейки распредвала снабжены радиальными сверлениями для подвода масла к клапанному механизму.

На заднем конце распредвала имеется блок из двух косозубых шестерёнок, одна из которых входит в зацепление с шестернёй коленвала и приводит во вращение распредвал, а другая — передаёт вращение шестерне привода топливного насоса.

Толкатели – стальные, с плоскими донышками. Коромысла клапанов – стальные, отличающиеся по своей конфигурации для впускных и выпускных клапанов. Их перемещение их вдоль оси ограничено распорными пружинами. Клапаны впускные и выпускные изготовлены из жароупорной стали.

Система питания дизтопливом

В составе системы питания дизтопливом двигателя СМД-62:

  • насосы топливный (с регулятором) и топливоподкачивающий;
  • фильтры грубой и тонкой очистки;
  • топливопроводы низкого и высокого давления;
  • топливный бак;
  • форсунки ФД-22 закрытого типа

Дизтопливо при достижении давления, равного 17,5 МПа (175 кгс/см2), впрыскивается в камеру сгорания в поршне.

Топливный насос 221.1111004-10 установлен распределительного типа, 2-х секционный, с дозированием дизтоплива изменением конца подачи, снабжённый механическим всережимным регулятором прямого действия, поршневым подкачивающим насосом с ручной прокачкой дизтоплива и муфтой автоматического изменения угла опережения впрыска дизтоплива.

Установка ТНВД на СМД-60

1
. Установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.
2
. Установить текстолитовую шайбу на кулачки шестерни привода, проверив наличие пружины.
3
. Полу муфту автомата опережения установить кулачками в вертикально устойчивое положение (кулачок с меткой должен быть вверху) и в этом положении установить насос. Кулачки полумуфты должны войти в отверстия текстолитовой шайбы.
4
. Совместить метку на фланце топливного насоса НД-22/6Б4 двигателя СМД-60 с делением на лимбе проставки в положении, которое было до снятия насоса.
5
. Закрепить насос гайками к проставке и присоединить топливные трубки и тягу управления насосом.
Если насос НД-22/6Б4 подвергался разборке и регулировке, проверить угол начала подачи топлива насосом с помощью мениска.

Расположение штуцеров на головке топливного насоса НД-22/6Б4 двигателя СМД-60 на тракторе Т-150.

ВНИМАНИЕ! Неправильное подсоединение трубок высокого давления, а также установка насоса не в такте сжатия первого цилиндра приводит к обгоранию кромок камеры сгорания поршня и выходу двигателя из строя.

Турбокомпрессор TKP-11H-1 двигателя СМД-62

Установленный на данном дизеле турбокомпрессор направляет энергию выпускных газов на наддув воздуха в цилиндры. Повышая весовое количество воздуха, поступающего в цилиндры мотора, турбокомпрессор способствует сгоранию увеличенных доз дизтоплива, обеспечивает увеличение мощности мотора.

Состоит этот турбокомпрессор из центробежного одноступенчатого компрессора и центростремительной радиальной турбины. Принцип работы его заключается в том, что горячие отработавшие газы из цилиндров дизеля идут под давлением в камеру газовой турбины. Из камеры, они, расширяясь, идут па лопатки рабочего колеса турбины, и приводят его во вращение. Вращение рабочего колеса турбины передаётся через вал колесу центробежного компрессора, которое расположено на другом конце вала.

Центробежный компрессор засасывает воздух через воздухоочиститель, сжимает его и подаёт под давлением во впускной коллектор.

Тюнинг


Моторы, которыми агрегатируются сельскохозяйственные машины и механизмы, тюнингу не подвергают. Разработанные под конкретные условия эксплуатации они, как правило, отлично сбалансированы и вмешательство в их конструкцию к положительным результатам не приводит.

Семейства таких двигателей представлены изготовителями в виде широких линеек, имеющих разную мощность. При этом устанавливаются они на определенные виды спецтехники, из числа которых потребители и выбирают те, что наиболее полно соответствуют их требованиям.

Система смазки

В систему смазки двигателя СМД-62 входят:

  • маслонасос,
  • насос предпусковой прокачки масла,
  • масляный фильтр-центрифуга,
  • масляный фильтр турбокомпрессора.

Система смазки бесперебойно подаёт масло к трущимся деталям двигателя для уменьшения их трения и износа, а также для отведения от них тепла и элементов износа. Также слоем смазки на поверхности гильзы, колец и поршня обеспечивается лучшее уплотнение соединения гильза – поршень.

Система охлаждения двигателя СМД-62

У двигателя СМД-62 закрытая жидкостная принудительная система охлаждения. Основные её агрегаты – это водяной насос с вентилятором и радиатор. Также, начиная с 1976 года, в целях автоматического регулирования температурного режима на каждый двигатель данной модели устанавливали 2 термостата ТС-107. При включении пускового двигателя, когда коленвал мотора ещё не вращается, в системе охлаждения возникает местная термосифонная циркуляция воды, обеспечивающая быстрое прогревание пускового двигателя.

После пуска двигателя (что актуально в холодную погоду), пока охлаждающая жидкость не прогреется до 80 градусов, основные клапаны термостатов закрыты. Жидкость из-за этого минует радиатор – она идёт в насос и снова приходит в блок-картер. При температуре свыше 80°С основные клапаны термостатов открываются частично, и охлаждающая жидкость начинает частично циркулировать через радиатор. А когда температура жидкости дойдёт до значения 90 градусов – клапаны открываются уже полностью, и весь поток целиком идёт сквозь радиатор.

В холодное время года температурный режим двигателя дополнительно регулируется шторкой, которая управляется цепочкой из тракторной кабины. Для регулировки давления в радиаторе в пробке заливной горловины имеются паровой и воздушный клапаны. Паровой клапан служит для отвода из радиатора образующихся паров воды. Он открывается при повышении давления в радиаторе до О,О5-О,О7 МПа (О,5-О,7 кгс/см2). Клапан воздушный предназначен для сообщения радиатора с окружающей атмосферой. Он открывается при разрежении в радиаторе О,ОО1-О,О12 МПа (О,О1-О,12 кгс/см2).

На дизелях СМД-62 с 1975 года привод вентилятора производится двумя ремнями вместо одного. В связи с этим, изменили и конструкция шкивов на коленвале, водяном насосе и натяжном ролике. Натяжение ремней регулируется натяжным роликом. Его подшипники снабжены постоянной консистентной смазкой.

Стоимость и отзывы о двигателе СМД

Стоит отметить, что стоимость этих двигателей очень низкая. Ее нельзя сравнить с импортными аналогами. Низкой стоимостью отличаются и все комплектующие для этих агрегатов, которые могут понадобиться при ремонте. Также стоит отметить, что, несмотря на длительный перерыв в производстве этих моделей, запасных частей на них очень много и найти их нетрудно, так как раньше этих двигателей выпускалось слишком уж много.

Однако стоит заметить, что низкая стоимость у них не просто так. Отзывы о СМД-21, к примеру, не самые приятные. Несмотря на то что капитальный ремонт проводился раз в год, максимальная скорость была лишь 80 км/ч при езде с горки и выжатом сцеплении, а если не выжимать — то 60 км/ч. Также владельцы говорили о том, что от вибрации в двигателе постоянно все раскручивалось. Единственный плюс, который выделялся по отзывам пользователей, это расход топлива, который составлял всего лишь 20 литров на 100 км.

Пусковой двигатель П-350 мотора СМД-62

Для запуска дизельного двигателя СМД-62 предусмотрели пусковое устройство, состоит которое из пускового мотора П-З5О и редуктора.

Пусковой двигатель – 1-цилиндровый, карбюраторный, 2-х тактный, с кривошипно-камерной продувкой. Он имеет мощность 9,94 кВт (13,5 л. с.), при частоте вращения коленвала 66,7 об/с (4000 об/мин), и закреплён на фланце картера маховика дизеля. Запуск двигателя производится стартером СТЗ62, либо дублирующим его ручным пусковым механизмом.

Технические параметры

Технические характеристики двигателей СМД следующие:

  • Рабочий объем цилиндров равен 9,15 литрам.
  • Мощность данного агрегата равна 160 л.с.
  • Количество вращений коленчатого вала доходит до 2000 оборотов в минуту, номинальное минимальное значение равно 800 оборотов в минуту, а максимальное номинальное равно 2180 оборотов в минуту.
  • Количество цилиндров в двигателях СМД равно 6.
  • Места расположения цилиндров в моторе V-образные, при этом угол развала равен 90 градусов.
  • Диаметр каждого цилиндра — 130 мм.
  • Ход поршня равен 115 мм.
  • Система охлаждения у данного мотора водяная, замкнутого типа, а также снабжена принудительной вентиляцией.
  • В характеристиках двигателя СМД также предусмотрена комбинированная система смазки, система пуска представлена в виде пускового двигателя П-350, обладающего дистанционным запуском.

Установка таких двигателей производится на такие типы тракторов, как Т-150, Т-153, Т-157.

Другие модификации дизельного двигателя СМД-60

Кроме СМД-62, на базе дизеля CМД-60 было разработано ещё несколько модификаций, выпускавшихся в серийном производстве. Это

  • СМД-64 – для зерноуборочного комбайна СК-6 «Колос» Таганрогского комбайнового завода и корнеуброчного комбайна KC-6 Тернопольского комбайнового завода;
  • СМД-68 – для трелёвочного трактора – колёсного тягача Т-157;
  • СМД-68Д – для колёсного трактора Т-158

– это модели харьковского Тракторного завода имени Серго Орджоникидзе, сделанные на базе Т-150.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]