Общее описание, устройство и сфера применения мотора А-01
Алтайский дизель марки А-01 – это четырёхтактный шестицилиндровый мотор без газотурбинного наддува, рабочим объёмом 11,15 литра, жидкостного охлаждения, с вертикальным рядным расположением цилиндров и непосредственным впрыском дизтоплива, с двумя отдельными головками.
Выпускался он в двух основных модификациях: А-01 и А-01М (нужно отметить, что первоначальный заводской индекс у данного мотора был – АМ-01).
Сфера применения дизельных двигателей А-01 и А-01М была достаточно широкой. Кроме сельскохозяйственных и трелёвочных гусеничных тракторов Т-4 (Т-4А, ТТ-4, ТТ-4М), дизелями семейства А-01 также оснащались втогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, автопогрузчики ТО-18, ТО-28, экскаваторы ЭО-121, ЭО-4124, дорожные асфальтоукладчики ДУ-58, ДУ-62 , а также МТП-71А, МТП-7, ЛП-19А.
Кроме того, алтайские моторы семейства А-01 устанавливались также на дизельные электростанции; на насосные и буровые установки.
Мощность двигателей семейства А-01 составляет 135 л. с. (99,29 кВт), при частоте вращения коленчатого вала в районе 1700 об./мин. Максимальный крутящий момент двигателя А-01 составляет 570 Н.м, а крутящий момент двигателя А-01М – 630 Н.м, при 1200-1300 об./мин. Запас крутящего момента составляет не менее 15 процентов, а удельный расход дизтоплива находится в пределах – 170 г/л. с. ч.
Многие узлы и детали алтайского дизеля А-01 являются унифицированными с соответствующими узлами и деталями дизельных двигателей ЯМЗ-236 производства Ярославского моторного завода. Это, в частности, поршни, гильзы, клапаны, распылители форсунок и некоторые вспомогательные агрегаты.
Безнаддувные дизельные двигатели семейства А-01 оснащены двухклапанным механизмом газораспределения. По выбросам в атмосферу они соответствовали требованиям Госстандарта ГОСТ Р 41.96-2005.
Блок цилиндров дизеля А-01 – чугунный, гильзы цилиндров – «мокрые», две взаимозаменяемые головки блока цилиндров выполнены из специального термостойкого чугуна. Блок цилиндров представляет собою основание для монтажа всех узлов и агрегатов силового агрегата, который является жёсткой отливкой точно обработанными посадочными местами для гильз цилиндров, втулок распределительного вала, вкладышей подшипников коленчатого вала, кронштейна топливного насоса.
Чугунная отливка разделена вертикальными перегородками на отсеки. Торцевые стенки и вертикальные перегородки блока цилиндров А-01 имеют в нижней части приливы, образующие опоры для вкладышей коренных подшипников. В вертикальных перегородках блока цилиндров А-01 расположены опоры распределительного вала.
На двигатель А-01М установлена пара взаимозаменяемых головок цилиндров. В головке установлены клапаны с пружинами, стойки коромысел, коромысла клапанов, форсунки.
Головка цилиндров представляет собой цельную отливку из специального чугуна, фиксируемую к блоку посредством термически обработанных шпилек из хромоникелевой стали. Затяжку гаек крепления головки производят равномерно, в соответствии с определённой последовательностью.
Гайки затягиваются с моментом 16-18 кгс/м, после обкатки нового либо отремонтированного двигателя, а далее – через определённый промежуток времени (через каждые 960 м/ч). По завершении затяжки гаек проверяются, как и клапанные зазоры, а также зазоры в декомпрессионном механизме.
В целях обеспечения теплоотвода головка цилиндров оборудована водяной рубашкой, которая сообщается с водяной рубашкой блока цилиндров. Уплотнение стыков головки цилиндров и блока производится посредством прокладки. Сёдлами выпускных клапанов являются вставки из жароупрочнённого чугуна, которые запрессованы в гнёзда с натягом. Обработка сёдел клапанов и направляющих втулок происходит после их запрессовки в головку.
Диаметр цилиндров двигателя А-01 составляет 130 мм, ход поршня равен 140 мм. Отношение хода поршня к диаметру составляет 1,08, что является характеристикой длинноходного двигателя. Степень сжатия составляет 16,5.
Камера сгорания – однополостная, расположенная в днище поршня, количество клапанов – 12 (они расположены в головке блока цилиндров двигателя).
Нужно отметить, что в шестицилиндровых двигателях А-01 удалось достичь уравновешенности сил инерции 1-го 2-го порядков, что существенно снизило вибрации двигателя во время работы.
Сухой вес дизельного шестицилиндрового двигателя А-01 составляет 1250 кг (вместе с муфтой сцепления).
автомагадан
Небольшая таблица с весами двигателей. Может пригодиться для расчета стоимости доставки двигатели либо для самостоятельного конструирования.
Daihatsu, Hino, Honda, Isuzu, Mazda, MMC, Nissan, Rover, Subaru, Suzuki, Toyota
Daihatsu (бензиновый) EF ——— 659 cc; 90,00 кг; Daihatsu (бензиновый) EJ ——— 989 cc; 140,00 кг; Daihatsu (бензиновый) HD ——— 1589 cc; 110,00 кг; Hino (дизель) EC100 ——— 5010 cc; 360,00 кг; Hino (дизель) W06E ——— 6014 cc; 380,00 кг; Honda A18A ——— 1829 cc; 160,00 кг; Honda B16A FF впрыск DOHC VTEC ——— 1595 cc; 138,00 кг; Honda B18B ——— 1834 cc; 125,00 кг; Honda B18C ——— 1797 cc; 120,00 кг; Honda B20B FF SM-X ——— 1972 cc; 150,00 кг; Honda C32A 4WD катуш. ——— 3206 cc; 217,00 кг; Honda D13B FF карб. 1CAM 16кл ——— 1343 cc; 105,00 кг; Honda D15B FF впрыск 1CAM 16кл VTEC-E ——— 1493 cc; 115,00 кг; Honda D16A ——— 1590 cc; 120,00 кг; Honda F18A ——— 1849 cc; 140,00 кг; Honda F18B ——— 1849 cc; 135,00 кг; Honda F20B FF 2CAM, DONC, VTEC впрыск ——— 1997 cc; 150,00 кг; Honda F22A ——— 2156 cc; 145,00 кг; Honda F22B FF легковая 1CAM VTEC ——— 2156 cc; 145,00 кг; Honda F23A 4WD Odysey (RA4) 1 распредвал, VTEC ——— 2253 cc; 145,00 кг; Honda G20A ——— 1996 cc; 265,00 кг; Honda G25A FF Inspaer ——— 2451 cc; 170,00 кг; Honda H22A FF DOHC, VTEC ——— 2156 cc; 165,00 кг; Honda H23A ——— 2258 cc; 160,00 кг; Honda J25A Odissey ——— 2495 cc; 170,00 кг; Honda J25A Saber ——— 2495 cc; 170,00 кг; Honda J30A ——— 2997 cc; 190,00 кг; Honda K20A ——— 1998 cc; 150,00 кг; Honda L13A ——— 1339 cc; 100,00 кг; Honda L15A ——— 1496 cc; 100,00 кг; Honda ZC FF впрыск 1CAM 16кл VTEC ——— 1590 cc; 130,00 кг; Isuzu (дизель) 4BC1 ——— 3260 cc; 320,00 кг; Isuzu (дизель) 4BC2 ——— 3567 cc; 350,00 кг; Isuzu (дизель) 4BD1 ——— 3856 cc; 320,00 кг; Isuzu (дизель) 4BE1 FR грузовик (ТНВД плунжерный) ——— 3636 cc; 325,00 кг; Isuzu (дизель) 4BE2 FR грузовик (ТНВД плунжерный) ——— 3630 cc; 325,00 кг; Isuzu (дизель) 4EE1 ——— 1686 cc; 164,00 кг; Isuzu (дизель) 4FD1 ——— 2189 cc; 270,00 кг; Isuzu (дизель) 4FG1 ТНВД ——— 2380 cc; 270,00 кг; Isuzu (дизель) 4HF1 FR грузовик ——— 4334 cc; 330,00 кг; Isuzu (дизель) 4HG1 FR грузовик ——— 4570 cc; 404,00 кг; Isuzu (дизель) 4JB1 FR грузовик ——— 2771 cc; 192,00 кг; Isuzu (дизель) 4JG2-T 4WD Bighorn Intercooler (ТНВД механич) ——— 3059 cc; 260,00 кг; Isuzu (дизель) 4JX1 ——— 2999 cc; 280,00 кг; Isuzu (дизель) 6HE1 ——— 7127 cc; 385,00 кг; Isuzu (дизель) FE6 ——— 6925 cc; 670,00 кг; Mazda (дизель) DL-T c КПП ——— 2765 cc; 260,00 кг; Mazda (дизель) R2 4WD ——— 2184 cc; 178,00 кг; Mazda (дизель) RF 4WD Bongo терм.спереди ——— 1998 cc; 180,00 кг; Mazda (дизель) SL FR грузовик 24v (ТНВД плунжер) ——— 3455 cc; 254,00 кг; Mazda (дизель) TF FR Titan грузовик ——— 4021 cc; 356,00 кг; Mazda (дизель) VS микроавтобус, до ’95. ——— 2956 cc; 260,00 кг; Mazda (дизель) WL-T FR 4WD PROCEED ——— 2499 cc; 234,00 кг; Mazda (дизель) XA FR ——— 2522 cc; 255,00 кг; Mazda (дизель) PN ——— 1720 cc; 155,00 кг; Mazda (бензиновый) B3 FF Ford моновпрыск 1CAM 16кл, клин. ——— 1323 cc; 115,00 кг; Mazda (бензиновый) B5 4WD легковая карбюр. 1CAM ——— 1498 cc; 115,00 кг; Mazda (бензиновый) B6 ——— 1597 cc; 140,00 кг; Mazda (бензиновый) BP ——— 1839 cc; 143,00 кг; Mazda (бензиновый) D5 ——— 1490 cc; 100,00 кг; Mazda (бензиновый) E5 ——— 1490 cc; 120,00 кг; Mazda (бензиновый) F8 ——— 1789 cc; 155,00 кг; Mazda (бензиновый) FE ——— 1998 cc; 165,00 кг; Mazda (бензиновый) FP FF DOHC (трамблёр) Capella ——— 1839 cc; 129,00 кг; Mazda (бензиновый) FS 4WD Capella катуш.сбоку стар.обр, 16кл DOHC ——— 1991 cc; 136,00 кг; Mazda (бензиновый) G6 ——— 2605 cc; 150,00 кг; Mazda (бензиновый) HA ——— 2977 cc; 370,00 кг; Mazda (бензиновый) K8 ——— 1844 cc; 165,00 кг; Mazda (бензиновый) KF ——— 1995 cc; 175,00 кг; Mazda (бензиновый) KL легковая ——— 2496 cc; 171,00 кг; Mazda (бензиновый) LF ——— 1998 cc; 178,00 кг; Mazda (бензиновый) RF ——— 1998 cc; 178,00 кг; Mazda (бензиновый) RF-T ——— 1998 cc; 210,00 кг; Mazda (бензиновый) Z5 ——— 1489 cc; 125,00 кг; Mazda (бензиновый) ZJ FF Demio (DY3W) ——— 1348 cc; 103,00 кг; Mazda (бензиновый) ZL ——— 1498 cc; 118,00 кг; Mazda (бензиновый) ZL FF ——— 1498 cc; 145,00 кг. MMC (бензиновый) 4A30 ——— 659 cc; 105,00 кг; MMC (бензиновый) 4A31 ——— 1094 cc; 105,00 кг; MMC (бензиновый) 4G13 FF впрыск 1CAM ——— 1298 cc; 135,00 кг; MMC (бензиновый) 4G15 ——— 1468 cc; 135,00 кг; MMC (бензиновый) 4G32 ——— 1597 cc; 130,00 кг; MMC (бензиновый) 4G37 ——— 1755 cc; 135,00 кг; MMC (бензиновый) 4G54 ——— 2555 cc; 200,00 кг; MMC (бензиновый) 4G63 4WD DONC 2CAM 16кл ——— 1997 cc; 160,00 кг; MMC (бензиновый) 4G63-T ——— 1997 cc; 170,00 кг; MMC (бензиновый) 4G64 FF впрыск 1CAM 16кл (трамблёрный) ——— 2350 cc; 184,00 кг; MMC (бензиновый) 4G67 ——— 1836 cc; 170,00 кг; MMC (бензиновый) 4G91 Lancer карб. 2CAM 16кл DOHC ——— 1496 cc; 137,00 кг; MMC (бензиновый) 4G93 FF Galant карбюр. SOHC 16кл ——— 1834 cc; 150,00 кг; MMC (бензиновый) 4G93 GDI Pajero ——— 1834 cc; 145,00 кг; MMC (бензиновый) 4G94 ——— 1999 cc; 150,00 кг; MMC (бензиновый) 6A11 ——— 1829 cc; 177,00 кг; MMC (бензиновый) 6A11 FF легковая впрыск. DOHC, 24кл ——— 1829 cc; 220,00 кг; MMC (бензиновый) 6A12 ——— 1998 cc; 165,00 кг; MMC (бензиновый) 6A13 FF Legnum (трамблёр) ——— 2498 cc; 170,00 кг; MMC (бензиновый) 6G71 FF легковая 2CAM CYCLON ——— 1998 cc; 220,00 кг; MMC (бензиновый) 6G72 4WD ЧЕЛЕНДЖЕР, 12 клапанов,катушки ——— 2972 cc; 195,00 кг; MMC (бензиновый) 6G73 FF легковая DOHC NEW (трамблёр) ——— 2497 cc; 194,00 кг; MMC (бензиновый) 6G74 ——— 3496 cc; 230,00 кг; MMC (бензиновый) G32B карбюрный ——— 1600 cc; 120,00 кг; MMC (бензиновый) G37B ——— 1755 cc; 130,00 кг; MMC (бензиновый) G54B ——— 2555 cc; 150,00 кг; MMC (бензиновый) G63B-T-ECI FF Galant INTERCOOLER SIRIUS ——— 1997 cc; 150,00 кг; MMC (дизель) 4D30 ——— 3298 cc; 290,00 кг; MMC (дизель) 4D32 ——— 3567 cc; 300,00 кг; MMC (дизель) 4D33 FR Canter 24v NEW ——— 4214 cc; 360,00 кг; MMC (дизель) 4D33 FR узкая голова ——— 4214 cc; 297,20 кг; MMC (дизель) 4D56-T 4WD Delica ——— 2476 cc; 193,00 кг; MMC (дизель) 4D65 авт. FF F4A212-URH ——— 1795 cc; 180,00 кг; MMC (дизель) 4D68-T 4WD легковая NEW ——— 1998 cc; 170,00 кг; MMC (дизель) 4DR5 FR Canter (ТНВД рядный) ——— 2659 cc; 242,00 кг; MMC (дизель) 4DR7 FR Canter (ТНВД рядный) ——— 2835 cc; 242,00 кг; MMC (дизель) 4M40-T 4WD Delica ——— 2835 cc; 239,00 кг; MMC (дизель) 4M40-T 4WD Pajero (габариты 65смх80смх80см) ——— 2835 cc; 234,40 кг; MMC (дизель) 4M51 ——— 5249 cc; 250,00 кг; MMC (дизель) 6D15 ——— 6919 cc; 400,00 кг; Nissan (бензиновый) A15 FR Vanette карбюр. чёрн клапан.крышка нов.образ ——— 1487 cc; 135,00 кг; Nissan (бензиновый) CA18 DE ——— 1809 cc; 160,00 кг; Nissan (бензиновый) CA18 FR легковая катуш. 2CAM ——— 1809 cc; 130,00 кг; Nissan (бензиновый) CA20 ——— 1973 cc; 145,00 кг; Nissan (бензиновый) CG10-DE FF ——— 997 cc; 90,00 кг; Nissan (бензиновый) CG13-DE FF Cube (Z10) ——— 1274 cc; 105,00 кг; Nissan (бензиновый) CGA3 ——— 1348 cc; 110,00 кг; Nissan (бензиновый) CR12 ——— 1240 cc; 120,00 кг; Nissan (бензиновый) CR14 ——— 1386 cc; 120,00 кг; Nissan (бензиновый) E15 ——— 1487 cc; 131,00 кг; Nissan (бензиновый) GA13 ——— 1295 cc; 146,00 кг; Nissan (бензиновый) GA15 ——— 1497 cc; 145,00 кг; Nissan (бензиновый) GA16 ——— 1596 cc; 146,00 кг; Nissan (бензиновый) KA24 FF Pressage DOHC 16кл ——— 2388 cc; 170,00 кг; Nissan (бензиновый) L20 FR легковая карбюр. ——— 1998 cc; 173,00 кг; Nissan (бензиновый) NA16 FR Atlas карбюр. SOHC ——— 1627 cc; 117,00 кг; Nissan (бензиновый) NA20 ——— 1998 cc; 140,00 кг; Nissan (бензиновый) QG15 ——— 1497 cc; 140,00 кг; Nissan (бензиновый) QG16 ——— 1597 cc; 140,00 кг; Nissan (бензиновый) QG18 4WD 2CAM, 16кл. ——— 1769 cc; 135,00 кг; Nissan (бензиновый) QR20 ——— 1998 cc; 150,00 кг; Nissan (бензиновый) RB20 ——— 1998 cc; 181,00 кг; Nissan (бензиновый) RB25-DE 4WD Skyline NEO ——— 2498 cc; 235,00 кг; Nissan (бензиновый) SR18-DI FF Bluberd ——— 1883 cc; 150,00 кг; Nissan (бензиновый) SR20-DE FR Serena прямой колл.вниз,трамблёр сзади (нет ГУРа) ——— 1998 cc; 160,00 кг; Nissan (бензиновый) VG20-E FR ——— 1998 cc; 200,00 кг; Nissan (бензиновый) VG30-E 4WD TERRANO ——— 2960 cc; 220,00 кг; Nissan (бензиновый) VG33 4WD (трамблёр) Terrano(LR50) ——— 3300 cc; 230,00 кг; Nissan (бензиновый) VQ20 FF Cefiro 24 кл ——— 1995 cc; 175,00 кг; Nissan (бензиновый) VQ23 ——— 2349 cc; 200,00 кг; Nissan (бензиновый) VQ25 ——— 2495 cc; 185,00 кг; Nissan (бензиновый) VQ30-T FR Cedric ——— 2987 cc; 240,00 кг; Nissan (бензиновый) Z16 FR Datsun карбюр. ——— 1600 cc; 115,00 кг; Nissan (бензиновый) Z20 ——— 1952 cc; 150,00 кг; Nissan (дизель) BD30 FR Atlas 24v ——— 2953 cc; 245,00 кг; Nissan (дизель) CD17 ——— 1680 cc; 170,00 кг; Nissan (дизель) CD20 FR Serena ——— 1973 cc; 180,00 кг; Nissan (дизель) ED30 ——— 2956 cc; 180,00 кг; Nissan (дизель) ED33 ——— 3298 cc; 220,00 кг; Nissan (дизель) FD35 ——— 3465 cc; 300,00 кг; Nissan (дизель) FD42 ——— 4241 cc; 324,00 кг; Nissan (дизель) FD46 FR ——— 4617 cc; 295,00 кг; Nissan (дизель) LD20 FR м.автобус ——— 1952 cc; 190,00 кг; Nissan (дизель) QD32 12v ——— 3153 cc; 225,00 кг; Nissan (дизель) RD28 Laurel ——— 2825 cc; 220,00 кг; Nissan (дизель) SD23 ——— 2289 cc; 205,00 кг; Nissan (дизель) TD23 FR Atlas 12v ——— 2289 cc; 230,00 кг; Nissan (дизель) TD25 ——— 2494 cc; 230,00 кг; Nissan (дизель) TD27-T 4WD м.автобус ——— 2663 cc; 245,00 кг; Nissan (дизель) TD42 ——— 4169 cc; 365,00 кг; Nissan (дизель) YD22 FF ——— 2184 cc; 210,00 кг; Nissan (дизель) YD25-TE ——— 2488 cc; 200,00 кг; Nissan (дизель) ZD30-TE-DDTI 4WD Safary ——— 2953 cc; 242,00 кг; Nissan (бензиновый) Z18 ——— 1770 cc; 150,00 кг; Rover 16K4F ——— 1589 cc; 130,00 кг; Subaru EA71 ——— 1595 cc; 155,00 кг; Subaru EA82 4WD карбюр. ——— 1781 cc; 135,00 кг; Subaru EF10 ——— 997 cc; 105,00 кг; Subaru EF12 ——— 1189 cc; 105,00 кг; Subaru EJ15 ——— 1493 cc; 130,00 кг; Subaru EJ16 4WD легковая катуш. DOHC 16кл ——— 1597 cc; 140,00 кг; Subaru EJ18 4WD ——— 1820 cc; 180,00 кг; Subaru EJ20 4WD катуш. Legasy(BG5) DOHC ——— 1994 cc; 120,00 кг; Subaru EJ20-TT 4WD катуш. DOHC BOXER INTERCOOLER (BH5), 83т.км.,99г. нов.образ. ——— 1994 cc; 160,00 кг; Subaru EJ22 ——— 2212 cc; 113,00 кг; Subaru EJ25 (без ГУРА,Генератора,КК) ——— 2457 cc; 107,00 кг; Suzuki F6A ——— 657 cc; 80,00 кг; Suzuki G10 ——— 993 cc; 90,00 кг; Suzuki G16A 4WD Escudo впрыск 16кл ——— 1590 cc; 105,00 кг; Suzuki H20A 4WD Escudo ——— 1998 cc; 155,00 кг; Suzuki H25A 4WD Escudo катуш. 24кл ——— 2493 cc; 180,00 кг; Suzuki H27A ——— 2736 cc; 200,00 кг; Suzuki J18A ——— 1839 cc; 113,00 кг; Suzuki J20A эскудо ——— 1995 cc; 135,00 кг; Suzuki K10A ——— 996 cc; 90,00 кг; Suzuki M13A ——— 1328 cc; 102,00 кг; Suzuki M16A ——— 1586 cc; 135,00 кг; Toyota (бензиновый) 1AZ ——— 1998 cc; 130,00 кг; Toyota (бензиновый) 1FZ-FE ——— 4476 cc; 300,00 кг; Toyota (бензиновый) 1G-FE VVTI FR MarkII (GX100) BEAMS ——— 1988 cc; 160,00 кг; Toyota (бензиновый) 1G-GTE ——— 1998 cc; 209,00 кг; Toyota (бензиновый) 1JZ-GE ( VVT-i ) 4WD ——— 2491 cc; 200,00 кг; Toyota (бензиновый) 1KR-FE ——— 996 cc; 96,00 кг; Toyota (бензиновый) 1MZ-FE ——— 2995 cc; 180,00 кг; Toyota (бензиновый) 1NZ-FE VVTI 4WD легковая катуш. ——— 1496 cc; 112,00 кг; Toyota (бензиновый) 1S FF Vista (SV21) моновпрыск ——— 1832 cc; 135,00 кг; Toyota (бензиновый) 1SZ-FE ——— 997 cc; 95,00 кг; Toyota (бензиновый) 1UZ-FE задний привод Celsior катуш. 32 клапана TRC ——— 3969 cc; 220,00 кг; Toyota (бензиновый) 1VZ-FE ——— 1992 cc; 195,00 кг; Toyota (бензиновый) 1ZZ-FE ——— 1794 cc; 135,00 кг; Toyota (бензиновый) 2A ——— 1295 cc; 119,00 кг; Toyota (бензиновый) 2AZ-FE ——— 2362 cc; 170,00 кг; Toyota (бензиновый) 2JZ-GE FR MarkII ——— 2997 cc; 230,00 кг; Toyota (бензиновый) 2MZ FF ——— 2496 cc; 177,00 кг; Toyota (бензиновый) 2NZ-VVTI FF катушки ——— 1298 cc; 88,00 кг; Toyota (бензиновый) 2TZ-FE ——— 2438 cc; 175,00 кг; Toyota (бензиновый) 2ZZ передний привод, Celica, ГБЦ Yamaha ——— 1795 cc; 135,00 кг; Toyota (бензиновый) 3A ——— 1452 cc; 135,00 кг; Toyota (бензиновый) 3E ——— 1456 cc; 110,00 кг; Toyota (бензиновый) 3RZ-FE ——— 2693 cc; 173,00 кг; Toyota (бензиновый) 3S-FE FR Noah ——— 1998 cc; 170,00 кг; Toyota (бензиновый) 3S-GE 4WD VVTI Caldina BEAMS Yamaha ——— 1998 cc; 155,00 кг; Toyota (бензиновый) 3S-GTE ——— 1998 cc; 195,00 кг; Toyota (бензиновый) 3VZ-FE FF Windom (VZV10) (трамблёр) 24 клапана ——— 2958 cc; 199,00 кг; Toyota (бензиновый) 3Y ——— 1998 cc; 146,00 кг; Toyota (бензиновый) 4A-GE FF легковая Silverhead 20кл ——— 1587 cc; 145,00 кг; Toyota (бензиновый) 4E ——— 1331 cc; 105,00 кг; Toyota (бензиновый) 4K ——— 1290 cc; 130,00 кг; Toyota (бензиновый) 4S-FE FF стар.образца до 91г. ——— 1838 cc; 155,00 кг; Toyota (бензиновый) 4VZ FF, Camry ——— 2496 cc; 190,00 кг; Toyota (бензиновый) 4Y ——— 2237 cc; 155,00 кг; Toyota (бензиновый) 5A-FE ——— 1498 cc; 150,00 кг. Toyota (бензиновый) 5E 4WD ——— 1496 cc; 120,00 кг; Toyota (бензиновый) 5K ——— 1496 cc; 140,00 кг; Toyota (бензиновый) 5S-FE ——— 2164 cc; 160,00 кг; Toyota (бензиновый) 5VZ-FE Prado 24кл ——— 3378 cc; 190,00 кг; Toyota (бензиновый) 7A-FE 4WD Carib AT-115 (трамблёр) ——— 1762 cc; 109,00 кг; Toyota (бензиновый) 7K ——— 1781 cc; 140,00 кг; Toyota (бензиновый) 7M-GE ——— 2954 cc; 185,00 кг; Toyota (бензиновый) K3 ——— 1297 cc; 96,00 кг; Toyota (дизель) 13B ——— 3431 cc; 290,00 кг; Toyota (дизель) 14B FR DUNA 24v ——— 2660 cc; 300,00 кг; Toyota (дизель) 15B FR HINO ——— 4104 cc; 295,00 кг; Toyota (дизель) 1C передний привод ——— 1839 cc; 157,00 кг; Toyota (дизель) 1HD ——— 4163 cc; 365,00 кг; Toyota (дизель) 1KZ-TE 4WD Surf CT-20 ——— 2982 cc; 280,00 кг; Toyota (дизель) 1N-T ——— 1453 cc; 137,00 кг; Toyota (дизель) 2C 4WD TawnAce б/вакуум. ——— 1974 cc; 170,00 кг; Toyota (дизель) 2L FR Haice после 89 года ——— 2446 cc; 230,00 кг; Toyota (дизель) 3B FR DUNA 24V (высота 70, длина 80, ширина 70) ——— 3431 cc; 294,00 кг; Toyota (дизель) 3C ——— 2184 cc; 175,00 кг; Toyota (дизель) 3L FR, 4WD м.автобус ——— 2779 cc; 230,00 кг; Toyota (дизель) 3С-E FR TawnAce c вакуум.2цил. ——— 2184 cc; 220,00 кг; Toyota (дизель) 5L ——— 2985 cc; 250,00 кг; Toyota (дизель) B FR DUNA 24v ——— 2977 cc; 297,00 кг; Toyota (дизель) S05D ——— 4899 cc; 280,00 кг;
Продолжение таблички есть на форуме в теме «Таблица веса двигателей»
Система питания топливом
Топливоподкачивающий насос, приводимый в действие от кулачкового вала ТНВД, засасывает солярку из топливного бака трактора через фильтр — отстойник и гонит её по топливопроводам низкого давления через блочный топливный фильтр в топливный насос высокого давления.
Перепускной клапан поддерживает в ТНВД определённое давление топлива. Излишки горючего сливаются через перепускной клапан и дренажный топливопровод в топливный бак трактора.
Топливный насос высокого давления, снабжённый регулятором частоты вращения, в соответствии с порядком работы цилиндров по топливопроводам высокого давления подаёт горючее к форсункам. Они впрыскивают дизтопливо в цилиндры.
Двигатель А-01 в чебоксарском Музее истории трактора
Топливный насос – шестисекционный, золотникового типа, система смазки — комбинированная.
Часть дизельного топлива из системы питания используется для работы системы электрофакельного подогрева воздуха во впускном коллекторе во время пуска дизеля в зимний период.
Для заполнения системы питания горючим и удаления из неё воздуха служит ручной топливоподкачивающий насос. Воздух в этом случае удаляется вместе с излишками топлива в топливный бак по дренажному топливопроводу. По этому же пути воздух удаляется автоматически при работе дизельного двигателя А-01.
Система смазки двигателя А-01
Двигатели А-01 имеют комбинированную систему смазки, при которой одни детали смазываются под давлением, а другие – путём разбрызгивания масла. Ёмкостью для масла служит нижняя крышка картера. Для контроля уровня масла на блок-картере справа от маслоналивного патрубка стоит маслоизмеритель.
Масло из нижней крышки картера всасывается масляным насосом через маслозаборник. Масляный насос имеет два выходных отверстия и, соответственно, создает два потока масла (двухпоточный маслонасос).
Один поток масла, около 20 процентов, направляется к масляному радиатору, и после охлаждения возвращается в нижнюю крышку картера. Соединение с масляным радиатором осуществляется гибкими маслопроводами.
Основной же поток масла подаётся к масляному фильтру. Он проходит параллельно через два фильтрующих элемента. Очищенное масло поступает в главную масляную магистраль. Из главной масляной магистрали масло по каналам подводится к подшипникам коленчатого вала, распределительного вала, промежуточной шестерни, во внутренние полости осей толкателей, в картер ТНВД (если ТНВД – с централизованной смазкой).
Из осей толкателей масло поступает по каналам толкателей в полости штанг, затем к коромыслам и трущимся парам привода клапанов. Шестерни привода агрегатов, кулачки распредвала, гильзы цилиндров, подшипники верхних головок шатунов смазываются разбрызгиванием масла. Давление масла в главной масляной магистрали поддерживается в допустимых пределах редукционным клапаном масляного насоса и сливным клапаном масляного фильтра.
При давлении масла в основном потоке свыше 0,9…1,1 МПа (9…11 кгс/см2) редукционный клапан масляного насоса перепускает масло в нижнюю крышку картера. Сливной клапан фильтра обеспечивает слив части масла в нижнюю крышку картера при повышении давления на выходе из фильтра более 0,4…0,45 МПа (4…4,5 кгс/см2).
В радиаторной ветви масляного насоса установлен предохранительный клапан, который не допускает повышения давления масла более 0,25…0,32 МПа (2,5…3,2 кгс/см2).
В масляном фильтре находится также перепускной клапан. Он обеспечивает необходимое давление масла при засорении фильтрующих элементов, а также во время пуска двигателя при большом перепаде давления масла на фильтре, перепуская часть неочищенного масла мимо фильтрующих элементов в главную масляную магистраль. Открывается этот клапан при перепаде давления масла на фильтре более 0,15…0,19 МПа (1,5…1,9 кгс/см2).
Запуск двигателей производится пусковым двигателем ПД-10У.
Кривошипно-шатунный механизм. Блок-картер отлит из чугуна. С левой стороны за одно целое с блоком отлита водораспределительная труба. Соосность постелей под вкладыши коренных подшипна-
ков обеспечивается их расточкой с одной установки в сборе с крышками. Посадочные места под крышки коренных подшипников обработаны таким образом, что исключается возможность их переворачивания при сборке. С правой стороны блока цилиндров имеется шесть контрольных отверстий диаметром мм. Течь охлаждающей жидкости из отверстий свидетельствует о повреждении уплотнения нижнего пояса гильзы соответствующего цилиндра.
Головка блока отлита из чугуна за одно целое с клапанной коробкой. На двигатель устанавливаются две головки, каждая из которых является общей для трех цилиндров. Каждую головку крепят к блоку двадцатью шпильками через железоасбестовую прокладку. Прокладки необходимо устанавливать широкой стороной окантовки на поверхность блока, предварительно смазав их поверхность графитовой смазкой. Головки цилиндров должны быть тщательно выровнены в поперечном направлении, в противном случае поверхности крепления впускного и выпускного трубопроводов будут находиться в разных плошестерен механизма газораспределения.
Поддон блока цилиндров крепится болтами через пробковую прокладку одновременно к блоку, картеру маховика, картеру и крышке.
Гильзы цилиндров отлиты из специального чугуна. Внутренняя рабочая поверхность гильзы подвергается закалке ТВЧ на глубину 1—2 мм. На поверхности гильзы по наружному диаметру имеется нижний уплотняющий поясок с двумя кольцевыми канавками под уплотняющие резиновые кольца. Верхний посадочный поясок гильзы устанавливают в отверстие блока с небольшим натягом.
По внутреннему диаметру гильзы делятся на четыре группы. Маркировка группы наносится на верхнем торце гильзы.
Поршни отливаются из алюминиевого сплава. На днище поршня выполнено углубление, которое должно быть смещено в сторону от распределительного вала. На поршне имеются три канавки под компрессионные и две — под маслосъемные кольца. В комплекте одного двигателя допускается разница в весе поршней до г. Вес поршня отмечают трехзначным числом на днище. В зависимости от наружного диаметра юбки и диаметра отверстий под поршневой палец поршни разбиваются на группы.
Поршневой палец — плавающего типа стальной пустотелый (из стали марки 12ХНЗА). Рабочая поверхность пальца цементирована и полирована. По наружному диаметру пальцы разбиваются на группы. Маркировка наносится клеймом на торцовой части пальца. От осевого смещения палец удерживается стопорными кольцами.
Поршневые кольца изготовляют из специального чугуна. Верхнее компрессионное кольцо покрыто слоем пористого хрома. Втосечение. Замки колец — прямые. Зазор в замке любого кольца при его установке в цилиндр должен быть в пределах 0,45—0,65 мм. Два верхних компрессионных кольца устанавливаются на поршень конической поверхностью вверх.
Оба верхние компрессионные кольца имеют в сечении форму односторонней трапеции. Третье компрессионное кольцо в сечении прямоугольное. Маслосъемные кольца имеют прямоугольное
Шатуны штампуют из стали марки 40Х. В верхнюю головку запрессована втулка из бронзы ОЦС-5-5-5. По внутреннему диаметру втулки верхней головки шатуны делят на три группы. Условное обозначение группы наносят на торцовой поверхности верхней головки шатуна. Там же наносят вес нижней и верхней головок шатуна. Число, ближнее к нижней головке, обозначает вес нижней головки, а другое число — вес верхней головки. Вес в сотнях, десятках и единицах граммов обозначается двумя трехзначными числами.
Шатуны в комплекте на один двигатель не должны отличаться по весу верхних и по весу нижних головок более чем на г. Подгонка по весу может производиться за счет снятия излишков металла на приливах головок шатуна.
На одной стороне шатуна и его крышки наносятся совпадающие риски и условные порядковые цифры, а на другой стороне — номер цилиндра. Продольный люфт нижней головки шатуна на шейке вала допускается в пределах 0,17—0,44 мм.
Коленчатый вал штампуется из стали марки 50Г. Вал имеет шесть шатунных и семь коренных шеек. Заводом изготовляются и устанавливаются на двигатели валы двух производственных стандартов. Условное обозначение вала и клеймо наносятся на одиннадцатой щеке.
В шатунных шейках вала расточены полости для центробежной очистки масла, закрытые резьбовыми пробками.
На носке коленчатого вала установлены шестерни привода масляного насоса и распределительного вала, маслоотражательная шайба и двухручьевой шкив. В расточку хвостовика коленчатого вала на штифтах посажена шлицевая втулка для привода независимого вала отбора мощности.
От осевых смещений коленчатый вал фиксируется упорными полукольцами, вложенными в расточки постели седьмого коренного подшипника. Сторона полуколец с канавками должна прилегать к упорным торцам вала. Продольный люфт коленчатого вала должен быть равен 0,095—0,245 мм.
Вкладыши подшипников изготовляются из биметаллической ленты (свинцовистая бронза на стальной основе). В соответствии с производственными и ремонтными размерами коленчатого вала вкладыши подшипников делятся на группы, обозначение которых наносится на наружной поверхности вкладыша.
Маховик отлит из серого чугуна марки СЧ15-32. В его расточку установлен роликовый подшипник вала муфты сцепления. При установке маховика на коленчатый вал их метки «К» совмещают.
Механизм газораспределения — верхнеклапанный. Распределительные шестерни размещены в картере. Шестерня коленчатого вала и шестерня распределительного вала имеют буквенные метки, совмещаемые при сборке с такими же метками промежуточной шестерни. Шестерня служит для привода топливного насоса, а шестерни и — для привода насосов гидросистемы. Шестерня с бронзовой втулкой установлена на пальце, закрепленном болтами на блоке. В пальце имеются сверления для подвода масла. Для контроля за подводом смазки служит отверстие, закрытое пробкой.
Распределительный вал штампуют из стали марки 45. Вал имеет семь шеек и двенадцать кулачков, подвергнутых закалке ТВЧ.
Толкатели — роликового типа. Каждый толкатель представляет собой одноплечий рычаг, оканчивающийся вилкой, в отверстие которой установлена ось ролика. Толкатели качаются на оси на бронзовых втулках. Ось толкателей пустотелая и крепится опорами к блоку двигателя.
Штанги — стальные пустотелые. В концы штанг впрессованы наконечники и со сферическими калеными поверхностями.
Рис. 1. Распределительные шестерни двигателя АМ-01.
Клапаны и изготовлены: впускные — из стали ЭИ-107 и выпускные— из стали ЭИ-69 с приваренным наконечником из стали 40ХН. Клапан прижат к гнезду двумя пружинами, имеющими различное направление навивки.
Рис. 2. Механизм газораспределения двигателя АМ-01.
Декомпрессионный механизм состоит из двух валиков с регулировочными винтами. Валики соединены между собой и расположены над коромыслами. Их можно поворачивать рычагом управления. При повороте рычага нажимные винты упираются в концы коромысел и приоткрывают клапаны.
Рис. 3. Система смазки двигателя АМ-01.
Система смазки двигателя АМ-01 комбинированная.
Масляный насос — двухсекционный шестеренчатого типа с редукционным и предохранительным клапанами. Нагнетающая секция насоса обеспечивает подвод масла к двигателю, а радиаторная —
Привод насоса осуществляется от шестерни коленчатого вала через паразитную шестерню. Производительность секций насоса при 3100 об/мин. ведущего валика насоса составляет для нагнетающей 105 л/мин и для радиаторной — л/мин. Давление масла на выходе должно быть в пределах: для нагнетающей секции — 6—7 кГ)см2 и для радиаторной — 0,3—0,7 кГ/см2.
Рис. 4. Водяной насос и вентилятор двигателя АМ-01.
Редукционный клапан служит для ограничения давления масла нагнетающей секции. Предохранительный клапан радиаторной секции предотвращает повреждение масляного радиатора в период пуска двигателя и при неисправном радиаторе (загрязнение).
Клапаны должны быть отрегулированы на давление: редукционный — 7,5 ±0,5 кг!см2 и предохранительный—0,8—1,2 кГ/см2.
Фильтр грубой очистки масла имеет два фильтрующих элемента с цилиндрическим гофрированным каркасом, на который намотана латунная сетка. В корпусе фильтра грубой очистки установлен перепускной клапан, пропускающий масло в главную масляную магистраль при загрязнении фильтра или при холодном масле. На пути выхода масла из фильтра грубой очистки в главную масляную магистраль в специальной приставке установлен сливной клапан, отрегулированный на давление 3,5—5 кГ/см.2.
Центрифуга обеспечивает тонкую очистку масла, после чего оно стекает в поддон картера двигателя.
Переключатель масляного радиатора служит для его включения летом и отключения зимой. Переключатель установлен в приливе блок-картера. Для включения или выключения радиатора необходимо ослабить штуцер трубки подвода масла, отвернуть болты крепления переключателя и повернуть его до совпадения буквы «Л» или «3» со стрелкой на блоке. Переключатель снабжен клапаном для автоматического отключения масляного радиатора от системы смазки. Клапан отрегулирован на давление 1,6—1,8 кГ/см2 и работает только при установке переключателя в положение «Л». В положении «3» масло проходит через переключатель в поддон двигателя. Температура масла в картере контролируется термометром, а давление в магистрали — манометром.
Система охлаждения—-закрытого типа с принудительной циркуляцией воды. При заполнении системы необходимо выворачивать болт-пробку на корпусе водяного насоса для удаления воздуха из системы охлаждения.
Водяной насос и вентилятор смонтированы как общий агрегат. Вал насоса установлен в корпусе на двух подшипниках . На переднем конце вала закреплен шкив с крыльчаткой вентилятора, а на заднем — крыльчатка насоса. Шкив приводится во вращение от коленчатого вала двумя клиновыми ремнями. Один из ремней является приводным для генератора. Натяжение этого ремня осуществляется изменением положения генератора. Натяжение второго ремня производят натяжным роликом, закрепленным в крышке картера шестерен.
Система питания. Топливо подвергается трехступенчатой очистке: в фильтре-отстойнике, в фильтре с двумя бумажными фильтрующими элементами ТФ-2 тонкой очистки и в контрольном фильтре с одним элементом ТФ-2. Кроме того, в каждой форсунке топливо проходит через сетчатый фильтр.
Рис. 5. Система питания двигателя АМ-01.
Подкачивающая помпа —поршневого типа. Она имеет привод от кулачка валика топливного насоса высокого давления и насос ручной подкачки топлива.
Топливный насос — высокого давления шестиплунжерного типа. Он снабжен всережимным регулятором числа оборотов. Насос имеет корректор, обеспечивающий дополнительную подачу топлива при максимальной нагрузке на двигатель.
Форсунки — многосопловые закрытого типа. Соединены они трубопроводами высокого давления с насосом. Распылитель имеет четыре отверстия диаметром 0,32 мм. Форсунки регулируют на давление начала распыла 150 кГ/см2. Подъем иглы при впрыске топлива в цилиндр равен 0,4—0,5 мм. Форсунка снабжена фильтром тонкой очистки топлива.
Воздухоочиститель — мультициклонного типа с. двойной очисткой воздуха. Первая ступень представляет собой корпус с приваренными к нему бункером и секцией с циклонами в сборе.
Вторая ступень выполнена в виде кассет из проволочной канители, смоченной маслом. Бункер первой ступени соединен трубопроводом с эжектором на выпускной трубе двигателя, благодаря чему при работе происходит непрерывный отсос пыли из бункера в окружающую атмосферу.
Система охлаждения и система снабжения воздухом
Дизели А-01 снабжены жидкостной системой охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный насос. Под давлением он гонит охлаждающую жидкость по трубкам ЖМТ (если он имеется), охлаждая моторное масло. Затем жидкость поступает в рубашку охлаждения блок – картера, охлаждая сначала нижнюю часть гильз цилиндров, а затем верхнюю (более нагретую).
Из верхнего пояса охлаждающая жидкость поступает в рубашки охлаждения головок цилиндров, отправляясь вначале к наиболее нагретым местам расположения выпускных клапанов и форсунок. Из рубашек охлаждения головок цилиндров жидкость собирается в водяной трубе и идёт в термостатную коробку. Термостат ускоряет прогрев дизеля и регулирует температуру охлаждающей жидкости в допустимых пределах. В системе охлаждения дизеля предусмотрены места для присоединения отопителя кабины предпускового подогревателя.
Снабжение двигателя воздухом, необходимым для сгорания дизтоплива в цилиндрах, производится самовсасыванием, под воздействием разрежения, которое создаётся движениями поршней на тактах впуска.
Система электрооборудования
Система электрооборудования дизелей А-01 имеет однопроводное исполнение. Электрооборудование данных моторов рассчитано на напряжение сети 24 Вольта.
В систему электрооборудования также входят: генератор, предназначенный для совместной работы с аккумулятором в качестве источника электроэнергии; стартер, используемый для прямого электростартерного пуска двигателя; факельная свеча для системы электрофакельного подогрева (ЭФП) воздуха во впускном коллекторе; топливный клапан для системы ЭФП; электромагнитный топливный клапан (КЭТ) для аварийной остановки мотора при падении давления масла ниже допустимого; датчик-сигнализатор засоренности топливного фильтра; датчик засоренности воздушного фильтра.
Обслуживание и ремонт
Обслуживание мотора А01 — достаточно простое. Можно сказать, оно аналогичное всем дизельным силовым агрегатам, типа ЯМЗ. Техническое обслуживание проводится каждые 12-15 тыс. км пробега. В этот показатель входит смена моторного масла и фильтрующего элемента. Также, рекомендуется проверять зажигание и состояние воздушного фильтра. Не стоит забывать, что смена воздушного элемента проводится каждое второе техническое обслуживание.
Двигатель особо не прихотлив в использовании топлива и моторного масла. Так, для нормальной эксплуатации подойдёт любое более-менее качественная минеральная смазки. Как показывает практика, обычно автомобилисты льют в мотор такое масло, как М10. Оно прекрасно выполняет все необходимые функции, а также при своевременной замене хорошо защищает элементы мотора. Особое внимание рекомендуется уделить воздушному фильтру. Лучше всего брать качественное изделие с металлическим основанием.
Пусковой двигатель, гидравлическое оборудование
Двигатель А-01 оснащается пусковым карбюраторным двухтактным двигателем модели ПД-10У, с электростартерным запуском.
Также на двигателе А-01 установлено два гидравлических насоса: НШ-10ДЛ (производительностью 14,5 литров в минуту) и НШ-32 или НШ-50 (производительностью 70 литров в минуту), шестеренчатого типа, с приводом от коленчатого вала. Привод насоса – отключаемый.
Технические характеристики двигателя А-01 в цифрах
- Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4.
- Диаметр цилиндра – 130 мм.
- Ход поршня – 140 мм.
- Рабочий объём цилиндров – 11,15 литра.
- Степень сжатия: 16,5±0,5.
- Способ смесеобразования: непосредственный впрыск дизтоплива.
- Номинальная мощность – 99 кВт (135 л.с.)
- Номинальная частота вращения коленчатого вала: 1700 мин-1.
- Номинальный коэффициент запаса крутящего момента – 25 процентов.
- Удельный эффективный расход дизтоплива при номинальной мощности – не более 221 г/кВт·ч (163 г/л. с.·ч).
- Относительный расход масла на угар, % к расходу топлива – не более 0,3 процента.
Двигатель а01 порядок работы цилиндров
Двигатель А-01М является базовой моделью. Он устанавливается на трактор Т-4А и его модификации, автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, экскаваторы ЭО-4121, ЭО-4124, МТП-71А, МТП-72, валочно-пакетирующую машину ЛП-19А, пневмокатки ДУ-58, ДУ-62
Направление вращения коленчатого вала (со стороны вентилятора)
Правое (по часовой стрелке)
Номинальная мощность, кВт (л.с.)
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.)
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин
Максимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, не более, об/мин
Максимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, не более, об/мин
Максимальный крутящий момент при 1100-1300 об/мин, не менее, Н.м (кгс.м)
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град.
Предельные углы наклона дизеля, град., не менее:
Удельный расход топлива при номинальной мощности, не более, г/кВт.ч (г/л.с.ч)
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, не более, г/кВт.ч (г/л.с.ч)
Модификации двигателя А-01
- А-01М, А-01МИ – базовая модель, габаритные размеры 1777 х 825 х 1423 мм.
- А-01МСИ – с термостатом и двухскоростным редуктором пускового двигателя, габаритные размеры 1777 х 739 х 1443 мм.
- А-01МБ – не устанавливаются гидравлические насосы и привод к ним. Габаритные размеры 1777 х 825 х 1423 мм.
- А-01МК – не устанавливаются: муфта сцепления, гидронасосы и привод к ним. Габаритные размеры: 1678 х 825 х 1423 мм.
- А-01МКС, А-01МКСИ – устанавливаются: электростартер, термостат. Не устанавливаются: муфта сцепления, гидронасосы и привод к ним. Габаритные размеры: 1630 х 739 х 1443 мм.
- А-01МС – устанавливаются: электростартер, термостат, свеча факельная, клапан топливный. Габаритные размеры: 1630 х 739 х 1443 мм.
- А-01МР, А-01МРИ – устанавливаются: термостат, двухскоростной редуктор пускового двигателя. Габаритные размеры: 1777 х 825 х 1423 мм.
- А-01МЕ – не устанавливаются: гидронасосы и привод к ним, муфта сцепления, механизм декомпрессора. Габаритные размеры: 1630 х 739 х 1443 мм.
- А-01МЕС – устанавливается электростартер. Не устанавливаются: гидронасосы и привод к ним, муфта сцепления. Габаритные размеры 1630 х 739 х 1443 мм.
В двигателях А-01М были применены гильзы из специального чугуна с обработкой рабочей поверхности методом плосковершинного хонингования, поршни с трёхколечным комплектом поршневых колец, оптимизированным профилем боковой поверхности и графитизированной юбкой, блок-картер с повышенной прочностью и с улучшенным охлаждением гильз цилиндров.
Усовершенствование конструкции дизелей, выполненные в последние годы, позволили уменьшить расход моторного масла на угар и увеличить моторесурс до 12 тысяч моточасов.
Применяемость двигателя А-01М: автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, экскаваторы ЭО-121, ЭО-4124, дорожные асфальтоукладчики ДУ-58, ДУ-62, трактора ТТ-4, ТТ-4М, Т-4А.
Применяемость двигателя А-01МИ: автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, экскаваторы ЭО-121, ЭО-4124, дорожные асфальтоукладчики ДУ-58, ДУ-62, трактора ТТ-4, ТТ-4М, Т-4А
Применяемость двигателя А-01М, А-01МК: фронтальные погрузчики ТО-18, ТО-29.
Применяемость двигателя А-01МКИ, А-01МКC, А-01МКCИ: фронтальные погрузчики ТО-18, ТО-28.
Применяемость двигателя А-01МР, А-01МРИ, А-01МРС, А-01МРСИ (двигатель с фальш поддоном), А-01МС: автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, экскаваторы ЭО-121, ЭО-4124, дорожные асфальтоукладчики ДУ-58, ДУ-62, трактора ТТ-4, ТТ-4М, Т-4А.
Применяемость двигателя: автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, экскаваторы ЭО-121, ЭО-4124, дорожные укладчик ДУ-58, ДУ-62, трактор ТТ-4, ТТ-4М, Т-4А
Основные конструктивные мероприятия, внедрённые на дизелях Алтайского моторного завода в 2000-х годах:
- были использованы только индивидуальные головки цилиндров, взамен моноблочных, за счёт чего было достигнуто повышение надёжности уплотнения газового стыка, уменьшение овализации гильзы цилиндра, уменьшение расхода картерного масла на угар;
- был внедрён электростартерный запуска (вместо пускового двигателя с редуктором);
- был использован блок-картер из отливок фирмы Luitpoldhuette, Германия с изменённой схемой охлаждения, за счёт чего произошло повышение надёжности, было обеспечено эффективное охлаждение гильз цилиндров.